Преимущества и недостатки кредитной политики банка. Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики. Кредитно-денежная политика в России

Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи.

Практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже).

В Российской Федерации вопрос о соотношении международного договора и отечественного закона решается следующим образом. Согласно Конституции России 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. В практике международной торговли применяются следующие основные источники регулирования отношения внешнеторговой купли-продажи:

* Конвенция о признании и приведении исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.);

* Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961г.);

* Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.);

* Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим, 1980);

* Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);

* Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.);

* Соглашение между государствами - участниками СНГ от 20 марта 1992 г. "Об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств и другие международные Конвенции, соглашения и прочие акты, регулирующие внешне-экономическую деятельность.

В России принят Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с законодательством РФ. Особо оговорено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11).

Конституция РФ (ст.15) предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем установленные законом, то применяются правила международного договора.

Применительно к внешнеэкономическим контрактам важное значение имеют 2 вида международных договоров.

К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли между двумя государствами или группой государств, например, договоры о внешнеэкономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах.

Договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежным партнером прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит зарубежный контрагент, международные договоры первого вида. Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень цен. Межгосударственные договоренности о контингентах взаимопоставляемых товаров создают соответствующие предпосылки для получения лицензий и иных разрешений, если они необходимы, а по вопросам платежей - предопределяют контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

Сделки, заключаемые с иностранными контрагентами, регулируются нормами права той или иной страны. Применяемое к ним право определяется по соглашению сторон Контракта. Действующее в России законодательство, как и право большинства других стран мира исходит из того, что стороны внешнеэкономической сделки свободны в выборе применимого права. Однако при его выборе возникают серьезные сложности не только у неискушенных в праве людей, но и профессиональных юристов, которые недостаточно глубоко знают иностранное право, регулирующее коммерческие отношения.

Общие нормы гражданского законодательства, регулирующие международную куплю-продажу товаров, действующие в настоящее время на территории РФ, содержится в основном в ГК РФ 1994 г. Вопрос о пределах применения Основ законодательства 1991 г. и ГК 1964г, иных нормативных актов РФ и Союза ССР, действовавших на территории Российской Федерации, необходимо решать на основе Федерального закона от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие ч. 1 Гражданского кодекса РФ".

Применение тех или иных норм ГК РФ определяется видовой принадлежностью договора. Обычно по контракту международной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Правовому регулированию договора розничной купли-продажи в Гражданском кодексе РФ посвящен параграф 2 главы 30 (ст. 492-505).

Наряду с обозначенными статьями, к правоотношениям, возникающим из договора розничной купли-продажи, применяются общие правила Гражданского кодекса о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже (§1 гл. 30), если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи.

В частности, к ним относятся: положения о форме сделок (ст. 158-165), их недействительности (ст. 166-181), общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст. 196, 200), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст. 15, 393), принципах исполнения обязательств (ст. 309, 310) и порядке заключения договора (ст. 432-443, 445, 446), его прекращении и изменении (ст. 450), сроке исполнения (ст. 457), количестве, качестве и комплектности товара (ст. 465, 466, 469, 478-480), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (ст. 476) и др.

Наряду с ГК РФ отдельные виды договора розничной купли-продажи регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №918 утверждены Правила продажи товаров по образцам. При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором.

Наряду с названным действует целый ряд правил розничной купли-продажи:

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №569;

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 и другие;

И если правовому регулированию продажи по образцам посвящены отдельные правила, то купле-продаже с использованием с автоматов кроме единственной статьи ГК больше не уделено внимание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей").

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

В качестве примера можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1013 "Об утверждении переченя товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum128/item614.html - _ftn8 ;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке"http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum128/item614.html - _ftn11 и др.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Однако важно отметить, что в отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, например, можно выделить:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами для о защите прав потребителей" (в редакции постановления от 17 января 1997 г. №2);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Так, например, согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон "О защите прав потребителей" применяется к розничной купле-продаже в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом Закон применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей":

Конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8-10 Закона "О защите прав потребителей");

Регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей");

Предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Важно отметить, что законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина. Права потребителей, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи.

Особое место в современном российском законодательстве, регулирующем куплю-продажу товаров, является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, антимонопольное законодательство включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели антимонопольного законодательства подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). Антимонопольное законодательство, как правило, является общенациональным.

Основная категория антимонопольного законодательства - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном) товарном рынке. Антимонопольное законодательство не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ антимонопольное законодательство появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосредующих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция РФ вместе с Законом о конкуренции, издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует антимонопольное законодательство РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенности антимонопольного законодательства РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер, специфика противоречащих антимонопольному законодательству действий (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения антимонопольного законодательства и на которые не распространяются названные изъятия.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - ФАС РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий ФАС РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Особым разделом является законодательство о естественных монополиях.

В настоящее время на правовое регулирование купли-продажи направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов (как гражданско-правовых, так и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права). Представим их иерархию.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что действующее гражданское законодательство, направленное на регулирование правоотношений купли-продажи, базируется на общепризнанных международных нормах .

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди актов направленных на регулирование купли-продажи можно выделить:

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) ;

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 "Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию" ;

Правовое руководство ЮНСИТРАЛ "По международным встречным торговым сделкам" (подготовлено на двадцать пятой сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 4-22 мая 1992 г.) ;

- Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" Публикация Международной торговой палаты 1990 г. №460 .

Базисным актом национального законодательства Российской Федерации, посвященным купле-продаже, является Гражданский кодекс РФ (Часть 2, Гл.30).

Параграф 1 гл.30 ГК РФ содержит общие положения о купле-продаже, применимые в случае, если иное не предусмотрено правилами §2-8. Весьма важно учитывать различия в части применения конкретных положений (общих или специальных норм о купле-продаже). Так, например, в параграфе о продаже предприятия по-иному, чем в общих положениях (ст.455 ГК РФ), решен вопрос о его существенных условиях. По-иному, чем в общих положениях (ст.475 ГК РФ), регулируются последствия передачи продавцом покупателю товара ненадлежащего качества в розничной купле-продаже (ст.503 ГК РФ) и поставке (ст.518 ГК РФ).

Как верно подчеркивают исследователи, в Общих положениях о купле-продаже (§1) и при регулировании договора поставки (§3) нередко имеются ссылки на обычаи делового оборота или обычно предъявляемые требования (см., например, п.2 ст.459, п.2 ст.474, п.2 ст.478, п.2 ст.484, п.1 ст.485, п.1 ст.508, абз.2 п.1 ст.510, п.2 ст.513, п.1 ст.519 ГК). Необходимо иметь в виду, что не всегда при таких ссылках действует общее правило (п.5 ст.421), согласно которому при определении условий договора диспозитивная норма закона имеет приоритет перед обычаем делового оборота. Наоборот, в некоторых нормах прямо указано, что они применяются, если не вытекает иное из обычаев делового оборота (см., например, п.2 ст.459, п.1 ст.508, абз.2 п.1 ст.510). Так же решен этот вопрос и в ряде норм Общей части обязательственного права ГК, применяемых к договору купли-продажи (см., например, ст.311, 312, абз.2 п.2 ст.314, ст.316 ГК). В таких случаях действует правило о приоритете специальных положений по отношению к общим .

Наряду с ГК РФ к правоотношениям по купле-продаже применимы многие другие законодательные акты. В частности можно выделить:

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) – данный законодательный акт регулирует особенности розничной купли-продажи с участием покупателя физического лица;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г.) – отдельные положения данного закона применимы при купле-продаже недвижимого имущества.

Наряду с законодательными актами, к правоотношениям купли-продажи применимы и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты .

Среди подзаконных нормативных актов можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1997 г. №772 "Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами" ;

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. №756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 декабря 1998 г.) ;

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. №959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (с изм. и доп. от 15 апреля, 2 декабря 1994 г., 16 декабря 1995 г.) .

Важно подчеркнуть, что подзаконные нормативные акты не должны противоречить законодательным актам и применяются в целях урегулирования конкретного вопроса (на что должно быть соответствующая отсылка из законодательного акта). В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.

В правоприменительной практике все большее значение приобретают материалы судебно-арбитражной практики . Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права, как в странах с англосаксонской системой права, тем не менее, обзоры практики используются нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел.

Среди обзоров практики имеющих наибольшее значение при регулировании купли-продажи необходимо выделить:

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. №59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ;

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» ;

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 1997 г. №21 "Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости" ;

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1997 г. №14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" .

В заключение подчеркнем, что субъекты Российской Федерации не вправе принимать акты, направленные на регулирование правоотношений купли-продажи, т.к. гражданское законодательство отнесено Конституцией РФ (ст.71) к исключительному ведению Российской Федерации, а следовательно любые акты принятые субъектом РФ не буду иметь юридической силы и не должны применяться на практике.


Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 1994 г. - №1.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 "Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли" (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию"

Правовое руководство ЮНСИТРАЛ "По международным встречным торговым сделкам" (подготовлено на двадцать пятой сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 4-22 мая 1992 г.)

Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация Международной торговой палаты 1990 г. №460) // Совинтерюр. – Москва. - 1992 г.

Отношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, регулируются § 2 гл. 30 ГК. Стоит сказать - положения ГК об ϶ᴛᴏм договоре определяют особенности правового регулирования отношений между организацией, осуществляющей продажу товаров в розницу, и покупателем. Стоит заметить, что они, во-первых, регламентируют отношения, кᴏᴛᴏᴩые не урегулированы общими положениями о купле-продаже (например, по поводу информации о товаре, исполнения договора продажи товаров по образцам и с условием доставки товара покупателю и др.), во-вторых, определяют иные по сравнению с общими положениями правила (например, о последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и т.д.) К отношениям, не урегулированным договором розничной купли-продажи, применяются общие положения купли-продажи и части первой ГК. Так, договор розничной купли-продажи исполняется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правилами о сроке, количестве, ассортименте, качестве и комплектности товара, закрепленными в общих положениях о купле-продаже, а в случае нарушения договора возмещаются убытки по правилам части первой ГК.

Отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированные ГК, регулируются Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами, кᴏᴛᴏᴩые принимаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным Законом. Закон о защите прав потребителей в одних случаях конкретизирует и детализирует положения ГК о розничной купле-продаже (например, об информации, предоставляемой покупателю, и способах ее доведения), в других - устанавливает правила, не предусмотренные ГК (например, сроки удовлетворения требований покупателя и взыскание неустойки с продавца в случае просрочки их удовлетворения и др.), в третьих предусматривает иные правила, чем ГК, когда такие исключения допускаются ГК (например, о взыскании неустойки сверх убытков)

Исходя из ст. 26 Закона о защите прав потребителей Правительство РФ вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также продажи отдельных видов товаров. К первым могут быть отнесены Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит *(29), Правила продажи товаров по образцам *(30), Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами *(31) Эти Правила предусматривают особенности порядка исполнения договора (например, оплаты товара покупателем, доставки, сборки и подключения товара и т.д.), оформления договорных отношений (например, обязательства-поручения при продаже в кредит, квитанции на доставку, заказа на товар), условия договора и т.д.

Специфика отдельных товаров учтена в Правилах, утвержденных постановлениями Правительства РФ: от 19 января 1998 г. о продаже отдельных видов товаров *(32), от 19 августа 1996 г. о розничной торговле алкогольной продукцией на территории Российской Федерации *(33), от 1 ноября 2001 г. о распространении периодических печатных изданий по подписке *(34), от 15 августа 1997 г. об оказании услуг общественного питания *(35) Правила торговли отдельными видами товаров предусматривают обязанности продавца, связанные с особенностями продажи продовольственных, меховых товаров, одежды, обуви, бытовой техники, автотехники и других товаров, - предоставление дополнительной информации о товаре, проведение проверки его качества, предпродажной подготовки и т.д.

Особенностью правового регулирования договора розничной купли-продажи с участием граждан будет то, что в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать данные отношения. Следовательно, не допускается принятие министерствами и ведомствами нормативных актов в ϶ᴛᴏй области *(36)

Необходимость единообразного применения законодательства, регулирующего отношения с участием граждан, обусловила принятие Пленумом ВС РФ 29 сентября 1994 г. постановления N 7, кᴏᴛᴏᴩое содержит разъяснения по вопросам применения Закона о защите прав потребителей, в т.ч. и его положений об информации о товаре, последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и др.