Гидроузел в станице манычской прохождение рыбы. Гидроузел особого значения. — Что получат местные жители от строительства

Адрес объекта: Россия, Ростовская обл, ст-ца Манычская

Тип объекта: Объект транспорта (Аэропорты, вокзалы, порты.)

Автоматическая установка пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара и извещения о пожаре персонала защищаемых помещений, а также для передачи соответствующего извещения на круглосуточный пост охраны, оборудованный телефонной связью.
Для обнаружения пожара в защищаемых помещениях применены пожарные извещатели (ПИ) ИПД-3.1М, ИП 105-1G, ИПДЛ-Д-II/4P. ПИ подключены к прибору приемно-контрольному охранно-пожарному «С2000-4» или «Сигнал-10» по двухпроводным шлейфам сигнализации (ШС). На эвакуационных выходах предусмотрены приборы светового оповещения «Выход». При оповещении помещений применяются приборы звукового оповещения «Иволга ПКИ-1». На улице на фасаде здания установлены приборы свето-звукового оповещения «Маяк-12К».
Элементы пожарной сигнализации обеспечивают автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающую их исправность, на пост охраны на пульт приемно-контрольный С2000-М, посредством радиоканальных передатчиков «Невод-5».
Помещения зданий гидроузла оборудуются автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре 2-го и 3-го типа. Оповещение людей о пожаре 2-го типа выполняется локально на каждом здании посредством световых табло и сирены Иволга ПКИ-1, система оповещения 3-го типа осуществляется путем установки на каждом берегу прибора управления речевым оповещением «Рупор-200» и громкоговорящих рупоров «HS-50T». При срабатывании сигнализации на локальном объекте осуществляется запуск системы оповещения 2-го типа локально внутри здания и запуск системы оповещения 3-го типа с информированием о сработавшем локальном объекте по территории левого и правого берега гидроузла.
Проектом предусмотрена установка пожарных стояков вдоль камеры шлюза в количестве 3 штук. На стояках диаметром 50х3 мм предусмотрены пожарные краны диаметром 50 мм с быстросмыкающейся гайкой. У каждого стояка устанавливается шкаф в комплекте с пожарным рукавом длиной 2х20 м, диаметром 50 мм, Ру=1,0 МПа с навязной головкой - гайкой «Богданова» и стволом диаметром 19 мм.
Забор воды на пожаротушение осуществляется со стороны здания поста управления «1» погружным насосом Calpeda серии 6// SDX фирмы «Calpeda», производительностью 36 м3/час, напором 30 м и мощностью 7,5 кВт, диаметр всасывающего трубопровода 89х3 мм. Номинальный диаметр подающего раструба G3(Ду80 мм). На напорном трубопроводе установлен обратный клапан диаметром 80 мм.
Противопожарные стояки объединены разводящим трубопроводом диаметром 89х3мм, 76х3 м, общей длиной 145 м, установленным вдоль ограждения камеры шлюза наземно. На зимний период система противопожарного водопровода опорожняется, через спускной кран.
Насосная установка для противопожарных целей запроектирована с ручным и дистанционным управлением. Включение насоса осуществляется от кнопок, установленных на панели щита, и автоматически по средствам шкп-10 IP-54.

Для реализации проекта была использована следующая продукция


Автоматика пожаротушения

Сетевой контроллер

Извещатель

Повторитель, преобразователь интерфейса

От того, построят ли гидроузел в хуторе Арпачин, зависит и благосостояние моряка флота Российского, и урожай огурцов в Багаевском районе Ростовской области, и то, останется ли молодежь в станице Манычской. Об этом грандиозном проекте мы говорили с председателем Клуба ветеранов флота при Пролетарском районном совете ветеранов Николаем Игнатьевичем Чеповым.

— Николай Игнатьевич, почему гидроузел в Багаевском районе собрались строить именно сегодня?

— Чтобы поддерживать необходимый уровень воды в Дону на участке от Кочетовского гидроузла до хутора Арпачин. Из–за климатических изменений реки сегодня стали значительно более мелкими, чем, скажем, 15 лет назад. Чтобы прошло по реке крупнотоннажное судно, уровень воды должен составлять не менее 4 метров, как и на всей Единой глубоководной системе Российской Федерации. Последнее время этот показатель бывает значительно ниже. Из–за этого простаивает флот или суда не нагружаются полностью. Потери в результате выходят колоссальные. Только представьте, 75 процентов судов, идущих по Волго–Донскому пути, относятся к крупнотоннажным. При глубине судового хода в 340 см грузовые потери составляют 2557,74 тыс. тонн в год.

О необходимости строительства системы низконапорных шлюзов на Нижнем Дону, которые гарантировали бы должную глубину до выхода в Азовское море, говорил еще в начале прошлого века выдающийся гидротехник профессор Нестор Платонович Пузыревский. Но остро этот вопрос обозначился именно с началом строительства речных судов грузоподъемностью пять тысяч тонн. Тогда была проведена реконструкция Кочетовского гидроузла, в 1974 году закончено строительство Николаевского, построили защитные дамбы у станицы Манычской и хутора Арпачин, где планировали возвести Багаевский гидроузел, однако к строительству так и не приступили.

— А не получится, что строительство гидросооружений приведет к заилению русла? Сейчас на малых реках, где есть плотины, это одна из основных проблем.

— Нет. Что случилось с прудами? В свое время их ресурсы использовались в сельском хозяйстве для полива, орошения и т. д. Для этого и были построены дамбы, плотины, которые сегодня в большинстве своем не обслуживаются. Отсюда и плачевный результат – малые водоемы обмелели. Багаевский гидроузел будет составлять часть системы, которая обеспечивает прежде всего прохождение водного транспорта. Обслуживанию водных путей всегда уделялось особое внимание, и аналогичных проблем на гидросооружениях, построенных для этих целей, даже десятилетия назад не возникало.

— Тем не менее строительство и эксплуатация нового объекта все равно скажется отрицательным образом на окружающей природе. Не так ли?

— Здесь я тоже могу ответить отрицательно. Гидроузел будет установлен на участке, где Дон расходится на два рукава. Само строительство будет вестись на суше. Когда же для установки объектов придется перекрыть один из рукавов, другой все равно останется свободным, так что рыба сможет свободно плавать по нему. Когда же гидроузел откроют, в нем будут предусмотрены рыбопропускной шлюз и рыбоходно–нерестовый канал, которые позволят всему вернуться на круги своя. Кроме того, конструкция гидроузла будет такова, что новое водохранилище, наполнившись до нужного уровня, не будет наполняться дальше. Всю «лишнюю» воду, поступившую из Цимлянского моря, оно будет сбрасывать. Для животного мира это имеет очень большое значение. Смотрите, что происходит сегодня.

Когда весной плотину Усть–Манычского гидроузла поднимают, водохранилище переполняется. Вода затопляет чеки, лиманы. На «новые» водоемы устремляется рыба. В быстро прогревающихся запрудах особенно хорошо растут мальки. Но когда на зиму вода сбрасывается, лиманы перемерзают до основания, и рыба гибнет. Теперь при постоянном уровне воды водохранилища этого не будет.

— Однако при сооружении водохранилища часть земель все равно придется затопить. Когда строили Цимлянский гидроузел, под воду ушли целые поселения. Что будет на этот раз?

— Трагедии не случится. Под затопление большей частью попадут заболоченные участки в Багаевском, Октябрьском, Семикарокорском и Усть–Донецком районах. Конечно, не все так просто. У них есть владельцы. А на отдельных территориях даже возведены коттеджи. Однако средства на компенсацию для всех тех, кто понесет убытки в связи со строительством гидроузла, как мне известно, предусматриваются.

— Что получат местные жители от строительства?

— Первое, что должен отметить: все жители Манычской знают о предстоящих изменениях. Обсуждения плана действий ведутся и в будущем должны вестись максимально открыто. Конечно, не все станичники однозначно относятся к таким перспективам развития своего края. Но их критика учитывается. Кстати, именно на основании замечаний местных жителей в состав гидроузла включили строительство автодорожного моста. В общем–то, люди могут рассчитывать на то, что с началом стройки жизнь в поселении улучшится. Во–первых, в проект планируется заложить средства на ремонт дорог и замену водопровода. Во–вторых, появятся новые рабочие места для тех, кто будет обслуживать гидросооружение. Наконец, для молодых специалистов планируется построить жилье. Но даже те, кто не окажется напрямую причастен к обслуживанию гидросооружения, останутся в выигрыше. В округе поднимется уровень грунтовых вод, так что опять можно будет осуществлять полив из колодцев. По идее, багаевские огурцы снова будут всюду.

В случае принятия решения о строительстве Багаевского гидроузла будет произведена разработка рабочего проекта и начато строительство. Опыт показывает, что строительство таких объектов может занимать от трех до пяти лет. Так что если обстоятельства сложатся удачно, к 2020 году гидроузел начнет свою работу.

15 октября 2018 года в Общественной палате России состоялось совместное заседание Общественного совета при Росводресурсах и Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по вопросам экологической безопасности граждан Российской Федерации, посвященное решение экологических проблем реки Дон. От этого заседания осталось двойственное ощущение. С одной стороны — очень хорошо, что подняли вопрос защиты великой русской реки Дон. Мы много писали об этом в газете «Общество и Экология». С другой стороны – информация звучала однобоко. Складывалось впечатление, что транспортники, хотели обмануть экологов, местных жителей, общественников, а также Президента России Владимира Путина и оправдать строительство плотины — Багаевского гидроузла. Они хотели убедить собравшихся в том, что на Дону — маловодье и, что плотину за 22 млрд рублей нужно построить. Для чего?

Для повышения уровня воды на 2 метра, чтобы увеличить загруженность и проходимость судов. При этом умалчивался вопрос о том, что будет с народом и природой? Президент России 23 апреля дал чёткое поручение — сделать объективную экспертизу проекту. Но её до сих пор нет. Почему игнорируют поручение Путина? Очевидно, что никакого маловодья на Дону уже давно нет. Наоборот, есть — половодье! Нужно особо отметить, что председатель ОП РФ Валерий Фадеев сказал о необходимости обсуждать объективно «плюсы» и «минусы» проекта и чем будет грозить для природы края и местных жителей строительство Багаевского гидроузла. Лоббисты проекта до конца не представляют, что его реализация приведёт к экологической катастрофе на Дону. Видео заседания опубликовано на сайте ОП РФ — https://www.oprf.ru/press/conference/3669

Редакция петербургской газеты «Общество и Экология» решила опубликовать недавнюю статью ростовской журналистки газеты «Наше время» Натальи Нарсеевой «Багаевский гидроузел»: генеральная репетиция»

«Багаевский гидроузел»: генеральная репетиция

Почти четверть века такого на Дону не бывало. Впервые после длительного периода маловодья, пик которого пришелся на 2015 год – тогда в створе Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону обнажился небольшой островок, пришла большая вода. Часть прибрежных территорий в станицах Манычской, Раздорской, в хуторах Калинин и Арпачин оказались подтопленными. Взволнованные читатели позвонили в редакцию с вопросом: «А что же будет с уровнем воды после того, как возведут Багаевский гидроузел?»

Донская Венеция

Сегодня на правом берегу Дона – напротив станицы Багаевской, прямо в створе паромной переправы – образовалась настоящая донская Венеция: подтопило турбазы. Народ плавает на лодках по прибрежным лесам и очень доволен: ему – новое развлеченье, а рыбе для нереста раздолье. Подтопило прибрежные территории и в хуторах Калинин Октябрьского района и в Пухляковском — Усть-Донецкого района. Но там многие жители по этому поводу не особо беспокоится: больше воды – больше рыбы. А что касается затопленных турбаз, то слегка злорадствуют — нечего было к самому берегу!

Совсем иные настроения на левом берегу – в хуторе Арпачин и станицах Манычская и Багаевская. Там народ нынешнее «настроение» реки, течение которой стало в тех местах очень сильным, соотносят с надвигающимся строительством Багаевской плотины.

В самой станице Багаевской вода подошла прямо к переправе и подтопила дом, стоящий на берегу. И старое русло по мосткам перейти невозможно – мостик под водой.

В станице Маныческой не работает переправа, по которой переправлялась техника предприятия «Маныч-Агро» — тоже ушла под воду.

Напротив хутора Арпачин малый остров – тот самый, в котором планируется расположить тело будущей плотины, почти полностью ушел под воду. Сквозь верхушки деревьев с высокого берега просматривается гладь основного русла Дона, чего также очень давно не наблюдали старожилы. На высоком левом берегу вода «съела» расстояние до самой дороги, что проходит над домами. По всему выходит, что поднялась выше двух с половиной метров. Это больше предела, обозначенного в проекте Багаевского гидроузла.

— А что будет при таком половодье, если на пути воды встанет плотина? – этим вопросом здесь задаются и местные жители, и приезжие – любители рыбалки, отдыха в родной сторонке и уникальной донской природы, где арпачинские острова – настоящая жемчужина.

Трах-тибедох

Представить на месте острова будущую плотину несложно – красивая картинка легко легла на местность. Но всю красоту омрачила реальность: неожиданно бурное течение реки. Так что если бы сегодня Багаевский гидроузел уже стоял, ситуация с подтоплениями была бы более серьезная. Точно рассчитать это должны считать специалисты, взяв за основу нынешние отметки уровня воды, а также и предполагаемые максимальные. Ведь будущую плотину на дно для стопроцентного пропуска воды, как ту же Маныческую – плотину Пуаро, не положишь. В ней – только шандоры. А это значит, все равно затор, который при определенных условиях к беде может привести. Реку-то можно перегородить, а природе и погоде – не прикажешь определенный уровень держать. Было маловодье, стало – многоводье.

… На насосной станции у хутора Арпачин встретили еще неравнодушного человека, который всю жизнь в системе гидросооружений проработал.

— Видите, сколько воды стоит за валом? Это поднялись грунтовые воды, которые когда плотину построят, придется откачивать. Меня интересует, за чей счет? Если за счет района, то на это весь наш бюджет и уйдет!

…Переправляясь накануне 9 мая в Багаевке через Дон, услышала разговор двух командировочных. Они обсуждали какие-то реперные точки, и сокрушались по поводу того, сколько земли и лесов под воду после строительства плотины уйдет, если каждую весну столько воды будет.

Дон чистить надо!

О судьбе реки был у меня разговор с семьей старожилов хутора Арпачин Чижовых, которые помнят эти места еще с раннего детства – с начала сороковых годов. Александра Сергеевна родилась в 1935 году, а Иван Дмитриевич на три года ее старше. Вспоминали они про половодья и разливы, про рыбу которую чуть не руками при разливах ловили и про то, что еще двадцать лет назад реку постоянно чистили – специальные плавсредства просто глаза мозолили, ходили туда-сюда по реке, вычищая дно от ила. И проблем с судоходством и глубинами не было. И теперь не будет, если сделать то же самое, уверяет Иван Дмитриевич.

— Раньше-то берега Дона были твердые – песчаные, мы тут отродясь босиком бегали. А теперь к реке только в сапогах и ходим, всюду камыш и ил. Дон-то чистят только на словах, — подтвердила слова муже Александра Сергеевна.

На берегу встретила отдыхающих, тоже о плотине разговор завели. Люди бывалые, многие страны повидавшие посетовали, что в Европе так к рекам не относятся, их берегут.

— Сейчас воды много, она часть донных отложений унесет — течение очень сильное. Летом другая картина: воды меньше. И когда баржа груженая вверх по Дону идет, дно чуть не цепляет, за ней страшная муть поднимается, и рыба побитая винтами всплывает – сазаны, сомы, лещи. Непорядок и для судоходства, и для рыболовства. Почистить реку надо, прежде, чем плотину строить! – в одну душу народ твердит. – Тогда, может, окажется, что и не нужна она вовсе!

А Цимлу – в первую очередь!

Жительница станицы Манычской очень сожалеет: «При таком половодье сколько воды можно было бы запасти в Цимле, если бы ее почистили! Столько воды зря в расход ушло».

Практически то же самое написал в своем письме в редакцию «Нашего времени» житель города Цимлянска Николай Лукьянов: «Багаевский гидроузел преподносится нам как средство экономии воды Цимлянского водохранилища для обеспечения судоходных глубин ниже Кочетовского гидроузла. Но когда водохранилище наполнялось до проектной отметки с вероятностью до 90%, судоходные глубины обеспечивались за счет регулярных попусков воды через Цимлянскую ГЭС, Но для этого не плотину на Нижнем Дону надо строить, а изыскать все ресурсы для наполнения Цимлы! Воду можно «добыть», только расчистив русла малых рек в бассейне Цимлы и Дона».

Письмо от президента

Сейчас инициативная группа жителей станицы Манычской и хутора Арпачин готовятся к общественным слушаниям, которые должны пройти по поручению президента Владимира Путина.

— Надеемся, что все будет организовано не так, как в прошлом году, когда организаторы нас просто пытались не пустить в зал, а для статистики привезли целый автобус молодых людей в костюмах и галстуках, — вспоминает Елена Усова — председатель инициативной группы, выступающей против строительства Багаевского гидроузла.

8 мая Елена Николаевна получила лично в руки письмо с пометкой «Президентское».

— Очень хорошее для нас письмо, — улыбнулась она. – В нем на обращение полутора тысяч жителей Дона, дан простой и лаконичный ответ: «Ваше обращение передано в Российскую академию наук». Значит, можно спать спокойно – мы независимым ученым-академикам доверяем. Они свое слово в защиту Дона скажут.

А «Наше время» будет следить за развитием событий.

Наталья НАРСЕЕВА

х.Арпачин –ст.Багаевская