Ответственность должностных лиц за нарушения налогового законодательства. Налоговые правонарушения. Перечень нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции за их совершение

Налоговая ответственность обладает рядом общих признаков, характерных для любого вида юридической ответственности:

  • регулируется нормами права;
  • является средством охраны правопорядка;
  • состоит в применении мер государственного принуждения;
  • наступает за нарушение правовых норм;
  • является следствием виновного деяния;
  • связана с отрицательными последствиями материального и (или) морального характера, которые нарушитель должен претерпеть;
  • реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется специфическими чертами:

  • основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение;
  • наступление ответственности урегулировано нормами налогового права;
  • ответственность состоит в применении к нарушителю специальных санкций.

Субъектами налоговой ответственности являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так налоговых агентов, банков (выполняющих поручения клиентов об уплате налогов и сборов), организаций и физических лиц. Соответственно законодатель установил ответственность не только за невыполнение обязанности по уплате налогов, но и за нарушения других положений законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 23 и п. 5 ст. 24 НК РФ).

В зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения законодательства о налогах и сборах установлены налоговая, административная и уголовная виды ответственности.

Налоговая ответственность налогоплательщиков регулируется разделом VI части первой Налогового кодекса РФ.

Административная ответственность налогоплательщиков регулируется гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятого Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), введенным в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

Уголовная ответственность за уклонение от налогообложения предусмотрена в ст. 194, 198 и 199 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).

Основанием привлечения к ответственности является совершение налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и (или) сборов и осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Объективная сторона правонарушения , т.е. внешнее проявление противоправного деяния, включает в единстве и взаимосвязи следующие составляющие:

  • 1) совершение противоправного деяния, выраженного в форме действия или бездействия;
  • 2) причинение вреда, наступление неблагоприятных последствий;
  • 3) наличие причинно-следственной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями.

Объективная сторона налогового правонарушения может выражаться в форме действия или бездействия.

В ряде случаев Налоговым кодексом РФ предусмотрены такие дополнительные признаки объективной стороны, как неоднократность, систематичность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода, а также размеры сумм неуплаченных налогов и (или) сборов.

Субъектом налогового правонарушения могут быть как физические лица, так и организации.

Физические лица как субъекты налоговых правонарушений подразделяются на два вида:

  • налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;
  • должностные лица.

Субъектами ответственности за нарушение налогового законодательства выступают также организации, к которым Налоговый кодекс РФ относит российских и иностранных юридических лиц, международные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации.

Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки или иные кредитные организации, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.

При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы.

В соответствии со ст. 106 НК. РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Мерой ответственности за налоговые правонарушения в соответствии со ст. 114 НК РФ является налоговая санкция, установленная в виде денежных штрафов.

Ответственность в виде штрафных санкций наступает в следующих случаях:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);
  • представление в налоговый орган сотрудником, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • непредоставление пояснений на камеральные проверки по НДС и сдачу пояснений на бумаге;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на который наложен арест или в отношении которого налоговыми органами приняты обеспечительные меры в виде залога;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • ответственность свидетеля;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса;
  • неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
  • неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, предоставление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании;
  • неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, предоставление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях. За каждое из перечисленных налоговых нарушений Налоговым

кодексом РФ предусмотрены штрафные санкции.

Специальные виды нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность за их совершение определены для банков. К числу таких нарушений со стороны банка относятся:

  • нарушение порядка открытия счета;
  • нарушение срока исполнения поручения об уплате налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа;
  • нарушение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • неисполнение поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа;
  • непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган;
  • нарушение обязанностей, связанных с электронными денежными средствами.

При совершении одним налогоплательщиком более одного правонарушения налоговые санкции взыскиваются отдельно за каждое из них.

В некоторых случаях иски о взыскании налоговых санкций могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими решений о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Например, такая ситуация может произойти в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации. При этом истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации-налогоплательщика.

Недоимки по налогам, пени и штрафы взыскиваются в бесспорном порядке со всех счетов налогоплательщика, кроме ссудных и депозитных счетов.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовые поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней - с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплателыцика-организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества налогоплателыцика-организации производится последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта и иного имущества, непосредственно не участвующего в производстве продукции;
  • готовой продукции (товара);
  • сырья и материалов, основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производственном процессе;
  • имущества, переданного по договору во владение, временное пользование без перехода права собственности;
  • другого имущества.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплателыцика-организации и погашения его задолженности за счет вырученных сумм.

При отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также если есть основания полагать, что налогоплательщик призе нимает меры по сокрытию своего имущества, с санкции прокурора постановлением налогового органа может быть наложен полный или частичный арест на имущество налогоплательщика. Порядок ареста имущества определен ст. 77 НК РФ. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплателыцика-органи- зации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплателыцика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Пункт 6 ст. 108 НК РФ устанавливает презумпцию налоговой невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена в предусмотренном федеральным законом порядке. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Здесь действует принцип презумпции невиновности. Бремя доказательств вины возложено на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика должны толковаться в его пользу. В качестве неустранимых могут рассматриваться те сомнения, противоречия и неясности, которые невозможно устранить, несмотря на использование всех известных методов толкования законов: грамматического, семантического, логического и исторического.

Налоговое законодательство предусматривает наличие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ), и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  • 1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказательства);
  • 2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • 3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. К разъяснениям такого рода правомерно относить письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа, руководителями соответствующих федеральных министерств и ведомств, иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц;
  • 4) суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать отсутствие вины в налоговом нарушении на основании иных обстоятельств.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен не менее, чем вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на сто процентов. Постановлением пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 разъяснено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции (50%). Суд при оценке обстоятельств, смягчающий ответственность налогоплательщика за правонарушение, вправе уменьшить размер штрафа более чем в два раза.

Принимается во внимание также давность взыскания налоговых санкций (ст. 113, 115 НК РФ). Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода (в зависимости от вида нарушения), в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.

При нарушении своих прав налогоплательщики вправе обжаловать действия налоговых органов и их должностных лиц. По усмотрению налогоплательщика с обжалованием или жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Решение налогового органа сможет быть обжаловано в суде только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Организации и индивидуальные предприниматели подают иски в арбитражные суды в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, физические лица (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) - в суды общей юрисдикции. Налогоплательщик может обжаловать в суде не только решение налогового органа, но и документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пеней и налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. В соответствии с Налоговым кодексом РФ возможна компенсация убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) работников налоговых органов.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к должностным лицам налогоплательщиков могут быть применены административные санкции за налоговые нарушения в виде наложения административных штрафов. Административные штрафы налагаются в соответствии со ст. 15.3-15.9, 19.6, 19.7, 23.5 и ч. 1 ст. 19.4 и 19.5 КоАП РФ и устанавливаются кратными величине минимального размера оплаты труда. Протокол об административных правонарушениях составляется должностными лицами налоговых органов.

В случае если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.

За налоговые преступления установлены наказания по следующим статьям Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» предусмотрено наказание штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок за уклонение от уплаты.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 2700 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех 4500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 13 500 тыс. руб.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией полностью уплачены суммы недоимки и соответствующие пенни, а также сумма штрафа.

Неуплата налогов в крупном размере относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по ним составляет 2 года. Неуплата налогов в особо крупном размере считается тяжким преступлением, срок давности по которому составляет 10 лет.

Контрольные вопросы

  • 1. Назовите виды ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.
  • 2. Что является мерой ответственности за налоговые правонарушения?
  • 3. За какие нарушения наступает ответственность в виде штрафных санкций?
  • 4. С каких счетов налогоплательщика взыскиваются недоимки по налогам, пени и штрафы?
  • 5. Можно ли взыскать налог за счет имущества налогоплательщика?
  • 6. Какие обстоятельства исключают вину лица в совершении налогового правонарушения?
  • 7. Какие обстоятельства смягчают вину лица за совершение налогового правонарушения?
  • 8. По каким статьям Уголовного кодекса РФ предусмотрены наказания за налоговые преступления?
  • 9. Может ли правонарушитель налогового законодательства одновременно быть привлечен и к административной, и к налоговой ответственности?
  • 10. Какое обстоятельство отягчает вину за налоговое нарушение?

Л.В. Сальникова,
г. Саратов

В настоящее время в российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

1) уголовная;

2) административная;

3) налоговая;

4) дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).

Уголовное наказание может быть наложено только судом.

2. Административная ответственность

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены главой 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела по ст. 14.5 , 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).

3. Налоговая ответственность

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.

Составы и санкции правонарушений в сфере налогообложения

Нарушение налогового законодательства

Квалифицирующий признак

Наказание

Основание

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 1 года

ч. 1 ст. 198 УК РФ

ложных сведений

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 3 лет

ч. 2 ст. 198 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

Крупный размер


ч. 1 ст. 199 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

ч. 2 ст. 199 УК РФ

Группой лиц по предварительному сговору

лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 1 ст. 199.1 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет; лишение свободы на срок до б лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 2 ст. 199.1 УК РФ

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем

Крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ст. 199. 2 УК РФ

Нарушение порядка ведения кассовых, банковских операций и бухгалтерского учета

Нарушение порядка работы с денежной на личностью и порядка ведения кассовых операций

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц); штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (на юридических лиц)

ст. 15.1 КоАП РФ

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций


ст. 15.2 КоАП РФ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

ст. 15.11 КоАП РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

Штраф в размере 5000 руб.

п. 1 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они совершены в течение более чем одного налогового периода

Штраф в размере 15 000 руб.

п. 2 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

п. З ст. 120 НК РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе


п. 1 ст. 15.7 КоАП РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ

Нарушение сроков

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда


п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 5000 руб.

п.1 ст. 116 НК РФ

То же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 10% от доходов, но не менее 20 000 руб. (при ведении деятельности более трех месяцев - 20% от доходов, полученных начиная с 91-го дня)

ст. 117 НК РФ

То же деяние с нарушением срока свыше чем на 90 дней

Штраф в размере 10 000 руб.

п. 2 ст. 116 НК РФ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)

Штраф в размере от 10 до 20 МРОТ

ст. 15.4 КоАП РФ

Штраф в размере 5 000 руб.

ст. 118 НК РФ

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ

ст. 15.5 КоАП РФ

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ

ст. 15.8 КоАП РФ

Непредставление иформации

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок или отказ от

Штраф в размере от 1 до 3 МРОТ (на граждан)

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (для должностных лиц) 50 руб. за каждый документ

ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговой декларации

Штраф в размере 5% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.

п. 1ст. 119 НК РФ

Те же деяния, но с просрочкой более чем на 180 дней

Штраф в размере 30% суммы налога по декларации и 10% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

п. 2 ст. 119 НК РФ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ

п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ

Неисполнение законных решений внебюджетных фондов

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц) Штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (для юридических лиц)

ст. 15.10 КоАП РФ

Неуплата налогов

Неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122 НК РФ

Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. З ст. 122 НК РФ

Неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

20% от суммы, подлежащей перечислению

ст. 123 НК РФ

4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

Налоговая ответственность - это ответственность за нарушение налогового законодательства. Привлечение к ответственности налогоплательщика возможно по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) только при наличии всех признаков

К ответственности за налоговое правонарушение никого нельзя привлечь дважды (п. 2 ст. 108 НК РФ). Это значит, что одно и то же нарушение не может быть квалифицировано одновременно по нескольким статьям НК.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Субъектами налоговых правонарушений могут быть плательщики налогов, сборов, взносов - как организации, так и физические лица (ст. 107 НК РФ). В связи с этим оштрафовать юридические лицо по НК РФ можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации - нет.

Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика , т. е. штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ), размер которого варьируется в зависимости от , а также от наличия умысла. Очевидно, что нарушения, совершенные по неосторожности и совершенные умышленно, караются по-разному.

Вместе с тем привлечение к ответственности за налоговое нарушение организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, если для этого есть соответствующие основания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Так, если организация не представит вовремя в ИФНС декларацию, то на нее наложат штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ . И одновременно с этим к ответственности может быть привлечен руководитель организации в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ . Причем аргумент о двойной ответственности здесь не работает, поскольку компания и ее директор - это разные лица, и в данном случае каждое из них «попадает» на штраф по своему основанию.

Напомним также, что в определенных случаях налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности, если будут выявлены в совершении налогового правонарушения.

С какого возраста наступает налоговая ответственность?

Но надо сказать, что напрямую из НК это не следует.

Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности . Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения , обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка ; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм ; наступление ее регулируется нормами права ; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется и рядом специфических черт, которые можно свести к следующему: основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение; наступление ответственности урегулировано нормами налогового права ; ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций (штрафы , пеня); особый порядок привлечения к ответственности предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации; субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные обязанные лица; к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекаются налоговые, таможенные органы , их должностные лица.

Виды юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

В соответствии с законодательством о налогах и сборах должностные лица и граждане , виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлекаются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности .

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом .

Срок давности по данному преступлению равен двум годам.

Часть 2 ст. 198 УК РФ содержит такой квалифицирующий признак, как совершение тех же деяний в особо крупном размере.

Под особо крупным размером понимается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превы- шает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Срок давности по данному виду преступления равен шести годам.

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ)

Объектом данного преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Объективная сторона выражается в действии — в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно в соответствии с законодательством, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенном в крупном размере.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Это преступление характеризуется специальным субъектом. К ответственности по ст. 199 УК могут быть привлечены лица, которые в соответствии с нормативными актами и учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность отчетных данных и исчисления налогов (главный бухгалтер), а также руководитель организации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Срок давности по первой части данной статьи 6 лет.

Квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и особо крупный размер.

Особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн 500 тыс. руб.

Срок давности в данном случае — 10 лет.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199" УК РФ)

В 2003 г. УК РФ был дополнен статьей 199.1, предусматривающей уголовную ответственность налогового агента, т.е. специального субъекта, за неисполнение обязанностей, к которым в соответствии с НК РФ относится исчисление, удержание и перечисление налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Объективная сторона данного преступления выражена в форме бездействия, т.е. неисполнения обязанностей в личных интересах в крупном размере.

Частью второй данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак — совершение того же деяния в особо крупном размере.

Крупный размер и особо крупный размер допущенного нарушения определяются в соответствии со ст. 199 УК РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УКРФ)

Объективная сторона данного деяния выражена в преступном действии, выраженном в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Субъектом данного преступления являются собственники или руководители организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона выражена в форме умысла.

Административная ответственность за нарушения налоговогозаконодательства

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Налоговом кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях .

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы налоговых правонарушений, совершаемых налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами. В соответствии со ст. 15.3 КоАП наступает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации наступает согласно ст. 15.4 КоАП.

Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля , а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность по ст. 15.6 КоАП.

Предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11), за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП) и уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей проудкции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13 КоАП).

В перечисленных случаях субъектами ответственности выступают должностные лица организаций—налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Кодексом предусматривается ответственность не только налогоплательщиков, но и иных обязанных лиц, в частности, кредитных организаций, их должностных лиц. Так, нарушение порядка открытия счета налогоплательщику банком или иной кредитной организацией наказывается в соответствии со ст. 15.7 КоАП; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налогов и (или) сбора (взноса) — в соответствии со ст. 15.8 КоАП; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента — в соответствии со ст. 15.9 КоАП; неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет ответственность по ст. 15.10 КоАП.

Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства

Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к- юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.

В законодательстве о налогах и сборах предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К ним законодатель относит следующие.

  1. Отсутствие события налогового правонарушения.
  2. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
  3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет;
  4. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как отмечалось ранее, важным элементом состава налогового правонарушения является наличие вины. Основными формами вины являются умысел и неосторожность. Вместе с тем в налоговом законодательстве в п. 4 ст. 110 НК РФ предусматривается, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда налоговое законодательство нарушено, но налицо обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. К названным обстоятельствам отнесены:

  1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
  2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.
  3. Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Наряду с обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности, налоговое законодательство устанавливает смягчающие ответственность обстоятельства и относит к ним следующие:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Одновременно в налоговом законодательстве предусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Данные обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность лица, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение.

Для законного привлечения к ответственности виновного лица большое значение имеет вопрос о сроках давности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (за исключением грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — ст. 120 НК РФ, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога — ст. 122 НК РФ) либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (последнее распространяется на правонарушения, предусмотренные ст. 120, 122 НК РФ).

Срок давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое нарушение законодательства о налогах и сборах. В этом случае исчисление нового срока давности начинается со дня совершения нового нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение налогового законодательства.

Если в возбуждении уголовного дела отказано или оно прекращено, но налоговое правонарушение совершено, срок подачи искового заяв- ления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Виды налоговых правонарушений

В Налоговом кодексе РФ впервые дается систематизированный перечень налоговых правонарушений , за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога , подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.

При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд , если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель , либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица , не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).

Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.

Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля .

Формы защиты прав налогоплательщиков

Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика (налогового агента) такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Статьей 138 НК РФ закреплены два порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц — административный и судебный.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд . Следует отметить, что ранее действовавшее налоговое законодательство не предусматривало права на обжалование бездействия должностных лиц налоговых органов. В настоящее время в НК РФ предусмотрено, что любое бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, может служить основанием для подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Так, налогоплательщик может обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган на бездействие должностного лица налогового органа по возврату или зачету излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов , пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. А судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами , не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа (ст. 139 НК РФ). Кодекс устанавливает определенные требования к процедуре подачи жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. НК РФ не предъявляет обязательных требований к содержанию жалобы. Несмотря на это, в жалобе налогоплательщика желательно указать:

  • наименование и адрес вышестоящего налогового органа или должностного лица налогового органа;
  • наименование и адрес лица, подающего жалобу; наименование налогового органа или должностного лица, чьи действия или бездействие обжалует налогоплательщик;
  • номер и дату обжалуемого решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, а также номер и дату акта налоговой проверки, на основании которого вынесено решение;
  • основания, по которым налогоплательщик обжалует действия или бездействие налогового органа или его должностных лиц;
  • основания, по которым налогоплательщик обжалует ненормативные акты налогового органа.

Жалоба, поданная юридическим лицом , должна быть подписана его руководителем или заместителем руководителя либо законным или уполномоченным представителем юридического лица. Если жалоба подается физическим лицом, она подписывается налогоплательщиком самостоятельно либо законными или уполномоченными представителями.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Важно помнить, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений.

  1. Оставить жалобу без удовлетворения.
  2. Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку. При этом решение нижестоящего налогового органа отменяется в полном объеме, так как НК РФ не предусматривает возможности отмены решения в какой-либо части. В случае необходимости отмены решения нижестоящего налогового органа в какой-либо части вышестоящий налоговый орган может воспользоваться пп. 4 п. 2 ст. 140 НК РФ и изменить решение нижестоящего налогового органа путем отмены его в необходимой части.
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении (НК РФ не предусматривает перечня оснований для прекращения производства по делу вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом).
  4. Изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рас- сматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления , судебная защита гражданских прав от незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц служат важной гарантией осуществления и соблюдения прав граждан и юридических лиц.

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты имеют право обжаловать акты налоговых органов в установленном законодательством порядке в суд.

НК РФ различает порядок судебного обжалования актов налоговых органов организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Так, согласно абзацу второму п.2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, т.е. согласно правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Между тем судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.


Известно, что уплата налогов - нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения - это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т.п.).

Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, - это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание - налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение - противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

  1. при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  2. при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Важную роль в финансовой системе любой страны играют; банки. Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам.