Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции — внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают — снижается и прибыль.
К обратному результату приводила утечка капитала из низко-прибыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.
Классификация видов конкуренции зависит от количества и «удельного веса» на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Основные признаки свободной конкуренции
Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, приняв непосредственное участие в труде; нанять работников, превратившись, по терминологии Маркса, в капиталиста; купить акции; приобрести государственные облигации, положить деньги в банк; инвестировать их в недвижимость и т.д. Отметим, что свободному рынку соответствуют любые виды деятельности, кроме государственной, и человек волен выбирать любую. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему.
Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги (допустим, в акции) не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж. Такое случается, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются их более эффективные комбинации, используются ранее законсервированные мощности, осваиваются передовые технологии.
Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).
Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное монопольное положение, а это уже не свободный рынок.
Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя продавца в общий объем производства и предложения незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Таким образом, реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).
В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более крупными, происходили концентрация и централизация производства и капитала, ведущие к образованию и захвату ими рыночной власти.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, .
Чистая (абсолютная) монополия. Существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.
Этой модели присущи четыре характерные черты:
Продавец выступает как единственный; отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;
Реализуемый продукт уникален, т. е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);
Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;
На пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.
Количество акционеров;
Наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России и др., а также наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес и другие данные.
Приказом Министерства финансов РФ № 101 утвержден «Порядок публикации годовой открытыми акционерными обществами». В соответствии с этим документом и на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.
Публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков). Публикация бухгалтерского баланса может производиться по сокращенной форме. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РФ.
Это учредительные документы, регистрационные удостоверения, патенты, лицензии; сведения по установленным формам отчетности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности условий труда, реализации продукции, наносящей вред здоровью населения, и других нарушениях законодательства.
Назад | |
Вы узнаете, что такое конкуренция, какие бывают виды экономического соперничества, уровни и условия конкуренции, как эффективно конкурировать в бизнесе
Приветствуем постоянных читателей интернет-журнала «ХитёрБобёр»! С вами постоянные авторы ресурса Александр и Виталий. В данном выпуске мы поговорим об одном из ключевых понятий в бизнесе – о конкуренции.
Без здоровой и разумной конкуренции невозможно развитие экономики, а конкурентоспособность – показатель успеха компании, товара или коммерческой услуги.
Итак, начнём!
1. Что такое конкуренция - определение, история возникновения, уровни и условия конкуренции
Под конкуренцией понимается соперничество между лицами, заинтересованными в достижении определенной цели. Если говорить о рыночной экономике, то определение этого понятия будет звучать следующим образом:
Конкуренция - это соперничество в условиях рынка с другими игроками (компаниями), направленное на получение коммерческой выгоды за счет получения большего количества продаж по более высоким ценам.
Современная конкуренция является очень важным элементом рынка. Благодаря ей производители и поставщики услуг стараются выделиться на фоне других фирм, чтобы расширить имеющуюся клиентскую базу.
Основные условия конкуренции выглядят следующим образом:
- экономическая обособленность производителя;
- зависимость производителей товаров от конъюнктуры рынка;
- противостояние другим участникам рынка;
- наличие большого количества равноправных субъектов.
Продавцы при реализации имеющейся продукции стремятся продать её на максимально выгодных условиях - как можно дороже. Однако для стимуляции покупательского спроса они вынуждены снижать цены, чтобы полностью не лишиться клиентов.
Данный момент относиться к плюсам для покупателей, ведь в этом случае они не будут необоснованно переплачивать.
Вся суть конкуренции определяется несколькими функциями :
- Регулирующая . В условиях соперничества определяются товары с наибольшим спросом. Это необходимо для увеличения масштабов производства востребованной продукции.
- Мотивирующая. Именно конкуренция мотивирует производителя активно действовать в максимально жестких условиях - варьировать уровни ценовых показателей, увеличивать масштабы производства, искать нового сотрудничества. Только так повышается конкурентоспособность компании.
- Распределительная. Распределение дохода предприятий осуществляется при учете вклада в экономическую деятельность.
- Контрольная. Конкуренция контролирует рыночную власть и предоставляет потенциальному покупателю возможность покупать товар или же отказываться от его приобретения в пользу сотрудничества с другим производителем. Если на рынке создан достаточно высокий уровень конкуренции, то цены будут максимально объективными.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рын ка:
· общественное разделение труда;
· экономическая обособленность производителей;
· самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка :
· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
· нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Главные функции рынка
· посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
· ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
· регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
· санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты | Отрицательные черты |
· Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства · Стимулирует научно-технический прогресс · Способствует ресурсосбережению в обществе · Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы | · Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству · Порождает тенденцию к монополизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами |
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков .
ü С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
ü По товарам и услугам:
· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
· средств производства;
· рабочей силы;
· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
· иностранных валют;
· ценных бумаг (фондовые биржи);
· научно-технических разработок и инноваций;
· информации.
ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
ü По типу конкуренции:
· чистой (свободной) конкуренции
· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
· функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Формы монополий и их основные признаки
9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:
Простых товаропроизводителей
Единичных капиталов
Монополий
Национальных капиталов
Интернациональных капиталов
Модели рынка
Чистая (свободная конкуренция) | Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. | Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. | Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. | Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.
Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.
ХХI век в развитии экономики определяется как век конкуренции.
За короткий промежуток конкуренция на рынке приобрела глобальную международную значимость, а слова С.Л. Брю и К.Р. Макконнелла о том, что это чуть ли не единственная регулирующая сила, находят в наши дни все большее подтверждение.
Если детальнее рассмотреть динамику развития экономики в рамках мирового сообщества, то не составит труда понять, что она несет основополагающий характер.
Тогда как динамика развития экономики нашей страны в очередной раз доказывает, к чему приводит слабое развитие конкуренции и недооцененное значение ее в экономических отношениях.
Что такое конкуренция, в чем её суть?
Конкуренция – соперничество в рыночных условиях одной компании с другой, за счет которого достигается коммерческая выгода, благодаря увеличению продаж или спроса на предоставляемые услуги.
Это важнейший элемент рынка, мотивирующий поставщиков услуг и продавцов выделяться на фоне остальных для привлечения новых клиентов .
Суть конкуренции заключается в первую очередь в постоянном, не прекращающемся поиске и создании наилучших условий для продавца и покупателя.
Поддерживать конкурентоспособность – значит, всегда быть на шаг впереди, опережать иные компании в формировании наилучшего предложения.
Разновидности совершенной и несовершенной конкуренции :
- чистая относится к совершенному виду. Ее характеризует большое количество покупателей и продавцов, не способных повлиять на стоимость услуг и товаров, а также большое количество взаимозаменяемых товаров, цены которых основывается на соотношении спроса и предложения;
- олигополистическая относится к несовершенному виду. Характеризуется небольшим числом конкурентов, взаимосвязанных между собой. Каждая компания имеет рыночную силу, при этом реакции на действия конкурентов эластичны;
- монополистическая конкуренция относится также к несовершенному виду. К ключевым характеристикам следует отнести многочисленность компаний, но при этом полное равновесие их сил, и дифференцированность продукции, то есть наличие в товарах отличительных качеств, признающихся всем рынком.
Смотрите подробней о рентабельности и правилах её расчет .
Какие существуют условия развития конкуренции?
Если рассмотреть условия конкуренции и развитие, то в первую очередь необходимо отметить, что они вытекают из условий развития рынка, хоть и имеют свои индивидуальные факторы.
В любом случае рыночная среда – это то, что стоит во главе и из чего вытекает конкурентная среда .
Рассматривая детально факторы, влияющие на формирование конкурентной среды, можно выделить ряд предпосылок к развитию.
Основной фактор - это наличие частной собственности и полная свобода деятельности предпринимателей, свобода выбора у потребителей, ограничение влияния и роли государства.
Нельзя не отметить необходимость рассредоточения экономической власти .
Уровни
Рассматривая уровни соперничества , стоит выделить 4 основных:
- общий . На этом уровне любая отдельная фирма воспринимает каждого производителя как конкурента, участвующего в соперничестве за привлечение покупателей;
- формальный . Компания считает конкурентами только тех, деятельность которых направлена на удовлетворение аналогичных с ней потребностей;
- отраслевой . Ее иначе еще называют видовой, а основывается она на том, что фирмами-соперниками являются только те, что производят одинаковую продукцию;
- предметный . Ее еще называют маркетинговой, а основывается она на том, что фирма-конкурент соперничает с теми, кто выпускает не идентичную, но схожую продукцию при аналогичной цене. В качестве примера подойдут два успешно конкурирующих продукта – Кока-Кола и Пепси.
Затрагивая тематику ограничений, нельзя не упомянуть о защите конкуренции в целом.
Одним из популярных современных способов ограничить считается публикация не всей необходимой документации, позволяющей поставщику полноценно ознакомиться с закупочными требованиями .
Рассматривая еще один способ ограничения, нельзя не затронуть закон конкуренции, точнее, прямое отношение к нему. Речь идет об установлении максимально сжатых сроков, отведенных на поставку продукции.
При этом нарушения караются штрафом в размере 10% от общей суммы товара, который не успели поставить.
Примеры вышеперечисленных ограничений
В качестве примера первого способа ограничений можно привести ситуацию, произошедшую в 2013 году.
При анализе закупок выяснилось, что полный пакет документации не был предоставлен заказчиками практически в 30%.
Однако, большая часть скорректировали свои действия после предъявления претензий, остальные либо прекратили закупку, либо разместили пакет документов заново с недостающей информацией.
Во втором случае в качестве примера лучше всего подойдут закупки Минздрава и ситуацию в 2012 году.
Руководство проводило закупку дорогих медикаментозных средств, при этом на нее было отведено меньше 30 дней, и это при условии, что 95 точек расформировано по всей стране.
Не удивительно, что сроки были серьезно нарушены, а Минздрав понес колоссальный ущерб, составляющий 10% от общей суммы всей продукции, которая не была поставлена в срок.
Частые вопросы
Какая конкуренция считается недобросовестной?
К недобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию , захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью.
Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему объекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
- некорректное рекламное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления продукции другого хозяйствующего субъекта;
- получение, использование научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.
Такая деятельность подлежит запрету , что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции.
К недобросовестной конкуренции также относятся :
- подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих клиентов;
- выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
- неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
- побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву контрактов с нанимателем;
- угроза конкурентам сфабрикованными исками о нарушении ими патентов или товарных знаков в целях противодействия конкуренции в сфере торговли;
- бойкотирование торговли конкурента;
- демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости;
- создание обманного впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях;
- намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
- поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
- реклама, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
- нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.
Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.
Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.
Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:
– сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;
– создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;
– снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;
– ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;
– уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;
– увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.
Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.
Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.