КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние вредных факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена
Введение
лечебный риск здоровье персонал
Актуальность предложенной темы исследования «Влияние факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена», на наш взгляд, совершенно очевидна и продиктована, с одной стороны, жизненной потребностью в самоактуализации, с другой стороны, потребностью снизить уровень профессиональных заболеваний у медицинских работников среднего звена.
Известно, что медицинский работник, вне зависимости от его специализации и компетентности, в течение всей его профессиональной деятельности, подвергается действию огромного множества факторов риска. Влияние этих факторов, к сожалению, непрерывно и не предотвратимо, но в современную организацию здравоохранения вводятся все более новые инновации, направленные на снижение пагубного влияния факторов риска, которые оказывают деструктивное воздействие, как на психологическое, так и на физическое благополучие медицинского работника.
Цель теоритического и практического исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у МРСЗ.
Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье среднего медицинского персонала
Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений
Задачи исследования:
Провести практическое исследование
Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал разных отделений
Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал
Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты
Анализ полученных результатов.
Методы исследования - аналитический обзор первоисточников, тестирование, опрос.
Предполагаемая значимость работы заключаетсяв установлении факта влияния вредных факторов на развитие заболеваний у медицинских работников среднего звена.
В ходе работы мы планируем посетить подразделения различных лечебно-профилактических учреждений и выявить факторы риска, характерные для определенных отделений, а также факторы риска, которым подвержен каждый медицинский работник.
В процессе исследовательской деятельности, мы сделаем акцент на такие группы медицинского персонала, как:
?Работники Станции переливания крови
?Работники Онкологического диспансера
?Работники инфекционных отделений и центра СПИД
?Работники Детской инфекционной больницы
?Работники Кожно-венерологического диспансера
?Работники Противотуберкулёзного диспансера
?Работники реанимационных отделений
1. Теоретическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена
Вредные и опасные условия труда среднего медперсонала связаны, прежде всего, с прямым контактом с инфекционными агентами, неблагоприятным воздействием на организм лекарственных препаратов, химически агрессивных веществ и стрессовым воздействием на нервную систему.
В процессе работы медицинским сестрам приходится постоянно контактировать с целым комплексом фармацевтических агентов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья представительниц данной профессии. Лекарства попадают на кожу, в виде аэрозолей и паров нередко оказываются в зоне дыхания медсестры, вызывая различные заболевания профессионального характера, а так же бесплодие, выкидыши и аномалии развития плода.
Кроме того, в условиях нехватки персонала в больницах и поликлиниках медицинские сестры часто подрабатывают санитарками. В этом случае они неизбежно контактируют с такими вредными факторами, как хлорамин, перекись водорода, аммиак и другими веществами, способными вызывать отравления, различные заболевания органов дыхания, в том числе и аллергического характера.
Вредные условия труда в здравоохранении подразумевают наличие стрессовых факторов. Врачи и медицинские сестры постоянно общаются с тяжелобольными пациентами, видят их страдания, являются свидетелями смертельных случаев. Это вызывает хроническое эмоциональное напряжение, депрессии, тяжелые неврозы.
Состояние здоровья сестринского персонала неизбежно отражается на качестве оказания профессиональной помощи населению.
1.1 Факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ
Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:
) физические факторы риска;
) химические факторы риска;
) биологические факторы риска;
) психологические факторы риска.
Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:
) физическое взаимодействие с пациентом;
) воздействие высоких и низких температур;
) действие различных видов излучений;
Физическое взаимодействие с пациентом.
В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.
Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.
Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.
В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:
сверхвысокочастотные;
ультрафиолетовые и инфракрасные;
магнитные и электромагнитные;
световые и лазерные.
Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.
В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.
Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.
Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.
Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.
Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры
К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом
Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.
Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.
В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Психоэмоциональное напряжение.
Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.
Стресс и нервное истощение.
Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:
физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);
эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;
психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность
2. Практическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена
Цель исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у медицинских работников среднего звена.
Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье медицинского работника среднего звена.
Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений.
Исходя из цели практического исследования, определены задачи:
.Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал различных структурных подразделений
.Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал
.Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты
Методы исследования - тестирование, опрос.
Базой исследования явились группы штатных сотрудников различных функциональных подразделений лечебных учреждений города в количестве 174 человека.
2.1 Процедура и методики исследования
Описание, бланки и ключи методик исследования представлены в приложении (Прил. 1)
В исследовании приняли участие 174 человека в возрасте от 20 до 70 лет.
Таблица 1. Сводная таблица по стажу работы
РеципиентыСт аж работыДо 5 лет5-10 лет10-15 летБолее 15 летКоличество32783628%18,644,820,616,0
Согласно плану исследования на первом этапе были разработаны анкетные опросники, с последующим проведением практического исследования.
На втором этапе полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу.
2.2 Анализ результатов исследования
Исследование началось с работников станции переливания крови .
Проведя исследование, мы выяснили, что в Камчатской станции переливания крови для сотрудников созданы все условия, предусматривающие практически стопроцентную защиту медицинского работника от заражения заболеваний, специфических для данной профессии. Было обследовано 22 сотрудника станции переливания крови. Исходя из результатов опроса, нами было выявлено, что работники станции, следуя инструкции по ТБ на протяжении всей профессиональной деятельности не сталкивались со случаем возникновения аварии с биологическими материалами.
Большинство опрошенных оценили свои условия труда как удовлетворительные, степень тяжести как среднюю.
Но угрозу для сотрудника представляет не только контакт с кровью, но и эмоциональное напряжение. Поэтому вторым этапом исследования медицинских работников стало определение степени развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Результаты показали, что некоторые сотрудники имеют СЭВ в начальной стадии.
Результаты исследования:
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0,2%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0,01%
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0,5%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 1,9%
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 1,6%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 2,6%
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 2%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3,5%
Следующим подразделением стало инфекционное отделение Камчатской Краевой больницы .
В ходе исследования методом анкетирования было выявлено, что каждый сотрудник инфекционного отделения сталкивался с аварийной ситуацией на работе с биоматериалами, но этому способствовало не халатное отношение к работе, а большое психоэмоциональное напряжение (Прил. 2).
Результаты исследования:
Работники, имеющие стаж работы до 5 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами -8%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -10%
Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами -10%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -15%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3%
Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 12%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 25%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 5%
Работники, имеющие стаж работы более 15 лет
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0%
Так же было проведено исследование в онкологическом диспансере . Соблюдение правил техники безопасности сотрудниками этого подразделения помогло свести случаи аварий практически к минимуму. У большинства сотрудников выявлен синдром эмоционального выгорания в фазе прогрессирования. Некоторые сотрудники в процессе своей профессиональной деятельности приобрели хронические заболевания, но как показало исследование, это не связанно с их спецификой работы (Прил. 2).
Результаты исследований:
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -70%
Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами -1%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 85%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 4%
Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 5%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -97%
vПриобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 7%
Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 2%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 100%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%
Следующим подразделением, принявшим участие в исследовании, стал кожно-венерологический диспансер . Старшая медицинская сестра кожно-венерологического диспансера рассказала нам, что действительно каждый медицинский работник подвержен множеству факторов риска. Из них она выделила самые приоритетные:
риск инфицирования
Обработав полученные данные, мы пришли к выводу, что у сотрудников кожно-венерологического диспансера, имеющих небольшой стаж работы в данном учреждении преобладает страх передачи заболеваний от пациентов, чего не скажешь о более опытных сотрудниках. Большинство работников вполне удовлетворены существующими средствами индивидуальной защиты.
Результаты исследований:
Работники, имеющие саж работы до 5 лет.
vСтрах передачи заболеваний о пациентов -95%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -1%
Работники, имеющие стаж работы более 6 лет.
vСтрах передачи заболеваний о пациентов -10%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -6%
Большой интерес с нашей стороны был проявлен к сотрудникам детской инфекционной больницы . Ведь кто как ни они ежедневно сталкиваются с огромным множеством трудностей. Работая с детьми, они не могут получить информацию о состоянии пациента в полной мере. Проведя исследование и опросив работников детской инфекционной больницы, мы пришли к выводу, что работа с инфекционно-больными детьми, несет в себе тяжелейшую эмоциональную нагрузку. Эта работа требует максимального сосредоточения и ответственности.
Результаты опроса показали: сотрудники детской инфекционной больницы в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию. Средства индивидуальной и массовой защиты свели случаи аварий с биоматериалами к минимуму.
На основании полученных данных мы также выяснили, что стрессовые ситуации, возникающие в работе с таким контингентом пациентов, приводят к развитию таких заболеваний как:
Артериальная гипертензия
Ишемическая болезнь сердца
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Из всего этого списка у сотрудников данного учреждения преобладает артериальная гипертензия.
Результаты исследований:
Работники, имеющие саж работы до 5 лет.
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -7%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности -0%
vРаботники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -13%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%
Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами -0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 15%
vПриобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 25%
Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 10%
vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 57%
Основной проблемой сотрудников противотуберкулёзного диспансера является обсемененность отделения микобактериями туберкулёза. Итог исследования показал, что современные средства индивидуальной защиты вполне удовлетворяют сотрудников противотуберкулёзного диспансера. Соблюдение правил техники безопасности практически полностью оградили сотрудников противотуберкулёзного диспансера от случаев аварий с биожидкостями. Некоторые из сот рудников, имеющих относительно длительный стаж работы, имеют синдром эмоционального выгорания в начальной стадии.
Результаты исследований:
Работники, имеющие саж работы до 5 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 7%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -0%
vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 90%
Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -8%
vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты -100%
Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами -0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 12%
Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.
vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%
vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -16%
vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 100%
Последним подразделением, которое мы посетили стали реанимационные отделения .
Результаты опроса показали, что преобладающим фактором риска в реанимационном отделении является хроническая усталость и постоянное эмоциональное напряжение.
Результаты исследований:
Работники, имеющие саж работы до 5 лет.
vРаспространённость хронической усталости- 16%
Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.
vРаспространённость хронической усталости -29%
Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.
vРаспространённость хронической усталости - 32%
Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.
vРаспространённость хронической усталости - 86%
Заключение
Цель, задачи практического исследования влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена достигнуты и решены:
Выводы:
·На основе обзора первоисточников определено понятие «вредные факторы»
·Провели практическое исследование сотрудников различных функциональных подразделений.
·Проанализировали результаты и сделали выводы:
oСнизив психоэмоциональную нагрузку можно улучшить качество работы, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций и заражения медицинского работника профессиональными заболеваниями.
oЗначимому изменения психологической картины мед. работника способствуют:
§Высокая смертность пациентов;
§Страдания пациентов;
§Увеличившийся за последнее за последнее время «молодой» контингент пациентов;
§«Мрачный» психологический микроклимат в отделении;
§Тяжелая психо-эмоциональная нагрузка при выполнении манипуляций с пациентами;
§Постоянный контакт с неизлечимо больными пациентами и оказание паллиативной помощи;
oСотрудники онкологического диспансера в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию
В ходе практического исследования появилась необходимость расширить его границы и охватить дополнительные отделения.
Практическая значимость работы состоит в том, что проведена индивидуальная работа с сотрудниками отделений, установлены факторы риска развития профессиональных заболеваний.
Таким образом, сделанный нами вывод указывает на особую роль профилактики влияния вредных факторов на возникновение и развитие профессиональных заболеваний средних медицинских работников.
В связи с этим нами были разработаны следующие практические рекомендации.
oС целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:
) четкое знание своих служебных обязанностей;
) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;
) понимание важности и значимости своей профессии;
) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;
) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;
) рациональное питание;
) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.
oПри работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.
oДля снижения риска возникновения аварийных ситуаций с биоматериалами при работе следует строго придерживаться ОСT 42.21.2.85
oСовместно с научным руководителем была разработана памятка, содержащая информацию о способах борьбы психоэмоциональным перенапряжением.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря
г., №49, ст. 4916.
АртамоноваВ.Г.Профессиональные болезни: Учебник/ АртамоноваВ.Г, МухинН.А. - М.: Медицина, 2004.
МаловВ.А.Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебник. - М.: Академия, 2007.
МарченкоД.В.Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:
1) физические факторы риска;
2) химические факторы риска;
3) биологические факторы риска;
4) психологические факторы риска.
Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:
1) физическое взаимодействие с пациентом;
2) воздействие высоких и низких температур;
3) действие различных видов излучений;
Физическое взаимодействие с пациентом.
В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.
Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.
Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.
В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:
* сверхвысокочастотные;
* ультрафиолетовые и инфракрасные;
* магнитные и электромагнитные;
* световые и лазерные.
Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.
В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.
Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.
Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.
Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.
Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры
К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом
Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.
Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.
В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Психоэмоциональное напряжение.
Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.
Стресс и нервное истощение.
Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:
* физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);
* эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;
* психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность
Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы про-156
фессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:
1) физические;
2) химические;
3) биологические;
4) психологические.
Физические факторы риска. К этим факторам относятся:
Физическое взаимодействие с пациентом;
Воздействие высоких и низких температур;
Действие различных видов излучений;
Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.
Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.
Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:
1) одежда должна быть свободной;
2) обувь должна плотно облегать ногу, подошва - минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не более 4 - 5 см;
3) нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увеличением угла наклона возрастает в 10 - 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 - 200 кг;
4) при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;
5) нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда
держат прямо;
6) если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое положение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;
7) если нужно помочь больному, лежащему в кровати, например передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальнему краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;
8) ноги ставят на ширине плеч, стопы - параллельно друг другу;
9) если поднятый груз необходимо сместить в сторону, поворачиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, сохраняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;
10) следует всегда искать возможность облегчить нагрузку:
пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться,
оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;
11) необходимо использовать специальные приспособления для
облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги,
подъемники для больных и т.п.
Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.
Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.
Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить индивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источником излучения все манипуляции нужно выполнять по возможности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сестры является противопоказанием для подобного рода услуг.
В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:
Сверхвысокочастотные;
Ультрафиолетовые и инфракрасные;
Магнитные и электромагнитные;
Световые и лазерные.
Для профилактики их повреждающего действия на человеческий организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.
Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью.
При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.
1. Технические средства защиты от короткого замыкания (автоматические или пробочные предохранители) в электросети должны находиться в исправном состоянии. Категорически запрещается использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).
2. Перед использованием электроприбора нужно изучить инструкцию по его эксплуатации.
3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состоянии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осуществлять только специалисты.
4. Следует применять только заземленное оборудование.
5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих элементов электросети.
6. Элементы электросети, электрооборудование и электроприборы можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.
7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использованием убеждаются в их целостности.
8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сначала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штепсель, потянув за шнур.
9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с
непроводящими электрический ток полами. Их не следует экс
плуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или
на открытом воздухе.
10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну
розетку несколько электроприборов.
Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал подвергается воздействию разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.
Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.
Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздействия токсичных веществ.
1. Следует получить полное представление о применяемых препаратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения.
2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы. 3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвиниловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химическими веществами.
3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.
4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.
5. Не следует применять препараты местного действия незащищенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.
6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.
7. При несчастных случаях, если препарат попал:
В глаза - немедленно промывают их большим количеством холодной воды;
Рот - сразу же промывают его водой;
На кожу - его немедленно смывают;
Одежду - ее меняют.
Биологические факторы риска. К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциштьно инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противо-инфекционной защиты и соблюдения правил техники безопас-160
ности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.
В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:
1) сведение к минимуму возможности заноса инфекции;
2) исключение внутригоспитальных заражений;
3) исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.
Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ,
Следует помнить следующие основные моменты, способствующие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпиде-миологического режима:
Сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;
Около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мылом;
Следует ежедневно принимать после окончания работы с больным гигиенический душ;
Даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;
Оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна использовать индивидуальные средства защиты согласно действующим правилам;
Убирать помещение, где находится больной, следует в рези- * новых перчатках;
Ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;
Прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. его необходимо вымыть так же, как и руки;
Если у пациента имеется инфекционное заболевание, передающееся воздушным путем, необходимо работать в маске; <
В О Д Н О Й маске нельзя работать более 4 ч, если соблюдать молчание, и более 1 ч, если приходится говорить в маске:
При оправлении постели больного не следует взбивать подушки и встряхивать простыни - это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней микробов и вирусов;
Пищу принимают в специально отведенном помещении и обязательно снимают при этом рабочую спецодежду (халат);
При уходе за больным с инфекционным заболеванием, например туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, необходимо делать профилактические прививки.
Психологические факторы риска. В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом ta больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.
Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:
Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);
Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;
Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения Необходимо как можно раньше.
С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на Следующие принципы:
1) четкое з н а н и е своих служебных обязанностей;
2) планироа анИ е своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;
3) понимание важности и значимости своей профессии;
4) оптимизм _ умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;
5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;
6) рациональное питание;
7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.
Синдром прс*ф есС1Ю нального выгорания. Это сложный психологический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.
Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально насыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.
Профессиональное выгорание - это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хронического стресса, выз иаН ного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания повышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если работа является убежищем от остальных сторон жизни и профессиональная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.
В и н а перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.
С т ы д за то ч что результат работы не такой, как хотелось.
О б и д а на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской Пестры.
С т р а х тог 0 , что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут Не понять коллеги и пациенты.
Синдром профессионального выгорания - это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые и м е ю т существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека. Выгорание является очень индивидуальным пропессом, по-163
HOMV 1- с симптомы появляются неодновременно и с разной степенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопреде-
|.МНОГО чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.
Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаимоотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании работы она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами медицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угрозы распада семьи.
Выгорание - это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессионального выгорания.
На первой стадии выгорания человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание.
Для второй стадии выгорания у медицинской сестры может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.
Заключительная, третья стадия (полное выгорание), которая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным отвращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляемой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосредоточиться.
Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касается не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою профессиональную деятельность, также подвержены этому синдро-
му. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеализированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожиданий и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными реальными достижениями.
Профилактика развития синдрома профессионального выгорания достигается использованием методов мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тренировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим приемам желательно проводить под руководством специалиста-психолога в кабинете психологической разгрузки.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Л It I о | 1-1
И.Х.Аббясов; СИ.Двойников; I I Карл i/ В.Коннова
С.Н.Лавровский; Л.А.Шншарвва н и Смирнов
14- и с н ю н Iы
зам. директора но
История развития сестринского дела в России
На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в XI в., когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища-кельи. Так, в 1070 г. в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня (
Особенности философии сестринского дела
Философия (от греч.ркИ- любовь, зорЫа - мудрость; в более точном понимании - стремление к истине) как система обобщенных и целостных представлений о мире является самой древней наук
Этические принципы сестринского дела
Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом - это опреде
Типы медицинских сестер
Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.
Сестра-рутинер (робот).
Сущность общения
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
Общение - это многогранный и
Структура и уровни общения
Структура общения.В общении выделяют три взаимосвязанные стороны.
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, пере
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующее движение
Трактовка
Необходимое действие
Подъем головы и взгляд вверх
Влияние различных факторов на процесс общения
Существенно улучшить и оптимизировать свои.отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аггракция, эмпатия и рефлексия.
Аттр
Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения
В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное с
Рекомендации по общению с пациентом
Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и
Обучение как функция сестринского дела
Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оце
Мотивации обучения
3)передаче знаний пациенту;
4) выработке умений у пациента;
5) формировании у пациента устойчивых навыков.
Кроме того, медицинская с
Задачи и сферы обучения всестринском деле
Задачами обучения являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение, как пра
Условия эффективного обучения
Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребно
Принципы обучения пациентов и членов их семей
Обучение пациента и/или ею близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит
Основные положения и эволюция моделей сестринского дела
Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей
Добавочно-дополняющая модель В.Хендерсон
Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сест
Модель сестринского ухода Н.Роупер
Н. Роупер в 1976 г. предложила модель сестринского ухода. Так же, как и В.Хендерсон, она использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям.
Пациент.Расс
Модель дефицита самоухода Д. Орэм
Д.Орэм придаст большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность
Модель, направленная на изменение поведения пациента (модель Д.Джонсон)
В отличие от В.Хендерсон и Н.Роупер Д.Джонсон (1968) предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не н
Адаптационная модель К. Рой
Пациент.Адаптационная (эволюнионно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуаль-81
ных и социальных особенностей. Согласно этой
Модель, направленная на укрепление здоровья (модель М.Аллен)
М.Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ориентированы больше на здоро
Общая характеристика сестринского процесса
В конце 1940-х гг. американский ученый Э.Деминг, которого часто называют отцом японского экономического чуда, разработал собственный вариант теории управления качеством любого технологического про
Задачи медицинской сестры и пациента при их взаимодействии
Задачи пациента
Задачи медицинской сестры
1. Создаватьатмосферу доверия
2. Способствовать сохранению и разви
Сестринское обследование
Цель сестринского обследования - это выявление нарушенных потребностей пациента. Оно заключается в сборе информации о состоянии его здоровья, личности больного, образе жизни и отражении полученны
Определение проблем пациента
На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет проблемы пациента. Этот этап также может называться
с е с т р и н с к и м диаг
Планирование сестринского вмешательства
На третьем этапе сестринского процесса медицинская сестра составляет план сестринского ухода за пациентом с мотивацией своих действий. Обобщенная модель плана ухода представлена на рис. 8.5.
Проблема пациента
Существующая Потенцшольная
№
Реализация плана сестринского вмешательства. Виды вмешательств
Целью этапа реализации плана является выполнение медицинской сестрой действий и их документирование. Для этого медицинская сестра использует все типы вмешательств, представленных на рис. 8.6. Она
Оценка эффективности ухода. Коррекция плана сестринского вмешательства
R соответствии с концепцией непрерывного улучшения качества Деминга основной задачей пятого этапа сестринского процесса является оценка качества рсатизованного плана ухода за пациентом и при необ
В настоящее время ВБИ являются одной из основных причин тболеваемости и смертности госпитализированных больных. Присоединение ВБИ к основному заболеванию нередко сводит на нет результаты лечения,
Профилактика внутрибольничной инфекции
Профилактические меры при ВБИ делятся на четыре группы.
Мероприятия, направленные на создание системы эпидемиологического надзора.Непрерывно действующая система эпидемио
Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи
В данной группе выделяют три вида мероприятии.
Архитектурно-планировочные мероприятия в соответствии с С а н Пи Н 51-79-S0 « С а н и т а р н ы е правила устройства, оборудования, эк
Персонала
С кровью и другими жидкими средами организма больного (слюна, моча, желчь) передаются вирусы гепатита В, иммунодефицита человека и другие инфекционные агенты. Все эти пато-кчшые микроорганизмы мог
Дезинфекция изделий медицинского назначения
Метод дезинфекции
Дезинфицирующий агент
Режим
Назначение
Условие проведения
Оборудование
Центральное стерилизационное отделение. Общая характеристика стерилизации
Центральное стерилизационное отделение ЛПУ предназначено для стерилизации операционного белья после его обработки и праЧечИОЙ-, перевязочного материала из аптечного склада, хирургических инструме
Предстерилизационная очистка
Предстерилизационной очистке должны подвергаться все изделия с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений, а также лекарственных препаратов. Разъемные изделия подвергают предсте
Последовательность проведения предстерилизационной очистки ручным способом
Процесс
Режим
Оборудование
Температура раствори, "С
Время, мин
Приготовление моющих растворов для предстерилизационной очистки
Компонент
Количество для приготовления I л моюшего раствора
Использование
Моющее средство «Биолот» Вода
Методы стерилизации
Воздушный метод.Воздушный метод стерилизации (в сухожа-ровом шкафу) рекомендуется применять для сухих изделий из металла, стекла и силиконовой резины. Стерилизацию проводят в упако
Лечебно-охранительный режим лечебно-профилактических учреждений
Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, психического покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении. Это комплек
Подготовка кперемещению пациента
Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений больного, а так
Перемещения пациента в постели
Перемещение пациента в постели осуществляется поэтапно.
1. Медицинская сестра оценивает способность пациента к участию в процедуре, а именно: его подвижность, мышечную силу, адекватную ре
Транспортировка пациента с кровати на стул, со стула, на инвалидную коляску
Поднятие с помощьюплеча. Способ применяется для передвижения пациента, который в состоянии сидеть.
Стул или сиденье для судна располагают близко к кровати. Помогают пацие
Перемещения во время купания и ходьбы
Поднимание из ванны.Поднимают пациента из ванны вручную только в экстренных случаях, если ему становится плохо, он теряет способность двигаться или при других обстоятельствах. Из-з
Правила транспортировки больных
Вид транспортировки больного определяет врач. Больные в удовлетворительном состоянии передвигаются самостоятельно в сопровождении медицинского работника. В ряде случаев целесообразно доставлять бо
Положения пациента в постели
При высоком риске развития пролежней, гипостатической пневмонии, спастичности, контрактур необходимо часто менять положение пациента в кровати. После некоторых операций, диагностических процедур
Факторы риска для пациентов
Пациент ЛПУ - это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненно
Порядок получения, хранения, учета, списания и распределения лекарственных средств
Медикаментозная терапия является одним из важнейших лечебных мероприятий. От того насколько умело и грамотно медицинская сестра вводит назначенные пациенту лекарственные средства, во многом зави
Пути и техника введения лекарственных средств
Медикаментозная терапия является важнейшей составной частью лечебного процесса. Лекарственные средства оказывают на организм общее (резорбтивное) и местное действие. Их вводят в организм человека
Пространство
Пространство
Рис. 16.1. Пути введения лекарственных средств
Техника выполнения. 1. Придают пациенту удобное положение
(усаживают или укладывают).
2. Медицинская сестра моет рук
Собирание шприцев. Набирание лекарств
Собирание шприцев многократного применения. Цель. Парентеральное введение лекарств.
Показания. Подготовка к выполнению инъекции.
Противопоказани
Виды инъекций. Венепункции
Подкожная инъекция.Цель. Введение лекарств, минуя ЖКТ.
Показания. Введение небольших объемов лекарственных средств; введение масляных растворов; выполнение п
Осложнения лекарственной терапии и тактика медицинской сестры. Анафилактический шок
Постинъекционные осложнения могут быть местными и общими.
Местные осложнения. Инфильтрат - это реактивное размножение клеток ткани вокруг места механической травмы в результате п
Приемник
в
8. Убрать судно нужно одновременно с клеенкой и. прикрыв его краем клеенки, отправить в санитарную комнату. Там судно освобождают от выделений, промывают проточной водой, дезинфи
Катетеризация мочевого пузыря
Катетеризация у женщин. Катетеризацией называется введение катетера в мочевой пузырь. Для нее можно использовать катетеры многократного (из резины и металла) и однократного применения (из пол
Зондовые манипуляции: желудочное и дуоденальное зондирование
К зондовым манипуляциям относится желудочное и дуоденальное зондирование. Многие пациенты плохо переносят введения зонда. Причиной этого являются кашлевой и рвотный рефлексы. В большинстве случаев
Исследования кала
Взятие кала для копролотическото исследования.Цель. Определение переваривающей способности ЖКТ.
Показания. Заболевания ЖКТ.
Оснащение. Пузыр
Исследования мокроты
Взятие мокроты для исследования на общий анализ.Цель. Изучение состава мокроты.
Показания. Заболевания бронхолегочного аппарата.
Противо
Исследования мочи
Взятие мочи на общий анализ.Цель. Изучение состава мочи.
Показания. Как правило, проводится всем пациентам, поступившим на стационарное лечение.
Исследования микрофлоры
Взятие мазка из зева.Цель. Определение микрофлоры зева.
Показания. Воспалительные заболевания зева.
Оснащение. Стерильный шпатель; стерильная
Рентгенологические исследования
Методы исследования структуры и функций органов человека нри помощи спепиальной аппаратуры называют инструментальными. Они применяются с целью врачебной диагностики. Ко многим из них пациента необ
Эндоскопические исследования
Подготовка к ректороманоскопии.Цель. Целью исследования является осмотр слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишки для выявления воспаления, изъязвлений, новообразований.
Участие медицинской сестры в проведении манипуляций
Участие медицинской сестры в плевральной пункции. Цель. Получение плевральной жидкости с лечебной или диагностической целью.
Показания. Скопление жидкости в плевральной поло
Сердечно-легочная реанимация вне реанимационного отделения
В проведении сердечно-легочной реанимации фактор времени играет первостепенную роль: при ее немедленном начале успешное оживление достигает 80 - 90%, а при задержке 5 мин падает до 10-20%.
Восстановление проходимости дыхательных путей (Airway)
Причинами механического нарушения проходимости верхних дыхательных путей являются западснис языка к задней стенке глотки при бессознательном состоянии (кома); скопление крови, слизи или рвотных мас
Восстановление дыхания (Breathe)
Если после восстановления проходимости дыхательных путей спонтанное дыхание не восстановилось, приступают к ИВЛ, которая проводится экспираторным методом (изо рта в рот или изо рта в нос).
Сестринский уход за тяжело больным пациентом в стационаре и на дому
В связи с увеличением числа больных хроническими заболеваниями (патологией сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушениями функции опорно-двигательного аппарата), изменением демографич
Сестринское вмешательство на различных стадиях горя пациента
Стадия
Сестринское вмешательство
Отрицание
Выяснение своих чувств по отношению к смерти, так как личное н
Паллиативная помощь
В настоящее время достаточно большое количество пациентов имеет неизлечимую или терминальную стадию заболевания, поэтому становится актуальным вопрос об оказании таким пациентам соответствующей п
Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного пациента
Потребность
Сестринская помощь
В питании
Разнообразие меню с учетом пожелания пациента и предписанной вра
Защитная одежда и порядок ее применения
Противочумный костюм и комплект индивидуальной защиты «Квари обеспечивают защиту медперсонала от заражения возбудителями чумы, оспы обезьян, натуральной оспы, контагиозных вирусных геморрат ческ
Последовательность надевания противочумного костюма 1-го типа
Пижама (комбинезон) - куртка заправляется под брюки;
носки (чулки), закрывающие свободный край брюк;
резиновые сапоги;
фонендоскоп;
косынка большая (ка
Последовательностьснятия противочумного костюма 1-го типа
Перед снятием противочумного костюма руки в перчатках погружают на 3 - 5 мин в дезинфицирующий раствор (3 % раствор хлорамина при карантинных инфекциях), затем ватой, обильно смоченной соответств
Карта сестринского ухода
ФИО пациента
Отделение
Палата
Дата
Проблемы
Планируемые
действия (мероприятия)
Цель
(
Расчет нормальной массы тела в зависимости от роста и типа телосложения
Мужчины
Женщины
Рост, см
Масса тела, кг
Рост, см
Масса тела, кг
Зондирование
Глава 25. Лабораторные методы исследования
25.1. Исследования кала
25.2. Исследования мокроты
25.3. Исследования мочи
25.4. Исследования микрофл
Среди почти 40 тыс. существующих в настоящее время профессий особую социальную нишу занимают более 4 миллиона медицинских работников. Труд медиков принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, а в отдельных случаях – и большими физическими нагрузками и выносливостью. К медицинским работникам предъявляют повышенные требования, включающие объем оперативной и долговременной памяти, внимание, высокую трудоспособность в экстремальных условиях.
Результат деятельности медицинских работников – здоровье пациентов – во многом определяется условиями труда и состоянием здоровья сотрудников. По роду деятельности на среднего и младшего медицинского работника, провизора и фармацевта воздействует комплекс факторов физической, химической, биологической природы. Медики испытывают высокое нервно-эмоциональное напряжение. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности медицинский работник подвергается функциональному перенапряжению отдельных органов и систем организма (от функционального перенапряжения опорно-двигательного аппарата до перенапряжения органа зрения).
Статистика профессиональных заболеваний медицинских работников позволяет оценить распространенность определенных патологических состояний:
Воздействие биологических факторов – 63,6%;
Аллергозы (вследствие воздействия антибиотиков, ферментов, витаминов, формальдегида, хлорамина, латекса, моющих средств) – 22,6%;
Заболевания токсико-химической этиологии – 10%;
Перенапряжение отдельных органов и систем организма – 3%;
Воздействие физических факторов (шума, ультразвука, рентгеновского излучения) – 0,5%;
Новообразования – 0,25%.
К основным факторам риска для медицинского персонала и пациентов относятся:
Воздействие токсичных веществ
Воздействие облучений
Стрессовые ситуации
Риск травматизма
Риск инфицирования
Эти факторы являются общими как для пациентов, так и для медицинского персонала. Но специфика профессиональных обязанностей медицинских работников подразумевает наличие и ряда других факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека.
Факторы риска в работе медицинской сестры:
Перемещение тяжестей
Загрязнение атмосферного воздуха
Воздействие шума
Некачественное водоснабжение
Контакт с отходами
Нарушение санитарных правил и инструкций
Воздействие токсических веществ
Воздействие ионизирующей радиации
Воздействие канцерогенных веществ
Обслуживание большого количества пациентов
Отсутствие комнат психологической разгрузки.
ТОКСИЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
В лечебных учреждениях сестринский персонал подвергается воздействию различных групп токсичных веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, дезинфицирующих и моющих средствах, перчатках. В организм они попадают в виде пыли или паров различными путями. Самое частое проявление их негативного влияния – «профессиональный дерматит ».
Ведущими неблагоприятными факторами условий труда процедурных и постовых медицинских сестер ЛПУ является постоянный контакт их с лекарственными средствами, среди которых преобладают антибактериальные препараты, витамины группы “В”, анальгетики и др. Очень часто наблюдается связь загрязнения воздуха и кожных покровов у среднего медицинского персонала, уровень которого зависит от способа введения больным медикаментов и от проводимых манипуляций, предусматривающих выполнение инъекций и вливаний (приготовление растворов лекарственных препаратов, заполнение шприцев, капельниц, а также способов обработки инструментария). Наибольшую потенциальную опасность для здоровья медицинских сестер представляет работа в ингаляционных и процедурных кабинетах, где применяются высокоактивные медикаменты. Поступление аэрозолей, медикаментов или продуктов их распада в воздух происходит при проведении инъекций, вливаний, аэрозольных ингаляций, а также при мытье и стерилизации медицинского инвентаря, загрязненного лекарствами. Например, во время процедуры “сбрасывания” лекарственного раствора и пузырьков воздуха из шприца через инъекционную иглу в зоне дыхания медицинской сестры образуются полидисперсные аэрозоли с размерами частиц от 0,1 до 0,25 мкм, а содержание антибиотика в воздухе процедурной при многократных манипуляциях может превышать ПДК.
Длительный профессиональный контакт с различными лекарственными веществами, чаще всего с антибиотиками, может привести к профессиональной патологии. Клинически это проявляется изменениями со стороны кожных покровов, внутренних органов и нервной системы. Кожные проявления отличаются большимразнообразиием и регистрируются в виде дерматитов, экземы, крапивницы и др. Изменения со стороны внутренних органов выражаются в астматических бронхитах и бронхиальной астме, хронических колитах, миокардитах и др. Патология нервной системы проявляется вегето-сосудистой дистонией, полиневралгией. В основе профессиональной патологии у медицинских сестер лежит, прежде всего, аллергическое действие лекарственных веществ, особенно антибиотиков. Последние вызывают нарушение иммунитета, что способствует развитию дисбактериоза и иной патологии.
К веществам, вызывающим дерматит относятся:
Первичные раздражители: хлорсодержащие, фенолсодержащиедезинфектанты;
Сенсибилизаторы: антибиотики, бактерицидное мыло;
Фотосенсибилизаторы: УФО, солнце.
Первичные раздражители способны вызвать дерматит на участке контакта, а сенсибилизаторы и фотосенсибилизаторы вызывают развитие аллергического дерматита, склонного к хроническому течению и генерализации процесса.
Заболевания и симптомы, связанные с воздействием некоторых токсичных химических препаратов:
Профессиональный дерматит
Головные боли
Раздражительность
Тошнота и рвота
Головокружение
Першение в горле
Сухость в носу
Усталость
Нарушение сна
Бронхолегочные заболевания
Обострение астмы, экземы
Нарушение репродуктивной функции
Болезни почек
Онкологические заболевания.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ:
1. Замена препаратов на менее токсичные.
2. Замена методов химической дезинфекции методами физической.
3. Использование средств защиты, с целью уменьшения контакта с токсичными веществами.
4. Замена резиновых перчаток на силиконовые или полихлорвиниловые.
5. Приготовление дезрастворов с соблюдением всех требований по технике безопасности.
7. Тщательный уход за кожей, особенно при получении ран и ссадин. Использование специальных кремов.
8. При контакте препаратов с кожей и слизистыми соблюдать все требования по технике безопасности.
До 5% медицинских сестер сенсибилизируются после контакта с антибиотиками.
Антигистаминные препараты вызывают кожную реакцию. Антибиотики обладают тератогенным воздействием. Отрицательным влиянием обладают и цитостатики. При работе с лекарственными препаратами необходимо соблюдать определенные требования:
Мыть руки до и после работы с лекарственными препаратами;
Накладывать водонепроницаемые повязки на раны и ссадины;
Исключить прямой контакт с препаратами местного действия;
Широко использовать шпатели и печатки;
Не прикасаться к таблеткам;
При необходимости использовать защитные очки, маску и перчатки;
Не разбрызгивать растворы в воздух;
Немедленно смывать разбрызганный или рассыпанный препарат холодной водой.
Анестезирующие газы также оказывают негативное воздействие, особенно на репродуктивную функцию, могут вызвать развитие заболеваний печени, ЦНС, онкологические заболевания.
У женщин – снижается способность забеременеть, увеличивается число самопроизвольных абортов и выкидышей, преждевременных родов. Могут быть причиной врожденных дефектов развития плода.
У мужчин – снижается активность сперматозоидов, они становятся неполноценными, также возможна врожденная патология у младенцев.
Известно канцерогенное действие газов. Поражение костного мозга, головные боли, раздражительность, утомляемость и другие общие симптомы.
Помните, что пациент после операции выдыхает анестезирующие газы 10 суток, поэтому не наклоняйтесь близко к лицу пациента. Беременные медсестры не должны допускаться к уходу за послеоперационными больными.