Экономическая роль государства. Закрытая экономика - что это такое? Модель закрытой экономики

Современная рыночная экономика не может существовать полноценно сама по себе. В той или иной степени рыночные экономики разных стран регулируются государством. В результате формируются не столько рыночные экономики, сколько смешанные. Государства влияют на экономику с целью уменьшения негативных проявлений рынка.

Масштаб влияния государства на экономику - вопрос спорный, во многом определяемый национальными особенностями страны, путем и этапом ее экономического развития.

Считается, что рынок - это саморегулирующаяся система. Во многом свои экономические функции он способен выполнять без какого-либо регулирования из вне. Однако нередко рынок приводит к таким негативным социальным проявлениям как рост цен, безработица, перепроизводство, монополизация рынка и др. Поэтому государство должно влиять так, чтобы обеспечить необходимые условия функционирования рынка и при этом регулировать рынок, чтобы он не нарушал социальную стабильность и защиту национальных интересов.

Обычно государство ставит перед рынком общенациональную цель развития. В остальном ему дается свобода, и рынок функционирует по своим законам. Однако, что это за общенациональная цель, преследуя которую государство осуществляет влияние на рынок? Целью является достижение благосостояния, которое определяется как потребление населением товаров и услуг. В результате государство влияет на рынок так, чтобы рос национальный доход, промышленность, возрастали производительность труда и жизненный уровень, производимые в стране товары были конкурентоспособными.

Достижение благосостояния - это общая цель для рынка. Далее государство ее конкретизирует. Так целями могут быть обеспечение высокой занятости и экономического роста, укрепление собственной денежной единицы на международном рынке и др.

Во влиянии государства на экономику существует своеобразный парадокс. Государство не может поставить перед экономикой одновременно две цели: экономический рост и стабилизация цен. Обе одновременно не могут быть достигнуты. Это связано с тем, что в условиях экономического роста почти всегда растут и цены. Если же начать контролировать цены, то снизится производство, так как оно станет менее прибыльным.

И всё же в большинстве стран разрабатываются комплексные меры влияния на экономику. Обычно эти меры включают политику, направленную на экономический рост, предупреждение кризисов, изменение отраслевой структуры экономики, выравнивание уровней развития регионов, привлечение инвестиций в страну, сдерживание инфляции, увеличение занятости населения, уменьшение дифференциации доходов.

Следует отметить, что в XX веке влияние государства на экономику усилилось.

Кроме того что государство контролирует рынок, оно еще и участвует в нем в качестве собственника. Доля государственной собственности в некоторых развитых странах превышает 50% в основном капитале.

Также государство влияет на экономику так, чтобы происходило развитие сферы общественных благ, то есть товаров и услуг, которые предоставляются всем гражданам страны, обычно бесплатно. В первую очередь к ним относятся здравоохранение и образование. Предоставление общественных благ связано со сбором налогов.

национальный экономика государственный

В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным - выполнять определенные функции. Они непосредственным образом корректируются в зависимости от возникающих в национальной экономике проблем, связанных с несовершенством рыночных механизмов - неспособностью рынка к саморегуляции по определенным направлениям.

Государство включает в область своей деятельности создание механизмов, обеспечивающих равные условия для конкурентной борьбы, и искусственным образом ограничивает монополизацию рынка. По причине того, что рыночные механизмы не способны на необходимом уровне реализовать все потребности общества, оно непосредственно занято производством в необходимом количестве общественных благ.

Потребность в участии государства в национальной экономике объясняется и тем, что она не способна к социально справедливому распределению доходов - национального богатства. Вместе с заботой о социально незащищенной части населения в его прямые обязанности входит финансирование фундаментальных научно-технических разработок - только государство обладает достаточными ресурсами для этого. Так как рынок труда функционирует только на основании рыночных механизмов, насущна необходимость в его государственном регулировании в целях минимизации объемов безработицы.

Активное участие государства в формировании рыночных механизмов находится в прямом взаимодействии с установлением и поддержанием политических, правовых, социальных принципов общества.

Классическими функциями, которые реализует государство в национальной экономике , являются:

  • 1) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Государство является единственным субъектом в национальной экономике, который обладает достаточными ресурсами и правами, необходимыми для установления правового поля, регулирующего хозяйственную деятельность, свода законов, которые определяют правила поведения хозяйствующих субъектов. Регулирование монополизма является одной из основных областей деятельности государства, которая осуществляется для того, чтобы создать конкурентные условия ценообразования и хозяйственной деятельности, а в конечном счете чтобы население получало блага по минимально возможной цене и максимально высокого качества. Оно реализуется в двух основных направлениях. Во-первых, создает нормативно-правовую базу деятельности монополистов, в тех отраслях, где только такая форма хозяйственной деятельности способна обеспечить эффективное воспроизводство. Во-вторых, запрещает деятельность монопольных образований в тех отраслях, для которых подобный режим не способен обеспечить эффективного воспроизводства;
  • 2) формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства. Для этого оно использует, например, кредитные, денежные, бюджетные и налоговые методы, позволяющие существенно снизить уровень безработицы, поддержать стабильный уровень национальной валюты и цен, преодолеть спад объемов производства и сгладить инфляцию;
  • 3) искусственное распределение и перераспределение ресурсов - национального богатства. Для этого оно искусственно изымает из национальной экономики часть ресурсов и направляет их на производство общественных благ, например научно-технические разработки, здравоохранение, образование, армию, создание транспортных и коммуникационных структур;
  • 4) создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей (например, в форме прямой помощи малоимущим, пособий по безработице, инвалидности, старости). Тем самым оно предотвращает возможность возникновения голода и, как следствие, социальной напряженности и взрывов.

Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики они существенным образом отличаются от классических функций. Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от тех, которые реализуют другие экономически развитые государства. Одна из основных их особенностей состоит в том, что изменение существовавшего ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых. В результате сложилась ситуация, при которой государство отказалось от прежних своих функций, одновременно не взяв на себя новые, более соответствующие реалиям рыночной экономики. По сути, государство устранилось от управления экономикой.

В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:

  • 1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования - минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;
  • 2) перераспределяет ресурсы - национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;
  • 3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;
  • 4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;
  • 5) создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.

Стабилизация национальной экономики приводит к необходимости пересмотра реализуемых государственных функций. Изменение состояния национальной экономики должно происходить одновременно с трансформацией государства, а в противном случае возможно возникновение серьезных проблем, когда государство не способствует развитию национальной экономики, а препятствует ему.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что в целях обеспечения нормального функционирования и высоких темпов развития национальной экономики государство берет на себя все большее количество функций. Это является насущной необходимость, так как только оно способно осуществить регулирование функционирования национальной экономики - при существующей структуре и масштабах.

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов национальной экономики является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению.
Существуют следующие подходы к определению роли государства в национальной экономике:
1) меркантилистский, доминировавший в XVI-XVII вв., основанный на признании целесообразным активного вмешательства государства в национальную экономику. Он исходит из понимания национального богатства как количества драгоценных металлов, находящихся в стране, чему соответствует занятие государством такой позиции, которая способствует экспорту и минимизирует импорт товаров;
2) классический, основанный на теоретических разработках А. Смита, который полагал, что роль государства в экономике сводится к обеспечению безопасности населения, созданию механизмов защиты права собственности. Государство должно создавать только условия для нормального функционирования национальной экономики, но при этом по возможности ограничить степень своего вмешательства;
3) кейнсианский, доминировавший в начале ХХ в. в западных странах. В соответствии с ним государственное вмешательство в национальную экономику необходимо по причине несовершенства рыночных механизмов. Для этого государство должно использовать финансово-кредитные инструменты;
4) неоклассический, исходящий из отказа государства от прямых методов воздействия на национальную экономику и сводящий их к косвенным методам – налогообложению, фискальной политике.
Исторически обусловлено, что государство является в национальной экономике основным регулирующим субъектом, что проявляется в создании им условий функционирования других хозяйствующих субъектов. Изначально роль государства сводилась к определению фискальной политики, сбору налогов, но с усложнением и увеличением масштабов национальной экономики значение государства существенным образом увеличилось.
С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли государственного воздействия на экономику.
На современном этапе развития России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается. По оценкам Министерства Финансов РФ на начало 2000 г. только половина национальной экономики находилась под контролем государства. На 2007 г. этот показатель существенным образом возрос и составляет более половины. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования национальной экономики.
Увеличение роли государства, начинающее возрастать с 2004 г., сопровождается одновременной приостановкой процессов приватизации. Г. О. Грефом и А. Л. Кудриным на официальном уровне поставлен вопрос о необходимости усиления степени государственного воздействия на экономику. Логическим продолжением стал фактический переход под государственное управление таких нефтяных компаний, как «Сибнефть» и «Газпром», что оценивается специалистами неоднозначно. С одной стороны, это положительное явление, так как позволяет сконцентрировать в руках государства добычу и продажу полезных ископаемых, которые по Конституции РФ являются национальным достоянием. С другой стороны, мировая практика показывает, что государство не может обеспечить эффективного менеджмента, что усугубляется кризисом самого государственного аппарата.
Нахождение в собственности государства хозяйствующего субъекта или владение контрольным пакетом акций не единственная форма государственного вмешательства в экономику. Фактически государство контролирует большую часть рынка и распоряжается собственностью по своему усмотрению. Примером тому может служить ЮКОС и проект «Сахалин-2», когда государство, пренебрегая правовыми нормами, взяло их под полный контроль.
Предложение Президента РФ о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является основной предпосылкой формирования плановой экономики. По оценкам многих специалистов столь долгосрочное бюджетное планирование в России невозможно по причине нестабильности экономической ситуации.
Вполне обоснована политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.
По оценкам А. Н. Илларионова в 2002 г. наметилась устойчивая тенденция роста совокупной доли государственного сектора в валовом внутреннем продукте, а за тот же период доля государственного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6%.
А. Л. Кудрин считает, что государственный аппарат из совокупного количества нарушений занимает в сфере: антимонопольного законодательства – 90%, на рынке страховых услуг – 80%, на рынке банковских услуг – 76%, на рынке других финансовых услуг – 50%. Эти показатели имеют устойчивую тенденцию к увеличению. За 2005 г. совокупная прибыль 10 крупнейших государственных компаний составила более 20% от валового внутреннего продукта.
Значение государства в российской экономике достаточно велико не только в направлении создания условий функционирования хозяйствующих субъектов и системы минимальных социальных гарантий, но и в форме прямого государственного вмешательства. Имеет место повсеместное объединение государственных и бизнес-структур, что приводит к монополизации государством рынка. Происходящий начиная с 2002 г. явный возврат к существовавшей государственной экономике все более обострился в 2007 г. Одновременно повышение значение государства в национальной экономике сопровождается снижением степени эффективности функционирования государственного аппарата. Государство, пытаясь занять позиции активного регулирования, не способно по объективным причинам обеспечить рационального управления национальной экономикой в интересах устойчивого экономического роста и выхода из затяжного экономического кризиса. Это связано с наличием таких проблем государственного аппарата, как бюрократизация, взяточничество, коррупция и т. д.

В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным - выполнять определенные функции. Они непосредственным образом корректируются в зависимости от возникающих в национальной экономике проблем, связанных с несовершенством рыночных механизмов - неспособностью рынка к саморегуляции по определенным направлениям.

Государство включает в область своей деятельности создание механизмов, обеспечивающих равные условия для конкурентной борьбы, и искусственным образом ограничивает монополизацию рынка. По причине того, что рыночные механизмы не способны на необходимом уровне реализовать все потребности общества, оно непосредственно занято производством в необходимом количестве общественных благ.

Потребность в участии государства в национальной экономике объясняется и тем, что она не способна к социально справедливому распределению доходов - национального богатства. Вместе с заботой о социально незащищенной части населения в его прямые обязанности входит финансирование фундаментальных научно-технических разработок - только государство обладает достаточными ресурсами для этого. Так как рынок труда функционирует только на основании рыночных механизмов, насущна необходимость в его государственном регулировании в целях минимизации объемов безработицы. социальный финансирование экономика

Активное участие государства в формировании рыночных механизмов находится в прямом взаимодействии с установлением и поддержанием политических, правовых, социальных принципов общества.

Классическими функциями, которые реализует государство в национальной экономике, являются:

  • 1) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Государство является единственным субъектом в национальной экономике, который обладает достаточными ресурсами и правами, необходимыми для установления правового поля, регулирующего хозяйственную деятельность, свода законов, которые определяют правила поведения хозяйствующих субъектов. Регулирование монополизма является одной из основных областей деятельности государства, которая осуществляется для того, чтобы создать конкурентные условия ценообразования и хозяйственной деятельности, а в конечном счете чтобы население получало блага по минимально возможной цене и максимально высокого качества. Оно реализуется в двух основных направлениях. Во-первых, создает нормативно-правовую базу деятельности монополистов, в тех отраслях, где только такая форма хозяйственной деятельности способна обеспечить эффективное воспроизводство. Во-вторых, запрещает деятельность монопольных образований в тех отраслях, для которых подобный режим не способен обеспечить эффективного воспроизводства;
  • 2) формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства. Для этого оно использует, например, кредитные, денежные, бюджетные и налоговые методы, позволяющие существенно снизить уровень безработицы, поддержать стабильный уровень национальной валюты и цен, преодолеть спад объемов производства и сгладить инфляцию;
  • 3) искусственное распределение и перераспределение ресурсов - национального богатства. Для этого оно искусственно изымает из национальной экономики часть ресурсов и направляет их на производство общественных благ, например научно-технические разработки, здравоохранение, образование, армию, создание транспортных и коммуникационных структур;
  • 4) создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей (например, в форме прямой помощи малоимущим, пособий по безработице, инвалидности, старости). Тем самым оно предотвращает возможность возникновения голода и, как следствие, социальной напряженности и взрывов.

Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики они существенным образом отличаются от классических функций. Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от тех, которые реализуют другие экономически развитые государства. Одна из основных их особенностей состоит в том, что изменение существовавшего ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых. В результате сложилась ситуация, при которой государство отказалось от прежних своих функций, одновременно не взяв на себя новые, более соответствующие реалиям рыночной экономики. По сути, государство устранилось от управления экономикой.

В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:

  • 1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования - минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;
  • 2) перераспределяет ресурсы - национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;
  • 3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;
  • 4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;
  • 5) создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.

Стабилизация национальной экономики приводит к необходимости пересмотра реализуемых государственных функций. Изменение состояния национальной экономики должно происходить одновременно с трансформацией государства, а в противном случае возможно возникновение серьезных проблем, когда государство не способствует развитию национальной экономики, а препятствует ему.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что в целях обеспечения нормального функционирования и высоких темпов развития национальной экономики государство берет на себя все большее количество функций. Это является насущной необходимость, так как только оно способно осуществить регулирование функционирования национальной экономики - при существующей структуре и масштабах.

На развитие государства современного мира влияет множество факторов. В том числе и тип его экономики. Закрытая модель кажется самым оптимальным вариантом. Она дает возможность быть абсолютно независимым от остальных стран. Но одновременно с этим такая экономика не позволяет развиваться достаточно быстро и эффективно, чтобы удерживать примерно равные позиции с другими государствами.

Определение

Закрытая экономика (также известная под определением «автаркия») - это модель государства, в котором все нужды населения удовлетворяются исключительно собственными силами и только за счет имеющихся ресурсов. Как уже было сказано выше, это дает независимость. Финансовые кризисы обходят такую страну стороной, но в то же время отсутствие внешних источников товаров или благ значительно уменьшает благосостояние граждан. Эта же причина не позволяет развиваться достаточно эффективно. В целом в закрытой экономике кругооборот товаров вертится в основном вокруг имеющихся ресурсов. Чем их больше, тем выше вероятность некоторое время существовать сравнительно неплохо.

Для кого характерна

Так как закрытая экономика - это в первую очередь инструмент для получения полной власти на отдельно взятой территории, чаще всего ее можно встретить у некоторых групп стран.

В первую очередь она характерна для государства, которое собирается начинать войну. Вполне логично, что в условиях противостояния со значительной частью мира получать требуемые для существования ресурсы будет как минимум затруднительно. А то и невозможно. В этом случае закрытая и грамотно построенная экономика позволит в краткосрочной перспективе качественно мобилизовать государство, поставить все на военные рельсы и при этом в процессе ведения боевых действий не переживать из-за нехватки самого необходимого. Примеры - Германия, Италия и Япония во времена Второй мировой войны.

Другой вариант, при котором может применяться модель закрытой экономики, - это когда страна придерживается непризнанной остальным миром идеологии. Например, современная Северная Корея. К слову, у них экономика все равно не является полностью закрытой, так как без внешней торговли получить требуемые ресурсы сейчас уже просто невозможно.

Следует отметить, что более или менее адекватно сравнительно полная автаркия может применяться только в достаточно крупных странах: Россия, США, Германия, Китай, Индия и так далее. Там достаточно всего своего, чтобы долгое время неплохо жить. Маленькие государства себе позволить такого не могут. Для них именно открытая модель будет намного предпочтительнее из-за того, что позволяет развиваться значительно быстрее.

Положительные особенности

Как уже было сказано, главный плюс - это независимость. Даже если по каким-то причинам связи с внешним миром прекратятся, то страна все равно сможет неплохо выживать самостоятельно. Например, если в современном мире резко куда-то пропадет Китай, в котором сконцентрировано практически все производство всех стран, то наступит потрясающий по своим масштабам кризис. Также следует отметить, что в закрытой экономике потребительские расходы обычно существенно меньше, ведь государство само регулирует уровень цен и удерживает их на приемлемом для самоокупаемости уровне. Правда, если ресурсов не хватает, то и стоимость на все, с ними связанное, будет поистине колоссальна.

Отрицательные черты

Закрытая экономика практически не получает ничего со стороны, за редким исключением, санкционированным правительством. Как следствие, она не имеет полноценного доступа к новым технологиям, возможностей обмена ими и так далее. Развитие замедляется. Без притока внешних инвестиций эффективность предпринимателей (или того же государства) также не самая высокая. Кроме всего прочего, собственные ресурсы имеют свойство заканчиваться, что автоматически вызовет многочисленные проблемы.

Характерные свойства

Как и у любой другой модели, есть свои особенности и у закрытой экономики. Это:

  • Ориентация потребителя только на собственное производство. Любой импорт, если он вообще существует, покупается только в самом крайнем случае, когда нет других вариантов.
  • Страна стремится к самостоятельности по всем показателям, начиная от экономических и заканчивая политическими, военными и так далее.
  • Все технологии разрабатываются только учеными страны. Чужие проекты или не используются, или к ним нет доступа, за исключением некоторых случаев. Эта особенность имеет сразу две стороны медали. Во-первых, есть вариант изобрести или создать нечто уникальное, недоступное всей остальной планете. Это происходит крайне редко. А вот во-вторых, что и бывает чаще, без обмена знаниями и технологиями развитие страны замедляется и отставание уже достаточно скоро становится значительным.
  • Обособленность государства от мировой политики с большой долей вероятности очень скоро оставит его без союзников против крупного блока врагов. Если при этом технологическое отставание будет значительным, а вооруженные силы недостаточными, то потенциальная война вряд ли будет успешной.

Чаще всего вместе с такой моделью используется плановая система экономики, при которой практически все в стране происходит в строгом соответствии с утвержденными правительством схемами. Может быть выбран ресурсно-ориентированный формат, который подразумевает производство исключительно того, что доступно государству (в результате население не получает значительного количества благ, доступных простым гражданам других стран). И конечно же, практически всегда взаимодействие с окружающими переходит в фазу противостояния, что редко заканчивается без вооруженного конфликта.

Ситуация в современном мире

Чистой автаркии в ее идеальном состоянии сейчас не существует. Такие страны просто не выживают и быстро разваливаются даже без вмешательства соседей. Те же варианты, которые используются в современном мире, это одновременно открытая и закрытая экономика. То есть смесь лучших их сторон без перегибов. Например, Северная Корея, которая отказалась от полноценной автаркии еще в 1994-м, или Албания, использующая лишь некоторые элементы такой системы. В результате получается условная самостоятельность, достаточная для возможного вооруженного конфликта, но все же не абсолютная.

Вывод

Закрытая экономика в ее чистом виде существовать в современном обществе просто не может. Для ее успешной реализации потребуются очень обширные территории с большим количеством населения и ресурсов. В таких условиях, если сделать особый упор на науку, страна еще сможет выжить и, возможно, даже развиваться наравне с окружающими. Однако сейчас себе такое позволить не может ни одно государство, включая даже США или Россию. В принципе, Китай в теории мог бы, но в таком случае практически все его промышленные предприятия, которые и дают развитие, станут невостребованными и огромная безработица быстро дестабилизирует обстановку.