Обязательная регистрация объектов недвижимости. Новый порядок и правила регистрации недвижимости

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    Для того чтобы подтвердить свое право на владение этими категориями имущества, необходимо пройти процедуру ее регистрации в органах государственного Реестра недвижимости.

    Данной процедуре подлежат такие сделки с недвижимостью:

    С этого года осуществляется новый порядок регистрации имущественных прав на недвижимость .

    Основные аспекты, закрепляющие права граждан на приобретение в собственность недвижимости, отражены в Жилищном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

    Кроме них, главным документом, который упорядочивал действия при регистрации недвижимости, до 1 января 2017 года был Федеральный закон № 122 . Однако в 2015 году был принят новый закон № 218-ФЗ «О регистрации недвижимости» , он начал действовать с начала этого года.

    Новый закон одновременно регулирует вопросы оформления недвижимости и , которые раньше были закреплены в законе «О кадастровой деятельности» .

    По новому закону процесс регистрации происходит гораздо проще и быстрее. Это связано в первую очередь с объединением и созданием общего реестра ЕГРП и государственного кадастра . Теперь все эти процессы осуществляются одним органом – Росреестром.

    Вся последовательность действий определена специальным Административным регламентом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии , который утвержден приказом № 789 Минэкономразвития России.

    Способы

    Еще совсем недавно для того чтобы зарегистрировать объект недвижимости, нужно было обращаться в тот региональный орган Росреестра или кадастрового учета, где находится имущество, подлежащее регистрации. С нынешнего года правила изменились.

    Теперь зарегистрировать недвижимое имущество можно сразу несколькими способами , причем независимо от территориального места нахождения самого владельца и его имущества.

    Даже если вы живете в Москве, а приобрели недвижимость в другом регионе страны, к примеру в Смоленске, отпадает необходимость отправляться для регистрации своих прав в этот город. Благодаря общей электронной базеЕдиному государственному реестру недвижимости , подать заявление можно в любом отделении регистрационной службы . С нового года документы на сделки с недвижимостью принимают и Многофункциональные центры госуслуг .

    Еще одним удобным способом, который стал доступен недавно, могут воспользоваться те, кто давно и с удовольствием пользуется электронными сервисами . Подать заявление теперь можно через Интернет. Сделать это можно прямо на сайте Росреестра в разделе «Электронные сервисы». Пройдя по ссылке, нужно будет выбрать нужную услугу и выполнить все шаги, которые подсказывает система.

    Заявление любым удобным способом может подать как собственник лично, так и через нотариуса.

    Порядок процедуры

    Регистрация прав на недвижимое имущество проходит в несколько этапов :

    По новым правилам свидетельства о собственности больше не выдаются.

    Собственность подтверждается только при наличии выписки из ЕГРН . При продаже квартиры опять же потребуется предоставить выписку, в этом случае запрашивать ее может исключительно собственник. Выписку можно заказать через Интернет и после получения самостоятельно распечатать, еще один способ – это обращение за выпиской в МФЦ. Срок ее подготовки занимает три рабочих дня. В ней содержится полная информация о владельце, а также о самом объекте недвижимости, включающая в себя общие сведения о нем, его схематическое изображение, существующие обременения, если они есть, и точные координаты.

    За оформление выписки берется плата : с физических лиц – 750 рублей, для юридических – 2200 руб. – для справки, полученной из МФЦ; за электронный вариант нужно будет заплатить 300 и 600 рублей физическим и юридическим лицам соответственно.

    Необходимые документы

    Регистрация прав на недвижимость осуществляется на основании заявления и тщательного анализа всех документов, которые подаются в органы Росреестра.

    Сделки с недвижимостью могут быть осуществлены и зафиксированы простой письменной формой или нотариальной. Некоторые из них могут быть только заверены нотариально (например, отчуждение долей в общей собственности; если в сделке участвуют несовершеннолетние, или она оформлена по условиям органов опеки). Для каждого случая потребуется свой пакет документов.

    Для регистрации, к примеру, квартиры в собственность потребуются :

    Для постановки на учет земельных участков, потребуется схема участка, и другие акты и свидетельства проведения кадастрового анализа.

    Отдельные документы потребуются для юридических лиц при постановке на учет объектов недвижимости. Подробнее узнать о документах для каждого отдельного случая регистрации права собственности на недвижимое имущество можно на сайте Росреестра или в МФЦ.

    Сроки

    Законом установлены сроки, в которые должны быть осуществлены все действия по регистрации собственности.

    В зависимости от характера сделки и способов подачи заявления это может занимать от пяти до 12 рабочих дней :

    Отдельные сроки установлены законом и для процедур, которые осуществляются по судебным актам и документам оформления прав на наследство и т. д.

    Самые короткие сроки3 рабочих дня установлены для таких случаев:

    • нотариально оформленная сделка;
    • если имеется свидетельство о передачи недвижимости в наследство;
    • при наличии свидетельства о доли каждого супруга в общей собственности;

    Если регистрируется имущество, приобретенное в , то срок оформления не может превышать 7 рабочих дней . Подать заявление в этом случае можно только через МФЦ.

    Любое несоблюдение сроков регистрации считается ответственностью регистратора. После 2020 года в случае задержки органами Росреестра данной процедуры, заявитель вправе потребовать с регистратора компенсацию.

    Стоимость

    Услуга по регистрации права собственности на недвижимое имущество оказывается бесплатно .

    Заявитель обязан оплатить только государственную пошлину (налог) , без которого сделка не будет зарегистрирована. Ее сумму устанавливает налоговый кодекс.

    В этом году она составляет 2000 рублей для физических лиц и 22 тысячи – для юридических лиц .

    С этого года заявителям нет необходимости предоставлять квитанцию об уплате пошлины при сдаче документов на регистрацию. Сотрудники органов Росреестра могут самостоятельно проверить по базе, была ли произведена оплата пошлины. Однако, чтобы не возникало никаких сложностей при сдаче документов, советуем все же сохранять и брать с собой квитанцию, так как новая система только начинает действовать и еще не до конца отработана.

    О новых правилах оформления недвижимости в собственность смотрите в следующем видеосюжете:

    В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ " ", который начнет действовать с 1 января 2017 года (далее – новый закон о регистрации). Также изменены нормы ГК РФ, касающиеся признания объекта самовольной постройкой (изменения уже вступили в силу 1 сентября). Кроме того, был уточнен порядок регистрации прав на недвижимость без участия правообладателя (по заявлению уполномоченного госоргана) – новые нормы начнут применяться с 1 декабря текущего года. Новые правила имеют как плюсы, так и минусы, рассмотрим их подробнее.

    Дважды в одну и ту же реку входить не придется

    В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " " (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " " (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

    О том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" . Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

    Что написано пером...

    Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять ( , ). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

    Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) ( , ).

    По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день ( ,).

    Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

    В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

    • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
    • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
    • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
    • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. ().

    Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав ().

    Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (). Ильяс Вахитов , директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета "Правовые и бухгалтерские решения", полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

    Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости ( , ).

    Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

    Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

    Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

    Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица ().

    Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки ().

    МНЕНИЕ

    Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры":

    "Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства".

    Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры" , с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

    Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

    1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (). Раньше для того, чтобы узаконить "самострой" и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

    • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
    • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах ().

    Таким образом, узаконить "самострой" стало сложнее.

    Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе ().

    Бесхозную недвижимость учтут

    С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления ( ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе ().

    Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о "бесхозной" недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество ().

    С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Акт предполагает множество изменений в процессе регистрации недвижимого имущества граждан и юридических лиц. Редакция IRR.ru изучила документ и узнала, чего ждать от грядущих изменений.

    Процедура станет удобнее
    Ряд положений нового закона значительно упростит регистрацию недвижимости. Изменения коснулись и самого процесса, и устройства системы, и внутренних правил.

    Новый реестр
    Будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в который войдут данные, которые на сегодняшний момент содержатся в ЕГРП и кадастре недвижимости. Это позволит объединить процессы регистрации прав и кадастрового учета, а с 2017 года граждане смогут подавать 1 общее заявление на обе процедуры, что значительно сэкономит их время. По текущему законодательству необходимо подавать разные пакеты документов в Росреестр и кадастровую палату для проведения данных операций.

    Сокращены крайние сроки
    Со следующего года регистрация права будет осуществляться в течение 7 дней, постановка на кадастровый учет - не более 5 дней, а если заявление подано и регистрацию, и на постановку на учет - органы должны справиться за 10 дней. Сроки, действующие на сегодняшний день, в два раза дольше новых. Также можно будет быстрее получить выписку об объектах недвижимости. В 2017 году она будет выдаваться в течение 3-х дней. На данный момент это занимает 5 дней.

    Без привязки к территории
    С 1 января 2017 года документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. По действующему законодательству заявитель должен обращаться в соответствующий расположению недвижимости территориальный орган. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права - достаточно будет отдать документы в ближайшие отделение в своем городе. Также подать заявление можно через многофункциональные центры.

    Меньше бумажной волокиты
    Новый закон упраздняет свидетельство о праве собственности. Теперь регистрация или переход прав на недвижимость подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом свидетельства, полученные до 2017 года, не теряют своей силы. Регистрация сделок по новым правилам подтверждается на самом документе регистрационной надписью.

    Высокая надежность
    Базы данных ЕГРН будут храниться в электронном виде, а резервные копии обеспечат сохранность и защиту данных. Также новый реестр будет служить архивом для всех сведений, касающихся объектов недвижимости. По новому закону данные из него нельзя удалить и изъять.

    Меньше документов от юридических лиц
    Согласно текущему законодательству, юридические лица в обязательном порядке при регистрации права предоставляют учредительные документы. Новый закон освобождает организации от этих действий, и с 1 января сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у ФНС.

    Ответственность исполнителей
    В целях повышения эффективности работы сотрудников органов регистрации закон предусматривает установление ответственности должностных лиц за последствия их рабочих действий. Наказание следует за ошибки в документации, нарушения сроков и другие проступки, которые могут привести к ущербу заявителей. При этом убытки, понесенные гражданами вследствие ненадлежащих действий органов регистрации, будут полностью покрытии за счет государственной казны.

    Уведомления от Росреестра
    Со следующего года Росреестр будет в обязательном порядке оповещать владельцев имущества обо всех заявлениях на регистрацию права касательно их недвижимости. Это еще один способ уменьшить количество мошеннических махинаций.

    Новые сложности

    Отправка почтой
    По новым правилам при отправке документов почтой необходимо заверить у нотариуса весь пакет документов (сделки, доверенности), иначе заявление рассмотрено не будет. На данный момент достаточно нотариального заверения только для подписи гражданина на заявлении.

    Могут не принять документы
    Нынешний закон не предполагает условий, ограничивающих прием документов у граждан. Закон о государственной регистрации же закрепляет причину, по которой могут отказать в приеме документов. Это невозможность установить и подтвердить личность заявителя.

    Отказ и приостановление госрегистрации
    Согласно новому Федеральному закону перечень оснований для отказа и приостановления регистрации права, а также постановки на учет расширен до 51 пункта. На данный момент у органов есть лишь 7 поводов для отказа.

    Кроме этого…
    Существует еще несколько новшеств, которые повлияли на систему регистрации и постановки на учет. Также закон о государственной недвижимости:
    Утверждает перечень лиц, которые могут подавать заявления на учет и регистрацию;
    Уточняет условия возвращения документов без рассмотрения (по большей части они относятся к неправильному заполнению документов);
    Продлевает срок приостановления до 6 месяцев по заявлению гражданина;
    Предполагает внесение данных в ЕГРН органами межведомственного взаимодействия (ФНС, ФМС, суды, нотариусы) о физических и юридических лицах без их участия.

    На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .

    Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2017 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости , сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:

    • жилое и нежилое помещение (в том числе квартира, жилой дом, комната и др.);
    • земельный участок;
    • здание;
    • сооружение;
    • машино-место;
    • объект незавершенного строительства;
    • единый недвижимый комплекс;
    • предприятие в виде имущественного комплекса (или в ином).

    С 2017 года в регистрации недвижимости изменилось следующее :

    Документы по итогу регистрации при желании заявителя могут быть доставлены по указанному адресу с помощью курьерской службы. Данная услуга платная.

    Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость

    Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:

    • кадастровый учет;
    • прием и обработку данных;
    • хранение документации;
    • выдачу официально зарегистрированных сведений.

    Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.

    Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате , данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.

    Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.

    Плюсы и минусы

    Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов :

    Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации , в частности:

    • снижение рисков и понижение уровня мошенничества на рынке недвижимости;
    • уменьшение объемов бумажного документооборота;
    • повышение электронного взаимодействия государственных органов;
    • создание комфортных условий регистрации;
    • сокращения сроков проведения данной правой процедуры.

    Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2017 году

    С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).

    Данное слияние организаций повлекло следующие изменения :

    1. Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости - Единого реестра.
    2. Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН , то есть Единый государственный реестр недвижимости.
    3. В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
      • реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
      • кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
      • кадастровые карты;
      • реестровые дела;
      • книги учета документов;
      • реестр границ.
    4. С июля 2016 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.

    5. Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных , с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.

    Создание Единого реестра недвижимости позволяет осуществлять одновременную подачу заявлений на регистрацию права и кадастровый учет, что должно способствовать экономии времени для граждан и повышению удобства проведения операций с недвижимостью.

    Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:

    • укрепление гарантий зарегистрированных правомочий собственников имущества;
    • минимизация угрозы мошеннических действий;
    • снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

    Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.

    Где с 1 января 2017 оформлять кадастровый паспорт?

    Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2017 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта , при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.

    Однако выдача не предусмотрена, в настоящее время его заменяет выписка из ЕГРН, которая содержит в себе все необходимые сведения.

    Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):

    Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр . В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:

    • вид объекта;
    • кадастровый номер и дата его присвоения;
    • местоположение и количество этажей;
    • номер здания или помещения и др.

    Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости .

    Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности

    Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов , среди которых можно выделить:

    • Свидетельство о праве на наследство.
    • Решение судебного органа, вступившее в законную силу.
    • Договоры купли-продажи, дарения.
    • Распоряжения муниципальных и государственных органов.
    • Выписка из ЕГРН и др.

    Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.

    При этом постановка объектов недвижимости на кадастровый учет является необходимым условием для оформления правомочий владения.

    Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт . Данные карты бывают двух видов:

    1. Дежурные - предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
    2. Публичные - доступны неограниченному кругу лиц.

    Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.

    Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?

    Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости ).

    Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:

    • Текстовую часть (таблица с данными по объекту недвижимости).
    • Графическую часть, которая идентична с кадастровым паспортом объекта.

    Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.

    Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:

    1. Об объекте недвижимости.
    2. Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
    3. О переходе прав на объект недвижимости.
    4. О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
    5. О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.

    Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело . Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.

    Сроки оформления

    В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют :

    • 7 рабочих дней с даты получения органом регистрации (Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права (9 рабочих дней при подаче документов в МФЦ).
    • В течение 5 рабочих дней осуществляется постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в органах регистрации (7 рабочих дней - через МФЦ).
    • Десять дней - срок, при одновременном кадастровом учете и регистрации права в органах Росреестра, и 12 рабочих дней в случае, если документы приняты в отделениях МФЦ.
    • 5 рабочих дней должна занимать регистрация, проводимая на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
    • В течение трех дней осуществляется государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки и/или свидетельства:
      • о праве на наследство;
      • о праве собственности на долю в общем имуществе.

        При подаче документов на регистрацию в МФЦ по сделке, удостоверенной нотариусом , срок регистрации - пять рабочих дней.

    • В период семь рабочих дней регистрируется при приеме документов в МФЦ. В случае направления документов через регистрирующий орган срок сокращается на два дня.

    Для приостановки регистрации на основании распоряжения должностного лица установлен срок в 3 месяца (п. 2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ), а по решению заявителя - до 6 месяцев (п. 1 ст. 30 ранее указанного закона).

    Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?

    Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:

    • Документы, необходимые для оформления прав на объект недвижимости, граждане могут подать в любых отделениях уполномоченных на регистрацию органов государственной власти.
    • Заявители не связаны правовой необходимостью обращаться именно в то регистрационное учреждение, где находится сам объект недвижимости.
    • При подаче заявления на регистрацию отсутствуют ограничения, связанные с местом жительства гражданина или нахождением юридического лица, а также с пределами регистрационного округа.

    При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества .

    Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.

    Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.

    Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».

    Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.

    Вопрос

    Ответственность за неверно указанные сведения в выписке ЕГРН

    15 января 2017 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?

    Ответ

    За упущения в проделанной работе, а именно:

    • необоснованные промедления;
    • отказ в приеме документов;
    • технические ошибки, допущенные в записях ЕГРН,

    предусмотрена ответственность регистрирующего органа . Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.

    Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.