Современное понимание национальной системы здравоохранения. Национальные системы здравоохранения. Сущность и отличительные черты систем здравоохранения развитых стран. Здравоохранение как система: общие принципы

Система здравоохранения охватывает все организации, институты и ресурсы, предназначенные для выполнения действий, основной целью которых является улучшение здоровья.

ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека напрямую зависит от многочисленных факторов, таких как - уровень развития системы здравоохранения, социально-демографическая ситуация, экология.
Конфигурация национальной системы здравоохранения определяется экономическими, политическими, социальными, национальными и прочими факторами.
В этой связи реформа здравоохранения не может дать положительных результатов на уровне здоровья нации без параллельно проводимых реформ в сфере охраны окружающей среды, улучшения социальных условий труда и жизни населения.
На фоне активного развития международных отношений возникает необходимость в согласованных международных действиях по охране здоровья населения.
Основные проблемы, стоящие перед здравоохранением, в значительной степени сходны во всем мире. Демографические измене ния, распространение хронических заболеваний, рост расходов на здравоохранение все эти и другие проблемы могут возникнуть раньше, чем национальные экономики, а соответственно национальные модели и системы здравоохранения будут способны справиться с ними.
Выбор оптимальной модели и системы здравоохранения на современном этапе является проблемой для многих национальных экономик. Национальная модель демонстрирует устойчивость системы здравоохранения к происходящим переменам особенно в условиях кризиса. Все это и обусловливает актуальность исследования национальных систем здравоохранения

Введение 3
1 Общие принципы для национальных систем здравоохранения.....................................................................
4
2 Национальная система здравоохранения Российской Федерации...............................................................................
5
3 Национальная система здравоохранения Великобритании... 7
Заключение 10
Список использованных источников 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гареева И.А. Модели и национальные системы здравоохранения: состояние и тенденции развития/ "Вестник Санкт-Петербургского университета" серия 12, №2, 2010. - 13-21 с.
2. Дровненкова М.А. Система здравоохранения Великобритании: преимущества и недостатки/ "АиФ. Здоровье" №31, 23-27 с.
3. Клыжина Е.А., Василенко И.А., Зальцман А.Г. К вопросу о повышении эффективности национальной системы здравоохранения России/ "Управление здравоохранением" №2, 2015. - 12-26 с.
4. Машенцева Н.Г. Здравоохранение в России: основные проблемы и различия от других национальных систем/ Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе. Материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции// Изд.: Тамбовская региональная общественная организа

Помогите выполнить эссе по медицине за 1 день, тема "Эссе на тему «Национальные системы здравоохранения». "

Практическое задание Напишите доклад на тему «Национальные системы здравоохранения». В данной теме нужно раскрыть особенности системы здравоохранения и организации медицинской помощи в различных странах. В эссе должно отражаться рассказ не мене чем в 1 стране, но не более чем о 3-х стран. При подготовки к эссе рекомендую НЕ БРАТЬ готовые работы из интернета, так как за время существования курса основные типы готовых работ уже присылали, и их текст мне знаком. В этом случае я буду ставить низкую оценку. Если берете, то используйте компиляцию(сбор) информации из нескольких работ, пользуйтесь просто статьями в интернете. За несоответствие оформления и отсутствие титульного листа, оценки также будут снижаться, но незначительно. Эссе - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям. По своей структуре эссе содержит следующие разделы: 1. титульный лист; 2. содержание, или краткий план, выполняемой работы; 3. введение; 4. основную часть, включающую 1-2 параграфа; 5. заключение; 6. список использованной литературы (библиографию). Требования к оформлению и содержанию эссе Эссе должно быть напечатано 12 или 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом от 2 до 10 страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Текст должне быть выравнен по ширине (это выглядит как текста задание, где правая и левая сторона ровные). Введение Введение должно включать обоснование интереса выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость. Важно учесть, что заявленная тема должна быть адекватна раскрываемому в эссе содержанию, иначе говоря, не должно быть рассогласования в названии и содержании работы. Основная часть Основная часть предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе с ссылками на использованную и доступную литературу, в том числе электронные источники информации. Каждый из используемых и цитируемых литературных источников должен иметь соответствующую ссылку. Культура оформления письменной работы, и в частности эссе обязательно включает наличие выводов по каждому разделу и общего заключения. Заключение Обычно содержит до 1 страницы текста, в котором отмечаются достигнутые цели и задачи, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме и перспективные направления возможных исследований по данной тематике. Литература Должны быть обозначены несколько литературных источников, среди которых может быть представлен только один учебник, поскольку эссе предполагает умение работать с научными источниками, к которым относятся монографии, научные сборники, статьи в периодических изданиях. Требования к написанию и оценке эссе могут трансформироваться в зависимости от их формы и содержания, при этом особое внимание уделяется следующим критериям: самостоятельность выполнения работы; творческий подход к осмыслению предложенной темы; способность аргументировать основные положения и выводы; обоснованность, доказательность и оригинальность постановки и решения проблемы; четкость и лаконичность изложения собственных мыслей; использование литературных источников и их грамотное оформление; соответствие работы формальным требованиям и жанру самостоятельной работы.

Практическое задание Напишите доклад на тему «Национальные системы здравоохранения». В данной теме нужно раскрыть особенности системы здравоохранения и организации медицинской помощи в различных странах. В эссе должно отражаться рассказ не мене чем в 1 стране, но не более чем о 3-х стран. Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет»

Гуманитарный институт

Кафедра социальной работы

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социальная медицина»

на тему « Система здравоохранения в России »

Выполнила: студентка CРб-08 Алексеева

Татьяна Ивановна

Проверила: преподаватель Петрова

Юлиана Алексеевна

Тюмень 2009 год

Введение

1. Полномочия высших органов государственной власти в области охраны здоровья граждан

2. Уровни организации здравоохранения в России:

· федеральный уровень

· региональный уровень

· местный уровень

3. Системы здравоохранения в России:

· государственная система здравоохранения

· муниципальная система здравоохранения

· частная система здравоохранения

4.Федеральный и территориальные фонды ОМС

5. Страховые компании

6. Финансирование охраны здоровья граждан

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сегодня в России имеется три уровня власти: федеральная (центральная) власть, региональная власть (власть субъектов Российской Федерации: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга) и местная власть (органы местного самоуправления районов, городов, сел, деревень).

После распада СССР одновременно с децентрализацией власти в стране происходила и децентрализация системы здравоохранения. Система здравоохранения обладает той же структурой, что и власть: имеются федеральное (центральное), региональное (субъектов Российской Федерации) и местное здравоохранение.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, к ведению федеральной власти относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина и координация вопросов здравоохранения (совместно с властями субъектов Российской Федерации). Помимо Конституции, основным руководящим документом является закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", принятый в 1993 г.

В ноябре 1991 г. Министерство здравоохранения СССР было упразднено, на смену ему пришло Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. По сути, оно просто объединило два прежних министерства - Министерства здравоохранения СССР и РСФСР. В вопросах разделения обязанностей между министерствами существовали определенные разногласия, но в целом их слияние прошло достаточно гладко, поскольку устройством они обладали сходным.

Ниже будут по очереди рассмотрены все компоненты структуры здравоохранения России.

1. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан

Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Верховный Совет Российской Федерации определяет основные направления федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, принимает закон и утверждает федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает республиканский бюджет Российской Федерации, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

2. Уровни организации здравоохранения в России

Федеральный уровень

Министерство здравоохранения - высший орган управления здравоохранением. Его возглавляет министр, назначаемый премьер-министром после утверждения кандидатуры в Государственной Думе.

Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет, означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний.

Структура Министерства здравоохранения Российской Федерации часто меняется: объединяют и создают новые департаменты, их функции перераспределяют.

Бюджет Министерству здравоохранения устанавливает Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около 4% коечного фонда страны.

Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.

Региональный уровень

Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС) (см. ниже) в 1993 г. власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других - особенной активности не проявляют.

Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на 1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения - инфекционные, туберкулезные, психиатрические и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70% диагностических центров.

Местный уровень

Местные власти многих крупных городов активно участвуют в реформах здравоохранения, а вот власти сельских районов чаще исполняют обязанности, больше похожие на обязанности руководства центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население медицинским обслуживанием, в объеме, указанном в законах. На деле же очень часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения.

В городах, как правило, имеется городская многопрофильная больница для взрослых на 250 коек и детская городская больница на 200 коек. Кроме того, имеется городская скоропомощная больница, инфекционная и туберкулезная больницы на 700 коек, родильные дома, психиатрические и неврологические больницы (некоторые находятся в региональном подчинении) и другие специализированные стационары. Большинство учреждений первичного медицинского обслуживания, поликлиники и некоторые диагностические центры тоже являются учреждениями городского подчинения.

Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250 коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше - включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты.

3. Системы здравоохранения в России

Государственная система здравоохранения

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная система здравоохранении

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Частная система здравоохранения

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Федеральный и территориальные фонды ОМС

Принятый в рамках реформы здравоохранения закон 1991 г., измененный в 1993 г., ввел в стране обязательное медицинское страхование (ОМС); оно должно было улучшить крайне скудное финансирование здравоохранения и отвечало стремлению общества как можно скорее перейти к рыночной экономике. Чтобы движущие силы рынка способствовали повышению экономической эффективности, качества и равенства медицинского обслуживания, производителей и покупателей медицинских услуг следовало разделить, что и сделала система медицинского страхования. В новой схеме финансирования ключевыми фигурами стали фонды ОМС - Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС (по одному в каждом субъекте Российской Федерации).

Территориальные фонды ОМС собирают страховые взносы и распределяют их. Определено две категории страховых взносов: за работающих граждан платежи в размере 3,6% фонда оплаты труда вносят работодатели, за неработающих (детей, пенсионеров, безработных и так далее) - местные органы власти. Территориальные фонды ОМС передают полученные средства страховым компаниям (их называют также страховыми медицинскими организациями, о них речь пойдет ниже) или филиалам территориальных фондов ОМС, которые от лица застрахованных заключают договоры на медицинское обслуживание с медицинскими учреждениями.

Федеральный фонд ОМС следит за деятельностью 89 территориальных фондов ОМС, положение которых в системе ОМС соответствует положению региональных органов управления здравоохранением. Федеральный фонд ОМС прежде всего обязан управлять всей системой ОМС и следить за равенством финансовых условий, в которых осуществляется ОМС в регионах.

Территориальные фонды ОМС отвечают за сбор страховых взносов и обеспечение населения договорным набором медицинских услуг.

5. Страховые компании

Следующий ключевой элемент, установленный законом о медицинском страховании, - независимые организации, осуществляющие оплату медицинских услуг от лица застрахованных. Существует два вида таких организаций: самостоятельные страховые компании и филиалы территориальных фондов ОМС, которые берут на себя роль страховых компаний в их отсутствие в данном районе. Страховые компании (и филиалы территориальных фондов ОМС) заключают договоры с территориальными фондами ОМС, получают по ним средства на каждого застрахованного и выбирают медицинские учреждения, с которыми заключают договор на предоставление медицинских услуг. Выбирать медицинские учреждения страховые компании должны тщательно, чтобы способствовать конкуренции между ними, поощрять их к снижению затрат и повышению качества медицинских услуг. Страховые компании следят за объемом и качеством медицинских услуг и в соответствии с ними выдают медицинскому учреждению средства. Они должны способствовать укреплению роли первичного медицинского обслуживания и профилактики. Кроме того, страховые компании имеют право осуществлять добровольное медицинское страхование.

Страховые компании, соответственно отведенной им в законе роли, могут организовывать свою деятельность самым разным образом (создавать медицинские объединения, предоставляющие платные медицинские услуги определенной группе населения по заранее согласованным тарифам, либо учреждения общей практики на подушевом финансировании и т.п.). Закон о медицинском страховании прямо эти формы деятельности не упоминает, но говорит о дальнейшем развитии страховых компаний; следовательно, появление разного рода медицинских страховых объединений зависит лишь от желания страховых компаний.

К концу 1990-х гг. в систему ОМС входили: Федеральный фонд ОМС, 89 территориальных фондов ОМС и 1170 их филиалов, 415 страховых компаний. На сегодняшний день действует 300 страховых компаний, и число их продолжает сокращаться - одни терпят банкротство, другие сливаются. Появление столь большого количества самостоятельных страховых компаний в системе здравоохранения во многом связано с тем, что медицинское страхование привлекло многие из уже имеющихся частных страховых компаний (создавать частные страховые компании разрешено с конца 1980-х гг.).

Осуществление закона о медицинском страховании столкнулось с множеством препятствий. В действительности, закон выполняется лишь частично, а новые схемы финансирования каждый субъект Российской Федерации принял по-своему. Следует отметить, что примерно в 50% регионов отсутствуют медицинские страховые компании (т. е. услуги медицинских учреждений по ОМС оплачивают территориальные фонды ОМС или филиалы территориального фонда ОМС). В остальных, то есть приблизительно в половине субъектов Российской Федерации, страховые компании выступают только в предусмотренном законом качестве посредников-покупателей медицинских услуг. В широком смысле, финансирование здравоохранения стало двойным, что создает большие сложности для медицинских учреждений. За очень редкими исключениями, внедрить в медицинское обслуживание конкуренцию и рыночные отношения не удалось. Достижения в улучшении финансирования и повышении экономической эффективности медицинского обслуживания тоже оказались далеки от ожидаемых.

Сегодня много говорят о будущем страховых компаний. Все чаще их считают бесполезными и бюрократическими организациями, которые скорее мешают эффективности новых способов финансирования, и некоторые субъекты Российской Федерации вовсе избавились от них.

6. Финансирование охраны здоровья граждан

Как и в большинстве стран, в России важную роль в здравоохранении играет Министерство финансов, поскольку именно от него зависит финансирование здравоохранения. Тем не менее средства государственного бюджета (в отличие от собираемых местными властями налогов) составляют лишь малую часть общего бюджета здравоохранения. Министерство финансов по-прежнему определяет федеральный бюджет и сообщает местным властям, сколько они должны потратить на здравоохранение.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

· Средства бюджетов всех уровней;

· Средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

· Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

· Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

· Доходы от ценных бумаг;

· Кредиты банков и других кредиторов;

· Безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

· Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Заключение

Изучив структуру здравоохранения в России можно сделать вывод о том, что охрана здоровья граждан в России - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Система здравоохранения имеет определенную структуру, где каждый уровень имеет свои цели и задачи. Так главными задачами организации здравоохранения на федеральном уровне следует считать:

· определение стратегии развития здравоохранения в стране;

· разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения;

· разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;

· координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;

· разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

На уровне субъекта Российской Федерации главными задачами организации здравоохранения должны быть:

· развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;

· разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации.

Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения.

Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

Основой планирования станут федеральные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:

· федеральные целевые программы развития здравоохранения;

· программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Эти федеральные программы должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов.

Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении на федеральном уровне должны быть утверждены медико-социальные стандарты, в том числе:

· основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;

· нормативы подушевого финансирования здравоохранения.

Кроме того, на федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в которых должны быть определены:

· показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;

· объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;

· общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

· мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

· основные направления профилактической деятельности.

В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены нормативы затрат по амбулаторному и стационарному лечению. На основе этих нормативов и показателей заболеваемости определяется структура медицинской помощи населению.

Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.

Приоритетами международного сотрудничества являются расширение и углубление сотрудничества с государствами - участниками СНГ, поддержка соотечественников за рубежом (прежде всего по вопросам оказания медицинской помощи) как на межправительственном уровне, так и путем предоставления гуманитарной помощи.

Для обеспечения постепенной интеграции в мировое сообщество на равноправной основе необходимо продолжить сотрудничество с международными организациями здравоохранения по следующим направлениям:

· защита национальных интересов при реализации международных проектов в области здравоохранения и охраны здоровья;

· расширение участия в таких международных проектах;

· участие в программах медицинской помощи гражданам отдельных стран;

· адаптация международных критериев классификации болезней и стандартов медицинской помощи для Российской Федерации;

· международная экспертиза российских законопроектов в области охраны здоровья граждан;

· изучение и применение международного опыта правового регулирования в области здравоохранения;

· расширение объемов медицинской помощи гражданам России за рубежом и иностранным гражданам в России.

Органы исполнительной власти всех уровней контролируют исполнение соответствующих программ, что повысит эффективность организации здравоохранения.

В целях более рационального использования финансовых и материальных средств в здравоохранении необходимо установить, что крупнейшие инвестиционные проекты, на которые направляются бюджетные средства, подлежат обязательной экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В условиях недостаточного финансирования здравоохранения следует исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора, особенно ведомственных учреждений здравоохранения. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств. Отдельные ведомственные учреждения здравоохранения должны быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Список используемой литературы

1. Вялков, А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А.И. Вялков // Пробл. управления здравоохранением. - 2002. - №1.

Формирование здравоохранения как отрасли (сектора) народного хозяйства , занимающейся предоставлением населению медицинских услуг началось со второй половины XIX века. До этого времени оказание медицинской помощи замыкалось на уровне двусторонних отношений врача и пациента, а роль государства преимущественно сводилась к реагированию на негативные последствия такого рода отношений с точки зрения уголовной ответственности.

Расширение промышленного производства и увеличение числа занятых в этом производстве рабочих, благосостояние которых в огромной степени зависело от их трудоспособности и ее утраты в связи с заболеванием, травмой или достижением преклонного возраста, потребовало принятия мер, направленных на избежание нежелательных последствий, связанных со здоровьем, которые могли бы поставить работника и его семью перед социальной катастрофой.

В результате стали появляться элементы социальной солидарности в виде структур медицинского страхования, сначала разрозненных, а впоследствии консолидированных и регламентированных законодательными актами. Медицинское страхование возникло как добровольное общественное страхование, а первые страховые кассы лиц наемного труда были общественными организациями.

Работники промышленных предприятий стали создавать общества взаимной солидарности - фонды на случай заболевания, которые предназначались только для оплаты лечения и компенсации потери заработка в период заболевания, но не для извлечения прибыли. По мере развития системы некоторые фонды не только оплачивали услуги любого врача, но и начали заключать договоры с отдельными врачами об оказании медицинской помощи членам фонда на регулярной основе, а затем стали создавать принадлежащие фондам больницы и нанимать на работу врачей.

Управление больничной кассой осуществлялось на общественной основе собраниями членов кассы и ее правлением. В дальнейшем средства больничных касс стали формироваться на основе соглашения из взносов, как застрахованных работников, так и их работодателей. Первые примеры такого рода связаны с Германией . Здесь медицинское страхование для некоторых профессий было введено в практику еще в 1845 г.

В дальнейшем понимание необходимости предоставления достаточных гарантий в вопросах социальной защищенности для всех граждан привело к тому, что в 1883 г. обязательность медицинского страхования по болезни была распространена на все население страны. В 1884 г. был принят закон о медицинском страховании в отношении несчастных случаев, а в 1889 г. - по инвалидности и старости.

Согласно данному законодательству, каждый работник определенной отрасли народного хозяйства, зарабатывающий меньше установленного тарифа, должен был в обязательном порядке застраховаться. Страховые фонды формировались за счет обязательных страховых платежей работников и их работодателей.

Система законов на основе обязательного медицинского страхования по этим четырем, наиболее значимым для наемного рабочего причинам нетрудоспособности стала называться по имени тогдашнего канцлера бисмаркской. И поскольку аналогичные законы были приняты впоследствии в большинстве стран Европы и в развитии здравоохранения в них стали просматриваться черты, сходные с Германией, то определение «бисмаркская система здравоохранения » стало нарицательным. Оно обозначало преимущественно обязательное медицинское страхование .

Эта модель в настоящее время действует в Германии, Голландии, Австрии, Франции, Бельгии, Японии и известна также под названием «регулируемое законом страхование». В данном случае подразумевается регулируемое государством и общественностью страхование здоровья, в основе которого лежат :

  • всеобщий охват;
  • наличие обязательного минимума медицинских услуг, получаемых по страховке;
  • участие государства и предпринимателей в финансировании;
  • контроль за деятельностью страховых организаций;
  • согласование тарифов на медицинские услуги, общие принципы контроля их качества.

Частные и другие страховые компании действуют в жестких границах, предписанных законами и инструкциями (кроме сферы дополнительного страхования), а доля государственных дотаций в сфере страхования здоровья довольно велика.

Система бюджетного страхования , действующая в Великобритании, Канаде и других странах Британского Содружества Наций (а также в Швеции) является продолжением политики государственного участия в системах страхования здоровья, когда государство начинает вмешиваться в страховые отношения, а затем полностью заменяет страховые взносы на налоги, за счет которых и оплачивается работа всех представителей медицинских служб.

Страховые взносы собираются в форме обязательного налогообложения, а соответствующие суммы входят в расходную часть бюджета отдельной строкой «Здравоохранение». Распределением этих средств занимаются не самостоятельные страховые организации, а государственная администрация. В то же время для граждан-налогоплательщиков медицинская помощь становится как бы бесплатной, поскольку отсутствуют необходимость заключения индивидуального страхового договора и прямые расходы на медицинскую помощь.

В ряде стран, для которых характерна приверженность идее свободного предпринимательства , например в США, были отвергнуты принципы полного государственного регулирования страхования и предпочтение было отдано содействию разнообразным частным и местным инициативам в этой сфере, в результате чего образовалась система частного страхования . Государственный сектор оплачивает до половины расходов на лечение бедных, престарелых и других незащищенных групп населения, а также на общественные противоэпидемические и профилактические нужды.

Таким образом, к настоящему времени в экономически развитых государствах сложились три системы здравоохранения :

  • система регулируемого страхования (страховая медицина);
  • бюджетное здравоохранение (государственная система);
  • система частного страхования здоровья (рыночная система).

Необходимо отметить, что в основе выделения перечисленных моделей лежит не только роль государства, но также понимание и определение «товара» в сфере здравоохранения. При этом однозначного мнения по поводу того, что же является товаром в данной сфере жизнедеятельности, до сих пор не существует.

Хотя основной целью здравоохранения является именно здоровье человека, попытка рассмотреть его в качестве товара очень проблематична. И прежде всего потому, что оно плохо измеримо и трудно поддается оценке в деньгах. Но самое главное, если бы такая оценка здоровья человека в денежном выражении была найдена, то именно она стала бы определять цену человеческой жизни.

Фактически эта цена неявным образом присутствует, например, в расчетах, связанных с безопасностью жизнедеятельности, в военной медицине (при определении приоритетов в оказании медицинской помощи). Однако, явное определение цены здоровья человека, а, следовательно, человеческой жизни, противоречит традициям, культуре и с учетом явно недостаточной ее обоснованности серьезно и справедливо критикуется.

В связи с этим в качестве товара предлагается рассматривать медицинские услуги, а систему здравоохранения определить как организованную деятельность, в ходе которой осуществляется производство этих услуг.

Описанные ранее модели организации здравоохранения по-разному учитывают специфику медицинской услуги как товара . И этот фактор является не менее важным, чем роль государства, для выделения различных типов организации системы здравоохранения.

Например, в рыночной модели медицинские услуги рассматриваются как любой другой товар, который может быть куплен или продан в соответствии с классическими законами рынка (т. е. с минимальным учетом его социальной специфики). Как уже отмечалось, типичным примером рыночной модели является рынок медицинских услуг США .

Сфера здравоохранения здесь представлена развитой системой частных медицинских учреждений и коммерческим медицинским страхованием, где врачи являются продавцами медицинских услуг, а пациенты – их покупателями. Такой рынок наиболее приближен к свободному рынку и обладает всеми его достоинствами и недостатками.

Из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономически неэффективных стратегий и участников рынка. Это определяет положительные стороны рыночной модели здравоохранения . Но, с другой стороны, недостаточный учет специфики рассматриваемого вида товара (неограниченность спроса на него, монополизм продавца и т. д.) обуславливает известные негативные моменты рыночной модели :

  • чрезмерный рост затрат на медицину;
  • невозможность осуществления государственного контроля и, следовательно, трудности с установлением приоритетов между здравоохранением и другими отраслями экономики;
  • возможность возникновения кризисов перепроизводства и стимулирование поставок неоправданных услуг;
  • предпосылки для недобросовестных способов конкуренции;
  • чрезмерное влияние моды и рекламы;
  • неравный доступ к медицинской помощи.

Если же социальную специфику рассматривать как основной параметр медицинских услуг, то факт покупки или продажи медицинской помощи будет означать опосредованную покупку национального здоровья. В таком случае при организации системы здравоохранения во главу угла будет поставлен принцип равнодоступности медицинских услуг.

Обеспечить это легче всего централизованным образом, подчинив систему здравоохранения контролю государства. Таким образом, именно социальные приоритеты превалируют в бюджетной системе здравоохранения. Типичным примером государственной модели является рынок медицинских услуг Великобритании . Этот рынок основан на системе государственного (национального) здравоохранения.

Национальная система здравоохранения получила название бевериджской по имени лорда Бевериджа, провозгласившего в 1942 г. идеи, ставшие основой бюджетной модели: богатый платит за бедного, здоровый – за больного. При таком подходе общество старается оплачивать именно здоровье нации через оплату медицинских услуг, направляемых на его поддержание.

На этом рынке гораздо легче соотнести приоритеты здоровья нации с другими приоритетами национальной экономики. Данная модель организации системы здравоохранения тяготеет к рынку централизованных, планово-распределительных экономик и имеет соответствующие таким экономикам характерные положительные и отрицательные черты.

К недостаткам бюджетной модели следует отнести отсутствие естественных стимулирующих развитие факторов. Это ведет к медленному росту качества медицинской помощи, недостаточной гибкости организационных структур, к возможности длительного осуществления неэффективных стратегий и использованию старых медицинских технологий.

Но есть и очевидные достоинства . Прежде всего – ориентация на профилактику заболеваний. Так как, в конце концов, оплачивается здоровье, то врач объективно заинтересован в уменьшении заболеваемости, снижении объемов медицинских услуг, в то время как на свободном рынке он объективно заинтересован в обратном.

Нередко равнодоступность медицинской помощи достигается путем жесткого ограничения свободы выбора пациентом лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или врача. На современном этапе во многих странах, использующих государственную модель, пытаются устранить столь очевидный недостаток организации системы здравоохранения.

Возвращаясь к бисмаркской модели, напомним, что труд играет в ней ту же роль, что и капитал. Здоровье увеличивает эффективность труда, стоимость так называемого «человеческого капитала». Поэтому она ориентирована прежде всего на решение чисто экономических задач: обеспечение роста производительности и сокращение экономических потерь за счет снижения трудопотерь.

Однако, помимо страхования риска потери здоровья как такового, система государственного медицинского страхования обеспечивала перераспределение доходов, путем оплаты медицинских услуг через страховые фонды. Это позволило добиться смягчения остроты социальных проблем, связанных с риском потери трудоспособности малоимущих слоев населения.

Современное медицинское страхование Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения . Финансирование осуществляется путем консолидации средств из различных источников: 60% средств, поступающих в ЛПУ, – это средства обязательного медицинского страхования (ОМС), из них 25% – это страхование членов семей трудящихся; 10% – средства добровольного медицинского страхования (ДМС), 15% – государственные средства за счет налогообложения, 15% – личные средства граждан.

В свою очередь, фонды ОМС формируются за счет трех источников: государственного бюджета, взносов работников и работодателей. Выплачиваются взносы работодателями и работниками равными долями.

Среди многообразия конкретных форм организации системы здравоохранения в разных странах, использующих социально-страховую модель, остановимся еще на системе охраны здоровья Японии .

Здравоохранение Японии представляет большой интерес в связи с тем, что этой стране удалось в сравнительно короткий срок достичь самых высоких показателей здоровья населения, и не в последнюю очередь, это связано с условиями и образом жизни.

Япония является первой страной Азии, где в 1961 г. было введено страхование здоровья в общенациональном масштабе, а ряд законов о страховании, частично компенсировавших расходы на медицинское обслуживание, был принят намного раньше:

  • в 1922 г. – об обязательном страховании служащих;
  • в 1938 г. – о национальном страховании здоровья;
  • в 1939 г. – о страховании моряков;
  • в 1953 г. – о страховании поденных рабочих.

В настоящее время в Японии сложилась общественная система охраны здоровья, включающая общественную гигиену, социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинское обслуживание некоторых групп населения за счет средств государства.

В целом расходы на здравоохранение в Японии составляют всего около 6,6% ВНП. Каждое медицинское учреждение является самостоятельной организацией, 80% больниц принадлежит частнопрактикующим врачам.

Медицинское обслуживание Японии финансируется в основном за счет фондов страхования здоровья. Подавляющее большинство населения Японии попадает под действие двух основных систем медицинского страхования: национальной системы страхования здоровья, построенной по территориальному принципу, и системы страхования лиц наемного труда, построенной по производственному принципу.

Национальная система страхования здоровья охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц. Страховой взнос с них взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Этот взнос зависит от места жительства, дохода, недвижимого имущества, размера семьи, 40% суммы пособий по временной нетрудоспособности составляют дотации государства.

Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной меди-цинской помощи. Максимальный размер льгот может составить до 90% стоимости лечения (10% платят сами пациенты).

Оплата медицинской помощи производится по счетам медицинских учреждений, ежемесячно предоставляемым по линии социального страхования. Предварительно эти счета проверяют консультанты-медики для установления рациональности оказанных услуг. Расчет производится по тарифам на медицинские услуги и лекарства, утвержденным Министерством здравоохранения и социального обеспечения.

В системе страхования лиц наемного труда действуют различные программы. Государственная программа страхования здоровья распространяется на работников средних и мелких предприятий (страховщиком является само государство).

В программе общественного здравоохранения страховщиком является страховое общество, созданное администрацией и работниками одного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли.

Кроме системы медицинского страхования в Японии существуют общественные фонды , за счет которых на основании законов осуществляется: профилактика туберкулеза, психических и инфекционных заболеваний, венерических заболеваний, проказы, наследственных заболеваний, компенсация ущерба, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды.

Все перечисленное выше объединяется понятием «общественная гигиена». Также из общественных фондов финансируются мероприятия, объединяемые понятием «социальное обеспечение и социальное благосостояние». Эти мероприятия осуществляются на основании законов: об охране жизненных прав (медицинская помощь), о социальном обеспечении калек и инвалидов (реабилитационная помощь), о социальном обеспечении детей, о мерах чрезвычайной помощи раненым на войне, о медицинском обеспечении жертв атомной бомбардировки. Кроме того, за счет общественных фондов осуществляется страхование матери и ребенка.

Итак, в основе каждой из рассмотренных моделей организации системы здравоохранения лежит различное понимание того, что же является товаром в сфере здравоохранения . Отношение к медицинской услуге определяет и роль государства в системе охраны здоровья, и формирование цен на рынке медицинских услуг, и оплату труда людей, занятых в этой сфере.

Главная цель греческой национальной системы здравоохранения — доступность медицинского обслуживания и повышение его качества, улучшение качества оборудование, своевременная замена устаревающей техники.

Данная система была создана в 1983 году и гарантирует бесплатную медицинскую помощь для граждан этой страны. Для иностранцев данные услуги платные, за исключением оказания помощи в экстренных ситуациях, когда жизнь больного пострадавшего находится в опасности.

Если бы богатейшие и древние традиции греческой медицины получили развитие в историческом аспекте, Греция давно была бы на первом месте в мире в отношении здравоохранения. Родина бога врачевания Асклепия , тем не менее, занимает последнее место в Европе, и это уже очень неплохо.

Греческая медицина до недавнего времени находилась на уровне развивающихся стран, и лишь в последние десятилетия стала нагонять ближайших соседей — стран пиренейского полуострова. Греция, как вы знаете, — первоклассный курорт. В эту сферу обращено многое в экономике страны, омываемой тремя морями — Средиземным, Эгейским и Ионическим. Предпосылки к развитию имела и имеет поэтому медицина для приезжих, а не для своих граждан. В Греции — смешанная модель здравоохранения, а сама, страна занимает в этом отношении 17-е место в Европе.

Своеобразие Греции еще и в неравной плотности населения. Так, половина населения страны проживает в так называемых «больших Афинах». Афины и Салоники обеспечивают 80% лечебных услуг в Греции, что приводит к перегруженности государственных больниц и поликлиник. Правительство осуществляет децентрализацию в данной сфере в рамках программ, финансируемых ЕС. Предусмотрено создание 15 новых больничных комплексов в Катерини, Ливадии, Ларисе, Сересе и других районах.

Система здравоохранения имеет в своем распоряжении 128 больниц, 160 центров здоровья, сотни государственных, муниципальных и частных поликлиник, в которых ведут прием 50 тыс. врачей с высшим медицинским образованием. Государственные расходы на здравоохранение включают в себя затраты на оплату труда медработников в госсекторе , дотации государственным медицинским учреждениям и фондам социального страхования, финансирование национальных и международных программ исследований, обучения, оказания медицинской помощи, и развития сферы здравоохранения в целом. Наряду с государственным сектором, в последние годы получили развитие частные медицинские организации, осуществляющие полный комплекс лечебно-диагностических услуг . Широко распространена частная врачебная практика.

В Греции, как и в большинстве более или менее развитых стран, включая Россию, действует, так называемая, «страховая медицина». Медицинская страховка покрывает весь спектр бесплатной медицинской помощи, включая госпитализацию и лечение. Это означает, что амбулаторно-поликлиническая помощь, помощь врача на дому, госпитализация и лечение предоставляются бесплатно. Исключение составляет лишь:

    Слуховые аппараты;

    Основные лекарственные средства (то есть те, что должны быть в каждой домашней аптечке);

    Средства, приборы и инструменты индивидуального медицинского ухода;

    Дорогостоящие контактные линзы;

    Косметика;

    Платные посещения медсестёр;

    Пластическая хирургия.

К системе здравоохранения относятся и большинство льгот в Греции. В частности, застрахованный по достижении пенсионного возраста получает медпомощь, предусмотренную договором страхования. По страховке получает он и лекарства. Кроме того, существует программа, которая позволяет за счет пенсионной страховки бесплатно ездить в отпуск. О бесплатности этих услуг речь не идет, поскольку страховые взносы со своей зарплаты будущий пенсионер выплачивает на протяжении всей трудовой жизни.

Проводится реформа страхового сектора, укрупняются государственные фонды, осуществляющие выплаты по медицинскому страхованию. Каждый государственный служащий отчисляет ежемесячно 3,5% от своих доходов на нужды здравоохранения. В частном секторе услуги по медстрахованию предоставляют прежде всего иностранные страховые компании.

Пересматривается система выплат зарплаты врачам. Имеется задолженность больниц перед фармкомпаниями поставщиками, не хватает средств на повышение зарплаты врачам, содержание обслуживающего персонала, закупку нового оборудования. Все это вызывает недовольство профсоюзов медработников, организующих давление на правительство путем проведения забастовок, демонстраций, кампаний в СМИ с требованиями увеличения дотаций, списания старых долгов.

Государство рассматривает различные варианты повышения эффективности сектора здравоохранения, в том числе возможное преобразование госбольниц в акционерные общества, либо придание им статуса юридического лица с переводом на хозрасчет. Против подобных вариантов резко выступают профсоюзы, опасаясь возможной приватизации.

Министерство здравоохранения и социальной защиты регулирует деятельность медицинских учреждений, распределяет бюджетные средства, подготавливает законопроекты в данной области. Совместно с другими министерствами Минздрав определяет ценовую политику на лекарства, решает вопросы социального страхования, трудовых отношений в медучреждениях, поддерживает контакты с европейскими и международными организациями.

Фактически практическая медицина в Греции, как в части медицинских методик, так и мед.оборудования полностью ориентируется на медицину США и главных европейских держав.

Что не говори, а медицинское обслуживание в Греции соответствует всем европейским стандартам. Оснащение государственных медицинских учреждений выше всяких похвал — самая современная техника, наличие собственных лабораторий и проведение исследований в различных областях. Деньги, выделяемые Министерством здравоохранения, расходуются исключительно целевым образом.

Медицинское обслуживание

Как уже говорилось выше, медицинское обслуживание в Греции смешанное и может быть предоставлено не только государственными структурами, но и частными поликлиниками и больницами.

Единого номера скорой помощи не существует. Так, например, телефон скорой помощи в Афинах — 116, а в Салониках — 150. В то же самое время в стране, как и во многих европейских странах работает «Единая служба спасения», которая доступна по телефону 112.

Стоит отметить, что Греция это одна из немногих стран, в отелях которой имеются свои медицинские кабинеты, напоминающие собой небольшую амбулаторию в Российской глубинке. В их штат в обязательном порядке входят врачи, которые способны оказать своевременную квалифицированную помощь как при лёгком недомогании, так и при несерьёзных травмах, включая первичную хирургическую обработку раны.

В Афинах и Салониках медицинская помощь при травмах и внезапных заболеваниях оказывается бесплатно и незамедлительно. Если, не дай Бог, вы почувствовали себя плохо на улице, то смело можете обратиться к любому полицейскому или в ближайшую аптеку.

Сельская медицина

В краткости о ней не рассказать. Поэтому о буднях сельского врача в Греции я расскажу в одной из следующих моих публикациях.

Аптеки

Аптеки расположены из расчета 1 аптека на 1200 жителей, для сравнения в Германии это соотношение составляет 1:3820. При этом в каждом районе города в обязательном порядке работают 2 — 3 дежурных аптеки, которые открыты 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Помимо обычных аптек, как и в России, существуют и специализированные, например, гомеопатические. В основном ассортимент составляют готовые препараты, но некоторые аптеки торгуют и лекарствами собственного изготовления. Большая часть лекарств имеет местное наименование.

Рецептурные препараты в Греции очень дешевы, т. к. государство строго контролирует любые колебания цен, не допуская резкого повышения.

Зарплата медиков

Ну, и под конец, пожалуй, о самом главном вопросе, интересующем многих российских медиков особенно в свете недавнего заявления президента России В. В. Путина, который в частности заявил: «Если мы начнём платить врачам столько, сколько платят в Греции, в нашей стране очень скоро начнётся кризис».

И так, в Греции средняя заработная плата врача (в зависимости от специализации и места работы) по состоянию на 10 ноября 2012 года составляет около $ 67 тысяч/год.

Должность или специализация

Профессиональная медицинская сестра

$ 90,000 — 122,000

$ 66,000 — 89,000

Врач семейной практики

$ 83,000 — 112,000

Врачи в стационаре (хирурги, анестезиологи и иже с ними)

$ 92,000 — 125,000