Аграрные общества. Учебный словарь: Аграрное общество - Исполнительная власть

Развитие общества - это ступенчатый процесс, представляющий собой движение вверх от простейшего хозяйства к более эффективному, передовому. В XX веке известными политологами и социологами выдвинута теория, по которой общество преодолевает три этапа своего развития: аграрный, индустриальный и постиндустриальный. Остановимся подробнее на аграрном обществе.

Аграрное общества по типам, чертам, признакам, характеристикам

Аграрное, традиционное или доиндустриальное общество основано на традиционных ценностях человечества. Такой тип общества главной целью видит сохранение традиционного жизненного уклада, не приемлет каких-либо изменений и не стремится к развитию.

Аграрное общество характеризуется традиционной экономикой, для которой свойственно перераспределение, а проявление рыночных отношений и обмена жестко пресекается. В традиционном обществе наблюдается приоритет внимания государства и правящей верхушки над собственными интересами человека. Вся политика строится на авторитарном типе власти.

Статус человека в обществе определяется его рождением. Все общество разделено на сословия, движение между которыми невозможно. Сословная иерархия опять же основана на традиционном укладе жизни.

Для аграрного общества характерны высокая смертность и рождаемость населения. И при этом невысокая продолжительность жизни. Очень крепкие семейные узы.

Доиндустриальный тип общества долгое время сохранялся во многих странах Востока.

Экономические особенности аграрной цивилизации и культуры

Основа традиционного общества - сельское хозяйство, основными составляющими которого является земледелие, скотоводство или рыболовство в прибрежных районах. Приоритет определенного вида хозяйства зависит от климатических условий и географического расположения места поселения. Само аграрное общество полностью зависит от природы и ее условий, при этом человек не вносит изменений в эти силы, никак не пытаясь их приручить. Долгое время в доиндустриальном обществе преобладало натуральное хозяйство.

Промышленность либо отсутствует, либо незначительна. Ремесленный труд развит слабо. Весь труд направлен на удовлетворение основных потребностей человека, к большему общество даже не пытается стремиться. Лишние часы труда признаются обществом как наказание.

Профессию и род занятий человек наследует от родителей. Низшие сословия чрезмерно преданы высшим, отсюда и такой строй государственной власти, как монархия.

Все ценности и культура в целом находятся во власти традиций.

Традиционное аграрное общество

Как уже было сказано, аграрное общество основано на простейшем ремесле и сельском хозяйстве. Временные рамки существования данного общества - Древний мир и Средние века.

В то время экономика брала за основу использование природных ресурсов без каких-либо изменений последних. Отсюда и малое развитие орудий труда, которые очень продолжительное время остаются ручными.

В экономической сфере жизни общества преобладает:

  • строительство;
  • добывающие промыслы;
  • натуральное хозяйство.

Присутствует торговля, но развита она незначительно, а развитие рынка не поощряется властью.

Традиции дают человеку уже устоявшуюся систему ценностей, основную роль в которой занимает религия и неоспоримый авторитет главы государства. Культура основывается на традиционном почитании собственной истории.

Процесс преобразования традиционной аграрной цивилизации

Аграрное общество является достаточно устойчивым к каким-либо изменениям, так как его основой являются традиции и устоявшийся уклад жизни. Преобразования настолько медленны, что незаметны для отдельно взятого человека. Намного легче преобразования даются государствам, которые не являются в полной мере традиционными. Как правило, это общество с развитыми рыночными отношениями - греческие полисы, торговые города Англии и Голландии, Древний Рим.

Толчком для необратимого преобразования аграрной цивилизации стала промышленная революция XVIII века.

Любые преобразования в таком обществе для человека очень болезненны, особенно если фундаментом для традиционного общества была религия. Человек теряет ориентиры и ценности. В это время происходит усиление авторитарного режима. Завершает все изменения общества демографический переход, при котором психология молодого поколения меняется.

Индустриальное и постиндустриальное аграрное общество

Индустриальное общество отличается резким скачком в развитии промышленности. Резкое возрастание темпов экономического роста. Этому обществу присущ «оптимизм модернизаторов» - непоколебимая уверенность в науке, с помощью которой можно решить любые возникшие проблемы, в том числе и социальные.

В этом обществе к природе чисто потребительское отношение - максимальная разработка имеющихся ресурсов, загрязнение природы. Индустриальное общество живет одним днем, стремясь к удовлетворению социальных и бытовых потребностей в полной мере здесь и сейчас.

Постиндустриальное общество пока только начинает свой путь развития.

В постиндустриальном обществе на первое место выходят:

  • высокие технологии;
  • информация;
  • знания.

Промышленность уступает место сфере обслуживания. Знания и информация стали основным товаром на рынке. Наука больше не признается всесильной. Человечество, наконец, начинает осознавать все негативные последствия, которые обрушились на природу после развития индустрии. Изменяются общественные ценности. Сохранение экологии и защита природы выходят на первый план.

Основной фактор и сфера производства аграрного общества

Основной фактор производства для аграрного общества - земля. Именно поэтому аграрное общество практически исключает мобильность, так как полностью зависит от мест своего проживания.

Основная сфера производства - сельское хозяйство. Все производство основано на заготовке сырья, пищи. Все члены общества, в первую очередь, стремятся удовлетворить бытовые потребности. Основу экономики составляет семейное хозяйство. Такая сфера пусть не всегда может удовлетворить все потребности человека, но большую их часть точно.

Аграрное государство и аграрный фонд

Аграрный фонд - это государственный аппарат, который занимается обеспечением страны должным продовольствием. Основная его задача - поддерживать развитие сельскохозяйственного бизнеса в стране. Фонд отвечает за импорт и экспорт сельскохозяйственных товаров, распределяет продукцию внутри страны.

Человеческая цивилизация нуждается в качественных продуктах питания, которые может дать лишь развитое сельское хозяйство. При этом важно учесть, что сельское хозяйство никогда не было высокодоходным производством. Предприниматели забрасывают это вид бизнеса, как только сталкиваются с трудностями и теряют прибыль. В данном случае аграрная политика государства помогает сельскохозяйственному производству, выделяя необходимые средства для возмещения возможных убытков.

В развитых странах все большую популярность набирает сельский уклад жизни и семейное хозяйство.

Аграрная модернизация

Аграрная модернизация основывается на повышении темпа развития сельскохозяйственного производства и ставит перед собой задачи:

  • создание новой модели экономического роста сельского хозяйства;

  • создание благоприятных экономических тенденций для аграрного бизнеса;

  • улучшение сельской инфраструктуры;

  • привлечение в село молодого поколения для жизни и работы;

  • помощь в решении проблем с землей;

  • охрана окружающей среды.

Главным помощником государства при модернизации является частный бизнес. Поэтому государство обязано идти навстречу сельскохозяйственному бизнесу и всевозможно помогать его развитию.

Модернизация позволит вывести аграрное и сельскохозяйственное производство на должный уровень в стране, улучшить качество питания, создать дополнительные рабочие места в селе и увеличить уровень жизни населения всей страны в целом.

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе друг друга знали и находились в родстве. В вождествах люди еще остаются родственниками близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

· расселение людей по городам,

· развитие неаграрной специализации труда,

· появление и накопление прибавочного продукта,

· возникновение четких классовых дистанций,

· переход от обычного права к юридическим законам,

· зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

· появление заморской торговли,

· возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.

Цивилизация, прежде всего письменность, знаменует пере­ход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традицион­ное), индустриальное (современное), постиндустриальное (по­стсовременное, постмодерное).

Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять на другие товары. Избыточный про­дукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавоч­ным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку прихо­дится влачить жалкое существование и весь рабочий день по­свящать добыванию пищи. Традиционное, прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.



Итак, сложное общество – это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледе­лии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается го­сударством и правящим классом.

Таким образом, именно при земледелии впервые за всю ис­торию появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: при­бавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта демонстративное по­ведение: приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Но зарождение праздного класса свидетельствует о прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, не работая, значит, в обществе появился досуг время, свободное от труда и домашних забот. Усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлече­ний, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслу­живающие экономические интересы правящего класса (банки­ры, кредиторы, купцы и т.п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изде­лий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил те­перь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особеннос­ти ее возделывания вынуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности в территориальные общины. Да и продук­тивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораз­до больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые госу­дарствами. Все большая часть людей высвобождалась от необ­ходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспе­циализированным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд – это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяй­стве, торговле или управлении. Аграрное общество это мно­жество городов и пригородных зон, объединенных экономичес­ким обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов, основ­ная масса населения проживала в деревнях. Деревня замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хо­зяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на тради­ционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллектив­ная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа.

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработа­ющее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Поясняющий пример

Классы могли появиться только в связи с прибавочным про­дуктом, а его могли дать лишь земледелие и скотоводство.

О возникновении земледелия говорят археологические на­ходки, монументальные сооружения. На строитель­стве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на стро­ительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это проис­ходило в начале 4 тысячелетия до н.э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

А для его создания производительность труда должна была подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 30-50 человек освоить такие сооружения?

Экономическая и социальная сила аграрного общества поко­илась на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод означает наслед­ственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сень­ором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической – монархия.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается воен­ное. Раньше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем ро­дом. Привилегированных военных сосло­вий не было. Теперь они понадобились. Почему привилегированным не стало сословие купцов или ремесленников? Разве они не приносили пользу обществу?

Приносили, но всему населению, а не господ­ствующему классу или монарху. Военные, рискуя жизнью, а не кошельком, защищали трон от внешних и от внут­ренних врагов (восстания). Второе часто было глав­нее первого. Вот почему короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских. Они помогали в сборе налогов, которые часто приходилось брать силой. А разве принимали участие в этом ремесленники, крестьяне или купцы?

Постепенно вождества плавно эволюционировали в аг­рарные государства, а позже – в империи. Вождь становился пра­вителем: князем, королем, царем. Его родственники и друзья (чаще боевые) становились советниками и наместниками на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборони­тельных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезре­лые», имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими спутниками тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить о превращении вождеств в ранние государства.

Специализированный и разросшийся аппарат управления стал самостоятельной силой и претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцеля­рии стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных империй (Египет, Вавилон), а это случилось задолго до н.э., можно говорить о зарождении бюрократии .

Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенцами себя не счита­ли. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяже­лую работу: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнением общественных ра­бот, в т. ч. ирригацией и возведением пирамид, сбором налогов, отправлением ритуалов и церемоний, написанием отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.

Важной частью их трудов было составление законодательства и слежение за его испол­нением. Стало быть, в их руках концентрировалась судеб­ная власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития - фазе правового общества. При царе Хаммурапи (за 2,5 тыс. лет до н. э.) впервые появляется пи­саное право.

Право - совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства – полицией и судами. Еще один признак госу­дарства – деление населения не по родоплеменному, а по тер­риториальному принципу.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря род­ственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т.е. разношерст­ный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной груп­пы, клана.

По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению на­селявших их групп людей. Как вы думаете, кто на кого чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. По­скольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удеся­терялась. История аграрных государств это история непрек­ращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство как политическое объединение нескольких пле­мен понадобилось для защиты от "бедноземельных". Обита­тели плодородных земель заключили между собой соглаше­ние об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель.

Аграрное общество названо так потому, что земледелие стало для людей в эту эпоху основным способом производства. Хронологические рамки традиционного аграрного общества: начало – неолитическая революция примерно 10 тыс. лет до н.э., а конец – промышленная революция , начало внедрения новых, индустриальных методов производства. Индустриально трансофрмированные аграрные общественные системы существуют и сейчас в так называемом третьем мире.

Земледельческие технологии являлись в аграрную эпоху не единственными, но господствующими – как количественно, так и качественно (будучи наиболее прогрессивным видом социоприродных взаимодействий из существующих).

Только при достижении аграрной ступени исторического развития можно говорить о формировании техногенной среды , хотя и взаимодействующей с естественной средой и зависящей от нее, но живущей во многом по собственным закономерностям и оказывающей непредусмотренное воздействие как на человека и общество, так и на природу. Количественные изменения в области техники и технологии, нараставшие на протяжении тысячелетий первобытности, наконец привели к качественному скачку: давно освоенные человеком технические способы переработки природных продуктов были дополнены методами изменения участков самой природы. Именно с использованием земледельческих технологий естественная среда стала меняться от пребывания человека: создавались участки первичной техногенной среды, более пригодной для обитания людей.

В области технических устройств расширялся спектр орудий труда и технических изделий, росли их количественное разнообразие и качественный уровень. Правда, пока еще не произошло перехода от ранее используемой группы ручных орудий к более прогрессивным, но зато сами эти орудия приблизились к оптимальному уровню. Известны были отдельные механизмы, но они оставались «забавными игрушками»: объективной необходимости в переходе к новому типу техники еще не существовало, ручной труд при помощи технических орудий труда обеспечивал потребности.

У технологической деятельности появилась собственная энергетическая база, выходящая за пределы мышечных усилий человека. Стал использоваться как источник энергии домашний скот, появились водяные и ветряные мельницы. Но производительные силы в общем оставались биологическими.

Резким технологическим скачком было появление обработки глины, металлов и стекла: впервые человечество начало преобразование неживого вещества, перераспределяя его элементы и создавая не существующие в естественной среде материалы. Результатом стало формирование на Земле рядом с веществами геохимического и биосферного происхождения новых, антропогенных.

Но, разумеется, основным технологическим достижением аграрной цивилизации было создание и распространение земледельческих и селекционных технологий. Они не только простое повторение имеющихся биосферных процессов в ходе возделывания полезных растений и разведения прирученных животных, но и начало целенаправленного изменения отдельных биологических видов.

Создавались измененные техническими средствами участки земной поверхности производственного назначения: например, поля и сады, рудники и шахты, плотины и каналы. Проблема их возвращения в естественную среду не ставилась: исчерпавший свои запасы рудник или потерявшее плодородие поле просто забрасывались, и начиналась разработка нового участка, еще не исчерпавшего своих ресурсов. Запасы природного сырья воспринимались как безграничные, единственной трудностью был их поиск на новых, неизведанных землях. Так же и трудовые ресурсы обеспечивались на экстенсивном пути – покорением новых территорий и увеличением меры эксплуатации их населения. Следовательно, сырьевая проблема осознавалась как временная и локальная, решаемая при увеличении используемой территории. Также и отходы (от производственной деятельности и биологических процессов) не перерабатывались, а выбрасывались: попытки налаживания городской инфраструктуры единичны.

Дискретность технического развития наблюдалась по-прежнему и даже усиливалась, сменяясь качественным различием между регионами, освоившими достижения аграрных технологий, и «варварской» периферией, по-прежнему остающейся на базе охоты и собирательства. Выделились также области с земледельческим, оседлым населением и скотоводческим, кочевым. Отмечается хозяйственная специализация различных районов, не всегда объясняемая природными характеристиками. Благодаря этому торговля (известная даже для собирательного общества , но состоявшая из присущих отдельным местностям продуктов биологического или геологического происхождения) дополнилась обменом ремесленными изделиями и сельскохозяйственными продуктами.

Обеспечение условий быта, культурного творчества и умственного труда человека требовало уже не только благоприятного сочетания биосферных факторов, но и наличия технических систем (в частности, плотность населения зависела от возможностей производства продуктов питания, определяемых уже не благоприятным климатом, а плодородием полей и пастбищ, внедрением более продуктивных культурных видов и т.п.). Технологические процессы, характерные для аграрной эпохи, обеспечивали многие материальные потребности населения, но не все: по-прежнему сбор и присвоение продуктов природы (охота, рыболовство и т.п.) оставались необходимыми для выживания людей. Кроме того, участки обработанных земель занимали небольшую часть земной поверхности и требовали постоянного притока ресурсов извне, от «нетронутой» природы (в частности, товарообмен с «варварскими» племенами был выгоден обеим сторонам). Локальность технических комплексов делала их неустойчивыми, постоянно разрушаемыми стихией. Не редкостью были вынуждаемые внешними условиями переходы отдельных общностей от упорядоченной земледельческой жизни к более примитивной кочевой: история знает постоянные переселения народов и технический регресс (уже используемые технологии забывались в политических неурядицах или становились непригодными на новом месте).

Вместо бродячих групп охотников, перемещающихся в зависимости от природных циклов, появляются постоянные поселения, они укрупняются, в V –III тыс. до н.э. появляются первые города. Иногда этот период называют «городской революцией» и выделяют как важную ступень в развитии человечества. Создание городов как очагов искусственной среды, в которых концентрировались несельскохозяйственные виды производства, было важным этапом развития техногенной среды и человеческого общества в целом. Хотя преобладали деревенские поселения, жители которых занимались сельскохозяйственным производством и непосредственной обработкой биологического сырья, будущее показало, что основой социального и технического развития станет город.

Первые участки техногенной среды – технотопы – имели локальный и неустойчивый характер, они создавались отдельными общинами и представляли собой систему обрабатываемых земельных участков, пастбищ, ирригационных сооружений и т.п., с центром в виде поселения. Малые размеры локальных технотопов и небольшое количество доступных им ресурсов делали их беззащитными перед резкими сменами природных условий: неурожаи или эпидемии могли полностью их уничтожить. Первые государства, формируемые на экономической базе поливного земледелия в долинах рек (Нила, Евфрата, Хуанхэ и т.п.), объединяли местные ирригационные системы в единое целое, и тогда создавался региональный технотоп; в его рамках появлялась хозяйственная специализация, начинался процесс типизации технологий и их распространения. Но эти системы поддерживались только усилиями государственной власти, а не собственными техногенными тенденциями, и поэтому были нестойкими: во времена политических кризисов вместе с единой властью рушилось единое хозяйство. Летописи того времени упоминают развал сельского хозяйства и торговли, голод и эпидемии как непременные последствия междоусобиц.

Следовательно, именно неолитическая революция , как переход к производящей экономике, может считаться переломом в жизни биосферного человека – рубежом возникновения техногенной среды. Люди, увеличивающие потребление, вместо нарастающей экспансии в природу избрали стратегию создания замкнутых агросистем, формируемых человеком и поддерживаемых энергетикой его трудовых усилий. С используемых участков фактически вся биологическая продукция доставалась человеку. Но аграрная экономика базируется преимущественно на биосферных технологиях, а ремесло остается органически связанным с сельским хозяйством и использованием его плодов. Именно земледелие как первый тип производящей экономики привело к началу коллективного трансформирующего воздействия социума на биосферу. Прежде всего это проявлялось в изменении почв и упрощении биоценозов. Появились признаки возможного антагонизма между естественной средой и зарождающейся техносферой : первые же земледельческие цивилизации столкнулись с эрозией и засолением почв, вырубкой лесов, то есть с негативными биосферными изменениями. Городская революция также отразилась на природе, а именно – на биологическом здоровье человека: увеличение численности населения в городах вело к вспышкам болезней. Первые известные нам экологические кризисы носили локальный характер (гибель цивилизации Месопотамии произошла от засоления обрабатываемых почв в результате несовершенных агротехнологий).

Как подчеркивает Л.Мамфорд, сама реализация новых, аграрных технологий потребовала принципиально новой организации трудового процесса: вместо спонтанных, эпизодических трудовых «подвигов» охотника центральное место заняли действия регулярные, упорядоченные, поддающиеся прогнозированию. Регулярность затрачиваемых усилий, определяемая жесткими природными циклами, привила человеку вкус к систематическому, непрерывному труду. Резко ограничились (по крайней мере для земледельцев) миграции человеческих коллективов: община обосновывалась на одном месте, постепенно преобразовывала ландшафт (прорывая оросительные каналы, прокладывая дороги, сажая деревья и т.п.) и оставляя его в наследство своим потомкам.

Но этот ритмичный труд имел для людей и другие последствия, негативные, противостоя естественной человеческой потребности в деятельности разнообразной и творческой. Наиболее ярко эти неблагоприятные трансформации проявились не в сельскохозяйственных трудовых процессах, а в ремесленных. Совершенствование ремесленных процессов вело к их усложнению и необходимости профессиональной специализации. Это приносило, с одной стороны, большую интенсификацию и отлаженность отдельных трудовых операций, ведущее к увеличению потребительских возможностей как ремесленников, так и всего общества. Но разделение труда вело к сужению поля деятельности отдельного работника: потеря универсализма (фактическая невозможность смены занятий, в отличие от сезонного разнообразия сельскохозяйственных работ) и сведение рабочего дня к повторению однообразных операций грозило негативными последствиями как для физического здоровья людей (появление «профессиональных» болезней, как правило, хронических и неизлечимых), так и для их духовного здоровья (сужая кругозор и лишая труд творческих возможностей).

Таким образом, даже первая ступень формирования техногенной среды стала причиной возникновения техногенных антагонизмов с биосферой и человеческой природой. Поскольку они не могли стать сознательной целью людей, приходится констатировать: техногенная среда не находилась под полным контролем создававшего ее человека даже на раннем этапе своего развития.

Сознательной общественной целью ускорение технического развития не являлось: технические новшества создавались и внедрялись так медленно, что практически не отражались мировоззрением. Более того, для аграрного общества характерно отношение к историческому развитию как регрессу: мифы всех народов описывают существовавший в прошлом «золотой век», когда людям не приходилось трудом добывать необходимое. Современность воспринималась как худшая эпоха («железный век» в Греции, «кали-юга» в Индии и т.п.), а для обоснования своего пессимизма мыслители указывали на войны, политический деспотизм, испорченность нравов и другие признаки, к технике не имеющие отношения. Сама техника не воспринималась как предмет исследования и оценки, как нечто отделимое от быта и подчиненное своим законам.

Социальные предпосылки к дальнейшему техническому развитию в аграрном обществе отсутствовали. Несоблюдение в большинстве государств экономической и духовной свободы затрудняло изменение сложившихся производственных и экономических форм. Сохранение отдельных профессий в семейной среде облегчало усвоение традиционных ремесленных приемов новыми поколениями, но, превращая их в семейные секреты, не способствовало обмену технологическим опытом. Как правило, технологические инновации внедрялись в ту эпоху одиночками, иногда – при резкой оппозиции правящей элиты.

Столь же неблагоприятна для технического развития была и культура. Поскольку нарождающаяся техногенная среда находилась в полной зависимости от природы, сознательное отношение человека к ней изменилось мало. Космос представлялся как гигантский организм, составные части которого – живые и неживые – обладают неповторимой качественной спецификой и связаны магическими причинно-следственными связями. Соответственно изменение человеком элементов этого организма ограничивалось не только имеющимися в ту эпоху техническими средствами, но и отсутствием у людей уверенности в праве производить эти изменения по своей воле. Тем не менее, важной предпосылкой дальнейшего научного и технологического развития стало появление письменности и операций с числами. Возникла возможность моделировать практические операции, формировать идеальные объекты.

Итак, следует отметить отсутствие социальных механизмов развития техногенной среды (трудность внедрения инноваций, экономическая выгодность ручного труда и т.п.) и только лишь начинавшееся формирование культурных предпосылок технического развития (осознание творческих возможностей человека, положительная оценка культуры и т.д.). Таким образом, в течение исследуемой эпохи слабость социокультурных предпосылок технологического роста приводила к его замедленным темпам, а обеспечивало техническое развитие только случайное появление и внедрение отдельных изобретений.

Следовательно, именно при аграрном обществе люди начали выходить за рамки биосферного способа жизнедеятельности и (в отличие от других биологических видов) приступили к технологическому формированию искусственной среды, отделяющей их от внешних воздействий. Использовались в основном биосферные (сельскохозяйственные) технологии, позволяющие человеку, создавая искусственный биоценоз с ограниченным разнообразием видов, использовать гораздо большую долю энергии и органического вещества, чем доставалось бы ему согласно биосферной пищевой пирамиде. Технический прогресс соответственно заключался большей частью в развитии биологических производительных сил (создании новых сортов культурных растений и пород домашних животных, улучшении агротехники и т.д.). Воздействие человека на природу уже в результате использования земледельческих технологий привело к преобразованию части биосферных видов и экосистем (выведение новых, окультуренных форм растений и животных, создание ирригационных сооружений, распашка земель, вырубка лесов, истощение почв и т.д., вплоть до локальных экологических кризисов). Однако появились и полностью искусственные технологии, непосредственно использующие небиосферное вещество и позволяющие создавать материалы, не встречающиеся в природе (чистые металлы и сплавы, стекло и т.п.). Происходило медленное оформление бытовой техногенной инфраструктуры: «городская революция» была важной ступенью отрыва человека от природы. Но участки техногенной среды находились на уровне небольших поселений и агроценозов, перемежаемых пространствами нетронутой природы и временами уничтожаемых стихийными бедствиями. Антропогенное воздействие человечества на природу привело к формированию очагов техногенной среды (образований, оторвавшихся от биосферных закономерностей и подчиняющихся человеческой воле), созданию собственных биогеохимических циклов и вовлечению в биосферные циклы чуждых им веществ. Но искусственная окружающая среда не изолировала людей от природы (как в пространстве – поскольку требовала постоянного использования биотехнологий, так и во времени – поскольку была неустойчивой, разрушаемой природными стихиями).

Лит.: Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Назаретян, А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории / А.П.Назаретян. – М., 2001; Попкова, Н.В. Введение в философию техники / Н.В.Попкова. – Брянск, 2006; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. – М., 1995.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. начинается постепенная трансформация первобытно-общинного (племенного) общества в аграрно-политическое (азиатское, восточное) К началу I тысячелетия до н. э. возникли государства-общества трех типов: небольшие царства (княжества); федерации (конгломераты) таких царств, в кᴏᴛᴏᴩых ядром было одно сильное царство (таким позднее была и Киевская Русь); империи — крупные территориальные, многоэтнические государства с сильным централизованным управлением. В империях одно племя (народ) занимало господствующее духовное, политическое и экономическое положение. Центрами империй стали области, находящиеся на торговых путях, соединяющих царства с различным общественным разделением труда: сельскохозяйственные, скотоводческие, ремесленные. В них возникли древние локальные цивилизации шумеров, египтян и другие.

Отметим, что технологическую основу аграрного (доиндустриального) типа обществ и аграрной цивилизации составило разнообразие сельскохозяйственных орудий (плуг, топор, борона и т. д.) на базе использования мускульной энергии человека и животных. Из него возникает простая семейная и иная кооперация, позволяющая осуществлять расширенное воспроизводство материальных благ и людей.

Демосоциальная подсистема доиндустриального общества характеризуется: патриархальной семьей, включающей родителей, детей, прародителей, родственников; большинством населения, проживающим в деревнях — союзах домохозяйств; неравенством в потреблении материальных и духовных благ; мифологическим сознанием людей; натуральным демосоциальным потреблением с элементами рынка.

Экономическую подсистему аграрной эпохи характеризует земледельческий способ производства, в кᴏᴛᴏᴩом основным предметом труда были земля и связанная с ней жизнедеятельность человека. Производительную силу аграрной эпохи составило производство железа и стали, изобретение железного и стального инструмента и оружия, а также применение производственных знаний и мускульной силы людей. Экономическую силу данной эпохи составляла частная и общинная собственность на средства производства и землю; углублялось разделение труда, рос ремесленный сектор. Абсолютное большинство населения работало в сельском хозяйстве.

Стоит сказать - политическую подсистему аграрной эпохи представляли неустойчивые империи, опиравшиеся на армию, бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление: Ново-ассирийская (IX-VII в. до н. э.; Передняя Азия, кроме Урарту и Малой Азии); Ново-вавилонская и Мидийская (VII-VI в. до н. э.); позднее возникли эллинистические, индийские и китайские империи (например, империя Цинь; IV-III в. до н. э.) Шли непрерывные войны, ставшие особенно кровопролитными после изобретения железного оружия; возникали укрепленные города — центры царств, — обнесенные стенами, постоянные армии, колонии.

Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется: господством мифологии и религии, строительством храмов; развитием некᴏᴛᴏᴩых видов искусства (музыкатьного, эпического, танцевального, архитектурного); зачатками образования и науки; борьбой различных религиозных (мировоззренческих) систем.

Общественное сознание носило мифологический, религиозный характер, представляло собой совокупность мифов; бессознательное в нем господствовало над сознательным, а духовное оставалось неразвито.

В царствах и империях ранней и имперской древности возникли и конкурировали между собой элементы двух типов формаций: (1) политической (государственной, азиатской, мобилизационной) и (2) экономической (рыночной, европейской, либеральной) Важно заметить, что одни из них становились ведущими в каком-то царстве или империи. Некᴏᴛᴏᴩые из таких обществ создавали общественные, а затем и мировые религиозные цивилизации (египетская, греческая, персидская) На протяжении почти двух тысячелетий аграрной эпохи политические и экономические империи, формации, цивилизации вели идеологическую, экономическую, политическую и военную борьбу за господство.

В VI в. до н. э. империя Ахеменидов завоевала античные города-полисы на малоазийском побережье. В 336 г. до н. э. греческую армию возглавил Александр Македонский, кᴏᴛᴏᴩый в ходе десятилетнего похода разгромил персидскую империю. В результате античный тип общества (формации и цивилизации) стал оказывать влияние на азиатский тип общества Ближнего Востока. Сделав ϲʙᴏей столицей Не стоит забывать, что вавилон, Александр пытался сблизить античный и азиатский миры формационно и цивилизационно. На азиатской территории было построено около 70 городов — центров античной цивилизации. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его последователи продолжили эту политику. Много внимания уделялось созданию экономического, а не деспотического государства.

Античная Греция передала формационную и цивилизационную эстафету Римской республике через греческие полисы — колонии в Италии. Вклад Рима в развитие античного общества состоял в кодификации правовых норм и детализации частного права, существенном развитии демократии, ставшей на страже граждан-собственников, их сословных и имущественных различий. Римское государство — часть вспомогательной сферы экономического общества — существовало за счет налогов с граждан-собственников и завоевательных походов. В I в. до н. э. в результате серьезных внутренних противоречий (борьба братьев Гракхов за интересы малоимущих), восстаний рабов и конфликтов властолюбцев Римская республика уступила место Римской империи, политической и экономической формации и цивилизации.

В V в. Римская империя пала под ударами варваров. Ее преемником стали Священная Римская империя и Византия. Греческие территории превратились в провинции Римского Востока. Затем наступила пора христианизации и христианской цивилизации в Византии — наследнице Рима. В результате победы в 1453 г. ислама над Византией Ближний Восток в одночасье сбросил с себя элементы античной формации и цивилизации, вновь оказался в привычной колее азиатской формации и цивилизации, получивших развитие в исламской цивилизации.

Леонид Не стоит забывать, что васильев считает, что в данном регионе греки и римляне осуществили эксперимент по «органическому синтезу античного мира и традиционного Востока», кᴏᴛᴏᴩый не удался. Вместо ϶ᴛᴏго в Палестине, на перекрестке путей народов, возникла новая мировая религия — христианство, положившая начало новой общественной формации и цивилизации. Порожденная восточными народами и их цивилизациями, она стала религией Запада. Уже здесь можно усмотреть признак гибридной (смешанной) общественной формации и цивилизации.

Восточные (деспотические) общества в эпоху средневековья достигли ϲʙᴏего наивысшего расцвета, чему способствовало исчезновение конкурента в лице античного мира.
Стоит отметить, что основные черты таких обществ: колоссальное неравенство в жизни людей, принимающееся как должное неграмотным и религиозным населением; изысканная субъективность господствующих классов; временная экономическая эффективность за счет эксплуатации собственного народа и народов завоеванных стран; медленная эволюция по спирали политических переворотов и общественных катастроф.

В конце IV века Византия оказалась полем столкновения античной и азиатской формаций и цивилизаций. Кстати, эта борьба привела к постепенному превращению Византии в деспотическую империю. Процесс античной вестернизации там не состоялся: верх одержала азиатская формация и коллективистическая цивилизация. По данной причине Л. В. Не стоит забывать, что васильев делает важный для наших дней вывод: «И коль скоро генеральные структуры, лежащие в основе античного Запада и традиционного Востока, принципиально различны, то органическое совмещение их, синтез, оказывается делом крайне сложным. Во всяком случае, на территории Востока, в конкретных условиях древности и средневековья».

В Европе результатом всего ϶ᴛᴏго противоборства в конце аграрной эпохи (XI-XIV в.) стал феодализм - передовой тип обществ (антично-азиатский), с солидаристской цивилизацией. Стоит заметить, что он был результатом столкновения античного общества с первобытнообщинным. Произошла, с одной стороны, христианизация варваров, а с другой стороны, — децентрализация государственной власти. Христианизация варваров ограничила категоричность коллективистского принципа, смягчив всемогущество властителей. Важно заметить, что одновременно она сохранила уважение к античной собственности, особенно в городах. В итоге такого синтеза возник феодальный тип общества (формации и цивилизации), что позволяет сделать вывод о возможности конвергенции только таких общественных формаций и цивилизаций, между кᴏᴛᴏᴩыми имеются какие-то черты сходства. Стоит заметить, что они были между первобытно-общинным обществом варваров и античным — римлян. Можно предположить, что таких черт не было у античного и азиатского типов общества, что привело к краху проект Александра Македонского.

Почему не состоялся синтез (конвергенция) азиатского и античного обществ в новом единстве? Потому что данные типы общества образуют противоположности в рамках одной исторической эпохи. Вполне понятно, что общество, в кᴏᴛᴏᴩом базисом будет рыночная экономика, а цивилизационным принципом — ϲʙᴏбода, не может просто и эволюционно конвергировать с обществом, базисом кᴏᴛᴏᴩого будет деспотическое государство, а цивилизационным принципом — равенство. Стоит сказать, для конвергенции таких обществ нужен развитый субъективный фактор , понимание сложности проблемы, развитые средства конвергенции, кᴏᴛᴏᴩых не было в аграрную эпоху, — все ϶ᴛᴏ появилось только в эпоху индустриализма.

Аграрное (традиционное) общество - обобщенная характеристика обществ древности и Средневековья. Это тип общества, основанный в большей мере на сельском хозяйстве и ремесле, чем на промышленном производстве.

Характерными чертами аграрного общества чаще всего называют господство в экономике натурального хозяйства, стремление человека приспособиться к окружающей среде; господство коллективной формы собственности. Социальная группа определяет нормы поведения личности, не поощряет ее самостоятельности. Можно говорить о «групповом человеке». Он оценивает жизненные ситуации с позиции своей социальной группы. Число образованных людей ограниченно. Устная информация преобладает над письменной. В политической сфере господствуют государство, жречество или церковь и армия. Человек почти полностью отчужден от политики. Власть представляется большей ценностью, чем закон и право.

В целом это общество стабильно, мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям. Изменения в традиционном обществе происходят медленно.

Традиционное общество сохраняется в наши дни в основном в странах третьего мира (Азия, Африка).

Административный проступок - правонарушение, посягающее на установленный общественный порядок, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ответственность перед уполномоченными органами власти и их представителями).

К административным проступкам относятся: нарушение правил дорожного движения, мелкое хищение, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, распитие спиртных напитков в общественных местах, хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, их потребление без назначения врача, мелкое хулиганство (например, нецензурная брань). Административные проступки - это и несоблюдение правил проведения уличных шествий, митингов и демонстраций, правил пожарной безопасности, торговли, требований законодательства в сфере природопользования, охраны памятников истории, культуры.

Административная ответственность наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Всеобщая декларация прав человека - выдающийся правовой документ современности, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению.

Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.

Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и др.); гражданские и политические права и свободы (право каждого на свободу мысли, совести, религии, свободу убеждений и свободное их выражение, свободу мирных собраний, право участия в управлении своей страной, право на владение имуществом и др.), а также социально-экономические и культурные права (право на свободный труд, на справедливое вознаграждение за труд, право на социальное обеспечение, право на образование и участие в культурной жизни и др.).

В основе всех прав лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Следует помнить, что Декларация - это только рекомендация, обращенная ко всем государствам, учреждениям и гражданам, она не обладает непосредственной юридически обязательной силой (в отличие от принятого государством закона). Но, как показал многолетний опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала права, к которому должны стремиться все государства. Она оказывает решающее влияние на национальное законодательство большинства стран. Конституции многих государств (в том числе и России) имеют прямые ссылки на Декларацию, почти целиком включают в себя ее содержание и, таким образом, делают положения Декларации реальной юридической силой.

Выборы - способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важных форм их участия в управлении государством. В Российской Федерации путем выборов избирается глава государства - Президент, Государственная Дума РФ, представительные (законодательные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. Принципы проведения выборов в РФ отвечают общедемократическим мировым стандартам. Это выборы всеобщие (в них участвует население всей страны или региона); равные (каждый избиратель имеет равное число голосов); прямые (избиратели голосуют непосредственно за кандидата); тайные (голосование на выборах происходит тайно).

Участие гражданина в выборах является добровольным.

Глобальные проблемы человечества - возникшие во второй половине XX в., стоящие перед всем миром, перед всеми государствами и народами проблемы, от решения которых зависит дальнейшее поступательное развитие всего человечества. К числу этих проблем относятся: предотвращение войн и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба со стихийными бедствиями, наркоманией, терроризмом, избавление человечества от наиболее опасных болезней; смягчение сложной демографической ситуации; преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов мира; обеспечение продовольствием всех народов мира. Решение этих проблем возможно лишь общими постоянными усилиями всех государств и народов мира.

Госбюджет - документ, отражающий доходы и расходы государства. Он готовится правительством, а утверждается высшим законодательным органом власти (в демократических странах - парламентом) на определенный период, чаще всего на год. Составляется государственный бюджет с указанием источников поступления государственных доходов (статьи доходов) и направлений расходования средств (статьи расходов).

Основной источник доходной части бюджета - налоги. Основные статьи расходов - хозяйство страны, национальная оборона, социально-культурные мероприятия (образование, культура, здравоохранение) и др.

Превышение расходов над доходами вызывает дефицит бюджета, что отрицательно влияет на развитие экономики. Поэтому правительства пытаются найти способы устранения дефицита госбюджета: сократить расходы, найти дополнительные источники доходов, например взять в долг у населения, организаций, других стран.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооружейных сил и пр. К основным признакам государства относятся: наличие территории и населения, на которые распространяется его воздействие; суверенитет", исключительное право на принятие общеобязательных законов, возможность применения мер принуждения; взимание налогов.

Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - это лицо, обладающее правом гражданства. Или, говоря иначе,- это принадлежность лица к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их - гражданина и государства - взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином - значит иметь определенную правоспособность. Причем правоспособность - это не только возможность обладать всей полнотой прав и свобод, но также и обремененность обязанностями гражданина, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией - основным законом, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны.

2) С древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый моральный смысл: быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданская позиция проявляется не только в душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей. Она всегда связана с реальными делами, с умением честно трудиться на благо страны, готовностью прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция не исключает критического отношения к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, решительно встать на защиту своей страны от любых посягательств.

Гражданское общество - совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе граждане удовлетворяют свои частные потребности (в материальном благополучии, семейной жизни, общении, духовно-нравственном совершенствовании, учебе, творчестве, информации и пр.). В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают связи и отношения: социально-экономические, социально-культурные и др.

В отличие от государственно-властных отношений, которые строятся на началах власти и подчинения, участники взаимоотношений выступают как равноправные, свободные и ответственные стороны. Они ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. Частный собственник - главное действующее лицо гражданского общества. Здесь создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, добровольные общественные организации (союзы предпринимателей, профессиональные союзы, творческие союзы журналистов, композиторов и пр.). Члены гражданского общества активны и самостоятельны в управлении общественными делами (самоуправлении). В недрах гражданского общества зарождаются общественно-политические движения и политические партии. Они являются главным каналом связи граждан с государством. Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.). Развитое гражданское общество предполагает наличие правового государства.

Деньги - товар, используемый в качестве равноценного мерила стоимости всех других товаров.

Деньги проявляются в определенных функциях, которые формировались постепенно с развитием товарного производства и обмена. Каковы же функции денег?

Деньги - это средство обмена. Они могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара.

Деньги - это мера стоимости (ценности) товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

Деньги - средство накопления (сбережения).

Деньги - средство платежа, т. е. принимаются в оплату за товар и услуги на территории всей страны.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание - изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Исходя из разных оснований понятие деятельности по-раз-ному классифицируют. Так, в зависимости от характера отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. Можно определить деятельность в зависимости от общественных сфер, в которых она протекает (экономическая, политическая, социальная и др.). Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной и реакционной деятельности. В зависимости от существующих ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности может конкретизироваться в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная деятельность), в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная1, изобретательская, творческая или рутинная деятельность).

Деятельность людей - условие существования и развития человека и общества.

Закон - правовой (юридический) документ (нормативный акт), принятый высшей законодательной властью государства (в Российской Федерации таковой властью является парламент - Федеральное Собрание) или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом).

Закон регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Юридическое понятие «закон» следует отличать от понятия «закон» в естественных и общественных науках, где это слово обозначает существенную, повторяющуюся и устойчивую связь различных явлений (например, физические или экономические законы).

Законодательная власть - система органов государства, имеющих право принимать законы. Законодательная власть осуществляет свое исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции юридической силой - законы.

В РФ к органам, имеющим право принимать законы, относятся: парламент (Федеральное Собрание), принимающий федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. нормативно-правовые акты), имеющие прямое действие на всей территории РФ; законодательно-представительные институты субъектов Федерации, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов по вопросам совместного ведения (т. е. входящим в круг прав, полномочий) РФ и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов Федерации.

Издержки производства - затраты, связанные с производством продукции. Это то, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов: покупку сырья и материалов, станков и оборудования, покупку или аренду помещения, оплату труда работников и т. п.

Различают следующие виды издержек. Постоянные издержки - затраты, не зависящие от объема производимой продукции, например затраты на содержание и охрану зданий, содержание управленческого аппарата. Переменные издержки - затраты, изменяющиеся в зависимости от объема производства, например затраты на сырье, материалы. Общие издержки - сумма издержек на производство и реализацию продукции. Внешние (явные) издержки - затраты ресурсов, приобретаемых на стороне, у поставщиков. Внутренние (неявные) издержки - затраты собственных ресурсов.

Снижение издержек производства - один из путей повышения эффективности производства и обеспечение прибыли. Поэтому цель производителя - свести к минимуму издержки путем выбора оптимальной (лучшей из возможных) комбинаций ресурсов.

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) - отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

Социальная история человека началась с того, что он выделил себя из природы, стал индивидом. Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отношения с другими людьми.

По сравнению с тем индивидом сегодняшний индивид несравненно более развит умственно и эмоционально. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную частицу общества.

Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, нерасчленимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово «индивид», мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

Индустриальное (промышленное) общество - этап общественного развития, следующий за аграрным обществом.

Экономической основой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике и разделении труда. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Происходят изменения в социальной структуре общества: уменьшается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, развиваются города и растет число городских жителей. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои общества. Человек нового общества стремится к саморазвитию. Он перестает зависеть от социальной группы, осознает себя как личность. Распространяется массовая грамотность и образование. Возрастает роль государства, постепенно складывается демократия. Общество стремится установить господство права и закона; сделать человека участником властных отношений.

Развитие промышленного общества породило множество противоречий. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к новому этапу - постиндустриальному (информационному) обществу.

Информационное (постиндустриальное) общество - этап общественного развития, следующий за индустриальным обществом.

Информационное общество возникает под влиянием развития информационных технологий, наукоемкого производства. Главная характеристика информационного общества - производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. На первый план в экономике выдвигается сфера услуг. Возрастает роль мелкосерийного производства. Значительное влияние на жизнь информационного общества оказывают наука, знание и информация. В социальной структуре общества наблюдается стирание классовых различий, возрастание удельного веса среднего класса в обществе. Положение человека в этом обществе определяется, главным образом, его способностью к овладению знаниями, к творческой деятельности.

Переход к информационному обществу для большинства стран современного мира весьма отдаленная перспектива.

Искусство - художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном творчестве, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др. С помощью искусства, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий его мир. Однако, в отличие от науки, в искусстве человек отражает действительность в художественных образах, особой форме выражения мыслей и чувств художника, рожденных его индивидуальным воображением.

Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение - изобразительное искусство.

Исполнительная власть - система органов государственного управления, обеспечивающих исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью. Однако исполнительная власть в соответствии с принципом разделения властей - в тех государствах, где этот принцип осуществляется не подчинена законодательной власти, а представляет собой одну из самостоятельных и независимых публичных (открытых народу) властей. Она взаимодействует с другими ветвями власти.

В РФ исполнительная власть осуществляется сложной структурой государственных органов, возглавляемой Правительством РФ. В субъектах Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Вместе с федеральными органами исполнительной власти (Правительством РФ) они образуют систему органов исполнительной власти Российского государства.

Органы исполнительной власти призваны обеспечить действие законов и решений на всей территории страны, осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества.