Методы и инструменты денежно-кредитной политики. Денежная политика: цели и инструменты

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий правительства в денежно-кредитной сфере с целью управления экономикой. Она является важной составной частью экономической политики правительства вобще.

Основные цели проведения денежно-кредитной политики таковы:

Ø Устойчивый экономическй рост, опережающий прирост населения;

Ø Достижение умеренной инфляции;

Ø Высокий естественный уровень занятости экономически активного населения;

Ø Регулирование внешнеэкономической деятельности, достижение положительного сальдо платежного баланса с другими странами.

Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются: позитивное воздействие на объем денежной массы в обращении и уровень процентной ставки.

Денежно-кредитная политика проводится Национальным банком. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе Национальный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором - изменения в названных факторах передаютя в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Инструменты воздействия на обращение денег и кредитных ресурсов можно разделить на общие методы и селективные. Общие инструменты позволяют воздействовать на параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные же инструменты направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.

К числу основных общих инструментов денежно-кредитной политики относятся: изменение учетной процентной ставки и нормы обязательных резервов, операции на финансовом рынке. Это косвенные методы регулирования. Рассмотрим их применение более подробно.

В основе изменения учетной процентной ставки лежит право Национального банка предоставлять ссуду коммерческим банкам. За предоставление ссуд Национальный банк, естественно, взимает с заемщиков определенный процент. Норма такого процента и называется учетной процентной ставкой . Она, по сути, - «цена» дополнительных резервов, которые Национальный банк предоставляет коммерческим банкам. Национальный банк имеет право изменять учетную процентную ставку, воздействуя тем самым на предложение денег в стране.

Если, например, учетная процентная ставка понижается, тогда увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Взятые у Национального банка ссуды, коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, не направляя их, хотя бы частично, в обязательные резервы. Тем самым в стране увеличивается предложение денег. Рост предложения денег, в свою очередь, приводит к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, под который предоставляются ссуды предпринимателям и др. субъектам хозяйствования. Кредит становится дешевле и тем самым стимулирует развитие производства.

При повышении учетной ставки мы имеем обратную картину. Ссуды Национального банка сокращаются, что замедляет рост предложения денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут уже меньше, поэтому меньше средств они вкладывают и в развитие производства.

До недавнего времени считалось, что обязательные резервы коммерческих банков нужны для того, чтобы гарантировать владчикам выплату денег в случае банкротства. В действительности это не совсем так, поскольку для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое предназначение: с их помощью осуществляется контроль за величиной денежной массы в обращении и за кредитом.

Изменение нормы обязательных резервов позволяет Национальному банку управлять предложением денег, влиять на способность банков создавать дополнительные денежные средства. Как это происходит?

Предположим, что Национальный банк повысил норму обязательных резервов. Что в этом случае произойдет? Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы с тем, чтобы выполнить требования Национального банка. Для этого им понадобятся свободные средства. Где они их возьмаут? Они будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели же ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс приведет к сокращению вкладов на текущих счетах и к снижению способности банков к созданию денег. В ответ на повышение нормы резервов, как правило, банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

В противоположной ситуации понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Будем также иметь в виду, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет и величину денежного мультипликатора.

Национальный банк может также совершать операции на фондовом рынке: покупать или продавать ценные бумаги. Для применения этого инструмента, естественно, нужен развитый фондовый рынок.

Покупая или продавая ценные бумаги, Национальный банк воздействует тем самым на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. Если денежную массу нужно, например, увеличить, тогда Национальный банк покупает государственные ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то Национальный банк увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Национальный банк покупку государственных ценных бумаг у населения оплачивает чеками. Как это происходит? Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате Национальному банку. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческого банка. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если же количество денег надо сократить, тогда Национальный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в Национальном банке. Националььный же банк учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Национальный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящихся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Национального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами, могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельными видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов состоит в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов, например, ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам. Кроме того, таким методом является установление лимитов по учету векселей для отдельных банков.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два типа денежно-кредитной политики: «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дорогих» денег проводится в условия инфляции. Она направлена на ужесточение условий и ограничений кредитных операций коммерческих банков, т.е. сокращение предложения денег. Национальный банк, проводя такую политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную процентную ставку. Если же такие меры оказываются недостаточно эффективными, то Национальный банк использует и административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих» денег - основной метод антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых» денег. Суть ее состоит в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает норму резервов и учетную ставку. Создаются льготные условия для предоставления кредитов субъектам хозяйствования.

Национальный банк выбирает тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При этом надо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время. Во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Цели денежного регулирования достигаются посредством определенных инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики - набор средств в распоряжении ЦБ, позволяющие ему осуществлять контроль над уровнем и структурой ликвидности в экономике Они подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

Лимиты кредитования;

Прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

Изменение нормы обязательных резервов;

Интервенция на валютный рынок;

Операции на открытом рынке .

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. В большинстве экономически развитых стран в основу денежно-кредитной политике положен косвенный контроль над денежной массой.

Административные (прямые) методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. В основном используются лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии. Общие кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. При этом для всех коммерческих банков определяются одинаковые пределы для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль называют селективным . К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно также отнести установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным кредитом и т.д.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает, в основном, косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами, и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

В большинстве экономически развитых стран в основу денежно-кредитной политике положен косвенный контроль над денежной массой. На деле регулирование осуществляется посредством изменения либо денежной базы, либо нормы резервирования депозитов. При этом чаще всего используются три инструмента - операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента, подробному анализу которых будут посвящены следующие подразделы.

Стоит отметить, что при выборе конкретных инструментов в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.

Изменение учетной ставки

В политике рефинансирования важное место занимает регулирование ставок процента, по которым центральный банк проводит данные операции. Регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, - его официальной ставкой. Повышение последней снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у центрального банка, что ведет к сокращению кредитов, предоставляемых рыночной клиентуре банками, следовательно, уменьшает денежную массу и увеличивает величину рыночных ставок процента. Повышая последние, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т. е. кредитной рестрикции, снижая, - кредитной экспансии Центральный банк обычно устанавливает ставки по операциям - дисконтную, ломбардную, для операций на открытом рынке и др. Регулируя их уровень, он воздействует на уровень ставок процента по кредитам и другим операциям коммерческих банков.

Пик использования ставок центрального банка для регулирования денежно-кредитной сферы пришелся на 1950 - 1960-е гг. Большое значение придавалось им и в 1970-е гг., когда имело место расширение международного движения капиталов. В современных условиях общая ориентация на контроль уровня ставок сохраняется, но значение этого инструмента регулирования постепенно уменьшается. Однако полностью отказаться от него нельзя в силу макроэкономического, в том числе антиинфляционного, воздействия на экономику, а также на курс национальной валюты.

В большинстве развитых стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков, относится учетная ставка. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики .

Официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков краткосрочных государственных облигаций и переучете коммерческих векселей. Учет векселей -- это покупка банком векселя до наступления срока платежа по нему. Банк при этом авансирует клиенту деньги и при наступлении срока платежа сам предъявляет вексель к оплате. К учету принимаются векселя, основанные на товарных и коммерческих сделках, Банк учитывает вексель, выплачивая его бывшему владельцу не всю сумму, указанную в нем, а за вычетом, так называемого, дисконта (учетной суммы) .

Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками на основе переучетных операций. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Когда центральный банк повышает учетную ставку, он тем самым удорожает кредиты рефинансирования, уменьшая кредитные возможности банков и, наоборот, когда он понижает ее, то удешевляет кредиты и увеличивает возможности банков предоставлять кредиты своим клиентам. По сложившейся в 1950 - 1960 гг. практике центральный банк фиксировал свою учетную ставку, по которой выдавал кредиты в соответствии со спросом на них, а рынок регулировал количество денег в обращении. Типичным был низкий уровень ставок центрального банка, что стимулировало обращение остальных банков к его кредитам. Поскольку все банки обращались за кредитными ресурсами к центральному, то влияние ставок последнего распространялось на всю экономику, что и служило подтверждением регулирующего воздействия учетных ставок центрального банка на общую динамику ставок процента.

В последние годы кредитование коммерческих банков по официальной учетной ставке повсеместно сокращается, например, федеральные резервные банки осуществляют эти операции выборочно и в минимальных размерах, действуя как кредиторы в последней инстанции. Учетная ставка в современных условиях служит публичным индикатором перемен политики центрального банка. Ее изменения показывают направления политики последнего, что заставляет экономические субъекты менять собственную стратегию.

В некоторых странах Центральный Банк устанавливает квоты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредитования стимулируют к использованию этих квот .

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы, изменение которой может быть подсчитано по формуле:

где?М - изменение денежной массы;

К - кредитные возможности коммерческих банков (сумма, которую они могут выдавать в кредит);

mult банк - банковский мультипликатор;

rr - норма обязательных резервов.

Изменение учетной ставки процента влияет только на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, как упоминалось выше, с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у центрального банка, относительно невелик, например, в США не превышает 2--3% общей величины банковских резервов, так как центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Кроме того, кредиты, полученные у центрального банка, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам .

Ставка процента, выступая ценой денег, формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги D ) и предложения денег S ) (рисунок 1.1).

Когда центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от М1 до М2), а рыночная ставка процента растет (от R 1 , до R 2 (рисунок 1,а)).


Рисунок 1.1. -Воздействие изменения предложения денег на ставку процента

Кривая предложения денег вертикальна, поскольку денежную массу контролирует Центральный банк и предложение денег не зависит от ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон, так как величина спроса на деньги находится в обратной зависимости от ставки процента -- чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредиты, тем меньший спрос на них предъявляют экономические агенты. Равновесная ставка процента -- это ставка, при которой спрос на деньги равен предложению денег. Графически ее величина определяется в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.Поэтому, даже если Центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, -- экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по своим кредитам, деньги (кредиты) становятся "дорогими", и денежная масса сокращается.

Основным объектом, на который воздействует процентная политика Центрального банка, во всех развитых странах являются краткосрочные ставки. Стратегии регулирования ставок процента достаточно разнообразны. В настоящее время в большинстве стран наиболее значимой становится стабилизация максимально краткосрочных ставок денежного рынка. Однако посредством регулирования учетной ставки центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь влияет на уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. В этих условиях более привлекательными становятся депозиты или прямое финансирование. Понижение учетной ставки, наоборот, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, поднимая их рыночную стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Что касается ставки рефинансирования, применимой в Республике Беларусь и некоторых других странах, то она носит в основном индикативный характер и напрямую не связана с кредитными ставками, следовательно, не может действенно влиять на реальный сектор экономики.

Пересмотр резервных требований

Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.

Широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Если складывается ситуация, когда банк не имеет возможности поддерживать требуемое повышенное соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Снижение норм резервов в периоды экономического спада стимулирует развитие деловой активности. В этом случае сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превысит сумму требуемых обязательных резервов, в результате банки смогут предоставлять новые ссуды и приобретать ценные бумаги .

В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.

Воздействие резервных требований на денежную сферу отличается от воздействия других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики .

Величина обязательных резервов (R обяз ) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr обяз), которая устанавливается центральным банком в виде процента от общей суммы депозитов коммерческого банка (D):

где, R обяз - величина обязательных резервов;

rr обяз - норма обязательных резервов;

D - депозитов коммерческого банка.

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

* во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков -- сумма, которую они могут выдать в кредит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет нрава использовать на цели кредитования, увеличивается.

* во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора. Рост нормы обязательных резервов сокращает величину банковского мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

§ через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков;

§ через изменение величины банковского мультипликатора.

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент редко используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974--1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому данный инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой .

Операции на открытом рынке

В настоящее время операции на открытом рынке являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования. Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения. Сущность этого метода заключается в том, что центральный банк покупает или продает ценные бумаги на открытом рынке. Объект этих операций - рыночные ценные бумаги, к которым преимущественно относятся государственные обязательства, ценные бумаги промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком. Если последний продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на величину купленных бумаг. Вследствие этого уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении. И, наоборот, при покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, и у коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по выдаче ссуд.

Чаще всего для целей денежно-кредитного регулирования центральный банк использует ценные бумаги, выпущенные государством. В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом.

С помощью выпуска государственных долговых инструментов осуществляется:

Финансирование текущего дефицита бюджета;

Рефинансирование долга;

Финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды;

Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги.

Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента .

Центральный банк покупает и продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению -- домохозяйствам и фирмам (небанковскому сектору). Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что повышает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм) и если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка.

Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков. Изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика "перегрета", то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы, и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Вывод: Денежно-кредитная политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики.

Высшими целями денежно-кредитного механизма государственного регулирования являются стабильный рост совокупного выпуска в экономике, полная занятость ресурсов, стабильный уровень цен и равновесие платежного баланса. Эти цели достигаются с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на реальный сектор экономики с относительно большим временным лагом. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше задачи. Для достижения поставленной целей органы кредитно-денежного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, процентных ставок и валютного курса.

Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами кредитно-денежного регулирования будет пользоваться Центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

1. Сущность и виды денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику НБ РБ. Денежно-кредитная политика НБ РБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации через укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики и осуществляется посредством осуществления денежно-кредитного регулирования – совокупности конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

НБ РБ совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, которые включают в себя характеристику состояния экономики Республики Беларусь; прогноз социально-экономического развития и прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год; оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году; мероприятия НБ РБ на очередной год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

НБ РБ ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, о размерах золотовалютных резервов.

Виды монетарной политики :

– жесткая монетарная политика – направлена на поддержание определенного размера денежной массы;

– гибкая монетарная политика – направлена на регулирование процентной ставки;

– стимулирующая монетарная политика – проводится в период спада с целью стимулирования деловой активности и борьбы с безработицей;

– сдерживающая монетарная политика – проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Методы денежно-кредитной политики – совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Виды методов денежно-кредитной политики :

а) Прямые методы – административные меры в форме различных директив (установление лимитов роста кредитования, лимиты привлечения депозитов) Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены кредитных ресурсов на финансовом рынке. Реализация этих методов дает наиболее быстрый экономический эффект.

б) Косвенные методы – методы, воздействующие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Данные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Их применение не приводит к деформациям рынка, поэтому использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации банковской деятельности.

Различают общие и селективные методы: общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом; селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики. В развитых экономических системах косвенными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.

Операции на открытом рынке – продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков и, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Резервная норма – установленный в виде процента норматив депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен хранить в центральном банке либо в собственных хранилищах. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов. При этом банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Учетная ставка – ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.

3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования. Существует два типа денежно-кредитной политики :

1) Политика дешевых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. ЦБ увеличивает предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

2) Политика дорогих денег. Проводится ЦБ прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования .К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмену квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь. Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время НБ РБ проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В 2001–2004 гг. НБ РБ, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. Для регулирования денежной массы НБ РБ использовал операции на открытом рынке, которые осуществлялись с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. В 2007–2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13–17 %.

Цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики НБ РБ и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси:

– реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников СНГ;

– работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;

– взаимодействие НБ РБ и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Ресурсная база банков увеличивается за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА


Похожая информация.


Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой совокупность мероприятий, основная цель проведения которых заключается в изменении объема денежной массы, которая находится в обращении. Они применяются для изменения числа кредитов, уровней процентных ставок и прочих критериев валютного рынка и рынка ссудного капитала.

Финансовая политика как составляющая экономики

Косвенные инструменты политики используются для изменения доминирующих параметров валютного рынка. Изначально они оказывают влияние на резервный баланс центрального банка, на его процентные ставки и на сами денежно-кредитные взаимоотношения в рамах государства. Изменение процентных ставок влечет за собой изменения в рыночных процентных ставках, модернизацию объема и структуры операций у коммерческих финансовых институтов. Косвенные «рычаги» можно отнести к процессу функционирования денежных рынков, следовательно, их применение не становится причиной дисбаланса в денежно-кредитном секторе.

Регулирование центральными банками ситуации на финансовом рынке

Центральные банки во всем мире, активно используя инструменты денежно-кредитной политики, прибегают не только к рыночному регулированию, но и к административному. Для рыночного регулирования принято использовать прямые методики влияния, а для административного - косвенные. Инструменты для регулирования финансового сектора можно назвать экономическими переменными, которые постоянно корректируются денежными властями и применяются для корректировки операционными переменными. Рычаги представляют собой масштабные финансовые операции, которые могут реализоваться не только центральными банками и правительством, но и мелкими коммерческими структурами, но по указанию ЦБ.

Инструменты политики в России

Основные инструменты денежно-кредитной политики России формируются Центральным банком. В 2012 году был представлен документ, который определял полномочия и возможности ЦБ РФ в аспекте регулирования процессов на финансовом рынке на ближайшие три года. Финансовый документ должен был стать прямым руководством к действию, которое должно было помочь избежать сложной экономической ситуации которая сложилась сегодня. По факту, описанные в бумаге полномочия ЦБ РФ не дали ожидаемого результата, и теория осталась только теорией. К сожалению, еще пока далека от идеала российская денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, которые она ставит и использует, не всегда соответствуют реальному положению дел. Можно сказать лишь о некоторых ограничениях со стороны ЦБ РФ, которые приносят определенный эффект:

  • Контроль над процентными ставками, формирование некого коридора с максимумами и минимумами.
  • Целевое кредитование.
  • Резервные требования обязательного типа.
  • Установление нормы ликвидности.
  • Проведение операций на открытом рынке.
  • Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования.

Что делает ЦБ РФ сегодня?

Инструменты денежно-кредитной политики государства - это косвенные рычаги, так как они вытеснили прямые воздействия по причине перехода к рыночной экономике. На данный момент Центральный банк России следует политике планомерного и постепенного увеличения учетной ставки. Начиная с 14 сентября 2012 года она составляет 8,25%. Тут же хотелось добавить, что изначально правительство государства планировало максимально сократить размер ставки, в частности до уровня Китая (0,5%). Развитие экономических событий в мире внесло в планы правительства существенные коррективы.

Операции на открытом рынке

В 2014 году правительство России использовало все возможные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ с целью удержать падение рубля. Большое значение отдавалось операциям на открытом рынке. Сюда можно отнести массовые продажи национальной валюты, которые должны были увеличить спрос на рынке и привести к падению котировок. Одна из последних масштабных операций проводилась в декабре 2014 года. После того как правительство потратило порядка 3 миллиардов, а курс валюты так и не изменился, продолжил свое падение, рубль было принято отпустить в «свободное плавание» с целью сохранить ЗВР страны. Это говорит о том, что самым мощным инструментом кредитно-денежной политики является именно эмиссия, но и она сегодня уже не действует. Роль ЦБ в стабилизации ситуации минимальная, а стоимость валюты формируется естественным спросом и предложением.

Какие инструменты планирует использовать ЦБ РФ в 2015-2017 гг.?

В соответствии с планом, ЦБ РФ в период с 2015 по 2017 гг. будет продолжать реализовать меры для увеличения потенциала рефинансирования в пределах операций РЕПО. В перспективе имеется расширение Ломбардного списка путем пополнения его ценными бумагам, которые будут соответствовать установленным требованиям. ЦБ ставит в качестве цели активное развитие финансового рынка, увеличение его емкости. Банк России готовится к активному содействию процветанию механизмов секьюритизации, которые возможны только при условии активного участия в процессе кредитных организаций. Продолжатся процессы рефинансирования в течение 1 месяца. Залогом по ним будут выступать нерыночные активы, поручительства и золото. Это даст возможность управлять задолженностями, сохраняя их на уровне максимально эффективного управления ставками денежного рынка. Актуальными останутся ежемесячные аукционы. На них будет предоставляться право по предоставлению кредитов на срок до 3-х месяцев при плавающей процентной ставке. Система инструментов денежно-кредитной политики уже в ближайшей перспективе будет дополнена операциями своп с золотом на 1 и 7 дней, на аукционной основе и по фиксированной ставке.

Денежно-кредитная политика – это изменение государством количества денег в обращении для решения важных экономических задач.

Необходимость государственного контроля за денежной массой связана с поведением экономических агентов рынка. Так, банки, максимально расширяя кредит и создавая избыточную денежную массу в период экономического подъема, могут способствовать созданию чрезмерного совокупного спроса и усилению инфляции. В период депрессии количество предоставляемых займов сокращается и банкиры предпочитают держать деньги в ликвидной форме. Тем самым сдерживается совокупный спрос и усиливается спад.

Стремительное сокращение денежного предложения способствовало развитию Великой депрессии 1929 – 1933 гг. Поэтому ЦБ должен иметь в своем распоряжении определенные инструменты, предназначенные для управления денежной массой. Целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в стабилизации или достижении высокого уровня развития производства, характеризующегося низкой безработицей и инфляцией.

Существуют три основных инструмента денежно-кредитной политики:
– операции на открытом рынке;
– изменение резервной нормы;
– изменение учетной ставки.

К операциям на открытом рынке относятся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. Рост предложения денег в этом случае достигается за счет денежной массы, выпущенной в обращение при покупке ценных бумаг у населения и коммерческих банков, а его сокращение – за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций. Операции на открытом рынке – наиболее часто применяемый ЦБ инструмент экономической политики. Так, на Нью-Йоркском рынке облигаций они проводятся фактически ежедневно.

Практически этот процесс осуществляется так. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы, и ЦБ решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать ценные бумаги на открытом рынке. Вследствие увеличения предложения ценных бумаг их рыночная цена падает. Дилеры правительственных ценных бумаг начинают покупать их и перепродавать по рыночной цене спроса домашним хозяйствам, которые охотно приобретают эти бумаги в связи с высокой доходностью.

Если в экономике наблюдается недостаток денежных средств, грозящий спадом и ростом безработицы, ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения денег, скупая правительственные ценные бумаги. Под влиянием их высокой цены домашние хозяйства начинают продавать ценные бумаги, и количество денег увеличивается.

Реже применяется изменение учетной ставки, под которой понимается та ставка процента, под которую ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты. Банки прибегают к ним, когда их собственные средства для выполнения предъявленных требований недостаточны. Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению объемов заимствования у ЦБ. В результате происходит рост предложения денег, т.к. коммерческий банк расширяет свои возможности предоставления кредитов населению. Инструмент используется нечасто, поскольку ЦБ пытается, насколько это возможно, избежать льготного кредитования коммерческих банков без крайней необходимости. В основном учетная ставка изменяется вслед за движением процентных ставок на рынке капиталов.

Изменение резервной нормы как инструмент экономической политики применяется реже всего. Резервная норма устанавливает пределы, в которых банки могут осуществлять кредитование. Она представляет собой определенный резерв денежных средств в кассах или на счетах ЦБ, чтобы иметь возможность осуществлять выплаты. Это приводит к тому, что банки не могут использовать все свои депозиты для выдачи кредитов. Варьируя резервную норму, ЦБ может влиять на возможности коммерческих банков создавать платежные средства. Если норма увеличивается, банки уже не могут выдавать так много кредитов, как ранее, следовательно, денежная масса уменьшается. Когда резервная норма снижается, то денежная масса возрастает. Основную часть своих резервов коммерческие банки хранят в ЦБ.

Коммерческие банки не могут держать резервов меньше, чем это требуется. Если у коммерческих банков возникает временный недостаток таких средств, они занимают деньги для резервирования или у других банков, имеющих их сверх минимальной нормы, или у ЦБ.

Главным методом, с помощью которого ЦБ контролирует количество денег в обращении, являются операции на открытом рынке. Конечный результат воздействия этих операций на денежную массу включает как прямой, так и вторичный эффекты. Это означает, что покупка ценных бумаг у населения на 1 млн дол. увеличит денежную массу на большую величину, чем 1 млн дол. Величина множителя, на которую возрастает количество денег в обращении в результате операции на открытом рынке, называется денежным мультипликатором.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.