Доходы населения и необходимость их государственного регулирования. Государственное регулирование доходов

Структура социальной политики

Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из

средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь

созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда,

конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет

минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы

состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении

государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

Социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

Степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования

заработной платы;

Традициями заключения коллективных договоров;

Социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.


Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в

Великобритании, так как британское государство пыталось добиться

согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты

труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,

стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов,

дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное

распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым

денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль.

Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой

получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный

доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию,

отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень

образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск,

авантюризм, дискриминация и т.д.).

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат,

представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже

потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных

доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние

годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем

практически отсутствовало.

Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они вынуждаются производить

все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе

их остановившиеся в какой-то точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную

силу необходимо смягчать, вводя защитные механизмы для малообеспеченных

деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет собственных

усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное

благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но

между ней и ростом не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе

говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С

определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка будет

достигаться на величину того "зазора", который образуется между ростом цен и

индексацией доходов.

Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия,

которое для этого отдаёт часть прибыли.

Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же

приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной

ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду и

по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы

своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация

осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В

некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в

случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или

процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и

заработная плата.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии,

Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время -

и в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по

отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и

для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы

1.2.2. Политика социальных гарантий

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в

законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их

реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы

социальной защиты населения. Государственная социальная помощь

лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода

не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.

Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный,

региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой

системы. Определяющая характеристика данного института защиты

социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми

страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному

страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки

нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого

сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное

(по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы)

из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости)

или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей,

работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью

механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики

социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это

означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е.

предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность

страхователей и застрахованных. Добровольное личное

(коллективное) страхование работников (от несчастных случаев,

медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы

самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на

принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие

характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.

Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые

работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных,

транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).

Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов

социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата

разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование

(пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с

безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают,

как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют

примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных

фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3%

ВВП. Мировой опыт подтверждает,

что система социального страхования - один из основных институтов социальной

защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию

конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае

болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой

от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств

регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового)

стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых

взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи,

когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств

(фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по

программам социального страхования являются специализированные фонды,

формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из

источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на

социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и

попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую

комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой

принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет

взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг.

Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е.

на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в

наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости,

вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это

ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает

последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного

возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим

лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть

которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

Осуществляется частными компаниями (добровольное);

Осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование,

обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления

старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только

те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не

может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно

дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным

страхованием:

1.То и другое предполагает перераспределение доходов

2.То и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о

справедливости.

3.То и другое имеют поля пересечения.

Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет

других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров

помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае

стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому

там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо

отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает

финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре

альтернативных подход:

Помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;

Помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

Размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной

платы или же на величину страховых взносов получателя;

Величина помощи зависит от потребностей получателя.

Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в

организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным,

если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода

сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может

понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности

при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом

эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи

необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы

социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени

зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации

социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое

определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с

максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и

попечительства. Характерной чертой попечительства является

финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы

социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может

приводить к перегрузке государственных финансов.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной

помощи. Основных критериев здесь два:

Социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

Социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать

иждивенческие отношения;

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу

социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12

месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении

года - минимальная заработная плата. 1

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не

работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача

такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до

минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание

минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему

бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной

бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные

пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

1.2.3. Политика обеспечения занятости

В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на

“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и

активизации деятельности государства в сфере занятости были:

1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;

2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство

рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала

общества;

6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной

безработицы - прежде всего) капитализма;

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными

средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и

неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм

собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и

структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем

оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить

уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в

зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить

трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры,

выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и

предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в

трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы,

продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех

развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об

отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции

эффективной занятости.

Эффективная занятость - это модель развития и использования

квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на

переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в

реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная

служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости

(отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от

формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования

процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда,

разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и

обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной

занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает

требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов.

Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-

вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае

максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в

первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат

уменьшаются.

Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж,

физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в

Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в

течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы

трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ

участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят

на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ

переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест

государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как

строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса

государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.

Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного

налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

Обеспечение компенсации потери рабочего места государством. Речь идет о

пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства,

выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб

занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров,

сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов

воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе

минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по

безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной

жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые

влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы

принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные

физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей

разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах

включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата

наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет

подержанного автомобиля и др.

1.2.4. Политика социальной защиты

Понятие "социальная защита" впервые использовали американские зако­нодатели

в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обос­нование

нового для США института обязательного страхования на случай старости,

смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков,

так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых

слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему

способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций

Международной организации труда, Всемирной организации здравоохра­нения,

Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному

страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов

работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране

труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории "соци­альная защита"

во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной

политике западных стран в 30-50-х годах.

У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно недавно, с

началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла,

когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным

материально себя обеспечить.

При этом зачастую используют производный термин от "социальной за­щиты", а

именно - "социальная защищенность". Их различие состоит в соот­несении

действия и состояния:

для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (госу­дарства,

общественных структур и личности) по реализации социальной по­литики или мер

по самозащите;

для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в оп­ределении

состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа

(инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории:

политэкономический, методологический и инструменталистский.

Так, по мнению Б.Ракитского, социальная защищенность в широком смысле

представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты

могут отстаивать свои интересы.

К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и

организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым

оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием.

Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие

национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов

социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно

детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты

относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от

несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде

различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь

государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне

предприятий.

определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс

отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и

работодателей), общественных организаций и государства, связанных с

минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и

трудовой).

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный

статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты

трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недо­статочная

профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда,

приводящие к утрате места работы. Для отдельного работника данные риски

носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного - объективно-

массовый.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

Создание условий для занятости населения трудовой деятельностью,

позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах,

достаточных для достойного существования;

Обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к

национальным системам здравоохранения, реабилитации и професси­онального

образования;

Обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных

средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за

болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы

или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты

кормильца.

Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания

помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием

социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления:

социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и

социальную помощь [I].

Социальная защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной

функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей всех

граждан, а также лиц без гражданства. Предусматриваются специальные

юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения

в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не

могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых,

инвалидов).

Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических

и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и

физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и

малообеспеченным гражданам

Доходы участников рыночной экономики распределяются по степени участия факторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство). Факторная теория доходов не фиксирует размеры доходов отдельных лиц, которые формируются из различных нефакторных источников.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

От уровня доходов прямо зависит уровень потребления населения. По степени воздействия на процесс потребления различают: номинальные, реальные и реально располагаемые доходы населения.

Номинальные доходы населения - это денежное выражение доходов, полученных за определенный период. Они характеризуют уровень доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

В социально ориентированной экономике доля номинальных доходов населения в ВВП колеблется в зависимости от уровня развития страны и составляет в среднем 65-75%.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы, уменьшенные на сумму обязательных платежей и налогов, которые представляют собой денежное выражение суммы, присваиваемой непосредственно населением для окончательного потребления. Их величина определяется по формуле:

Др = Дн - Нп,

где Др - располагаемые доходы;

Дн - номинальные доходы;

Hn - сумма налогов и обязательных платежей.

Располагаемые доходы выражают отношение между государством и населением по поводу использования полученных денежных средств. В системе национального счетоводства располагаемые доходы соответствуют той части ВВП, которая поступает населению для потребления. Чем больше величина располагаемых доходов, тем большая часть ВВП расходуется на потребление и тем больший объем необходимых материальных благ поступает для поддержания жизнедеятельности населения.

Реально располагаемые доходы - это доход, скорректированный на уровень цен.

Величина реально располагаемых доходов растет, если рост цен не опережает роста реальных доходов, в противном случае - располагаемые доходы падают, что приводит к снижению платежеспособного спроса и сокращению объемов производства. Снижение располагаемых доходов вызывается следующими причинами:

во-первых, несбалансированными пропорциями между динамикой цен (на продукты питания, непродовольственные товары, транспорт, жилье) и доходами;

во-вторых, ростом тарифов на услуги, которые увеличиваются быстрее, чем цены на потребительском рынке;

в-третьих, ростом доли населения, уровень жизни которого ниже прожиточного минимума; усугублением процессов бедности, увеличением доли той части населения, которая живет ниже черты бедности.

Таким образом, несмотря на рост номинальных доходов, их реальная величина с учетом инфляции и налогов может падать, что приводит к снижению покупательной способности, сужает потребительский рынок, сдерживает рост объемов производства.

Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности и др. В целом система видов доходов населения представлена на рис. 17.1.1.

Оплата труда - это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами. Ее источником выступает фонд заработной платы.

Этот вид денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Наряду с оплатой труда в условиях формирования рыночной экономики составляющим элементом системы доходов населения стали доходы от предпринимательской деятельности.

Характеризуя предпринимательство и доходы, получаемые от данного вида деятельности, необходимо подчеркнуть, что его социально-экономические типы существенно различаются: предпринимателем может быть мелкий собственник, управляющий акционерным обществом (менеджер), кооператор, арендатор, использующие наемный труд. Предпринимательской деятельностью занимаются как отдельные люди, так и группы людей (коллективное предпринимательство).

Рис. 17.1.1. Виды доходов населения 44

Формирование рыночных отношений внесло существенные коррективы в доходы, получаемые, с одной стороны, в форме заработной платы - с другой, от собственности, предпринимательской деятельности, самозанятости населения. Если в 1990 г. эти доходы в их общем объеме составляли лишь 11,2%, то в 1998 г. - уже 54,4%, а снижение их в 1999 г. до 21% объясняется снижением доли других доходов (из этого показателя выводится скрытая заработная плата). Доходы от предпринимательской деятельности возросли в 3,5 раза, достигнув 12,7%. Быстрыми темпами росли доходы от собственности, хотя удельный вес их остается небольшим - 7,4%.

Важное место в доходах населения занимают общественные или так называемые социальные трансферты.

К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, страховые возмещения, выигрыши по лотереям, возмещение расходов инвалидам, возмещение ущерба репрессированным гражданам, а также бесплатные услуги, составляющие часть доходов граждан.

Фонды общественного потребления, достаточно объемно и доступно функционировавшие при социализме, сегодня практически разрушены. Единственно, что их сегодня еще представляет - это частично бесплатное образование и здравоохранение.

Доходы населения от собственности включают:

■ доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;

■ проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вкладов в конце года);

■ выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;

■ предварительную компенсацию по вкладам граждан;

■ доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.

Определенная и всевозрастающая часть доходов населения страны приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективное садоводство и огородничество. До 70-х гг. преобладало негативное отношение к ЛПХ, и масштабы их развития были незначительны. Так, в начале реформ доходы от ЛПХ составляли 2,3% в семьях рабочих и служащих, 21,5% в семьях крестьян .

В основном ЛПХ ориентированы на удовлетворение личных потребностей владельцев (на получение доходов в натуральной форме). В 90-е гг. сельское население из ЛПХ удовлетворяло свои потребности в картофеле на 95%, мясе - 79%, молоке - 82%, яйцах - 97%. Приусадебные и садово-огородные участки городских семей и жителей поселков обеспечивают около 50% потребностей в картофеле, овощах, ягодах и фруктах.

Около четверти произведенных в JlllX продукции реализуется на рынке, принося доход в денежной форме. Но, по большему счету, реализуется так называемая традиционная или «пролетарская» стратегия модельного поведения домашних хозяйств, основанная на выживании внерыночного сектора эко-

Таким образом, JlllX превратилось для некоторой части населения в основное средство выживания.

Доходы от продажи продуктов личного подсобного хозяйства включают выручку от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции на рынках, заготовительным организациям потребительской кооперации, фермерским и государственным хозяйствам, различным организациям и др.

Доходы от JlllX оказывают положительное воздействие на рост доходов и снижение дифференциации доходов населения, особенно сельского. В совокупных доходах сельских семей доля доходов от них достигает 25-35%, а в городских - 3-5%.

Это связано не только с различиями в уровне доходов этих групп, но и с различиями в обеспечении городского и сельского населения земельными участками. По данным социологов, в среднем четверть городских семей имеют дачи, от 3 до 8% - земельные участки, а среди сельских семей 80% имеют садовые, огородные и приусадебные участки. У сельских семей, как правило, участки большие. Среди городских семей у 64,5% размер участка составляет 0,06 га, а среди сельских семей более чем у половины участок превышает 0,1 га.

Доходы от JlllX могут выступать не только в денежной, но и в натуральной форме.

Натуральные доходы представлены продуктами, которые используются производителями для собственного потребления или бартерного обмена на товары и услуги с другими гражданами. По-

требление продукции JlllX позволяет домашнему хозяйству сэкономить денежные средства, уменьшить долю расходов на питание в структуре денежных расходов. Экономия денежных средств в домашнем хозяйстве может быть рассчитана по формуле:

где j - виды продуктов;

Q - количество продуктов каждого вида, потребленных в домашнем хозяйстве;

р - цены на продукты аналогичного качества. Аналогично можно рассчитать и экономию, полученную в результате бартерного обмена продукции JlllX на товары и услуги, произведенные другими гражданами.

Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и получая плату за них наличными, не отражаемую в документах. Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены в балансе также доходы от теневой экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов социологических обследований.

Другие поступления включают:

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда и выплат социального характера;

Поступления из финансовой системы, в том числе изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями гражданам на потребительские цели; изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;

Доходы населения от продажи иностранной валюты (коммерческим банкам и Сбербанку России);

Прочие поступления, в том числе: от продажи утильсырья, металлолома и т. д. (несельскохозяйственные заготовки), другие доходы;

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм);

Доходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, включая командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т. п.;

Изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

Изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели кредитными организациями;

Изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;

Изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

В составе прочих поступлений учитываются выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки) и другие доходы.

В этой статье учитываются выплаты из средств, выдаваемых предприятиям и организациям кредитными организациями на хозяйственно-операционные и другие расходы. В ней также отражены доходы населения от индивидуальной предпринимательской деятельности. Отражается здесь часть неучтенной заработной платы (например, денежное и вещевое довольствие военнослужащих Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), а также заработная плата, укрываемая от налогообложения и выплачиваемая в различных формах - в виде покупки своим работникам автомобилей, квартир, денежной помощи на строительство индивидуального жилья, приобретение садового участка, предметов длительного пользования, беспроцентного кредита, открытия индивидуального счета в банке и т. и.

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных сумм), увеличивают объем денежных ресурсов населения, предъявляемых в данном регионе (республике, крае, области) на покупку

товаров и оплату услуг, и поэтому учитываются в доходной части баланса. Если сумма денег, переведенных по почте, больше полученных сумм, то разность (сальдо) учитывается в расходной части баланса, поскольку в этих случаях уменьшается объем денежных ресурсов на покупку товаров и оплату услуг в данном регионе (республике, крае, области). Для расчета полученных (отправленных) сумм по переводам используются данные о почтовых и телеграфных переводах через предприятия связи.

Изменение структуры доходов населения за период перехода к рыночной экономике показано в таблице 17.1.1.

Таблица 17.1.1

Структура доходов населения РФ в 1990-2000 гг. (%) 47

Наименование денежных доходов 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Денежные доходы - всего, в т.ч.: 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
оплата труда 74Д 623 73,6 61,1

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осу­ществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращают­ся ему как заработанные ранее деньги.

С другой стороны, выступают программы государственной помо­щи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населе­ния, хотя они называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно незави­симы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности, развода или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ предоставления продовольственных талонов. Цель этих программ состоит в том, что бы обеспечить лиц, имеющих низкие доходы, минимумом продовольственных товаров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансированием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных суб­сидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать на получение не только экономических но и социальных благ. Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отно­шении людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.

Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь могут действовать стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой - нет. Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференциро­вать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно, никак. А вот пенсионное обеспечение может и должно быть диффе­ренцированным с учетом прежней . Такая реали­зация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы. Причём особый интерес вызывает разработка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился самый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму мотивации и стимулиро­вания труда в такой степени, как это происходит или может происхо­дить в других сферах экономики. При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую акту­альность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищенности работников важ­нейшими направлениями этой деятельности выступают:

  • выработка принципиально нового подхода к пониманию самой сущности заработной платы
  • выявление природы минимальной заработной платы
  • разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда
  • определение основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Государство участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов доходы работников, устанавливая ми­нимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в эко­номике и падением уровня жизни населения в бывших социалисти­ческих странах и республиках СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австралии в 1886 году. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобри­тании в 1909 году принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики. Впоследствии законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакии (1919) и в других странах Европы. В 1917 году подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в 1912 году) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 года «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 году процедура установления минимальной заработ­ной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 году Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций, Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 года чле­нами этой организации стали СССР, Украина и Белоруссия.

Минимальная заработная плата определяет нижний предел опла­ты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития, менталитета нации, тем не менее Конвен­ция МОТ от 1951 года определяет следующие факторы, которые должны закладываться в основу минимальной заработной платы

  • потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия
  • экономические соображения, включающие требования эконо­мического развития, уровень производительности труда, воз­можности поддержания должного уровня жизни.

В современных развитых странах регулирование минимальной заработном платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя при­слуга, ученики на производстве.

Современный механизм peгулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирова­ния доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке пер­вого разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секто­рам целесообразно возвратиться к четкому использованию тарифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регули­рования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформулировать ос­новные направления и принципы социальной зашиты населения в условиях функционирования рыночной экономики.

10.2 Государственное регулирование доходов населения

Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста . В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества. Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1) регулирование доходов населения;

2) перераспределение доходов через государственный бюджет .

Практика регулирования доходов включает:

Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;

Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;

Установление государственных гарантий по оплате труда.

Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. В настоящее время он составляет около 3800 руб. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);

2) различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;

Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;

Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий, систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Государственное регулирование доходов и заработной платы заклю­чается в их перераспределении через бюджет путем дифференциро­ванного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля нацио­нального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличе­нию общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потреб­ления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении воз­можности потребления каждым индивидуумом не ниже минималь­ного набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного ми­нимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать мето­ды регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потреб­ления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабо­чей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Сте­пень воздействия государства на процесс перераспределения дохо­дов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весь­ма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в пере­распределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно боль­шое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде за­падноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские стра­ны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

* Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. На­ращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая си­туация характерна для российской экономики периода рыночных ре­форм. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспе­ченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, пред­ставлены в табл. 9.4.

Таблица 9.4.

Методы регулирования доходов и потребления

Прямые - административные меры

Косвенные - экономические меры

Среди прямых (административных) методов государственного ре­гулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пен­сионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределе­ние и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октяб­ре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и по­степенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффек­тивно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Законодательное установление минимума заработной платы

Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и за­работной платы является законодательное установление размера ми­нимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой ме­тодике.*

* Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 // Российская газета. 1999. 17 марта.

Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на об­щегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложивше­муся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточ­ным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направле­нии, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отрас­левых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров (см. п. 11.2), позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.

Индексация доходов и начисленной заработной платы

Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их ин­дексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов населения - одна из основных форм социаль­ной защиты населения в условиях инфляции, направленная на под­держание и восстановление покупательной способности получен­ных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация дохо­дов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудя­щихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Пол­ная индексация (процент повышения заработной платы и других вы­плат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет не­обходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индекса­ция будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, час­тичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и каче­ственных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, отно­сятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного ха­рактера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пен­сии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного це­нообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпри­нимательской и другой разрешенной законом деятельности (более по­дробно об индексации см. гл. 14.).

Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов

Социальный потенциал налоговой системы в современной Рос­сии, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не ис­пользуется.

Существующая система налогообложения не учитывает положе­ния в российской экономике и связанного с ним резкого имущест­венного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрес­сивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изы­мается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, по­лучающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнитель­ные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Используемая в России налоговая политика стимулирует и за­крепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых не­престижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах эко­номики, определяющих перспективы ее развития, - в промышлен­ности, науке, культуре.

В российской переходной экономике государственное регулиро­вание доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рас­сматриваться как необходимое условие прекращения спада производ­ства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

  • высокодоходные группы населения России не склонны к сбе­режениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;
  • при сокращении производства и снижении доходов у большин­ства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно со­кращается потребление таких услуг, как образование, здравоохране­ние, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ре­сурсов;
  • повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоход­ных) групп населения, ориентированных на потребление отечествен­ных товаров и услуг, способствует развитию отечественного произ­водства, инвестиционной активности и росту занятости. Если поли­тика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;
  • более взвешенный подход к распределению доходов - психо­логически важный положительный фактор. Если имущественное не­равенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп на­селения будет увеличиваться, усиливается противодействие рефор­мам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной диф­ференциации с помощью прогрессивного налогообложения.


Навигация

«