Законы потребностей. Закон возрастания уровня человеческих потребностей

Закон возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения.

Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление - производство и далее по кругу.

Процессом, с которым потребитель имеет существенную связь, является процесс потребления. Причиной потребления является наличие потребителей, взаимодействующих с продуктами

производства.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон возвышения потребностей действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет.

Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

Закон возвышения потребностей имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях закон возвышения потребностей действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально- экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально- экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях закон возвышения потребностей осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей

трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально- экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, т. е. такого взаимодействия общественного

производства и потребления, которое обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан.

С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного - господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше - политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счёт совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой основных классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них - это проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Сущность закона возвышения потребностей заключается в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей - как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно - историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, т. е. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т. д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. Если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определенная связь. Если индивид не может даже на минимально необходимом уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: «Голодное брюхо к ученью глухо». Однако и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (например, сочинять стихи или писать романы). Если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (например, графоманством). Поэтому желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в этом случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Отвечая на него, надо признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, т. е. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в той или иной мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т. д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всего ориентируются на то, как принято в той или иной социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. Если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, например, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие «возвышение » связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Например, если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. Если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это - третий, высший уровень. Поэтому закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.

Экономические потребности, их классификация и система. Закон возвышения потребностей

Потребность есть объективная нужда, надобность человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Удовлетворение тех или иных потребностей человека вытекает из необходимости в них для индивида. Потребности удовлетворяются через потребление благ.

Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Нет предела человеческим потребностям по мере поступательного развития общества. Данная черта лежит в основе действия закона возвышения потребностей как всеобщего закона экономической жизни.

Сущность этого закона заключается в том, что под непосредственным воздействием производительных сил, в результате внедрения в практику экономической жизни достижений НТП возвышаются потребности человека как в предметах и средствах труда, так и в предметах потребления. Причем это возвышение проявляется в необходимости возникновения новых потребностей людей, в более совершенных орудиях труда, в более качественных предметах потребления. Количественная сторона закона определяется достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, а следствием выступает всестороннее развитие способностей человека.

Системный подход к исследованию общественных потребностей позволяет рассматривать их как центральную категорию теории хозяйства. Потребность есть:

– исходный пункт любого хозяйства и каждого воспроизводственного процесса внутри него;

– результат функционирования хозяйственной системы;

– основа формирования ценностных ориентиров социума;

– основа формирования личности в социуме;

– исходная база постановки вопроса о смысле хозяйствования.

Существенным методологическим недостатком рассмотрения потребностей в экономиксе является сведение всего многообразия общественных потребностей к потребностям материальным. В то время как система общественных потребностей в масштабах функционального хозяйственного пространства включает:

– потребности общественного развития (они напрямую связаны с возникновением новых производственных отношений и соответствующих им законов);

– структурообразующие потребности (в технико-экономических, организационно-экономических и социально-экономических (собственно производственных) отношениях);

– потребности в результатах общественного производства;

– потребности индивида как личности, а не только носителя рабочей силы.

В системе общественных потребностей выделяют следующие:

1) экономические потребности;

2) государственные потребности;

3) потребности правовых учреждений и организаций;

4) потребности религиозных организаций;

5) потребности политических партий и организаций;

6) потребности идеологических структур и формирований;

7) потребности общественных организаций.

Теоретическая экономика изучает в системе общественных потребностей, прежде всего, экономические потребности.

Экономические потребности – это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного производства, включая производственную и непроизводственные сферы.

Экономические потребности следует рассматривать как категорию, выражающую отношения между людьми по поводу производства и использования производимых благ и услуг.

Взаимосвязь между экономическими потребностями и производством носит диалектический характер:

с одной стороны, потребность представляет собой идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, который является его предпосылкой,

с другой стороны, производство, создавая материальные и духовные блага, порождает конкретную потребность в них. Она проходит определенные стадии: зарождения, интенсивного развития, стабилизации и отмирания. Отмиранию данной потребности способствует все то же производство. Оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же самую потребность.

Рассматривая соотношение потребностей и производства, экономические потребности можно подразделить:

1) на перспективные (абсолютные). Они представляют потребности, возникшие при данном уровне развития науки, техники и производства;

2) на действительные (необходимые). Это те потребности, которые могут быть реализованы при достигнутом уровне развития производительных сил.

Однако объему и структуре действительных потребностей не всегда соответствует объем и структура производства материальных благ и услуг. В условиях товарно-денежных отношений основная часть действительных потребностей принимает форму платежеспособного спроса. Поэтому противоречие между потребностями и производством принимает форму несбалансированного спроса и предложения товаров и услуг.

В системе экономических потребностей выделяют:

1) общественные потребности. Их удовлетворение обеспечивает функционирование общества как единого социального организма;

2) производственные потребности. Они представляют собой потребности предприятий в средствах производства, необходимых для осуществления ими производственных функций;

3) личные потребности. Они характеризуют потребности людей в предметах потребления, которые им необходимы для удовлетворения своих нужд.

Удовлетворение экономических потребностей играет различную роль в воспроизводстве способностей человека. В связи с этим выделяют следующие потребности:

1) физические потребности. Их удовлетворение обеспечивает воспроизводство физических способностей человека;

2) интеллектуальные потребности. Их удовлетворение обеспечивает воспроизводство интеллекта человека;

3) социальные потребности. Их удовлетворение связано с функционированием социальной сферы общества.

С точки зрения уровня развития человека различают:

1) элементарные (физические) потребности. Это потребности физической жизни. Они предполагают некоторый комплекс объективных условий, реализация которых необходима для нормальной жизнедеятельности человека. Это потребности первого уровня. Их элементарность определяется биологическими функциями человеческого организма. Однако даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, так как реальные способы их удовлетворения носят социальный характер. При этом они накладывают свой отпечаток на формирование физиологических потребностей;

2) высшие (социальные) потребности. Потребности этого уровня целиком связаны с процессом социализации человека и отражают условия его жизнедеятельности как члена общества. Их объем и количество определяются общим состоянием культуры общества.

Экономические потребности имеют исторический характер. Размер потребностей так же, как и способы их удовлетворения, представляют собой продукт истории и зависят от культурного уровня страны. А также от того, при каких условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались социальные слои общества, отдельные люди и общество в целом.

Экономические потребности динамичны. Они трансформируются:

1) под воздействием общественного прогресса;

2) под влиянием преобразований в производстве;

3) под влиянием интенсивности обмена информацией;

4) под влиянием совершенствования самого человека.

Постоянный и качественный рост экономических потребностей происходит в соответствии с законом возвышения потребностей. Это всеобщий экономический закон, выражающий качественную и количественную направленность развития общественных потребностей. Под воздействием этого закона происходит:

1) рост и видоизменение потребностей, возникновение одних и исчезновение других;

2) расширение круга потребностей, качественное изменение их структуры;

3) рост доли интеллектуальных и социальных потребностей;

4) «облагораживание» все в большей мере физических потребностей;

5) увеличение социально-культурных моментов в возникновении и определении способа удовлетворения всех потребностей.

В прошлом для выявления сдвигов в соотношении потребностей надо было рассматривать периоды времени в несколько десятков, а то и сотен лет. В условиях современной научно-технической революции возвышение потребностей происходит за более короткие периоды времени.

В условиях научно-технической революции по мере роста социализации общества закон возвышения потребностей приобретает новые черты. Важнейшие из них следующие:

1) всеобщность, социальная равномерность возвышения потребностей. В этих условиях все возможности возвышения потребностей используются всеми членами общества достаточно равномерно и примерно на одних и тех же основаниях. Социальные слои, которые могли бы развивать свои способности и удовлетворять свои потребности за счет других социальных групп, проявляются не столь отчетливо;

2) всесторонность возвышения потребностей. Развиваются не только те потребности, удовлетворение которых ведет непосредственно к воспроизводству рабочей силы (способности к труду), но и вся гамма интеллектуальных и социальных потребностей;

3) постепенное социально-экономическое выравнивание структуры потребностей (при одновременном росте их многообразия). Эта черта обусловлена тем, что происходит постепенное выравнивание положения людей в производстве и других областях общественной жизни. Становятся все более близкими по своему уровню и структуре потребности различных социальных слоев и групп общества;

4) возвышение потребностей быстрыми темпами. Эта черта обусловлена современным характером и уровнем общественного воспроизводства. Сфера потребностей расширяется не только по вертикали, но и по горизонтали. Потребности высшего порядка возникают у все более широких масс людей. По мере общественного развития человек стремится к получению благ более высокого уровня.

К специфическим особенностям экономических потребностей относится их необратимость. Они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста. В развитии потребностей, как и в их удовлетворения, существует определенная очередность. Структура прироста потребностей постоянно меняется. Вместе с этим происходят сдвиги и в структуре насыщения потребностей.

Всестороннее изучение потребностей – важная предпосылка разработки обоснованных прогнозов социально-экономического и научно-технического развития, важное направление изучения диалектики их взаимосвязи с производством.

Можно считать аксиомой тот факт, что определяющим стимулом человеческой деятельности является стремление удовлетворить те или иные потребности. Стремясь удовлетворить ту или иную потребность, люди развивают производство. Производство, удовлетворяя новую потребность, находит внутри себя источник самодвижения и выходит на более высокую ступень развития. В результате появляются новые производительные силы, рождаются новые потребности.

Таким образом, диалектика общей взаимосвязи между производством и потребностями состоит в том, что они представляют собой единство противоположностей. Они неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Если без производства невозможно удовлетворение потребностей, то, в свою очередь, без потребностей не было бы и производства.

В своем развитии потребности опережают достигнутый уровень производства. Растущие потребности являются важнейшей побудительной силой развития производства. Новый продукт может стать предметом широкой потребности, хотя для ее массового удовлетворения еще могут быть не созданы необходимые производственные возможности.

В связи с этим возникает противоречие между растущими потребностями и уровнем их удовлетворения со стороны производства. Противоречие между потребностями и производством является постоянно действующим на всех этапах человеческой истории. Правомерно рассматривать каждый способ производства как историческую ступень разрешения этого противоречия.

В этом отношении примечательной является теория мо­тивации А. Маслоу. Им разработана модель, согласно кото­рой человеческие потребности распределяются по категори­ям. А. Маслоу выделил пять категорий потребностей в их иерархической последовательности:

1) физиологические потребности. Для выживания чело­веку необходимо разумным образом удовлетворять свои физиологические потребности;

2) потребности в безопасности и стабильности. Они сто­ят на более высоком уровне. Для того чтобы испытывать удовлетворение своим существованием, человек должен чувствовать себя в безопасности;

3) потребности в социальных контактах. Социальные контакты охватывают, в частности, потребности в любви и дружбе;

4) потребности в самоутверждении или статусе. Это чув­ство собственной значимости;

5) потребность в самовыражении. Она располагается на высшей ступени. Потребность в самовыражении - это потреб­ность человека в развитии своих способностей.

3.3. Рабочее, внерабочее и свободное время. Гуманизация экономики и всестороннее развитие человека

Рабочее время представляет форму бытия, единую меру общественной оценки его различных затрат.

Рабочее время – это мера продолжительности участия работника в общественно организованном труде, это установленное законом время, в течение которого работник обя­зан выполнять свои трудовые функции.

Рабочее время измеряется продолжительностью рабоче­го дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года.

Общество регулирует величину рабочего дня не только с позиций роста производства, но и с позиций высвобождения времени для отдыха. Продолжительность рабочего дня не является величиной постоянной. Она зависит от многих об­стоятельств и поэтому изменяется. Границы рабочего дня зависят, прежде всего, от уровня производительности труда.

Низшей границей рабочего дня является необходимое ра­бочее время, в течение которого создается необходимый продукт. Однако продолжительность рабочего дня не может быть ограничена этим временем, так как обществу нужен и прибавочный продукт.

Величина рабочего дня зависит от формы собственности на средства производства. Например, стремление предпринимателей к удлинению рабочего дня наталкивается на сопротив­ление рабочих, борющихся за ограничение рабочего дня. В конечном итоге величина рабочего дня определяется соотно­шением сил в борьбе между капиталистами и рабочими. При капитализме на продолжительность рабочего дня ока­зывают влияние следующие факторы:

– интенсивность труда,

величина безработицы,

– уровень реальной заработной платы,

– цикличность производства.

Все это говорит о том, что при капитализме нет мини­мальной границы рабочего дня.

Важнейшей задачей общества является установление та­кого рабочего дня, который не вредит нормальному сущес­твованию и развитию рабочей силы. Вследствие роста про­изводительности труда создаются реальные возможности систематического сокращения рабочего дня и недели. Так, уже 11 ноября 1917 г. в России был принят Декрет о введе­нии 8-часового рабочего дня при шестидневной рабочей не­деле. Россия сделала это раньше, чем США, Англия, Фран­ция, Германия, несмотря на свою отсталость.

Сейчас продолжительность рабочей недели рабочих и служащих с учетом льгот по условиям труда в России со­ставляет 39,4 часа, а у рабочих промышленности – 40,9 час. По сравнению с 1913 г. рабочая неделя в промышленности сократилась на 18 час. Вместо 10–12-часового рабочего дня теперь установлен 8-часовой рабочий день, а для отдельных категории рабочих 7–6 часов и менее работы в день при ше­стидневной рабочей неделе или пятидневной рабочей неделе с сохранением общей продолжительности рабочего времени за неделю.

Для сравнения отметим, что продолжительность рабочей недели составляет сейчас: в США – 41,2 часа; в Германии – 44,1 часа; во Франции – 45,6 часа; в Англии – 46,1 часа.

Однако продолжительность рабочего дня не может со­кращаться беспредельно. В экономической литературе су­ществует взгляд о том, что рабочий день может быть сокра­щен до 4 часов при достижении соответствующего уровня производительности труда. Для сокращения рабочего дня необходимы следующие экономические предпосылки:

1) при сокращении рабочего дня должен не только со­храняться, но и дальше увеличиваться объем производства. Генеральный путь решения этой проблемы – повышение производительности труда;

2) границы рабочего дня определяются также интенсив­ностью труда. Интенсивность труда – это напряженность труда, это величина затрат труда в единицу времени;

3) сокращение рабочего дня не должно вести к ухудше­нию использования средств производства. Всякое сокраще­ние рабочего дня уменьшает время работы машин, оборудо­вания, станков в течение смены. Противоречие между использованием рабочей силы и прошлого труда, овеществленного в средствах производ­ства, преодолевается путем увеличения числа смен, рас­считанных на полный или неполный рабочий день;

4) сокращение рабочего дня не должно вести к сниже­нию уровня заработной платы. Наоборот, при этом должны быть созданы условия для ее роста. А это становится воз­можным при достижении такого уровня производительно­сти труда, когда открываются перспективы роста заработ­ной платы;

5) продолжительность рабочего дня должна активно влиять на рациональное соотношение рабочего и свободно­го времени. Общество заботится о рациональном использо­вании не только рабочего, но и свободного времени.

Всеобщий экономический закон экономии времени требует рационального использования не только рабочего, но и свободного времени. Свободное время – это часть внерабочего времени в гра­ницах суток, недели, месяца, года, высвобожденная членами общества от необходимых дел; это сфера свободной дея­тельности людей.

Свободное время используется людьми: для отдыха, для своего развития, для пользования своими правами как чело­века, как семьянина, как гражданина.

Величина свободного времени обусловливается двумя обстоятельствами:

1) совокупностью социальных отношений данного об­щества;

2) уровнем духовного и социального развития каждой личности.

Важно разграничивать рабочее, внерабочее и свободное время. Границы свободного времени определяются путем вычленения из внерабочего времени несвободного (занято­го) времени для таких обязательных дел, как домашняя ра­бота, сон, еда.

В величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.

1) количественными параметрами: продолжительность, фонд, бюджет, баланс;

2) качественными параметрами: содержание, структура, функции, свойства, последовательность, необратимость.

В зависимости от общественного строя свободное время наполняется различным, подчас противоречивым содержа­нием. В докапиталистических формациях свободное вре­мя – это достояние и привилегия главным образом господ­ствующих классов (но может появиться и Эзоп). На протя­жении многих веков свободным временем располагала не­значительная часть общества. Трудящиеся имеют незначи­тельные доходы и жертвуют своим свободным временем для дополнительного заработка.

В отдельных случаях свободное время может противо­поставляться рабочему времени. Тогда оно выступает свое­образным антиподом работы, которая не дает удовлетворе­ния, превращается в своеобразный опиум, усыпляющий ин­тересы людей с помощью различных форм злачного серви­са. В условиях капитализма свободное время следует отли­чать от вынужденной праздности безработных или не полностью занятых.

Идеал в использовании свободного времени достигается в том случае, если обеспечивается:

1) всестороннее развитие личности;

2) удовлетворение растущих потребностей членов об­щества;

3) более высокий уровень жизни;

5) расширение возможностей для применения творче­ских сил, способностей и дарований людей;

6) приобщение людей к достижениям национальной и мировой культуры, науки и искусства.

Рост свободного времени представляет показатель и фак­тор увеличения национального богатства страны. Развитие богатства покоится на создании свободного времени. В сфе­ре свободного времени происходит разнообразная деятель­ность людей, благодаря которой повышается производительность труда. Всестороннее развитие каждого человека, которое в значительной мере обеспечивается увеличением его свободного времени, отвечает требованиям наиболее вы­сокого подъема производительных сил.

Границы свободного времени являются подвижными. На его общую величину оказывает влияние целый ряд таких социально-экономических и демографических факторов, как пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов, характер и содержание труда, место жительства (город или село).

Структура свободного времени включает затраты време­ни на учебу и самообразование, общественную деятель­ность, развлечения и отдых индивидуального и публично-зрелищного характера с выделением таких элементов, как чтение книг, газет, журналов, слушание радио и просмотр телевизионных передач, занятия по интересам, увлечения, игры и беседы с детьми; физкультура и спорт, товарище­ское общение с детьми, пассивный отдых.

Общество регулирует не только величину, но и структу­ру свободного времени. Делает оно это при помощи соци­ально-экономических, правовых, воспитательных средств в сочетании с саморегулированием. Наибольший прирост сво­бодного времени общество обеспечивает путем сокращения затрат внерабочего времени при выполнении:

– необходимых домашних дел,

– посредством развития системы общественного воспи­тания детей,

– механизации домашнего труда,

– путем развития службы быта (туда передается часть дел из домашнего хозяйства) и сферы услуг,

– путем более рационального расселения людей.

Настоящее богатство – это такое время, которое не по­глощается непосредственно производительным трудом, а ос­тается свободным для удовольствий, для досуга, в результа­те чего открывается, простор для свободной деятельности и всестороннего развития каждого человека.

Одной из важнейших и сложнейших проблем всестороннего развития личности каждого человека является необходимость гуманизации современного производства.

Гуманизация производства – это создание материально-вещественных и организационно-экономических условий, адекватных общественной природе человека или, если сказать проще, это создание нормальных, человеческих условий на производстве.

Два фактора обусловливают необходимость гуманизации производства:

1) происходит постоянное повышение потребностей работников в результате прогресса производства, роста общественного богатства, уровня жизни, образования и культуры;

2) в ходе научно-технической революции стало возможным обеспечивать рост производительности труда только при создании для работников соответствующих условий труда.

Следовательно, гуманизация производства – это не только результат НТР, но и предпосылка, условие успешной реализации ее достижений.

В настоящее время еще во многих местах сохраняется монотонный, а подчас и вредный для здоровья труд. В качестве примера здесь следует привести:

1) сборочные операции в машиностроении;

2) ремонтные работы;

3) работа на сельскохозяйственных машинах (как правило, здесь требуются большие физические усилия);

4) работа на металлургических и химических предприятиях (она здесь остается тяжелой и опасной).

Ручной неквалифицированный труд не доставляет человеку морального удовлетворения. Он непрестижен, часто оплачивается по заниженным ставкам. Нередко он поручается иностранцам.

В этих условиях реальным направлением гуманизации производства служит перемена труда. Одна из ее форм – ротация, при которой работнику предоставляется возможность периодически менять рабочее место. Она используется, например, на конвейере.

Еще одним направлением гуманизации производства является гуманизация условий труда как важнейший критерий прогрессивности техники и технологии. Если технические новшества не удовлетворяют социальным требованиям, не обеспечивают гуманизацию труда и его интеллектуализацию, то их нельзя признать прогрессивными. С этим должны считаться конструкторы новой техники, инженеры и организаторы производства.

Современная научно-техническая революция предъявляет высокие требования к качеству самой трудовой деятельности. Важно превратить труд в сферу самовыражения и самоутверждения человека.

Под самовыражением работника понимается возможность и необходимость реализации им индивидуальных склонностей и способностей, накопленных знаний и опыта в труде, в совершенствовании новой техники, технологии и организации производства.

Многие творческие вопросы решаются непосредственно на местах работы. Это относится, прежде всего, к обеспечению стабильно высокого качества продукции. В настоящее время получили распространение следующие формы самовыражения и самоутверждения работников:

1) кружки повышения качества продукции. Они широко распространены в Японии, США и других индустриально развитых странах. Здесь трудящиеся привлекаются к совершенствованию производства;

2) рисковые фирмы. Они организуются группами талантливых инженеров, которые разработали перспективную научно-техническую идею и стараются реализовать ее в серийном производстве новых товаров и услуг. В этих случаях имеется большой риск, можно легко «прогореть». Но только такие фирмы способны быстро и эффективно решать многие пионерные задачи в области научно-технической революции;

3) временные подразделения в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на предприятиях. В них проявляется предприимчивость творчески одаренных людей;

4) группы разработчиков на кооперативных началах. В них осуществляется научно-производственная деятельность наиболее способных, инициативных инженеров и ученых, обладающих деловой предприимчивостью.

Совершенствование производства в условиях НТР невозможно без всесторонней активизации работника. Деятельность работника должна выйти за рамки исключительно исполнительских функций.

Резкое повышение активности человека – ключевой элемент экономического роста. В направлении активизации работника идет эволюция трудовых отношений в развитых капиталистических странах.

ВОПРОС 4

1. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей.

Центральные категории экономики – потребности и возможности. Потребность есть нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для жизнедеятельности, трансформированная в соответствии с нормами его культуры. Ощущение необходимости чего-либо (нужда) порождает желание получить недостающее.

Окружающий нас мир и мы сами при всем его разнообразии устроены таким образом, что процессы и явления в природе и в обществе подчиняются определенным правилам. Универсальные всеобщие способы «поведения» всего сущего в мире, объективно свойственные всем явлениям данного рода, класса, принято называть законами. Наличие законов обнаружено и многократно подтверждено в физическом и биологическом мире. Это законы механики, закон сохранения и превращения вещества и энергии, законы наследственности и эволюции всего живого. Принципиальная особенность таких законов состоит в том, что они действуют независимо от воли и сознания людей, в т. ч. на объекты неживой природы и все живые организмы.

Довольно часто приходится слышать о существовании и проявлении экономических законов, характеризующих типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями, элементами экономической системы, включая и людей, участвующих в экономических процессах. Обычно имеется в виду наличие всеобщих, постоянно наблюдаемых связей и соотношений между производством, распределением, обменом, потреблением вещей, благ, услуг и показателями, характеризующими эти процессы.

Экономические законы отличаются по своему содержанию и продолжительности действия. Наряду со специфическими законами, действующими на протяжении какой-либо одной общественно-экономической формации, функционируют общие экономические законы, присущие всем или ряду общественно-экономических формаций. Например, общие законы рыночной экономики, закон экономии времени, закон повышения производительности труда, закон соответствия производственных отношений уровню производительных сил.

Закон возвышения потребностей

Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называются потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.

Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширяющиеся возможности экономики неизбежно обуславливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Абрахам Маслоу (1908-1970) очень удачно описал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д. А. Маслоу, выделил пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей:

1. Физиологические потребности - это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.

2. Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, в гарантированной занятости (гарантированном получении дохода), страховании от несчастных случаев и т. д.

3. Социальные потребности - это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии всовместной трудовой деятельности.

4. Потребности в самоуважении, престижные - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Личностные, духовные потребности - это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В графическом виде положения теории Маслоу изображаются в виде «Пирамиды потребностей», где физиологические потребности находятся внизу, а личностные, духовные потребности – наверху.

ВОПРОС 5

2. Блага и ресурсы производства. Факторы производства.

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.
Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:
1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);
2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);
3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;
4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;
5) прямые – это блага, направленные только на потребление;
6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);
8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.
Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.
Существует несколько разновидностей ресурсов:
1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.
В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.
Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.
Рассмотрим их основные виды:
1) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
2) труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;
4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).
Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.
Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.

ВОПРОС 7

3. Понятие собственности. Правовые и экономические аспекты собственности. Роль собственности в экономике. Теория прав собственности.

Существует много определений в экономической теории категорий собственности.

Собственность – это система экономических отношений между людьми выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства. Ее рассматривают с экономических и юридических точек зрения.

С экономической точки зрения собственность можно представить как систему отношений между людьми в производстве и быту. Основные моменты:

1. Присвоение фактора производства и продуктов труда

2. Это хозяйственное их использование

3. Это реализация экономической выгоды от них.

Юридические аспекты собственности. Здесь собственность можно представить как имущественные отношения. Основные моменты:

Владение объектом собственности.

Пользование объектом собственности.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно – вещные,

Духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»:

1.Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

2.Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

3.Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

4.Престижные потребности – уважение, признание членами общества.

5.Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности;

вторичные потребности (приобретенные) -социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Закон возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей - один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.

4.Типы и модели экономических систем. .

Экономическая система представляется экономистами как совокупность производителей и потребителей товаров и услуг и связей между ними, а также механизмов, влияющих на экономическое поведение.

Основными элементами экономической системы являются:

Производительные силы как совокупность средств производства и трудовых ресурсов, обладающих знаниями, навыками и производственным опытом;

Средства производства включают в себя предметы труда и средства труда;

Производственные отношения – социально-экономические, такие как отношения собственности, организационно-экономические и технико-экономические.

Типы экономических систем:

1.Традиционная

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие нововведений.

2. Командная

Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства.

3. Рыночная

Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства.

4.Смешанная.

Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

Различают следующие модели экономических систем:

1.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

2.Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция.



Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) - на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций.

В то же время, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определённого эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы её организации. Рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чём бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Владение – это фактическое обладание имуществом. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.

Распоряжение – это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).

Экономическое содержание собственности составляет систему сложившихся отношений, характеризующихся техникой и технологией, организационно-хозяйственными формами, ОРТ и обуславливает этим отношения присвоения прибавочного продукта.

В экономической теории прав собственности собственность составляет не ресурс сам по себе, а доля прав по использованию ресурса. Совокупность прав состоит из следующих элементов:

1.Владения (исключительно физический контроль над благами);

2.Использования (применение полезных свойств благ для себя);

3.Управления (право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ);

4.Право на доход (обладать результатами от использования благ);

5.Право суверена (на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага);

6.Право на безопасность (защиту от экспроприации и от вреда со стороны внешней среды);

7.Право на передачу благ в наследство;

8.Право на бессрочность обладания благом;

10.Право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга);

11.Право на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий).

Собственность как общественный институт устанавливает рамки, в пределах которых ведется хозяйственное взаимодействие, определяет «правила игры» путем спецификации прав собственности (закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами).

Права собственности – права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Реальные – отношение к вещи как к своей, связь самого человека с окружающими его объектами как со своими или как с чужими. Моральные – условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, способен извлечь из них большую пользу. Юридические – нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе. Правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах имущественных отношений.

Теория прав собственности оформилась в особый раздел экономической науки в 60 -70 гг. 20 в. Представители: Денсец, Фуруботи. Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения, возникающие между людьми в связи с существованием благ и касающиеся их использования. Собственность или права собственности нужно отличать от объектов собственности, т.е. материальных или нематериальных объектов, на которые распространяется право собственности. Установление прав собственности имеет смысл в условиях ограниченных ресурсов, когда могут возникать конфликты по поводу их использования, а права собственности позволяют ограничить и разрешить эти конфликты. Собственность – это институт, который предоставляет людям свободу распоряжаться ограниченными ресурсами. В настоящее время преобладает англосаксонская традиция как более реальная, гибкая и отвечающая сложным процессам современного общества. В этом подходе право собственности определяется как «пучок частичных правомочий», хотя классификация может проводиться по разным признакам. Принято считать, что право собственности состоит из 3 элементов: 1)право пользоваться имуществом 2)право присваивать доход от имущества 3)право менять его форму, содержание и местонахождение, включая право передачи ресурсов на время или насовсем. Теория прав собственности базируется на следующих фундаментальных положениях:

1)права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;

2)реструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов;

3)реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.

Для многих предприятий (особенно средних и малых) барьеры входа на рынок или укрепление на нем становятся непреодолимыми именно из-за необходимости инвестиционных вложений. Почти единственной возможностью преодоления данных препятствий становятся особые механизмы привлечения ресурсов: аренда (в т.ч. ее особая, наиболее активно развивающаяся форма - лизинг ).

Аренда - это имущественныйнайм, предоставление, на договорной основе имущества во временное пользование за определенное вознаграждение.

Аренда, с одной стороны, позволяет предприятиям вовлекать в хозяйственный оборот необходимое имущество без значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, а с другой предоставляет возможность получать доход посредством сдачи в аренду временно неиспользуемых объектов, сохраняя право собственности на них.

Возникновение и существование аренды как вида бизнеса основаны на возможности разделения компонентов собственности на 2 правомочия: права владения (самого права собственности как правовое господство лица над объектом собственности) и права пользования вещью (применения ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и др. выгод). Арендные отношения регулируются законом в ГК РФ (часть II, глава 34 «Аренда»). В аренду может сдаваться движимое и недвижимое поддержка платежеспособного спроса на оборудование, технику; расширение объема продаж за счет дальнейшей регулярной поставки запчастей и эксплуатационных материалов; обслуживание, ремонт, подготовку и переподготовку кадров.

Лизинг – это операция по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остается ее собственностью, но отдается в аренду предпринимателям.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме земельных участков и других природных объектов, а также объектов, запрещенных к свободному обращению на рынке.

В лизинговой операции, как правило, участвуют три стороны: поставщик – продавец определенного имущества, лизинговая фирма (арендодатель) и потребитель – получатель определенного имущества (арендатор). Предприниматель, испытывающий потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую фирму о возможности получения этого оборудования в аренду. Но и сама лизинговая фирма посредством специального изучения рынка ищет потенциального потребителя и вступает с ним в контакт. Получение запроса на аренду оформляется в виде специального документа.

После получения запроса лизинговой фирмой начинается этап разработки лизинговых предложений. Лизинговая фирма определяет круг вероятных производителей необходимого оборудования и запрашивает о возможности лизинговой сделки. Одновременно она оценивает и потенциального клиента (заказчика). На стадии разработки предложений лизинговая фирма уделяет особое внимание оценке риска, который при лизинговой сделке включает два момента:

Оценку клиента, его способности выплачивать лизинговые платежи с учетом деятельности, связанной с размещаемым имуществом;

Оценку имущества, степени его действительной заменяемости, если степень заменяемости высока – риск низок, если степень заменяемости низка (оборудование специфического назначения) – риск высок.

На стадии подготовки предложений также анализируются основные параметры, определяющие размер платежей по лизинговой сделке, а именно: закупочная цена оборудования или иного имущества, полученный аванс, применяемая ставка, длительность контракта, способ оплаты и др.

После подготовки предложения лизинговая фирма предоставляет поставщику и потребителю необходимую информацию, и, если условия приемлемы, заинтересованными сторонами подписывается лизинговый контракт. Одновременно с заключением контракта клиент выплачивает лизинговой фирме соответствующую сумму за первую арендную плату, за подготовку предложения и за страхование.

По окончании срока лизинговой сделки арендатор может выбрать одно из трех возможных решений:

Возвратить лизинговой фирме имущество в исправном состоянии;

Возобновить лизинговый контракт при более низких ставках платежей;

Приобрести машины и оборудование или иное имущество в собственность, заплатив лизинговой фирме выкуп, сумма которого определяется по договору между арендатором и арендодателем. Выкуп определяется обычно в размере 1 % стоимости оборудования (так называемый опцион покупателя).

В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются различные виды лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Наиболее распространенными являются: оперативный (сервисный) лизинг;

Финансовый (капитальный) лизинг;

Возвратный лизинг;

Долевой лизинг (с участием третьей стороны);

В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что расширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства .

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию .

Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны.


Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание .

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества.

Таким образом, закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей. Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.