Облигации гко. Государственные краткосрочные облигации

На финансовом рынке в условиях его развития возник и такой сегмент, как рынок деривиативов («производных»), который, по сути, является торговлей финансовыми рисками, возникающими в процессах купли-продажи ценных бумаг (изменение цен на акции, валютного курса, уровня процента и цен на товары). Деривиативы - это «те финансовые инструменты, производные от других, более простых финансовых инструментов -- акций, облигаций, иностранной валюты, процентной ставки или реальных активов в виде товаров».

Сегодня, фактически, исходя из наших данных, можно сказать, что средства, которые вкладывают в облигации, в долларах в краткосрочной перспективе, зафиксировали прирост более чем на 5%. Акции вместо этого относятся к компаниям. Кредит не краткосрочный, но он будет говорить о среднесрочных и долгосрочных кредитах с минимальным количеством лет, равным. Если все будет успешным, трейдер или инвестор, который выбрал облигации, будут возмещены конец периода, основной долг, ссуженный с добавлением процентов, начисленных с течением времени.

Риск не может быть исключен! Хотя доходность считается выше, чем ценные бумаги денежного рынка, в долгосрочной перспективе они не являются конкурентоспособными по сравнению с акциями. В дополнение к этому мы также можем добавить, что государственные облигации имеют более высокий рейтинг, который также часто регистрирует хорошие результаты во время рыночных потрясений, когда, с другой стороны, фондовый рынок колеблется.

«Номинальная стоимость финансовых инструментов, обращающихся на мировом рынке деривативов, уже превышает 100 трлн. долл., а стоимость заключенных на нем сделок приближается к 500 млрд. долл. за год».

Основные виды деривиативов: опционы и варранты (дают право покупать или продавать определенные активы по зафиксированной в контракте цене), фьючерсы (контракты на будущую поставку товаров, валюты или ценных бумаг по зафиксированной в контракте цене), и свопы (контракты на обмен активами или платежами в течение определенного срока по согласованной заранее цене).

Это говорит о том, что облигации могут использоваться для диверсификации своего инвестиционного портфеля, предпочтительнее, чем торговля акциями, и могут защищать прибыль в периоды спада или дефляции. В этих условиях все инвесторы, которые ищут прибыли, могут лучше воспользоваться относительно стабильными процентными платежами, которые возникают из облигаций.

Поэтому, исходя из того, что было сказано до сих пор, мы можем определить инвестиции с облигациями и инвестициями с фиксированным доходом. Фактически, вкладчики, которые не могут позволить себе инвестировать десятки тысяч капитала, предпочитают фондовый рынок, для более высокой прибыли и потому, что доходность связана со средним и краткосрочным периодом.

> Рынок государственных облигаций (ГКО,ОФЗ, ОВГВЗ или ВВЗ)

«Государственные облигации - ценные бумаги, эмитируемые государством с целью привлечения в государственный бюджет части заемных средств». Доходы с них имеют льготное налогообложение. Эти виды ценных бумаг можно разделить на облигации рыночных (свободно обращающихся на вторичном рынке) и нерыночных займов (которые не могут обращаться на вторичном рынке).

Являются ли долгосрочные облигации более чувствительными к изменениям процентных ставок?

Репликаторы связи группируются вместе. В зависимости от типа эмитента; на основе территории; основанный на кредитном рейтинге; зрелость; продолжительность; валюта. В большинстве случаев долгосрочные облигации, скорее всего, будут подвержены негативным последствиям процентных ставок. К этому добавляется рост инфляции по сравнению с краткосрочной инфляцией, которая будет возмещать весь денежный поток в течение нескольких лет.

Обычно долгосрочные облигации платят более высокие процентные ставки, чтобы компенсировать более высокую волатильность. Кроме того, продолжительность - еще один параметр, который измеряет потенциальный риск связи. Например, можно сказать, что средняя продолжительность 10 означает, что при каждом повышении процентных ставок 1% облигация потеряет 10% от ее стоимости. Поэтому в этих случаях вы должны уделять пристальное внимание.

Наиболее известными облигациями рыночных займов до августа 1998 г. являлись государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федеральных займов (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Наиболее распространенным краткосрочным займом является займ под выпуск государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). «ГКО - это беспроцентные краткосрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной электронной форме с дисконтом, т. е. их доходность определяется как разница между ценой покупки и курсом продажи». Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Они выпускаются на сроки 3, 6 и 12 месяцев. ГКО продаются Центральным Банком Российской Федерации и через официально уполномоченных дилеров на аукционной основе. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Первичное размещение и вторичное обращение облигаций производятся в электронной сети Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Вторичное обращение облигаций происходит на ежедневных торгах на ММВБ по рыночной стоимости. Потенциальными владельцами ГКО являются юридические и физические лица. Но для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. В качестве официальных дилеров на этом рынке выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов. Поскольку это высоколиквидные ценные бумаги, официальные дилеры и их клиенты могут быстро и надежно инвестировать свои временно свободные денежные средства. При погашении ГКО инвесторам выплачивается номинальная стоимость и процентный доход.

Стоимость облигации падает, когда процентные ставки растут, поскольку выпущенные новые облигации будут платить более высокие процентные ставки. Закон спроса и предложения говорит нам, что цена существующей облигации должна упасть, чтобы быть конкурентоспособной в отношении нового обязательства, которое платит больше.

Наконец, важно уделять пристальное внимание при инвестировании в иностранные облигации. Давайте возьмем пример, чтобы лучше понять. Многие инвесторы остаются приклеенными к облигациям в национальной валюте или в валюте той же страны, чтобы избежать нежелательной волатильности. Таким образом, можно будет получить высокую доходность путем инвестирования в облигационные ценные бумаги в менее стабильной иностранной валюте, но таким же образом можно снизить валютный риск путем инвестирования в покрытые облигации.

Осенью 1992 г. Центральный банк пригласил все крупные российские банки принять участие в формировании государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Тогда откликнулись только шесть банков. С мая 1993 г. рынок ГКО начал функционировать. Объем первого выпуска облигаций ГКО составлял 1 млн. руб. Номинальная стоимость одной облигации первоначально составляла 100 тыс. руб. Сегодня объемы эмиссии составляют триллионы рублей, а номинальная стоимость облигации - 1 млн. руб. Сейчас на рынке ГКО торгуют свыше 50 банков.

Иностранные облигации против еврооблигаций: что купить?

Это только увеличивает склонность к менее волатильным облигациям, то есть к краткосрочной национальной валюте, но с высоким качеством. Инвестирование в облигации, выраженные в евро, связано не только с законченным риском; Короче говоря, он представляет собой окончательный выигрыш операции без необходимости дальнейших операций.

Напротив, с другой стороны, если вы решили инвестировать в иностранные облигации, проценты и капитал должны быть «трансформированы» в евро на основе изменений обменного курса. Таким образом, в этом случае вам необходимо оценить как доходность, так и процентную ставку на бирже.

Рынок ГКО интересен еще тем, что это первый отечественный рынок с колебаниями курса акций, на которых можно "играть", открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нем контролируется представителями Минфина РФ, Центрального банка и биржи.

Это рынок создавался, чтобы сократить объемы кредитования Минфина РФ, получить средства для финансирования бюджетного дифицита. И это во многом удалось. В 1993 году осуществление эмиссии гособлигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. рублей.

В этом случае могут возникать 3 разных ситуации. Обменный курс между Евро и иностранной валютой, на которую мы вложили наши облигации, остается неизменным. Доходность в иностранной валюте совпадает с доходностью в евро, так как эффект обмена не представляет никаких искажений. Это источник дохода, поскольку в дополнение к доходности по купону можно получить прибыль на валютном счете, полученном с момента конвертации сумм в евро. В принципе, обменный курс благоприятен для нас. Валюта номинала облигаций обесценивается по отношению к евро. Здесь происходит противоположный случай предыдущего, т.е. прирост иностранных облигаций будет ниже, чем вы ожидаете. Это связано с тем, что купоны будут высокими, но стоимость будет ниже из-за неблагоприятного обменного курса.

  • Валюта деноминации облигаций оценивается по отношению к евро.
  • Короче говоря, обменный курс снижается.
Это единственные, которые могут гарантировать капитал трейдеров и которые в конечном итоге могут обеспечить отличные результаты.

«ОФЗ - это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной (электронной) форме, т.е. существуют на счетах в депозитариях, с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. ОФЗ являются государственными купонными облигациями и имеют четыре купона».

Облигации Федерального займа, так же как и ГКО, продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу. Доходами ОФЗ являются: разница между ценой продажи ценой покупки, и купонный доход (выплачиваемый раз в квартал). Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Отличие этого вида облигаций в том, что он впервые выпускается на сроки более года. Благодаря этой возможности долгосрочного инвестирования в эти бумаги, примерно 80% ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на деньги самих банков.

Ниже вы найдете список лучших онлайн-платформ, проверенных и проверенных нашими сотрудниками. Если наше желание не должно в любом случае превышать ежегодный убыток в размере 10% от нашего портфеля, сразу же следует рассматривать в качестве облигационного компонента при наличии рынков инвестиции в ставку без годового риска, которая может быть гарантией без купона истекающий через год с момента инвестирования.

Это гарантировало бы нам, вне рыночного риска, результат в зрелости. Риск для эмитента остался бы таким, чтобы его можно было диверсифицировать, учитывая максимальный годовой убыток в размере 10% в гибкой форме и, следовательно, возможность покупать больше ценных бумаг разных эмитентов с такими же характеристиками и сроками погашения, близкими к году.

«Первый аукцион по продаже ОФЗ состоялся в июне 1995 г. на Московской межбанковской валютной бирже. На продажу Министерство финансов предложило облигации Федерального займа на сумму в 1 трлн. руб. Реально было куплено ценных бумаг на 587,6 млрд. руб. Эти результаты расцениваются специалистами как успешные, так как впервые ценные бумаги продавались на первых торгах более чем на 0,5 трлн. руб.»

Это будет выбор, который мы сделаем. Поэтому с позитивными показателями ведущего индикатора у нас будет портфель, составленный следующим образом. Это означает, что, когда фондовый рынок имеет тенденцию к увеличению прибыли, рынок облигаций ведет себя противоположным образом: доходность облигаций, как правило, падает, и поэтому процентные ставки растут. Эта взаимосвязь довольно интуитивная: когда экономический цикл замедляется или сокращается, ставки, как правило, падают, а цены облигаций растут из-за более низкого инфляционного давления и более серьезных исследований безопасности; наоборот, когда цикл находится в процессе восстановления или расширения.

В 1995 г. правительство России с помощью ОФЗ не только профинансировало значительную часть дефицита государственного бюджета, но и смогло снизить ажиотажный спрос на рынке краткосрочных облигаций.

Государством были выпущены и ценные бумаги на предъявителя. К ним относится облигации сберегательного займа (ОСЗ). По условиям выпуска ОСЗ государством обеспечивалась доходность по эти ценным бумагам выше, чем по всем остальным финансовым инструментам государства. ОСЗ являются купонными, доход инвесторам выплачивается ежеквартально. Доход по ГКО, ОФЗ и ОСЗ был значительно выше, чем доход по депозитам банках.

Таким образом, мы нашли альтернативу инвестициям в акционерный капитал: когда ведущий индикатор не позволяет нам инвестировать в акции, мы будем знать, что с хорошей вероятностью инвестиции в 10-летние государственные облигации дадут нам ощутимые результаты. Эти инвестиции предпочтительнее, чем в краткосрочных государственных ценных бумагах из-за более длительного срока финансовой жизни, что позволяет повысить доходность в случае падения ставок, о чем свидетельствует следующая диаграмма.

В результате того, что мы видели, с показаниями, которые предусматривают замедление в экономике, распределение активов нашего портфеля будет следующим. В контексте нынешнего долгового кризиса в зоне евро наряду с паникой, вызванной экономической нестабильностью, инвесторы на финансовых рынках упускают некоторые хорошие возможности для получения прибыли, а именно покупку и продажу государственных ценных бумаг в странах зоны евро.

Также с 91 года существуют и государственные долгосрочные облигации (ГДО). Срок их обращения с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г., то есть 30 лет. Облигации выпускались в бланковом виде с набором купонов и реализовались только среди юридических лиц. Общий объём займа в 80 млрд. рублей был разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могли выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тысячам рублей. В настоящее время их номинал равен 100 т. рублей. Эти бумаги можно использовать как залог для получения кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду в Банке России на срок до 3 месяцев в размере до 90% от номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности. Погашение ГДО началось с 1 июля 2006 г., и в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года. При их погашении инвесторам Банк России выплачивает номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

Основным фактором при котировании государственных облигаций является доходность, которую они несут. При нормальных обстоятельствах более короткие имеют меньшую доходность, чем долгосрочные облигации. В целом залогом этих облигаций является способность населения платить налоги. Чем увереннее, что правительство сможет оплачивать доходную сторону, тем больше уверенность в экономике государства. Это означает, что более низкие доходные государственные ценные бумаги стран будут дороже государственных ценных бумаг, которые приносят более высокую доходность.

К сожалению, рынок ГДО практически так и не развился. По крайней мере, информация об их вторичном обращении отсутствует. И основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

Уже погашенными ценными бумагами государства на данный момент являются «золотые сертификаты» (ЗС), которые обращались на РЦБ с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Но возможны и их последующие выпуски. Процентный доход по золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых. Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента сертификата на основе второго пересчета цены золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рублях осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период, прошедший с начала квартала. От налога освобождались процентный квартальный доход и разница между ценой первичной продажи сертификата и его погашения. Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на это, вторичный рынок золотых сертификатов также не сформировался. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная первичная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ.

Логика проста: инвесторы готовы платить более высокую цену, чтобы получить дополнительную безопасность. Государственные ценные бумаги в условиях кризиса. Однако за последние три года государственные ценные бумаги имеют разные формы поведения. Сегодня десятилетние облигации даже в крупных европейских странах, таких как Италия и Франция, торгуются с гораздо более высокой доходностью, чем Германия. Как мы можем зарабатывать на государственных ценных бумагах хрупкой экономики?

Представим себе масштаб риска, а Италия - самый высокий. Там несоответствие является самым значительным. Южные государственные ценные бумаги чрезвычайно чувствительны к макроэкономическим данным и политической риторике. Во-вторых, Франция подвергается умеренному риску. Хотя страна также попала в ряды рейтинговых агентств, ее 10-летняя облигация дает доход только 218 процентов, по сравнению с 914 процентами для итальянцев. Самая большая безопасность в Европе - немецкие 10-летние облигации с доходностью 453%.

Все для финансирования того же дефицита государственного бюджета, в сентябре 1995 г. на РЦБ появились облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации. Их задачей было привлечение широких слоев населения страны. Эмитентом облигации являлось Министерство финансов РФ. Они выпускались на 1 год и имели 4 купона, выплата процентного дохода по которым осуществлялась в конце соответствующего купонного периода. К октябрю 1996 г. на рынке ОГСЗ были размещены 8 серий облигаций номинальной стоимостью в 100 и на 500 тыс. руб. Отличительной чертой ОГСЗ являлось превышение спроса над их предложением. Так как это были первые бумаги, в которые могло вкладывать свои денежные средства и простое население.

Эта разница также говорит о хорошей возможности спекулировать в краткосрочной перспективе ценой этих инструментов, покупая и продавая контракты на разницу. Существуют различные схемы и стратегии, как это сделать, и в зависимости от желания идти на риск мы рассмотрим две возможности для начинающих спекулянтов с государственными ценными бумагами без объединения двух инструментов в портфеле.

Спекуляция с итальянскими 10-летними государственными ценными бумагами. Рентабельность находится в обратной корреляции с ценой государственных ценных бумаг. То есть - чем выше цена облигации на международных рынках, тем ниже доходность. Вероятно, именно по этой причине в последние два месяца цена 10-летней итальянской правительственной облигации была снижена примерно на 6-7%. Но как мы можем торговать итальянскими облигациями?

Для того чтобы хоть формально обеспечить долговые обязательства Внешэкономбанка СССР, Министерство финансов выпустило облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ или ВВЗ). Они были депонированы в долларах США и являлись наряду с ГКО важнейшим инструментом фондового рынка.

В обращение были выпущены облигации пяти траншей со сроком погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет, предусматривающие купонные выплаты в размере 3% номинала. Период по купону составлял три календарных месяца. Доход в процентах по купону определялся Министерством финансов на каждый купонный период. Продажа их осуществлялась уполномоченными банками, определенными Министерством финансов и заключившими с ним договор купли-продажи облигаций. Банки в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны были продать не менее 90 процентов купленных ими у Министерства финансов облигации, по рыночным ценам. При погашении облигаций выплачивалась номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону, в валюте РФ. Погашение облигаций осуществлялось уполномоченными Министерством финансов банком при предъявлении подлинника облигации.

К государственным ценным бумагам относятся и облигации эмитируемые субъектами Федерации, т.е. Администрациями краев и областей. Банк России является агентом по обслуживанию выпуска Государственных краткосрочных облигаций и гарантирует своевременность их погашения. Облигации приобретаются Банком России у Министерства финансов Российской Федерации в пределах лимита, определенного Законом о государственном бюджете для кредитования Банком России федерального бюджета.

Банк России приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов Российской Федерации в двух случаях:

1) при принятии решения Советом директоров Банка России о предоставлении Министерству финансов Российской Федерации прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

2) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.

По поручению Министерства финансов РФ Банк России осуществляет продажу этих облигаций, на вторичном рынке от своего имени и за свой счет, а также операции по погашению облигаций по поручению Министерства финансов РФ.

На середину 1996 г. практически все рублевые сбережения российских предприятий и граждан (более 90%) были вложены в государственные ценные бумаги. На тот период большинство потенциальных инвесторов предпочитали вкладывать средства в высокодоходные, ликвидные и надежные государственные бумаги. Так как на рынке был переизбыток акций приватизированных предприятий, и спрос на акции был низким. Что естественно в тех условиях неустойчивой экономической и политической ситуаций в стране. Операции с государственными ценными бумагами сделали российский рынок капитала еще более неустойчивым, а банковскую систему в наивысшей мере зависимой от государственной политики. Из-за высокой доходности этой формы ценных бумаг происходило общее повышение цен на заемные ресурсы, в том числе и банковского кредита, и не давало развиваться реальному сектору экономики.

В начале 1992 г. Центральный банк (далее - ЦБ) РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ.

В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нем определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 г. «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями». В нем, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ.

Третий нормативный акт - «Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО» устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счет «депо» нового владельца.

Эмитентом ГКО выступало Министерство финансов РФ. В качестве генерального агента, а также дилера выступал ЦБ РФ. Облигации выпускались со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Операции с этими ценными бумагами были сосредоточены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

Размещение облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБ по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объем выпуска, место и время объявляются Центральным банком России не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях.

Обеспечивая организационную сторону фукнционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), ЦБ активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБ открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство дает возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нем ивокругнего. При этом ЦБ не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО. поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет привлекательность для инвесторов рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

ГКО - высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны.

Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже - 0,1 % от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО - 0,1 % от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.

Со времени первого аукциона (18 мая 1993 г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд долл., что превышало годовой бюджет России. Всего за 1993-1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд долл. по номиналу.

Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии ЦБ России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занимать заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБ тем самым может соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО - важнейший ориентир денежного рынка.

Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков - учетной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

Надежность ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, была достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный банк России, который по соглашению с Минфином автоматически погашает рефинансируемые выпуски.

Рынок ГКО - оптовый, профессиональный, поэтому ГКО на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже, а это довольно сложно для населения.

Хотя рядовые инвесторы, конечно же, имеют право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения этого не делает и свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика.

Основная причина краха рынка ГКО была обусловлена высоким уровнем доходности, несмотря на все более сокращавшуюся доходную базу федерального бюджета и отсутствие экономического роста в стране.

Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г.