Автоматизированные системы государственного кадастра недвижимости. Автоматизированная система государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости как основной элемент управления земельными ресурсами Автоматизация ведения государственного ка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

«Автоматизация кадастра недвижимости»

1. Технология создания информационной геоаналитической системы; реализация ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учёта объектов недвижимости»;

2. Состав и структура алгоритма; создание алгоритма графическим методом (методом блок-схемы) на примере аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности;

3. Сервисные услуги портала Росреестр (проектирование земельно-кадастровой базы данных для земельного участка на примере участка с кадастровым номером 64:48:040221:146);

1. Технология создания информационной геоаналитической системы

Геопортал - это единая точка доступа к геопространственной информации Российской Федерации. Геопортал обеспечивает поиск, просмотр, загрузку метаданных, а также скачивание и публикацию пространственных данных и веб-сервисов в соответствии с правами доступа и видом лицензии на использование материалов.

Геопортал Роскосмоса -- бесплатный картографический сервис Федерального космического агентства России, предоставляющий спутниковые снимки и карты Земли.

Спутниковые снимки предоставлены Роскосмосом и NASA, картографические данные -- OpenStreetMap и Росреестром, средства поиска --GeoNames и OpenStreetMap Nominatim. Основными источниками данных являются российские спутники «Ресурс-ДК1», «Монитор-Э» и «Метеор-М1». Также на сервисе можно ознакомиться с подборками данных зарубежных аппаратов в ДЗЗ:

Alos, Ikonos, Geoeye, Formosat, SPOT,Quickbird, Rapideye, Terra, Worldview. На 2011 год был запланирован запуск информации со спутников «Канопус-В» и «Ресурс-П».

До создания Геопортала - российские спутниковые данные хранились в различных архивах и отсутствовала полная каталогизация, что существенно замедляло выполнение заявок от заказчиков космической съёмки. Геопортал был создан, чтобы решить эту проблему.

Рис. 1: Саратовская область (геопортал Роскосмоса)

Геоаналитическая система «ГеоС»

Геоаналитическая система «ГеоС» - многофункциональный эффективный инструментарий для учета и анализа, сведенных воедино табличных, текстовых и картографических бизнес-данных для решения широкого спектра информационно-аналитических задач с привязкой к пространственным данным.

Геоаналитическая система «ГеоС» реализована в виде WEB решения на платформе «1С:Предприятие 8». "ГеоС" устанавливается на WEB-сервер, который взаимодействует с картографическими серверами GeoServer и ArcGis Server, доступ к Системе может быть осуществлен через WEB-браузер с любого рабочего места, подключенного к сети Интернет, включая мобильные устройства.

Задачи, которые решает геоаналитическая система «ГеоС»:

1. управление картографическим материалом ведомства;

2. интерактивное размещение местоположения и различной дополнительной информации о любых точечных объектах;

3. привязка к объектам, помимо текстовых показателей, различной медиа-информации, в том числе - фото, видео, трансляций с видеокамеры;

4. наполнение событий в БД, с идентификацией их на карте через мобильные устройства

5. мониторинг транспортных средств предприятия;

6. сбор любых статистических или управленческих показателей государственных учреждений и предприятий. Визуализация и анализ показателей на тематических картах;

7. взаимодействие с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и органами по ведению земельного фонда РФ;

8. интеграция с учетными и технологическими источниками отраслевых данных;

9. управление пространственной инфраструктурой и инженерными сетями

Функции геоаналитической системы «ГеоС»:

1. использование различных публичных подложек, предоставляемых мировыми картографическими сервисами, в том числе: яндекс, open street map, google, космоснимки.ру;

2. механизм глобального поиска местоположения на карте по неформально введенному адресу;

3. механизм поддержки иерархии любой системы управленческих показателей, которые пользователи могут создавать сами по своему усмотрению;

4. предоставление ограниченного доступа для сторонних организаций.

Преимущество геоаналитической системы «ГеоС»

1. открытая сервис-ориентированная архитектура геоаналитической системы «ГеоС» на основе web-сервисов и стандартизированных интерфейсов межсистемного взаимодействия позволяет достаточно быстро создавать комплексные приложения различной функциональной направленности для разных отраслей и категорий сотрудников - от исполнительного персонала, до топ-менеджмента компании;

2. система имеет широкие возможности интеграции с другими информационными системами, это достигается за счет следующих свойств:

a) подключение и настройка новых слоев выполняется на пользовательском уровне буквально за несколько кликов;

b) платформа «1С:Предприятие 8» обеспечивает различные методы межсистемного взаимодействия, такие как COM, SOAP, XML (рис. 2)

Рис. 2: Межсистемное взаимодействие геоаналитической системы «ГеоС»

В состав программного продукта входят:

1. базовый модуль «ГеоС. Картография»;

2. модуль «ГеоС. Геоанализ целевых показателей»;

3. модуль «ГеоС. Мониторинг транспорта»;

4. модуль «ГеоС. Кадастровый учет».

Технология создания геоаналитической системы «АгроУправление» (на платформе «ГеоС»)

Цель создания геоаналитической системы «АгроУправление» (на платформе «ГеоС»):

1. выполнение задач инвентаризации и мониторинга земель сельскохозяйственного и другого назначения;

2. агрономический учет;

3. организация оперативного учета полевых работ с применением систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

Подсистемы геоаналитической системы «АгроУправление» (на платформе «ГеоС»):

1. геоинформационный модуль;

2. инвентаризация, землепользование, планирование, учет данных;

3. взаимодействие с внешними системами дистанционного зондирования Земли, агросводка.

Технология создания геоаналитической системы «АгроУправление» (на платформе «ГеоС»):

1. с помощью космического аппарата СПОТ-5 инженерно-технологический центр «СКАНЭКС» провел космическую съемку высокого разрешения всей Тамбовской области;

2. полученная в результате мозаика космических снимков использовалась специалистами «ЦентрПрограммСистем» для создания карт землепользования по всем сельхозпроизводителям Тамбовской области;

3. для каждого землепользователя создана электронная карта полей;

4. информация о каждом землепользователе сохранена в геоаналитической системе «АгроУправление» (на платформе «ГеоС») и используется для проведения инвентаризации сельскохозяйственных земель.

Результаты создания геоаналитической системы «АгроУправление» (на платформе «ГеоС»):

1. оперативное получение спутниковой информации для оценки состояния посевов, динамике нарастания биомассы;

2. определение полей, на которых развитие посевов идет с пониженными темпами или наоборот идет с опережением;

3. база данных по пахотным землям помогает определить земельные участки, которые не используются в сельскохозяйственном обороте, уточнить реальные площади, на которых работает каждый сельхозтоваропроизводитель;

4. информационо-консультационный центр АПК Тамбовской области оказывает консультационные услуги сельхозтоваропроизводителям, доходя до каждого поля в интересах повышения продуктивности тамбовских черноземов;

5. база данных по инвентаризации и мониторингу использования сельскохозяйственных земель помогает в управлении землями сельскохозяйственного назначения для повышения экономической эффективности региона.

Рис. 3: Геоаналитическая система «АгроУправление» (на платформе «ГеоС»)

2. Реализация ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учёта объектов недвижимости»

Полное наименование программы - Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" (в её рамках реализуются подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" и подпрограмма - "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)").

Государственным заказчиком-координатором программы является Министерство экономического развития Российской Федерации, а именно: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Цель программы:

1. создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей эффективное использование земли и иной недвижимости;

2. вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан;

3. создание системы государственного кадастра, обеспечивающей гарантии прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

4. формирование полной и достоверной информации об объектах недвижимости;

5. совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам;

6. совершенствование услуг, оказываемых органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Ожидаемые результаты программы:

1. создание научно-методической базы рационального использования земли и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2. создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;

3. создание автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;

4. создание системы электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным, налоговыми и другими органами;

5. проведение разграничения государственной собственности на землю и регистрация права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и ввод полученной информации в автоматизированные базы данных, содержащие актуальную информацию о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества;

6. подготовка кадров в области управления недвижимостью, ведения государственного земельного кадастра и учета недвижимости;

7. увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней за счет реализации программных мероприятий в 2002 - 2007 годах до 292, 5 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 78, 9 млрд. рублей, в целях обеспечения окупаемости затрат на реализацию программы в 2 - 3 года.

Сроки реализации программы (2002 - 2008 годы):

1. I этап - 2002 - 2003 годы;

2. II этап - 2004 - 2005 годы;

3. III этап - 2006 - 2008 годы.

Реализация ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учёта объектов недвижимости» на территории Саратовской области

На территории Саратовской области проводится реализация программы путём создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - это государственное учреждение, в котором созданы максимальные условия для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Граждане имеют возможность бесплатно получить консультацию и набор услуг различных ведомств федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления.

В основу работы центра заложен принцип "одного окна", т. е. упрощение процедуры сбора справок и документов, необходимых для получения той или иной услуги (пакета документов) заявителем в процессе обращения в органы исполнительной власти для обоснованного решения при рассмотрении документов. А также прозрачного и контролируемого прохождения документов на всех этапах предоставления услуги.

Цель многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг - создание нового формата взаимоотношений между населением Саратовской области и органами исполнительной власти Российской Федерации.

Условия обслуживания заявителей в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг:

1. прием заявителей осуществляется 6 дней в неделю;

2. график работы предусматривает возможность обращения за получением государственных и муниципальных услуг в вечернее время до 20. 00 часов и в субботу до 17. 00;

3. время ожидания в очереди для подачи документов и получения результата услуги минимально;

4. все подразделения доступны для маломобильных групп граждан.

Адреса многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Саратовской области:

2. Советская, д. «9»;

3. Вавилова, д. 6/14;

4. Площадь Свободы, д. 15 «б» (г. Энгельс).

Недоработки многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Саратовской области:

1. не предоставляет услуги Росреестра по регистрации прав;

2. не налажено взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и различными организациями, предоставляющими государственные услуги (подал заявление и через некоторое назначенное время пришел за результатом - трата лишнего времени гражданина);

3. не во всех центрах есть электронная очередь и электронное табло;

4. отсутствие единой методологии и системного подхода по созданию центров;

5. отсутствие четкой организации обучения и аттестации специалистов центров;

6. недостаточное информирование населения о работе центров.

3. Состав и структура алгоритма

Алгоритм - точный набор инструкций, описывающий порядок действий, для достижения результата задачи.

Способы представления алгоритма:

1. формульно-словестный - основан на задании инструкций о выполнении конкретных действий в четкой последовательности в сочетании со словесными пояснениями;

2. алгоритмический - совокупность правил и обозначений, использующиеся для записи алгоритма:

a) математические выражения;

c) служебные слова (полные или сокращенные слова русского текста, стоящие в определенном месте алгоритма, которые обязательно подчеркиваются);

3. графический (метод блок-схемы) - при таком представлении алгоритма, каждый этап отображается в виде геометрических фигур-блоков, форма которых зависит от выполняемой операции, а линия соединения блоков, показывает направление процесса обработки данных, каждое направление называется ветвью;

4. табличный способ.

4. Создание алгоритма графическим методом (методом блок-схемы) на примере аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Рис. 4: Алгоритм, созданный графическим методом (методом блок-схемы)

5. Сервисные услуги портала Росреестр

Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Сервисные услуги Росреестра:

1. государственные услуги:

2. государственный надзор;

3. кадастровая оценка;

4. иная деятельность.

Проектирование земельно-кадастровой базы данных для земельного участка на примере участка с кадастровым номером 64:48:040221:146

Земельно-кадастровая базы данных для участка с кадастровым номером 64:48:040221:146:

1. статус - учтённый;

2. адрес - Саратовская область, г. Саратов, СНТ «Восход-85», участок № 24;

3. уточнённая площадь - 1 147 кв. м.;

4. кадастровая стоимость - 1 740 549 руб. 56 коп.;

5. дата постановки на учёт - 22. 06. 2011 г.;

6. квартал - 64:48:040221;

7. район - 64:48;

8. округ - 64;

9. дата обновления атрибутов участка на ППК - 19. 08. 2014 г.;

10. дата обновления границ участка на ППК - 04. 06. 2013 г.;

12. разрешённое использование:

a) по классификатору (код) - 141004000000;

b) по классификатору (описание) - для ведения гражданами садоводства и огородничества;

c) по документу - для ведения садоводства;

13. обслуживает - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:

b) Саратовский отдел (410009, г.Саратов, ул. Тракторная, 43, т.: (845-2) 55-04-30).

Рис. 5: Земельный участок 64:48:040221:146 (Публичная кадастровая карта)

Рис. 6: Земельный участок 64:48:040221:146 (Публичная кадастровая карта)

геоаналитический автоматизированный кадастр алгоритм

Список используемой литературы

1. ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учёта объектов недвижимости»;

2. Варламов. А.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 1: Теоретические основы государственного земельного кадастра/ А. А. Варламов. - М.: - Издательство: КолосС, 2007. - 383 с. - ISBN 5-9532-0102-8;

3. Варламов. А.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 1: Управление земельными ресурсами/ А.А. Варламов. - М.: - Издательство: КолосС, 2005. - 528 с. - ISBN 5-9532-0143-5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и назначение государственного кадастра недвижимости; его правовая база и принципы. Развитие земельного оборота и рынка, системы земельных платежей. Технологии кадастра недвижимости в Озерском районе; перспективы его развития.

    научная работа , добавлен 24.05.2014

    Подготовительный этап ведения государственного земельного кадастра. Осуществление сделки с земельным участком. Формирование земельного участка. Государственный кадастровый учет земельных участков. Государственная кадастровая оценка земель.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2007

    Основные нормативные положения Земельного кодекса Российской Федерации. Создание государственного земельного кадастра и расчет сметной стоимости выполнения работ по сплошной инвентаризации земель застроенных территорий на примере города Новосибирска.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Сведения государственного земельного кадастра - государственный информационный ресурс. Сбор сведений о земельном участке. Создание съемочного обоснования. Геодезические работы, описание объекта недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2014

    Государственный земельный кадастр. История формирования системы государственного земельного кадастра в странах с немецкой кадастровой системой. Установление нормативной цены земли, земельного налога и арендной платы. Сохранение границ землевладений.

    реферат , добавлен 13.02.2014

    Сущность и назначение земельного кадастра. Государственный кадастровый учет как основной процесс ведения земельного кадастра. Земельный фонд Щербиновского района. Формирование системы документов государственного кадастрового учета в Щербиновском районе.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2010

    Государственный кадастр недвижимости. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее функции. Сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Виды документов для предоставления сведений из кадастра.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Общеевропейские направления развития земельного кадастра. Регистрация правового титула на землю. Шесть основных целей Inspire. Важный элемент ведения кадастра Швеции. Регистрация прав на недвижимость, идентификатор единицы. Система банка земельных данных.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Природно-климатические и экономические условия Селенгинского района. Характеристика земельного фонда района. Цель, задачи и содержание государственного кадастра недвижимости. Государственный учет земель: первичный и текущий, количественный и качественный.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Государственный земельный кадастр - совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении земельных участков. Содержание и ведение земельного кадастра Порядок разрешения земельных споров в Беларуси.

В настоящее время в нашем государстве существует автоматизированная информационная система кадастра. Это юридически полноценный, организационно оформленный инструмент учета и ведения налогообложения, что является важнейшей составляющей экономической и социальной стабильности государства.

Конечным продуктом при ведении государственных кадастров должны быть банки кадастровой информации . Они будут работать по Единой системе государственных кадастров (ЕСГК), а пользователями информации могут быть администрации городов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации и Федеральные органы управления.

Одним из направлений (ЕСГК) являются Географические информационные системы (ГИС ), в состав которых входят кадастры природных ресурсов:

– земельный;

– водный;

– месторождений полезных ископаемых;

– экологический;

– растительного и животного мира и др.

Одним из наиболее важных источников массовых данных для формирования баз данныхГИС – это цифровые карты . Они образуют единую основу для позиционирования объектов, и набора тематических слоев данных, совокупность которых образует общую информационную основу ГИС .

Одной из разновидностейГИС являются системы, основанные на:

– материалах аэрофотосъемки, которые используются в основном для топографического картографирования, также широко применяются в геологии, в лесном хозяйстве, при инвентаризации земель;

– материалах дистанционного зондирования.

Функции ГИС :

1. Сбор данных.

2. Обработка данных.

3. Моделирование и анализ данных.

4. Их использование в процессах принятия решений.

ГИС классифицируется по направлениям:

1. Инженерные.

2. Имущественные (ГИС для учета недвижимости), предназначенные для обработки кадастровых данных.

3. ГИС для тематического и статистического картографирования.

4. Библиографические, содержащие информацию о множестве географических документов.

5. Географические файлы с данными о функциональных и административных границах.

6. Системы обработки космических изображений и др.

Однако быстрая изменчивость и множественность вариантов решаемых проблем требует введения иных классификаций, учитывающих структуру и архитектуру ГИС . Разработана и представлена 3-компонентная классификацияГИС по следующим признакам:

– характеру проблемно-процессорной модели;

– структуре модели баз данных;

– особенностям модели интерфейса.

На верхнем уровне классификации все информационные системы подразделены на пространственные и непространственные .

ГИС , естественно, относятся к пространственным, делясь на:

– тематические (например, социально-экономические);

– земельные (кадастровые, лесные, инвентаризационные и др.).

Существует разделение:

1. По территориальному охвату (общенациональные и региональные ГИС ).

2. По целям (многоцелевые, специализированные, в том числе информационно-справочные, инвентаризационные, для нужд планирования, управления).

3. По тематической ориентации (общегеографические, отраслевые, в том числе водных ресурсов, использования земель, лесопользования, туризма, рекреации и др.).

Базы данных

Среди источников баз данных, широко используемых в геоинформатике, наиболее часто привлекаются картографические, статистические и аэрокосмические материалы. Помимо указанных материалов гораздо реже используются данные специально проводимых полевых исследований и съемок, а также текстовые источники.

Одним из основных источников данных дляГИС являются материалы дистанционного зондирования. Они объединяют все типы данных, получаемых с носителей космического (пилотируемые орбитальные станции, корабли многоразового использования типа ”ШАТТЛ”, автономные спутниковые съемочные системы и т.п.) и авиационного базирования (самолеты, вертолеты и микроавиационные радиоуправляемые аппараты) и составляют значительную часть дистанционных данных, контактных видов съемок, способов получения данных измерительными системами в условиях физического контакта с объектами съемки.

В последние годы в средеГИС широко используются портативные приемники данных о координатах объектов с глобальной системы навигации (позиционированная) GPS , дающие возможность получать плановые и высотные координаты с точностью от нескольких метров до нескольких миллиметров (при ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф).

Концепция баз данных – это совокупность всех информационных данных по направлению деятельности (разработка, реализация и хранение). Основное ее предназначение – статистическая отчетность, которая дает представление об изменениях в развитии различных отраслей народного хозяйства и др. направлениях. Статистическая отчетность различается по периодичности, она может быть суточной, недельной, полумесячной, квартальной, полугодовой и годовой. Кроме того, отчетность может быть и единовременной.

Процесс проектирования базы данных информационной системы состоит из трех основных этапов:

– концептуальное проектирование;

– логическое проектирование;

– физическое проектирование.

Концептуальное проектирование базы данных – это первый этап процесса проектирования базы данных, характеризующийся сбором, анализом и редактированием требований к данным. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

– обследование предметной области, изучение ее информационной структуры;

– выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними.

При разработке концептуальная модель данных постоянно подвергается тестированию и проверке на соответствие требованиям пользователей. Созданная концептуальная модель данных предприятия является источником информации для этапа логического проектирования базы данных. По окончании данного этапа получаем концептуальную модель. Часто она представляется в виде модели «сущность-связь».

Логическое проектирование базы данных второй этап проектирования , характеризующийся преобразованием требований к данным структурам данных. Его цель состоит в создании логической модели данных для исследуемой части предприятия. Концептуальная модель данных, созданная на предыдущем этапе, уточняется и преобразуется в логическую модель данных. На выходе получаем СУБД – ориентированную структуру базы данных и спецификации прикладных программ. На этом этапе часто моделируют базы данных применительно к различным СУБД и проводят сравнительный анализ моделей. Созданная логическая модель данных является источником информации для этапа физического проектирования и обеспечивает разработчика физической базы данных средствами поиска компромиссов, необходимых для достижения поставленных целей, что очень важно для эффективного проектирования.

Физическое проектирование базы данных третий этап проектирования , характеризующийся особенностями хранения данных, методами доступа, процессом подготовки описания реализации базы данных на вторичных запоминающих устройствах. На этом этапе рассматриваются основные отношения, организация файлов и индексов, предназначенных для обеспечения эффективного доступа к данным, а также все связанные с этим ограничения целостности и средства защиты. Физическое проектирование является последним этапом создания проекта базы данных, при выполнении которого проектировщик принимает решения о способах реализации разрабатываемой базы данных. Между логическим и физическим проектированием существует постоянная обратная связь, так как решения, принимаемые на этапе физического проектирования с целью повышения производительности системы, способны повлиять на структуру логической модели данных. Как правило, основной целью физического проектирования базы данных является описание способа физической реализации логического проекта базы данных.

9.3. СУБД, их функции и структура.
Основные характеристики современных СУБД

Рост производительности персональных вычислительных машин спровоцировал развитие СУБД, как отдельного класса. К середине 60-х годов прошлого века уже существовало большое количество коммерческих СУБД. Интерес к базам данных увеличивался все больше, так что данная сфера нуждалась в стандартизации. Автор комплексной базы данных Чарльз Бахман организовал целевую группу для утверждения особенностей и организации стандартов БД. Сам Чарльз Бахман в 1973 году получил премию Тьюринга за работу «Программист как навигатор».

Система управления базами данных (СУБД) – совокупность программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.

База данных (БД) – организованная структура, предназначенная для хранения информации. Современные БД позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы (т.е. программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или другими программно-аппаратными комплексами.

Системы управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержанием, редактирования содержимого и визуализации информации.

Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.

Существует много систем управления базами данных. Они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю разные функции и средства. Большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий.

Классификация

В зависимости от архитектуры построения системы управления базами СУБД могут подразделяться на следующие типы:

1. Иерархические.

2. Многомерные.

3. Реляционные.

4. Сетевые.

5. Объектно-ориентированные.

6. Объектно-реляционные.

Компьютеры стали ближе и доступнее каждому пользователю. Появилось множество программ, предназначенных для работы неподготовленных пользователей. Простыми и понятными стали операции копирования файлов и переноса информации с одного компьютера на другой, распечатка текстов, таблиц и других документов. Системные программисты были отодвинуты на второй план. Каждый пользователь мог себя почувствовать полным хозяином этого мощного и удобного устройства, позволяющего автоматизировать многие аспекты собственной деятельности. И, конечно, это сказалось и на работе с базами данных. Новоявленные СУБД позволяли хранить значительные объемы информации. Эти программы позволяли автоматизировать многие учетные функции, которые раньше велись вручную. Постоянное снижение цен на персональные компьютеры сделало такое ПО доступным не только для организаций и фирм, но и для отдельных пользователей. Компьютеры стали инструментом для ведения документации и собственных учетных функций.

Рассмотрим, какие преимущества получает пользователь при использовании БД как безбумажной технологии:

1. Компактность (информация хранится в БД, нет необходимости хранить многотомные бумажные картотеки).

2. Скорость (скорость обработки информации (поиск, внесение изменений) компьютером намного выше ручной обработки).

3. Низкие трудозатраты (нет необходимости в утомительной ручной работе над данными).

4. Применимость (всегда доступна свежая информация).

Дополнительные преимущества появляются при использовании БД в многопользовательской среде, поскольку становится возможным осуществлять централизованное управление данными.

Современные системы управления базами данных обеспечивают как физическую (независимость от способа хранения и метода доступа), так и логическую независимость данных (возможность изменения одного приложения без изменения остальных приложений, работающих с этими же данными).

Современные СУБД дают возможность включать в них не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые фрагменты и даже видеоклипы.

Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных, не прибегая к программированию, а пользуясь только встроенными функциями. СУБД обеспечивают правильность, полноту и непротиворечивость данных, а также удобный доступ к ним.

В земельном кадастре базовыми документами являются: - земельно - кадастровое дело земельного участка; - государственная земельно - кадастровая книга соответствующей административно - территориальной единицы; - земельно - кадастровые карты. Отметим, что в настоящее время, вся кадастровая информация имеющаяся в этих документах (на бумажных носителях) вводится в компьютер и хранится на магнитных носителях, что позволяет ее обрабатывать, хранить и выдавать не только текстовую информацию, но и планы участков и так называемые электронные карты. Таким образом, можно отметить, что ведение основных операций и работ земельного кадастра в республике выполняется на основе компьютерных технологий и это создает хорошие возможности для формирования АИС ЗК.

Применение данных государственного земельного кадастра в управлении земельными ресурсами области, республики обеспечивает не только повышение эффективности использования и повышения плодородия почв в сельском хозяйстве, но и сохранность, и экономическую защиту ценных земель при перераспределении земельного фонда между его категориями.

Вследствие этого в настоящее время возросли роль и значение регистрации земель. Правы те исследователи, кто и раньше подчеркивал, что регистрация землепользования - это правовая сторона земельного кадастра. Мы считаем, что регистрация земельных участков, как кадастровое действие - это основа всего правового блока земельного кадастра. Тем более, что с переходом на рыночные отношения, введением в Казахстане наряду с государственной, частной собственности на отдельные категории земель появилась необходимость правовой защиты не только государственной, но и частной собственности на землю. Это еще более усиливает роль и значение государственной регистрации земельных участков.

Регистрацию следует рассматривать как государственную запись, на основе которой юридически оформляется право землепользователей, арендаторов и собственников на конкретные земельные участки. Она имеет юридический, правовой характер, подтверждающий законность пользования, владения и распоряжения землей. Государственная регистрация земельных участков является средством от различного рода нарушений. Она обеспечивает устойчивость землепользования и правильное использование земель в соответствии с целью и назначением, для которых они предоставлены землепользователям и собственникам.

Учетно - регистрационной единицей при государственной регистрации служит земельный участок. Это вытекает из особенностей понятия земельный участок, который одновременно является объектом права собственности и пользования и объектом хозяйственной или иной деятельности субъекта права на участок. Основанием для регистрации вновь образованного земельного участка служит решение компетентного государственного органа о предоставлении его для определенных целей и документ о выполнении землеустроительного проекта и закреплении на местности границ земельного участка. Запись производится на основании оформленного Акта на право пользования или собственности и документов сформированного земельно - кадастрового дела участка.

Задача государственной регистрации земельных участков состоит в сборе и хранении в систематизированном и наглядном виде сведений о правовом положении земель. Поэтому вся основная информация по земельному участку заносится в компьютер на магнитные носители. Тем самым, имея информацию по каждому земельному участку на магнитных носителях, мы имеем полную информацию по всем землям района, города, области и республики.

При этом заносится не только информация о правовом положении земельного участка, но и вся другая, имеющаяся в документах земельно - кадастрового дела (сведения о субъекте права на участок, местоположении, целевом назначении, делимости, сервитутах и обременениях, площади и составе угодий, их качественной характеристике, балле бонитета и стоимости участка и т.д.). То есть одновременно идет процесс занесения информации для основного и текущего учета земель, составления балансов и отчетов.

Регистрации предшествует юридическое оформление границ на местности, с устранением недостатков землепользования (земельного участка) и определением точного положения границ, закрепление границ межевыми знаками, измерение линейных и угловых величин по границам участка, вычислительная обработка и увязка полученных данных, определение общих площадей и составление плана участка. Эти работы проводятся в порядке межхозяйственного землеустройства. При этом отметим, что и здесь сейчас применяется компьютерная технология.

Так на основе программы, введя в компьютер координаты поворотных точек границ и данные угловых и линейных измерений границ, оператор может выдать изготовленный план земельного участка, со всеми вычислениями площадей, и необходимой информацией. При этом на компьютере изготавливается и план и государственный акт на право пользования или право собственности.

Проведение вышеуказанных работ позволяет выдать землепользователю или собственнику основной правовой документ - государственный акт. Временное пользование землей оформляется договорами аренды, актами, решениями законодательных органов и другими документами, подтверждающими законность земельного пользования.

В документах государственной регистрации земельного участка указывают наименование землепользователя или собственника, его местонахождение, основание предоставления земельного участка, его площадь, цели и назначение, для которых он предоставлен. Изменения, происходящие в правовом положении землепользования (продажа или обмен участка, деление, изменение площадей, границ и т.п.), должны отражаться в документах государственной регистрации и текущем учете земель. Регистрация осуществляется в государственной земельно - кадастровой книге района (города), регистрации подлежат все земельные участки независимо от категории земель. Как и другие объекты недвижимости, земельные участки подлежат юридической государственной регистрации в органах регистрации недвижимости.

Накопление данных производится на уровне соответствующих административных районов (городов), где фиксируется и хранится (земельнокадастровое дело участка, информация на магнитных носителях) информация о кадастровом номере участка, наименовании субъекта права на участок и его местонахождении, актах исполнительных органов и иных документах, местонахождении и размерах, оценочной стоимости участка и права землепользования, целевом назначении, делимости и неделимости, сервитутах на земельный участок, ограничениях по использованию, установленных исполнительными органами. Указанные данные систематизируются по формам собственности и категориям земель.

Основные таксономические единицы классификации земельного фонда Республики Казахстан - это зональные типы земель, выделенные при природно - сельскохозяйственном районировании земельного фонда страны, категории пригодности и классы земель. Характеристика класса в пределах каждого зонального типа отображается видами земель или группами почв.

Зональные типы земель территориально совпадают с границами природно - сельскохозяйственных зон и выражают зональные условия природной среды и общие направления преимущественного использования земель для земледелия, животноводства, лесного хозяйства и т.п. Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности: - 1)земли, пригодные под пашню; 2)пригодные преимущественно под сенокосы; 3)земли пастбищные; 4)пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренных мелиораций; 5)малопригодные под сельскохозяйственные угодья; 6) непригодные под сельскохозяйственные угодья; 7)нарушенные земли;

Отнесение земель к определенной категории пригодности, классу и виду земель производится по признакам и свойствам существенно влияющим на характер и специфику их возможного использования в составе тех или иных угодий. Учет количества и качества земельных угодий в пределах видов земель производится по мехсоставу почв, степени засоленности, солонцеватости, заболоченности, каменистости, эродированности, запасам гумуса, рельефу местности и т.п.

Материалы учета качества земель дают характеристику и необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, загрязнения, выявления резервов освоения новых земель путем их мелиорации и рекультивации, районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов, проведения бонитировки и экономической оценки земель.

Государственная земельно - кадастровая книга состоит из четырех разделов:

в 1 разделе учитываются все земельные участки, с указанием их кадастрового номера, наименования субъекта права, актов исполнительных органов, местоположения участка и субъекта права, целевого назначения, делимости, сервитутов и ограничений по использованию;

во 2 разделе учитываются площади по видам угодий и отдельно орошаемые;

в 3 разделе учитывается качество угодий по классам земель и признакам, влияющим на плодородие, культуртехническому состоянию сенокосов и пастбищ;

в 4 разделе приводятся показатели оценочной стоимости земельного участка и права землепользования.

При автоматизированном ведении кадастра, заполнение вышеуказанных таблиц проводится путем ввода информации в компьютер, что позволяет вести основной и текущий учет земель, хранить информацию на магнитных носителях, работать с ней (группировать, складывать методом накопления по уровням (район, город, область), получать отчетные данные, при необходимости корректировать их, выдавать информацию, включая электронные карты участков, кварталов, территорий, районов и т.п.

В целях уточнения и обновления кадастровых данных:

собственники земельных участков и землепользователи, уполномоченные лица и органы акимов административно - территориальных единиц ежегодно представляют районному комитету отчет по установленной форме о происходящих изменениях в составе земель по состоянию на первое января следующего за отчетным годом;

государственное агентство по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы составляют отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель по районам, городам, областям РК по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом с включением в них:

ежегодно - сведений о наличии и происшедших изменениях в площадях сельскохозяйственных угодий (отдельно орошаемых и осушенных), распределении их по категориям, собственникам и землепользователям, а также сведений о продаже земельных участков в собственность государством, об изъятии используемых и нерационально используемых земель т об отведенных землях, находящихся в государственной собственности, для несельскохозяйственных надобностей; - один раз в 5 лет - сведений, необходимых для взимания платы за предоставленную землю, сведений о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам и землепользователям, происходящих изменениях в площадях угодий, качественном состоянии земель, их кадастровой оценке и освоенности территории.

Составление отчета по району (городу) производится специалистами агентства на компьютерах, вся необходимая информация, прежде всего данные основного и текущего учета, уже имеются в базе данных компьютера в форме государственной земельно - кадастровой книги в виде таблиц, полученные отчеты собственников участков и землепользователей, сверяются с данными учета, изменения вносятся. После этого, путем заполнения на компьютере табличных форм годового отчета, получают цифровую информацию к отчету, которая дополняется текстовой частью (пояснительная записка) и графической - кадастровой картой района (города). Цифровая часть отчета, т.е. информация кадастра представляется в виде формы 22 государственной статистической отчетности, с приложениями (форма 22а, приложение №1, №2, форма 3 зем., приложения №3, №4,№5, №5, №7, №8, №9, №10, №11; форма№1землеустройство, и др.).

Система государственного земельного кадастра является важнейшим элементом управления земельными ресурсами страны, который служит информационной основой государственного управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений. Информационная база данных государственного земельного кадастра базируется на учетной системе земельных участков и их основных характеристик. Из-за значительных объемов информации система государственного земельного кадастра является автоматизированной и ведется по единым правилам, а данные заносятся в установленные законодательные формы.

Предпосылкой создания информационной базы данных государственного земельного кадастра (БД ЗК) послужила Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», где была продекларирована необходимость создания единой БД ЗК, которая включала бы в себя сведения не только о земельных участках, но и об иных объектах недвижимости, тесно связанных с ними. Результатом формирования данной информационной системы должна стать база данных экономически обоснованного налогообложения и части недвижимого имущества, а также совершенствования системы управления недвижимостью. В основу данной программы заложен принцип, определяющий, что одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.

Основой для создания Единой базы кадастровых данных о земельных участках и иных объектах недвижимости, тесно связанных с ними, согласно рассматриваемой программе, является система земельного кадастра. Это обусловлено рядом причин:

  • 1. Земельный участок является уникальной невоспроизводимой и неперемещаемой учетной единицей, покрывающей всю территорию России, что исключает возможность возникновения пробелов в учетной системе (наличие неучтенных земельных участков).
  • 2. Земельный участок является базисным объектом недвижимости, с которым связано все остальное недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, многолетние насаждения и т.д.).
  • 3. Ведение государственного земельного кадастра осуществляет федеральный орган исполнительной власти, имеющий строгую вертикаль вплоть до муниципального образования, что во многом облегчает движение информационных потоков в системе.
  • 4. В настоящий момент автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра (далее АИС ГЗК) является единственной системой на территории Российской Федерации, которая функционирует в соответствии с федеральным законом и по единым правилам, а также содержит информацию об иных объектах недвижимости.

При этом необходимо четко определить понятие иного недвижимого имущества. Статьей 130 Гражданского кодекса РФ определены следующие критерии отнесения к недвижимому имуществу, по которым все недвижимые объекты условно могут быть разделены на три группы:

  • 1) недвижимость по своим физическим характеристикам (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты);
  • 2) недвижимое имущество, прочно связанное с землей, переместить которое невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения);
  • 3) недвижимость по закону, т.е. те вещи, по своей физической природе являющиеся движимыми, но отнесенные нормой права к недвижимому имуществу (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и др.).

Таким образом, прежде чем приступить к созданию БД ЗК, необходимо издать ряд нормативно-правовых актов, содержащих перечни иных объектов недвижимости и их характеристики, которые будут входить в БД ЗК. К таким объектам недвижимого имущества помимо земельных участков должны относиться здания, строения, сооружения, многолетние насаждения, обособленные водные объекты. В данный перечень не вошла третья группа объектов недвижимости, являющаяся недвижимым имуществом по закону, но не по своей сути. Это объясняется тем, что в данный момент существуют иные учетные системы данных объектов недвижимости, ведение которых требует специального образования и квалификации. Более того, наличие сведений об этих объектах в БД ЗК сделает ее слишком объемной и сложной для использования. Кроме того, нарушится один из управленческих принципов - принцип информационного баланса, согласно которому любая информационная система должна содержать оптимальное количество информации об объекте управления. При этом оптимальность определяется минимумом данных и характеристик об объекте, но которых в тоже время достаточно для принятия рационального управленческого решения. По сходной причине в выше указанный перечень не вошли и участки недр.

Для реализации нормального функционирования БД ЗК с целью достижения максимального экономического эффекта необходимо решение многих задач, в том числе:

  • - организация передачи и обмена данными между автоматизированными базами данных различных ведомств,
  • - внедрение и сопровождение специальных автоматизированных программ, их совершенствование,
  • - создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество, налоговых органов, органов государственного управления и др.

На сегодняшний день законодательством предусмотрена возможность использования программных комплексов для автоматизации ведения государственного земельного кадастра.

В рамках работ по реализации Федеральной целевой программы Южным филиалом Федерального кадастрового центра «Земля» разработан программный комплекс (ПК) ЕГРЗ как инструмент, обеспечивающий автоматизацию процессов государственного кадастрового учета и построение автоматизированной базы данных, содержащих сведения об объектах кадастрового учета.

ПК ЕГРЗ имеет следующие возможности:

  • 1) экспорт табличной и пространственной информации в ряд распространенных форматов данных,
  • 2) поддержка библиотек стилей отображения,
  • 3) возможность добавления и редактирования стилей;
  • 4) возможность предоставления каждому пользователю индивидуального набора прав доступа к операциям с базами данных;
  • 5) поддержка одновременной работы нескольких пользователей с данными одной и той же геодезической базы данных, включая возможность их совместного редактирования и др.

ПК ЕГРЗ как инструмент проведения государственного кадастрового учета автоматизирует четыре основных процесса ведения государственного реестра земель кадастрового района:

  • 1. Процесс внесения сведений о ранее учтенных земельных участках - внесение описаний земельных участков в соответствии с Инвентаризационной описью и описание земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами.
  • 2. Процесс проведения государственного кадастрового учета земельных участков:
  • 1) индивидуализация земельных участков - присвоение уникальных кадастровых номеров в соответствии с установленной процедурой;
  • 2) дежурство графических сведений о земельных участках - проверка непротиворечивости сведений о местоположении земельных участков и о прохождении их границ;
  • 3) внесение сведений в соответствии с Описанием земельных участков, представляемых на государственный кадастровый учет;
  • 4) подготовку и печать документов, включаемых в государственный реестр земель кадастрового района;
  • 5) подготовку и печать кадастрового плана земельного участка.
  • 3. Процесс государственного кадастрового учета изменений характеристик земельных участков, включающий:
    • - добавление новых сведений,
    • - изменение существующих сведений с сохранением истории изменений.
  • 4. Процесс подготовки выписок государственного земельного кадастра на основании поданных заявлений.

ПК ЕГРЗ как инструмент автоматизации позволяет избежать случайных ошибок при внесении сведений в ГРЗ КР. Это достигается:

  • а) использованием справочников и классификаторов;
  • б) наличием возможности автоматического внесения характеристик исходного земельного участка в сведения о вновь образованных участках (например, местоположение, категория земель);
  • в) наличием механизма подтверждения действий, выполняемых в ПК ЕГРЗ;
  • г) наличием возможности предварительного просмотра документов;
  • д) наличием механизма статусов записей.

ПК ЕГРЗ как механизм создания банков данных, содержащих сведения из документов государственного земельного кадастра, обеспечивает:

  • а) внесение, накопление и хранение данных об объектах учета;
  • б) организацию защиты и сохранности данных;
  • в) обработку и подготовку аналитических, статистических и иных производных документов, содержащих обобщенные сведения государственного земельного кадастра .

Не смотря на то, что использование автоматизированных систем ведения государственного земельного кадастра предусмотрено законодательством, технология ведения государственного земельного кадастра с использованием автоматизированных систем на сегодняшний день находится в стадии разработки.

Вся пространственная информация об объектах учета отображается в графическом виде с помощью геоинформационной системы ObjectLand, которая имеет следующие возможности:

  • 1) развитые средства пространственного анализа данных;
  • 2) отображение карт в произвольном масштабе;
  • 3) средства ввода и редактирования пространственной информации с помощью задания координат объектов;
  • 4) копирование, объединение и перемещение карт, слоев и отдельных типов объектов между различными геонформационными базами данных;
  • 5) поиск информации в таблицах по произвольным критериям;
  • 6) статистические вычисления на основе информации в таблицах;
  • 7) установление произвольных связей между пространственной и табличной информацией;
  • 8) получение информации о выбранном на карте объекте и др.

3.1 Создание и развитие автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости

В соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" и подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006 – 2011 годы)» разработана автоматизированная информационная система Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), как модульная распределенная многопользовательская система, обеспечивающая коллективную работу персонала.

Исходя из целей и мероприятий программы, были сформулированы цели проектирования и разработки АИС ГКН:

    повышение эффективности деятельности Роснедвижимости и ее территориальных органов на местах за счет разработки автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости на базе АС ГКН;

    создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;

    информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;

    развитие института налоговой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;

    сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и получении сведений из государственного кадастра недвижимости;

    создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости, развитие сервисных услуг на основе портальных Интернет/Интранет технологий.

Основным разработчиком АИС ГКН является Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля» (ФГУП "ФКЦ "Земля").

Основными мероприятиями создания и развития АИС ГКН являются:

    разработка и совершенствование нормативно-методической базы, обеспечивающей реализацию государственной политики в области ведения государственного кадастра недвижимости, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений;

    создание автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости как единой системы, функционирующей на всех уровнях государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов РФ, а также обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости;

    создание автоматизированных систем государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, государственного земельного контроля, государственного мониторинга земель.

Функционирование подсистемы организуется с помощью портальной технологии через сеть Интернет. Таким образом, создается единое информационное пространство. Работа с пространственными и семантическими данными, необходимыми для решения задач ведения государственного кадастра недвижимости различными операторами, использующими АС ГКН, осуществляется через браузер.

На рисунке 18 представлена общая структура АС ГКН с отражением взаимодействия подсистем с базами данных.

Рисунок 18 - Общая структура АИС ГКН с отражением взаимодействия подсистем с базами данных

Автоматизированная подсистема пространственных данных является подсистемой АС ГКН. Подсистема предназначена для обеспечения ведения пространственных данных, используемых при формировании объектов кадастрового учета, контроле их пространственных характеристик, формировании и публикации кадастровых карт и планов, выполнении иных процедур АС ГКН, требующих доступа к пространственным данным.

Подсистема реализует функции ввода, обработки пространственных данных, а также программные интерфейсы для выполнения этих функций в иных подсистемах АС ГКН. Подсистема пространственных данных представлена на рисунке 19.

Рисунок 19 - Подсистема пространственных данных

Основными целями разработки подсистемы являются:

    Повышение эффективности государственного кадастрового учета и иных процессов ведения ГКН на основе:

организации региональных электронных хранилищ, содержащих кадастровые пространственные данные, цифровую топографическую и общегеографическую основы карт (планов);

создания технических условий для целенаправленного накопления пространственных данных в интересах ведения ГКН, а также их систематического обновления;

реализации единого информационного пространства Роснедвижимости и её территориальных органов в отношении пространственных данных, обеспечения необходимого уровня доступа к ним и возможности их интерактивного использования;

стандартизации доступа к пространственным данным на основе механизма метаданных в интересах дальнейшего повышения уровня автоматизации ведения ГКН;

автоматизации формирования и публикации кадастровой информации.

    Создание технических условий для предоставления (публикации) внешним потребителям кадастровых картографических данных.

Автоматизированная подсистема государственного мониторинга земель является подсистемой АС ГКН. Подсистема предназначена для автоматизации деятельности в области осуществления государственного мониторинга земель РФ.

Цель разработки – создание автоматизированной подсистемы для выявления изменений в использовании и состоянии земель, их анализа, а также для обеспечения потребителей информацией об использовании и состоянии земель.

Подсистема обеспечивает технические условия и предоставляет инструментарий для решения следующих задач:

    выявление и отображение изменений в использовании и состоянии земель, в том числе создание программных средств для ведения соответствующих баз данных;

    автоматизированный анализ пространственно-временной динамики использования и состояния земель;

    информационное обеспечение внутренних и внешних пользователей сведениями об использовании и состоянии земель.

Для информационной поддержки решения перечисленных задач обеспечивается:

    оперативный доступ к базам метаданных государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

    интерфейс для связи с другими подсистемами АС ГКН;

    доступ к базам метаданных других информационных систем, архивов и фондов и других ведомств, осуществляющих наблюдения и получающих информацию по использованию и состоянию земель.

Автоматизированная подсистема государственного земельного контроля является подсистемой АС ГКН. Подсистема предназначена для автоматизации процессов государственного земельного контроля.

Основными целями создания подсистемы государственного земельного контроля являются:

    обеспечение государственных органов управления федерального и регионального уровней необходимыми статистическими сведениями;

    обеспечение оперативного доступа к информации о соблюдении земельного законодательства;

    обеспечение единого информационного пространства Роснедвижимости и её территориальных органов, позволяющего использовать накопленную информацию для принятия государственных управленческих решений.

Подсистема государственного земельного контроля представлена на рисунке 20.

Рисунок 20 - Подсистема государственного земельного контроля

При реализации описанных выше подсистем использовались следующие стандарты, языки и технологии в области создания и поддержки создания программного обеспечения и баз данных, а также программные средства сторонних производителей:

    в качестве средств разработки использовались:

ASP.NET (Microsoft Visual Studio .NET 2003; javascript на клиенте);

Sybase PowerBuilder 9.0, программный интерфейс – COM.

    в качестве операционной системы могут использоваться Windows 2000 Professional, Server, Windows 2003 Server;

    в качестве СУБД используется СУБД Oracle 10g, со встроенной поддержкой пространственных данных - Oracle Spatia;

    в качестве ГИС компоненты применяется ГИС MapXtreme 2004 версии 6.2;

    в качестве Web-сервера IIS версии 5.0 и выше;

    программное обеспечение подсистемы (клиентская часть) функционирует в среде Internet Explorer ® версии 6.5 или выше.

Также в рамках реализации АС ГКН была разработана и запущена в эксплуатацию интерактивная кадастровая карта уровня РФ (рисунок 21).

Необходимо отметить, что АИС ГКН создавалась не на пустом месте. Данные о земельных участках были выгружены из системы земельного кадастра – ПК ЕГРЗ, сведения об объектах капитального строительства – преобразованы в электронный вид из архивов ОТИ. Проделана огромная работа.

Рисунок 21 - Интерактивная кадастровая карта уровня РФ

Повсеместное внедрение АС ГКН обеспечивает создание единого информационного пространства для взаимодействия органов (организаций) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами.

По мнению разработчиков, программный продукт АИС ГКН действительно перспективен. Конечный целью является обеспечение автоматизации государственного кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» на всей территории Российской Федерации.