На основании экономической классификации расходов составляются. Бюджетная классификация расходов

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; - налоги на совокупный доход; - налоги на имущество; - платежи за пользование природными ресурсами; - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; - прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; - доходы от продажи земли и нематериальных активов; - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; - административные платежи и сборы; - штрафные санкции, возмещение ущерба; - доходы от внешнеэкономической деятельности; - прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

От нерезидентов; - от бюджетов других уровней; - от государственных внебюджетных фондов; - от государственных организаций; - от наднациональных организаций; - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Государственное управление и местное самоуправление; - судебная власть; - международная деятельность; - национальная оборона; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - промышленность, энергетика и строительство; - сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Расходы и доходы бюджета весьма разнообразны по своим источникам, составу, направлению использования и прочим признакам. Для обеспечения их учета и планирования используется определенная система. Далее рассмотрим, что собой представляет бюджетная классификация Российской Федерации.

Характеристика

Особенности, которыми обладает бюджетная классификация РФ, определяются социально-экономической сущностью прибыли и издержек, системой управления и народно-хозяйственной структурой. Регламентация источников прироста и определение целей затрат считаются непеременными условиями эффективности функционирования процесса финансирования.

Бюджетная классификация РФ строится на факторах, способных обеспечить объединение определенных типов поступлений и издержек. Такая группировка позволяет выполнять финансовый контроль в секторе народного хозяйства и следить за соблюдением законодательства.

Терминология

Бюджетная классификация – группировка прибыли и издержек по однородному признаку. Они располагаются и шифруются в соответствии с определенным порядком. Бюджетная классификация основывается на таком комплексе параметров, который отражает социально-экономический, ведомственный и территориальный разрез образования прироста, направления средств, их структуру и состав.

Значение

Бюджетная классификация при умелом ее использовании способствует формированию реальной картины перемещения финансов и активному влиянию на ход социальных и экономических процессов. При сопоставлении отчетных и плановых сведений, анализе и сравнении тех или иных показателей специалисты имеют возможность делать аргументированные выводы и вносить предложения об образовании и применении фондов.

Бюджетная классификация также способствует сосредоточению основных финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития. Группировка и детализация затрат и прибыли существенно облегчают проверку данных, сопоставление смет от однородных учреждений и ведомств, территориального оборота средств за несколько лет.

Применение бюджетной классификации способствует определению динамики прироста и удельного веса тех или иных поступлений и издержек либо уровня разнообразных потребностей. Благодаря общей системе создаются условия для соединения различных смет и прочих сведений о перемещении финансов в своды, облегчается экономический анализ и рассмотрение, значительно упрощается контроль над исполнением предписаний и программ. Кроме того, осуществляется регулирование своевременной и полной аккумуляции средств и их использования в соответствии с целевым назначением. Все это способствует экономному расходованию, выполнению положений финансовой дисциплины.

Целевое назначение системы

При самостоятельности всех элементов финансовой структуры группировка дает базу для формирования общего методологического подхода к формированию и последующему исполнению видов бюджетов, для сравнения параметров в территориальном и отраслевом разрезах. Система, таким образом, нужна органам государственного и местного управления для следующего:

  • Ведения финансового учета.
  • Бюджетного планирования.
  • Составления отчетности.
  • Управления процессом реализации финансовых программ и планов.
  • Осуществления бюджетного контроля.
  • Анализа формирования и исполнения планов.

Порядок применения бюджетной классификации считается обязательным для всех финансовых компонентов единой системы и организаций. Он формируется в соответствии с требованиями, отраженными в определенных нормативных актах.

Виды бюджетной классификации

В ходе развития методов управления рассматриваемая система подвергалась определенным изменениям. До 1991 года в СССР применяли два вида классификации:

  • По прибыли и затратам союзной и республиканских финансовых отчетных систем союзных субъектов.
  • По расходам и поступлениям автономных территорий и местных бюджетов.

Такое разделение было обусловлено особенностями в частях прироста и издержек региональных отчетных систем. Также это объяснялось спецификой порядка кассового исполнения территориальных бюджетов отделениями Госбанка страны. По данным финансовым отчетным системам осуществлялись исключительно текущие счета. Тем не менее наличие общих основ единой системы позволяло свести эти бюджеты в единый.

Структура

Новая бюджетная классификация расходов и поступлений была введена в 1991 году. Она объединила в себе однородные группировки по прибыли и затратам федеральной, региональной и местной систем финансовой отчетности. Новая структура отразила изменения планирования, исполнения и учета расходов и поступлений. Она была построена на принципах использования смешанных типов группировок:

  • Бюджетная классификация расходов бюджета и учет выполнялись по ведомствам в зависимости от их финансовых планов и смет. Распределение затрат в них осуществлялось по направлениям и назначениям. В частности, отчисления предполагались на социальные культурные мероприятия, народное хозяйство, оборону, управление и прочее. Каждое ведомство при этом выступало в качестве распорядителя определенных кредитов.
  • Бюджетная классификация доходов составлялась по принципу предметной группировки. Для поступлений ведомственные различия считаются несущественными в связи с тем, что они не являются распорядителями этих средств. В соответствии с бюджетной классификацией каждое предприятие, министерство, объединение и пр. вносит установленные для него платежи.

В основе системы была заложена определенная схема. В ней присутствовали такие элементы:

  • Раздел. Он отражает направление расхода и тип прибыли.
  • Глава. Здесь определялось ведомство, министерство.
  • Параграф. Он отражал промышленную отрасль, организацию, мероприятие, тип прибыли и издержек.
  • Статья. Для затрат устанавливалось определенное направление средств.

Предпосылки к изменениям

Причины реорганизации, произошедшей в бюджетной практике, связаны с реформами в системе госуправления и устройства, самостоятельностью всех типов систем финансовой отчетности, расширением полномочий органов местного и государственного регулирования в составлении и исполнении своих программ. Немаловажное значение имели изменения в частях прибыли и издержек, расшифровки направлений движения средств.

Для новой классификации предъявлялись определенные требования. Важнейшими из них считаются наглядность, простота, наиболее четкое отражение источников поступлений и направлений затрат. Одной из главных задач новой системы выступало обеспечение сопоставимости структуры и состава параметров расходной и прибыльной частей, а также их истинного содержания. Последнее касается преимущественно показателей финансовых издержек.

Юридическое обеспечение

В соответствии с указанными выше задачами сформулировали соответствующий приказ "О бюджетной классификации". В 1997 году была разработана и введена новая система группировки. Она утверждена соответствующим законом. Согласно его положениям, в состав бюджетной классификации входят такие компоненты:

  • Экономическая группировка затрат государства.
  • Функциональная бюджетная классификация расходов страны.
  • Группировка источников внутренних поступлений на восполнение дефицитов систем финансовой отчетности.
  • Классификация по доходам.
  • Группировка по источникам внешнего финансирования для восполнения дефицита государственных финансов.
  • Распределение по видам внешних и внутренних долгов государства.

К общей системе относятся и ведомственные группировки по расходам местного, субъектного и федерального бюджетов. Следует отметить, что система проходит регулярное обновление. В частности, в 2013 г. было принято постановление №65н. Бюджетная классификация в соответствии с ним должна использоваться по установленному плану. Этот план был разработан на последующий период. В соответствии с ним составлена бюджетная классификация на 2015 год.

Формирование кодов

В соответствии с постановлением №65н бюджетная классификация предусматривает фиксацию всех финансовых показателей. При кодификации используются:

  • Группировка по операциям сектора госуправления.
  • Перечни администраторов поступлений по федеральному и субъектному бюджетам и источников восполнения дефицитов системы финансовой отчетности.

Для фиксации показателей каждому устанавливается конкретное место в коде. Он представляет собой многоразрядный параметр. Как и в предыдущие периоды, бюджетная классификация на 2015 год отражает движение прибыли, издержек и источников поступления для восполнения дефицита финансовой отчетной системы.

Группировка по операциям сектора госуправления

Она имеет достаточно четко выраженную систему. При ее построении используются такие принципы:

  • Влияние на чистую цену активов.
  • Раздельный контроль над операциями между подсекторами.
  • Влияние на отрасли экономики.

Данная классификация состоит из 8 разделов:

  • 100 – поступления.
  • 200 – издержки.
  • 300 – поступления активов нефинансового типа.
  • 400 – выбытия нефинансовых активов.
  • 500 – приход активов финансового типа.
  • 600 – отчисления финансовых активов.
  • 700 – повышение обязательств.
  • 800 – снижение обязательств.

Далее при детализации используется классификация бюджетных статей и их структурных единиц. Группировка по операциям осуществляется в соответствии с влиянием, оказываемым ими на пассивы либо активы сектора госуправления. Введение кодификации считается принципиальным отличием новой системы от действовавшей ранее. За счет нее осуществляется:

  • Классификация не только движения средств, но и обязательств и активов сектора госуправления.
  • Метод начисления при бухгалтерском учете финансовой сферы.

Группировка затрат

Унифицированный код для классификации расходов предусматривает определенные разряды для разделения администраторов средств – основных распорядителей соответствующей части общей финансовой системы. К ним относят ведомственную, функциональную и экономическую группировки. Особый интерес представляет второй разряд.

Функциональная группировка средств

Ее составляют расходы бюджетов на всех уровнях системы. Она отражает направление затрат на исполнение главных государственных функций, решение проблем местного значения. К ним, в частности, относят финансирование реализации нормативных актов, которые приняты органами госвласти, муниципальных правовых положений, утвержденных на местном уровне, а также обеспечение определенных государственных полномочий, которые передаются на другие правительственные ступени.

Первым уровнем классификации являются разделы. В них отражается направление отчислений на исполнение основных государственных функций. Вторым уровнем выступают подразделы. Они конкретизируют направление средств на выполнение государственных функций в рамках разделов.

Данная классификация включает в себя 84 подраздела. Их структура построена в соответствии с принципом подфункций. В разделе "Общегосударственные вопросы" содержится 15 подразделов. Последующая детализация выполняется на уровне видов затрат и целевых направлений.

Третий уровень функциональной группировки затрат

Его составляют целевые статьи. В них отражаются затраты по определенным направлениям деятельности, которую осуществляют субъекты финансового планирования и участники оборотного движения средств в рамках подразделов функциональной группировки. В пределах целевых статей по затратам упорядочивается отчетность по реализации соответствующих программ. С помощью конкретизации направлений движения средств осуществляется функциональное наполнение финансовой деятельности субъектов планирования и участников оборотного процесса. Реализация выполняется с использованием непрограммного способа либо путем формирования определенных программ.

Система учета поступлений

Классификация доходов представляет собой группировку поступлений на всех уровнях финансовой отчетной структуры. Она базируется на соответствующих нормативных актах, в которых определяются источники формирования этой прибыли. Классификация поступлений содержит код администратора начислений в бюджет, подгруппы, группы, подстатьи, статьи, программы, элементы. Также сюда включено распределение по местам экономического разделения поступлений. Структура кодификации прибыли содержит четыре части:

  • Администратор начислений.
  • Тип дохода.
  • Программная группировка.
  • Экономическая классификация начислений.

Администраторы поступлений

В качестве них выступают:

  • Налоговые органы.
  • Юридические лица, уполномоченные правительством, и образованные ими учреждения (муниципальные, государственные).
  • Отделения местного самоуправления.
  • Органы регулирования внебюджетных государственных фондов.

Они контролируют правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты, начисление, взыскание, учет и принятие решений о зачете (возврате) перечисленных по ошибке либо излишне взысканных (выплаченных) средств, штрафов и пеней по ним. Они также выполняют уточнение принадлежности неизвестных доходов.

Администраторы поступлений производят мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование прибыли из соответствующего источника, предоставляют проектировки на следующий финансовый год в уполномоченные органы. Бюджетная классификация налогов составлена в соответствии с полномочиями по установлению отчислений государственными, субъектными и местными (территориальными) органами управления. Так, сбору на имущество организаций, который отчисляется субъектами, присвоен код 02, физическими лицами – 03. От последних средства отправляются в местный бюджет.

Программная группировка поступлений

Кодификация в данном случае выполняется для приведения классификации прибыли к единому виду вместе с разделением издержек. Последующую детализацию группировки поступлений могут осуществлять органы госвласти субъектов, муниципальных образований. При этом в отношении поступлений, не относящихся к налоговым, применяются соответствующие коды программ или подпрограмм на основании нормативного акта или решения муниципалитетов в тех случаях, когда администрирование не возлагается на институты иного уровня.

Экономическая группировка прибыли

Эта классификация используется при учете операций сектора госуправления в соответствии с их хозяйственным содержанием. Группы состоят из категорий, объединяющих все типы поступлений по способам и источникам их получения. Доходы бюджета могут являться следующими:

  • Безвозмездные перечисления. Они представлены в виде поступлений от государственных предприятий, внебюджетных фондов, нерезидентов. К ним также относят финансирования прочих уровней, наднациональных организаций.
  • Налоговые поступления. Они разделены на несколько подгрупп. В частности, к ним относят налоги, отчисляемые из фонда заработной платы, прямые перечисления, прирост капитала. Также в данную категорию входят платежи за использование природными ресурсами, регистрационные и лицензионные сборы. К таким поступлениям относят налоги на услуги, имущество, товары, внешнюю торговлю и внешнеэкономические сделки, прочие типы отчислений и пошлин.
  • Перечисления государственных фондов. К ним, в частности, относят дорожное и экологическое объединения.
  • Неналоговые поступления. В эту категорию входят доходы от имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности (в том числе от его реализации), административные перечисления и сборы, возмещение ущерба, штрафные санкции. К данным отчислениям относят поступления от продажи земельных наделов и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности, капитальных трансфертов от негосударственных источников и так далее.

В качестве администраторов выступают органы госвласти, Центробанк РФ, отделения местного управления и регулирования внебюджетных государственных фондов. Ими также осуществляется контроль над своевременностью, полнотой и правильностью поступлений.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование бюджетной классификации осуществляется гл. 4 БК РФ, которая с 1 января 2008 г. действует в новой редакции. Одной из основных новаций названной главы является установление основных принципов и структуры бюджетной классификации Российской Федерации. В новом правовом регулировании бюджетная классификация Российской Федерации максимально приближена к требованиям международных стандартов.

Федеративное устройство государства в бюджетных отношениях проявляется как исключительная компетенция Российской Федерации по установлению единой бюджетной классификации с возможностью в границах закона ее дальнейшей конкретизации на территориальных уровнях. Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют су-щественные полномочия в сфере детализации бюджетной клас-сификации, а также дальнейшей интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета.

Глава 4 БК РФ создала законодательные основы для развития управленческого принципа построения бюджетной классификации и ее использования в бюджетном процессе. Управленческий принцип позволяет органам власти в рамках единых кодов бюджетной классификации в наибольшей степени адаптировать ее к специфике составления и исполнения своих бюджетов. В ре-зультате этих изменений созданы необходимые условия для рас-ширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления.

В соответствии с БК РФ принципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ. Определение названных принципов структуры кодов и кодов составных частей бюджетной классификации РФ относится к исключительной компетенции Министерства финансов РФ.

В состав бюджетной классификации РФ включаются:

классификация доходов бюджетов;

классификация расходов бюджетов;

классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов состоит из:

кода главного администратора доходов бюджета;

кода вида доходов;

кода подвида доходов;

кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Классификация доходов бюджетов имеет единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы доходов. Таковыми являются налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Конкретизация норм БК РФ в части детализации бюджетной классификации доходов осуществляется путем утверждения:

Министерством финансов РФ - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;

финансовым органом субъекта РФ - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;

финансовым органом муниципального образования - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сек- юра государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов бюджетов состоит из трех составных частей:

кода главного распорядителя бюджетных средств;

кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Бюджет каждого уровня обязательно включает следующие единые разделы и подразделы классификации расходов бюджетов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

БК РФ устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т. д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов включает:

код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. БК РФ установлены единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов. Едиными группами являются источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления включает в себя доходы, расходы, поступления нефинан-совых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств. Названные группы и статьи операций сектора государственного управления едины для бюджетов всех уровней. Дальнейшая детализация данного вида бюджетной классификации осуществляется Министерством финансов РФ. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления также устанавливается Министерством финансов РФ.

Перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджетов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в случаях, установленных БК РФ, - сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета. Таким образом, уже на первых стадиях бюджетного процесса (составления и рассмотрения проектов бюджетов) органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.

Основные положения, касающиеся определения источников формирования бюджетов (доходов) и покрытия возможного дефицита, направлений распределения бюджетов (расходов), определения операций сектора государственного управления, закреплены в БК РФ. Непосредственно БК РФ установлены единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации, а именно:

группа - подгруппа (классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов);

раздел - подраздел (классификации расходов бюджетов); группа - статья (классификации операций публично-правовых образований (или классификации операций сектора госу-дарственного управления)). Министерство финансов РФ имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях.

Еще по теме § 7. Бюджетная классификация Российской Федерации:

  1. РАЗДЕЛ II БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 5 БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации
  3. § 21. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
  4. Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Единство бюджета страны является единственным способом сохранения целостности всей экономики. Бюджетная классификация используется для регулирования и контроля за финансовым состоянием государственных учреждений, объединяя и систематизируя бюджеты всех уровней.

Определение

Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.

Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.

Решение о перечислении принимается с учетом первоочередных потребностей, что позволяет не нарушать принцип обоснованности и приоритетности. Нельзя забывать о рекомендованном предоставлении финансов, контроле за подобными назначениями и ответственностью за нарушение нормативных норм.

Бюджетная классификация РФ регулируется БК РФ. С помощью нее производится:

  • группирование затрат и доходов на всех уровнях системы;
  • учет средств, компенсирующих дефициты бюджетов;
  • присвоение отдельным категориям уникальных кодов;
  • анализ состояния организаций с позиции экономики и статистики;
  • обеспечение адресности финансирования;
  • определение первоочередных целей субсидирования, задач, которые они решают, и происхождение материальных средств, используемых для этого.

Бюджетная классификация состоит из нескольких разделов, соответствующих категории, к которой обращено действие. О них речь пойдет ниже.

Задачи, решаемые классификацией бюджета

Данный экономический инструмент создан для:

  • контроля за доходами и расходами;
  • сведения всей соответствующей информации в одну систему;
  • формирования инструментов для контролирования ситуации на законодательном уровне;
  • обеспечения единения всех уровней системы.

Решение перечисленных задач стабилизирует состояние экономики РФ.

Элементы, составляющие классификацию бюджета

Бюджетная классификация РФ включает в себя доходы, расходы (разделение по функциям и экономическому значению), источники внутреннего и внешнего финансирования, долги, имеющиеся на государственном уровне.

Поступления и затраты в такой системе отражаются четко сгруппированными статьями. Иерархия распределяется следующим образом:

  1. Разделы.
  2. Подразделы.
  3. Целевые статьи.
  4. Конкретные расходы и доходы.

Структура упорядочения доходов

К доходам можно отнести те денежные суммы, что поступают от уплаты налогов, благотворительности, прибыль от бюджетных фондов, созданных для конкретных целей, и прочие.

Ниже приведены коды, по которым классифицируются доходы бюджета

Числа в таблице (от 1 до 20) – разряды, которые в свою очередь группируются следующим образом:

  • разряды 1…3 соответствуют главному администратору доходов;
  • 4…13 – видам доходов;
  • 14…20 – подвидам доходов, причем разряды 18…20 составляют аналитическую группу, которая подразумевает объединение кодов соответственно виду финансовой операции.

Классификация расходов

Виды расходов согласно бюджетной классификации на 2018 год, как и разряды доходов, прописываются в КБК (таблице кодов бюджетной классификации). Они ежегодно редактируются и обновляются в зависимости от изменений, происходящих в экономике государства.

Вот структура кодов для упорядочения данного типа хоз.операций:

Если раньше кода основного мероприятия не было, то теперь он представлен разрядами 11-12. Именно этот код в бюджетной классификации расходов отображает предназначение той или иной операции (если среди перечисленных затратных статей нет требуемой, в документ нужно вносить обозначение, принадлежащее графе «Прочие расходы»). Таким образом, благодаря данному нововведению можно проследить основные направления затрат различных предприятий, исходя из кода.

Статьи расходов бюджетной классификации на 2018 год на сегодняшний день:

  • государственный и местный уровни власти;
  • правовая государственная система;
  • взаимоотношения между РФ и другими странами;
  • оборонные действия национального характера;
  • деятельность, направленная на охрану правовых норм;
  • исследования, посвященные научному прогрессу и космической промышленности;
  • энергетическое производство, строительство и промышленность;
  • сельскохозяйственная отрасль;
  • индустрия, обеспечивающая охрану и наблюдение за окружающей средой;
  • дорожные работы, затраты на связь;
  • рыночная инфраструктура;
  • меры, предпринятые для ЧС;
  • просвещение и здравоохранение населения;
  • культурные мероприятия, СМИ, социум;
  • государственный долг, резервы.

Распределение источников финансирования дефицита

Источники финансирования представляют собой сгруппированные средства, взятые под определенную процентную ставку. Они предназначены для погашения возникшего дефицита в бюджете.

Коды также состоят из 20 разделов. Однако их группирование несколько отличается от классификации доходов и расходов.

Здесь присутствует подразделение на финансирование внутреннего и внешнего дефицита, которое регулируется ст. 23 БК РФ. Подобная группировка кредитных средств способствует более эффективному использованию выделенных ресурсов.

Внутреннее финансирование регулируется следующей иерархией (от меньшего к большему):

  • коды администратора;
  • коды источников;
  • программа;
  • элемент;
  • подстатья;
  • статья;
  • подгруппа;
  • группа.

Данная структура определяет поступление материальных средств от таких источников, как кредиты; реализация займов на государственном уровне; кредитов, которые предоставлены уровнями, находящимися на более высоком уровне; продажа собственного имущества; профицит. Внешнее финансирование превышения расходов над доходами компенсируется международными кредитами, реализацией внешних облигаций, профицита, курсовой разницей.

Задолженности государственного масштаба

Долги на государственном уровне также могут быть внутренними и внешними. Группировка первых отображается посредством возникновения ответственности по причине задолженности. Вторые отличаются только категорией группируемых долгов. Правительство РФ и субъекты Федерации осуществляют подобные операции отдельно друг от друга. В любом случае, все должно происходит по законодательству РФ и никак иначе. В обратном случае подобные действия могут получить статус мошенничества в крупном размере.

Таким образом, понятие и значение бюджетной классификации направлены для увеличения эффективности работы всех уровней иерархии.

Новации 2016 года порядка применения бюджетной классификации: Видео

Важнейшее значение для эффективного осуществления бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Под ней понимается группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация выполняет несколько функций. Во-первых, она обеспечивает единство бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс РФ в качестве одного из проявлений принципа единства бюджетной системы прямо указывает на единство бюджетной классификации (ст. 29 БК РФ). Кодекс определяет базовые, единые для бюджетов бюджетной системы позиции двух первых уровней классификаций (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации. В результате все бюджеты строятся по единой схеме. Благодаря этому обеспечивается сопоставимость бюджетных показателей на всех уровнях бюджетной системы РФ. Иными словами, используя показатели бюджетной классификации, всегда легко сравнить, какое количество средств поступает в различные бюджеты из определенных источников или на какие цели и в каком объеме расходуются бюджетные средства в разных бюджетах.

Во-вторых, бюджетная классификация помогает составлять, утверждать и исполнять бюджеты, а также составлять и утверждать бюджетную отчетность. Дело в том, что она заранее определяет структуру бюджета, указывает, какие в него необходимо включать показатели, как эти показатели соотносятся друг с другом и как детализируются. В результате, регулирование всего бюджетного процесса (всех его производств и стадий) построено с учетом положений бюджетной классификации.

Бюджетная классификация определяется в гл. 4 БК РФ. Более подробно порядок ее применения регулируется актами Минфина России .

Состав бюджетной классификации включает в себя:

  • 1) классификацию доходов бюджетов;
  • 2) классификацию расходов бюджетов;
  • 3) классификацию источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов призвана сгруппировать все доходы, предусмотренные законодательством о государственных и муниципальных доходах, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Код классификации доходов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления. В свою очередь код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, под- статыо и элемент дохода.

Классификация доходов бюджетов отражает подразделение доходов бюджетов на налоговые и неналоговые доходы, выделяет безвозмездные поступления. Именно с учетом этих видов выделяются группы и подгруппы классификации доходов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов является одной из наиболее централизованных. Бюджетный кодекс РФ определяет группы и подгруппы доходов бюджетов. Кроме того, Минфин России утверждает единый для бюджетов бюджетной системы перечень статей и подстатей доходов бюджетов. Едиными являются и основные элементы классификации доходов бюджетов (п. 8 ст. 20 БК РФ).

Код подвида доходов определяется соответствующими финансовыми органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от того, орган какого уровня является администратором соответствующего дохода.

Классификация доходов бюджетов имеет большое значение, как для плательщиков, так и для получателей доходов бюджетов. Именно с учетом кодов классификации доходов бюджетов органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами (п. 1 ст. 40 БК РФ). Соответственно, точное указание кода классификации доходов оказывает влияние на правильность уплаты налогов и других доходов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Классификация расходов бюджетов предназначена для группировки расходов с учетом функций государства и муниципальных образований, с учетом состава расходных обязательств соответствующего бюджета.

Код классификации расходов бюджетов состоит:

  • 1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Классификация расходов бюджетов предоставляет большую свободу для отдельных уровней бюджетной системы по сравнению с классификацией доходов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для всех бюджетов разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются законом (решением) о бюджете соответствующего уровня. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов содержит группировку различных займов, кредитов и иных внутренних и внешних источников финансирования дефицитов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.

Классификация операций сектора государственного управления является общей, универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Данная классификация, по сути, не носит самостоятельного характера. Она лишь предусматривает детализацию классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию.

Данная классификация позволяет объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Бюджетный кодекс РФ определяет единые для всех бюджетов бюджетной системы группы и статьи рассматриваемой классификации.

  • Приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171м «Об утвержденииУказаний о порядке применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».