Экономическая политика России на рынке экологических товаров и услуг Соловьева София Взаимосвязь между развитием торговли и сохранением окружающей среды. Рынок экологических товаров и услуг: проблемы формирования и развития на региональном пространстве Ра

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Курбатов Алексей Васильевич, аспирант, *****@***ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями экологических услуг и формированием рынка этих услуг, предложены рекомендации по совершенствованию финансирования работ по оказанию экологических услуг и введению экологического страхования.

Ключевые слова: экологические услуги, рынок экологических услуг, экологическая эффективность.

The article considers a scope of issues connected with specifics of environmental services and formation of environmental services market. The author offers recommendations for improving the financing environmental services and introducing environmental insurance.

Keywords: environmental services, environmental services market, environmental efficiency

В настоящее время главной целью общественного прогресса признано обеспечение высокого качества жизни населения, которое предполагает как удовлетворение экономических и социальных потребностей, так и экологически благоприятную среду обитания. Достижение поставленной цели возможно в рамках концепции устойчивого развития, предполагающей прогресс не только в экономической, но и в социальной и экологической сферах.

Понятие «устойчивое развитие» широко используется в мировой научной и популярной литературе, а также в общественной практике. Наиболее распространенным является определение, предложенное на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.: «Устойчивое развитие − это такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений» .


Во многих странах уже приняты как общегосударственные, так и региональные концепции устойчивого развития, которые включают в себя проблемы экологического, экономического и социального характера. Россия не осталась в стороне от мировых тенденций, и в 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой изложены основные этапы перехода России к модели устойчивого развития как на ближайший, так и на перспективный период − до середины XXI в. В настоящее время концепция устойчивого развития находится в стадии теоретического обоснования и поиска путей практической реализации ее основных принципов.

Концепция устойчивого развития является теоретической основой формирования экологических потребностей населения и предприятий. Эта концепция дала толчок к разработке различных механизмов обеспечения непротиворечивого развития экономики, экологии и социальной сферы, а также обосновывает необходимость развития рынка экологических услуг как на региональном, так и на национальном уровнях.

Одним из стратегических направлений обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития является поддержка и развитие экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации продукции, работ и услуг, направленных на предупреждение или минимизацию вреда окружающей среде и здоровью населения.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности , тем самым способствуя решению экологических задач, а экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.

Важной частью экологического предпринимательства является оказание экологических услуг, сущность которых состоит в удовлетворении экологических потребностей населения и предприятий.

Особенностями экологических услуг, по нашему мнению, являются:

Общественно значимый характер процесса предоставления услуги, так как экологические услуги способствуют улучшению качества окружающей среды;

Содержание экологических услуг и их ассортимент, зависящие от степени жёсткости экологического законодательства (это обстоятельство определяет спрос и предложение на экологические услуги: так, в странах ЕС и США, отличающихся системным экологическим законодательством, ассортимент экологических услуг весьма широк; в Европе свыше 10 тыс. фирм предоставляют экологические услуги, общий объем продаж которых превышает 40 млрд. евро, что связано с достаточно жесткими санкциями за нарушение экологических требований ; в России услуги экологического нормирования стали активно развиваться после введения платы за загрязнение окружающей среды);

Характер экологических услуг, определяемый уровнем экологических потребностей, состоянием экологической культуры и экологического образования (экологическое просветительство как рядовых потребителей, так и производителей товаров и услуг способствует тому, что потребители предъявляют спрос на экологические услуги, а предприятие, предоставляющее такие услуги, создаёт себе благоприятный в глазах общества имидж);

Значительная возможность воздействия на процессы производства и потребления экологической услуги со стороны государства и общественных организаций.


В настоящее время ещё не существует признанной классификации экологических услуг. Как нам представляется, экологические услуги могут быть классифицированы по различным признакам, в частности: по степени материальности; по потребителям; по уровню использования достижений научно-технического процесса и т. п.

Необходимость формирования рынка экологических услуг как одного из действенных механизмов обеспечения устойчивого развития была отмечена в декларации ООН по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств.

Рынок экологических услуг предлагается понимать как своего рода организационно-экономический механизм, обеспечивающий согласование интересов производителей и потребителей, предпринимательских кругов и общества, отдельных государств в структуре мирового сообщества по поводу использования общественных благ и ресурсов совместного потребления.

Исследование рынка экологических услуг целесообразно осуществлять на региональном уровне, так как спрос и предложение на экологические услуги зависят от особенностей региональных социальных и экономических процессов, экологических условий и природно-ресурсного потенциала региона.

Доля рынка, занимаемая конкретным хозяйствующим субъектом, определяется как отношение объема оказанных услуг рассматриваемого хозяйствующего субъекта к объему рынка. Значение долей рынка, служащих ориентирами при квалификации положения субъекта хозяйствования как доминирующего, и критерии, позволяющие квалифицировать его как доминирующего, определяются для каждого из рассматриваемых сегментов рынка экспертным путем.

Субъектами рынка экологических услуг должны быть предприятия и организации, предоставляющие следующие услуги:

Оценка природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (экологический мониторинг, разработка экологических регламентов);

Разработка технологий, способствующих экологическому оздоровлению окружающей среды;

Помощь, предоставляемая хозяйствующим субъектам (экологическая инвентаризация, экологическое нормирование, экологическое консультирование, экологический аудит);

Воспроизводство природной среды (рекультивирование земель, очистка загрязненных почв, водоемов , переработка и захоронение отходов, рециклинг, озеленение территории);

Ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии;

Экологическое информирование;

Экологическое образование и формирование экологической культуры;

Экологическая экспертиза объектов (территории, жилых и производственных помещений, продукции);

Страхование экологических рисков.

Рассмотрение региона как социально-эколого-экономической системы предполагает применение системного подхода, т. е. учёт ряда компонентов региональной системы: административного (особенности регионального управления), территориального (особенности природно-ресурсного потенциала), социального (особенности населения и расселения), экономического (особенности региональной экономики). От совокупности этих характеристик зависит структура и интенсивность спроса на экологические услуги.

Спрос на экологические услуги формируется на основе осознаваемых экологических потребностей населения и организаций. На этот спрос оказывает существенное влияние экологическое образование и просвещение, экологическая культура, развитие экологического законодательства. В связи с этим назревает необходимость в разработке мероприятий по формированию системного экологического образования, экологической культуры, а также в совершенствовании экологического законодательства.

Одним из практически осуществимых направлений становления экологической культуры является внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды в рыночные отношения, регулируемые государством, т. е. установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании .

Для того чтобы экономическая и технологическая деятельность была экологически ориентированной, необходим определенный уровень экологической культуры и профессиональной подготовки, важнейшим элементом которых является осознание экологической важности и экономической эффективности чистых технологий. Сегодня просветительство и экологическое образование охватывает, в основном, население, среднюю и высшую школу . Однако экологическая грамотность не менее важна для руководителей предприятий, представителей властных структур, т. е. лиц принимающих решения по вопросам экономического и технологического развития на уровне города и микроуровне.

С этой целью необходимо разработать программу по экологическому образованию для менеджеров, включающую постоянно действующие семинары с активными методами обучения, деловыми играми по проблемам экологического менеджмента, устойчивого развития, передового отечественного и зарубежного опыта и т. д. и учитывающую интересы и потребности представителей бизнеса в этой области; привлечь к работе семинара на конкурсной основе образовательные государственные и некоммерческие организации , обладающие соответствующим потенциалом.

В настоящее время в ряде регионов действуют различные организации, оказывающие экологические услуги в научно-образовательной, коммунально-бытовой и производственной сферах. Анализ их деятельности необходим с целью выявления проблем и перспектив развития рынка экологических услуг.

По оценкам ряда специалистов, в источнике возникновения («начало трубы») можно предотвратить до 70 % отходов и выбросов промышленного производства за счет использования технически обоснованных и экологически выгодных технологий. В России эта задача перехода к политике «предупреждения» не может быть решена только на уровне хозяйствующих субъектов и только рыночными методами. Здесь необходимо активное взаимодействие власти и бизнеса в реализации экологической политики «предупреждения загрязнений» .

Решение проблемы видится в перераспределении финансовых потоков, путём выделения части средств регионального бюджета на поддержку организаций, разрабатывающих проекты по экологизации производства, обеспечивающие снижение отходов и выбросов непосредственно в технологическом процессе.

Другое важное направление – развитие рециклинга, поскольку одна из центральных проблем современной экономики – это отходы производства и потребления. Рециклинг важен не только как средство сокращения отходов и снижения загрязнения окружающей среды, но и как способ сокращения потребности в первичных ресурсах, т. к. часть из них возвращается в хозяйственный оборот после соответствующей переработки. Целесообразно создать систему финансовой поддержки разработки проектов рециклинга на конкурсной основе.

Потребители и общественные организации региона должны вовлекаться в формирование экологических альтернатив регионального развития , в частности, путем формирования перечня экологически ориентированных организаций, участия в системе экологического образования и просвещения.

Важная роль общественных организаций – это контроль за соблюдением экологического законодательства.

Учитывая тот факт, что в результате реализации опасности нанесенный ущерб складывается из социальных, материальных и экологических потерь, наибольший интерес при расчетах представляет математическая модель интегрированного риска потенциально опасного объекта (ПОО) как комплексного показателя его безопасности, выраженного в едином стоимостном эквиваленте и объединяющего в себе ожидаемые ущербы социальных, экологических и материальных потерь .

В сфере коммерческого страхования возможны следующие основные виды экологического страхования:

5) страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.

Таким образом, несмотря на значительное число научных публикаций по рассмотренным в статье проблемам, существует ещё большое число аспектов, требующих своего решения. Так, необходимо чётко определить роль и место рынка экологических услуг в экономике региона, совершенствовать формы и методы государственного регулирования рынка экологических услуг, обеспечить участие потребителей и общественных организаций в регулировании этого рынка.

Литература

1. Данилов-, Рейф вызов и устойчивое развитие. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Наше общее будущее. М.: Прогресс, 1989.

3. Экология и экономика. М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Мировая экономика. М.: АСТ, 2003.

5. Шимова экологии и экономика природопользования. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2010.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика основных загрязнителей окружающей среды. Затраты на охрану окружающей среды. Структура экологических издержек общества. Расчет оплаты за размещение отходов и природоохранные мероприятия. Охрана труда и техника безопасности, промсанитария.

    реферат , добавлен 16.06.2009

    Характеристика экологических проблем и оценка их особенностей в выявлении критериев взаимодействия человека и окружающей среды. Факторы экологических проблем и периоды влияния общества на природу. Анализ взаимосвязи экологических и экономических проблем.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

    Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны. Объекты и принципы экологии. Природоохранная деятельность предприятий, виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений. Система экологических стандартов и нормативов.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Естественные источники радиации в современном мире, опасность превышения естественного уровня ионизирующего излучения в окружающей среде. Анализ уровня радиоактивного загрязнения и пути решения региональных экологических проблем Тамбовской области.

    реферат , добавлен 25.12.2013

    Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения. Понятие и структура текущих затрат на природоохранную деятельность. Влияние экологических и природно-ресурсных параметрах при принятии макроэкономических решений.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2010

    Загрязнение окружающей среды вследствие несоблюдения экологических требований в сфере энергетики и сельского хозяйства. Использование ядохимикатов, проблемы окружающей среды, связанные с животноводством. Предотвращение истощения земель и водных ресурсов.

    презентация , добавлен 11.12.2013

    Естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды: воздуха, почвы, воды. Основные вредные примеси антропогенного происхождения. Виды и тяжесть влияния человеческой деятельности на природу, масштабы таких экологических воздействий.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Решения, обеспечивающие увеличение или уменьшение степени ущерба окружающей среде. Затраты по улучшению состояния окружающей среды Балтийского моря, его проблемы, виды зягрязнений. Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

3.3 Пути развития экологического рынка

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

Экономическая эффективность экологических инвестиций:

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры. В частности, более чем десятилетний опыт природоохранной деятельности ОАО «Запорожсталь» демонстрирует ее достаточно высокую эффективность. Благодаря пуску аспирационной установки реконструированной доменной печи № 3, которая позволяет улавливать железосодержащую пыль, поступающую затем снова в производство, удалось получить ощутимый результат. 25-летний опыт использования почвозащитной системы земледелия и производства экологически чистой продукции в хозяйстве «Обрий» Шишацкого района Полтавской области убедительно свидетельствует об экономической выгодности инвестирования в такие проекты: показатель инновационной привлекательности - соотношение чистой прибыли к сумме инвестиций - составляет 1,3, инвестиции окупаются за три-четыре года. Опыт СП «Роква» по сбору вторичного сырья показывает: шиковать в этой сфере деятельности не приходится, но постепенно развиваться можно, обеспечивая новые рабочие места и регулярную зарплату рабочим.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл.,) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

Специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

Стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

Содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

Издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

Создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

Создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основываясь на результаты научного исследования, можно сделать следующие выводы:

    Услуга - это специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.

    Основные виды экологических услуг: экологическое страхование, экологический аудит, экологический менеджмент.

    В отличие от традиционной, экологическая экономика исходит из признания двусторонних зависимостей микро- и макроуровней: социальная организация и культурные институты на более высоких уровнях пространственно-временной иерархии должны сглаживать конфликты, возникающие при достижении микроцелей развития на более низких уровнях, и наоборот.

    Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности.

    В Вологодской области рынком экологических услуг в основном предоставлялись следующие услуги:

    • Экологический контроль за судоходством;

      Использование и переработка отходов производства и потребления;

      Размещение твердых бытовых отходов;

      Охрана недр;

      Экологический мониторинг;

      Оформление прав водопользования;

      Оценка качество подземных вод.

    Говорят о механизмах реализации экологиче­ской политики, выделяют три подхода:

    прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контро­лируй») - нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

    экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

    смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.

Сформулированные выводы позволяют обосновать следующие предложения:

    Постоянный контроль рынка экологических услуг;

    Контролировать экологический рынок как основу, комплексно контролируя основные показатели деятельности;

    Управляя рынком использовать существующие и искать новые пути повышения его деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аксенова О.В.Экология. М.:Знание,1999.-287с.

    Ананишнов В.В. Экономика природопользования и охраны природной среды: учеб. пособие / СПбГУТ. СПб, 1994.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучше­нии экологической обстановки.//Российский экономический жур­нал. М., № 7, стр. 55-69.

    Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл. слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с.

    Большаков В.Н.Экология. М.:Интернет инжиниринг, 2000.-330с

    Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия. О некоторых вопросах моделирования экономических процессов с учетом экологических проблем.//Вестник МГУ, сер. 6. М.„ 1994 №3

    Возняк, Фейтельман и др. Экологическое оздоровление экономики.

    Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, 1998.

    Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. СПб: Специальная литература, 1995.

    Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.

    Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-312с

    Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.Гриф МО РФ

    Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.

    Мозолевская Е.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002. -249с.

    Потапов А.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526

    Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990

    Указ президента РФ от 04.02.94 г. №230 « о государственной стратегии РФ по охране окрущающей среды и обеспечению развития», М. : Российская газета.

    Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002

    Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств,//ж-л «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3

    Чердымова З.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.

    Туристических услуг и его территориальная организацияКурсовая работа >> Физкультура и спорт

    Туроператоров: массового рынка , специализированного сегмента рынка , внутреннего рынка и внешнего рынка . Туроператоры массового рынка – наиболее... учебный, экологический , этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и...

Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований в России /13, 55/.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. На современном этапе развития общества охрана окружающей среды становится важной экономической задачей.

Это убедительно подтверждают многочисленные примеры деятельности по охране окружающей среды, способствующей бизнесу и приносящей прибыль как от создания более совершенных технологий, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Экологическое регулирование является толчком интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала во многих развитых странах мира. Надо отметить, что повсеместно наблюдается заметное укрепление позиций экологически ориентированной продукции в выпуске производственных и потребительских товаров различного назначения.

Экологические параметры технологий производства и выпускаемых товаров, а также затраты на охрану окружающей среды, прямо влияющие на уровень общих издержек, стали важными факторами, определяющими конкурентоспособность на национальном и мировом рынках. Влияние этих факторов на цену товара, перспективы дальнейшего производства, рынки сбыта, маркетинговую деятельность в целом все более возрастает.

Современные тенденции постепенного выравнивания требований экологического законодательства в развитых странах мира стали серьезным фактором положительного воздействия на структуру товарных потоков и инвестиций.

Проведенные экспертные оценки показали, что природоохранные и ресурсосберегающие технологии будут представлять собой одно из основных действенных средств рыночной конкурентной борьбы.

Изменение отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики стало определяющей основой появления субъектов экологического предпринимательства с разносторонней сферой интересов.

Можно отметить, что в последнее время сформировались самостоятельные направления экологического предпринимательства:

      производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды;

      создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий;

      расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

      экологическое образование и воспитание;

      консалтинг;

      а также выполнение различного рода других экологических работ и услуг.

Набирает силу финансовое обеспечение рынка экологических работ и услуг коммерческими банками.

Можно выделить следующие типы предприятий и организаций, входящих в экологическую инфраструктуру, по их функциональной ориентации и характеру организации работ:

      выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентаций по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природользователей, осуществление экологического мониторинга и др.). Организации, формирующиеся, в основном, по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы и т.д.) и функционирующие в значительной мере по заказам государственных органов управления;

      оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическая инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационные услуги и др.);

      осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территорий и др.);

      производящие природоохранную, ресурсосберегающую технику и технологии, природосберегающую продукцию;

      обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и оборудования, подготовка и переобучение кадров, оказание информационных услуг и др.).

Дальнейшее развитие рынка экологических работ и услуг существенно зависит от создания гибкого организационно-экономического и нормативно-правового механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Необходима программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг, которая должна предусматривать разработку новых законодательных актов, дополнений и поправок к существующим, обеспечивающих эффективное функционирование рассматриваемого рынка. В эту программу должен входить соответствующий комплекс мероприятий /13, 55/.

Создание необходимых организационных структур для осуществления регулирования и экономического стимулирования производства товаров, работ и услуг экологического назначения и подготовка нормативно-методической документации, определяющей их деятельность, требуют своего решения в ближайшей перспективе.

Целесообразно выделить следующие основные задачи федерального государственного органа и его территориальных органов в вопросах регулирования производства товаров, работ и услуг экологического характера /55/:

      определение приоритетных направлений развития рынка экологических товаров, работ и услуг;

      разработка и внедрение механизмов экономического стимулирования производства, качества и экологической безопасности процессов, продукции, товаров, работ и услуг;

      создание и развитие системы регулирования экологического предпринимательства с целью предотвращения экологически вредного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, рационального использования природных и вторичных ресурсов;

      создание условий для привлечения и эффективного использования в экологических целях иностранных и отечественных инвестиций, “ноу-хау”, технологий и оборудования.

        Экологически ориентированный маркетинг

и рынок природных ресурсов (природных объектов)

Анализ зарубежного опыта отношений собственности на природные ресурсы (природные объекты) показывает, что динамика изменения этих отношений в других странах находится в зависимости от экономических, политических, социальных, экологических факторов. Подобные явления, несмотря на сильное влияние различных субъективных факторов, носят объективный характер и, что вполне естественно, имеют место и в нашей стране /15/.

Следует отметить, что на нынешнем этапе развития общества возникла острая необходимость придания все возрастающей экономической ценности природным ресурсам и всему природному богатству, включая здоровье среды. Это должно стать главным приоритетом государственной природно-ресурсной и экологической политики России.

При таком подходе государственное регулирование экономической ценности природных ресурсов и всего природного богатства должно быть одной из основных функций государства на пути обеспечения устойчивого развития общества в условиях рыночно ориентированной экономики.

Нужно отметить, что влияние уровня экологических потребностей общества и спроса в части экологических ценностей на рынок природных ресурсов имеет тенденцию к заметному усилению. Причем эти потребности и спрос также необходимо регулировать с помощью соответствующих механизмов, которые еще требуется сформировать и внедрить в практику.

Величина общественно необходимых издержек на воспроизводство потребленной части возобновимого природного ресурса может служить в качестве нижней границы оценки потребляемой в той или иной форме порции любого возобновимого природного ресурса.

Необходимо развивать новые принципы рентной оценки природных ресурсов:

      принцип учета издержек воспроизводства подвергаемых воздействию возобновимых природных ресурсов;

      принцип учета планируемых издержек на разработку способов замещения (продуктами с аналогичной потребительной стоимостью) оцениваемых невозобновимых природных ресурсов.

Реализация права собственности на природные ресурсы может осуществляться в форме собственности на природные объекты или природные ресурсы в границах природного объекта.

Следует сказать, что России присущи обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения и развития рынка природных ресурсов (природных объектов). Хотя при этом имеют место серьезные проблемы и противоречия рынка природных ресурсов (природных объектов), которые характеризуются различными причинами их проявления.

Очень важно отметить роль, место и основные возможные направления участия экологически ориентированного маркетинга в функционировании рынка природных ресурсов (природных объектов).

При этом необходим достаточно развитый нормативно-правовой механизм обеспечения выполнения экологических требований при решении данной проблемы, целесообразные дополнения и изменения соответствующего характера в природоохранительные и природно-ресурсные акты законодательства и в законы, регулирующие переход права собственности на отдельные виды природных ресурсов (природных объектов), в том числе приватизацию природных объектов государственной и муниципальной собственности /15/.

Целесообразно указать наиболее актуальные основные ограничения на осуществление права собственности на природные ресурсы, налагаемые принципами устойчивого развития:

      любой возобновимый природный ресурс, добываемый, эксплуатируемый или используемый другим способом, должен быть воспроизведен как количественно, так и качественно;

      часть капитала, заключенная в невозобновимых природных объектах, должна быть использована для экономического воспроизводства потребительных стоимостей, заключенных в потребляемых порциях невозобновимых природных ресурсов;

      собственник природного ресурса при его использовании в любой форме не вправе наносить ущерб окружающей среде как в пределах своего владения, так и вне его.

Требуется скорейшая разработка основных концептуальных положений по решению проблем собственности на природные ресурсы (природные объекты). При этом необходимо учитывать общие для всех природных ресурсов закономерности в решении вопросов собственности.

Сочетание объективных свойств природных ресурсов (природных объектов), получивших экономическую оценку и учтенных в комплексных кадастрах природных ресурсов, достигнутого уровня развития общественных экономических отношений, существующих политических и социальных отношений и экологических проблем является основой для разработки соответствующих принципов рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и необходимых полномочий по управлению природопользованием между следующими четырьмя уровнями: федеральным, территориальным (субъекта Федерации), муниципальным, частным.

Следующие свойства самих минеральных и других природных ресурсов представляют собой первичные факторы для деления собственности на природные ресурсы (природные объекты) по вышеуказанным четырем уровням:

      роль конкретных природных ресурсов в формировании макроэкономических показателей;

      соотношение распространенности природных ресурсов и широты потребительского рынка;

      роль на мировом, национальном и территориальных рынках соответствующей продукции;

      роль природных ресурсов в экономике территорий;

      значение природных ресурсов для национальной безопасности страны;

      степень исчерпаемости природных ресурсов и возможность замены их вторичными ресурсами;

      специфические особенности различных видов природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что существуют значительные различия масштабов природных объектов и уровней субъектов собственности, величин долей различных видов природных ресурсов (природных объектов) в той или иной форме собственности, темпов и глубины преобразований отношений собственности в зависимости от объективных свойств самих природных ресурсов.

Целесообразно предложить перспективный концептуальный подход к созданию оптимального механизма постепенного ненасильственного решения проблемы рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и полномочий по управлению природопользованием последовательно по следующим этапам:

      первый этап – экономическая оценка и идентификация природных ресурсов (природных объектов) как объектов собственности;

      второй этап –уточнение определения и корректировка разграничения полномочий (обеспечивающих реализацию правомочий государства как собственника природных ресурсов) Российской Федерации и субъектов Федерации в рамках совместного осуществления владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

      третий этап – по мере объективного созревания условий для сосредоточения всех или почти всех полномочий в отношении конкретных природных объектов только на одном из уровней (федеральном или субъекта Федерации) решение вопроса о разграничении собственности;

      четвертый этап – после выделения природных объектов в собственность субъектов Федерации выделение из их состава природных ресурсов в муниципальную и частную собственность, либо в ряде случаев передача в пожизненное наследуемое владение (что более предпочтительно для соответствующих природных ресурсов с точки зрения интересов общества).

При решении этой проблемы очень важно объективно оценить возможность распределения прав собственности на соответствующие природные ресурсы (природные объекты) на современном этапе и невозможность распределения прав собственности на другие ресурсы (объекты) по принципиальным соображениям, поскольку наиболее целесообразным для них объективно должно быть совместное ведение (владение, пользование и распоряжение).

Большие возможности в практической деятельности в рассматриваемом направлении может дать использование данных кадастровой оценки природных ресурсов, аудита природопользования (аудита недропользования, водопользования, землепользования, лесопользования и др.), экологического аудита, природно-ресурсного и экологического мониторинга в целях определения цены сделки купли-продажи или приватизации природных ресурсов (природных объектов) и налога на их новых собственников, а также для обеспечения выполнения экологических требований к участникам соответствующей сделки.

Необходимо предъявлять определенные нормативные экологические требования и требования в области природопользования к новым собственникам природных ресурсов (природных объектов), которые во многом зависят от реальных свойств самих объектов собственности.

В рассматриваемом случае можно назвать следующие основные требования подобного характера:

      необходимость очистки объектов от прошлых накопленных загрязнений;

      недопущение нецелевого использования природных ресурсов;

      соблюдение экологических и природно-ресурсных норм и правил в дальнейшей деятельности.

Важно отметить, что для решения обсуждаемой в данном разделе проблемы также принципиально необходимо:

Создание механизма купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов), не допускающего смену их собственников без учета экологического фактора;

Установление публичных сервитутов при приватизации природных ресурсов (природных объектов) в целях обеспечения публичных интересов при передаче природных ресурсов (природных объектов) в частную собственность.

На современном этапе развития общества целесообразно ввести в теоретическую и практическую деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования понятие ассимиляционного потенциала окружающей среды как способности окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе /15/.

При таком подходе ассимиляционный потенциал окружающей среды можно обоснованно представить как специфический нетрадиционный природный (“экологический”) ресурс.

Но в данном случае, естественно, возникает объективная необходимость разработки соответствующих методов экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды.

На наш взгляд при этом целесообразна рентная и квазирентная оценка при его искусственном воспроизводстве, представляющая собой разность между общественно-необходимыми затратами на снижение воздействий до экологических нормативов и поддержание их на этом уровне и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в районе, потенциал которого оценивается. На такой основе может проводиться оценка этого потенциала территории для целей установления платежей за пользование им по издержкам доведения воздействий (например, выбросов в атмосферу) до нормативного уровня с пересчетом и приведением оценки к условной тонне.

Предлагается перспективный механизм рационального распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, частными собственниками объектов (при невозможности решить проблему в категориях собственности на законодательном уровне) путем практического внедрения через распределение полномочий, обеспечивающих реализацию правомочий собственника, между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, органами местного самоуправления и частными собственниками.

Принципы отнесения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды по тому или иному загрязняющему веществу к соответствующему уровню (федеральному, субъекта Федерации, муниципальному, частного собственника) должны учитывать объективные свойства загрязняющих веществ: дальность распространения от источника, степень опасности, наличие международных обязательств по соответствующим веществам и др.

Например, применительно к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу целесообразно предложить следующие принципы распределения права собственности на ассимиляционный потенциал:

      в муниципальную собственность, а в ряде соответствующих случаев и в частную собственность, в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по загрязняющим веществам с минимальным радиусом рассеивания (до нескольких километров),

      в федеральную собственность в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по:

а) загрязняющим веществам с радиусом рассеивания в сотни и более

километров или оказывающим трансграничное и глобальное

воздействие;

б) загрязняющим веществам, по которым имеются международные

обязательства;

в) особо опасным загрязняющим веществам;

В собственность субъекта Федерации в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по оставшемуся большинству загрязняющих веществ довольно широкого спектра;

Необходимо учитывать сложившуюся систему государственных органов охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Представляют большой интерес проблемы распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в международном масштабе (выбросы парниковых газов, потребление кислорода, трансграничные переносы различных загрязняющих веществ и др.).

В этом направлении в настоящее время рассматриваются вопросы организации торговли квотами на выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, оказывающих значительное глобальное воздействие и имеющих актуальное международное значение.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что впереди открываются большие перспективы развития экологически ориентированного маркетинга в связи с появлением рынка природных ресурсов (природных объектов), в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, расширением круга субъектов и объектов собственности, активизацией процессов купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов).

      Рынок производственных объектов

и учет экологического фактора при оценке их стоимости

В России имеются обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения рынка производственных объектов (предприятий, сооружений, производственных зданий и иных объектов).

Этому активно способствуют:

      расширение процесса вложения отечественных и иностранных инвестиций в экономику страны;

      изменение отношений собственности, широкая купля-продажа и приватизация предприятий и иных производственных объектов вместе с земельными участками, в том числе бывших ранее в государственной или муниципальной собственности.

Большую тревогу при этом вызывает довольно распространенное неблагополучное экологическое состояние таких объектов.

Вполне естественно, что эти процессы перехода права собственности настоятельно требуют принятия соответствующих обязательств участниками рынка производственных объектов.

Не вызывает сомнений, что остро необходим адекватный реальной ситуации механизм распределения ответственности за прошлое загрязнение.

Должны разрабатываться и приниматься конкретные обязательства нового собственника по реабилитации прошлых загрязнений купленных или приватизированных им предприятий и иных производственных объектов и земельных участков, на которых они находятся, в рамках специальной программы экологической санации, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и включаемой в качестве неотъемлемой части в план приватизации или договор купли-продажи.

Процедура отнесения на нового собственника затрат на мероприятия по программе экологической санации покупаемого или приватизируемого производственного объекта вместе с земельным участком, погашение вреда, причиненного окружающей среде и населению, требует особого внимания и должна быть обязательно согласована с новым собственником.

Эти затраты должны определяться как соответствующая часть платежа при покупке производственного объекта или часть приватизационного платежа, которые должны сосредотачиваться в специальном фонде экологической санации и расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с ежегодной сметой, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды с учетом обязательств нового собственника объекта по экологической санации самого объекта и земельного участка под ним и возмещению ущерба окружающей среде и населению.

Решение рассматриваемой проблемой требует выполнения процедуры аудита, то есть комплексной оценки состояния и стоимостных характеристик покупаемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта, его основных активов и пассивов.

При этом накопленный за период предшествующей производственной деятельности экологический ущерб, в первую очередь, его часть, рассчитанная для земельного отвода предприятия и его санитарно-защитной зоны, должен рассматриваться как неотъемлемая составляющая пассивов предприятия.

Введение такой процедуры для производственных объектов, подлежащих продаже или приватизации, является основой для осуществления прямой экономической оценки накопленного экологического ущерба и включения мероприятий по экологической санации территории этих производственных объектов в договор купли-продажи или план приватизации.

Следует подчеркнуть, что экономическая оценка накопленного за период предшествующей деятельности экологического ущерба выступает как важная составная часть стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках их купли-продажи и приватизации.

Целесообразно предложить следующие возможные методы экономической оценки накопленного экологического ущерба /28/:

      первый метод – определение экономических санкций за результаты накопленного загрязнения на территории предприятия и иного производственного объекта на основе специально разрабатываемых нормативов платы за загрязнение почв, донных отложений и других депонирующих сред;

      второй метод – расчет затрат на конкретные мероприятия по экологической санации (изъятию, удалению, захоронению или переработке загрязненного слоя почвы и донных отложений) в пределах контура, характеризующегося концентрациями загрязняющих веществ величиной 10–25 предельно допустимых концентраций (ПДК) и выше. Суммирование этих затрат с затратами на отселение населения из экологически опасных зон, возмещение потерь от уничтожения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на загрязненной территории, другие работы по восстановлению гигиенически приемлемого экологического баланса в зоне особо опасного загрязнения;

      третий метод – расчет размеров платежей за загрязнение территории по фактически установленному количеству загрязняющих веществ (например, металлов) в почвах на основе существующих нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за вычетом сумм ранее осуществленных предприятием платежей;

      четвертый метод – расчет накопленного экологического ущерба от загрязнения почво-грунтов в пределах промплощадки продаваемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта и прилегающей к ней санитарно-защитной зоны с уровнями концентрации загрязняющих веществ 10–25 ПДК и выше на основе рассмотрения такого очага экологического поражения как образования несанкционированной свалки перемешанных с грунтом особо опасных отходов, имеющей соответствующие площадные характеристики, концентрации загрязняющих веществ и фактически измеряемую массу.

Полезно отметить следующие преимущества четвертого метода экономической оценки накопленного экологического ущерба:

      простота расчета;

      объективность количественных показателей, получаемых при замерах непосредственно на загрязненной территории;

      отсутствие множества поправочных коэффициентов, использование которых доказательно далеко не во всех случаях;

      наличие утвержденного на федеральном уровне нормативно-методического аппарата расчета платы за размещение отходов;

      большое количество данных, полученных экспериментально и аналитически подразделениями Государственной геологической службы и другими государственными учреждениями и организациями.

Конкретные примеры оценки стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках купли-продажи и приватизации с учетом экологического фактора (накопленного экологического ущерба) подтверждают предложенные в данном разделе принципы, методические подходы и рекомендации /28/.

Использование возможностей рынка производственных объектов для развития экологически ориентированного маркетинга обещает хорошую перспективу этому направлению деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный анализ международного опыта и перспектив развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании представляет большой интерес для дальнейшего совершенствования этого направления.

Рассмотрение становления и развития экономических методов природоохранной и природно-ресурсной деятельности в мировой практике должно охватывать следующие сферы и направления: атмосферный воздух, водные объекты, почву, литосферу, ближний космос, животный и растительный мир, рекреационные ресурсы, отходы производства и потребления, радиационные воздействия, шум и вибрацию, энергетику, здоровье населения.

Их соответствующее использование в экологическом менеджменте и маркетинге дает большой эффект.

Реальный комплекс экономических методов по рассматриваемым вопросам составляют следующие элементы: плата за природные ресурсы, плата за загрязнение, плата за пользование объектами инфраструктуры, надбавки к ценам продукции, дифференциация налогов, субсидии, система залогов, кредиты.

Можно выделить такие рыночные методы охраны окружающей среды и регулирования природопользования за рубежом, как:

      инструменты, ориентированные на использование механизмов действия современной рыночной системы хозяйствования (влияние на издержки товаропроизводителей, использующих природные ресурсы или загрязняющих окружающую среду);

      создание новых рынков путем децентрализации управления, приватизации собственности, торговля правами на загрязнение (рынок по воздуху, рынок по воде, рынок по отходам);

      формирование рынка экологических услуг;

Сотрудничество компаний по типу “промышленный симбиоз”.

Для России представляют большой интерес соответствующие примеры попыток учета величин экологических издержек и природных активов в системах национальных счетов в различных государствах, международные стандарты финансовой отчетности.

То же самое можно сказать и про рассмотрение состояния, особенностей и современных тенденций развития экологического менеджмента и маркетинга в конкретных странах Европейского Союза, США и др.

Надо отметить, что повышение эффективности экологического менеджмента и маркетинга – необходимость объективного характера в современной мировой практике. Особенно интересны новые сценарии развития.

Значительно возрастает роль международных и государственных стандартов в области управления окружающей средой и экологического аудита в развитии данного процесса. В этом убеждает рассмотрение конкретных стандартов различных государств мира и международных стандартов в данной области.

Заслуживают большого внимания новые подходы в решении стоящих экологических и природно-ресурсных проблем, адаптация к политическим, институциональным, экономическим, техническим, индивидуальным поведенческим переменам.

Интересные выводы дает сравнительный анализ законодательных и других нормативно-правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, относящихся к рассматриваемой сфере деятельности, особенно на фоне международного опыта с учетом современных законов, стандартов, норм и правил. Это позволяет лучше понять перспективы развития экологического менеджмента и маркетинга на различных уровнях в России, основные проблемы, особенности и тенденции этого процесса.

При этом должна быть принята во внимание специфическая особенность России, заключающаяся в многоукладности не только по формам собственности, но и по технологическим укладам, а также в господстве “третьего (ресурсозатратного) уклада”, пройденного развитыми странами мира уже в конце 70-х годов ХХ века, и в весьма ограниченном проявлении “четвертого технологического уклада”, связанного с переходом на ресурсосберегающие и экологичные инновационные высокие технологии в ведущих отраслях хозяйства /38/.

Реальная жизнь поставила на повестку дня объективную необходимость разработки и развития конкретных направлений и механизмов участия экологического менеджмента в проходящих процессах банкротства предприятий с учетом дальнейших изменений в нормативно-правовой, экономической, социальной и экологической сферах.

Целесообразно выделить получаемые предприятиями преимущества от внедрения и развития экологического менеджмента и экологически ориентированного маркетинга:

Экономические выгоды:

1) снижение издержек:

      экономия вследствие снижения объемов потребления энергии, природных

и других ресурсов;

      экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов

и отходов производства, что снижает издержки ликвидации отходов;

      более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и суммы компенсаций по суду

за причиненный экологический ущерб;

2) рост доходов:

      возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам “зеленых” товаров;

      возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показателям конкурентов;

      совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

      возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Стратегические выгоды:

      более привлекательный имидж в глазах общественности;

      обновление видов выпускаемой продукции;

      рост производительности труда;

      более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

      творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

      более ровные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью, населением и группами “зеленых”;

      надежный выход на иностранные рынки;

      выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Следует отметить перспективы создания и использования системы интегрированного менеджмента на предприятии как взаимоувязанного комплекса, включающего в себя:

      экологический менеджмент;

      природно-ресурсный менеджмент;

      управление отходами;

      управление промышленной безопасностью;

      управление охраной здоровья персонала;

      управление в чрезвычайных и аварийных ситуациях (риск-менеджмент);

      управление качеством;

      управление взаимодействием с государственными и муниципальными органами;

      управление взаимодействием с общественностью, населением и средствами массовой информации.

В настоящее время происходит расширение рынка экологических работ, товаров и услуг (включение в него ассимиляционного потенциала окружающей среды как нетрадиционного специфического природного (“экологического“) ресурса, “углеродного кредита”, более широкого круга отходов и т.д.). Следует ожидать, что этот процесс будет происходить и в перспективе.

Активно проявляют себя современные тенденции изменения отношений собственности на природные ресурсы, недвижимость различного характера.

Перспективы развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании вызывают интерес в связи с появлением и расширением рынка природных ресурсов (природных объектов), различных производственных объектов, новых работ, товаров и услуг.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ассимиляционный экологический ресурс животный

Экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Продукция природоохранного назначения - это товары (работы и услуги производственного и непроизводственного характера), использование которых обеспечивает охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов. В общем виде экологическая продукция может быть определена как искусственно воспроизводимая окружающая природная среда или отдельные ее элементы.

Пока не существует общепринятой международной классификации экологического рынка. В разных странах в это понятие входит различная продукция.

Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли - это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды.

В настоящее время список услуг, предлагаемых на экологическом рынке Российской Федерации неуклонно расширяется.

Среди экологических услуг, пользующихся наибольшим спросом в России следует отметить следующие:

  • · анализы воды, воздуха, почв;
  • · аналитические работы - шум, вибрация, микроклимат, электромагнитные излучения, освещенность, радиация
  • · аттестация рабочих мест по условиям труда
  • · аэрозольная съемка атмосферного воздуха
  • · биологические изыскания
  • · водоподготовка, водоснабжение, водоотведение
  • · захоронение отходов
  • · экологическая инвентаризация, в т.ч. инвентаризация источников загрязнения
  • · ливневые очистные сооружения - модернизация, проектирование, реконструкция, строительство
  • · разработка и обоснование лимитов природопользования
  • · разработка нормативов лимитов образования и размещения отходов
  • · экологическое образование и повышение квалификации
  • · экологические обследования
  • · ОВОС - проведение работ, разработка раздела проектов.
  • · ООС (охрана окружающей среды) - проведение работ, разработка раздела проектов
  • · уничтожение, утилизация отходов
  • · оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования
  • · очистка дна и акватории водоемов
  • · строительство, модернизация, реконструкция и проектирование очистных сооружений
  • · экологическая паспортизация
  • · разработка проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС)
  • · проектирование полигонов ТБО
  • · разработка, производство, поставки и наладка экологических приборов и оборудования
  • · разработка экологического программного обеспечения
  • · экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
  • · радиационный контроль сырья, стройматериалов, продукции
  • · разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, разрешения на размещение отходов
  • · разработка проектов санитарно-защитных зоны (СЗЗ)
  • · экологическая сертификация, в том числе ИСО, оформление сертификатов
  • · страхование экологических рисков
  • · экологический аудит
  • · разработка экологической политики
  • · экологический мониторинг

Это далеко не полный перечень экологических услуг, присутствующих на рынке. Этот перечень постоянно расширяется.

На 2007 год рынок экологических услуг в России окончательно еще не сформировался. Активно формируется как нормативно-правовая база, так и номенклатура экологических услуг.

Наиболее распространены в России такие экологические услуги, как очистка промышленных и бытовых стоков, переработка и утилизация твердых промышленных и бытовых отходов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза; производство приборов для контроля состояния окружающей среды и т.д.

Спрос на эти услуги постоянно возрастает. Одновременно с этим возрастает и предложение на рынке экологических услуг, в том числе неуклонно возрастает количество организаций, предлагающих широкий спектр экологических услуг. Однако не всегда, организации оказывающие подобные услуги, в своей деятельности полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. Поэтому необходимо постоянное совершенствование механизмов контроля за деятельностью организаций, работающих на Российском рынке экологических услуг. Без этого, на наш взгляд, практически неосуществима задача сохранения благоприятного качества окружающей среды.

На сегодняшний день сложно сказать, когда именно завершатся процессы формирования рынка экологических услуг в России. Однако очевидно, что становление рынка экологических услуг в России вступило в завершающую фазу, о чем свидетельствует почти полное соответствие перечня экологических услуг, оказываемых в России аналогичному перечню развитых стран запада.

В заключении следует отметить, что проблемы сохранения окружающей среды уже давно перешагнули национальные границы и их решение возможно только путем объединения усилий всего мирового сообщества. Это несомненно относится и к рынку экологических услуг в России, который должен развиваться в тесном взаимодействии с международным экологическим рынком.