Образование как сложная социально-экономическая система и приоритетная отрасль экономики страны. Экономические отношения в сфере образования. Образование как система и отрасль народного хозяйства

Образование, как известно, с давних пор относится к значимой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Однако на протяжении многих столетий оно не было непосредственно связано с производством, не оказывало на него заметного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, на рубеже 19 и 20-х веков во всем мире работники просвещения решали, прежде всего педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, поскольку в указанное время в развитых странах Европы преобладал простой физический труд. Предприниматели имели возможность нанимать необходимую рабочую силу в готовом виде, а расходы на ее обучение и подготовку были так малы, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в теоретических исследованиях экономистов той поры.

Положение коренным образом изменилось в эпоху научно-технической и информационной революции, когда на пороге 21 века заметно возросла роль образования в развитии общественного производства в становлении современной цивилизации. В 90-е годы в развитых странах уже свыше половины экономически активных граждан были заняты не физическим, а умственным трудом. Так в США, по данным статистики, к 1992 г. из 116,8 млн. занятого самодеятельного населения (без военнослужащих) 83 млн., или более 2/3 населения, приходилось на лиц преимущественно умственного труда. Сегодня свыше 85% американцев располагают 12-классным и более высоким образованием. Примерно половина взрослого населения страны имеет высшее образование.

Почти 106 млн. человек, или свыше 80% населения, занятого в народном хозяйстве бывшего СССР к 1990 г., имело высшее, общее и специальное среднее образование. Только в России количество работающих специалистов с высшим и средним образованием достигало 20,6 млн. человек.

К числу важнейших современных закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического развития. Сегодня производственные отношения разветвленного комплекса образовательных учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, являются важной составляющей всей системы экономических отношений, а образование выступает важнейшей отраслью общественного производства в целом.

Образовательная отрасль в современных условиях располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем можно объяснить особую роль сферы образования?

Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества- квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим предопределяется приоритетность образования. В статье 1 российского Закона “Об образовании” приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока не носит декларативного характера.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов ООН, лучше всего отражается с помощью индекса развития человека. Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки

При определении границ образования как отрасли социально - культурной сферы используется следующая трактовка образования: образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности.

К образованию как отрасли относят: - детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях,
- общее среднее образование,
- подготовку кадров.

Подготовка кадров в свою очередь включает профессионально - техническое, среднее специальное и высшее образование.

Основной субъект образования как отрасли – образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования, – экономика образования. Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования. В более развернутом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:

Критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные подсистемы;
- необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;
- источники внебюджетного финансирования;
- государственную политику стимулирования инвесторов образования;
- рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурс-ном обеспечении учреждений образования;
- методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций 16 .

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США – с 2,1 до 8,3; в Великобритании – с 2 до 8,1; в Германии – с 2,4 до 8,4; во Франции – с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии – с 1,2 до 5,4. В 1990 среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило:

В США – 17,6;
- в Германии – 15,5;
- во Франции – 15,3;
- в Японии – 14,6;
- в Великобритании – 13,9;
- в Италии – 11.

Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года 17 . В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%) 18 .

16 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1988. - С.73.
17 Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история, современность. - М., 1996. - С.119, 184.
18 Поиск. - 1997. - №13. - С. 9.

Тема: Экономика образования и профессиональной подготовки кадров. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы.

Вопросы лекции:

1. Экономика образования как наука

2. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг

3. Основные направления реформирования и модернизации образования

4. Наука и научное обслуживание как отрасль экономики страны.

Образование – это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

· следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых, сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.



Об отличительных особенностях и свойствах понятия «услуга» мы говорила ранее и, как известно, к таким особенностям относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Все эти свойства характерны и для понятия «образовательные услуги».

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть

· государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;

· муниципальными – общеобразовательные школы;

· негосударственными - в следующих организационно-правовых формах:

Частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;

Учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;

· смешанная форма, например, государственно-коллективная – ВУЗы.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования. Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на «собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма - с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

При этом не суть важно, каким образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром.

Ту же схему рассуждений можно применить относительно отдельного вуза и всей системы высшего профессионального образования. У населения существует потребность в образовательных услугах, которую удовлетворяет специальная отрасль - система высшего образования. Продукция этой отрасли может быть проданной и купленной. И если в этой отрасли вращаются сотни миллиардов рублей (бюджет образования РФ ныне выше расходов на оборону), то это, само собой, затрагивает всю систему экономических отношений. В этом смысле, когда образованность экспортируется (чем занимаются уже многие страны), принося государству доход, его справедливо можно назвать особой отраслью экономики.

Не вуз, а сам специалист выставляет свои знания, способности, умения и талант на торги на рынке труда, сам назначает себе цену («цена продавца»), по которой он хотел бы быть проданным, но может быть и не куплен. Вуз имеет от этого лишь косвенную выгоду: чем дороже стоят на рынке труда его выпускники, тем выше его престиж, тем выше может быть стоимость обучения. Все остальные выгоды присваивает себе носитель и владелец знаний, навыков и умений.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.