Суть концепции классической политэкономии сводится. Классическая политэкономия. Основные представители. Классическая школа — фундаментальная основа науки

Предпосылки формирования классической школы. К середине XVII столетия складывается совокупность предпосылок для перехода к теоретическому этапу развития политической экономии. Проникновение капитала в сферу производства, усложнение хозяйственной жизни, возрастание роли промышленной буржуазии и наемных рабочих потребовали системного осмысления их роли в создании богатства, вызвали к жизни необходимость уяснения общественных условий, которые бы в наибольшей степени способствовали его росту. Классическая школа политической экономии справилась с этой задачей. Определив богатство как совокупность товаров, она рассматривала производство как решающую сферу создания богатства, а труд – как его источник и всеобщую меру. Для экономистов классической школы наличие свободы частных лиц в приложении их способностей, разумные налоги и конкуренция – необходимые и достаточные условия для позитивного проявления экономических законов и увеличения богатства страны. Законы капиталистической экономики воспринимались представителями классической школы как нечто соответствующее естественной природе человека и вследствие этого - исторически непреходящее. Классическая школа была первой теоретической школой буржуазной политической экономии. Классическая буржуазная политическая экономия (термин ввел Карл Маркс) возникла во второй половине XVII в. и достигла своего расцвета в начале XIX века. В дальнейшем она вступает в период разложения своей трудовой парадигмы, завершившийся маржинальной революцией 70-х годов XIX в. и переходом буржуазной политической экономии к субъективно-психологической парадигме.

Этапы эволюции классической политической экономии

Первый этап – обоснование идей свободной торговли и предприниматель­ства: экономические учения У. Петти и П. Буагильбера. Особенности трактовок категорий богатство, деньги, стоимость, доходы.

Второй этап – А. Смит: становление политэкономии как науки. Учение А. Смита и его труд "Исследование о природе и причинах богатства народов". Принцип «невидимой руки», теория разделения труда, теория стоимости, теория производительного труда. Теории денег, доходов, капитала, воспроизводства. "Баснословная догма" Смита.

Третий этап - развитие политической экономии в трудах экономистов Д. Риккардо, Ж. Б. Сэя, Т. Р. Мальтуса. Экономическое учение Д. Рикардо. Теории стоимости, капитала, доходов, воспроизводства. «Железный» закон заработной платы Д. Рикардо. Учение Ж. Б. Сэя. Теория трех факторов производства, теории доходов, стоимости. Закон рынков Ж. Б. Сэя, или концепция о безкризисном экономическом росте. Учение Т. Р. Мальтуса. Теория народонаселения.

Четвертый этап – формирование идей либерального реформизма и марксизма. Дж. С. Милля – противопоставлении законов производства и распределения. Сущность теории стоимости и нейтральности денег, суждений о социализме и реформах. Модель идеального общества К. Маркса. Теория классов. Теории капитала, стоимости, денег, доходов. Схемы воспроизводства. Теория цикличности экономического развития капитализма.

Родоначальником классической школы в Англии стал Вильям Петти (1623-1687 гг.). Основные работы: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» (1682). Петти считал себя основателем новой науки – политической арифметики (в настоящем – экономической статистики). Он стремился определить величину национального богатства Англии. Решая эту статистическую задачу, Петти делает два революционных шага в области политической экономии: по-новому решает вопросы о природе богатства и его мере. Под богатством он имеет в виду, прежде всего, результат годового производства нации, ее имущество, освоенную землю, деньги, трудовые навыки. Для подсчета его величины Петти применяет естественные цены, которые представляют собой средневзвешенные рыночные (политические) цены за длительный период времени. Естественные цены нельзя объяснить соотношением спроса и предложения, поскольку как средние цены они предполагают равенство спроса и предложения. Основанием и мерой («общим знаменателем») естественных цен товаров Петти считал количество труда, затраченного при их создании и доставке потребителю.

Петти исследует природу доходов наемных работников (заработной платы) и собственников капитала и земли (ренты). По мнению У. Петти качественная определенность заработной платы заключается в том, что она есть «цена труда» наемного работника. Количественная определенность заработной платы заключается в том, что ее величина регулируется стоимостью минимума жизненных средств, необходимых для существования рабочего. Петти полагал, что работник может получать в виде заработной платы лишь часть созданной им естественной цены продукта. Другая ее часть достается капиталисту в виде ренты.

Заложив основы трудовой теории обмена и доходов, Петти вместе с тем породил, характерное для экономистов классической школы тавтологическое определение заработной платы: если в основе цены лежит известное количество труда, то определение «цена труда» по действительному смыслу равнозначно выражению «труд есть труд». Кроме того, если рабочий действительно получает «цену труда», то тогда ему достается вся созданная им стоимость и, следовательно, исчезает рациональный источник ренты (прибыли). Если же рабочий получает часть созданной им стоимости, то обмен между рабочим и капиталистом не является эквивалентным, что противоречит общему закону товарного обмена – закону стоимостной (трудовой) эквивалентности. Однако утверждая, что величина заработной платы регулируется стоимостью средств существования наемных работников, Петти фактически отмечает, что она есть не цена труда» рабочих, а цена средств их существования.

Петти пытался обнаружить и сформулировать закон образования цены земли. Он гениально улавливает, что в случае с землей объектом купли-продажи выступает право получения ренты и рассматривает цену земли как капитализированную ренту.

Во Франции основы классической школы были созданы Пьером Буагильбером (1646-1714 гг.) в работах «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы, или «Как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население» (1696), «Обвинение Франции». Буагильбер считал, что государственная регламентация хозяйственной жизни, запрет свободной торговли зерном (столь характерные для меркантилизма) являются причиной экономического упадка Франции. Свобода торговли, по его мнению, привела бы к установлению естественных цен, возмещающих крестьянам и ремесленникам обычные затраты их труда. Буагильбер отрицательно относился к деньгам и торговым посредникам, не видя в развитии торгового и промышленного капитала будущего Франции.

В середине XVIII столетия во Франции сложилась первая теоретическая школа политической экономии - школа физиократов, лидером которой стал Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Применяя метод логической абстракции, он создал первую теоретическую модель буржуазной экономики. Общество, в его «естественном» состоянии (свободной конкуренции) Кенэ представляет в виде трех взаимосвязанных классов: производительного (фермеры), бесплодного (занятые в промышленности и торговле) и собственников (землевладельцы). По мнению Кенэ, только труд, прилагаемый к обладающей естественным плодородием земле, является производительным и становится источником возмещения изношенной части первоначальных авансов фермеров (вложения в постройки, рабочий скот - в те элементы сельскохозяйственного производства, которые приобретаются единовременно, но изнашиваются постепенно в течение (в среднем) десяти лет), всего их ежегодного аванса (вложений в ту часть элементов сельскохозяйственного производства, которая потребляется в ходе его одного цикла) и создателем чистого продукта, передается фермерами земельным собственникам в виде ренты за использование земли. Часть урожая фермеры обменивают на продукт промышленности. Но последняя часть, по представлениям Кенэ, не увеличивает богатство общества, т.к. лишь преобразует чистый продукт сельского хозяйства. По сути, Кенэ был первым исследователем воспроизводства индивидуального капитала. Первоначальный и ежегодный аванс фермера есть не что иное, как основной и оборотный капитал и различие между ними он, верно, видит в разных способах их износа и возмещения стоимости.

Кенэ обнаруживает понимание того, что законы воспроизводства фермерского хозяйства не тождественны законам воспроизводства экономики в целом. Таким образом, «микроэкономический» «срез» естественной экономики у него дополняется макроэкономическим анализам. В обобщенном виде макроэкономический аспект теории Кенэ представлен в знаменитых «Экономических таблицах» (1758). Кенэ полагал, что в условиях свободы конкуренции обмен товарами на макро - и микроуровнях экономики является эквивалентным.

Анн Робер Тюрго (1727-1781 гг.) в своей основной работе «Размышление о создании и распределении богатства» (1766) выделяет особую роль сельского хозяйства в создании богатства. Он рассматривал реальную прибыль в промышленности и отметил факт ее деления на процент прибыли (доля прибыли, присваиваемая собственником по праву собственности на капитал) и предпринимательский доход (доля прибыли, достающаяся лицу, применяющему капитал). Тюрго выделяет еще один класс - наемных работников в сельском хозяйстве и промышленности. Рассматривая обмен, как эквивалентный процесс, Тюрго, вместе с тем, объяснял, что цена определяется полезностью товаров. К числу несомненных теоретических заслуг Тюрго следует отнести его модель выравнивания отраслевых норм прибыли в ходе межотраслевой конкуренции капиталов. По его мнению, отрасли с первоначально высокой годовой нормой прибыли привлекают капитал из менее доходных отраслей. Через некоторое время здесь возникает избыток предложения, происходит падение цен и доходности, тогда как в первоначально низко доходных отраслях, напротив, наблюдается рост нормы прибыли. Возникновение средней (одинаковой для всех отраслей) нормы прибыли и будет «общим итогом» межотраслевой «миграции» капиталов.

Основоположник классической политической экономии Адам Смит (1723-1790 гг. «Исследование о природе и причинах богатства народов») в методологическом плане опирается на идеи французских просветителей (концепцию неотъемлемых естественных прав человека и идею общественного договора) и сформировавшийся на базе естественных наук тип рационального мышления, требующий каузального причинно-следственного объяснения явлений окружающей человека действительности.

Период : вторая половина XVIII — первая половина XIX в.

Имена :

  • Предшественник:
  • Основоположники: ,
  • Последователи: , Дж. Ст. Милль, Т. Мальтус.

Важнейшие черты классической школы:

  • Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий.
  • Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах.
  • Выдвинута трудовая теория ценности (стоимости): в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.
  • Обоснован принцип экономической свободы.
  • Lassez faire: люди, действуя в собственных интересах, способствуют умножению общего богатства. Государство должно создавать правовые основы экономической деятельности.
  • Показана связь факторов производства (земли, капитала, труда).
  • От поиска внешних сил и обращений к власти А. Смит и Д. Рикардо направили экономистов к анализу внутренних причин функционирования экономики.

Классическая школа — фундаментальная основа науки

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его «экономический человек» и «невидимая рука» убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества.

Выделим характерные признаки классической школы:

  • Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.
  • Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
  • Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно- следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.
  • Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.
  • Категория «стоимость» признавалась исходной, от которой происходили другие категории.
  • Деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

Классическая школа до А. Смита

В Англии в начале XVII в. капиталистический уклад хозяйства уже получил значительное развитие. Быстро развивались обработка шерсти, горное дело, кораблестроение, металлургия, хлопчатобумажная и писчебумажная промышленность. В сельском хозяйстве лендлорды сгоняли крестьян с земли посредством огораживания. Получила распространение аренда земли фермерами-капиталистами, применявшими наемный труд.

Из-за массового обезземеливания множество крестьян лишились средств производства. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. в Англии началась буржуазная революция во главе с О. Кромвелем (1599-1658 гг.). После государственного переворота в 1688 г. Англия превратилась в конституционную монархию. Был достигнут компромисс между землевладельцами и буржуазией. Основные государственные должности остались в руках землевладельческой аристократии, а решающую роль в политике стала играть буржуазия.

Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был У. Петти (1623-1687 гг.). Наиболее известной его работой является «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.). Трудовая теория стоимости, которая берет свое начало в этом труде, явилась отправным пунктом, от которого началось исследование внутренних зависимостей производства.

У. Петти различал естественные и рыночные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Основу цены составляет «естественная цена», или стоимость. Он определял ее затраченным на производство товара трудом.

У. Петти выявил факторы, участвующие в производстве продукции, создании богатства. Он выделял четыре фактора. Первые два — земля и труд — основные. Два других фактора, участвующих в создании продукта, не основные. Это квалификация, искусство работника и средства его труда — орудия, запасы и материалы.

Они делают труд производительным, но оба они не могут существовать самостоятельно, т.е. без труда и земли.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории. Рента — излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы.

Характеризуя заработную плату, Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил ее зависимость от стоимости средств существования рабочего. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.

Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. Он рассматривал ее в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет. Петти дал оригинальный расчет, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое определялось продолжительностью совместной жизни представителей трех поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год. Такой расчет был произвольным и не решал проблемы. Для ее научного понимания требовалось знание природы ссудного процента, который выступал у Петти не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты.

Во Франции во второй половине XVII в. господствовал феодальный строй. Вся земля находилась в руках дворянства и духовенства. Крестьяне были лично свободными, но задавленными многочисленными феодальными повинностями, государственными налогами. Капитализм развивался медленно. Крестьяне вели натуральное хозяйство. Правительство проводило политику низких цен на хлеб. Его вывоз за границу запрещался. Войны и королевский двор истощили государственную казну. Нужда, голод и нищета были повсеместными явлениями.

Зарождение классической политэкономии во Франции связано с именем П. Буагильбера (1646-1714 гг.). По его мнению, богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего продуктах земледелия. Он рассматривал богатство в противоположность меркантилистам как сумму потребительных стоимостей, а его основу видел в сельском хозяйстве. Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.

Классическую политэкономию во Франции после Буагиль- бера представляла школа физиократов, основанная в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В нее входили так же А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немер, В. Гурнэ и др.

Слово «физиократия» в переводе с греческого означает власть природы.

Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку». Естественный порядок под которым понимался буржуазный строй, предполагал развитие экономики на основе свободной конкуренции, стихийной игры цен, исключающей вмешательство государства.

Физиократы видели источник богатства в производстве. Однако толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.

В соответствии со своим пониманием производства Ф. Ке- нэ делил общество на три класса:

  • собственники (дворянство, духовенство, король со свитой);
  • фермеры — производительный класс;
  • «бесплодные», включавшие торгово- промышленное население.

Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства общественного капитала, предпринятая Ф. Кенэ в его знаменитой «Экономической таблице» (1758 г.). «Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов:

  • деление общества на три класса;
  • чистый продукт производится только в сельском хозяйстве;
  • для промышленности характерно лишь сложение стоимостей;
  • капитал фермеров делится на первоначальные и ежегодные авансы.

Реализация общественного продукта приурочена к окончанию хозяйственного года. Весь процесс можно представить в виде нескольких актов. Земельные собственники, обладающие деньгами в сумме 2 млрд. ливров (рента, полученная за предыдущий период), приобретают продовольствие у фермеров на 1 млрд. ливров (акт 1), а на второй млрд. ливров покупают промышленные изделия у «бесплодных» (акт 2). Класс «бесплодных» на вырученные деньги (1 млрд. ливров) приобретает у фермеров продовольствие (акт 3). Фермеры, в свою очередь, на 1 млрд. ливров покупают у «бесплодных» мануфактурные изделия для возмещения сношенной части орудий труда (акт 4). «Бесплодные» у фермеров приобретают на 1 млрд. ливров сырье, необходимое для продолжения производства (акт 5).

Процесс реализации опосредован движением денег. Первая их половина (1 млрд. ливров) после первого акта выходит из обращения и остается у фермеров. Второй млрд. ливров обслуживает реализацию и в итоге тоже оседает у фермеров. Деньги в сумме 2 млрд. ливров будут выплачены земельными собственниками в качестве ренты. Учитывая это обстоятельство, Ф. Кенэ выдвинул требование, чтобы все налоги в государстве выплачивались получателями ренты — земельными собственниками.

В «Экономической таблице» рассматривалось только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, каким образом реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Тем не менее «Экономическая таблица» Ф. Кенэ впервые выявила условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.

Дальнейшее развитие физиократических воззрений нашло отражение в работе Ж. Тюрго (1727-1781 гг.) «Размышление об образовании и распределении богатства» (1766 г.).

Основные идеи экономического учения А. Смита

В XVIII в. Англия значительно опережала в своем развитии другие европейские страны. В Англии раньше, чем в других странах, сложились технические и экономические предпосылки для перехода от мануфактуры к фабрике. Страна стояла на пороге промышленной революции. Ее промышленные товары находили большой спрос на рынках других стран. В то же время система протекционизма, а также цеховые регламенты и законы, регулирующие хозяйственную жизнь, изжили себя. Промышленная буржуазия выступает с требованием свободы предпринимательства, скорейшей ликвидации пережитков феодализма.

В результате сложились условия для активизации экономической мысли, ее главным представителем по праву считается А. Смит.

А. Смит (1723-1790 гг.) рассматривал человеческое общество как меновой союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. По его мнению, стремление отдельного индивида к выгоде совпадает с интересами всего общества. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства в экономику. Эти положения составляют суть концепции экономического либерализма, в основу которой он, как и физиократы, положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений.

Произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) начинается с анализа проблемы разделения труда. Смит рассмотрел разделение труда внутри мастерской, в мануфактуре, в обществе, показал, как с развитием разделения труда растет его производительность. При этом он сформулировал зависимость количества продукта от числа лиц, занятых полезным трудом, и от производительности труда.

Смит не сумел разрешить проблему различия между разделением труда внутри мануфактуры и в обществе. Он рассматривал общество как большую мастерскую, утверждая, что нельзя охватить процесс разделения труда в целом, связь между отдельными производствами затемняется благодаря разбросанности отраслей и большому числу занятых рабочих в каждой отрасли.

Источник разделения труда Смит видел в обмене. С ростом разделения труда и с развитием обмена он связал происхождение денег. Не считая деньги единственной формой богатства, он оценивал их как техническое средство обмена. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной Смит признавал последнюю. Он считал деньги товаром, продуктом стихийного объективного процесса развития общества, всеобщим орудием торговли. Различия между металлическими и бумажными деньгами Смит не проводил.

Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял рыночные цены, считая их случайными, зависящими от спроса и предложения в обществе. Основу цены, по его мнению, составляет определенное количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. В каждом товаре он выделял два свойства:

  • полезность, или потребительскую стоимость;
  • свойство обмениваться на другую вещь.

Стоимость он рассматривал неоднозначно по отношению к примитивному и цивилизованному обществам. Для примитивного состояния Смит считал возможным определение стоимости двояким путем:

  • трудом, затраченным на производство товара;
  • трудом, покупаемым в процессе обмена.

В цивилизованном обществе, в отличие от примитивного, количество первого и второго видов труда не совпадает, поскольку это разные величины: второй вид труда меньше первого. Пытаясь разрешить этот вопрос, Смит ставит проблему: из каких частей складывается стоимость? Ответ на этот вопрос получил название «догмы Смита». Смит пришел к выводу, что стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Анализируя капитал, Смит показал, что рост производства, создание мануфактурной промышленности — это результаты деятельности капитала. Под капиталом он понимал особый фонд производства, сумму средств производства, вещественный фактор производства. Смит разделял капитал на основной и оборотный. Под оборотным капиталом он понимал ту его часть, которая находится в обращении. Та часть капитала, которая не вступает в обращение, получила название основного капитала. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносит прибыль: основной — в производстве, оборотный — в сфере обращения.

Под заработной платой Смит понимал сумму денег, которую получает товаропроизводитель, реализуя свой товар. Заработная плата в его учении характеризуется как стоимость труда.

Прибыль, по Смиту, является вычетом из продукта труда рабочего. Это результат неоплаченного труда, присвоение чужого труда капиталистом.

Характеризуя ренту, Смит дал несколько ее определений:

  • рента как вычет из продукта труда рабочего, который присваивают землевладельцы;
  • рента как результат действия природных факторов;
  • рента как результат монополии на сельскохозяйственную продукцию.

Смит выделял производительный и непроизводительный труд. Производительным он считал труд, который обменивается на капитал, непроизводительным — труд, который обменивается на доход. Всю сферу нематериального производства Смит считал непроизводительной.

Экономическое учение Давида Рикардо

В последней трети XVIII в. в Англии началась промышленная революция. Начался переход от мануфактуры к крупному машинному производству. Огромное значение имело распространение универсального двигателя — паровой машины. Крупная промышленность заняла господствующее положение в английском народном хозяйстве. Городское население увеличилось за счет сельского. Возникли новые фабричные города. Следствием распространения машин стало удлинение рабочего дня, повышение интенсивности труда, понижение заработной платы, массовая безработица.

В 1793 г. началась длительная война Англии с Францией. Результатом этого стал рост налогов, появление бюджетного дефицита, который покрывался государственными займами. В 1797 г. Английский банк прекратил размен своих банкнот на золото. Началась инфляция, что ударило по положению рабочих. В это время на первый план выдвинулась промышленная буржуазия. Идейным оружием буржуазии стала экономическая теория Д. Рикардо.

Д. Рикардо (1772-1823 гг.) все экономические категории стремился объяснить на базе основной, по его мнению, категории стоимости.

Рикардо считал, что общество всегда было однотипным, развиваясь только по количественным параметрам. В своем учении он большое место отводил проблемам распределения, считая их ключевыми. Распределение Рикардо анализировал на основе выяснения законов производства.

Главное произведение Рикардо «Начала политэкономии и налогового обложения» содержит 32 главы, из которых вопросы экономической теории занимают первые 6. Остальные посвящены практическому применению теории.

Рикардо критиковал Смита за его «догму», писал, что стоимость должна определяться трудом, затраченным на производство товара. Он считал, что стоимость первична и не может определяться доходами.

В своем анализе Рикардо пытался определить различие между относительной и реальной стоимостью. Под реальной стоимостью он понимал овеществленный в товаре труд, под относительной — меновую стоимость.

На базе трудовой теории стоимости Рикардо начал анализ денег. Он приходит к выводу, что в обращении может находиться любое количество не только бумажных денег, но и золотых монет, не делая различий между золотым и бумажноденежным обращением. Рикардо считал, что соотношение товаров и денежной массы определяет уровень цен и стоимость денежной единицы, а стоимость последней зависит от количества денег в обращении.

Капитал он определял как часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин, необходимых, чтобы привести в движение труд.

Вслед за Смитом Рикардо характеризовал прибыль как избыток стоимости товара над заработной платой, результат неоплаченного труда рабочего. Но в отличие от Смита он утверждает, что норма прибыли постепенно падает вследствие повышения заработной платы и увеличивающейся трудности снабжения возрастающего населения предметами насущной необходимости. С этим должна считаться государственная политика налогообложения.

Трактуя заработную плату, Рикардо рассматривал ее как часть стоимости, которая покрывает стоимость средств существования рабочего, как цену труда, при этом основное внимание он сосредоточил на количественных изменениях заработной платы. Теория заработной платы Рикардо базируется на положениях теории Т. Мальтуса. Он считал, что динамика заработной платы связана с движением численности работающего населения, которое воздействует на предложение рабочей силы. В зависимости от естественного прироста рабочего населения формируется спрос и предложение труда, а следовательно, колеблется и заработная плата.

Теория земельной ренты Рикардо впервые в истории экономической мысли содержит определила ренту как добавочную прибыль на капитал, вложенный в сельское хозяйство. Он характеризует ренту как вычет из продукта труда, как часть стоимости, которая создается трудом рабочих в сельском хозяйстве. Рикардо описал и сосредоточил внимание на дифференциальной ренте, которая определяется различием плодородия земель, связав образование этой ренты с действием закона убывающего плодородия почвы.

Рикардо был сторонником политики фритредерства. Говоря о внешней торговле, он обращал внимание на ее полезность для страны тем, что она увеличивает массу и разнообразие предметов, на которые может расходоваться доход, и создает благодаря обилию и дешевизне товаров побуждение к сбережению и накоплению капитала. Рикардо является одним из авторов идеи, обосновывающей выгодность международного разделения труда и специализации стран на производстве отдельных товаров. Он показал, что специализация выгодна не только в тех очевидных случаях, когда она диктуется природными и климатическими условиями. Необязательно, чтобы страна имела абсолютное преимущество по данному товару, т.е. чтобы затраты труда на производство единицы этого товара были меньше, чем за границей. Достаточно, чтобы она имела сравнительное преимущество, т.е. чтобы по данному товару соотношение ее затрат с затратами других стран было более благоприятно для нее, чем по другим товарам. С помощью цифрового примера Рикардо доказывал, что при определенном соотношении затрат такая страна все же может выиграть от специализации на производстве данного товара. Разработка теории сравнительно преимущества в международной торговле была научным достижением Д. Рикардо.

Теории Ж.-Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса

В противоположность рикардианским взглядам на источник стоимости и образования доходов выдвигалась концепция, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько факторов: земля, капитал, труд. Одним из авторов трехфакторной концепции был французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832 гг.).

Сэй считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели (они организуют и правят делом производства), землевладельцы (предоставляют природный материал для производства товаров) и рабочие (создают готовый продукт). Участники производственного процесса не находятся в противоречии, а, наоборот, дополняют друг друга.

По мнению Сэя, прибыль нельзя рассматривать как вычет из продукта рабочего, она есть результат функционирования капитала. В своей триединой формуле Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом — заработную плату, за капиталом — прибыль, за землей — ренту.

Широкое распространение получил закон Сэя о реализации — закон рынков. Сэй пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением факторов производства. Рыночные силы, по мнению Сэя, исключают возможность общего перепроизводства товаров, экономических кризисов.

Другой французский экономист — Фредерик Бастиа (1801-1850 гг.) выдвинул и обосновал теорию услуг, а также концепцию «экономических гармоний». В теории услуг производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена, по мнению Бастиа, создается полезность, представляющая одну из частей совокупного продукта в виде товаров или услуг.

На основе теории услуг Бастиа разработал идею утверждения экономических гармоний, складывающихся в условиях развития свободной торговли и свободного предпринимательства. По его мнению, капитал создается в результате усилий или лишений с целью приобретения каких-либо выгод в будущем. Следовательно, уступить капитал — значит лишить себя выгоды, оказать услугу другому лицу. Оказавший услугу, таким образом, имеет право на получение соответствующего вознаграждения, которое может быть в виде арендной платы, ренты, процента и т.д.

Рыночная экономика в учении Бастиа — это подлинное устройство свободы и гармонии, поскольку все члены рыночного общества вынуждены оказывать друг другу взаимные услуги и взаимную помощь ради общей цели.

Идеи Томаса Мальтуса (1766-1834 гг.) становятся известными в экономической литературе после его работы «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.).

Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одной из главных причин войн Т. Мальтуса считал «недостаток места и продовольствия». Он подчеркивал стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи. Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.

Завершение классической политэкономии

Джон Стюарт Милль

Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) — один из завершителей классической политической экономии, автор «Основ политической экономии» (1848 г.), ставших учебником для нескольких поколений экономистов Европы.

В теории производительного труда он солидарен со Смитом. Новизна его позиции в том, что производительным он рекомендует признать труд на охрану собственности и на приобретение квалификации, позволяющий производить накопление. По утверждению Милля, доходы от производительного труда потребляются в производительной форме, если это потребление поддерживает и увеличивает производительные силы общества. Поэтому любые доходы от непроизводительного труда, считает он, это только простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом.

Дж. С. Милль полностью разделял теорию народонаселения Т. Мальтуса, он приводил разнообразную аргументацию мер по ограничению семьи за счет добровольного снижения рождаемости, эмансипации женщин и т.д.

Первые суждения и трактовки о социализме и социалистическом устройстве общества среди представителей классической политэкономии также принадлежат Миллю. Он не был согласен с социалистами в том, что социальная несправедливость связана с правом частной собственности как таковой. По его мнению, задача состояла лишь в преодолении индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с правами собственности. Милль считал, что жизненный идеал нельзя рассматривать как «борьбу за преуспевание», т.к. «только в отсталых странах мира увеличение производства является наиболее важной задачей — в более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения».

Идеи активизации участия государства в социально- экономическом развитии общества и связанные с этим реформы охватывают в работе Дж. С. Милля многие проблемы. Государству, по его мнению, целесообразно ориентировать центральный банк на рост банковского процента, поскольку за этим последует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса и будет предотвращена утечка золота за границу.

Разделяя принцип невмешательства государства в экономику, Милль подчеркивал необходимость использования возможностей государства в части создания инфраструктуры развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее.

Социальные реформы, предложенные Миллем, можно свести к трем позициям:

  • уничтожение наемного труда при помощи производительной кооперативной ассоциации;
  • социализация земельной ренты при помощи земельного налога;
  • ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования.

Экономическое учение К. Маркса

К середине XIX в. обострилась борьба между трудом и капиталом. Пролетариат выступил в ряде стран в качестве самостоятельной силы: во Франции в 1831 и 1834 гг. — восстание лионских ткачей; в Англии в 30-х годах — начало чартистского движения. Выступления рабочих были направлены против капиталистической системы. В 40-х годах XIX в. центр революционного движения пролетариата переместился в Германию: в 1844 г. — восстание силезских ткачей, где и возник марксизм. Марксизм, родоначальниками которого были немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс, - это учение рабочего класса.

По признанию самого К. Маркса (1818-1893 гг.), методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита- Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха и французского утопического социализма. У первых представителей он заимствовал в числе прочих трудовую теорию стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, понятие производительного труда и др.; у вторых — идеи диалектики и материализма; у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества.

Центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил в 1859 г. в «Критике политической экономии». Основная идея концепции заключается в том, что в общественном производстве люди вступают в определенные необходимые отношения — производственные отношения, которые не зависят от их воли и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, считал Маркс, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

В концепции о базисе и надстройке сделана попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом диалектики производительных сил и производственных отношений. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными не позволили понять представителям классической политической экономии, которые, собственно, открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

По убеждению К. Маркса, капитализм исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, превратившемся лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы.

В доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам.

Свое исследование в «Капитале» (1861-1863 гг.) Маркс начинает с изучения товара — элементарной клеточки капиталистического производства.

Выявив двойственный характер труда — абстрактность и конкретность, — Маркс формулирует противоречие товара и труда, его создающего. Наличие этого противоречия предопределяет противоречия во всей капиталистической системе хозяйства. Отсюда — неизбежность экономических кризисов перепроизводства.

Стоимость, по Марксу, равна сумме следующих составляющих:

  • C — постоянный капитал;
  • V — переменный капитал;
  • M — прибавочная стоимость.

Прибавочная стоимость — это стоимость, создаваемая сверх стоимости рабочей силы.

С — старая стоимость, воплощенная в затратах капитала на машины и оборудование, участвующие в производственном процессе.

(V + М) — вновь созданная трудом рабочего стоимость. V — капитал, затраченный на покупку рабочей силы.

Подразделяя капитал на постоянный и переменный, Маркс имел в виду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создает только переменный капитал.

Норма эксплуатации определяется как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом:

m" = (m / v) * 100 %.

Новым в теории капитала К. Маркса является введение понятия «органическое строение капитала», которое представляет собой соотношение между постоянным и переменным капиталом (С/V). С ростом технического вооружения труда уменьшается доля рабочих в капитале, следовательно, уменьшается переменный капитал и растет органическое строение капитала. В результате этого появляется резервная армия труда — безработные.

Кроме того, Маркс полагал, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению из-за уменьшения в общем капитале доли переменного капитала, обусловленного накоплением капитала.

Таким образом, капитализм характеризуется экономическими кризисами, безработицей, снижением эффективности и поэтому должен быть заменен социализмом.

Маркс доводит до логического конца трудовую теорию стоимости, утверждая, что поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе революции.

Период: вторая половина ХVII – первая половина XIX вв.

Предшественники: У.Петти (Англия) и Пьер Буагильбер (Франция)

Основоположники: А.Смит, Д.Рикардо (Англия)

Последователи: Жан-Батист Сэй, Дж. Ст. Милль, Т.Мальтус

Завершение: К.Маркс

Характерные признаки классической школы:

1. неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

2. преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

3. выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.

4. опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

6. деньги были признаны стихийно выделившимся товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Оба они сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости , искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства.

Трудовая теория стоимости - Теория, согласно которой стоимость товаров или услуг определяется количеством затрат труда, необходимого для их изготовления. Эта теория игнорирует роль в производстве дефицитных природных ресурсов, а также тот факт, что стоимость использования основного капитала зависит не только от использованного для его производства труда, но и от ставки процента. Она абстрагируется и от того факта, что труд везде различается по качеству, что выражается значительными различиями в ставках заработной платы, выплачиваемой за труд, требующий различных навыков. Хотя труд, вероятно, является наиболее важным производственным фактором, он не является единственным, и базирование стоимости на одном факторе производства является большим упрощением.


Учение Уильяма Петти (1623-1687) является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Его работы - «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1683), «Кое-что о деньгах» (1682) и др. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Распространение мануфактурного и становление машинного производства означало создание материально-технической базы капитализма. Классики политической экономии пытаются открыть источник капиталистического богатства в сфере производства.

Решающий шаг в этом направлении был сделан Адамом Смитом (1723–1790). В опубликованном в 1776 г. «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит анализирует условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации.

ЧТО ТАКОЕ БОГАТСТВО?

В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-то специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех – фермеров, ремесленников, моряков, торговцев и др. Источником богатства, создателем всех ценностей является ТРУД.

Þ Сущность богатства - годичный труд народа, который создает продукты для существования и удобства жизни, т.е. направляется на потребление.

Þ НЕ деньги

Þ Продукт совокупного труда всех сфер производства, всех профессий.

Þ Продукты создаются как товары – для обмена .

Þ В основе богатства – разделение труда.

В своем главном экономическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы.

Разделение труда Смит объяснял так:

Потребности людей разносторонни,

А дарования односторонни,

Каждый человек от рождения способен только к одному виду труда

Разделение труда повышает производительность тремя способами:

  1. увеличением ЛОВКОСТИ каждого отдельного рабочего;
  2. экономией ВРЕМЕНИ при переходе от одного вида деятельности к другому
  3. способствует ИЗООБРЕТЕНИЮ и внедрению машин и механизмов, облегчающих и сокращающих труд.

Пример: булавочная мастерская – 10 чел. вырабатывали 48 000 булавок в день, или каждый по 4800. Если бы они работали в одиночку, то не более 20 булавок. Разница в производительности – 240 раз.

Разделение труда повышает эффективность не только на одном предприятии, но и в обществе в целом.

Пример: производство ножниц. Участвуют: рудокоп, дровосек, угольщик, строитель, каменщик, кузнец, производитель инструмента и др.

Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен. Продукты производятся не для личного потребления, а для обмена на продукты других производителей.

КТО СОЗДАЕТ БОГАТСТВО?

В развитии классической политической экономии можно выделить четыре этапа:

1 этап: формирование признаков зарождающегося нового (получившего впоследствии название «классическая политическая экономия») учения, альтернативного меркантилизму (конец XVII - начало XVIII в.). Появляются труды, авторы которых резко осуждали протекционистскую систему и подчеркивали приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании богатства (У.Петти - в Англии, П. Буагильбер - во Франции). Делаются первые попытки затратной трактовки стоимости товаров и услуг. Появляется физиократия - специфическое течение в рамках классической школы, которое продолжило аргументированную критику меркантилизма и значительно продвинуло экономическую науку (Ф.Кенэ, А.Тюрго);

2 этап: становление классической политической экономии. Этот период развития классической школы целиком связан с именем А.Смита - величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Его знаменитый труд «Исследование и природе и причинах богатства народов» стал первым в экономической науке полноценным трудом, изложившим общие основы экономической науки. Смитовские трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций;

3 этап: развитие классической политической экономии последователями А.Смита (первая половина XIX в.). В историческом аспекте это период завершения промышленного переворота, ознаменовавшего переход от мануфактурного к машинному (индустриальному) производству. В эпоху перехода к индустриальному обществу идеи А.Смита были дополнены и развиты целым рядом его последователей (Д.Рикардо, Ж.Б.Сэем, Т.Мальтусом, Н.Сениором, Ф.Бастиа и др.)

4 этап: завершение классической политической экономии (вторая половина XIX в.). Лучшие достижения классической школы были обобщены в трудах Дж.С.Миля и К.Маркса. Несмотря на то, что в этот период начало складываться новое направление экономической мысли, получившее впоследствии название неоклассической теории, теоретические воззрения классиков продолжали сохранять свою популярность. Последние лидеры классической политической экономии симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

Классическая политическая экономия была построена на основе применения прогрессивных методологических приемов исследования, известных на тот момент, таких как причинно-следственный (каузальный), индуктивный и дедуктивный, научной (логической) абстракции и др. В период классической школы политическая экономия стала подлинно научной дисциплиной, изучающей экономику свободной конкуренции.

    Экономические взгляды У. Петти.

Уильям Петти (1623-1687 г.г.) – основатель классической политэкономии в Англии

Основные работы: «Трактат о налогах и сборах»(1662 г.), «Слово мудрым»(1664 г.), «Политическая арифметика»(1676), «Разное о деньгах» (1682 г.)

Предмет политической экономии – выяснение способов увеличения богатства, и в частности количества денег в английском королевстве («Политическая анатомия Ирландии»)

Методология: - применение математики для экономического анализа, то есть метод исследования впервые получает статистическое обоснование; - метод научной абстракции

Главные положения экономического учения : - У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Он различал естественные и рыночные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Основа цены – «естественная» цена (стоимость) определяется затраченным на производство товаров трудом; - образование богатства происходит в сфере материального производства; в его производстве участвуют четыре фактора: труд и земля – основные, квалификация, искусство его труда и средства труда (орудия, запасы, материалы) – не основные, но они делают труд производительным и не могут существовать самостоятельно, то есть без труда и земли; - формула «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать»; - У. Петти выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в этом источник роста цен; - отмечал существование пропорции денег для торгового обмена; избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей; - создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода. Теория ренты, цене земли и ссудном проценте.

Рента – излишек стоимости над издержками производства, сводившимися, в основном к стоимости рабочей силы (заработную плату сводил к минимуму средств существования). Конкретные формы проявления ренты – земельная рента и денежная рента (процент).

У. Петти ввел понятие дифференциальной земельной ренты, причины существования которой в различном плодородии и местоположение земель. Цену земли рассматривал в тесной связи с проблемой ренты. Цена земли – должна представлять капитализированную земельную ренту, то есть сумму годовых рент за определенное число лет. (число лет равно 21 году – период одновременной продолжительности жизни трех поколений, деда (50 лет), сына (28 лет), внука (7 лет). Это произвольный расчет, который не решал проблемы. Для ее решения необходимо знание природы ссудного процента

Ссудный процент – плата за неудобства, причиняемые кредитору при суживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуду. Таким образом, процент выступал У. Пети не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты.

"

Классическая школа политэкономии относится к числу зре­лых направлений экономической мысли. Классической ее назы­вают, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII-XIX вв. В ее разви­тии с некоторой условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расши­рение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической поли­тической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623-1687) - основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646-1714) - родоначальник шко­лы во Франции.

В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богат­ство нации образуют не только драгоценные металлы, но и зем­ли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства проис­ходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно ко­торой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драго­ценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых ра­бот. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег.

К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленни­ка. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юн­гой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на бли­жайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зара­батывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских коллед­жей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). За­тем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обо­гатился, взявшись за правительственный подряд по составле­нию карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригоди­лись полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти.

П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необхо­димого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую тео­рию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направлен­ную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег.

К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Сле­дуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был ли­шен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высо­кое общественное положение стимулировало его интерес к эко­номическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии эконо­мики Франции той эпохи.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных кате­горий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723-1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впер­вые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. ли­цом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему нако­плению богатства. Стремление людей улучшить свое материаль­ное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», ко­торый утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, де­нег, капитала и людей ресурсы общества используются оптималь­но. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минималь­ным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оцени­вал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности.

К сведению. А. Смит родился в семье таможенного чинов­ника, умершего за несколько месяцев до его появления на свет. Он был единственным ребенком молодой вдовы. Семья жила небогато, по этой причине А. Смит не смог получить блестяще­го образования. Он с детства проявлял способности к учебе, в возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго, продолжил обучение в Оксфордском университете. Смит обладал энцикло­педическими познаниями по разнообразнейшим отраслям нау­ки. В 29 лет был назначен профессором логики, затем работал на кафедре моральной философии. В дальнейшем он оставляет кафедру, отказывается от профессорской деятельности и на время заграничного путешествия становится воспитателем сына видного английского аристократа. Научный интерес Смита все более смещается к экономической науке. В возрасте 55 лет он был назначен комиссаром таможни и оставался на этой долж­ности до кончины. Смит был одним из образованнейших лю­дей своего времени.

Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в. Это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. На данном этапе основные по­ложения и законы классической политической экономии под­вергаются переработке, идет их дальнейшее развитие. Ведущие представители данного этапа - Жан Батист Сей (1767-1832), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Роберт Мальтус (1766-1834) и др.

Д. Риккардо является одновременно и последователем и оп­понентом отдельных положений учения А. Смита. Риккардо за­вершил создание классической политической экономии. Его не­сомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, система­тизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Услови­ем экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Уче­ный сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой доказал взаимовыгодность международной торговли. По мнению Риккардо, если разные страны обладают сравни тельным преимуществом в производстве разных товаров, то ме­ждународная торговля между этими странами будет взаимовы­годна.

К сведению. Д. Рикардо был третьим из 17-ти детей бирже­вого маклера. Ему не довелось получить систематического об­разования, так как с ранних лет он был вынужден помогать отцу в бизнесе. К 16 годам он самостоятельно справляется со многими его деловыми поручениями, разбирается в торговых и биржевых делах. Женившись в 21 год без благословения роди­телей, Рикардо остался без их материальной поддержки и был изгнан из дома. Однако спустя несколько лет природные спо­собности и полученные ранее навыки позволили ему добиться достаточного финансового благополучия. К 38 годам Риккардо становится крупной финансовой фигурой. В дальнейшем он со­четает занятие бизнесом и изучение экономической науки. За 4 года до смерти он оставляет занятия бизнесом и переходит на государственную службу, чтобы на практике воплотить собст­венные экономические идеи.

Ж. Б. Сей безоговорочно принял принцип свободы рынка и неограниченной свободной конкуренции. Деньги, по его мне­нию, являются только орудием обмена, так как людям нужны ни сами деньги, а то, что на них приобретается. Экономическая наука обязана Сею двумя положениями. Он сформулировал тео­рию трех факторов производства и так называемый закон рынка, или, как его еще называют, «закон Сея». Закон рынка утвержда­ет, что предложение товаров создает свой собственный спрос, или иными словами, произведенный объем продукции автома­тически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, достаточный для их полной реализации. Экономист утверждал также, что земля, труд и капитал являются равноправными факторами создания стоимости и каждый из факторов порождает свой собственный доход (рента, заработная плата, прибыль).

К сведению. Ж. Б. Сей родился в семье купца, получил об­разование, достаточное для продолжения семейных традиций, стал впоследствии крупным фабрикантом. Он активно зани­мался самообразованием, углубленно изучал политическую эко­номию. В последние годы жизни возглавлял кафедру политиче­ской экономии, став основателем собственной школы эконо­мической мысли.

Т. Мальтус принял принцип А. Смита о том, что главным ус­ловием экономического развития является свободная конкурен­ция. Мальтус, как и его предшественники, полагал, что пределов для расширения производства не существует и рост богатства может происходить неограниченно. Однако экономист отмечает, что возможны не только частные, но и общие кризисы перепро­изводства. Экономическая наука обязана Т. Мальтусу созданием теории народонаселения. Ученый утверждал, что при благопри­ятных условиях население увеличивается в геометрической про­грессии, а производство пищи и других необходимых предметов существования возрастает всего лишь в арифметической про­грессии. Следовательно, бедность может стать уделом всего че­ловечества. Для решения проблемы предлагал мероприятия по ограничению роста населения.

К сведению. Т. Р. Мальтус родился в семье помещика. По­скольку Мальтус был вторым сыном в семье, то наследства ему не полагалось. Как младшему сыну ему предназначалась духов­ная карьера. Мальтус получил хорошее образование, ему была присвоена богословская степень. Приняв духовный сан, он ста­новится сельским священником. Одновременно Мальтус пре­подает в колледже, углубленно изучает экономическую теорию. В дальнейшем он продолжил работу в должности профессора кафедры современной истории и политической экономии. При этом он продолжат исполнять в этом колледже и обязанности священника.

Четвертый этап развития классической политической эко­номии охватывает период второй половины XIX в. Это завер­шающий период становления классической политэкономии. В это время ряд положений классической политэкономии под­вергается существенной корректировке, формируются новые на­правления экономической мысли. Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Карл Маркс (1818-1883), обобщившие лучшие достижения школы.

Дж. С. Милль - один из завершителей классической политэкономии. Ученый принимал основные положения классической школы. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный меха­низм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии обще­ства. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социа­листическом устройстве общества. Предлагаемые им социальные реформы заключались в следующем: ограничение неравенства в обществе при помощи ограничения права Наследования; социа­лизация земельной ренты при помощи земельного налога; введе­ние корпоративной ассоциации, ликвидирующей наемный труд.

К сведению. Дж. С. Милль родился в семье известного эко­номиста Джеймса Милля, получил блестящее образование. Ре­бенок рос вундеркиндом, с детства проявлял способности к учебе, которые были весьма разносторонни (всемирная исто­рия, греческая и латинская литература, философия, политиче­ская экономия). В 10 лет он делал обзоры всемирной истории, греческой и латинской литературы, курс политической эконо­мии он прошел с отцом в возрасте 13 лет. Первую научную ра­боту в области политэкономии Милль опубликовал в 23 года. Милль мечтал о политической карьере, однако его отец распо­рядился иначе, и молодой человек начал постигать основы биз­неса в должности младшего клерка. Всю свою жизнь сочетал занятие бизнесом с научной работой, несколько лет был чле­ном парламента.

К. Маркс - мыслитель и общественный деятель. В своем мировоззрении опирался на идеи классической школы, правда существенно измененные. Он явился основоположником теоре­тической концепции, получивший название «марксизм». Мар­ксизм - своеобразный вариант развития классической экономи­ческой школы, отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса. Краеугольный камень марксизма - теория при­бавочной стоимости, в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной тру­дом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капи­тала и земли. Марксизм всесторонне исследовал капиталистиче­скую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибе­ли и становления новой экономической системы - социализма. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о ги­бели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась ис­торически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации. К. Маркс разработал концепцию о базисе и надстройке: сово­купность производственных отношений составляет экономиче­скую структуру общества - базис, на котором возвышается над­стройка. По мнению ученого, деньги - это товар, стихийно вы делившийся среди прочих товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, т. е. выразителя стоимости всех товаров. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.

К сведению. К. Маркс был вторым из девяти детей адвоката. Ом изучал право, философию, историю и историю искусств. По завершении учебы получил степень доктора на философском факультете. Работал сотрудником, а затем редактором газеты. Маркс до конца жизни был ученым-теоретиком. Отличаясь большой работоспособностью, увлеченностью, глубокими зна­ниями, он тем не менее почти никогда не имел постоянной оп­лачиваемой работы. Маркс прожил большую и драматическую жизнь: в ней была большая любовь к жене, замечательная друж­ба с Ф. Энгельсом, ожесточенные идейные схватки, нищета.