Центральные банки и их деятельность. Центральные банки и основа их деятельности. Операции центральных банков

Первые центральные банки (ЦБ) возникли 300 лет назад (шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX века.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным Денежным системам. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • - участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • - процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • - степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • - права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • - правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости Центрального банка.

Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов чётко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его.

Наиболее зависимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счёт стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.

Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Независимость центрального банка имеет свои пределы. «Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

Цели и задачи организации центральных банков. Функции Центрального банка РФ. Организационная структура Центрального Банка РФ: центральный аппарат, территориальные главные управления и национальные банки России, расчетно-кассовые центры (РКЦ). Функции Центрального Банка РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов и кредитования народного хозяйства, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Функции и организационная структура центральных банков Англии, Франции, Японии, Германии, США и других банков развитых стран.

Коммерческие банки и их деятельность

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Функции коммерческого банка: аккумуляция временно свободных денежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Законодательные основы банковской деятельности. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Банковские счета. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка – операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка.

Активные операции коммерческого банка – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для привлечения прибыли и поддержания ликвидности. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные, и инвестиционные); по уровню доходности.

Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа заемщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и других признаков. Отличия ссудных и инвестиционных операций коммерческого банка.

Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка. Трастовые операции банка.
Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций.

Ликвидные и неликвидные операции коммерческого банка. Понятие банковской ликвидности.

Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.

Международные финансовые и кредитные институты

Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка. Европейский банк реконструкции и развития. Европейский инвестиционный банк. Банк международных расчетов. Международная финансовая корпорация. Международная ассоциация развития и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Деньги

1. Происхождение, эволюция и сущность денег

2. Функции денег

3. Виды денег

4. Понятие денежной массы

5. Выпуск денег и эмиссия денег

6. Понятие денежного оборота, его содержание и структура

7. Основы организации безналичного денежного оборота

8.Формы безналичных расчетов, условия осуществления их

9. Денежная система и ее элементы

10. Сущность инфляции и формы ее проявления

II. Кредит

11. Необходимость и сущность кредита

12. Функции и законы кредита

13. Теории кредита

14. Формы и виды кредита

15. Природа ссудного процента и его экономическая роль

16. Банковский процент и механизм его формирования

17. Формы обеспечения возвратности кредита

18. Рефинансирование и межбанковское кредитование

19. Принципы банковского кредитования.

20. Роль кредита в развитии экономики и его границы

III. Банки

21. Возникновение и развитие банков

22. Понятие и элементы банковской системы

23. Форма организации центральных банков и организационное устройство Банка России

24. Задачи, функции и операции Банка России

25. Денежно-кредитная политика центрального банка

26. Понятие, принципы деятельности и классификация коммерческих банков

27. Организационное устройство коммерческих банков

28. Функции коммерческих банков и банковские услуги

29. Пассивные операции коммерческих банков

30. Активные операции коммерческих банков

Студентам предлагается перечень вопросов, входящих в контрольную работу, который был утвержден на заседании кафедры. При подготовке вопросов принимались во внимание следующие факторы:

Актуальность рассматриваемой проблемы;

Наличие научной и специальной литературы по изучаемым вопросам;

Возможность сбора экономической и статистической информации.

Номера вопросов для контрольной работы студенты определяют в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

В случае возникновения у студентов трудностей, связанных с выбором темы контрольной работы, им следует обратиться за консультацией к преподавателю - научному руководителю.

Студент должен самостоятельно подобрать литературные источники, необходимые для написания контрольной работы, используя список рекомендуемой литературы, содержащийся в данном пособии, а также каталоги книг и периодических изданий, которые имеются в библиотеке академии или других библиотеках.

Изучение литературы должно осуществляться в определённой последовательности:

1) изучить соответствующие главы и разделы учебников и учебных пособий;

2) ознакомиться с федеральными и региональными законодательными актами, относящимися к теме контрольной работы;

3) проанализировать действующие инструкции и нормативные акты Центрального Банка РФ, имеющие отношение к изучаемой проблеме;

4) изучить монографии и статьи в периодической печати.

Главной целью изучения литературных источников является систематизация информации и накопленных наукой знаний по изучаемым вопросам, выделение различных взглядов и точек зрения отечественных и зарубежных учёных и специалистов, а также выработка собственного мнения по рассматриваемым проблемам.

Раскрытие сущности тех вопросов, которые обозначены в плане контрольной работы, целесообразно начать с изложения теоретических положений и исторического аспекта изучаемой проблемы. Следует объяснить сущность изучаемых явлений и процессов, их тенденции и перспективы. Необходимо сделать обзор различных точек зрения и мнений, существующих в современной экономической литературе, а также высказать свою позицию по изучаемой проблеме. Теоретические положения необходимо подкрепить анализом фактического материала – статистических и экономических показателей, почерпнутых из статистических сборников, периодических изданий, справочников и компьютерной сети Internet.

Приводимые в контрольной работе статистические данные должны быть тесно увязаны с текстом и сведены в таблицы или диаграммы. Показатели должны рассматриваться в динамике не менее чем за 3 – 5 лет. Сравниваемые объекты должны быть однотипны. Анализ становится более глубоким при расчёте средних и относительных величин, индексов, показателей вариации признаков, при выявлении взаимосвязи между отдельными экономическими явлениями.

Изложение текстанумерация страниц должна быть сквозной контрольной работы заканчивается списком использованной литературы.

Контрольная работа может быть выполнена от руки или на компьютере, на одной стороне листа формата А4 через 1,5 интервал, шрифт 14 пт, или написана в ученической тетради формата А4.

Нумерация должна быть сквозной, начиная с титульного листа.

Студент обязан сдать контрольную работу на кафедру финансов и кредита не позднее указанного преподавателем срока. Сотрудник кафедры проверяет правильность оформления контрольной работы и регистрирует её в специальном журнале.

Научный руководитель проверяет контрольную работу и в случае неудовлетворительного выполнения возвращает её на письменную доработку с указанием конкретного срока вторичной сдачи контрольной работы на кафедру. В процессе доработки студент должен устранит замечания и ответить на вопросы научного руководителя.

Выполненная и зачтённая контрольная работа хранится на кафедре «Финансы и кредит».


13.1. Возникновение и сущность центральных банков

13.2. Задачи и функции центральных банков

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

13.4. Организационная структура центральных банков

13.5. Операции центрального банка

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

В ранний период развития капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем – центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения из данной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Сущность банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

13.2. Задачи и функции центральных банков

Основная задача центрального банка – сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Например, центральный банк Германии обязан в соответствии с законом обеспечивать стабильность национальной валюты; Банк Франции – сохранять стабильность цен.

Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на пять основных задач, согласно которым он призван быть:

эмиссионным центром страны , т. е. пользоваться монопольным правом выпуска банкнот;

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

«банком банков» т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор;

банком правительства , т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Для решения этих задач центральный банк выполняет определенные функции. В экономической науке до сих пор нет однозначного подхода к определению функций центральных банков.

Согласно Федеральному закону о «Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ Банк России выполняет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

– устанавливает правила проведения банковских операций;

– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациями лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими лицами;

– устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

– осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

– является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

– осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главные клиенты для центрального банка – это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

Банковские операции центральный банк может выполнять и для представительных и для исполнительных органов центральной власти, местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. В соответствие с законодательством среди клиентов – физических лиц в Российской Федерации могут быть военнослужащие, служащие Банка России и иные лица.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка выступают центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. .

Клиентом центрального банка может быть и правительство страны, для которого по его поручению проводится прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Например, Банк России во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в стране

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.

Объективной стороной денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке; субъективной – центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для регулирования массы денег в обращении центральный банк использует денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте. В процессе осуществления кредитной политики центральный банк проводит регулирование денежного оборота посредством кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Благодаря кредитной экспансии центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обороте. С помощью кредитной рестрикции центральный банк ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и уменьшает количество денежных ресурсов в экономике.

Денежно-кредитная политика центрального банка реализуется с помощью определенных методов, которые выражают собой совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Их реализация дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса

В настоящее время Банк России применяет в основном косвенные методы, предполагающие использование рыночных механизмов регулирования.

В зависимости от объекта воздействия методы денежно-кредитной политики классифицируются на: влияющие непосредственно на денежное предложение, и регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Так, если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента, с тем чтобы стимулировать или, наоборот, сдерживать инвестицию. Такая политика называется гибкой и в случае ее выбора регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально), т. е. чем больше ВВП, тем больше совершается сделок и требуется денег для их реализации.

Спрос на деньги как на средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового внутреннего продукта.

Методы денежно-кредитной политики могут быть общими, т. е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными , т. е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

Общие методы являются преимущественно косвенными оказывающими влияние на денежный рынок в целом. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:

регулирование норм обязательных резервов;

учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ;

операции на открытом рынке, или купля-продажа государственных ценных бумаг.

. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, которые они в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке. Этот метод предполагает прямое воздействие на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение нормы обязательных резервов ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.

Обязательные резервы в историческом аспекте рассматривались центральными банками в качестве экономического инструмента, призванного обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. В современных условиях изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, является наиболее простым инструментом, применяемым в целях быстрого регулирования денежно-кредитной сферы, уровня ликвидности банковского сектора.

Механизм действия этого инструмента в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных ресурсов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервных меняется величина депозитного мультипликатора. В свою очередь при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Фонд обязательных резервов, создаваемый ЦБ РФ, обеспечивает не столько ликвидность конкретного банка, сколько совокупную банковскую ликвидность. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров Банка России.

Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной базовой ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию(переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию(кредитованию банковских учреждений) .

Ставка по редисконтированию или учетная ставка эта плата взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты.

Ставка рефинансирования ЦБ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому в своей процентной политике коммерческие банки ориентируются на ставку рефинансирования.

Повышая учетную ставку, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что приводит к сокращению кредитных операций в стране. Наоборот, снижение ставок делает кредиты доступными и способствует расширению кредитных операций коммерческих банков.

Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов, и т,д., а также проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение ставки рефинансирования влияет на финансовое положение населения: при понижении ставки рефинансирования ЦБ с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции.

По состоянию на 1.11.2012 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России составила 8,25 %.

Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, центральный банк воздействует на ликвидность коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая ее в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних.

При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции на открытом рынке совершаются виде прямых покупок или продаж и в виде купли-продажи на срок с обязательством обратного выкупа на заранее оговоренных условиях (операция РЕПО).

Сущность операции РЕПО заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет два дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В Российской Федерацииоперации на открытом рынке предполагают куплю-продажу ЦБ РФ ценных бумаг (государственных облигаций и других обязательств). К государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги двух уровней: ценные бумаги федерального уровня и ценные бумаги субъектов Федерации.

С 30-х годов ХХ в.в. денежно кредитной политике ЦБ стали применять валютное регулирование, как реакция на «бегство капиталов» в условиях кризиса. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

– состояния платежного баланса;

– состояния экспорта и импорта;

– доли внешней торговли в ВВП;

– дефицита бюджета и источников его покрытия;

– экономической и политической ситуации и др.

Реальный валютный курс определяется свободным предложением по купле и продаже валюты на валютных биржах. Инструментом валютного регулирования является валютная интервенция , суть которой состоит в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном ранке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

Помимо валютной интервенции центральный банк использует административные меры, регулирующие валютный курс в направлении укрепления денежного обращения и повышения эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение «валютного коридора» способствует регулируемости валютного курса.

Российская денежно-кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов воздействия: уровень процентных ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и рефинансирование – на объемы и структуру операций банков; установление ориентиров роста денежной массы и операции на открытом рынке – на объемы денежного обращения; интервенции на валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на рефинансирование банков или регламентирование проведения отдельных видов операций могут в соответствии с российским законодательством применяться Банком России только в исключительных случаях.

Банк России самостоятельно определяет параметры и время действия инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, виды и объемы резервных требований, лимиты и порядок совершения операций и др.).

Таким образом, денежно-кредитная политика играет большую роль в государственном регулировании экономики. Применение различных методов может быть эффективным при условии, если они взаимосвязаны с налоговой и бюджетной политикой и другими формами государственного регулирования экономики.

13.4. Организационная структура центральных банков

В практике функционирования центральных банков можно выделить три модели их построения: традиционная, американская и европейская. Наибольшее распространение получила традиционная модель, примером которой являются банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

Структуру Банка России составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 рассчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В него входят 12 человек, которые за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, связанных с совершенствованием банковской системы, утверждением проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, возглавляемый председателем Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Его заседания назначаются Председателем Банка России или лицом его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Совет директоров утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; выполняет и иные функции в соответствии с законом о центральном банке.

По принципам организации и управления американская модель существенно отличается от других моделей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США. Созданная в 1913 году она дважды реформировалась – в 30 и 80-е годы

Организационная структура ФРС состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС, двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС) (см. рис. 13.1).

Таким образом, Федеральная резервная система – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы. В количественном отношении членами ФРС являются менее 40 % банков США и доля их сокращается. На долю банков – членов ФРС приходится более 85 % активов банковской системы США, что превращает систему Федерального резерва в центральный банк.

Рис. 13.1. Организационная структура ФРС

13.5. Операции центрального банка

Операции ЦБ представляют собой конкретное проявление его функций на практике и проводятся для выполнения стоящих перед ним задач. Их подразделяют на активные и пассивные.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве развитых стран служит главной и единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Центральный банк Российской Федерации также не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; согласно законодательству Банк России не может также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Ежегодно банк России составляет годовую финансовую отчетность, которая отражает операции, выполняемые им в рамках установленных полномочий.

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

Банковский надзор – это система мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, предотвращающих дестабилизирующие тенденции в развитии всей банковской системы.

Банк России определяет банковский надзор как «совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции.

Основными видами надзора являются дистанционный документарный (посредством анализа отчетности – текущий надзор) и инспекционный (посредством проверок на месте – последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные (превентивные) и принудительные меры воздействия.

Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические (с учетом целевого назначения и степени проблемности), плановые (организуемые по плану, утвержденному руководством Банка России), внеплановые (по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться по координации с налоговыми, правоохранительными и другими органами. По результатам проверок составляет акт с указанием нарушений. О необходимости их устранения кредитным организациям направляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыполнения в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересов кредиторов (вкладчиков), применяются соответствующие меры воздействия. К ним относятся:

– взыскание штрафов;

– требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в том числе изменение структуры ее активов, замены руководителей и др.;

– введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до одного года;

– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности», в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Ключевое значение для развития в России банковского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских соглашений, нацеленных на эффективное управление банковскими рисками и предусматривающих унификацию требований и стандартов банковской деятельности во всех странах. Данная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организациями: МБФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулированию и надзору (Комитет Кука), членом которого Банк России стал в 1996 году.


Укрепление банковской системы обеспечивается надлежащим банковским надзором, который осуществляет мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния) за деятельностью банков и применение мер реагирования по результатам его анализа осуществлять другие мероприятия по поддержанию стабильности денежно-кредитной системы.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;
  • является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;
  • является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);
  • осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществляет все виды банковских операций;
  • осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установления фактов недостоверности отчетных данных;
  • осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
  • неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;
  • неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральным (ЦБ) и коммерческим (КБ) банком. КБ широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных КБ, в результате

монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк называли эмиссионными или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главному положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. ЦБ сегодня является ключевым элементом кредитно-банковской системе любого развитого государства. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики.

В мировой практике применяются следующие формы организации ЦБ:

государственные ЦБ – банки, уставной капитал которых принадлежит государству (ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, др.);

акционерные ЦБ – уставной капитал формируется за счет взносов частных коммерческих банков (США);

смешанные ЦБ – более 50% уставного капитала принадлежит государству, остальное формируется за счет взносов частных коммерческих банков (Япония).

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банки России)» и другими Федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий особые функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является его целью, то есть – это не коммерческий банк. Основными целями его деятельности является поддержание устойчивости курса и покупательной способности рубля, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов и платежей. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального Банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Правовой статус Банка России :

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы России;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для решения поставленных целей ЦБ выполняет ряд функций обозначенных в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам.

Высшим органом управления Центрального Банка РФ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банков России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.


Рис. 8. Организационная структура банка России.

Ключевой функцией ЦБ является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении.

Основные цели денежно-кредитной политики :

Снижение темпов инфляции;

Обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

Снижение безработицы;

Создание условий для стимулирования экономического роста.

Эти цели достигаются путем воздействия на состояние кредита и денежное обращение в стране. На практике выбор методов денежно-кредитного регулирования сводится к маневрированию между стимулированием экономического роста (низкие % ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (высокие % ставки, снижение объемов рефинансирования и эмиссии).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества де-

нег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1) Процентные ставки по операциям Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка);

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств;

3) Операции на открытом рынке - это операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы;

4) Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование Банком России других коммерческих банков;

5) Валютные интервенции – это процесс купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) Установление ориентиров роста денежной массы . Банк России прогнозирует ориентиры роста одного или нескольких агрегатов денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств. В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16 января 2004г. «Об обязательных нормативах банков»;

8) Эмиссия облигаций от своего имени . Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.