Упрощенная система налогообложения. Новые условия и критерии усн

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для малых фирм и индивидуальных предпринимателей. Порядок перехода на УСН и правила работы на этом налоговом режиме установлены главой 26.2 Налогового кодекса. Если фирма получает невысокие доходы, то «упрощенка» – законный способ налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет основные платежи в бюджет: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество с учетом определенных ограничений. Но, прежде чем переходить на «упрощенку», взвесьте, насколько выгодно для вас не платить НДС. Ведь освобождение от НДС не всегда является преимуществом. Кто может применять УСН и стоит ли переходить на этот спецрежим, расскажет статья, подготовленная экспертами бератора.

Запретный список для «упрощенцев»

Перейти на упрощенную систему просто. Однако это может сделать далеко не каждый. В статье 346.12 Налогового кодекса перечислены те, кому закон запрещает работать на УСН.

Так, не имеют права стать «упрощенцами»:

  • фирмы, у которых есть филиалы (с 1 января 2016 года наличие представительств не препятствует применению УСН). Если организация которое не является филиалом, и не указала это подразделение в качестве филиала в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН при условии соблюдения норм главы 26.2 Налогового кодекса;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • производители подакцизных товаров;
  • разработчики месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие формы адвокатских образований;
  • участники соглашений о разделе продукции;
  • лица, перешедшие на уплату ЕСХН;
  • фирмы с долей участия в них других компаний более 25%. Организации, на которые не распространяется данное ограничение, перечислены в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Не применяется данное правило также для фирм с долей участия в них РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку эти субъекты не подпадают под определение "организации" в целях применения налогового законодательства (письмо Минфина РФ от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211).

Ограничение по доле участия других организаций в уставном капитале компании должно соблюдаться:

  • во-первых, на дату начала работы на УСН. В противном случае фирма не приобретет право на применение «упрощенки»;
  • во-вторых, во время использования УСН. Организация, которая нарушит данное требование в этот период, утрачивает право на применение этого спецрежима.

В письме от 25 декабря 2015 года № 03-11-06/2/76441 Минфин России уточнил, что если доля участия фирмы-учредителя стала не более 25%, то такая организация может перейти на УСН с 1 января следующего года. Иначе говоря, для применения УСН с 1 января изменения, внесенные в учредительные документы компании, согласно которым доля других организаций уменьшается до величины, не превышающей 25%, должны быть внесены в ЕГРЮЛ до 1 января этого же года.

Кроме того, не вправе применять УСН:

  • организации и предприниматели со среднесписочной численностью работников более 100 человек;
  • организации, у которых по данным бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов рублей;
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • все иностранные компании на территории России;
  • организации и предприниматели, в установленные сроки не представившие
  • микрофинансовые организации;
  • частные агентства занятости, которые занимаются предоставлением труда работников (с 1 января 2016 года).

Отметим, что если кадровое агентство на УСН оказывает услуги по подбору персонала и при этом не заключает трудовых договоров с соискателями, оно вправе продолжать применять «упрощенку». Дело в том, что если работник направляется для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении персонала, то трудовые отношения между ним и частным агентством занятости не прекращаются. В то же время трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают (ст. 341.2 ТК РФ).

И наоборот. Если частное агентство оказывает организациям услуги по подбору персонала, не заключая трудовые договоры с работниками, то эти работники оформляют трудовые отношения с этими организациями.

Значит, если агентство по подбору персонала не заключает трудовые договоры с лицами, направляемыми для работы в организацию заказчика, оно не осуществляет деятельность по предоставлению труда работников и, соответственно, вправе применять УСН (письмо Минфина России от 11 марта 2016 г. № 03-11-06/13564).

Остальные, желающие начать работать на УСН, должны соответствовать определенным критериям:

  • уровню дохода (организации);
  • численности работников (организации и предприниматели);
  • остаточной стоимости основных средств (организации).

Имейте в виду, что перечень субъектов, которые не вправе применять УСН, является закрытым. Так, например, в нем не упоминаются индивидуальные предприниматели - налоговые нерезиденты РФ. Следовательно, такие ИП имеют право применять упрощенную систему на общих основаниях (письма Минфина РФ от 1 июля 2013 г. № 03-11-11/24963 и от 28 января 2013 г. № 03-11-11/35).

Стоит ли переходить на УСН

Если фирма получает невысокие доходы, то «упрощенка» – законный способ налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет четыре основных платежа в бюджет (ст. 346.11 НК РФ):

  • налог на прибыль (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
  • НДФЛ c доходов предпринимателя (за исключением доходов, полученных в виде материальной выгоды от экономии на процентах, дивидендов, а также подарков и призов стоимостью более 4000 руб.);
  • налог на имущество. Правда, с 2015 года организации на УСН должны уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • НДС, кроме случаев, когда вы являетесь налоговым агентом, участником товарищества, ведущим общие дела (ст. 174.1 НК РФ), импортируете товары или выставляете покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Все остальные налоги, сборы и неналоговые платежи «упрощенцы» обязаны перечислять в общем порядке. В частности, это:

  • страховые взносы во внебюджетные фонды;
  • взносы по «травме»;
  • земельный налог;
  • транспортный налог;
  • госпошлина;
  • налог на имущество организаций (для объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости);
  • таможенные пошлины и сборы.

В ряде случаев «упрощенцы» выполняют роль налоговых агентов, то есть платят налоги за других. Речь идет о таких платежах, как:

  • НДФЛ с выплат работникам и другим гражданам;
  • НДС при выплате доходов компаниям-нерезидентам;
  • налог на прибыль при выплате доходов компаниям-нерезидентам.

На наш взгляд, прежде чем переходить на «упрощенку», нужно взвесить, насколько выгодно вашей фирме не платить НДС. Ведь не всегда является преимуществом. Например, фирмы, которые платят НДС, заинтересованы в том, чтобы зачесть входной налог из бюджета. Но, приобретая товары (работы, услуги) у «упрощенца», они лишаются этой возможности. Ведь «упрощенцы» выставляют покупателям счета-фактуры «без НДС». Поэтому в числе ваших потенциальных покупателей такие компании вряд ли окажутся.

Выгоднее всего применять упрощенную систему тем, кто торгует в розницу. Для их клиентов эта проблема не актуальна. Равно как и для тех, кто, тоже работая на «упрощенке», вынужден был перейти на «вмененку» или пользуется освобождением от НДС.

Достоинства и недостатки «упрощенки»

После знакомства с «упрощенкой» можно сделать вывод: у этого налогового режима есть свои плюсы и минусы.

К достоинствам «упрощенки» относят:

  • экономию на налогах и страховых взносах для некоторых видов деятельности;
  • заполнение и сдачу в инспекцию только годовой декларации по единому налогу;
  • экономию времени бухгалтера. Налоговый учет при УСН ведется в упрощенном порядке: фирмы и предприниматели отражают показатели своей деятельности только в одном налоговом регистре – книге учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

Среди недостатков «упрощенки» отметим следующие:

  • риск потерять право работать на УСН. В этом случае фирма должна будет доплатить «общережимные» налоги;
  • риск потерять покупателей, которые платят НДС. Так как «упрощенцы» НДС не платят и не выставляют счетов-фактур с ним, покупателям нечего принять к вычету;
  • запрет на создание филиалов. Дело в том, что до 1 января 2016 года организации, имеющие представительства, были не вправе применять УСН. С 1 января 2016 года это ограничение снято и наличие представительств теперь не препятствует применению этого спецрежима.

Что выгоднее: УСН или ОСН

Итак, прежде чем перейти на «упрощенку», составьте бизнес-план с учетом положений главы 26.2 Налогового кодекса и с учетом уплаты налогов в обычном режиме. Получив результаты и сравнив их, можно сделать вывод, насколько УСН «интереснее» для вашего бизнеса, чем общий режим.


Прежде чем писать заявление о переходе на «упрощенку», бухгалтер ООО «Актив» рассчитал, что будет выгоднее для фирмы: платить обычные налоги или единый налог.

Выручка «Актива» за 9 месяцев текущего года составила 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.). Покупная стоимость товаров – 3 009 000 руб. (в том числе НДС – 459 000 руб.). Фонд оплаты труда за этот же период равен 214 500 руб.

Для упрощения примера другие расходы фирмы не рассматриваются.

Сначала бухгалтер «Актива» рассчитал сумму обычных налогов.

За этот период фирма должна заплатить в бюджет:

Взносы во внебюджетные фонды – 64 350 руб.;

Налог на имущество – 117 500 руб.;

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 660 руб.;

НДС – 81 000 руб. (540 000 – 459 000).

Прибыль фирмы за 9 месяцев текущего года составила: (3 540 000 – 540 000) – (3 009 000 – 459 000) – 214 500 – 64 350 – 117 500 – 660 = 52 990 руб.

Рассчитаем налог на прибыль – 10 598 руб. (52 990 руб. × 20%).

Всего фирма заплатит в бюджет:

64 350 + 117 500 + 660 + 81 000 + 10 598 = 274 108 руб.

Затем бухгалтер ООО «Актив» рассчитал сумму единого налога двумя способами:

C полученного дохода;

С разницы между доходами и расходами.

Первый способ

Величина единого налога, рассчитанная с полученного дохода, составила 212 400 руб. (3 540 000 руб. × 6%).

Эту сумму можно уменьшить на величину взносов на обязательное социальное страхование, но не более чем на 50%. Таким образом, учесть страховые взносы можно в пределах 106 200 руб. (212 400 руб. × 50%).

Кроме страховых взносов фирме придется заплатить взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 660 руб.

Общая сумма страховых взносов, включая взносы по травматизму, не превышает ограничения в 106 200 руб.:

(64 350 руб. + 660 руб.)

Поэтому уменьшить единый налог фирма вправе на всю величину страховых взносов:

212 400 – 64 350 – 660 = 147 390 руб.

Итого общая сумма налогов:

147 390 + 64 350 + 660 = 212 400 руб.

Расчет показал, что «Активу» выгоднее платить единый налог со всех полученных доходов, чем обычные налоги. Однако сумма платежей при «упрощенке» все равно показалась бухгалтеру значительной. Тогда он рассчитал единый налог вторым способом.

Второй способ

Величина единого налога, рассчитанная с доходов за минусом расходов, составит:

(3 540 000 – 3 009 000 – 214 500 – 64 350 – 660) × 15% = 37 724 руб.

Всего фирма заплатит:

37 724 + 64 350 + 660 = 102 734 руб.

Как видим, в данном случае фирме выгодно перейти на «упрощенку» и платить единый налог с доходов за минусом расходов. В этом случае «Актив» сэкономит на налогах 171 374 руб.:

274 108 – 102 734 = 171 374 руб.

После регистрации частный предприниматель может выбрать из двух типов систему налогообложения, соответствующую своему бизнесу. Их две - общая и упрощенная. Последней пользуются чаще, но есть и определенные условия для перехода на нее, а в 2017 году были также внесены изменения параметров соответствия для использования данной системы. В статье мы подробно рассмотрим, что называют упрощенной системой налогообложения и кто может ею воспользоваться. Основные критерии УСН также рассмотрим в данной статье.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН), или так называемая «упрощёнка», - это наиболее подходящий для начинающих предпринимателей налоговый режим. Упрощенка популярна не только в силу сниженной налоговой нагрузки, но и благодаря своей простой, понятной и доступной системе учета налогов. Помимо начинающих бизнесменов, на УСН переходят и опытные предприниматели, использовавшие до этого другие системы, но решившие, что выгоднее будет платить налоги по УСН. С "упрощенкой" налоги становятся посильными и некритичными для ИП, что важно на первых порах после открытия собственного дела. Критерии УСН чаще всего применяются в двух сферах.

Сферы применения

Одни из самых распространенных сфер, где используется упрощенная система, это:

1. Оптовая и розничная продажа товаров народного потребления.

2. Сфера бытовых, прокатных, а также консалтинговых и других услуг.

4. Аренда техники или недвижимости (краткосрочная или долгосрочная).

5. Продвижение творческой деятельности (без затрагивания сферы авторских прав).

Существуют такие виды деятельности, для осуществления которых обязательно наличие гос. лицензии. К ним относятся:

1. Медицина и фарминдустрия.

2. Инженерия и строительство.

3. Сфера пожаротушения, работа со взрывоопасными и химическими объектами.

4. Гидрометцентр.

5. Туристическая область деятельности.

6. Изготовление и реализация устройств, обеспечивающих защиту информации.

7. Частные детективные агентства.

8. Использование неназемных видов транспорта для пассажирских и грузоперевозок.

9. Металлургия.

Виды

УСН подразделяется на два вида в зависимости от критериев расчета:

1. Система "Доходы".

2. Система "Доходы минус расходы".

Различаются они по размерам ставок, алгоритму расчета налогов и величине базы налогов. При любом раскладе налоговые нормы будут ниже, чем в обычной системе. В 2016 году региональная ставка по системе "Доходы" снизилась до 1% (от изначальных 6%). Это основные критерии УСН.

По упрощенной системе налогообложения нужно рассчитывать налоги на основе доходов. При этом не всегда УСН является наиболее выгодным вариантом налогообложения. В отдельных случаях более выгодно использовать систему ЕНВД (единый налог на вмененный доход), так как при этой системе ставка фиксированная и не зависит от доходов. Система УСН, конечно, не является эталонной, но позволяет, тем не менее, довольно легко производить контроль налоговой загруженности бизнеса. Критерии УСН без НДС рассмотрим ниже.

Выгодными моментами использования УСН являются:

1. Освобождение предпринимателя от уплаты НДФЛ. Он заменяется на налог по ставке от 1 до 6 процентов от дохода или от 5 до 15 процентов по режиму "Доходы минус расходы". Земельный налог и страховые взносы вычитаются по режиму "Доходы минус расходы".

2. Освобождение от уплаты НДС.

3. Все прошедшие операции по кассе сохраняются при переходе на УСН.

4. Использование УСН способно сократить авансовые выплаты, начисляемые по единому налогу.

5. Упрощенная система отчетности (в сравнении с другими системами).

Помимо преимуществ, есть и недостатки. Они заключаются в следующем:

1. Не для всех видов деятельности система УСН является выгодной.

2. При использовании УСН отсутствует возможность расширять бизнес (открывать новые представительства).

3. В систему "Доходы минус расходы" включены не все расходы.

4. Даже если предприятие терпит убытки, предприятие обязано выплачивать минимальный налог размером 15 процентов.

Чем еще критерии УСН отличаются?

Доступность системы

Использование УСН делает ведение среднего и малого бизнеса намного проще. Но для перехода на данную систему налогообложения необходимо соответствие некоторым параметрам.
К ним относятся следующие:

1. За первые девять месяцев работы отчетного года (в котором ожидается переход на УСН) доход компании не должен быть больше 15 миллионов рублей.

2. Среднесписочный состав компании не должен превышать сто человек.

3. По актуальной стоимости активов доход не может быть больше 100 миллионов рублей.

4. При переходе с ОСНО (общая система налогообложения) доход за девять месяцев не должен быть больше 59 805 миллионов рублей. При этом для ИП таких ограничений не предусмотрено. Перейти на упрощенную систему имеет также возможность организация, в которой доля сторонних предприятий менее 25 процентов.

Рассмотрим критерии отнесения к НКО на УСН.

НКО может применяться общий режим и упрощенная система налогообложения (УСН).

Особенность УСН заключается в том, что при определении лимита доходов, ограничивающего использование данного режима налогообложения (60 млн руб.), доходы, полученные путем целевого финансирования, не будут учитываться.

Считается, что некоммерческие организации не имеют финансового результата в силу того, что осуществляемая ими деятельность не направлена на получение дохода, и распределения прибыли между членами организации не происходит. Однако НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а значит, прибыль или убыток будут присутствовать.

То, что такие организации не используют полученную прибыль, а распределяют ее в соответствии с законом, не освобождает их от необходимости уплаты единого налога по УСН на разницу между доходами и расходами или на доходы.

Кто не может применять УСН?

Бывают и такие ситуации, когда переход на УСН не представляется возможным. Так, пользоваться "упрощёнкой" не смогут:

1. Предприятия, имеющие филиалы.

2. Организации, отвечающие за финансовую сферу деятельности, такие как микрофинансовые организации (МФО) или банки.

3. НПФ (негосударственные пенсионные фонды).

4. Собственники ломбардов.

5. Частные предприниматели, занимающиеся производством акцизных товаров.

6. Частные юристы и нотариусы.

7. Компании, чей штат сотрудников - более ста человек.

8. ИП, чьи доходы - более 100 миллионов рублей.

Перечисленные выше организации не вправе использовать упрощенную налоговую систему. При осуществлении деятельности по УСН в обход правил организация должна будет перейти на ОСНО, оплатив налоги по этой системе. При переходе ИП на УСН критерии следующие.

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Одним из самых популярных режимов налогообложения, в особенности у индивидуальных предпринимателей, является упрощенная система (УСН или упрощенка). Ее главной особенностью является то, что вместо налога на прибыль, НДС, налога на имущество уплачивается единый замещающий их налог. При этом налоговая нагрузка меньше, чем на ОСНО, а ведение учета для ИП и ООО гораздо проще, поэтому его можно вести самостоятельно.

Организации и предприниматели, которые хотят применять упрощенку могут выбрать два варианта расчета налогов:

  • Самый простой – это , ставка по которому составляет 6%.
  • Более сложный, но в некоторых случая его применять выгодней – это УСН «доходы минус расходы» , ставка составляет в зависимости от наличия льгот – от 5 до 15%, но чаще всего это все же 15%.

Условия применения УСН

Применение упрощенки имеет некоторые ограничения, поэтому прежде всего необходимо понимать – не попадает ли ваш бизнес под них (НК РФ ст.346.12, п.3).

Численность:

  • Данный вид налогообложения может применяться только малым предпринимательством, у которого численность штата наемных сотрудников не превышает 100 человек.

При каком виде деятельности и какие организации и ИП не могут применять данный вид налогообложения:

  • Страховщики, банки, микро финансовые организации, ломбарды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды негосударственного образования, участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональной основе.
  • Если ИП или ООО занимаются реализацией, добычей полезных ископаемых, исключение составляет общераспространенные, например, такие как песок, щебень, торф.
  • ООО и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров (бензин, алкоголь, табачная продукция и др.).
  • Адвокаты имеющие адвокатский кабинет, нотариусы, которые занимаются частной практикой, и др.
  • Хозяйствующие субъекты, применяющие .
  • Организации, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции.
  • Если доля участия в организации других организаций более 25%, за исключением некоммерческих организаций; образовательных и бюджетных учреждений; также организаций, у которых уставный капитал складывается на 100% из вкладов, внесенных общественными организациями инвалидов.
  • В случае превышения 100 млн. руб. остаточной стоимости основных средств.
  • Нельзя применять упрощенку иностранными организациями.
  • Бюджетные и казенные учреждения.
  • Если организация или ИП предоставила заявление на УСН, требуемое для перехода на данную налоговую систему не в установленные законодательством сроки.
  • Организации, у которых есть филиалы.

C 1 января 2016 года вступили в силу поправки, в соответствии с которыми, при выполнении описанных условий организации вправе применять УСН при наличии своих представительств , для филиалов так все осталось без изменений.

По доходу:

  • Если годовой доход компании превышает определенные обороты, так в 2014 году он составлял 60 млн. руб., в 2015 году планка была увеличена до 68,82 млн. руб., в 2016 году лимит составляет 79,74 млн. рублей. Поэтому же условию, если компания по итогам 9 месяцев своей работы не превысила уровень доходов в 45 млн. руб., то она может перейти на упрощенку со следующего года, предоставив заявление по форме 26.2-1.

Важно! С 1 января 2017 года увеличивается пороговое значение для перехода на УСН. По итогам 2016 года доход не должен более 59 млн. 805 тыс. рублей.

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощенную систему, подав заявление, можно осуществить в следующие сроки:

  1. При организации компании, вместе с документами для регистрации.
  2. В течение 30 дней после регистрации.
  3. До 31 декабря года, предшествующего применению УСН.
  4. Чтобы не ждать целый год, можно закрыть и сразу открыть ИП, подав необходимое уведомление.

Что выбрать УСН «Доходы» или «доходы минус расходы»?

Для того, чтобы выбрать вид налогообложения необходимо понимать, что за этим стоит. Кратко опишем каждый из них, более подробно вы сможете почитать у нас на сайте в других статьях.

УСН «доходы» – 6%

Порядок расчета упрощенки в данном случае весьма прост, для его расчета необходимо взять все полученные доходы и умножить на ставку, которая составляет 6%.

Пример

Предположим, вы получили доход в 1 млн. рублей, то доход будет рассчитываться по следующей схеме:

Налог = Доход * 6%,

В нашем случае 1 000 000 *6% = 60 000 рублей.

Обращаем ваше внимание, что расходы при УСН “доходы” никак не учитываются. Поэтому ее стоит применять в том случае, если расходы подтвердить весьма сложно или их доля весьма мала. Систему 6% применяют в основном ИП, работающие без работников или имеющие небольшой штата, за счет несложного ведения учета можно обойтись без бухгалтеров и не использовать бухгалтерский аутсорсинг.

УСН «Доходы минус расходы» – 5-15%

Данная система исчисления налогов более сложная, и скорее всего в одиночку, без квалифицированного бухгалтера будет обойтись весьма сложно. Однако правильно применение этой системы может сэкономить налоги и ее стоит применять в том случае, если ООО или ИП может подтвердить расходы.

Внимание! Считается, что данная упрощенная система налогообложения выгоднее, чем 6% в том случае, если составляет не менее 50% доходов.

Ставка по налогу, как правило, составляет 15%, однако она может быть уменьшена в регионах до 5% и в случае применения определенных видов деятельности. Подробности о льготной ставке следует уточнять в своей налоговой инспекции.
Пример

Возьмем также годовой доход в размере 1 млн. рублей, а расходы возьмем в размере 650 тыс. рублей, рассчитаем налоги по ставке 15%.

Налог = (Доходы – расходы) * ставка (5-15%)

В нашем случае: (1 000 000 – 650 000) * 15%= 52 500

Как видно в данном случае, что величина налога будет меньше, но учет вести гораздо сложней. При этом не все расходы при УСН доходы минус расходы модно учитывать при расчете налога, более подробно можете почитать об это налогообложении перейдя по ссылке.

Минимальный налог и убыток

Еще один нюанс, который присутствует у данной системы – это минимальный налог. Он платится в том случае если расчетный налог меньше этой суммы или вообще равен нулю, ставка его составляет 1% от величины дохода, без учета понесенных расходов (НК РФ, ст.346.18). Так, если брать описанный нами пример, то минимальный налог составит 10 000 руб. (1 млн. руб. * 1%), даже если к выплате вы насчитали, например, 8000 руб. или же 0 руб.

Даже если ваши расходы будут равняться доходам, что по сути приводило бы к нулевой базе при расчете налога, вам все равно необходимо будет уплатить этот 1%. При исчисление «по доходам» минимальный налог отсутствует. Если по итогам прошедшего налогового периода у налогоплательщика возник убыток, то эту сумму можно включить в расходы в последующих годах, и соответственно уменьшить величину налога.

Уменьшение УСН на сумму страховых взносов

Одним из положительных моментов упрощенки является то, что величину налога можно уменьшить на сумму перечисленных страховых взносов в ПФР. Однако есть некоторые особенности, как при выборе системы исчисления налогов, так и при наличии наемных работников.

Упрощенная система налогообложения – ИП по системе «Доходы» без работников

Как известно, предприниматель может работать без наемных сотрудников, при этом он уплачивает только платеж в ПФР за себя, которые устанавливается правительством на каждый год. Так в 2016 году его величина составляет 23 153, 33 (ПФР и ФОМС). Данный платеж позволяет уменьшить величину налога на всю его величину (на 100%). Таким образом, что ИП может даже вообще не платить данный налог.

Пример

Иванов В.В. за прошедший год заработал 220 000 рублей, а Петров А.А. заработал 500 000 рублей, оба заплатили выше указанный платеж за себя в полном размере, в итоге налоги для них рассчитываться следующим образом:

Для Иванова: Налог = 220 000*6% = 13 200, так как сумма платежа в ПФР за себя больше, чем полученное значение, поэтому итоговое значение по налогу будет равно нулю.

Для Петрова: Налог = 500 000*6% = 30 000, вычитаем платеж за себя, получаем, что величина налога к уплате будет составлять 30 000 – 23 153, 33 = 6 846, 67.

Упрощенная система налогообложения – ИП и ООО по системе «Доходы» с работниками

Данная ситуация может возникнуть как у организации, которая попросту не может работать без работников, так и у ИП. Налоги можно уменьшить в этом случае на величину платежей за сотрудников, но не более, чем на 50%. При этом уплачивается в полном размере, но не учитывается при уменьшении.

Пример 1

Петров заработал 700 000 рублей, а платежи в ПФР за работников составили 18 000 рублей. В этом случае получим:

Налог = 700 000 * 6% = 42 000, так как сумма платежей в ПФР за работников не превышают 50% полученной суммы, то на нее можно целиком уменьшить УСН. Налог к уплате в данном случае будет равняться 24 000 (42 000 – 18 000).

Пример 2

Предположим тот же Иванов (или ООО «Иванов и К») заработал 700 000, при этом в ПФР за работников он заплатил 60 000 рублей.

Налог = 700 000 * 6% = 42 000 рублей, при этом оно может уменьшить не более 50% налогов, в нашем случае это 21 000. Так как 60 000 (платежа в ПФР) больше, чем 21000, то уменьшить налоги можно не более, чем на 21 тысячу, то есть не более 50%. В итоге Налог к уплате будет составлять 21 000 рублей (42 000 – 21 000).

УСН «доходы за минусом расходов»

В данном случае не имеет значение наличие или отсутствие наемных работников. При этом уменьшается не сам налог, а как в рассмотренных примерах выше, а налоговая база. Т.е. суммы оплат в ПФР включается в величину расходов и уже с разницы будет рассчитываться налог по применяемой ставке.

Пример

Так, если Петров получил доход в размере 500 000 рублей, а расходы составили – аренда 20 000 руб., зарплата 60 000, платежи в ПФР за работников составили 18 000, за себя.

Налог к уплате = (500 000 – 20 000 – 60 000 – 18 000- 23 153, 33) * 15% = 378 846,76 * 15% = 56 827.

Как видите принцип расчета несколько отличается.

Уплата 1% в ПФР при доходе более 300 000 рублей

Обращаем ваше внимание, что если индивидуальный предприниматель получил доход за отчетный период более 300 тыс. рублей, то в пенсионный фонд (ПФР) уплачивается дополнительно 1% с суммы превышения. Например, если получен доход в размере 400 000 руб., то дополнительно потребуется уплатить (400 000 – 300 000) * 1% = 1000 рублей.

Важно! В письме от 07 декабря 2015 под номером № 03-11-09/71357 Минфин разъяснил, что данный платеж будет приравниваться к обязательному фиксированному платежу, таким образом на эту сумму также можно уменьшить УСН. Не путайте данную сумму с минимальный налогом!

Отчетность и уплата налога


Данный вид налогообложения подразумевает следующую отчетность:

  1. Декларация по УСН предоставляет 1 раз в год, срок предоставления – до 30 апреля года, которые следует за прошедшим.
  2. Предпринимателями должна вестись , сокращенное название – КУДиР . С 2013 года ее заверение в ФНС не требуется. Но прошнурованная, прошитая и пронумерованная она должна быть в любом случае, однако в случае предоставления нулевой отчетности, в некоторых регионах ее не требуют.

Если предприниматель прекращает свою деятельность по УСН, то он должен предоставить декларацию по УСН не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором она прекратилась.

Уплата налогов

Хотя и отчетность предоставляется 1 раз в год, все же придется учет вести постоянно, потому что платежи по УСН делятся на 4 части – 3 из них являются авансовыми и обязательными, как и 4-й итоговый платеж за год. При этом, если вы не платите авансовые платежи или платите на правильно, то вам могут быть начислены штрафы и пени.

Сроки уплаты авансов и налога следующие:

  • За первый квартал платеж необходимо провести до 25 апреля.
  • За второй квартал платеж осуществляется до 25 июля.
  • За третий квартал оплата производится до 25 октября.
  • Годовой и окончательный расчет осуществляется не позднее 30 апреля год, который следует за отчетным. Т.е. например, 30 апреля 2017 года будет крайний срок уплаты налога за 2016 год.

Ответственность за выявленные нарушения

  1. Если вы просрочили или попросту не предоставили вовремя декларацию по УСН штраф составит 5-30% исходя из той суммы налога, которую требовалось оплатить. При этом минимальный штраф составляет 1000 рублей.
  2. Если вы не платили налоги, то штрафные санкции составят 20-40% исходя из тех сумм, которые вы не оплатили.
  3. При задержке платежей, ровно, как и неправильном их исчислении начисляются пени.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения: каким критериям должен соответствовать налогоплательщик для перехода на УСН, как и какие документы необходимо оформить для перехода, а также что делать, если право применения упрощенки утрачено. На эти вопросы ответим в данной статье.

Условия для применения УСН

Применять упрощенку могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Условия для применения УСН юридическими лицами и ИП несколько различаются. Общими являются ограничения по числу сотрудников (до 100 человек) и условие неосуществления ряда видов деятельности, при которых применение УСН является невозможным (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Одинаковы для них условия утраты права на применение этой системы: величина дохода, полученного при работе на УСН за налоговый период (год) не должна превысить 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Условия перехода на УСН с 2018 года следующие:

  • величина дохода за 9 месяцев года, предшествующего началу применения УСН, не превышает 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость ОС не превышает 150 млн руб.;
  • у юрлица отсутствуют филиалы;
  • доля иных организаций в уставном капитале юридического лица не превышает 25% (исключением являются НКО и общества инвалидов);

К индивидуальным предпринимателям эти ограничения не относятся. В том числе для них не установлены условия соблюдения предельного дохода за год, предшествующий переходу на УСН (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-11-09/6114).

ВАЖНО! Ранее были противоречивые разъяснения госорганов относительно распространения ограничения по предельной сумме остаточной стоимости, и на ИП в том числе. Наконец, Минфин в письме от 15.06.2017 № 03-11-11/37040 пояснил, что данная норма касается только организаций и к ИП не относится.

Льготы для юридических лиц и особые ограничения для ИП-льготников

При переходе на упрощенку некоторые юрлица и ИП вправе рассчитывать на дополнительные льготы. Этот момент следует учитывать при принятии решения о переходе и проведении сравнительного анализа налоговой нагрузки.

Почитайте материал, который поможет определиться с выбором системы налогообложения .

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения для предприятий Республики Крым и г. Севастополя местное законодательство может установить льготные ставки по единому налогу до 2021 года (п. 3 ст. 346.20).

Впервые прошедшие государственную регистрацию индивидуальные предприниматели, которые будут заниматься научной, социальной или производственной деятельностью, могут быть признаны льготниками на основании законодательства субъектов РФ. Под льготами подразумевается установление нулевой налоговой ставки на срок до 2 лет (п. 4 ст. 346.20).

Правда, к этой категории ИП-льготников предъявляются особые требования в виде обеспечения минимальной 70%-ной доли доходов от реализации, полученных в отчетном периоде от облагаемых по нулевой ставке видов деятельности, в общей сумме всех полученных ИП доходов. Кроме того, субъект Российской Федерации может установить для таких ИП предельный размер полученных за год доходов, но не менее 15 млн руб.

Кроме того, и для предприятий, и для ИП на УСН при ведении некоторых видов деятельности установлены пониженные тарифы страховых взносов. Для получения такой льготы вид деятельности налогоплательщика должен соответствовать одному из приведенных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Порядок применения УСН: сроки подачи уведомления о начале и об окончании применения УСН

Для вновь зарегистрированных налогоплательщиков установлен 30-дневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет, в течение которого они должны подать уведомление о переходе на УСН в ИФНС. В этом случае они признаются «упрощенцами» с даты постановки на налоговый учет.

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщику, который уже работает на УСН, никаких действий предпринимать не надо. Если он не нарушил условий, дающих право на применение УСН, он может использовать выбранную систему налогообложения до тех пор, пока не подаст в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСНО по форме 26.2-3.

В случае если было допущено нарушение хотя бы одного из обязательных условий для применения УСНО, налогоплательщик теряет право на использование данной системы налогообложения с начала того квартала, в котором произошло нарушение. С этого момента он переходит на общую систему налогообложения и обязан сообщить об этом в ИФНС путем предоставления сообщения по форме 26.2-2 до 15-го числа первого месяца следующего за событием квартала (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться на УСН налогоплательщик сможет не раньше чем через год после перехода с УСН на другую систему налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Переход на УСН в 2017 году: срок подачи заявления

Налогоплательщик, который решил перейти на УСНО, должен уведомить о своем решении налоговую службу. Для этого в ИФНС по месту регистрации юридического лица (адресу прописки физического лица - предпринимателя) подается уведомление по форме 26.2-1. В данном уведомлении юридические лица указывают сумму полученного за 9 месяцев дохода и стоимость (остаточную) своих основных средств.

Пример заполнения уведомления по форме 26.2-1, вы найдете в материале «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения» .

Скачать уведомление по форме 26.2-1 (бланк для перехода на УСН в 2017 году) можно на нашем сайте.

Переход осуществляется только с начала нового налогового периода. При этом уведомление не может быть подано ранее 1 октября и позднее 31 декабря предшествующего года. Чтобы начать применять упрощенку с 2018 года, необходимо осуществить переход на УСН в 2017 году - срок подачи заявления должен быть не ранее 01.10.2017 и не позднее 31.12.2017. Если налогоплательщик опаздывает с подачей уведомления, он не сможет перейти на УСН.

При подаче уведомления в соответствующей графе необходимо указать выбранный объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Определиться с выбором поможет наш материал .

Перейти с одного объекта налогообложения на другой в рамках применения УСНО налогоплательщик может только с начала следующего года. В этом случае в ИФНС должно быть подано уведомление по форме 26.2-6 в срок до 31 декабря.

Как перейти с УСН на другие налоговые режимы

Требования к переходу с УСН на какой-либо другой режим налогообложения зависят от причины такого перехода и от того, какой именно режим налогообложения планируется взамен упрощенки.

НК РФ предусмотрен запрет на замену УСН другим налоговым режимом в течение календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Однако есть исключения:

  • «Упрощенец» вынужденно утрачивает право на применение УСН из-за несоответствия требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. При этом до конца года ему придется работать на ОСНО.
  • Переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности «упрощенца» с любой даты (речь идет о совмещении, когда налогоплательщик, применяющий УСН, переводит некоторые из своих видов деятельности на ЕНВД). Правомерность такого подхода подтверждают налоговики. (письмо ФНС от 19.09.2014 № ГД-4-3/19079@). В этом же письме говорится о праве ИП перейти на патентную систему с любой календарной даты. Если отдельный вид деятельности переводится на ЕНВД, то переход осуществляется в момент постановки на учет плательщика вмененного налога.

Подробнее о порядке перехода с упрощенки на вмененку читайте .

Если «упрощенец» планирует перейти с начала года на другой налоговый режим, необходимо подать уведомление в ИФНС по форме 26.2-3. Сделать это следует до 15 января того налогового периода, в котором был запланирован такой переход.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, осуществляемой на УСН, в обязанности налогоплательщика входит подача в ИФНС уведомления по форме 26.2-8.

Порядок подачи уведомления

Уведомления (сообщения) налогоплательщика и налоговой службы оформляются по установленным образцам. Формы документов для взаимодействия с налоговыми органами по вопросу применения УСН утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Налогоплательщик может подать уведомление тремя способами:

  • при личном визите руководителя юридического лица / индивидуального предпринимателя или их представителя на основании доверенности;
  • путем отправки ценного письма с описью вложения;
  • в электронной форме.

Описания электронных форматов передаваемых по ТКС форм 26.2-1, 26.2-2, 26.2-3, 26.2-6, 26.2-8 содержатся в соответствующих приложениях к приказу ФНС России от 16 ноября 2012 года № ММВ-7-6/878@.

Подтверждение статуса упрощенца налоговым органом

Законодательство России не предусматривает обязанности налоговой службы подтверждать право применения/перехода на УСНО в ответ на подачу налогоплательщиком уведомления. Чаще всего для подтверждения права применения упрощенки достаточно штампа о приеме налоговым органом уведомления о переходе на втором экземпляре бланка, почтовой описи или квитанции об отправке уведомления в электронном виде. Ответ от налоговой можно получить только в следующих ситуациях:

  • показатели, указанные в уведомлении по форме 26.2-1, не соответствуют тем, которые дают налогоплательщику право применять УСНО, или налоговый орган обладает сведениями о налогоплательщике, которые противоречат условиям применения УСН (тогда ИФНС присылает сообщение по форме 26.2-4);
  • налогоплательщик подал уведомление о переходе на УСН с опозданием (тогда из налоговой приходит сообщение по форме 26.2-5).

Некоторые контрагенты при заключении договоров просят документальное подтверждение о праве налогоплательщика применять УСН в виде какого-либо ответа из налоговой. В этом случае допустимо обратиться в инспекцию с письменным запросом о подтверждении факта применения им упрощенки. Запрос подается в свободной форме. В течение 30 дней налоговики представят информационное письмо по форме 26.2-7, в котором будет отражен факт уведомления налогоплательщика о применении УСН, а также факт представления или непредставления отчетности по упрощенке. Такая практика описана в письмах Минфина от 16.02.2016 № 03-11-11/8396 и ФНС от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261.

Итоги

Планируя переход на УСН, следует заранее изучить все ограничения, которые предусмотрены гл. 26.2 НК РФ, а также сравнить прочие допустимые для налогоплательщика системы налогообложения – возможно, найдется более выгодная. Начало применения упрощенки и переход с нее на иной режим строго регламентированы законодательством. Поэтому следует убедиться, что УСН действительно оптимальна.