Кредитная рестрикция представляет собой политику уменьшения кредитов. Кредитная экспансия и рестрикция. H) повышает ставку рефинансирования

Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.

Инструменты кредитной экспансии :

Приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

Понижение резервной нормы;

Понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1. росту денежного предложения;

2. падению процентных ставок коммерческих банков;

3. росту инвестиционных расходов предприятий;

4. увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.

Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :

1. реализация ценных бумаг;

2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

1. предложение денег сокращается;

2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

3. сокращается объем инвестиций предприятий;

4. уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

1. росту спроса на национальную валюту за границей;

2. увеличению стоимости национальной валюты;

3. сокращению чистого экспорта.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

Скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

Степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

Увеличение реального ВВП;

Снижение уровня безработицы;

Стабилизацию цен;

Достижение устойчивости платежного баланса.

Денежно-кредитное регулирование основывается либо на политике кредитной экспансии, либо на политике кредитной рестрикции. Если государство проводит политику экспансии, то происходит увеличение объемов денежной массы, кредитов, снижение нормы ссудного процента и в результате ожидается повышение деловой активности в экономике, что означает увеличение объемов производства, инвестиций в производство, но возможно ухудшение денежного обращения.

Наоборот, рестрикция приводит к улучшению денежного обращения и уменьшению объема производства.

Основными методами денежно-кредитного регулирования являются:

· Учетная политика, осуществляемая центральным банком.

· Операции на открытом рынке.

· Регулирование норм обязательных резервов.

Учетная политика осуществляется в ходе изменения уровня процентной ставки, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (это ставка рефинансирования). В условиях предкризисного подъема центральный банк повышает уровень учетного процента и таким образом вынуждает коммерческие банки повысить плату за свои ссуды – это кредитная рестрикция. В результате сокращается объем кредитов, предоставляемых экономике, так как кредит становится дорогим, и спрос на него падает. Таким образом сдерживается кризис перепроизводства.

В условия кризиса центральный банк понижает уровень ссудного процента, что стимулирует предложение кредитов хозяйству и приводит к увеличению денежной массы – это кредитная экспансия.

Операции на открытом рынке означают, что центральный банк осуществляет куплю-продажу ценных бумаг. Для сокращения объемов производства, объемов кредитных вложений и денежной массы центральный банк осуществляет продажу ценных бумаг коммерческим банкам – это кредитная рестрикция .

Для оживления экономики центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, что означает увеличения ресурсов коммерческих банков для кредитных вложений в экономику. Все это сопровождается увеличением денежной массы – это кредитная экспансия .

При продаже ценных бумаг центральный банк устанавливает такой уровень процента по ценным бумагам, который обеспечивает коммерческим банкам более высокий доход, чем ссудные операции. Наоборот, осуществляя покупку ценных бумаг центральный банк снижает уровень процента по ценным бумагам, что делает невыгодным наличие этих ценных бумаг в активах коммерческих банков.

Регулирование норм обязательных резервов предполагает, что коммерческие банки обязаны часть своих ресурсов хранить на резервных счетах в центральном банке. Объем резервирования регулируется государственным законодательством. Так, в РФ по закону «О центральном банке» эта норма ограничена 20%, в США – 5%, в других странах до 10%. Резервирование производится от привлеченных ресурсов в виде депозитов. Регулирование норм обязательных резервов является эффективным, но не рыночным методом, это – административный метод. Увеличение норм обязательных резервов ведет к прямому сокращению ресурсов банка для кредитных вложений, что ведет к сокращению объемов кредитов и сокращению денежной массы, что соответствует политике рестрикции . Наоборот, сокращение норм обязательных резервов высвобождает ресурсы коммерческих банков для кредитования, что соответствует политике экспансии .


В период кризиса государство применяет такой инструмент как валютные интервенции. Этот метод представляет собой участие центрального банка в операциях по купле-продаже иностранной валюты с целью поддержания валютного курса национальной валюты. Если курс национальной валюты падает, то центральный банк продает иностранную валюту, тем самым сокращая золотовалютные резервы государства – это крайне дорогой метод и применяется в исключительных случаях.

Кредит и его основные формы

1. Происхождение и сущность кредита, ростовщический и коммерческий кредиты

2. Ссудный капитал и источники его формирования

3. Ссудный процент

4. Отличие ссуды денег от ссуды капитала

5. Банковский кредит

6. Государственный кредит

7. Потребительский кредит

8. Международный кредит

Политика «дорогих денег» применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты, используемые ЦБ при кредитной рестрикции:

Реализация ценных бумаг (идет процесс изъятия денег из обращения);

Параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

В итоге:

Предложение денег уменьшается;

Ставки процента коммерческих банков возрастают;

Сокращается объем инвестиций предприятий;

Уменьшается рост цен.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

1. скорость принятия решений ЦБ (как правило решение об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

2. степень изоляции руководителей ЦБ от давления групп-лобби. Лобби – политическая группа людей.

Основные цели ДКП:

Увеличение реального ВВП

Снижение уровня безработицы

Стабилизация цен

Достижение устойчивости платежного баланса.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации. (с 18.12.2017 г. ставка рефинансирования на уровне – 7,75%. Однако ставки по кредитам в других банках могут быть меньше где есть государственная поддержка. Например, Кошелев банк, 5% ставка под конкретный проект)

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.

Согласно статьи 34.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Основной целью ДКП является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты (банки, налоговые службы и т.д.) денежно-кредитной политики воздействуют на объекты (налоговая ставка, ставки по кредитам и т.д.) для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.



1. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам (вклад в банке) являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – это прямой (административный) метод.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги (интервалы) денежно-кредитной политики сокращаются.

Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг.Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов,однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Установление официальной учетной ставки – это косвенный метод.



2.В зависимости от связи спроса и предложения с поставленными целями ДКП различают:

1. Методы регулирования денежного предложения. Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Денежная масса – совокупность наличных денег в обращении и остатков безналичных на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

2. Методы регулирования денежного спроса. Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как

2.1.средство обращения (например, спрос на деньги для совершения сделок)

2.2.спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как на активы – это спрос на ликвидные активы, которые люди желают иметь в определенный момент времени на данном уровне дохода.

Спрос на деньги как на запасную стоимость – это запас ценности как средство сохранения стоимости.

Спекулятивный спрос – это спрос на деньги, основанный на убежденности спекулянтов в том, что процентные ставки будут расти, что повлечет за собой падение цен на облигации. Следовательно, окажется разумным придержать деньги дожидаясь этого падения и лишь потом инвестировать.

2.1. Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен - тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

2.2. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной процентной ставки (обратно пропорционально). Также надо отметить, что при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки (часть денег съедает инфляция) по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг (т.к. предусмотрен рост денежной массы за счет процентов).

Номинальная процентная ставка - это процентная ставка по ценной бумаге с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости (а не от рыночной).

Номинальный ВВП – ВВП, рассчитанный в текущих ценах.

Денежно-кредитная политика государства -- это совокупность действий, предпринимаемых государством в области регулирования денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. операции на открытом рынке, т. е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения -- приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению -- снижает объем денежной массы);

2. изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. изменения учетной ставки (учетная, или дисконтная политика), т. е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение -- сокращает).

Кроме этого применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма необходимо искать «в количественной теории денег, на которой основывалась классическая денежная теория»1.

По мнению лидера монетаристов М. Фридмена, денежно-кредитное регулирование оказывает существенное воздействие на цикличность экономических процессов, причем это воздействие проявляется с некоторым временным лагом. Так, колебания денежной массы приводят и к «пикам» цикла, опаздывающим на 16 месяцев, и к кризисам, опоздание которых равняется одному году.

М. Фридмен рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришел к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.

Чтобы это правило действовало, считает М. Фридмен, требуется:

1) определить запас денег, к которому оно относится;

2) установить, как должна определяться норма прироста;

3) установить, какие допущения необходимо сделать для внутригодовых или сезонных изменений.

Одной из причин кризиса в казахстанской экономике начала 90-х гг. многие авторы считают попытки импорта на казахстанскую почву некоторых монетаристских построений, например, жесткой денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Однако сторонники реализации данной модели в Казахстане не учли отсутствие конгруэнтности западной и национальной экономики с ее специфическими региональными, отраслевыми и технологическими особенностями.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

1) кредитная экспансия (политика дешевых денег) -- политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

2) кредитная рестрикция (политика дорогих денег) -- ограничение эмиссии и кредитования.

1. Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставка рефинансирования, т. е. ставка, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1) росту денежного предложения;

2) падению процентных ставок коммерческих банков;

3) росту инвестиционных расходов предприятий;

4) увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

1) сокращение спроса на национальную валюту за границей;

2) обесценение национальной валюты;

3) увеличение чистого экспорта.

2. Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учетную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объем инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

а) от быстроты принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

б) изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно кредитной политики вообще можно считать1:

1. увеличение реального ВВП;

2. снижение уровня безработицы;

3. стабилизацию цен;

4. достижение устойчивости платежного баланса.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита.

Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика имеет 2 направления:

1. Кредитная экспансия – направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии.

2. Кредитная рестрикция – их сдерживание и ограничение.

В условиях падения производства и увеличения безработицы ЦБ пытается оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Если же наблюдается рост цен, «биржевая горячка», нарастание диспропорций в экономике, то применяется ограничение кредита, повышение %, сдерживание эмиссии.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется в нескольких направлениях:

1) государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);

2) управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;

3) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:

По форме воздействия (прямые и косвенные);

По объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

По характеру регулируемых параметров (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Методы денежно-кредитной политики делятся на 2 вида:

1. Общие – влияют на рынок ссудных капиталов в целом.

2. Селективные – предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей).

1) учетная (дисконтная) политика. Применяется с середины 19 века. Учетная ставка – это процент по ссудам, которые ЦБ предоставляет КБ, или дисконт при учете векселей КБ.

Повышение ставки процента (политика «дорогих денег») ведет к сокращению заимствований коммерческих банков. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок, сокращению кредитных операций. Проводится в целях борьбы с инфляцией. Понижение ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства;

2) операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.

Инициатором этих операций является государство. В целях предотвращения инфляции происходит продажа ценных бумаг. При этом их доходность должна быть выше, чем у других активов;

3) резервные нормы (требования) – это часть банковских депозитов и других пассивов, которые должны храниться на счете в ЦБ. Этот запас КБ не имеют права использовать для осуществления своих операций.

Через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Если нормы возрастут в 2 раза, то КБ вынуждены будут уменьшить кредитную эмиссию. Кроме того, это заставит КБ сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Предложение денег в итоге сокращается, увеличиваются процент по кредитам. Все это помогает в борьбе с инфляцией. Если же надо увеличить денежную массу, то нормы снижаются.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых денег», которая заключается в следующих мерах:

1. Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

2. Необходимо провести понижение учетной ставки.

3. Нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение валового национального продукта. Задача данной политики – сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Проводится политика «дорогих денег» . Необходимо уменьшить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом:

1. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

3. Увеличение учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка.

В результате проведения политики дорогих денег банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель этой политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся:

Контроль по отдельным видам кредитов;

Регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Установление количественных параметров на кредиты приоритетных отраслей;

Создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам, и пользуются льготами при переучете векселей в центральном банке;

Распространение различного рода льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.

Предыдущая