Способы повышения уровня жизни населения. Голубева Н.В. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации

Проблема повышения уровня и качества жизни для современной России наиболее актуальна. Поэтому уровень жизни населения играет роль важнейшей интегральной характеристики социально-экономической системы в условиях ее трансформации и развития, показывает, как те или иные изменения в обществе влияют на различные группы населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1746. Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления его повышения 134.86 KB
Проанализировав средний уровень рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. В современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства, это становится особо важным.
19498. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБПРОМ» 327.12 KB
Финансовые возможности организации практически всегда ограничены. Задача обеспечения финансовой устойчивости состоит в том, чтобы эти ограничения не превышали допустимых пределов. В то же время необходимо соблюдать обязательное в финансовом планировании требование осмотрительности, формирования резервов на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могли бы привести к утрате финансовой устойчивости.
14201. Основные направления повышения финансовой устойчивости и деловой активности ЗАО «Татстроймонтаж» 130.84 KB
Понятие значение и задачи оценки финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 6 Факторы определяющие финансовую устойчивость предприятия и подходы к ее оценке. Методика анализа финансовой устойчивости и деловой активности предприятия...
1327. Основные направления к внедрению системы менеджмента качества в ОАО «Номос Банк» 375.59 KB
Развитие предприятий реального сектора экономики требует создания устойчивой банковской системы России, важнейшей характеристикой которой является своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц по привлечению и размещению денежных средств...
3280. Основные направления внешней политики России в XVII века 23.15 KB
Россия была значительно ослаблена в начале века польско-шведской интервенцией и социально-политическим кризисом внутри страны, поэтому возможностей для одновременного решения всех трех задач у нее не было. Первоочередной целью Москвы в XVII в. стало возвращение земель, которые были отторгнуты от России польско-шведскими войсками
5393. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XXI В.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 238.74 KB
Теоретико-методические основы инновационного развития внешней торговли в современных условиях глобализации Экономическая сущность внешней торговли государства виды формы направления развития Взаимосвязь и взаимообусловленность инноватизации внешней торговли и инновационных процессов национальной экономики в условиях глобализации...
3221. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Основные направления 20.15 KB
Россия решала несколько внешнеполитических задач: первое направление южное. Россия вела борьбу за выход к берегам Черного и Азовского морей освоение и заселение южных черноземных степей. Россия вела активную борьбу с революционной Францией. Русскотурецкие войны На южном направлении Россия многократно вступала в противоборство с Турцией.
3465. Внешняя политика России во второй половине XV-XVI вв.: основные направления, итоги 12.02 KB
Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю что расширило бы связи страны с Европой. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск были взяты Нарва и Юрьев исход ее был печален для России. Швеция так же успешно вела военные действия против России.
3053. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления, итоги 17.82 KB
Это позволило России занимать более активную позицию и на Балканах. Позднее этот город был присоединен к России было образовано Туркестанское генералгубернаторство.
16483. Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг 14.12 KB
Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг Национальная политика России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на: роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели национальной политики Качество продукции и услуг является одним из...

Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные лифты»: доступ к качественному профессиональному образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому – неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).

Специалисты предлагают следующие решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.

Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.



Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.

Общество также беспокоит тот факт, что низкие темпы роста минимальных социально-экономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Подробнее о каждом из них:

Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».

Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация работающего населения;

– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала».

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные – только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет.

Приоритетный национальный проект «Качественное образование»

К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе – объединение учебы и науки, развитие инновационного образования.

Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель – тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.

Инновационное образование – это образование, не столько ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В 2007 году предполагалось выбрать 30 ВУЗов, использующих обучение по инновационным программам. «Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах».

ВУЗы отбирались по двум критериям:

1. Качество и результативность представленной на конкурс инновационной программы.

2. Инновационный потенциал самого ВУЗа (в динамике за последние три года)

Эффективность научной и инновационной деятельности;

Состояние подготовки кадров;

Интеллектуальный потенциал вуза;

Обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагалось направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов.

Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

Основные направления реализации национального проекта – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования – большие объемы и малые сроки возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.

Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной реальности. «Возраст» семьи, принимающей решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии.

Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший импульс для развития всей экономики.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

С 1991 по 2005 годы произошло сокращение поголовья скота более чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать за счет:

Повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

Роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

Совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования – увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов).

С. Ю. Глазьев говорит о том, что «Чем успешнее будет антимонопольная политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных субсидий». Рентабельность АПК планируется повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы – бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения.

Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни может повысить каждый, с помощью таких внеэкономических операций, как использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка, ведение приусадебного хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами). Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном уровне это проведение т.н. субботников, оформление клумб, посадка деревьев.


Заключение

Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Исходя из анализа уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться. Не решены некоторые демографические проблемы.


Библиографический список

1. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. – СПб.:ТЭИ, 2011.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. – Спб.: «Лань», 2013.

3. Макроэкономика: Учебное пособие/ под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2014.

5. Управление качеством жизни/ под ред. В.В. Окрепилова. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010.

6. Экономический словарь/ сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

7. Экономическая статистика/ под ред. Иванова – 2013.

8. Бобков В, Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. – 2011. - №9. – с.55-60

9. Жеребин В.М, Ермакова Н.А, Земленская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения//Вопросы статистики. – 2013 - №7 – с.24

10. Дмитриев М. На полпути к богатству// Эксперт. – 2013. - №12. – с.76-77.

11. Инмаков О, Фролов Д. «Простые люди» и индикаторы развития// Экономист. – 2011. - №11. – с.60-66.

12. Коленникова О. Население как субъект оценивания системы неравенств// Свободная мысль. – 2014. - №5. – с.92-101.

13. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России// Вопросы статистики. – 2013. - №8. – с.66-71.

14. Плышевский Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни// Вопросы статистики. – 2013. - №6. – с.25-29.

15. Правовой сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

16. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // [Электронный ресурс] // Министерство Экономического развития Российской Федерации // Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120912_000004 (дата обращения: 06.05.2016).

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

20. Центральное Разведывательное Управление [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.cia.gov/index.html/ (дата обращения: 05.05.2016).


Экономический словарь/ сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. – Спб.: «Лань», 2012.

Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

Программа Развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 05.05.2016).

Программа Развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 05.05.2016).

Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. – СПб.:ТЭИ, 2011.

Бобков В, Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. – 2011. - №9. – с.55-60

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

Программа Развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 05.05.2016).

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // [Электронный ресурс] // Министерство Экономического развития Российской Федерации // Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120912_000004 (дата обращения: 06.05.2016).

Говоря о качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики . От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя определенную экономическую политику, государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшается.

Эти показатели можно разделить в широком смысле на четыре блока:

Во-первых, финансово-экономические показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень инфляции .

Во-вторых, показатели материального благосостояния населения, которые включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др.

В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и т.д.

В-четвёртых, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти показатели связаны, и изменение одного повлечет за собой изменение другого. Высокий уровень жизни можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Каждый из нас знает о проблеме учителей и врачей. Достойная зарплата решит хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.

Показатели материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают значительное влияние на экономику страны, поэтому государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в их улучшении. Это могут быть меры по снижению безработицы, повышению уровня занятости населения путем создания благоприятных условий труда, сохранения длительной трудоспособности (снижение смертности, повышение уровня здоровья населения). Эффективным представляется повышение профессионально-квалификационного уровня основной части специалистов, особенно высококвалифицированных работников, во всех отраслях народного хозяйства.

Реально создание и использование различного рода учебных программ, где специалисты при финансовой поддержке своих фирм могут выполнять собственные исследования. Обязательны поддержка профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости.

Если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.


Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества, прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития “человеческого капитала”.

К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения.

В условиях рыночной экономики велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса.

Особую важность представляют меры по сохранению и развитию отечественного научно-технического потенциала. Среди них субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом, освобождение от налогов затрат на НИОКР . Действенным также видится сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, субсидирование затрат научно-технических организаций на пользование информационными сетями и базами данных.

Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Особое значение следует придавать ипотеке.

Важно отметить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством.

Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров.

Требует немедленного осуществления поиск путей совершенствования системы образования в России, улучшения качества и повышения уровня образования подготавливаемых специалистов. Необходимо создать социально-экономические условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить контроль деятельности негосударственных вузов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам.

Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды.

Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ""мешать"" друг другу.

Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическом действию. Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ.

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:

1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.

3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.

4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

5. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.

6. Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.

7. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.

8. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.