Антиинфляционная политика государства. Эффективность антиинфляционной политики Антиинфляционная политика государства и ее инструменты

Инфляция проявляется в непрерывном обшем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает мае- су товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.

При инфляции прежде всего снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров. Она также снижает сбережения населения. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и дебиторами, среди которых выигрывает должник.

Инфляция сказывается на жизненном уровне каждого человека, всех слоев населения и всех сфер рынка. Есть частная инфляция (на определенный вид товара) и общая инфляция, которая является для экономики опасной.

Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.

В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей. Падает уровень жизни, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции не могут поспеть за динамикой цен.

Губительно действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения, что вызывает социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое несправедливо.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

  • нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
  • девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
  • деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Основными инструментами регулирования российской инфляции являлась кредитно-денежная политика, с помощью которой Правительство РФ в 90-е гг. пыталось воздействовать на денежную массу. Однако в результате таких мер произошли следующие последствия:

В стране в огромном объеме появились неплатежи (невыплаты заработной платы, задолженности перед поставщиками и со стороны клиентов, задолженность перед бюджетом и т.д.). Увеличение денежной массы в данных условиях могло привести к гиперинфляции.

Погашение государственных расходов при дефиците бюджета требует от Правительства РФ прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке и увеличению налогового бремени на предприятия, у которых не хватает оборотных средств на хозяйственные нужды. Другой способ — это внешние заимствования, а соответственно внешний долг и проценты по нему.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения .

Классические методы борьбы с инфляцией

Чтобы успешно преодолеть , необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос , вследствие чего, учитывая , увеличится . Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту и , что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы : правительство должно повысить и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить . Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления , поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в и открыта для притока иностранных капиталов.

Вывод

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы — в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

  • диспропорциональность структуры экономики — устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;
  • фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;
  • плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;
  • низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;
  • чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль — до 50% ВВП;
  • формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий — около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
  • усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой — под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

  • либерализация цен и хозяйственных связей;
  • включение российской экономики в мировое хозяйство;
  • переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;
  • введение новых косвенных налогов;
  • опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;
  • ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;
  • значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;
  • заниженный характер цен в период командно-административной экономики;
  • высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;
  • следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;
  • сущность (основная форма проявления инфляции) — устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;
  • социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России — слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США — 53%, Японии — 125%, Китае — 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте — сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

  • изменение курса рубля к доллару и евро;
  • рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;
  • повышение бюджетной заработной платы, пенсий;
  • бегство от обесценивающихся денег к товарам;
  • рост мировых цен на топливо;
  • наценки многочисленных торговых посредников;
  • «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;
  • отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

  • демонополизацию экономики;
  • контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;
  • стимулирование рыночной конкуренции;
  • уменьшение количества торговых посредников;
  • правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;
  • эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  • снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;
  • замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

  • увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;
  • совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;
  • снижение стоимости кредитных услуг;
  • обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;
  • повышение конкурентоспособности российской банковской системы;
  • совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

  • пропорциональный, сбалансированный экономический рост;
  • возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
  • концентрация инвестиций на приоритетных и быстрооку- паемых проектах в несырьевых отраслях;
  • активное противостояние теневой экономике;
  • эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;
  • повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения и других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.

Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции. Ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

1) государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функционированием современного хозяйства;

2) профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

3) монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.

Т.о. глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

К факторам денежного обращения относятся:

1) переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита;

2) перенасыщение кредитом народного хозяйства;

3) методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.

К неденежным факторам инфляции относятся:

1) факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве,

2) с затратным механизмом хозяйствования,

3) государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т. д.

Виды и типы инфляции

С точки зрения проявления различают?

1) «открытию» инфляцию;

2) «подавленную» инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.



Подавленная инфляция или скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

По темпам роста цен выделяют следующие виды инфляции:

1) нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3–3,5% в год; масштаб инфляции поддается контролю;

2) умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают до 10% в год; такая инфляция признается относительно безвредной и вполне соответствующей нормальному экономическому развитию в целом; масштабы ее не приводят к непредвиденным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами; стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.

3) галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.

4) гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Из всех видов инфляции наиболее губительной для экономики является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль самих денег в этих условиях сильно падает, население переходит на другие, гораздо менее эффективные формы расчета. Появляются параллельные валюты, в том числе иностранные, а также квазиденьги (талоны, карточки и т. п.).

Характерные черты проявления гиперинфляции:

1) разрушение нормальных экономических отношений;

2) производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности;

3) взаиморасчеты принимают бартерный характер;

4) сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание;

5) растет спекулятивная деятельность;

6) обесцениваются накопления целого поколения людей.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:

1) сбалансированную

2) несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

С точки зрения предсказуемости различают:

1) ожидаемую инфляцию

2) неожидаемую инфляцию.

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Механизм развития инфляции отражают ее типы.

Различают два типа инфляции:

1) инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса;

2) инфляция издержек (предложения), при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Последствия инфляции

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

1) перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

2) обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

3) постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

4) неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

5) искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

6) закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

7) сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

8) обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

9) возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

10) активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

11) снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

12) социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

Проявляясь в обесценении денег, инфляция тем самым затрагивает самые разнообразные стороны функционирования национальной экономики и международных экономических отношений . Это проявляется в следующем:

2) инфляционный рост цен негативно влияет на сбалансированность экономики. Неравномерность протекания инфляционных процессов усиливает неравенство условий воспроизводства и получения дохода в различных отраслях и приводит к углублению межотраслевых диспропорций. Усиление инфляции стимулирует перелив капитала из сферы производства в сферу обращения, где его оборачиваемость выше и темпы возрастания опережают рост цен. Нарушается пропорция между накоплением и потреблением, рост цен подрывает стимулы к накоплениям внутренних денежных ресурсов предприятий, так как обесценивает их, соответственно сворачиваются инвестиционные проекты;

3) инфляция, связанная с сокращением платежеспособного спроса населения, затрудняет реализацию товаров и услуг, что приводит к замедлению оборачиваемости производственных фондов, к нарушению непрерывности воспроизводственного процесса;

4) развитие инфляционного процесса противодействует дальнейшей интенсификации воспроизводства, является причиной снижения темпов реального экономического роста. Это обусловлено тем, что инфляция обычно приводит к сокращению объемов кредитования промышленного сектора экономики, происходит перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения, уменьшается приток иностранных инвестиций. Кредит же, как известно, является фактором интенсификации воспроизводства, а также играет немаловажную роль в обеспечении экономического роста;

5) длительная инфляция оказывает негативное воздействие на воспроизводственные процессы хозяйствующих субъектов. Внешне на показатели деятельности предприятий инфляция влияет позитивно: возрастает объем реализации продукции, соответственно увеличиваются прибыль и рентабельность. В краткосрочном плане небольшая инфляция, увеличивая платежеспособный спрос, может оказать стимулирующее воздействие на экономический рост. Но достаточно длительный инфляционный процесс по мере своего развития все больше затрудняет нормальное функционирование общественного хозяйства, его отдельных звеньев;

6) инфляция обусловливает деформацию структуры кредитных вложений коммерческих банков: по мере ее усиления все больше снижается доля среднесрочных и долгосрочных кредитов и увеличивается удельный вес краткосрочных ссуд, что обусловлено сокращением сроков размещения депозитов и обесценением долгосрочных вложений. В свою очередь это вынуждает предприятия использовать краткосрочные банковские кредиты (выдаваемые, как правило, за счет краткосрочных депозитов) для финансирования капвложений, вследствие чего существенно возрастает кредитный риск. В этом случае существование разрыва между сроком кредитования и сроком оборачиваемости ссуженных средств заставляет заемщиков прибегать к краткосрочным кредитам на постоянной основе, независимо от условий кредитования, что значительно ухудшает платежеспособность этих предприятий и может повлиять на ликвидность банков (в случае невозврата или несвоевременного возврата этих кредитов);

7) инфляция оказывает влияние на состояние государственного бюджета двояким образом. С одной стороны, инфляция, когда темпы ее роста превышают темпы роста процентных ставок, сокращает реальную стоимость государственного долга. Происходит перераспределение доходов от держателей государственных ценных бумаг в пользу государства. Если же государство использует для покрытия дефицита государственного бюджета денежную эмиссию, это вызывает рост цен, на основе которого осуществляется перераспределение, часто называемое «инфляционным налогом». Снижение покупательной способности денег, произошедшее в результате денежной эмиссии, направляемой на финансирование государственных расходов, действительно можно рассматривать как дополнительный скрытый налог, который выплачивает государству все население. С другой стороны, при инфляции уменьшается реальная величина расходов государства вследствие обесценения налогов и других поступлений, так как существует временной лаг между поступлением средств в бюджет и их расходованием. Кроме того, при высокой инфляции возникают трудности с размещением государственных займов;

8) обесценение национальных денежных единиц приводит к снижению валютного курса, хотя и с определенным запозданием. Рост внутренних цен обусловливает изменение соотношения между объемами экспорта и импорта (выгоднее становится импортировать товары), что влияет на сальдо платежного баланса страны и, в конечном счете, вызывает снижение спроса на национальную денежную единицу и рост потребности в иностранной валюте. Это приводит к девальвации валютного курса. Снижение валютного курса в свою очередь воздействует на движение экспортных и импортных цен. Импортеры вынуждены повышать цены на товары, чтобы удержать норму прибыли на прежнем уровне. Экспортеры же в этом случае имеют возможность снизить цены в иностранной валюте на свои товары, тем самым повысив их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако обратное влияние валютного курса на экспортные и импортные цены не носит долгосрочного характера, их уровень в конечном итоге определяется состоянием национальной экономики;

9) развитие инфляции может привести к неблагоприятным для страны, перемещениям капиталов во внешнеэкономическом обороте. Высокая инфляция, с одной стороны, стимулирует вывоз национального капитала за пределы страны, а также противодействует притоку иностранного капитала. С другой стороны, при прочих благоприятных условиях, она позволяет получать инфляционную сверхприбыль при производстве товаров, пользующихся повышенным спросом, а также в результате операций на денежных, финансовых рынках и т.п. Кроме того, в последнее время создано немало эффективных валютно-кредитных инструментов, применяющихся для снижения валютных рисков. В связи с этим инфляция может привести к притоку иностранного капитала в страну, в том числе спекулятивного, что способно послужить дополнительным фактором обесценения денег.

Формы и методы антиинфляционной политики

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика .

Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения – при серебряном или золотом стандарте, а также после второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или золотодолларовый стандарт.

После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. марка обменивалась в соотношении 1:1 триллиону старых рейхсмарок. Прежняя марка была аннулирована.

Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после первой мировой войны во время денежной реформы 1925 – 1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бреттон-вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.).

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. – на 10%. После введения плавающих валютных курсов в 1973 г. девальвация проводится лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами – в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.

Деноминация – метод "зачеркивания нулей", т.е. укрупнения масштаба цен. Так, в Бразилии, где темпы ежегодного обесценения достигли 933,6 %, в 1988 г. был принят "Летний план", по которому введена денежная единица "нокрузадо", эквивалентная 1000 прежних крузадо.

По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа :

1) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег. Например, в ноябре 1944 г. в Греции обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд. старых;

2) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей . Подобные реформы проводились во Франции (июнь 1945 г. и январь 1948 г.), Бельгии (октябрь 1944 г.), Австрии (июль и ноябрь 1945 г.) и др.;

3) сочетание первого и второго методов денежных реформ . Этот метод был использован в Западной Германии в июне 1948 г. при переходе от военно-государственной к рыночной экономике и получил название "шоковой терапии".

Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов .

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60-70-х гг. XX века проявляло сдержанность или даже отказывалось от нее.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В тоже время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских Правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов:

1) замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары;

2) рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся.

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х – начале 50-х гг. XX века при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции.

Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются;

1) в "замораживании" цен на определенные товары;

2) в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в Германии он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.

Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободно рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.

В конце 70-х – начале 80-х гг. XX века в борьбе с галопирующей инфляцией в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер:

1) более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных;

2) сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.

Конкурентное стимулирование производства включает меры:

1) по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации;

2) по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения);

3) меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль «цены-заработная плата».

Понятие и сущность инфляции

Определение 1

Инфляция представляет собой непрерывное общее повышение цен, при котором падает реальная ценность всех личных сбережений, хранящихся в форме наличности или на счетах.

Увеличение цен непременно сокращает массу продукции, которую могут приобрести владельцы данных сбережений. Прежде всего, при наступлении инфляции происходит снижение реального дохода получателей фиксированных и номинальных доходов, включая работников бюджетной сферы и пенсионеров. Также инфляция способна снизить сбережения у населения.

Посредством инфляции происходит перераспределение доходов кредиторов и дебиторов, среди которых в выигрышном положении находится должник. Инфляция может сказаться на уровне благосостояния каждого человека, всех слоёв общества и всех рыночных сфер.

Существует понятие частной инфляции, которая возникает в виде повышения цен на определенный вид продукции. Также инфляция может быть общей, при которой опасность проявляется для экономики в целом.

Основным показателем инфляции является более медленный рост дохода человека, чем цены на продукцию.

При инфляции происходит снижение текущих реальных потребительских расходов, падение уровня жизни. Это обусловлено индексацией и другими методами защиты населения, которые не способны успевать за новой динамикой.

Губительным образом действует также эффект инфляционного вложения, проявляющийся в экономиках с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Он способен вызвать социальное расслоение, углубить имущественное неравенство общества. В период протекания инфляции перераспределяются доходы, что является несправедливым.

Сущность антиинфляционной политики

Определение 2

Антиинфляционная политика представляет собой меры борьбы с инфляцией посредством денежных реформ, которые проводят государственные структуры.

Методы проведения денежных реформ включают в себя:

  • Нуллификацию, то есть объявление об исключении обесценивающихся денежных единиц и вводе новых единиц.
  • Девальвацию, то есть снижение золотого содержания по денежным единицам или снижение курсов национальных валют в золото, зарубежную валюту, серебро,
  • Деноминацию, то есть метод зачеркивания нулей. Метод заключается в укрупнении денежной единицы в виде обмена по установленному соотношению старого денежного знака на новые. В таком же соотношении происходит пересчет цен, тарифов, заработной платы, остатков денежных средств на банковских счетах, балансов организаций.

Антиинфляционная политика является комплексом мер в области государственного регулирования, которые направлены на подавление инфляционных процессов.

Антиинфляционную политику чаще всего осуществляют через два способа:

  • политики доходов,
  • дефляционную политику.

Дефляционная политика осуществляет регулирование спроса на деньги через денежный, кредитный, налоговый механизм. Она осуществляется снижением расходов государства, увеличением процентных ставок по кредитам, усилением налогового бремени при ограничении денежной массы.

Дефляционная политика приводит к замедлению экономического роста в любой экономической системе.

Политику доходов осуществляют в ходе параллельного контроля цен и заработной платы через полное их замораживание или установление предела для их роста. Проведение политики доходов чаще всего вызывает социальные противоречия.

Инструменты антиинфляционной политики

Замечание 1

Основные инструменты для регулирования инфляции в нашей стране включают кредитную и денежную политику, посредством которой правительство Российской Федерации в девяностые годы воздействовало на денежную массу.

Тем не менее, в результате данных мер происходит несколько негативных последствий. В государстве в большом объёме появляются неплатежи, заключающиеся в невыплате заработной платы, долгах перед поставщиками со стороны клиентов, бюджетными долгами.

Рост денежной массы в таких условиях мог привести к гиперинфляции. При наличии дефицита бюджета к погашению расходов государства от правительства Российской Федерации прибегают к заимствованиям рынка и наращиванию налогового бремени на организации, которые не обладают оборотными средствами по хозяйственным нуждам.

Другим способом является внешнее заимствование, включая внешний долг и процент по внешнему долгу.

Антиинфляционная политика включает комплекс мероприятий государственного регулирования экономики, который сконцентрирован на подавление инфляции.

Выделяют дефляционную денежно-кредитную политику, которая регулирует спрос. Ее осуществляют через ограничение денежного спроса посредством повышения налогообложения для роста бюджетных доходов с сокращением способности общества и расходов государства, ростом учетной банковской ставки, уменьшением спроса по кредиту и роста сбережений, ростом нормы обязательных резервов, реализации центральным банком государственных бумаг, которые приносят фиксированный доход.

Еще один инструмент антиинфляционной политики заключаются в политике доходов, которые означают установку параллельного контроля заработной платы и роста цен. В этом процессе происходит их замораживание или устанавливаются пределы для их роста.

С помощью политики индексации проводят индексацию потерь экономическими субъектами по причине обесценивания денег. Правительством России периодически индексируются стипендии, пособия, пенсии, заработная плата. При этом по причине отсутствия средств данная индексация проходит без необходимой увязки роста цен во времени, величине возмещаемых расходов.

По этой причине проведенная индексация не всегда может оказать значительное влияние на уровень жизни.

Все методы борьбы с инфляцией, которые представлены антиинфляционной политикой, являются противоречивыми по своей природе. По этой причине выбор антиинфляционной политики находится в зависимости от положения в государстве, его экономики и социального положения.

На сегодняшний день инфляция является одной из самых опасных и глобальных проблем экономик всего мира, социально-экономические последствия которой могут быть катастрофическими для любого государства.

В данной статье будут рассмотрены различные методы борьбы с инфляцией и выявлены наиболее эффективные из них.

В целях предотвращения негативных последствий инфляции и управления ею государство проводит комплекс мер и мероприятий, который именуется как антиинфляционная политика.

Показатели уровня инфляции, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития, устойчивого повышения благосостояния российских граждан, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Такое сложное явление как инфляция нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, инфляция представляет собой сложный многофакторный процесс, основными причинами которого является диспропорция, как в сфере воспроизводства, так и в денежной сфере. В связи с этим в мировой практике существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики. Их выбор зависит от характера и уровня инфляции, экономического состояния страны, источников и причин инфляции.

Итак, к монетарным инструментам антиинфляционной политики можно отнести:

  • Регулирование ставки рефинансирования;
  • Операции на открытом рынке;
  • Изменение нормы обязательных резервов;
  • Процентные ставки по операциям Банка России.

Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от стоящих перед нами задач – уменьшения или увеличения денежной массы в обращении. При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у ЦБ, кредиты населению и предприятиям становятся дороже, и как следствие происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении. При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс – увеличение количества денег в обращении.

В качестве примера, можно рассмотреть динамику изменения ставки рефинансирования в РФ в период с 26.12.11 по 03.04.13 (табл.1).

Таблица 1 – Динамика изменения ставки рефинансирования в период с 26.12.11 по 03.04.13 гг.

Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов – это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение/увеличение денежной массы в обращении и понижение/повышение величины банковского мультипликатора. С 12 февраля 2013 года норма обязательных резервов в РФ равна 4,25%.

Изменение процентных ставок (дисконтная политика) также оказывает влияние на величину денежной массы в обращении. Согласно статье 37 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Таким образом, ЦБ может влиять на изменение рыночных процентных ставок, покупая или продавая краткосрочные и долгосрочные государственные облигации.

К немонетарным инструментам антиинфляционной политики относятся:

  • Сокращение государственных расходов;
  • Ограничение роста заработных плат;
  • Налоговая политика.

Существует множество видов антиинфляционной политики, выбор определенного вида зависит от множества факторов: состояния экономики страны, эффективности применения политики в данной стране, уровня инфляции. Ниже будут рассмотрены основные виды антиинфляционной политики.

В зависимости от целевого назначения выделяют антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную политика и адаптивную политику.

Антиинфляционная политика предложения – это политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения инфляции, основным инструментом которой является сокращение предельной ставки налогообложения в целях стимулирования роста объема выпуска.

Дезинфляционная политика – совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Инструменты: блокирование или принудительное снижение цен, изъятие денег, сокращение финансовых средств, выпуск государственных займов.

Активная политика заключается в сдерживании роста денежной массы в условиях высокого профицита счета текущих платежей.

Адаптивная политика – это приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Инструменты: увеличение ставки процента на величину уровня инфляции, индексация первоначальной суммы инвестиций.

По характеру и темпам проведения бывают следующие виды антиинфляционной политики: «шоковая терапия», политика «градуирования».

«Шоковая терапия» - резкое сокращение темпа роста денежной массы. Инструменты: девальвация, деноминация, нуллификация.

Политика «градуирования» - постепенное уменьшение темпа роста денежной массы.

В зависимости от выбора приоритетов выделяют политику доходов, фискальная политика, денежно-кредитная политика, дефляционная политика.

Политика доходов – непосредственное или косвенное воздействие на располагаемые доходы населения. Инструменты: воздействие на рост цен и заработной платы, воздействие на величину располагаемого дохода с помощью налога.

Фискальная политика – политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Основной инструмент – расширение (ограничение) совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения, Инструменты: увеличение учетной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, операции на валютном рынке.

Дефляционная политика – совокупность мер, проводимых государством с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Инструменты: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сокращение денежной эмиссии и кредитных вложений.

Выше были представлены основные классификационные виды антиинфляционной политики.

Хочется отметить, что для создания эффективного механизма антиинфляционной политики необходимо ориентироваться на системный подход, то есть использовать инструменты разных видов антиинфляционной политики. На сегодняшний день инфляция остается неразрешенной проблемой, в связи с чем необходимы дальнейшие исследования этого многофакторного явления.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства проводить особого рода политику в этой области. Для нахождения оптимального варианта борьбы с инфляцией необходимо разрешить дилемму: либо ликвидировать инфляцию, либо адаптироваться к ней. В различных странах находится собственное решение, обусловленное целым комплексом специфических обстоятельств, например, в США и Англии ставится задача борьбы с инфляцией на государственном уровне. В других странах чаще прибегают к проведению программ адаптационного характера.

Существует несколько способов стабилизации денежного обращения посредством денежных реформ:

    нуллификация - объявление об аннулировании значительно обесцененных денежных единиц и введении новых;

    реставрация - восстановление бывшего ранее золотого содержания денежной единицы;

    девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны официального валютного курса к доллару США;

    деноминация - метод “зачеркивания нулей”, то есть укрупнение масштаба цен.

По методам проведения все реформы делятся на три типа:

обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

сочетание обоих методов.

Как показывает мировой опыт, в том числе и российский, что денежные реформы обеспечивают только кратковременный эффект.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить два подхода в ее реализации.

Монетарные рычаги

Немонетарные рычали

    контроль за денежной эмиссией

    осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики

    недопущение эмиссионного финансирования госбюджета

    пресечение обращения денежных суррогатов

    проведение денежной реформы конфискационного типа

    уменьшение госрасходов

    увеличение налогов

    сокращение дефицита госбюджета

    переход к жесткой кредитно-денежной политике

    стабилизация валютного курса путем его фиксирования

    сдерживание роста факторных доходов и цен

    борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных инструментов

    стимулирование производства в рамках «экономики предприятия»

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адап­тивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвав­ших инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к ус­ловиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Инфляция и безработица представляют две основные проблемы, стоящие перед любым правительством. Решение этих проблем нахо­дится в тесной зависимости.

Основные рычаги управления инфляционными процессами нахо­дятся в руках у государства, так как именно государство ответствен­но за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы.

Однако сокращение находящихся в обращении денег создает лишь условия для прекращения инфляции (за исключением тех редких случаев, когда инфляция имеет чисто монетарную природу, например, явилась следствием непреднамеренных ошибок политики Центрально­го Банка). История знает немало примеров, когда новые «хорошие деньги начинали опять быстро обесцениваться. Поэтому для эффек­тивности борьбы с инфляцией необходимо устранение причин, ее по­родивших, что требует изменения кредитно-денежной и фискальной политики и ряда других мер.

Активная политика.

Монетарные рычаги:

Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов , способствующих прекращению и сдерживанию инфляции.

К ним среди прочих следует отнести:

    контроль за денежной эмиссией;

    недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;

    осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;

    пресечение обращения денежных суррогатов;

    наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа .

Конфискационные денежные реформы проводились во многих странах, например, в половине стран Европы, включая СССР после Второй мировой войны. Проиллюстрируем ее действие на примере Германии после Первой мировой войны. К 1922 г. инфляция в Гер­мании достигла пика: 40-кратный рост цен, дефицит бюджета, покрываемый денежной эмиссией, составлял почти.40% расходов, произошло снижение обменного курса марки в 50 раз. В 1923 г. процесс разрушения экономики только усилился.

В ноябре 1923 г. началась денежная реформа конфискационного типа, 1 новая марка обменивалась на 1 трлн старых, при ограничении суммы обмена. При этом правительство перешло к жесткой кредитно-денежной политике и сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения расходов и увеличения налогов. В результате произошла стабилизация экономики, и к 1927 г. промышленное производство удвоилось по сравнению с 1923 г.

Вышеприведенный пример дает еще одно подтверждение тезису о том, что борьба с инфляцией может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа уничтожила угрожающе избыточную денежную массу), но причин, ее порождающих и поддерживающих.

В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции, антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса:

    уменьшение госрасходов;

    увеличение налогов;

    сокращение дефицита госбюджета;

    переход к жесткой кредитно-денежной политике;

    стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса. К ним, в первую очередь, следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике.

Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция со стороны спроса - основная причина почти всех исторических примеров высокой инфляции. И история дает нам примеры как молниеносных, «шоковых» мер антиинфляционной политики, так и постепенного угасания инфляции. Невозможно однозначно сказать, какая политика лучше - все определяется конкретными условиями и возможностями. Тем не менее можно утверждать следующее.

К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Подтверждение этому - - выше приведенный пример Германии 1922 г., пример той же Германии 1948 г., Польши 1990 г., Латвии и Эстонии 1992 г. и т. д. К недостаткам относится Достаточно резкий спад производства и рост безработицы, а также рост социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения.

К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

Еще одной из действенных мер в рамках сокращения спроса явля­ется стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов (например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли. Например, Чили в 1979 г. установило трехлетний мораторий на изме­нение курса национальной валюты. Правительства ФРГ и Японии после проведения послевоенных реформ молниеносного типа установили достаточно жесткое государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сфер на длительный период, так, марка ФРГ стала полностью конвертируемой только в 1965, а иена - вообще в 1970-е г.

Данная мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы с инфляцией издержек достаточно многообразны.

Меры, направленные против инфляции издержек:

    сдерживание роста факторных доходов и цен;

    борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

    стимулирование производства в рамках «экономики предложения».

Политика, направленная против роста факторных доходов и од­новременно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замора­живанием цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство -предприниматели -профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Однако история изобилует многочисленными провалами таких попыток. Например, в Бразилии в 1992 г. «тройственное» соглашение продержалось лишь несколько месяцев; в России ни введение прогрессивного налогообложения предприятий (еще правительством Рыжкова- Павлова), ни введение 4, затем 6 минимумов заработной платы не дали ощутимого эффекта.

Важное место в преодолении инфляции издержек занимает борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов. В современной России это имеет особое значение. Так, в объеме совокупной реализации продукции двухсот крупнейших предприятий России по состоянию на сентябрь 1996 г. на долю сырьевого сектора приходилось 83,5 %. При этом степень концентрации производства более чем в 7 раз выше, чем в США (на 10% крупнейших предприятий приходится 75 % всей реализации).

Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокуп­ного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска.

К основным элементам политики экономики предложения следует отнести:

    снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;

    развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

    усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;

    денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Наиболее развернуто данная концепция была применена в США в 1980-е гг. (хотя и не в полной мере) и результаты такой политики были впечатляющие: снижение инфляции и безработицы, устойчи­вый рост экономики. Хотя при этом нельзя отрицать существования и других факторов роста в этот период.

Все изложенное выше относится к так называемой активной ан­тиинфляционной политике. В противовес ей существует адаптивная политика, то есть политика приспособления к условиям, направленная на смягчение ее отрицательных последствий.

Адаптивная политика:

    индексация;

    соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.

Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции толь­ко по той причине, что распространяется на получателей фиксирован­ных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. К отрицательным моментам индексации следует отнести ее влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индек­сация может стать причиной инфляционной спирали (как это имело место в Израиле во время нефтяного шока 70-х гг.).

К адаптивным мерам можно отнести и уже упоминавшуюся поли­тику «доходы - цены». По форме указанная политика направлена на устранение причин инфляции, но, как уже было сказано, она практи­чески никогда не достигает результатов.