Государство в рыночной экономике участвует. Функции государства в рыночной экономике. Государство в условиях рыночной экономики

Экономика большинства стран мира развивается так или иначе под контролем национальных правительств. Вместе с тем степень вмешательства государства в рыночные процессы может быть разной. Каковы основные теоретические концепции, характеризующие вовлечение в хозяйственные системы? Задействовав какие методы, государство может управлять национальной экономикой? Что предопределяет их эффективность?

Процесс регулирования

Государство в современной рыночной экономике может играть значимую роль. На практике - в самых разных аспектах. Так, например, за счет бюджета страны может осуществляться инвестирование в ключевые производственные отрасли.

Государство - ключевой регулятор налоговой сферы. Вмешательство властей в экономику, как правило, связано с необходимостью распределения приоритетов в развитии тех или иных отраслей в соотнесении с актуальными задачами социально-политического развития.

Специфика

Прежде чем изучать конкретные функции государства в рыночной экономике, полезно будет исследовать особенности соответствующего типа хозяйственной системы. Каковы его признаки? По каким критериям рыночная экономика формирует собой самостоятельную категорию, отличающуюся от традиционной и командной хозяйственных систем?

Прежде всего следует отметить тот факт, что модели рыночной экономики, функционирующие сегодня, и те, что были актуальны, скажем, для 19-го и значительной части 20-го века, - не одно и то же. Соответственно, изучая роль и функции государства применительно к хозяйственным системам, следует учитывать специфику конкретного исторического периода. Условимся, что речь идет о современном мире. Основы рыночной экономики сегодня - это прежде всего свободный доступ к рынку для большинства потенциальных его игроков, приоритет права во взаимоотношениях субъектов бизнеса, развитая банковская сфера. Какими будут место и роль государства в данной модели? Это может прослеживаться в следующих аспектах:

  • денежная эмиссия;
  • законотворчество;
  • перераспределение доходов;
  • поддержка благосостояния социума.

Собственно, это и есть ключевые функции государства в рыночной экономике современного типа.

Можно отметить тот факт, что к этой модели мировые хозяйственные системы пришли не сразу. Формирование рыночной экономики в современном виде происходило в ходе сложных процессов, в значительной мере обусловленных особенностями политического развития отдельных стран и современной цивилизации в целом. Поговорим об этом подробнее.

Исторический аспект формирования современного рынка

В течение достаточно длительного периода экономика развитых стран мира функционировала в рамках классической либеральной модели, при которой предприниматели при минимальном контроле со стороны государства осуществляли свою деятельность, формируя таким образом совершенную конкуренцию. При этом подход к строительству бизнеса у соответствующих субъектов был чисто капиталистический - с акцентом на извлечение прибыли любыми законным методами. Пользуясь, в частности, тем, что было не развито трудовое законодательство, владельцы фабрик акцентированно эксплуатировали рабочий класс. Во многом именно это обусловило известные политические события начала 20-го века - капитализм не обошел стороной и Российскую империю. Произошла революция под лозунгами социализма.

Либеральная экономическая модель, как отмечают многие эксперты, оказалась не самой идеальной с точки зрения обеспечения стабильности национальных хозяйственных систем. Пока в СССР делались первые шаги по строительству социалистического государства, в США разразилась Великая депрессия - невиданных масштабов экономический кризис, который, как полагают многие исследователи, был обусловлен издержками либеральной модели в виде чрезмерно свободного рынка. И потому вывод американской экономики из кризиса был осуществлен посредством прямого вмешательства государства - сам по себе рынок, вероятно, не смог бы вывести себя из депрессивного состояния.

Таким образом, по мере естественного хода мировой политической истории сформировались современные основы рыночной экономики. Ключевые аспекты, отражающие свободу рынка, остались, но к ним добавилось вмешательство государства во многие сферы национального хозяйства как гарантия того, что очередная Великая депрессия не повторится. Или же не произойдет еще одна революция с социалистическим уклоном. Экономика современных развитых стран выстраивалась, как полагают многие аналитики, с учетом опыта, полученного самыми разными государствами в 20-м веке и ранее.

Теоретические концепции

Рассмотрим ключевые научные концепции, описывающие функционирование рыночной экономики в соотнесении с возможной ролью государства. Собственно, одну из них мы затронули выше - это классический либерализм. Согласно данной концепции предполагается, что рынок - это среда, которая может сама себя регулировать. Регулирование рыночной экономики государством, таким образом, - явление лишнее. Однако мировые хозяйственные системы уже прошли через соответствующий исторический период. И потому модель классического либерализма в чистом виде сегодня, как полагают исследователи, не слишком применима.

Кейнсианство

Есть теория, разработанная Джоном Кейнсом. Ученый предположил, что рынок все же не настолько эффективен с точки зрения качества саморегулирования. И потому государство должно участвовать в его управлении, прежде всего в таких аспектах, как регулирование совокупного спроса, от которого зависят объемы производства и предложения.

Монетаризм

Популярная монетаристская концепция. Она в достаточной мере близка к теории классического либерализма. В соответствии с воззрениями монетаристов рыночная система экономики должна развиваться все же при минимальном вмешательстве государства. Его функция должна сводиться, в частности, к созданию необходимых бизнесу финансовых институтов. Главное, за что должно отвечать государство, согласно монетаристской модели, - это денежное предложение. Но это важный аспект, поскольку власти могут определять объемы производства, влиять на уровень инфляции, безработицы.

Конечно, примеры реализации какой-либо из вышеописанных концепций в чистом виде сегодня обнаружить довольно сложно. Вместе с тем хозяйственные системы современных стран могут включать какие-то отдельные аспекты, характерные для идей, принятых на уровне экономической теории.

Объекты экономического регулирования

Функции государства в рыночной экономике современных стран во многом сводятся к управлению циклами хозяйственной деятельности. В основе национальной модели социально-экономического развития могут лежать некие ключевые отрасли. Допустим, это машиностроение. Предприятия, расположенные в стране, производят соответствующего типа оборудование и реализуют его на внутреннем или внешнем рынке. Со временем сегменты, куда поставляются машины, насыщаются. Или же требуют продукта, совершенно иного, к примеру, в аспекте уровня технологий. Отрасль, являющуюся ключевой для экономики страны, необходимо, как следствие, переводить на новые циклы.

Рыночная система экономики может потребовать вмешательства государства в аспекте, как мы уже отметили выше, денежной эмиссии, регулирования ключевых банковских ставок. Соответственно, монетарная отрасль также является одним из основных объектов регулирования в национальных хозяйственных системах.

Государство в условиях рыночной экономики современного типа активно участвует в обеспечении занятости населения. Таким образом, объектом регулирования здесь можно выделить социальную сферу в целом либо в категории экономически активных граждан. Занятость - одно из условий формирования спроса. Соответственно, в том, чтобы население было платежеспособным, заинтересован также и бизнес.

Модели рыночной экономики современных государств, как правило, предполагают значительную роль внешнеторговых связей. Устанавливать их на национальном уровне должно правительство страны. Это, можно сказать, вопрос исключительной компетенции государства. Хотя многие крупнейшие частные бренды по степени влияния на внешнеторговый аспект развития национальных экономик, как считают многие эксперты, сравнимы с правительственными структурами.

Методы государственного управления экономикой

Функции государства в рыночной экономике выполняются посредством специфических методов. Рассмотрим их сущность.

Согласно распространенной в среде российских экономистов концепции, методы, о которых идет речь, можно классифицировать на два типа: административные и экономические. Первые основаны на авторитете государственной власти. Как правило, направлены они на ограничение тех или иных предпринимательских активностей. В свою очередь, экономические методы часто акцентированы на стимулирование бизнеса действовать активнее. Например, решение ЦБ снизить ставку рефинансирования может положительным образом повлиять на желание предпринимателей открывать новые производства вследствие доступности выгодных банковских кредитов, условия по которым в значительной степени определяются решениями Центробанка.

Вместе с тем некоторые эксперты считают, что рассмотренная классификация не вполне корректна, поскольку любое решение органа власти так или иначе носит административный характер, даже если оно направлено на стимулирование деловой активности в экономике. Поэтому аналитики предпочитают классифицировать методы воздействия государства на экономику по-другому, выделяя, в частности, инструменты реакционного и превентивного характера или же определяя их сущность, исходя из сферы регулирования - налоговой, производственной, банковской и т. д.

Есть классификация, предполагающая разграничение методов государственного регулирования экономики на ситуационные и долгосрочные. Наибольшее значение, полагают эксперты, с точки зрения стратегии развития национальных хозяйственных систем имеют методы второго типа. Один из самых частных практических способов их реализации - государственные программы. Рассмотрим их специфику.

Государственные программы

Политика государства в рыночной экономике может носить программный характер. То есть на уровне высших структур власти - в правительстве, в парламенте, под началом президента или премьер-министра - разрабатываются концепции стратегического характера, которые затем реализуются посредством издания соответствующих правовых актов. Сущность государственных программ может быть разной. Данного типа инструменты могут подразумевать, например, формирование специфических направлений в бюджетной политике, которые могут быть направлены на повышение покупательной способности отдельных категорий граждан, или же, например, придание дополнительной устойчивости социальному положению тех людей, кто занимается определенного типа профессиональной деятельностью.

Другой вариант - государственные программы могут носить инвестиционный характер и быть направленными на развитие отдельных сфер экономики. Например, наукоемкого производства. Достаточно распространен сценарий, при котором государство выступает крупным заказчиком для предприятий. В частности, в оборонной сфере ключевым клиентом предприятий ВПК выступает, собственно, правительство страны.

Программы, разрабатываемые государством, могут классифицироваться на основе такого критерия, как уровень политических коммуникаций. Во-первых, бывают региональные инициативы. Они связаны с необходимостью акцентированного развития какой-либо конкретной территории, области, республики - если рассматривать российскую модель политического устройства. Во-вторых, есть национальные программы. Задачи, которые ставятся государством в рамках подобных инициатив, могут затрагивать всю хозяйственную систему страны в целом. Есть, в свою очередь, программы международного сотрудничества. Они могут быть направлены на установление связей между правительствами суверенных государств с целью взаимовыгодных с точки зрения развития национальных хозяйственных систем каждой страны коммуникаций.

Факторы успешной политики

Какими могут быть наиболее заметные ошибки государства с точки зрения эффективности регулирования? Эксперты выделяют следующий их перечень.

Во-первых, та или иная государственная инициатива может быть недостаточно проработанной. Например, законодатель, изучив некую сферу регулирования поверхностно, принимает правовой акт, который по факту оказывается совершенно бесполезным с точки зрения реформирования экономики или же вовсе влияет на развитие отдельных ее сегментов негативно. Таким образом, многие проблемы государства в рыночной экономике связаны с недостаточно качественной работой институтов власти, отвечающих за проработку ключевых направлений регулирования национальной хозяйственной системы.

Во-вторых, эксперты выделяют такую проблемную область, как недостаточно активная коммуникация с социумом, как в целом, так и в аспекте отдельных его групп - бизнеса, профессиональных объединений, некоммерческих структур. Правительства многих стран, как отмечают эксперты, уделяет этому аспекту недостаточное внимание. Государство в условиях рыночной экономики должно функционировать в формате диалога с участием объектов регулирования. Инициатива должна исходить не только сверху. Современные страны с рыночной экономикой развиваются в рамках обоюдных активностей правительства и общественных институтов.

В-третьих, многие государства, разрабатывая в целом неплохие программы по модернизации экономики, сталкиваются с неэффективностью их реализации по причине чрезмерно сложного бюрократического аппарата. Недостаточная работа в области подготовки политических институтов - еще одна распространенная, по мнению ряда аналитиков, ошибка многих национальных правительств.

Государство в рыночной экономике - это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

Роль государства в рыночной экономике

Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:

1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.

2) Государство в условиях рыночной экономики имеет положение монополии в сфере принятия законов, которые есть обязательными для всех, кто находится под юрисдикцией данного государства. Если рассматривать это относительно рыночных отношений, то все субъекты хозяйствования подчиняются нормам, которые приняты и утверждены аппаратом государственного управления.

3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.

4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Значение государства в рыночных экономических отношениях

Тенденции частого изменения условий рынка порождают массу дискуссий, исходя из которых, роль государства в экономике страны понимается по-разному. При любом изменении рыночных условий государство должно оперативно вмешаться в положение вещей и ввести новые правила, налоги, нормативно - правовые акты.

Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.

Функции государства в рыночной экономике

Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.

  • Функция правового регулирования - выражается в регулировании государственным аппаратом всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная - обеспечивает условия гарантий для функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Такая функция реализуется антимонопольным комитетом.
  • Функция поощрения развития технологий о расширения производства.
  • Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.
  • Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.
  • Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.

Правовая функция

Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.

Производственная функция

Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально - техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;

Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:

  • перераспределение доходов;
  • перераспределение ресурсов.

Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).

Функция обеспечения добросовестной конкуренции

Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.

Функция стабилизации

Заключается в принятии таких законов, которые обеспечивали бы равные условия деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизации. Само понятие стабилизации подразумевает создание новых рабочих мест для не трудоустроенного населения, вследствие чего платежеспособность населения повысится, что позитивно отобразится на условиях функционирования рынка. Но это направление имеет риск, который заключается в непредвиденности развития событий. Что бы расширить масштабы производства необходимо быть готовыми к тому, что так же возрастут и сопутствующие расходы, которые потянут за собой безработицу и обесценивание денег.

Функция прогнозирования

Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.

Функция регулирования

Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:

  • свести к минимуму все негативные последствия, которые возникают в процессе осуществления рыночной деятельности;
  • регулирование основ правового поля, в котором функционирует рыночная система;
  • обеспечить социальную защиту объектов управления.

Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции государства в рыночной экономике.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Лекция 12. Государство в системе макроэкономического регулирования

1. Функции государства в рыночной экономике.

2. Цели и методы государственного регулирования экономики.

3. Роль и функции государства в транзитивной экономике.

В современной рыночной экономике, которая по существу является смешанной экономикой, основным регулятором хозяйственных пропорций выступает рынок. Государственное регулирование играет лишь вспомогательную роль. Оно строится по принципу ʼʼкрайне важно стиʼʼ только в тех сферах, где рыночные регуляторы по разным причинам являются неэффективными и в связи с этим возникает потребность в государственном вмешательстве.

Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах с рыночным хозяйством неодинакова. К примеру, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США.

Роль государства в экономике проявляется через его функции, множество которых обычно сводят к пяти основным функциям. При этом, первые две из них направлены на создание условий эффективного функционирования рынка, последующие три – связаны с дополнением и корректировкой действия рыночных регуляторов, ᴛ.ᴇ. направлены на устранение недостатков чисто рыночного хозяйства.

1.Государство формирует правовую базу и социальную среду позволяющие рыночной экономике работать эффективно.

2.Государство обеспечивает защиту конкуренции посредством проведения соответствующей антимонопольной политики.

3.Государство перераспределяет доходы с тем, чтобы уменьшить неравенство в доходах различных слоёв населœения.

4.Правительство перераспределяет ресурсы в национальной экономике с тем, чтобы учесть выгоды и издержки от внешних эффектов, а также обеспечить производство общественных блаᴦ.

5.Государство обеспечивает стабильность общего уровня цен и поддерживает в экономике полную занятость.

Вместе с тем, государство в значительной степени координирует и финансирует капиталовложения, создаёт государственный сектор экономики и обеспечивает условия для экономического роста.

Внешние эффекты (выгоды или издержки перелива, экстерналии, эффекты сосœедства) - ϶ᴛᴏ эффекты, возникающие в случаях, когда существует взаимозависимость функции полезности одного субъекта с функцией полезности или производственной функцией другого субъекта.

Некоторые экономисты добавляют к этому определœению ещё один пункт в соответствии с которым взаимозависимость функции полезности и производственной функции не должна быть реализована посредством торговли.

Приносящие пользу (выгоду) внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами . Οʜᴎ характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта͵ ᴛ.ᴇ. для того кто их не производит (не вызывает), но может пользоваться ими. К примеру, пчеловод может принœести пользу сосœедним фермерам, в случае если его пчёлы случайно опылят их растения.

Внешние эффекты являются отрицательными , ᴛ.ᴇ. приносящими издержки (антиполезность) , в случае если они снижают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта͵ который их не производит. Примерами этого вида внешних эффектов бывают многочисленные формы загрязнения окружающей среды и, в частности, - сброс в реку стоков целюлозно-бумажного комбината уменьшает количество рыбы на нижнем участке течения реки, что создаёт отрицательный эффект для рыбаков ведущих промысел на этом участке реки, а также для потребителœей покупающих рыбу.

Общественными благами называются товары и услуги, которые при предоставлении их одному индивиду становятся доступными и другим индивидам без соответствующих затрат с их стороны. По этому признаку (признак не исключительности) общественные блага отличаются от частных благ, потребление которых одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими индивидами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для общественных благ характерно неконкурентное потребление. Примерами общественных благ являются уличное освещение, маяк в порту, национальная оборона и др.

По определœению Пола Самуэльсона общественное благо должно быть: 1) неконкурентным в потреблении; 2) обладать свойством не исключительности, ᴛ.ᴇ. , в случае если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению его кем-то другим. Данные условия исключают возможность возникновения рынка такого блага, так как продавцу не гарантируется, что благо получит только тот, кто заплатил за него. А, поскольку, благо можно получить бесплатно, то никто и не станет платить за него.

Общественные блага часто обладают ещё одним свойством – неделимостью. Οʜᴎ состоят из таких крупных единиц, которые не бывают проданы индивидуальным покупателям (национальная оброна).

Общественные блага обычно производятся в государственном секторе и оплачиваются за счёт обязательного налогообложения.

Функции государства в рыночной экономике. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции государства в рыночной экономике." 2017, 2018.

  • - Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

    Вопросы для самостоятельной подготовки 1. Каково происхождение слова «суверенитет»? Является ли суверенитет обяза­тельным признаком государственности? 2. В Х1Х-ХХ вв. на политической карте мира появились новые государства. При­ведите примеры таких государств. Какая... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Сколько существует видов иммунитета международной организации, и назовите их? Что означает иммунитет государственной собственности? Назовите все известные в доктрине теории юрисдикционного иммунитета. Сколько существует... .


  • - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    ТЕМА 15: Государственное регулирование в рыночной экономике 1. Функции государства в рыночной экономике 2. Методы и формы государственного регулированияРоль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Характеристика рынков Различия между типами конкурентных рынков Тип рынка Число фирм в отрасли Тип товара Барьеры для входа на рынок Возможности влиять на цены своих товаров Примеры отраслей, действующих на таких рынках Совершенная... .


  • - Задачи и функции государства в рыночной экономике

    В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство– форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль...

  • Вопрос о роли государства в рыночной экономике в настоящее время является наиболее актуальным. Однако существует примитивизм оценок его функции и значимости, упрощенные толкования роли государства в регулировании экономики. Много споров о соотношении рыночного и государственного регулирования. Исследования, проводимые в последние годы, показывают глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества.

    На современном этапе развитие экономики государств происходит по смешанной модели, то есть экономика управляется и регулируется, с одной стороны, естественными объективными законами рыночной экономики (спрос и предложение, конкуренция и т.п.), а с другой стороны, экономика регулируется, направляется в необходимое русло своего движения активным государственным вмешательством на макроуровне. Для этого государство располагает достаточным количеством рычагов управления экономическим развитием страны.

    В докладе Всемирного банка о роли государства в экономике приведены следующие основные функции государства:

    Утверждение основ законности;

    Поддерживание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениями, включая обеспечение макроэкономической стабильности;

    Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;

    Поддержание незащищенных групп населения;

    Защита окружающей среды.

    Это фундаментальные задачи, на которых должно быть сконцентрировано внимание государства.

    Отмечая существование различных позиций по поводу экономической роли государства в современном развитии общества, можно признать доказанным и следующее:

    1. Не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства.

    2. Формы, методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными на протяжении веков. Но государство всегда сохраняет при этом определенные, четко выраженные функции, в числе которых: защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства; антимонопольная политика; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование внешнеэкономической деятельности; обеспечение экономической безопасности страны.

    3. Роль государства качественно меняется на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной, отрегулированной экономики.

    На этапе становления реформ государство должно быть более активным, чтобы старые формы и методы не получили инерционное развитие, способствующее появлению новых сил противостояния реформам, монополизирующее процессы производства.

    4. Можно считать доказанным мировым опытом – масштабы государственного регулирования, его конкретные механизмы и формы существенно различаются от страны к стране. Они отражают влияние исторических традиций страны, ее национальной культуры, масштабы территорий, специфику геополитического положения. Поэтому роль государства в странах Азии может быть иной, чем в Европе; в Скандинавии она отличается от континентальной Европы.

    Таким образом, современная рыночная экономика является регулируемой государством, становится гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

    Для достижения целей экономического регулирования государство располагает мощными рычагами воздействия на рыночную экономику.

    Как не могут осуществить движение средства транспорта и пешеходы без правил дорожного движения, так и не может развиваться экономика без ее правового регулирования.

    Поэтому одной из главных функций государства является правовое регулирование экономики, которое состоит в разработке законов, обеспечивающих:

    А) нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции;

    Б) защиту прав покупателей и интересов общества;

    В) равноправие рыночных субъектов;

    Г) регулирование взаимоотношений между предпринимателями и наемными работниками;

    Д) борьбу с теневой экономикой.

    Для стабильного функционирования рыночной экономики существенное значение имеет создание законодательной базы антимонопольной политики. В виде «антитрестовых законов» впервые в США осуществлено антимонопольное законодательство, которое получило широкое распространение в других рыночно развитых государствах. Высокий уровень монополизации производства и обращения в российской экономике предполагает проведение активной антимонопольной политики, без чего невозможен переход к цивилизованным рыночным отношениям.

    Антимонопольная политика включает следующие административные и экономические меры:

    Контроль над ценами предприятий – монополистов;

    Дезинтеграция крупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

    Поддержка конкуренции, учитывая также импорт товаров иностранных производителей;

    Антимонопольная экспертиза принимаемых законов.

    В условиях рыночной экономики весьма актуальной является дефляционная политика государства.

    Как правило, инфляция, т.е. рост цен, происходит в результате опережения объема платежеспособного спроса по сравнению с объемом предложения (при других стабильных процессах в экономике). Поэтому выбор конкретных мер проведения дефляционной политики у государства весьма ограничен. Государство регулирует доходы населения и стимулирует предпринимательскую активность путем принятия различных мер по оживлению инвестиционной деятельности или ограничению прироста доходов населения. Однако в условиях российской экономики второй путь абсолютно неприемлем ввиду низкого уровня доходов и низкого уровня жизни населения.

    Существенное влияние на инфляционные процессы оказывают регулирование денежного обращения и бюджетная политика. Это главный рычаг государства, который позволяет регулировать совокупный спрос и совокупное предложение и обеспечивать равновесие между ними.

    Экономическая роль государства значительно возрастает в условиях экономического кризиса. Государство активно проводит антициклическую, антикризисную политику - увеличение государственных инвестиций, снижение налогов, организация общественных работ, обеспечение занятости и т.п. Подробнее эта проблема рассматривается в соответствующей теме (см. тему 19).

    Еще по теме 9.1. Экономические функции государства в рыночной экономике:

    1. 18.4. Экономические функции государства: минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику

    Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - повышения благосостояния человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

    Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны.

    Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деятельности государства и какие средства им используются для достижения той или иной цели.

    Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально- экономического развития страны с чётким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несёт ответственность за её направленность и конкретную реализацию.

    Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно- кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.

    Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6 %). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

    В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

    Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

    В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна представлять собой целую систему взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного экономического регулирования.

    Наконец, правовая основа должна быть и стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путём контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.

    На этапе перехода к рыночным отношениям новая правовая база хозяйствования только формируется. Новое хозяйственное законодательство должно чётко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Создаются адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение приватизации государственной собственности.

    Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере становления рынка несовершенство хозяйственного законодательства становится всё более очевидным, возникает потребность в существенных изменениях. Объективные противоречия между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становятся необычайно острыми. Прежде чем вносить коррективы в правовые нормы хозяйствования, нужно каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм.

    Функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономического агента зависит от количества и качества имеющихся у него ресурсов, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. Но значительная часть населения не в состоянии обеспечить себе достойное существование.

    Рынок не распределяет доход по принципу социальной справедливости и равенства. Справедливыми будут неприемлемо высокие доходы для преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие - для потерпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Поэтому в рыночной экономике государство берёт на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоёв.

    Основными каналами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.

    Причём главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограниченны. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

    Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

    Рыночный механизм не обеспечивает рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берёт на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счёт кредита, государство покрывает часть ссудного процента за счёт собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестированием проектов.

    Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет ёмкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

    Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия её найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нём отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т. д. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должна стать эффективная система труда работников бюджетной сферы.

    В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

    Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

    Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т. д.