Слухи о смерти нефти преувеличены. Слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Ли Юнг, исполнительный директор компании CEFC

Нефть останется ключевым энергоресурсом на горизонте 20–30 лет, заявил в ходе X Евразийского экономического форума в Вероне президент «Роснефти» Игорь Сечин. При этом многие современные технологии, такие как электрокары и ветряные электростанции, несут значительно большие риски для экологии, чем принято думать. В свою очередь, современный топливно-энергетический комплекс видит свое будущее в экологичном газе и в нефтехимии, которая должна к 2030 году начать потреблять больше нефти, чем транспортный сектор. Евразия, на которую приходится почти 70% мирового потребления энергии, может стать площадкой для нового витка развития нефтегазового рынка.

Углеводородные источники энергии не совсем прошлое, а альтернативные - не совсем будущее. Эта тема стала одной из центральных на проходящем в эти дни в Вероне экономическом форуме. Участие в нем приняли главы крупнейших мировых компаний топливно-энергетического сектора - Eni, Glencore International, CEFC Сhina Energy, Trafigura и «Роснефть».

Смею вас заверить, слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20–30 лет и дольше, - заявил Игорь Сечин.

При этом такая технология, как электромобили, возможно, не так эколологична, как принято думать, отметил он.

Форсированное развитие электромобилей, когда маржинальным источником электроэнергии во многих странах является угольная генерация, может привести к тому, что фактический экологический ущерб перехода на электромобили может оказаться значительно больше, чем «статус кво», - сообщил он.

Как отметил Игорь Сечин, сегодня не полностью решены вопросы безопасного производства и утилизации компонентов электродвигателей, качества, долговечности, емкости и надежности работы аккумуляторов.

Эту точку зрения поддержал главный исполнительный директор Glencore International Айван Глазенберг. По его словам, массовое производство электромобилей также в разы повысит нагрузку на металлургию, которая оказывает заметное негативное влияние на экологию.

Сегодня мы производим 23 млн т меди. Мир должен будет произвести значительно больше, чтобы создавать электрокары в массовом режиме. Также это потребует значительного увеличения производства никеля и кобальта. Возможности для этого ограничены, - указал Глазенберг.

Электрокары - не единственная технология, которая может нести потенциальный вред для экологии. По словам Игоря Сечина, также доказано, что ветряные электростанции способны наносить ущерб окружающей среде.

Германия имеет большие ветровые поля в Балтийском море. Но как только начинается шторм, их выключают и переходят на резервную генерацию. За всё это приходится платить потребителю. В Индии огромные ветровые поля. С точки зрения экологии большой вопрос - что полезнее, а что вреднее. Потому что вибрационная нагрузка на почву резко возрастает. В Индии ни птиц, ни червяков нет на этих полях, - рассказал глава «Роснефти».

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Кроме этого, технологии альтернативной энергетики пока могут существовать лишь за счет колоссальных субсидий и не являются самоокупаемыми, подчеркнул он. Серьезные сомнения у участников рынка и по поводу сланцевых технологий. По данным недавнего отчета WoodMackenzie, у пяти крупнейших сланцевых производителей США (Continental, Devon, EOG, Newfield и Pioneer), которые объединены в синтетическую Tight Oil, наблюдаются существенные финансовые проблемы: в 28 из 29 кварталов с 2010 года они имели отрицательный чистый денежный поток.

Конкуренция с альтернативной энергетикой одной стороны и высокий спрос на классические углеводороды с другой стали стимулом для кооперации глобальных производственных компаний в сфере ТЭК. Эта тема также стала одной из ключевых на форуме в Вероне. Глобализация процессов особенно заметна по «Роснефти», которая за последний год получила двух новых серьезных партнеров в качестве акционеров - Glencore и катарский инвестфонд QIA. Кроме того, до конца этого года ожидается закрытие сделки с китайской CEFC, которая планирует войти в акционерный капитал «Роснефти» на 14,16%.

По словам Игоря Сечина, общий уровень сотрудничества «Роснефти» с ведущими мировыми компаниями сейчас превышает $0,5 трлн. При этом стоимость проектов с зарубежными партнерами превышает $110 млрд. Поставки нефти и газа в Европу продолжат увеличиваться, а поставки нефти Китайской CEFC будут расти по 10 млн т в год. «Роснефть» также заявила о возможном увеличении своей доли в египетском проекте Zohr и возможности новых проектов в Индонезии.

Нам вообще нравится добывать нефть. Везде. И газ тоже. Во Вьетнаме, Бразилии, Мозамбике, США, - прокомментировал Игорь Сечин в ходе пресс-конференции экспансию корпорации на глобальном рынке.

Партнер RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что потребность в нефти будет еще долго очень большой.

Я считаю, что по крайней мере до 2040 года 90% производства энергии будет приходиться на нефть, газ и уголь примерно в равных пропорциях и только 10% - на ядерную, гидроэнергетику и другие возобновляемые ресурсы, - отметил Михаил Крутихин.

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, доля альтернативных источников энергии в глобальном потреблении пока остается на одном уровне.

При этом очевидно, что газ на сегодняшний день не менее экологичное топливо. С учетом того, что стоимость газа сейчас довольно небольшая, он конкурентоспособен заметно больше, чем возобновляемые источники. Последние прогнозы дают понять, что потребление углеводородов будет только расти, - прогнозирует он.

По оценке эксперта, эра нефти и газа не подошла к завершению, и за счет роста спроса на газ и нефть она будет продолжаться еще как минимум несколько десятилетий.

Нефть останется основой мирового энергобаланса еще 20-30 лет, причем ее будут замещать не возобновляемые источники энергии, а газ. Но резкого роста цен на нефть сейчас ждать не стоит, заявил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на Х Евразийском форуме в Вероне.

«Смею вас заверить, что слухи о смерти нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет, и больше вперед», - сказал он. По его оценке, рост мировой экономики в следующие 10 лет будет требовать роста предложения жидких углеводородов на 0,7-0,8 млн баррелей в сутки ежегодно. При росте объема их доля в энергобалансе будет медленно снижаться - примерно до 30%.

В будущем году мировой рынок нефти продолжат балансировать США, считает Сечин. «Равновесие пока хрупкое и неустойчивое - сланцевая добыча в США, в которой накоплены большие запасы пробуренных, но незаконченных скважин, может при соответствующем уровне цен дать в 2018 г. значительный прирост добычи и вновь дестабилизировать рынок. Поэтому, я думаю, нам не стоит в ближайшее время ожидать всплеска нефтяных цен», - заявил руководитель «Роснефти».

При этом Сечин считает, что сланцевые производители выйдут на положительный денежный поток не раньше 2020 г. при цене нефти в $70 за баррель.

Как померить нефть

По мнению Сечина, цель соглашения ОПЕК+ - нормализация запасов нефти - полностью не реализована, говорить о переломе на нефтяном рынке рано. За девять месяцев, пока действует договоренность, избыточные запасы сократились на 60 млн баррелей, это всего 25% от необходимого сокращения, отметил он.

Стабилизацию рынка затрудняет отсутствие достоверной и прозрачной информации и аналитики о запасах, спросе и предложении, добавил руководитель «Роснефти». Отсутствие такой информации облегчает спекулятивные манипуляции рынком ради краткосрочной выгоды - поэтому в перспективе нужна единая система измерения запасов, констатировал Сечин. «Ключевая задача - создание единой системы измерения запасов и преодоления «навеса» запасов», - отметил он.

Грязные электромобили

Как и прежде, об энергосберегающих технологиях Сечин говорил сдержанно. Форсированное развитие автономного электротранспорта способно усугубить экологический ущерб, когда важным источником электроэнергии остается угольная генерация, считает он. Кроме того, не полностью решены вопросы безопасного производства и утилизации компонентов электродвигателей, качества, долговечности, емкости и надежности работы аккумуляторов, сказал руководитель «Роснефти».

«Не лучше ли было бы регуляторам в большей мере сфокусироваться не на ограничении использования двигателей внутреннего сгорания и неэкономических мерах отказа от них, а на ускоренном снижении доли угольной генерации и расширении использования высокоэкологичного, например газового, топлива или атомной энергетики? Где регуляторные меры для решения этих задач? Ведь в конечном счете за непродуманные решения регуляторов платит потребитель. И сегодня эта цена достаточно высока», - сказал он.