Кто осуществляет государственное регулирование. Правовое регулирование экономики в российской федерации. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты

Влияние государства на экономические процессы с целью создания оптимальных условий для развития и поддержки существующего рыночного механизма, и его изменений в случае необходимости.

В истории экономической мысли всегда происходили дискуссии о степени вмешательства государства в экономику. «За» — выступали меркантилисты, а представители классической школы политэкономии отстаивали лозунг «экономической свободы». XX столетие — век мировых войн и экономических кризисов перераспределил чашу весов в сторону государственного регулирования. Победу одержали теоретические обоснования Дж. М. Кейнса, получившие название кейнсианской модели экономики. Его расцвет приходится на 50 — 60 гг., однако в 70-е хронический дефицит госбюджетов привел к ослаблению его позиций и их замене на неолиберализм и современную теорию «экономики предложения».

Задачи и цели государственного регулирования

Регулирование призвано обеспечить эффективное функционирование экономической системы государства, что заключается во взаимодействии всех сфер, прежде всего, финансовой, правовой и социальной. В этой связи существуют теоретический аспект и практическое воплощение. К первому относится прогнозирование и составление моделей действия. Практика предусматривает проведение конкретных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на регуляцию.

Главная цель госрегулирования — улучшение благосостояния общества в целом, что подразумевает собой благосостояние каждого его члена. Цели государственного регулирования, принято структурировать на экономические, социальные и политические. При этом главными составляющим являются:

  • стабильное экономическое развитие и рост;
  • политика обеспечения занятости населения;
  • поддержание стабильности национальной валюты и ценообразование;
  • социальная защита населения;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Выполнение первых 4 направлений и их взаимосвязь обеспечивают достижение равновесия в макроэкономической сфере. В условиях процесса глобализации результаты их комплексного взаимодействия напрямую оказывают влияние на внешнеэкономическую сферу государственной деятельности. На определенном историческом этапе развития общества последовательность достижения целей может меняться.

Следует отметить, что методы государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные. Прямые предусматривают административно-правовые мероприятия, а их воздействие заключается в том, что экономические субъекты действуют исходя из государственных предписаний, и не могут в полной мере руководствоваться свободным экономическим выбором. Они являются элементом смешанной экономики и продемонстрировали высокую эффективность, особенно в тех странах, где она развита недостаточно.

Косвенные методы, как правило, носят экономический характер и создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектов экономических отношений в пользу достижения общеэкономических целей. Грамотное взаимодействие методов между собой обеспечивает решение главной задачи — повышения благосостояния общества.

Функции и инструменты государственного регулирования

Что касается функций государства, то важнейшей является создание необходимой законодательной базы, обеспечение правовой основы для функционирования рыночной экономики. Важная функция государства — активизация инновационной и предпринимательской деятельности, стимулирование инвестиционной политики.

В современной рыночной экономике государство выступает как гарант в сфере социальной защиты населения. Инструментом для этого служит функция перераспределения доходов в пользу менее защищенных групп населения. Социальная политика по значимости не уступает такому инструменту как управление госсектором экономики, поскольку она препятствует росту социальной напряженности в обществе и способствует достижению социальной безопасности. Что касается использования государственной собственности, то она выступает как базовый элемент для реализации долгосрочных задач, особенно в тех областях, которые требуют значительных капиталовложений.

Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещениии всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности – государственной, а ответ на основной экономический вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

В настоящее время большинство экономистов, да и правоведов, едины в том, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные временные периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных условиях необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В юридической литературе в связи с этим справедливо выделяют несколько правовых режимов регулирования экономики.

Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти и тефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование госрезерва и т. д.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских структур (утверждение технических регламентов, правил и т. п.), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий правовой режим – минимальный – может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т. п., где возможности для государственного регулирования минимальны .

На значение и необходимость государственно-правового регулирования экономики обращают внимание в своих исследованиях многие правоведы. Так, В. С. Якушев, говоря об управлении экономическими процессами со стороны государства, справедливо замечает: «Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика якобы саморазвивающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства в управлении экономикой становится общепризнанной. Более того, получает признание мысль об усилении влияния государства на все жизненные процессы: государство призвано принять на себя ответственность за состояние не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его обязывает действующая Конституция» .

В этой связи необходимо обратить также внимание на международно-правовые документы, касающиеся государственного регулирования экономики. Государство не только имеет право осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года на пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН . В соответствии со ст. 7 Хартии «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию».

Что же представляет собой государственное регулирование экономики? Действующее законодательство не дает определения указанной категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей и подотраслей национальной экономики предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства».

В большинстве нормативных правовых актов понятие государственного регулирования вообще не раскрывается.

В экономической и юридической литературе рядом авторов предприняты попытки сформулировать определение категории государственного регулирования. В большинстве случаев последнее раскрывается через категорию «деятельность». Так, В. П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов . С экономической точки зрения приведенное определение представляется вполне справедливым как акцентирующее основное внимание на процессах, связанных с упорядочением экономики с целью достижения общественно полезных результатов.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

С учетом отмеченного выше можно сделать следующие выводы. Во-первых, к определению категории государственного регулирования экономики можно подходить с различных позиций, в частности, с экономической и юридической сторон, выделяя при этом, естественно, различные (экономические или юридические) признаки (черты) как основные атрибуты формулируемого определения.

Во-вторых, говоря о государственном регулировании экономики в правовом смысле необходимо обращать внимание не только на установление «общих правил поведения» для участников экономических отношений, но также и на их реализацию с целью достижения определенных результатов.

С учетом этого можно сформулировать следующее определение рассматриваемого явления. Государственное регулирование экономики представляет собой деятельность государства в лице его компетентных органов, направленную на установление, изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических установлений (норм, правил, требований и т. д.), предназначенных для упорядочения экономических отношений с целью обеспечения органического сочетания публично-правовых и частноправовых интересов в обществе.

Сущность и особенности государственно-правового регулирования экономики наиболее полно раскрываются через соотношение его со «смежными» категориями, в частности, такой, как государственное управление.

Понятие государственного управления – одно из достаточно разработанных в науке об управлении, а также в административном праве. Базовая категория «управление» обычно определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и т. д. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, качественного сохранения, дальнейшего совершенствования и развития – непременное имманентное (внутренне присущее) свойство любого общества. Что же касается государственного управления, то оно, безусловно, является частью социального управления.

В юридической литературе государственное управление определяется как целенаправленное упорядочивающее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в интересах реализации государственных функций, опирающееся на его властную силу и осуществляемое в правовой форме .

Ю. А. Тихомиров подходит к исследованию категории государственного управления с двух позиций. Как полагает автор, государственное управление в широком смысле есть сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов. Государственное управление в узком смысле – деятельность органов исполнительной власти, собственно аппарата управления .

По мнению С. Н. Братановского между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, поскольку регулирование – непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет. Ученый считает, с определенной долей условности можно утверждать, что государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных (хотя бы де-факто) объектов, а регулирование – с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты .

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, этот самый рынок начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

1. Более подробно см.: Занковский С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право в XXI веке: преемственность и развитие // Государство на рубеже веков. Экологическое и природоресурсное право, трудовое право, предпринимательское право. М., 2007.

2. Якушев В. С. Гражданский кодекс Российской Федерации и гражданское законодательство // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001.

3. Действующее международное право. М., 1997. Т. 3.

4. Федеральный закон от 14 июля 1997г. № 100-ФЗ (в ред. от 23.12.2003г.) «О государственном регулировании агропромышленного производства» // СЗ.РФ.-1997.-№ 29.-Ст.3501.

5. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 1999.

6. Комаров К. Б. Государственное управление: средства в экономической сфере: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

7. Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М., 2007.

8. Братоновский С. Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001. № 8.

9. В. Папава, «Роль государства в современной экономической системе», Вопросы экономики, № 11, 1993.

10. С. Холланд, «Планирование и смешанная экономика», Вопросы экономики, № 1, 1993.

11. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 1997. – №1.

12. Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 1997. – №10.

В современных условиях под государственным регулированием экономики в рыночном хозяйстве понимается система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически, или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач: фирмы, регионы, отрасли, сектора экономики, хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены), глобальный (социальные отношения, экология), наднациональный (отношения с другими странами).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является обеспечение благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация его к изменяющимся условиям. При смешанной экономике государственное регулирование экономики должно обеспечить эффективное функционирование национального хозяйства в тех направлениях, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма.

От этой генеральной цели распространяется дерево опосредующих конкретных целей или направлений государственной экономической политики, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом, хотя они и неодинаковы по значению и масштабам. Одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Так, цель - обеспечение занятости - направлена на объект - занятость, но она связана с созданием условий для накопления капитала, секторальной, отраслевой и территориальной структурами хозяйства, подготовкой и переподготовкой кадров.

Конкретные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Они частично перекрывают друг друга, какая-нибудь из них может оказаться более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной конъюнктуры, от выбранных правительством приоритетов. Любая из целей может содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Положение отдельных целей или направлений государственного экономического регулирования в дереве целей нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, т.е. оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выходит первичная цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках.

Цели государственного регулирования экономики зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры (современной и желаемой в будущем), меры включенности в международное разделение труда. Классический набор целей буржуазного государства - экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Государственное регулирование экономики должно быть увязано с регулированием других сторон жизни (политика, культура). Кроме того, государство обязано обеспечить права и свободы граждан, защиту от мафии и коррупции, соблюдение законности.

Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

Экономической основой государственного регулирования экономики является часть валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.

Обе эти формы тесно связаны друг с другом, однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться два - три столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.

Типы государственного регулирования - централизованно управляемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (ничем не ограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное управление (великий неоклассический синтез), промежуточные формы (японская, шведская модели).

Государство выполняет свои функции, применяя различные инструменты, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку».

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности регионов и субъектов экономической деятельности.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования, их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) государственного регулирования экономики.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс - производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданны, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

В - третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

На современном этапе развития государства, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо вмешательство государства.

Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность производителей, и потребителей порождает внешние (а не только внутренние) эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое, участвуя в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего поделать не может. Без участия государства здесь не обойтись.

Государственное регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Но есть и другие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Как быть с ними? Речь идет, прежде всего, о товарах и услугах коллективного пользования. И особенно о таких, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения - это национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. Общественный товар отличается от частного тем, что достается всем потребителям примерно поровну, в одинаковых объемах. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции. Финансирование их ложится на центральный и местный бюджеты. Государственный бюджет должен быть достаточен для компенсации внешних эффектов и объемов поставки общественных товаров.

Обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве. Из этой же проблемы вытекает еще ряд нескольких: перераспределение доходов, безработица, инвестирование в области науки и технологии.

Любая экономика (как рыночная, так и не рыночная) подвержена инфляции и монополизму. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

Цель работы состоит в изучение теоретических аспектов и современной стратегии государственного регулирования в РФ

Задачей данной работы является показать основные направления и инструменты современной стратегии государственного регулирования в РФ.

1. Сущность государственного регулирования в РФ

Для начала рассмотрим, на что распространяется государственное регулирование. Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.Курнышова И., Засько В. Тенденции и перспективы экономического роста. // Экономист. 2007. № 10

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

Экономический цикл - суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции;

-???секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства - осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам;

- условия накопления капитала;

- занятость - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду;

- денежное обращение - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики;

- платежный баланс - государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции;

- цены - динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу;

- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.Кочергина Т.Е. Основы внешнеэкономической деятельности. - Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА, 2007. - 55 с.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов.

Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время (рис. 1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.1. Виды госрегулирования

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д. Воронина Л.А., Ратнер С.В. Инновационный путь развития экономики России. // Финансы и кредит. 2006 № 12.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат.достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

- бюджетная и фискальная политика;

- денежно-кредитная политика;

- программирование;

- прогнозирование и планирование.

2. Современная стратегия государственного регулирования в РФ

17 ноября 2008 г. было принято Распоряжение Правительства РФ № 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года".

В Концепции сформулированы цели, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, в сфере экономики, определена стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы, намечены цели и приоритеты внешнеэкономической политики, параметры пространственного развития российской экономики, задачи территориального развития.

Основными пунктами стратегии социально экономического развитияявляются:

- новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности и выбором дальнейшего пути модернизации страны

-бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики

- реформа пенсионной системы

в последние годы практически во всех экономически развитых странах в той или иной степени возникли трудности с поддержанием в стабильном состоянии пенсионного обеспечения населения. Многие из них столкнулись с необходимостью реформирования своих пенсионных систем. Причин здесь много, но в первую очередь следует отметить демографическую причину - негативные тенденции в изменении соотношения лиц трудоспособного и нетрудоспособного возраста.

- укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства

-переход от стимулирования инноваций к росту на их основе

- налоговая политика

- рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика

-новая школа

- сокращение неравенства и преодоление бедности

цель повышение эффективности и результативности мер государственной политики, направленных на сокращение бедности и неравенства в доступе к ресурсам развития. Особое внимание будет уделено вопросам совершенствования перераспределительной политики, повышения эффективности системы социальной поддержки населения, совершенствования мер государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и на рынке труда, направленных на снижение бедности и неравенства государственный регулирование занятость экономика

-развитие финансового и банковского сектора

- здоровье и среда обитания человека

- реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика

- повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы

- оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом

- управление государственной собственностью и приватизация

- развитие общественных институтов

- реформа бюджетного сектора в экономике

- реформа естественных монополий

при формировании социально-экономической стратегии развития России на долгосрочную перспективу наиболее актуальными проблемами в сфере реформирования и развития естественных монополий являются: Во-первых, определение общих подходов государства к регулированию постреформенных естественных монополий России, способствующих обеспечению максимальных темпов экономического роста и сбалансированному социальному развитию страны. Во-вторых, решение многочисленных специфических отраслевых проблем, накопившихся в результате низкой эффективности функционирования естественных монополий и несовершенств, возникших в ходе реформ и создания искусственных условий развития рыночных институтов.

- преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации

- международная позиция России: экономические ориентиры

- развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве

В целях объективной характеристики государственного регулирования экономического роста в работе рассмотрены и охарактеризованы объекты, цели, методы, инструменты (средства), а также направления государственного регулирования на ближайшее будущее. Рассмотрена стратегия и приоритетные направления социально-экономического развития страны до 2020 года.

Заключение

В данной работе освещены такие понятия, как: понятие государственного регулирования экономики, цели, задачи и формы, подробно

рассмотрены объекты и инструменты государственного регулирования экономики. Также затронуты методы регулирования.

Нами были сделаны следующие выводы.

Экономика страны -- это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

На государство возлагаются следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Объекты государственного регулирования экономики совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга.

Административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета. Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.Максимова Е.Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Гл. 13 Монографии: Государственное регулирование экономики. Ростов-на-Дону. Изд. СКАГС. 2006.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры нагосударственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства вуправлении экономикой во всем мире с каждым годом будет повышаться.

Список использованной литературы

1. Абакумова О.Г. Управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Приор-издат, 2005.

2. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России. // Вопросы экономики. - 2005. - № 1. - 28 с.

3. Внешнеэкономические связи РФ. - М.: Госкомитет, 1996. - 16 с.

4. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / Шд ред. проф. Е.П. Пузаковой. - М: Экономистъ, 2005.

5. Воронина Л.А., Ратнер С.В. Инновационный путь развития экономики России. // Финансы и кредит. 2006 № 12.

6. Воропаев Н.М. ВТО не по душе российской таможне // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2004. - № 6. - 5 с;

9. Дуброва СВ. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Теория и практика таможенного дела: Учебное пособие 4.1 / под ред. П.П. Бопдареико, А.П. Фиськова и др. - Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА, 2005.

10. Козырин А.П., Шепепко Р.Л. Конкуренция па международных рынках и антидемпинговое регулирование. - М.: Спарк, 2005;

11. Косаренко Н.Н. Таможенное право: Курс лекций. - М.: КНОРУС, 2006.

12. Кочергина Т.Е. Основы внешнеэкономической деятельности. - Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА, 2007. - 55 с.

13. Коляда С.П., Кравец Т. Нетарифное регулирование: классификационные особенности и основные характеристики. Проблемы совершенствования тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России: Материалы научно-практического семинара. - Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА, 2002. - 65 с.

14. Клоцвог Ф., Чернова Л., Сухотин. О выборе перспектив развития до 2010 г. // Вопросы экономики. - 2005. - № 6. - 12 с.

15. Курнышова И., Засько В. Тенденции и перспективы экономического роста. // Экономист. 2007. № 10.

16. Максимова Е.Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Гл. 13 Монографии: Государственное регулирование экономики. Ростов-на-Дону. Изд. СКАГС. 2006.

17. Международные экономические отношения / Под редакцией Б.П. Супруновича. - М.: 2006. - 62 с.

18. Международные экономические отношения / Под ред. Стровского Л.Е. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 101 с.

19. Михайлин А.Н. Краткий толковый словарь: Справочник по внешнеэкономической деятельности. - М.: Книга сервис, 2003.

20. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации: Федеральный закон РФ от 4 января 1999 года № 4-ФЗ;

21. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины государственного вмешательства в экономику: регулирование внешних эффектов и потребления общественных товаров, обеспечение экономики нужным количеством денег. Объекты государственного регулирования экономики. Зарубежный опыт на примере Франции.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Понятие, функции, основные инструменты и методы государственного регулирования цен. Государственное регулирование цен на лекарственные средства в экономике Российской Федерации. Значение взаимодействия властных структур и бизнеса, политики и экономики.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2011

    Принципы, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Финансовое регулирование национальной экономики. Регулирование накопления капитала и его инвестирования. Регулирование трудовых отношений и социальной сферы.

    реферат , добавлен 10.09.2012

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) как система мер воздействия государства на экономическую жизнь. Понятие прямого и косвенного вмешательства государства. Основные функции и задачи ГРЭ. Состояние платежного баланса, борьба с инфляцией.

    доклад , добавлен 28.12.2009

    Государственное регулирование экономики: понятие, цели, задачи, формы, методы, средства. Экономическое прогнозирование и программирование. Границы вмешательства государства в экономику. Регулирование рыночных отношений. Структура федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Государственное регулирование экономики – система мер воздействия государства на все стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития. Вмешательство государства бывает прямое и косвенное, что зависит от текущего состояния экономики.

    лекция , добавлен 09.01.2009

    Программа обучения по дисциплине "Государственное регулирование экономики" для студентов экономических специальностей. Краткое описание задач курса. Критерий оценивания знаний студента. Планы практических занятий и задания для самостоятельной работы.

    методичка , добавлен 28.09.2010

    Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства, его средства и границы эффективности. Эволюция представлений о роли государства в экономике и ее административно-правовое налаживание. Лицензирование предпринимательской деятельности.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Анализ форм и методов государственного регулирования в рыночной экономике. Государственное экономическое прогнозирование и программирование. Этапы развития мирового хозяйства, его основные показатели и влияние на национальную экономику государства.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2016

    Государственное регулирование: стратегия и движущие силы трансформации экономики. Экономика как объект общественного регулирования. Современные задачи государственного регулирования. Государственный механизм регулирования экономических процессов.

Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.

Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всœей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.

Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.

Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, ᴛ.ᴇ. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность должна быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.

Важной, не всœегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место.

Государство осуществляет контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, крайне важно отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не бывают заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие товары.

Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

Защита прав потребителœей - эта сфера, имущественного оборота͵ где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.

Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика

Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации.

Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всœей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателœей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет ʼʼантимонополь­ное законодательствоʼʼ и ʼʼдефляционная политикаʼʼ.

Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии):

1. Булаков, О.Н. Правоведение: учебник / О.Н. Булаков, И.В. Зыкова. – М. : КноРус, 2006. – 336 с.

2. Гуреев, В.И. Правоведение: учебник / В.И. Гуреев, З.Г. Крылова. – М. : Высшая школа, 2006. – 600 с.

3. Магницкая, Е.В. Правоведение: учебное пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. – 3-е изд. – М. : Питер, 2006. – 512 с.

4. Марченко, М.Н. Правоведение: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М. : Проспект, 2006. – 416 с.

5. Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. – М. : Юнити, 2005. – 415 с.

6. Правоведение: учебник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., стер.
Размещено на реф.рф
– М. : КноРус, 2006. – 400 с.

7. Правоведение: учебное пособие / под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2006.

8. Правоведение: учебник / под ред. М.Б. Смоленского. – М. : Дашков и К., 2006. – 480 с.

9. Шумилов, В.М. Правоведение: учебник / В.М. Шумилов. – М. : Велби, 2006. – 272 с.

Нормативные акты:

10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 гл. 1 – 7 // Российская газета. – 1993. – № 237.

11. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

12. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

14. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

15. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

16. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.

17. Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.

18. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

19. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198.

20. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

21. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

22. Водный Кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.

23. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

24. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-I // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2066.

Дополнительная литература ко всœем темам:

25. Аминов, И.И. Правоведение: учебное пособие / И.И. Аминов и др.
Размещено на реф.рф
– М. : Инфра-М, 2006. – 160 с.

26. Балашов, А.И. Правоведение: учебник для ВУЗов / А.И. Балашов. – 2-е изд. – М. : Питер, 2006. – 512 с.

27. Белоусов, М.С. Правоведение. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для ВУЗов / М.С. Белоусов, В.А. Майоров. – М. : Экзамен, 2006. – 157 с.

28. Булаков, О.Н. Правоведение: учебник / О.Н. Булаков, И.В. Зыкова. – М. : КноРус, 2006. – 336 с.

29. Гришаева, Д.С. Правоведение: конспект лекций / Д.С. Гришаева. – М. : Приор, 2004. – 160 с.

30. Гуреев, В.И. Правоведение: учебник для студентов экон. и финан. ВУЗов / В.И. Гуреев, З.Г. Крылова. – М. : Высшая школа, 2006. – 600 с.

31. Ежов, Ю.А. Правоведение в схемах и определœениях: учебное пособие / Ю.А. Ежов. – М. : Дашков и К, 2006. – 448 с.

32. Кудинов, О.А. Правоведение (курс лекций) : учебное пособие / О.А. Кудинов. – М. : Экзамен, 2006. – 190 с.

33. Магницкая, Е.В. Правоведение: учебное пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. – 3-е изд. – М. : Питер, 2006. – 512 с.

34. Малышев, В.А. Правоведение: конспект лекций / В.А. Малышев. – М. : Эксмо, 2006. – 192 с.

35. Основы _государства и права / под ред. О.Е. Кутафина. – 13-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 478 с.

36. Основы права / под ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 429 с.

37. Правоведение. Практикум. Важно заметить, что для студентов ВУЗов и колледжей / ред. В.А. Васенкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. – 126 с.

38. Правоведение: учебник для ВУЗов / под ред. М.Б. Смоленского. – М. : Дашков и К, 2006. – 480 с.

39. Правоведение: учебник для ВУЗов неюрид. профиля, абитуриентов / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд.,стер.
Размещено на реф.рф
– М. : КноРус, 2006. – 400 с.

40. Правоведение: учебник для неюрид. ВУЗов / под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 400 с.

41. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебное пособие для неюрид. факультетов ВУЗов / В.И. Шкатулла. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Academia, 2004. – 496 с.

Правовое регулирование экономики в Российской Федерации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовое регулирование экономики в Российской Федерации" 2017, 2018.