2 нормативно правовое регулирование экономических отношений. Правовое регулирование экономических отношений андреева алиса гарниковна. Понятия экономики и экономических отношений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изучение правового регулирования экономических отношений

План

  • Введение
  • 1. Предмет и метод хозяйственного (предпринимательского) права
  • 2. Принципы хозяйственного (предпринимательского) права
  • 3. Источники хозяйственного (предпринимательского) права
  • 4. Хозяйственные правоотношения
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Предпринимательское право -- комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Сторонники концепции утверждают, что самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами. Во-первых, предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности. Во-вторых, помимо частной сферы существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. В-третьих, в современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Изучение правового регулирования экономических отношений и определили актуальность темы нашего исследования.

Цель нашего исследования - изучение правового регулирования экономических отношений.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить предмет, метод, принципы и источники хозяйственного (предпринимательского) права.

2. Дать характеристику хозяйственным правоотношениям.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение правового регулирования экономических отношений относится к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли.

Методы исследования - теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения правового регулирования экономических отношений.

Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.

1. Предмет и метод хозяйственного (предпринимательского) права

Предметом отрасли хозяйственного (предпринимательского) права являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Можно выделить три группы таких отношений:

1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т.п.);

2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, такие отношения складываются на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, саморегулируемых организаций);

3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.

Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения. Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования: метод рекомендаций (диспозитивный метод) при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения; метод обязательных предписаний (императивный метод) при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников; метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные методы применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии Метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

2. Принципы хозяйственного (предпринимательского) права

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

хозяйственный предпринимательский право

3. Источники хозяйственного (предпринимательского) права

Источники предпринимательского права -- это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой.

Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии. Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

Федеральные законы среди которых особое место занимают кодексы (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражный процессуальный, Уголовный и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности.

Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения;

б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ;

в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.

Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл. 8 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Локальные (корпоративные) правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью российской правовой системы. Международные договоры РФ, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, обладают большей юридической силой, нежели законы, устанавливающие иные нормы для предпринимательских отношений.

4. Хозяйственные правоотношения

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

а) абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности.

б) абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

в) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения.

г) неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др.

д) хозяйственные обязательства.

Заключение

Предметом отрасли хозяйственного (предпринимательского) права являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений. Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Принципы предпринимательского права -- это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ

Источники предпринимательского права -- это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; др.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Список литературы

1. Анохин В.С. Предпринимательское право. - М., 2009. - 243 с.

2. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес /Под ред. Ю.М. Осипова.- М., 2012. - 327 с.

3. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Алексеева С. С. - М., 2009. - 275 с.

4. Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. - М., 2010. - 276 с.

5. Гражданское право / Отв. ред. Е. А. Суханов. - М., 2011. - 286 с.

6. Правовое регулирование профессиональной деятельности: Учеб. /Под ред. А.С.Аракчеева и Д.С.Тузова. - М., 2012. - 286 с.

7. Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - М.: Мастерство, 2011. - 432 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 31.01.2014

    Основные принципы и условия ведения предпринимательской деятельности, выбор формы ее организации. Понятие законодательства о предпринимательской деятельности. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права. Порядок государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Предмет и метод предпринимательского права. Принципы регулирования хозяйственной деятельности. Субъекты российского предпринимательского права, его конституционные и отраслевые принципы. Факторы регулирования законности предпринимательской деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2016

    Сущность и содержание предпринимательской деятельности, определение ее роли и значения в современном обществе. Исследование правового института лицензирования предпринимательской деятельности на основе теории предпринимательского и гражданского права.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2014

    Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Основные понятия, виды и источники правового регулирования предпринимательской деятельности. Характеристика процедуры регистрации и особенности его лицензирования в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Специфика предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности, предпринимательского законодательства. Регулирование отношений, связанных с эмиссией ценных бумаг. Арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования споров.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Понятие, признаки, виды предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности. Оценка предпринимательского сектора Республики Беларусь и Гомельской области. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Общая характеристика предпринимательского права за рубежом. Предприятие как имущественный комплекс. Деление права на частное и публичное. Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Обеспечение рыночных условий для бизнеса.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Толкование статьи УК 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Виды, объект и субъект преступления, ответственность за их совершение. Проблемы нормативно-правового обеспечения свободы предпринимательской деятельности.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений составляют: Конституция РФ ст. 71 (управ­ление федеральной государственной собственностью; установ­ление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регу­лирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы; внешнеэкономические от­ношения РФ; определение статуса исключительной экономи­ческой зоны; официальный статистический и бухгалтерский

учет), ст. 72. (вопросы владения, пользования и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природополь­зование; координация внешнеэкономических связей), ст. 73, касающаяся предметов вне пределов ведения ст. ст. 71 и 72, субъекты РФ в сфере экономических отношений обладают всей полнотой государственной власти, ст. 114 Конституции РФ (полномочия Правительства РФ в сфере экономики) и другие статьи, касающиеся становления и развития экономики в стра­не, федеральный конституционный закон, принятый от 17.12. 1997 г. «О Правительстве РФ», многочисленные Федеральные законы, среди которых большое значение имеет принятый Федеральный закон от 11.06.2002 г. № 66-ФЗ «О ратифика­ции конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества». По-прежнему актуальным явля­ется оперативное правовое регулирование вопросов экономики указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами ФОИВ.

К основным нормативным актам, положившим начало ра­дикальным экономическим изменениям в стране, можно отне­сти: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. 1 ; «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 2 ; За­кон РСФСР (1991 г.) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. 3 в текущ. ред. от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ; Закон РСФСР «О защите прав потребителей» 07.02.1992 г. в ред. 09.01. 1996 г. № 2-ФЗ с изм. и доп. от 17.12. 1999 г.; «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 4 ; «О товарных биржах и биржевой торгов­ле (1995 г.)»; «О финансово-промышленных группах (1995 г.)»; «О сельскохозяйственной кооперации»(1995 г.); «О рынке цен­ных бумаг» (1995 г.); «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ в ред. 11.04. 2002 г. № 36-ФЗ; «О приватизации государ­ственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12. 2001 г. М178-ФЗ; «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ; «О государственном земельном кадастре» от 02.01. 2000 г.; «Земельный Кодекс РФ» от 25.10.2001 г.; « О введе-


2 ВВС РСФСР. 1992. Ks 28, ст. 1614.

3 ВВС РСФСР. 1991. № 28, ст. 959; 2001. № 21. ст. 2063.

4 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

нии в действие 3-й части ГК РФ» от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ; «Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 г. № 146 - ФЗ; «Об акционерном обществе» от 26.12.1995 г. № 208 - ФЗ в текущей ред. от 07.08.2002 г. № 120-ФЗ; указы Президента РФ «О мерах по обеспечению прав акционеров» от 27.10 1993 г. № 1769 с измен, и доп. от 31. 07.1995 г.; «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем» от 01.11.2001 г. № 1263; по­становления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого пред­принимательства в государствах-участниках СНГ»; «О государ­ственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» от 01.11.2001. № 758 и другие нормативно-пра­вовые акты, позволяющие государству правовыми методами регулировать экономические отношения во всех экономичес­ких отраслях и сферах.

В систему органов управления в сфере экономического регулирования можно включить следующие основные мини­стерства: министерство экономического развития и торговли; промышленности, науки и технологий; по атомной энергии; имущественных отношений; природных ресурсов; путей сооб­щения; транспорта; сельского хозяйства; энергетики; финан­сов; государственный комитет по антимонопольный полити­ке и поддержке предпринимательства; государственный коми­тет по строительству и жилищно-коммунального комплексу; федеральная служба земельного кадастра и др.

Центральным межотраслевым органом исполнительной вла­сти, осуществляющим государственное управление в сфере экономики, является Минэкономразвития России.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реа­лизацию государственной социальной-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, опреде­ление путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устой­чивое развитие России.

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области:

1) экспортного контроля, что очень важно в условиях «про­зрачных» границ;

2) контроля за проведением конкурсов на размещение за­казов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения;

3) лицензирования отдельных видов деятельности;

4) аккредитации представительств иностранных юридичес­ких лиц, осуществляющих деятельность в области ту­ризма, филиалов иностранных юридических лиц.

Министерство экономического развития и торговли РФ осу­ществляет свою исполнительную деятельность непосредствен­но и через свои территориальные органы - уполномоченных Министерства в субъектах и отдельных регионах России (да­лее именуются - уполномоченные) и управления Государствен­ной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей.

Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и представительств Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, их кадро­вое обеспечение и финансирование, а также совместно с Мини­стерством иностранных дел РФ - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение.

Министерство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ своих представителей в постоянные пред­ставительства России при международных организациях и осу­ществляет оперативное руководство деятельностью этих пред­ставителей.

Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, представительства Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, а также представители Министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях составляют структуру и штаты аппарата Министерства.

Основными задачами Министерства экономического разви­тия и торговли России являются:

1) разработка и проведение государственной политики, на­правленной на обеспечение устойчивого социально-эко­номического развития РФ;

2) разработка предложений по государственной внешнеэко­номической политике РФ и ее реализация, осуществле­ние государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности;

3) анализ экономического положения РФ и определение на его основе принципов и методов регулирования в соци­ально-экономической сфере;

4) разработка принципов, методов и форм реализации го­сударственной структурной и инвестиционной полити­ки в РФ;

5) экономическое обоснование федеральных государствен­ных нужд, в том числе расходов, связанных с обеспече­нием обороноспособности и государственной безопаснос­ти РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ в соответствии с возложенными на него задачами реализует ос­новные функции:

1) разрабатывает с участием заинтересованных федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов РФ государственные прогно­зы социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов России на основе анализа экономики России и тенденций ее социально-экономического развития ре­гулирования экономических процессов;

3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства РФ по социально-экономическому разви­тию страны, а также прогнозные и аналитические мате­риалы в этой области;

4) разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о совершенствовании законодатель­ства РФ по вопросам, отнесенным к ведению Министер­ства;

5) принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, де­нежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-та­рифной политики РФ и осуществляет иные функции.

Министерство экономического развития и торговли РФ для осуществления своих функций полномочно:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, юридических и физических лиц необходимые информацию и материалы;

2) издавать в установленном порядке в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты;

3) привлекать в установленном порядке экспертов, заклю­чать договоры с организациями и гражданами для вы­полнения работ в соответствии с компетенцией Мини­стерства;

4) вносить в установленном порядке в пределах своей ком­петенции предложения о кандидатурах представителей РФ в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

5) осуществлять в пределах своей компетенции совместно с Министерством иностранных дел РФ подбор кандида­тур на замещение должностей в международных торго­вых и экономических организациях;

6) осуществлять взаимодействовать в пределах своей ком­петенции с государственными, межгосударственными органами и организациями, в том числе ассоциациями и союзами, должностными и частными лицами как в РФ, так и за рубежом;

7) иметь в своем составе самостоятельный центральный шифровальный орган и ведомственную сеть специаль­ной связи и осуществляет иные полномочия.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время, в основном, действует децентрализованная си­стема органов в составе федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют проведение федеральных про­грамм в порученных им отраслях.

В субъектах РФ имеются соответствующие органы управ­ления экономическими отраслями.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений за прошедшие более чем 10 лет составляют многочисленные нормативно-правовые акты (вначале преобла­дающими были указы Президента РФ, потом уже эти отноше­ния закреплялись федеральными законами), существенно из­менившие экономические отношения в стране, которые затро­нули все сферы жизни, и, прежде всего, произошли радикаль­ные изменения в организационно-правовой сфере государствен­ного управления.

Вопрос государственного управления в Конституции РФ и Федеральных законах регламентирован в общих чертах, на­пример, (ст. 32 « граждане РФ имеют право участвовать в уп­равлении делами государства...» и пункт д) ст. 71 «управление федеральной собственностью» Конституции РФ, что, на наш взгляд, отрицательно сказалось на общей тенденции в сфере проведения экономической реформы, так как административ-

ное право только последние несколько лет начинает работать над разрешением этой колоссальной проблемы.

К основным правовым актам, радикально изменившим эко­номику нашей страны, следует отнести: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1 ; «О приватизации государственных и муниципальных предприя­тий в РСФСР» 2 ; федеральные законы: « О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» 3 ; «О естественных монополиях» 4 ; «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 5 ; «О несостоя­тельности (банкротстве) 6 ; «Об акционерном обществе» от 26.12. 1995 г. в текущей ред. 07.08.2001 г.; « О рынке ценных бу­маг» 7 ; ГК РФ 1, 2 и 3 часть принятая 26.11.2001 г. № 146 -ФЗ, особое значение для экономики имеют принятые феде­ральные законы: «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 02.01.2000 г.; «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101 - ФЗ; «Зе­мельный кодекс РФ» от 25.10. 2001 г. № 136-ФЗ и «О введе­нии в действие ФЗ «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, ГПК РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ и многие дру­гие нормативно-правовые акты, позволяющие государству пра­вовыми методами регулировать экономические отношения в во всех хозяйственных отраслях и сферах. 30.10.2002 г. при­нят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве)» и на его основании постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 855 «Об уполномоченном и регулирую­щем органе по делам о банкротстве и процедурах банкротства»

В последнее время принят ряд законов, которые закрепля­ют правовой статус ФОИВ. Например, федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности 8 ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 9 «Об основах иностранных инвестициях в РФ» 10 ; Федеральные законы «О защите прав юридических

1 ВВС РСФСР. 1990. № 30, ст. 418.

2 ВВС РСФСР. 1992. № 28, ст. 223.

3 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

4 СЗ РФ. 1995. № 34, ст. 3426.

5 СЗ РФ. 1995. № 25, ст. 2343.

6 СЗ РФ. 1998. № 2, ст. 223.

8 СЗ РФ, 1995, № 34, ст. 4326; № 25, ст. 2343; № 42, ст. 3929.

9 СЗ РФ. 1999. № 41. Ст. 1163.

лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении го­сударственного контроля (надзора) от 09.08. 2001 г. № 134 - ФЗ; «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ; «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полу­ченных преступным путем» от 07.08.2001 г. № 115 1 ; «О госу­дарственной регистрации юридических лиц» от 08.08. 2001 г.; «О некоторых мерах по укреплению юридических служб госу­дарственных органов» от 26.04. 2001 г. № 486, в ред. 24.01.2002 г. и др.

Особое значение для совершенствования экономических отношений имеет ФЗ «Об электронной цифровой подписи», принятый 10.01.2002 г., который внесет существенные изме­нения в регулирование экономических отношений.

Принятые законы, как правило, не имеют норм прямого действия и требуют принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. Наиболее высшую силу из всех подзаконных актов имеют указы Президента РФ. Например, указ Прези­дента РФ от 17 января 1997 г. № 12 «О приведении актов Президента РФ в соответствие с федеральными законами» 2 . Этим указом подтверждается подзаконная сила указов, что также отражено в Конституции РФ ст. 90 п, 3.

Подзаконное нормативно-правовое регламентирование су­щественно в регулировании экономических отношений, так как оно более оперативно принимается.

В роли подзаконного акта управления, например, выступа­ют постановление Правительства РФ от 22. 01. 1999 г. №92 «О Совете по проблемам реструктуризации и развития промыш­ленности при Правительстве РФ» и Положение о нем, поста­новление от 13.09. 1999 г. № 1039 «Вопросы о государствен­ном управлении акционерной компанией по транспорту нефти «Транснефть» и постановление от 23. 01. 1999 г. № 85 «О назначении представителей государства в органы управления в ОАО строительного комплекса» и другие нормативно-право­вые акты управления.

Большое значение в развитие экономики России имеет так­же правовое регулирование экономических отношений со стра­нами СНГ. В этой связи принят Федеральный закон от 8.07. 1996 г. № 90-ФЗ «О ратификации Соглашения о создании Меж­государственного экономического комитета Экономического

1 СЗ РФ. 2001. № 33, ст. 3418.

2 СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 367.

союза» 1 и ФЗ от 22.03.2001 г. № 27-ФЗ «О ратификации со­глашения между РФ и республикой Беларусь о введении еди­ной денежной единицы формирования единого эмиссионного центра союзного государства».

Учитывая важность проблемы международной экономичес­кой интеграции России, своевременным является принятый указ Президента РФ от 25. 10. 1999 г. № 1429 «О Межведом­ственной комиссии РФ по делам Совета Европы» 2 .

Однако в настоящее время по-прежнему актуальной пробле­мой является экономическое взаимодействие на уровне субъек­тов РФ. В связи с этим 17. 12.1999 г. приняты ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономи­ческого взаимодействия субъектов в РФ» 3 и от 4. 01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 4 . В субъектах РФ также имеются соответствую­щие органы управления экономическими отраслями.

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления в сфере экономики, достаточно велик. Представляет научный и практический ин­терес классификация этих правовых актов.

Классификация правовых актов может быть представлена по следующим критериям:

По юридической силе (Конституция РФ, конституции рес­публик, уставы субъектов федерации, законы, постанов­ления палат Федерального Собрания, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ);

По характеру влияния: а) непосредственно регулирую­щие, например, указ Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» (РГ от 17 мая 2000 г. № 867); б) косвенно влияющие, например ГК РФ регламентируя имущественные отношения, оказывает влияние на содержание организации управления эконо­микой;

В зависимости от принципа федерализма, который нахо­дит свое отражение в системе объема компетенции орга-

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 10(28).

2 СЗ РФ. 1999. № 44. Ст. 5297.

3 СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6286.

4 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

нов государственной власти России, и субъектов РФ в целом в конкретных сферах и отраслях.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания государственных и региональных аспектов в деятельности го­сударственных органов и органов местного самоуправления определены в Концепции государственной национальной по­литики РФ от 15 июня 1996 г. № 909, и «Основных положени­ях региональной политики в РФ», утвержденных указом Пре­зидента РФ от 3. 06. 1996 г № 803.

Добывающая и перерабатывающая промышленность всегда считалась особой сферой экономических интересов государства, так как промышленный комплекс призван обеспечивать раз­нообразные общественные и индивидуальные потребности в такой продукции. Отечественная промышленность во всех стра­нах является гарантом экономической независимости. Опыт нашей страны за последнее десятилетие, убедительный нега­тивный тому пример.

Наиболее важные вопросы регулирования экономических отношений решают органы законодательной и исполнитель­ной власти. Они осуществляют регулирование основных эко­номических отношений, обеспечивая при этом их фундамен­тальную правовую гарантию.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время действует, в основном, децентрализованная си­стема органов управления в составе федеральных органов ис­полнительной власти, которые осуществляют проведение фе­деральных программ в порученных им отраслях.

Особую роль играет промышленный комплекс. Он пред­ставляет собой важнейшую часть народного хозяйства стра­ны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Этот комплекс объединяет ряд групп и отраслей промышленнос­ти, которые, в свою очередь, подразделяются на объедине­ния, предприятия и организации. Здесь сосредоточен мощ­ный научно-технический и интеллектуальный потенциал стра­ны. Предназначение промышленного комплекса - обеспечи­вать народное хозяйство топливно-сырьевыми ресурсами, машинами, оборудованием и другими современными средства­ми производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Принципы хозяйственного права - его основополагающие начала - распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

    Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.

    Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

    Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.

    Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.

    Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

    Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

      1. 17. Формы регулирования экономических правоотношений.

      1. 18. Методы правового регулирования экономических отношений.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, л административном - в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.

К ним относятся:

    большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

    самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

    рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

    организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

    возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

    Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

    Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

    Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

"

Тема 12. Основы в правовом регулировании экономической деятельности

Правовое регулирование экономических отношений

Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификация. Диверсификация - разнообразие, разностороннее развитие форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Прямое экономическое регулирование использует многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики и др.

К административным формам относятся разнообразные меры рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.

Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы в сфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (права частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и другие природные ресурсы, свобода владения, пользования и распоряжения ими), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (см. комм. к ч. 3 ст. 62).


Осуществлению конституционного единства экономического пространства и, более того, государственной целостности России может препятствовать и недостаточно четкое и обоснованное разграничение государственной собственности, предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Это выражается в том, что, с одной стороны, федеральные органы стремятся забрать в свое ведение у субъектов РФ максимум ресурсов, передавая этим регионам свои обязанности без их достаточного обеспечения необходимыми ресурсами; подобным образом субъекты РФ иногда действуют по отношению к органам местного самоуправления. Нередко представители отдельных субъектов РФ утверждают, что наша "метрополия" ведет чуть ли не "колониальную" политику по отношению к тем или иным субъектам РФ. С другой стороны, власти этих субъектов РФ и местных самоуправлений иногда в ответ подвергаются обоснованной "центральной" критике со стороны органов власти РФ за неумение эффективно использовать все возможности для всестороннего социально-экономического развития своих регионов, городов и районов.

Экономическая роль правового, демократического, социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций.

1. Законодательное определение круга субъектов права на отдельные виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, иначе говоря - юридических правил, по которым осуществляется экономическая деятельность.

2. Поощрение, защита и охрана социально и экономически справедливых, целесообразных и законных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, регулирование цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах - и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении сложных трудовых, экологических, здравоохранительных и других социальных проблем.

3. Разграничение двух направлений деятельности органов публичной власти (т.е. государственной власти и местного самоуправления) - осуществления властных полномочий и характерной для предприятий хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда их объединение прямо и обоснованно допускается законом.


УДК 340(075) ББК 67я723

Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)

Аракчеев В. С, к. ю..н, доцент - гл. 5 (в соавторстве с В. И. Михалевым, В. А. Панкиным, Д. О. Тузовым); §§ 1-3 гл. 7 (в соавторстве с В. А. Панкиным, Д. О. Тузовым); гл. 8 (в соав­торстве с В. И. Михалевым, Д. О. Тузовым); гл. 9 (в соавторстве с Л. М. Артамоновым, Д. О. Тузовым); гл. гл. 10, 11 (в соавторстве с В. А. Панкиным, Д. О. Тузовым); гл. гл.12, 13; Артамонов Л. М, доцент - гл. 9 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, Д. О. Тузовым); Михалев В. И., ст. преподаватель - гл. 5 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, В. А. Панкиным, Д. О. Тузовым); гл. 6 (в соавторстве с Д. О. Тузовым); гл. 8 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, Д. О. Тузовым);

Панкин В. А., к. ю. н., доцент- гл. 5 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, В.И. Михалевым, Д. О. Тузовым); §§ 1-3 гл. 7, гл. гл. 10, 11 (в соавторстве В. С. Аракчеевым, Д. О. Тузовым); Симоненко А. В., ст. преподаватель - гл. 14 (в соавторстве с Д. О. Тузовым); Тузов Д. О., к. ю. н., доцент - гл. гл. 1-4; гл.5 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, В. И. Михалевым, В. А. Панкиным); гл.6 (в соавторстве с В. И. Михалевым); Щ 1-3 гл.7 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, В. А. Панкиным); § 4 гл. 7; гл. 8 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, В. И. Михалевым); гл.9 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, Л. М. Артамоновым); гл. гл.10, 11 (в соавторстве с В. С. Аракчеевым, В. А. Панкиным); гл. 14 (в соавторстве с А. В. Симоненко).

Рецензенты:

В.В. Ровный - зав. кафедрой гражданского права Юридического института Ир­кутского государственного университета, д. ю. н., профессор; Н.Д. Титов - судья Томского областного суда (гражданская коллегия) к. ю. н.

П68 Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник / под ред. Д. О. Тузова, В. С. Аракчеева - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. - 384 с. - (Серия «Профессиональное образование»),

Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, Примерной про­граммой учебной дисциплины и предназначен для студентов технику­мов и колледжей. При написании учебника использовано новейшее рос­сийское законодательство по состоянию на 1 января 2003 г.



УДК 340(075) ББК67я723

ISBN 5-8199-0056-1 (ФОРУМ) ISBN 5-16-001151-0 (ИНФРА-М)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник по курсу «Правовое обеспечение профессио­нальной деятельности» подготовлен с учетом требований второго поколения государственных образовательных стандартов средне­го профессионального образования и предназначен для студентов техникумов и колледжей, обучающихся по экономическим и тех­ническим специальностям. Его содержание полностью соответст­вует Примерной программе учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», впервые введен­ной в учебные планы учреждений среднего профессионального образования. Данный курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплины «Основы права».

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

О правовом положении субъектов правоотношений в сфере
профессиональной деятельности;

знать:

Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

Права и обязанности работников в сфере профессиональной

деятельности; уметь:

Защищать свои права в соответствии с действующим гражданским и трудовым законодательством.

Пособие состоит из трех разделов.

Право и экономика.

Труд и социальная защита.

Административное право.

В первом разделе рассматривается правовой статус субъек­тов предпринимательской деятельности - юридических лиц и граждан (индивидуальных предпринимателей), дается характерис­тика основным видам гражданско-правовых договоров и описы­вается порядок их заключения, раскрываются способы защиты гражданских прав. Второй раздел полностью посвящен рассмот­рению вопросов трудового права, третий - призван дать студен­там базовые знания по административному праву.


Весь нормативный материал в книге приводится с учетом последних изменений, произошедших в действующем законода­тельстве Российской Федерации.

Каждый раздел разбит на главы, в которых последовательно раскрываются основные положения курса. Для эффективного усвоения содержания главы и отдельных параграфов предлагаются контрольные вопросы. Книга снабжена схемами, помогающими лучше усвоить объемный теоретический материал.

В учебнике используются следующие сокращения:

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (до июля 1996 г. - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств) (СССР, РСФСР, РФ);

ВВС РФ (РСФСР, СССР) - Ведомости Верховного Совета РСФСР (СССР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (РСФСР, СССР);

САПП - Собрание актов Президента и Правительства РФ;

СЗ РФ- Собрание законодательства РФ;

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ;

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях;

НК РФ - Налоговый кодекс РФ;

ТК РФ - Трудовой кодекс РФ;

УК РФ - Уголовный кодекс РФ.


РАЗДЕЛ I. ПРАВО И ЭКОНОМИКА

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Право призвано регулировать отношения между людьми. Но эти отношения - они называются общественными, или социальными , - настолько многообразны, что их невозможно перечислить даже приблизительно. Среди них есть и такие, которые не поддаются правовому регулированию или не допускают юридической регламентации по морально-этическим соображениям (например, дружеские, интимные отношения), а также такие, в регулировании которых государство просто не заинтересовано. Поэтому не все социальные отношения составляют предмет правового регулирования.

К числу общественных отношений, представляющих несо­мненный интерес для государства и традиционно регулируемых правом, относятся производственные (экономические) отно­шения, т. е. отношения между людьми, складывающиеся в про­цессе производства тех или иных благ, в том числе материальных, и движения произведенного продукта от производителя к потреби­телю. Из данного определения следует, что производственными являются отношения, не только непосредственно связанные с про­изводством товаров или иных благ (изготовлением вещей, выпол­нением работ, оказанием услуг), но и возникающие в сфере рас­пределения этих благ и их обмена (транспорт, торговля и т. д.) 1 . Совокупность производственных (экономических) отношений, складывающихся в обществе (в стране, в регионе, в отдельной организации), называется экономикой.

Экономические отношения весьма разнообразны. Прежде всего, они различаются в зависимости от предмета производст­венной деятельности, т. е. от той отрасли экономики, в которой данная деятельность осуществляется. Так, можно выделить про­изводственные отношения в сфере промышленности, сельского

_____________________

1 Иногда под производственными понимаются не все экономические отноше­ния, а только те, которые непосредственно связаны с производством экономичес­ких благ (но не с их распределением и обменом). В настоящем учебнике термины «производственные отношения» и «экономические отношения» используются как равнозначные.


6

хозяйства, строительства, транспорта, торговли, бытового обслу­живания и т. д. Но в рамках каждой отрасли сама производствен­ная деятельность далеко не однородна с точки зрения ее характера, оснований, принципов осуществления. В связи с этим в системе экономических отношений следует различать отношения в сфере предпринимательской деятельности и отношения наемного труда 1 .

Необходимо заметить, что данное деление производствен­ных отношений характерно лишь для рыночной экономики, т. е. экономической системы, основанной на признании и всемерной охране права частной собственности и свободы предпринима­тельства. Вне свободного рынка, обеспеченного частной собст­венностью на средства производства, предпринимательская дея­тельность невозможна.

Наша страна отказалась от господствовавшей в советское время плановой экономики, почти всецело основанной на госу­дарственной собственности и административно-командных мето­дах управления 2 . И хотя современная экономика России еще не может быть названа рыночной в истинном смысле этого слова, весьма существенные шаги в данном направлении сделаны. Со­зданы экономические предпосылки и правовая база для предпри­нимательства, и оно развивается достаточно интенсивно, так же как и отношения по применению наемного труда 3 .

1 Это, конечно, не исчерпывающая классификация производственных отноше­ний и производственной деятельности. Например, труд членов производственного кооператива не является ни наемным, ни предпринимательским. Вместе с тем именно предпринимательство и наемный труд представляют собой важнейшие типы производственной деятельности, в связи с чем являются основанием для классификации соответствующих экономических отношений.

2 Суть плановой экономики состояла в том, что предприятиям в централизован­
ном порядке предписывалось, что они должны производить, у кого им следует по­
купать сырье и оборудование, кому продавать готовую продукцию и т. д. и т. п. При
этом цены и другие условия взаимоотношений предприятий также устанавлива-­
лись государством. За нарушение плановых заданий на хозяйствующих субъектов
налагались штрафы. К чему все это привело, хорошо известно. Даже в относительно
стабильные периоды своего развития плановая экономика достигала высоких
результатов лишь в некоторых отраслях хозяйства.

3 Обратим внимание, что трудовое законодательство, несмотря на современные
тенденции, избегает употребления термина «наемный труд». Наемным считается
труд, условия применения и оплата которого определяются по свободному согла-­
шению работника, который по своему усмотрению «продает» свои способности, и
работодателя, который также свободно оценивает их. При этом государство лишь
устанавливает определенные гарантии для более слабой стороны этих отношений -
работника. Именно это и характерно для современного российского трудового права.


Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 7

Что же представляют собой предпринимательская деятельность и наемный труд? 3акон дает следующее их определение.

Предпринимательская деятельность -

это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользо­вания имуществом, продажи товаров, выполнения работ или ока­зания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в уста­новленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Наемный труд - это выполнение работником по заданию работодателя за плату трудовой функции (т. е. работы по опреде­ленной специальности, квалификации или должности) с подчине­нием правилам внутреннего трудового распорядка, действую­щим у работодателя, при обеспечении последним надлежащих условий труда в соответствии с нормами трудового права (ст. 15 ТКРФ).

Чтобы составить более полное представление о предпринимательской деятельности,

необходимо отдельно рассмотреть все ее
признаки, нашедшие закрепление в приведенном выше легальном определении. Для

лучшего же их понимания, учитывая, что предпринимательская деятельность, как правило, основана на труде предпринимателя, целесообразно сравнить эти признаки с признаками другого вида производственных отношений - отношений наемного труда."

Необходимыми признаками предпринимательской деятель­ности, как следует из приведенного выше определения, являются:

1) самостоятельность;

3)рисковый характер.

Рассмотрим каждый из этих признаков в отдельности.

Самостоятельность предпринимательской деятельности проявляется в ее:

организационной независимости. В отли­чие от наемного работника, который обязан подчиняться установ­ленному работодателем внутреннему трудовому распорядку, т. е. следовать распоряжениям работодателя, соблюдать режим рабо­чего времени и времени отдыха, выполнять нормы труда и т. д.,

1 Предметом самостоятельного анализа данные отношения будут в следующем разделе настоящего учебника.


8 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

предприниматель в сфере своего хозяйства не имеет над собой никакой другой власти, кроме своей собственной. Он сам себе «хозяин», сам решает, что и когда ему делать, какую продукцию производить и каким образом ее реализовать. В этом отношении предприниматель не зависит ни от государственных органов, ни от каких-либо иных лиц. Никто не вправе диктовать и навязывать ему свою волю. Но в то же время никто и не обязан содействовать предпринимателю в его деятельности: предоставлять ему работу, создавать нормальные условия труда и т. п. Забота обо всем этом лежит на самом предпринимателе. Иное дело - наемный работник: работодатель обязан обеспечить его работой, а также всем необходимым для ее выполнения (инструментами, материа­лами, рабочим местом), создав при этом надлежащие условия труда, отвечающие нормам трудового законодательства;

инициативности. Инициативность - обратная сторона неза­висимости. Оба эти признака предполагают друг друга и не могут существовать порознь. В русском языке слово «предпринимать», от которого и произошло название рассматриваемой деятельнос­ти, означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело 1 . Будучи независимым в своей хозяйственной деятельности от кого бы то ни было, предприниматель сам, по собственной инициативе, определяет, ее направления и средства осуществления;

самообеспеченности (экономической независимости). Орга­низационная независимость и инициативность возможны только при условии независимости экономической, которую дает предприни­мателю обладание средствами производства - землей, производст­венными помещениями, машинами, оборудованием, транспортом, сырьем и т. д. Указанные средства производства" могут принадле­жать предпринимателю на праве собственности или ином праве, предполагающем их самостоятельное использование (например, на праве аренды). Наемный же работник средствами производства не обладает - либо потому, что не имеет достаточных средств для их приобретения, либо просто из-за нежелания. Поэтому, чтобы полу­чать необходимый для удовлетворения своих потребностей доход, он нанимается на работу к предпринимателю - обладателю средств производства, который предоставляет ему указанные средства, но не для самостоятельного использования, а для осуществления с их помо­щью подчиненного, т. е. зависимого от воли работодателя, труда.

_________________________

1 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3. М., 1990. С. 388.


Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 9

Таким образом, наемный труд, в отличие от предпринима­тельской деятельности, является трудом несамостоятельным, подчиненным воле собственника или иного обладателя средств производства. В этом смысле наемный работник, хотя и получает за свой труд заработную плату, работает не на себя, а на работо­дателя. Так, гражданин, имеющий право управлять транспортным средством, может заниматься в качестве предпринимательской деятельности частным извозом, если у него есть собственный автобус или необходимые для его приобретения средства. В про­тивном случае он нанимается к собственнику или арендатору автобуса в качестве водителя и осуществляет ту же самую дея­тельность (перевозку пассажиров) не самостоятельно, а от имени работодателя и под его контролем, за заранее установленную

заработную плату.

Главной целью предпринимательской дея-

тельности является получение такого дохода, который бы превышал произведенные в связи с осуществлением этой деятельности расходы (издержки производства, или се­бестоимость). В самом общем виде сумма разницы между полу­ченным доходом и издержками производства и составляет при­быль. Например, чтобы изготовить и продать стол, предпринима­тель затрачивает: 1,5 тыс. руб. на приобретение материалов, 300 руб. на оплату труда столяра и 200 руб. на электроэнергию, до­ставку товара к месту продажи, оплату труда наемного продавца и др. (в общей сумме 2 тыс. руб.). Следовательно, чтобы получить прибыль от продажи этого стола, предприниматель должен про­дать его по цене, превышающей 2 тыс. руб. В противном случае у него возникнет убыток. Если, к примеру, предприниматель про­даст стол за 3 тыс. руб., его прибыль составит 1 тыс. руб., а если вследствие отсутствия спроса на такие изделия ему удастся про­дать стол только за 1 тыс. руб., то, соответственно, 1 тыс. руб. со­ставит уже убыток 1 .

Казалось бы, признак направленности на получение прибыли существенно не отличает предпринимательскую деятельность от наемного труда. Работник так же, как и предприниматель, трудится с целью получения дохода, оплаты своего труда, которая

___________________________

1 Следует, однако, учитывать, что прибыль или убыток рассчитываются, как правило, за определенный период, причем от всех продаж в целом. Поэтому убы­ток от продажи одного товара покрывается прибылью от продажи других товаров или наоборот.


10

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

в зависимости от специальности и квалификации работника может быть очень высокой, а иногда даже превышать доход среднего предпринимателя. Тем не менее заработок наемного работника, каким бы высоким он ни был, не может рассматриваться в качестве прибыли. Прибыль - это разница между доходом и издержками на его получение, или, иными словами, прибавочная стоимость. Ра­ботник же никаких издержек не несет, не производит никаких собственных материальных затрат. Он просто «продает» свой труд по сложившейся на рынке цене или по цене, установленной государством (для работников бюджетной сферы). В первом слу­чае стоимость труда, который в условиях рыночной экономики яв­ляется товаром, всецело определяется спросом на него. Поэтому работники с низкой квалификацией, которых достаточно много, не могут рассчитывать на высокую зарплату. Перепроизводство специалистов в какой-то одной области приводит к такому же ре­зультату. Напротив, высококвалифицированные работники или работники редких специальностей пользуются спросом и, следо­вательно, могут претендовать на повышенную оплату своего труда. Но каков бы ни был размер заработной платы, он, как правило, от­ражает реальную, рыночную стоимость затрачиваемых работни­ком трудовых усилий (конечно, если при установлении размера оплаты труда не было дискриминации по признакам, не связан­ным с деловыми качествами работника, такими как пол, раса, на­циональность, место жительства и др.). Таким образом, отдавая свой труд работодателю, наемный работник получает за это опре­деленный договором денежный эквивалент - заработную плату. Поскольку при этом работник не производит никаких материаль­ных затрат, у него просто не может быть ни прибыли, ни убытка.

Но вернемся к предпринимательской деятельности. Согласно приведенному выше легальному определению она должна быть направлена на получение прибыли. Это значит, что для квалифи­кации деятельности в качестве предпринимательской не обяза­тельно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность воли лица на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или нет -имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.

Далее, чтобы считаться предпринимательской, деятель­ность должна быть направлена не просто на получение, а на сис­тематическое получение прибыли, т. е. осуществляться в виде промысла, в качестве более или менее постоянного источника


Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 11

дохода предпринимателя. Поэтому не будет предприниматель­ской деятельность, направленная на разовое получение прибыли, хотя бы и в очень крупном размере (например, выгодная продажа гражданином принадлежащих ему акций или квартиры).

Обратим внимание, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ пред­принимательской является деятельность, направленная на систе­матическое получение прибыли от пользования имуществом, про­дажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В этом опре­делении ничего не сказано о производстве товаров. Означает ли это, что такая деятельность не может считаться предпринима­тельской? Разумеется, нет. Дело в том, что от одного только про­изводства товара прибыль получить нельзя. Товар нужно также продать. Именно поэтому в легальном определении предпринима­тельской деятельности говорится о получении прибыли от продажи товаров, а не от их производства. Но если товар производится на продажу, т. е. с целью получения прибыли, такая деятельность, конечно же, является предпринимательской.

Рисковый характер

Третий признак, содержащийся в легальном
определении предпринимательской деятельности, состоит в том, что последняя осу­ществляется предпринимателем на свой риск. В силу различных
обстоятельств, не зависящих от воли предпринимателя (изменение
рыночной конъюнктуры, падение курса национальной валюты, бан­кротство партнеров, исчезновение с рынка необходимых для веде­ния предпринимательской деятельности товаров, военные действия,
правительственные меры, ограничивающие экономический обо­
рот, и т. д. и т. п.), его коммерческие расчеты могут не оправдать­ся, и он в лучшем случае не получит запланированной прибыли,
а в худшем - разорится вследствие понесенных убытков. Бремя
таких неблагоприятных последствий лежит на самом предприни­мателе, а возможность их наступления составляет его риск 1 .

На иных принципах построена деятельность наемного ра­ботника. При условии добросовестного выполнения своих трудовых

__________________________________________

1 Возможность страхования предпринимательских рисков на основании догово­ров со страховыми организациями, предусмотренная действующим законодатель­ством, не означает, что в случае заключения предпринимателем такого договора его деятельность утрачивает элемент риска. Во-первых, объектом страхования яв­ляется вполне конкретный предпринимательский риск, связанный с конкретной операцией, а не вся предпринимательская деятельность в целом. Во-вторых, дого­вор страхования всегда заключается на определенную сумму, и только в пределах этой суммы предпринимателю, если риск оправдается, будет выплачено страхо­вое возмещение. Однако заранее предугадать, какие убытки могут последовать от неудавшегося предприятия, возможно далеко не всегда.


12 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

обязанностей он вправе претендовать на оплату труда, хотя бы произведенная им продукция оказалась невостребованной и не была реализована. Даже в случае невыполнения работником сво­их трудовых обязанностей, простоя, изготовления брака, если это произошло не по его вине, за ним сохраняется заработная плата -полностью или в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) (ст. 155-157 ТК РФ).

Несмотря на все отмеченные различия между предприни­мательством и наемным трудом, оба эти вида производственной деятельности тесно между собой связаны. И дело здесь не только в их общей направленности на изготовление товаров, выполнение работ или оказание услуг. Производство редко осуществляется непосредственно силами самого предпринимателя. Так называе­мая «индивидуальная трудовая деятельность» характерна в основ­ном для малого бизнеса. Чаще всего предприниматель привлека­ет в сферу своего производства наемный труд. В этом случае несамостоятельный (подчиненный) труд наемных работников в совокупности рассматривается как самостоятельная деятель­ность самого предпринимателя, т. е. как предпринимательская деятельность.

Значение государственной регистрации

В определении предпринимательской деятельности, содержащемся в ст. 2 ГК РФ, указан еще один признак - осуществление этой

деятельности лицом, зарегистрированным в

качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Вряд ли, однако, этот признак характеризует са­му предпринимательскую деятельность; скорее он относится к правовому статусу ее субъекта, к его официальному признанию в качестве предпринимателя. Действительно, лицо, намереваю­щееся самостоятельно, на свой риск, осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (т. е. предпринимательскую деятельность), должно зарегистрировать­ся в качестве предпринимателя, иначе его деятельность будет незаконной. Вместе с тем отсутствие государственной регистра­ции не может повлиять на предпринимательский характер самой деятельности, и осуществляющий ее гражданин не вправе ссы­латься в отношении заключенных им сделок на то, что он не явля­ется предпринимателем. К таким сделкам будут применяться нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (см. п. 4 ст. 23 ГК РФ).


Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 13

Любое государство заинтересованно в надлежащем экономическом развитии своей страны. При этом независимо от государственной экономической политики и применяемых методов управления экономикой уни­версальным регулятором производственных отношений всегда остается право. Это в равной мере относится и к плановой, и к рыночной экономике; другое дело, что в первом и во втором случае способы правового воздействия существенно различаются, о чем еще будет сказано далее.

Характер правового регулирования зависит и от конкретного вида регулируемых экономических отношений. Так, трудовые отно­шения с начала XX в. традиционно регулируются в России трудовым правом, основным источником которого является Трудовой кодекс (ранее - Кодекс законов о труде). В условиях рыночной экономики в трудовом праве появляется все больше диспозитивных начал, все большей становится свобода сторон трудового договора - работода­теля и работника - в определении их взаимных прав и обязанностей. Иными словами, на первый план выдвигается договорное регулирова­ние трудовых отношений. Несмотря на это, главная цель правового воздействия на трудовые отношения остается прежней - защитить интересы работника от возможных злоупотреблений со стороны его экономически более сильного контрагента - работодателя. Этой це­лью предопределяется и характер правового регулирования трудо­вых отношений, который в основных своих чертах, несмотря на мно­гие нововведения недавно принятого ТК РФ, не изменился.

Сложнее обстоит дело с предпринимательской деятельнос­тью, осуществление которой возможно лишь в условиях рынка. Надо сказать, что право призвано регулировать только те общест­венные отношения, которые в конкретный период в конкретном обществе считаются социально-полезными и признаются госу­дарством. Отношения общественно-вредные право не регулирует и не защищает. Оно только наказывает их участников, предусмат­ривая составы соответствующих правонарушений и устанавливая санкции за совершение последних. В нашей стране предпринима­тельская деятельность поощрялась не всегда. Долгое время она была запрещена государством, а занятие ею считалось уголовным преступлением и строго наказывалось 1 . Это вполне объяснимо

___________________________

1 В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. содержались составы таких преступле­ний, как частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредниче­ство (ст. 1S3), а также спекуляция (ст. 154). За эти преступления предусматрива­лось наказание вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества.


14 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

с позиций советского права, обеспечивавшего социалистическую систему хозяйства, основными принципами которой были госу­дарственная собственность на средства производства и плановое регулирование производственной деятельности с его администра­тивно-командными методами. Только во второй половине 80-х гг. закон впервые, в весьма ограниченных пределах разрешил граж­данам заниматься предпринимательской деятельностью, основан­ной на их личном труде, которая получила название индивидуальной трудовой деятельности. В настоящее время государство не только признаёт право граждан и частных организаций заниматься пред­принимательской деятельностью, в том числе с привлечением на­емного труда, но и всячески стимулирует и поощряет ее. Почему это происходит? Ведь цель предпринимательства - получение прибыли. Какую же пользу приносит оно обществу, являясь сред­ством обогащения отдельных частных лиц?

Дело в том, что необходимым условием успеха, а значит, и прибыльности любого бизнеса является его конкурентоспособность.Поскольку одним и тем же видом дея­тельности могут заниматься многие субъекты предприниматель­ства, это приводит к тому, что предложениесоответствующих то­варов (работ, услуг) на рынке постепенно выравнивается со спро­сомна них. Вследствие этого падают цены: чтобы продать товар, предприниматели вынуждены снижать их. Когда производство данного товара становится невыгодным, происходит отток пред­принимателей из данной сферы экономической деятельности и перераспределение их личной энергии и капиталов в другую, еще не так насыщенную товарами (работами, услугами) сферу. Возможен и другой путь. Посредством рационализации и удешев­ления производства, использования менее дорогого сырья и рабо­чей силы предприниматель добивается того, что его издержки на изготовление того же самого товара снижаются. В результате он получает возможность продавать свой товар по более низкой цене, чем другие предприниматели, но иметь от этого прежнюю или даже большую прибыль. Или наоборот: предприниматель за счет ис­пользования передовых технологий, новых материалов и т. п. повы­шает качество производимого им товара по сравнению с другими аналогичными товарами и тем самым обеспечивает повышенный на него спрос. А с повышением спроса увеличиваются и цены, а значит, и прибыль, что служит основным стимулом дальнейшего повышения качества производимого товара. Из приведенных примеров, иллюстрирующих общеизвестный экономический закон -закон спроса и предложения, видно, что в предпринимательской деятельности с ее инициативой, свободной конкуренцией и стрем­лением к прибыли заложен важнейший механизм саморегуляции рыночной экономики.


Глава 1. Правовое регулирование экономических отношений 15

Таким образом, в современном обществе предприниматель­ская деятельность не является одним только средством личного обогащения предпринимателей, «погоней за прибылью». Подоб­ное понимание было бы весьма упрощенным, односторонним и да­леким от истины. Предпринимательская деятельность является необходимым условием непрерывного экономического развития, насыщения рынка необходимыми населению товарами, научно-технического прогресса, наконец, упрочения позиций государства в целом на международной арене.

Кроме того, налогообложение предпринимательской дея­тельности приносит немалый доход государству, которое затем перераспределяет полученные средства на социальные нужды, выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и т. д. Поэтому решение указанных, а также многих других важных экономичес­ких и социальных задач возможно лишь при условии правильного подхода к регулированию предпринимательской деятельности.

В системе российского права отсутствует
отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений.

Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, администра­тивного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».Это не означает, разумеется, что пе­ред нами самостоятельная правовая отрасль, существующая наряду с правом гражданским, административным и т. п. Данная совокуп­ность состоит из неоднородных норм, относящихся к разным отрас­лям права, причем как частного, так и публичного. Но поскольку эти нормы регулируют относительно обособленную группу обществен­ных отношений - отношений в сфере предпринимательской деятель­ности, их иногда целесообразно рассматривать в едином комплексе, который и носит название предпринимательского права.

16 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Таким образом, предпринимательское право - это сово­купность норм различных отраслей российского права, регулиру­ющих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Особо важное значение в таком регулировании имеют кон­ституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конститу­ции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предприниматель­ская правоспособность граждан 1 . Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).

И все же основная роль в регулировании предприниматель­ства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущест­венном обороте, регулируются отношения собственности и дого­ворные отношения. Нормы административного права устанавли­вают порядок государственной регистрации субъектов предпри­нимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпри­нимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частноправового регулирования предпринима­тельской деятельности, а административное - публично-правового.

Ведущая роль в механ