Географическое и геополитическое положение европы. Насколько нам повезло: плюсы и минусы географического положения России

Политико-географическое положение государства и его территория

Территория важна для государства как геополитический ресурс , поэтому страны борются за обладание различными землями. Для оценки значимости территории как геополитического ресурса используются как количественные (размеры территории), так и качественные (географическое положение, природные ресурсы) характеристики. Стратегически важными обычно становятся территории, обладающие:

а) выгодным географическим положением, чаще всего - расположенные на важных торговых путях;

б) природными ресурсами, особенно такими, как нефть, драгоценные металлы, алмазы, уран.

Отправной точкой политико-географического исследования государства является анализ его географического положения, которое оценивается с точки зрения его выгодности . Заметим, что географическое положение государства, как и любого другого объекта, можно оценивать по формальному критерию, т.е. через широту и долготу его крайних точек. Но в политической географии более важна качественная оценка географического положения, т.е. его стратегических преимуществ и недостатков .

С давних времен стратегически важными считались территории, имеющие выход к морю, поскольку море открывало более или менее свободный путь во внешний мир. Можно вспомнить борьбу России за выход к морям - Балтийскому и Черному в 18 в. В зависимом положении оказываются т.н. "запертые" государства, не располагающие выходом к морю. Таких государств в мире насчитывается 41, из них 14 - в Африке (учитывая три государства, имеющих выход только к замкнутому Каспийскому морю, которое с точки зрения физической географии является озером). Проблема выхода к морю сейчас актуальна для большинства постсоветских государств - Белоруссии, Молдовы, Армении, Азербайджана, всех центрально-азиатских государств. Не случайно последние активно участвуют в строительстве коммуникаций, ведущих к Индийскому океану через Иран или Афганистан-Пакистан (построена железная дорога, связавшая туркменский город Теджен со столицей иранского Хорасана Мешхедом). Появилась в частности идея создания транспортного коридора через западные и южные районы Афганистана в Пакистан, которую пытались воплотить талибы, захватившие контроль именно над этими районами, и которую поддержала Туркмения, заинтересованная в выходе к Индийскому океану и экспорте природного газа (этот вариант является альтернативой иранскому и поддерживается геополитическими противниками Ирана).

Отсутствие выхода к морю часто порождает зависимость “запертой” страны от соседей. От этого мало страдают страны, входящие в интегрированные, стабильные макрорегиональные сообщества, как например, Австрия. В то же время в конфликтных регионах отсутствие выхода к морю ведет к упадку экономики страны. Так, Македония сильно пострадала в результате закрытия границы с Грецией, через которую в югославские времена республика осуществляла торговые связи (греческий порт Салоники очень активно использовался Югославией). В свою очередь, приморские страны, особенно те, чьи порты обслуживают “запертые” государства, получают большие геополитические преимущества (можно выделить роль таких портов, как Салоники, Бейра в Мозамбике, Лобиту в Анголе). Потеря выхода к морю может восприниматься очень болезненно (Боливия) и приводит к полной переориентации на порты одной из стран (отношения внутриконтинентальной Эфиопии и приморского Джибути, особенно после потери Эритреи). Таким образом, одни страны могут иметь географические преимущества над другими , если они контролируют выходы соседей во внешний мир. В современном мире, в котором открываются границы, и страны интегрируются друг с другом, значимость выхода к морю как геополитического ресурса упала. Однако в любом случае иметь выход к морю дешевле и спокойнее, чем не иметь.

Большое значение для государства имеет контроль за коммуникациями , прежде всего - международными. Особые преимущества, например, получают страны, контролирующие проливы: в мирное время они пополняют казну за счет транзита и обслуживания судов, а в случае конфликта обладают возможностями перекрыть коммуникации. Так, Турция контролирует выход из Черного моря (среди попыток обойти Босфор и Дарданеллы можно выделить проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, напрямую соединяющего Болгарию и Грецию по суше), а Дания - выход из Балтийского моря. Выгодное географическое положение имеют страны, по территории которых проходят важнейшие международные каналы - Египет и Панама. Даже небольшие территории могут иметь важное геополитическое значение. Например, имея в своем составе небольшие острова, страна получает возможность увеличить свои территориальные воды и контролировать важные торговые пути, проходящие неподалеку (острова Токто, Сенкаку и Парасельские в Восточной Азии). Заметим, что местонахождение на мощном торговом пути и транзитная роль стали единственной причиной не просто выживания, но процветания такого крохотного государства, как Сингапур.

Существуют особые случаи географического положения определенного государства. Есть государства, которые со всех сторон окружены территорией другого государства. Такие государства называются анклавами (Сан-Марино, Ватикан, Лесото). Полуанклавами называются государства, которые при этом имеют выход к морю, т.е. одну дополнительную степень свободы (Гамбия, Бруней, Монако). Географическое положение государства во многом определяет характер его отношений с соседями, другими словами - геополитический код. Например, если небольшое слабое государство зажато между двумя мощными соседями, оно может превратиться в буферное государство (Андорра между Францией и Испанией), выбрать для себя геополитический код эквидистанции (Монголия между Россией и Китаем) или принять одностороннюю ориентацию на соседа, более близкого с культурно-исторической точки зрения (Непал и Бутан между Индией и Китаем).

Свои проблемы имеют островные государства . Принято считать, что таким государствам проще обеспечивать свою безопасность, чем пользовалась Англия, которую как бы не касались войны, разворачивавшиеся на континенте (геостратегией Британии стало поддержание баланса сил в континентальной Европе). Можно вспомнить, как Тайвань стал убежищем для бежавших из континентального Китая гоминьдановцев и де-факто превратился в независимое государство. С другой стороны, островитянам в силу своей географической обособленности бывает сложнее налаживать свои внешние связи, хотя этот недостаток не всегда очевиден, поскольку островные государства часто располагаются на торговых путях.



При оценке политико-географического положения государства анализируются не только выход к морю, расположение на важных торговых путях, анклавное, полуанклавное или островное положение. Необходим учет таких параметров, как:

а) число соседей,

б) коммуникации, связывающие государство с соседями,

в) характер и интенсивность связей с внешним миром (конфликты и союзнические отношения, притяжение и отталкивание стран - своеобразная географическая гравитация).

В целом можно говорить о схеме описания политико-географического положения, которое определяется как комплекс отношений данного государства с другими странами и территориями на трех уровнях - локальном (непосредственные соседи), макрорегиональном и глобальном . При этом обязательно учитывается характер связей - этнических, конфессиональных, исторических, экономических и др.

В политической географии особое место уделяется анализу особенностей государственной территории, таких как размеры и морфология .

Сама территория государства издавна воспринимается как его ресурс. Считается, что большая территория означает возможность размещения большего числа объектов - экономических, военных и др., а также располагает достаточным числом убежищ (вспомним представление о невозможности покорения России с ее огромными просторами и тактику М.Кутузова во время Отечественной войны 1812 г.). В свое время Ф.Ратцель видел политическое будущее у обширных пространств Евразии, Южной Америки и Африки, полагая, что объединение большой территории в рамках единого государства автоматически выводит это государство в разряд лидеров. В прошлом приращение территории воспринималось как символ могущества и залог геополитической мощи государства, а самой популярной была имперская политика максимального территориального роста, оказавшая влияние на традиционную геополитику.

Однако проведение имперской политики поставило ее авторов перед сложными проблемами. Во-первых, это проблема эффективного использования территории, иначе значительная часть государства превращается в заброшенную глубинку, у государства просто нет сил, чтобы освоить свои пространства (проблема, знакомая из российского опыта). Во-вторых, это проблема природных ограничителей, которые не позволяют эффективно использовать территорию, поскольку она не пригодна для жизни (Россия, Бразилия, Канада, США). В-третьих, это проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство рано или поздно разваливается, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма (судьба СССР).

Поэтому сама по себе гигантская площадь мало что дает государству. Оборотная сторона территориального роста - комплекс проблем, связанных с недоступностью и разнородностью государственных территорий. Тем временем в современном мире спокойно живут и процветают многие малые государства, которые находят в мире свои “экологические ниши”, например, в качестве туристических или финансовых центров (как Люксембург, ставший одним из организующих центров объединенной Европы). Более того, возникло представление о том, что эффективно интегрироваться способны только малые и средние государства, которые испытывают реальную потребность друг в друге (популярная идея времен европейской интеграции). Отсюда вывод - для политической географии важна оценка не только размеров территории, но и ее качественных характеристик .

В политической географии сложилось представление об “идеальном государстве ”. Такое государство обычно имеет круглую или шестиугольную форму, по его краям расположены горные хребты, а в центре находится заселенная равнина. В качестве примера приводится Франция, государство с относительно правильной формой, границы которого проходят по Альпам и Пиренеям, а в центре расположена равнина Иль-де-Франса. Конечно, и Франция далека от идеала, которого в истории, вероятно, не существовало. Рассуждения об “идеальном государстве” выводят на анализ распределения государственной территории , другими словами - ее морфологии . Действительно, оценка геометрической формы государства имеет важное значение. Компактная форма означает большую интегрированность территории с помощью коммуникаций, меньшие затраты на оборону. С другой стороны, государства вытянутой, неправильной формы оказываются более уязвимыми. Коммуникации в этих странах имеют большую протяженность, существуют труднодоступные ареалы, которые сложно оборонять и развивать экономически, возникают трудности, связанные как с управлением территориями, так и с их обороной, в удаленных районах может развиться сепаратизм.

Поэтому проблема неудобства распределения государственной территории исследуется в политической географии. Возможны следующие случаи:

а) государство “неправильной” формы. В качестве примера можно привести Хорватию, форма которой напоминает подкову, но только ее стороны сходятся под острым углом. Восстание сербов, проживающих как раз в месте схождения двух частей Хорватии, буквально разрезало страну на две части, и доступ в Далмацию некоторое время был возможен только по морю. Говорят и о т.н. “вытянутых” ("шнурочных") государствах, которые протянулись вдоль побережья на многие сотни километров (Чили, Норвегия, Вьетнам).

б) фрагментированное государство (например, государство-архипелаг, “разбросанное” между множеством островов). Примерами служат Индонезия, Филиппины. В таком государстве существуют особые проблемы управления и обороны, на отдельных островах легко может развиться сепаратизм (в Индонезии сепаратистское движение существовало на Молуккских островах, на Филиппинах основные проблемы связаны с крупным островом Минданао на южной окраине государства). Некоторые “разбросанные” государства оказываются нежизнеспособными, например, Пакистан, который в 1947-71 гг. состоял из двух частей, удаленных одна от другой на полторы тысячи километров. Государство было выделено после распада Британской Индии по конфессиональному признаку, но его географические диспропорции (большинство населения проживало в Восточном Пакистане, а правящая элита происходила из Западного Пакистана) стимулировали распад, в результате которого выделился независимый Бангладеш, бывший Восточный Пакистан. В то же время “двойная” Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан, без особых проблем сохраняет свою территориальную целостность.

в) государство, имеющее в своем составе эксклавы - небольшие районы, отрезанные от основной территории государства землями других стран. Эксклавы есть в Анголе (Кабинда), Омане (район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива), США (Аляска) и др. На постсоветском пространстве эксклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, мелкие эксклавы имеют Армения, Узбекистан, Таджикистан. Эксклавы являются уязвимыми с военной точки зрения, их сложно оборонять, доступ на их территорию при желании может перекрыть соседнее государство (так, вопросы транспортного сообщения с Калининградом России приходится решать в кооперации с Литвой). Эксклавы часто играют роль стратегических форпостов, поэтому одновременно они могут быть и стратегически важными, и уязвимыми в силу своего географического положения (Калининградская область - западный форпост России). Кроме того, в эксклавах может возникнуть сепаратистское движение, как это было в Кабинде, которая является главным производителем ангольской нефти. Время от времени возникают проекты “исправления” неудобного распределения территории. Можно вспомнить т.н. “план Гобла” по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, который предусматривал присоединение к Армении Нагорного Карабаха с Лачинским коридором, а к Азербайджану - Зангезура (южные районы Армении), что снимало с Нахичевани статус эксклавной территории.

г) государство, имеющее на своей территории крупные природные барьеры и труднодоступные территории. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд. В таких странах усиливаются автономизм, обособленность территорий. Так, во время вооруженных конфликтов в Таджикистане расположенный в Памирских горах Бадахшан был фактически отделен от остальной территории страны (тем более, что снабжение этой территории с советских времен велось из киргизского Оша, связь с которым надежнее, чем с западными районами Таджикистана). В некоторых случаях возрастает внешняя зависимость государства. Так, основной путь в Ферганскую долину Узбекистана проходит не через Кураминский хребет, а по территории Таджикистана через Ленинабад (Ходжент).

Сначала приведем определение географического положения.

Географическое положение (ГП) - это картографическое положение определенного объекта относительно внешней среды, элементы которого оказывают или могут оказывать на него существенное влияние.

При этом географические объекты различаются по видам и масштабу, а геопространственные отношения формируются на микро-, мезо - и макроуровне определенной страны или региона. Географическими объектами могут быть населенные пункты, города, экономические районы, страны, природные территориальные системы и т.д. Мікроположення определяется локальным окружением в месте непосредственного контакта с другими географическими объектами, мезоположення - отношениями в регионе или стране, макроположення - отношениями со значительными участками географической среды или с геосистемою в целом. При этом в иерархии геопространственных отношений существует определенный порог - граница территории суверенного государства. За пределами государства отсчет микро-, мезо - и макроуровня безусловно идет только относительно масштабов всей миросистемы.

Есть различие в значении терминов "географическое положение" и "местоположение". Местоположение указывает на локализацию (location) или принадлежность, оно неизменно, привязано к одним координат. Географическое положение (geographic situation) отражает отношения в системе, оно, при неизменных координат объекта, может модифицироваться в зависимости от изменений ситуации в окружающей среде.

Свойствами ГП являются:

Детерминированность отношений объекта с внешними объектами и системами;

потенциальность - ГП является одновременно и результатом предыдущего развития объекта (города, государства и т.д.), и фактором его дальнейшего функционирования и развития;

дистанционность - ГП является тем выгоднее, чем меньше расстояние между объектами, которые взаимодействуют. Причем расстояние может представлять собой не географическую, а виртуальную величину, которая образовалась благодаря наличию густых транспортных коммуникаций, возможностям использования электронной связи и т.д.

Понятие "географическое положение" емкое и комплексное. Поэтому для более глубокого понимания географического материала выделяют несколько его видов, но основной детерминантой остается характер геопространственных отношений. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, речь идет об объекте в пределах страны (государства), объектом является сама страна. Далее определяем вид ГП - это естественно -, экологически -, экономико -, социально - политико - географическое положение. При этом анализ ситуации в каждом следующем из названных видов требует учета отношений ГП предыдущих видов. Самой сложной является оценка политико - географического положения, потому что она побрезгует учета данных по меньшей мере в отношении экономико - географического положения (доступность рынков сырья, сбыта, транспортно-географическое положение и т. д.), желательно и природно-географического положения (выход к морю, горные хребты, зоны дискомфортного климата и т.п.), экологического состояния и др.

Политико - географическое положение (ПГП) государства - это "ее картографическое положение относительно политических данностей миросистемы, которые оказывают на нее существенное влияние.

Добавим, что речь идет о влияние не только на ход внутриполитическим процессам, но и на экономику и общественную жизнь государства. Порой употребляется термин геополитическое положение. Мы считаем, что термины "политико - географическое положение" и "геополитическое положение" тождественны.

Так же как и географическое положение, политико - географическое положение может меняться, при этом изменения могут быть и драматические и судьбоносные для страны или территории. Приведем пример.

Венеция. При Средних веков города - республики Венеция и Генуя контролировали торговлю на Средиземном море, потеснив (после крестовых походов) арабских купцов и мореплавателей. В Европе ходовыми были восточные товары (бархатные и газовые ткани, хлопок, фарфор, пряности, духи, самоцветы и т.п.), которые поступали азиатскими торговыми путями ("Шелковым путем") до побережья Черного и Средиземного морей или доставлялись арабскими мореплавателями из Индии в Персидский залив и далее по суше до Восточного Средиземноморья. Венеция благодаря своей ключевой позиции между Западом и Востоком на некоторое время стала первой морской и торговой державой Европы. Но пала Византия под натиском турок-османов, турки захватили Константинополь, оживленные торговые города на путях восточной торговли, в том числе на Черном море Трабзон и Кафу (теперь Судак, Украина), и пала вся связка торговых путей через Центральную Азию. Одновременно от побережья Западной и Северной Европы открылись пути через Атлантику в Америку. Сейчас Венеция - город регионального значения, историко-архитектурная жемчужина, которая остается важным туристическим и экономическим центром, что живет в свете былой славы.

Сингапур. В Средние века Сингапур был рыбацким поселком, стратегическими выгодами морской гавани которого пользовались разве что местные пираты. Но уже по английской колониальной администрации гавань превратилась в транзитный перевалочный пункт всей Дальневосточной Азии. Возник мощный морской порт, создана стратегическая база ВМФ Великобритании, быстро возросла оборонная промышленность, особенно судостроительная и судоремонтная. Получив независимость, город - молодая морская держава - сполна воспользовалось выгодами политико - географического положения, которое неуклонно улучшалось. Сингапур оказался в центре транзитных коммуникаций Азиатско-Тихоокеанского региона, что быстро прогрессировал. Сейчас это узел не только морских, но и воздушных путей, один из ведущих центров мировой торговли, в котором объемы экспорта на треть превышают ВВП государства (в 2001 г. - 122 млрд. $ против 89 млрд. $), размеры ВВП на душу населения домірні с показателями стран Западной Европы. В то же время Сингапур стал одним из ведущих банковско-финансовых центров мира, где размещено более двухсот офисов ТНБ и сотни контор ТНК.

Страны Персидского залива. Возьмем этот пример для демонстрации того, что упущенные выгоды ПГП можно возродить в новых обстоятельствах. Издавна Багдад (главный город Месопотамии, Персидской империи, впоследствии Арабского халифата) и важные порты Персидского залива Басра, Дубае и Хормоз играли важную роль в торговле между Азией и Европой. Когда этот морской путь торговли, который контролировали арабские купцы, пришел в упадок из-за того, что Ближний Восток оказался под пятой Османской империи, основные пути, которыми когда-то ходили парусники Сіндбада-мореходця, стали периферийными. Даже открытие богатейших нефтяных месторождений и проведения Багдадской железной дороги сначала мало изменило ПГП побережья Залива. Только обретения независимости странами региона, а затем борьба за справедливое перераспределение доходов от добычи нефти изменили облик политической карты этой части мира. Сейчас для ландшафтов стран Залива характерны не только нефтепромыслы и нефте-терминалы. Словно миражи в пустыне, появились города современной архитектуры, мощные аэропорты обслуживают трансконтинентальные линии во все части света, потоки туристов наводнили богатые восточные базары и супермаркеты, где есть товары со всей планеты. Регион вновь присоединился к "мирового перекрестка", каким является Ближний и Средний Восток, постепенно перебирая от Восточного Средиземноморья его ключевые позиции.

Составляющие оценки политико - географического положения страны (государства).

Перечень таких составляющих может быть большим и динамически изменяемым.

Физико-географическая составляющая в политико - географическом анализе представляет собой характеристику качества земельных ресурсов и возможностей акватории исключительной экономической зоны, наличия доступа к морю и удобства выхода на мировые морские коммуникации, возможности преодоления горных перевалов и полноводных рек в приграничных районах, в конце концов природно-географических условий организации обороны территории.

Ресурсная и агро-географическая составляющая - это ситуация с доступом к стратегически важных ресурсов: топлива, различных руд, горно-химического сырья, а также лесопромышленных районов за пределами страны. Основную часть продукции агропромышленного комплекса страна обычно производит на своих землях. Но некоторые страны нуждаются и в значительном импорте продовольствия. Поэтому доступ к регионам, которые производят зерно, мясо и другие продукты, тоже важен.

Емкость, удаленность, транспортная доступность рынков сбыта товаров, производимых в стране, - жизненно важный и экономико-географическое и политико - географический фактор. Основная задача изучения этого аспекта экономической и политической географии - поиск гипотетически возможных "ниш" организации сбыта как производственных, так и потребительских товаров, анализ позиций конкурентов, действующих в соответствующих сегментах мирового рынка.

Важными экономическими факторами транспортно-географической (и политической) ситуации на путях к рынкам сырья и рынкам сбыта является пропускная способность, скорость и стоимость транспортировки на сухопутных, водных и воздушных транспортных коридорах. Политические факторы - состояние открытости границ, политическая и криминогенная обстановка на транзитных магистралях. Еще раз подчеркнем весомости фактора приморского положения государства, ведь 4/5 физических объемов внешней торговли осуществляется через Мировой океан.

Процессы глобализации и информационно-технологической революции сделали свой вклад в набор составляющих политико - географического положения. Оно определяется также тем, как размещена страна относительно мировых центров научно-технического прогресса и мировых финансово-банковских центров; как раскинутая сеть управленческих центров и филиалов ТНК; возможности доступа к информационно-технологических сетей планеты.

Так, хоть научно-технический прогресс считается достижением всего человечества, 9/10 зарегистрированных в мире патентов сосредоточено лишь в двух десятках стран Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Там же расположены основные мощности внешнеэкономической инфраструктуры - банковской сети мирового хозяйства, сети офисов ТНК, ведущие международные товарные и фондовые биржи и др.

Главной особенностью современных телекоммуникационных систем "Интернет" и др. является пространственная неограниченность их функционирования. Однако, по подсчетам ученых, в начале XXI в. лишь 1/5 людей живут в "постиндустриальном" обществе, еще 10% - в индустриальном обществе (Украина пока что принадлежит к этой когорте стран), а 70% - все еще в прошлом, имея лишь зачатки промышленности и отсталое сельское хозяйство.

Указанные составляющие в сочетании с другими факторами неодинаковой степени присутствуют на различных иерархических уровнях политико - географического (геополитического) положения стран: глобальном, региональном и соседском.


Политико-географическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.

На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:

1) территориально расширилось геополитическое влияние США;

2) расширился блок НАТО;

3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;

4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) снизился военный потенциал России.

В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение.

Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам:

Транспортно-географическое положение;

Промышленно-географическое положение;

Рыночное положение;

Демографическое состояние;

Рекреационно-географическое положение.

По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.

Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.

В 2000 году административно-территориальное устройство России включало:

1) 21 республику;

2) 6 краев;

3) 49 областей;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономная область (Еврейская);

6) 10 автономных округов;

7) 1867 районов;

8) 1091 городов;

9) 329 городских районов;

10) 1922 поселков городского типа;

11) 24444 сельских администраций.

Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части.

Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.

В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:

1) Центральный округ – Москва;

2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;

3) Приволжский округНижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;

Страны, подобно человеку, проживающему по конкретному адресу, также занимают определенное место на планете. И у каждого человека есть свои соседи - богатые и бедные, доброжелательные или завистливые; а из каждого окна открывается свой вид, живописный или не очень. По таким же аналогиям вполне можно охарактеризовать и любую из стран мира.

Современное географическое положение России - какое оно? И насколько выгодным оно является? Оценить экономико-географическое положение России мы как раз и попробуем в этой статье.

ГП - что это такое?

Одним из самых важных понятий географической науки является понятие географического положения страны или территории. Географическое положение (сокращенно - ГП) - это положение географической местности (или объекта) относительно других объектов и территорий. При этом в физической географии оно определяется с одной стороны (акцент делается на природных особенностях страны), а вот экономгеографы характеризуют его со своей стороны, учитывая социально-экономические аспекты.

По большому счету, география как раз и является той наукой, которая определяет и оценивает местоположение тех или иных объектов в пространстве. Этим она отличается от всех остальных научных дисциплин. Ведь определение географического положения, как оказалось, не только дает информацию о конкретном расположении объекта, но и поясняет отдельные его особенности. Кроме того, оценка ГП позволяет даже прогнозировать развитие территории в будущем.

Историки географии полагают, что само понятие "географическое положение" появилось примерно в конце XVIII века. А вот первой серьезной работой, раскрывающей это понятие, можно считать книгу Л. Гвиччардини под названием "Описание Нидерландов" (1567 год). В ней итальянский автор оценивает роль моря в развитии страны, что можно считать первой попыткой анализа географического положения территории.

Что такое экономико-географическое положение страны (ЭГП)?

Одним из типов ГП является положение страны экономико-географическое (сокращенно - ЭГП).

Под экономико-географическим положением понимают положение страны или территории по отношению к тем внешним объектам, которые имеют влияние на развитие экономики конкретного государства. Эти объекты могут быть как природного, так и антропогенного происхождения. Это также могут быть другие страны или же их союзы.

Географы выделяют такие компоненты (аспекты) ЭГП территории:

  • транспортно-географическое положение;
  • геополитическое;
  • сельскохозяйственное;
  • рыночное;
  • демографическое;
  • рекреационно-туристическое и т. д.

Выделяется также несколько типов экономико-географического положения. Так, ЭГП страны или территории может быть:

  • центральным;
  • периферийным;
  • изолированным;
  • пограничным;
  • приморским;
  • или транзитным.

Географическое положение России - какое оно? И какие его сильные и слабые стороны? Об этом речь пойдет далее.

Экономико-географическое положение России, его краткая характеристика

Российская Федерация - самое большое на сегодняшний день государство в мире по площади (около 17 миллионов квадратных километров суши занимает страна). Поэтому географическое положение России - весьма выгодное и отличается многогранностью.

Россия расположена на материке Евразия. При этом треть её находится в Европе, а большая часть - в Азии. Крайняя западная точка страны расположена на побережье Балтийского моря, а вот крайняя восточная - на Беринговом море, возле границ с США. Таким образом, территория государства очень вытянута с запада на восток и делится на десять часовых поясов.

Общая длина российской границы - 60 тысяч километров, из которых 2/3 - это морские границы. Этот аспект превращает нашу страну в одну из мощнейших морских держав планеты. Территория России омывается водами сразу трех океанов Земли. Морские коридоры связывают РФ с такими важнейшими странами мира, как Китай, Япония, США и Германия.

На суше Россия граничит с 14 независимыми государствами мира. Это Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, КНДР и Монголия.

Оценка ЭГП России

Для того чтобы оценить ЭГП нашей страны, необходимо определить её положение по отношению к внешним экономическим центрам, сырьевым базам и транспортным коридорам. Этим как раз и занимается наука география.

Географическое положение России во многом определяет экономический уровень её развития. Оно оценивается, как правило, на трех разных уровнях. Это:

  • макроуровень (глобальный уровень оценки) - оценивает положение государства относительно континентов и океанов, главнейших транспортных коридоров, а также ведущих центров мировой экономики;
  • мезоуровень - определяет положение государства по отношению к историко-географическим регионам;
  • микроуровень - оценивает положение страны относительно её непосредственных соседей (в данном случае это те 14 государств, которые граничат с РФ).

Оценка ЭГП той или иной страны, как правило, выражается в виде перечня его сильных и слабых сторон. При этом стоит отметить, что географическое положение европейской России будет несколько иным, нежели положение её азиатской части. Это связано с огромной территорией государства и ее вытянутостью в субширотном направлении.

ЭГП России: сильные и слабые стороны

Особенности географического положения России лучше всего охарактеризовать с точки зрения его сильных и слабых сторон.

Итак, к положительным аспектам ЭГП России относятся:

  • огромная площадь территории;
  • разнообразие природных условий и ресурсов;
  • разнообразие форм рельефа;
  • свободный выход в Мировой Океан;
  • богатые лесные ресурсы;
  • большое количество стран-соседей;
  • наличие крупных судоходных рек.

К самым главным негативным аспектам ЭГП России относятся следующие факты:

  • огромная по площади территория;
  • около 25 % территории лежит за Полярным климатом, где наблюдается весьма суровый климат;
  • большое количество российских морей и рек замерзают на длительный период года, что очень затрудняет судоходство;
  • слишком большая вытянутость территории с запада на восток.

Следует отметить, что большая территория страны значится как в списке сильных, так и слабых сторон ЭГП. Действительно, с одной стороны, обширная территория - это большой ассортимент природных условий и ресурсов, что открывает крупные перспективы для развития промышленности. С другой - слишком большими просторами очень сложно управлять. Кроме того, практически невозможно создать целостную и качественную систему транспортной инфраструктуры на такой территории.

Природно-ресурсный потенциал

Рельеф территории России очень разнообразный. Около 70 % её просторов занимают равнины, однако есть здесь и высокие горные хребты - Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, горы Бырранга и другие. Камчатка славится своими многочисленными вулканами, среди которых Ключевская Сопка является самым высоким вулканом материка. Есть в России даже пустыни. В частности, Цимлянские пески площадью 1000 квадратных километров - это самая крупная пустыня России.

Географическое положение страны во многом определяется её климатом. Климатические особенности России - самые разнообразные, территория страны лежит в четырех климатических поясах. Однако большая её часть расположена в умеренном поясе, для которого характерны самые благоприятные условия для жизни человека и его экономической деятельности.

Россия чрезвычайно богата на водные, минеральные и лесные ресурсы. В стране сосредоточены крупнейшие в мире запасы пресных вод. Из полезных ископаемых мировое значение имеет нефть, природный газ, уголь и руды цветных металлов.

Страна обладает колоссальными запасами леса. Однако географическое положение лесов России отличается такими особенностями, которые сдерживают развитие лесного хозяйства страны. Дело в том, что большая часть лесных ресурсов России находится в труднодоступных (в транспортном отношении) регионах, что весьма осложняет процесс их разработки.

Транспортно-географическое положение России

Экономическое развитие любой территории во многом зависит от транспортно-географического его положения. Для России оно весьма выгодно, хотя после распада СССР внешние транспортные связи страны намного сузились. На данный момент самым перспективным для развития транспортных морских связей в России является северный бассейн. Хотя здесь есть свои проблемы и трудности, связанные в первую очередь с тем, что большая часть акваторий северных морей замерзает на длительный период года.

Ограниченной пока остается и возможность полноценного использования железнодорожных магистралей. На сегодняшний день железнодорожная сеть страны требует полной реорганизации и модернизации.

Геополитическое положение

Россия граничит с 14 государствами мира. При этом очень серьезной проблемой остается отсутствие надлежащей демаркации границ со многими из стран-соседей.

Геополитическое положение государства определяется характером его взаимоотношений со своими непосредственными соседями. К сожалению, не со всеми странами-соседями у России сложились добрососедские отношения. Так, ряд стран (официально или неофициально) имеют территориальные претензии к России. Это Япония, Латвия, Эстония, а также Финляндия. Не менее напряженными стали отношения России с такими странами, как Грузия и Украина.

В целом эксперты отмечают, что геополитическое окружение России за последние пять лет заметно ухудшилось.

Экономическое районирование

Территория РФ поделена на 12 экономических районов (не стоит путать их с федеральными округами):

  • Центральный.
  • Центрально-Чернозёмный.
  • Восточносибирский.
  • Дальневосточный.
  • Северный.
  • Северо-Кавказский.
  • Северо-Западный.
  • Поволжский.
  • Уральский.
  • Волго-Вятский.
  • Западно-Сибирский.
  • Калининградский.

Географическое положение Центральной России

Этот район является самым густонаселенным в стране. Здесь проживает около 30 млн жителей. Кроме этого, наиболее развитая промышленность характерна именно для Центрального района России. Географическое положение этого экономического района весьма выгодное и отличается несколькими чертами.

Центральный экономический район расположен в месте пересечения важнейших транспортных артерий (сухопутных и водных). Именно здесь находится речная система Волги - реки, которая всегда играла важную роль в жизни России. Даже несмотря на отсутствие в регионе значительных месторождений полезных ископаемых, здесь успешно развиваются несколько отраслей народной экономики: машиностроение, электротехника, химическая промышленность, строительная индустрия и агропромышленный комплекс. И именно удобное и выгодное географическое положение Центральной России стало основой для стремительного экономического развития этого региона.

Заключение

Таким образом, географическое положение России отличается как своими сильными, так и слабыми сторонами. РФ - огромная страна, имеющая обширный выход в Мировой Океан. Наличие богатейшего природно-ресурсного потенциала, а также возможность сотрудничества со многими странами мира открывает для России широкие возможности для собственного успешного экономического развития.

Политико-географическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.

На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:

1) территориально расширилось геополитическое влияние США;

2) расширился блок НАТО;

3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;

4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) снизился военный потенциал России.

В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение.

Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам:

Транспортно-географическое положение;

Промышленно-географическое положение;

Рыночное положение;

Демографическое состояние;

Рекреационно-географическое положение.

По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.

Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.

В 2000 году административно-территориальное устройство России включало:

1) 21 республику;

2) 6 краев;

3) 49 областей;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономная область (Еврейская);

6) 10 автономных округов;

7) 1867 районов;

8) 1091 городов;

9) 329 городских районов;

10) 1922 поселков городского типа;

11) 24444 сельских администраций.

Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части.

Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.

В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:

1) Центральный округ – Москва;

2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;

3) Приволжский округ – Нижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;

5) Уральский округ – Екатеринбург;

6) Сибирский округ – Новосибирск;

7) Дальневосточный округ – Хабаровск.

Причинами социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в. в России являются большие расходы на содержание армии и военизированных формирований, значительные внутренние и внешние долги, война в Чеченской республике, ошибки в проведении экономических реформ и отток капитала за границу. В результате сократился в два раза объем ВВП страны, в 2,5 раза – объем промышленного производства, на 1/3 – уровень производительности труда, в 1,3 раза – объем сельскохозяйственного производства. В стране сократился уровень жизни и усилилось расслоение населения по доходам.

В наибольшей мере от экономического кризиса пострадали старопромышленные отрасли европейской части России, где наибольший удельный вес занимают отрасли обрабатывающей промышленности.

К положительным элементам экономических реформ можно отнести:

Появление новых форм собственности;

Внедрение рыночных отношений;

Закрытие нерентабельных производств;

Сокращение объемов производства ВПК;

Сокращение численности вооруженных сил.

Социально-экономический кризис отразился на уровне социально-экономического развития России. Для оценки уровня социально-экономического развития используют ряд показателей. К ним относят:

1) величину ВВП;

2) уровень производительности труда;

3) уровень потребления на душу населения;

4) отраслевую структуру хозяйства;

5) удельное топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкость экономики.

6) уровень образованности населения;

7) среднюю продолжительность жизни в регионе.

Российская внешняя политика в конце XX в. стала более определенной, нацеленной на перспективу и учитывающей геополитические факторы. Но остаются серьезные проблемы, связанные с возможностями ее реализации. Они обусловлены такими обстоятельствами, как: несовпадение представлений в нашей стране и за рубежом о будущем России, в т.ч. о ее позициях в миропорядке; риски новой изоляции страны; появление альтернативных геополитических моделей, не учитывающих или ущемляющих интересы нашего государства.

Для реалистической оценки возможностей российских геополитических проектов, заложенных во внешней политике страны во второй половине 1990х годов, нужно еще раз проанализировать особенности современной ситуации. Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменениями в мировом геополитическом порядке, геоэкономическими процессами. После распада СССР геополитический статус России снизился. На постсоветском пространстве, не исключая и части территории самой РФ, начали утверждаться внешние центры силы. Дезинтеграционные процессы поставили под вопрос геополитическую субъектность России.

Нынешнее политико-географическое положение нашей страны в мире может рассматриваться с двух точек зрения. В первом случае Россия оценивается как географический центр глобальной системы (хартленд) и интеграционное ядро Евразии. Распространено и представление о России как о своеобразном «мосте» между Европой и Азией (это имеет и философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о «посреднике» между Западом и Востоком).

Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал центра Евразии, но с ограниченными возможностями использования, что ведет к ее превращению в региональную державу с тенденцией к дальнейшему снижению - геополитического статуса. Экономическая слабость (по данным ИМЭМО на 1998 г., наша страна производит лишь 1,7% мирового ВВП), отсутствие государственной воли и общественного консенсуса по поводу путей развития не позволяют реализовать модель хартленда в ее новой трактовке: Россия как интеграционное ядро Евразии.

Качественно изменяется геополитическая структура постсоветского пространства, которое теряет свой изначальный «россоцентризм». СНГ, куда входят все бывшие советские республики, кроме трех балтийских, действует очень неэффективно. Главные факторы, сдерживающие его распад, - зависимость многих постсоветских государств от российского топливного сырья, другие экономические соображения, в меньшей мере - культурноисторические связи. Однако как геополитический и геоэкономический центр Россия явно слаба. Тем временем с постсоветскими республиками активно взаимодействуют европейские страны, в особенности Германия, Турция с ее попытками восстановить единство тюркского мира «от Адриатики до Великой Китайской стены», Китай (Центральная Азия), США (Прибалтика, Украина, Грузия) и др. На статус новых региональных держав претендуют Узбекистан и Украина, в которой западные геостратеги видят естественный противовес России и ее «имперским амбициям» относительно территорий бывшего СССР (идея Бжезинского).

Постсоветские государства включаются в целый ряд геополитических союзов, альтернативных СНГ (европейская, тюркская, исламская и другие виды интеграции). Их роль недооценена в России, где еще сильно убеждение, что «никуда они от нас не денутся». На границах РФ возникают новые региональные системы сотрудничества. В некоторых из них она принимает посильное участие - балтийская, черноморская, каспийская, азиатскотихоокеанская системы, но в ряде случаев объединение идет без ее присутствия. Активно взаимодействуют страны Центральной Азии. Здесь регулярно проходят встречи «тройки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) и «пятерки» (те же плюс Туркмения и Таджикистан), формулирующих свои особые интересы. Как альтернативу СНГ в данном регионе рассматривают собственный Центральноазиатский союз, тюркскую интеграцию (включая Турцию) или в объединение мусульманских стран в рамках Организации Исламская конференция. Характерное событие - встреча в Душанбе (декабрь 1999 г.) глав правительств Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, посвященная развитию Центральноазиатского сообщества в XXI в.

Важное геополитическое явление - консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (объединение названо ГУАМ); в 1999 г. к процессу присоединился Узбекистан (отныне - ГУУАМ). Этот блок задуман как геополитический противовес российскому влиянию в постсоветском пространстве. Здесь очень активна Украина, чьи руководители неоднократно обменивались визитами с главами стран, составивших ГУУАМ. Официальный Киев при поощрении Запада пытается играть роль геополитической альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает: в Восточной Европе идеи союза любой конфигурации, но без России, - это, как правило, проекты союза против России, значит, перспективы воссоздания средневекового БалтоПонтийского пояса («санитарного кордона» вдоль западной ее границы) должны вызывать у нашего государства озабоченность.

Уже решается важная задача преодоления странами СНГ транспортной зависимости от России. Например, центральноазиатские государства «прорубают окно» к Индийскому океану. Построена железная дорога Теджен - Серахс - Мешхед, соединяющая Туркмению с Ираном, что дает странам региона выход к этому океану (что в перспективе полезно и России, особенно в случае строительства транспортного коридора «Север - Юг» по относительно короткому маршруту казахский Ералиев - Красноводск - Кизыл56 Атрек - Иран). Рассматриваются варианты альтернативной коммуникационной оси, соединяющей Туркмению и Узбекистан через Афганистан с Пакистаном. Реанимирована идея Великого шелкового пути (ВШП), который почти полностью выводит южных соседей РФ изпод ее влияния на коммуникации. Маловероятно, что через Россию будет осуществлен транзит каспийской (азербайджанской) нефти: многообещающими сейчас считаются нефтепроводы, выходящие в Грузию (Супса) и Турцию (Джейхан). Только экспорт нефти из Казахстана может идти через порт Новороссийск. Кроме того, закономерно и введение Туркменией виз для россиян. Повод к таким акциям дала сама наша страна, обвинив Грузию и Азербайджан в поддержке чеченских сепаратистов и инициировав процесс установления визового режима с этими странами. Фактически это означает их выход из СНГ.

В итоге участники СНГ «разбегаются», переориентируясь на другие геополитические центры. Лишь ось Москва - Минск остается геополитически устойчивой: она скрепляет единство Евразии на пророссийском базисе и препятствует созданию БалтоПонтийского пояса. Россия явно идет по пути к утрате геополитической роли центра Евразии. Исходя из этого обстоятельства, многие западные исследователи уже полагают, что основные глобальные процессы определяются отношениями Америки, Европы и АзиатскоТихоокеанского региона (АТР).