Финансово-промышленная группа. Финансово-промышленные группы в России (аналитический обзор)

Финансово-промышленные (финансовые) группы - активно растущая форм^ организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в странах современного мира, но и в нашей стране.

Первым российским нормативным актом по данному вопросу стал Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации* от 5 декабря 1993 г.

№ 2096. Целью данного указа была попытка блокирования процесса формирования ФПГ в ходе массовой приватизации, т. е. фактически спонтанно-номенклатурного перераспределения имущества. Формально отвечая интересам номенклатуры и крупнейших отраслевых и финансовых лоббистов, этот указ был ответом на предложенную в августе 1993 г. схему создания в России 100 гигантских ФПГ, охватывающих большинство предприятий промышленности и добывающих отраслей.

В настоящее время деятельность ФПГ регулируется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах* от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ. Согласно закону ФПГ -это «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ, в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест* (ст. 2)46.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Ключевым понятием закона является центральная компания ФПГ, которая может быть инвестиционным институтом (как правило), хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом. Два способа ее учреждения участниками ФПГ обусловливают и две возможные модели ФПГ: 1)

холдинговая модель (центральная компания - дочерние общества), которая наиболее типична для схем, создаваемых коммерческими банками (их дочерними инвестиционными компаниями); 2)

учреждение, центральной компании всеми участниками ФПГ, подписавшими соответствующий договор (система участий).

Важно принять во внимание и Указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промыш- ленных групп* от 1 апреля 1996 г. № 443. Согласно этому документу: 1) предусмотрена передача в доверительное управление центральным компаниям ФПГ федеральных пакетов акций; 2) предоставлено право унитарным предприятиям вносить недвижимое имущество в виде вкладов в уставный капитал центральных компаний ФПГ, сдавать его в аренду и залог. Очевидны политические (предвыборные) мотивы выпуска данного документа.

ФПГ различаются между собой по ряду критериев. С учетом этого можно выделить 6 основных признаков, характеризующих российские ФПГ и положенных в основу их классификаций.

Первая классификация связана с масштабами деятельности ФПГ. В соответствии с этим признаком все ФПГ можно подразделить на 3 группы: 1)

региональные ФПГ (работающие в пределах конкретного субъекта РФ и вносящие, как правило, большой вклад в его экономическое развитие); 2)

межрегиональные ФПГ (осуществляющие свою деятельность в пределах двух регионов субъектов РФ и подчас имеющие общегосударственное значение); 3)

международные ФПГ, деятельность которых выходит за рамки одного государства. Такие ФПГ могут образовываться как на межгосударственном уровне (путем подписания межправительственного соглашения), так и без прямого участия государственных структур и организаций. В настоящее время наиболее известными межгосударственными ФПГ являются «Нижегородские автомобили» (1995 г.) и «Точность* (1996 г.).

В основе второй классификации лежит принцип организационной формы ФПГ. По этому признаку выделяются два вида ФПГ: 1)

ФПГ, основанные и действующие в виде холдинга", 2)

ФПГ, действующие на основе системы участия (объединение капиталов). Третья классификация подразумевает деление всех российских ФПГ по типу внутренней организации. Здесь можно выделить 3 типа: 1)

вертикально-интегрированные ФПГ (соединяющие предприятия, обслуживающие единый производственный цикл). Таких ФПГ в РФ 45%, но удельный вес их оборота в общем обороте отечественных ФПГ составляет только 20%; 2)

горизонтально-интегрированные ФПГ (объединяющие предприятия конкретной отрасли); 3)

диверсифицированные, или конгломератные, ФПГ (концентрирующие в своем составе предприятия и организации, относящиеся к самым различным отраслям и комплексам и не связанные между собой технологическими ориентациями). Например, ФПГ «Объединенная про*мышленно-строительная компания» специализируется в области стройиндустрии, в выпуске кожгалантерейных изделий, рыбопродуктов и транспортных перевозках.

Четвертая классификация ранжирует ФПГ в зависимости от их размеров: 1)

мелкие ФПГ (оборот промышленных предприятий до 3 млн руб., банков - до 15 млн руб.); 2)

средние ФПГ (3-30 млн руб. и 15-45 млн руб. соответственно); 3)

крупные ФПГ (свыше 30 млн руб. и свыше 45 млн руб.)47.

Значительный интерес представляет предлагаемая научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного университета Р. В. Приходько классификация ФПГ (пятая классификация).

Пятая классификация связана с интенсивностью использования инновационного потенциала в рамках ФПГ. По этому критерию все ФПГ можно подразделить на 3 вида: 1)

^инновационные* ФПГ, занимающиеся разработкой принципиально новой техники, созданием кардинально новых технологий, имеющих высокую значимость (например, ФПГ «Уральские заводы»). Такие ФПГ сосредоточены в основном в топливно-энергетическом, оборонно-промышленном комплексе и электроэнергетике; 2)

ФПГ, занимающиеся доработкой и совершенствованием уже существующих технологий, в том числе и тех, которые долгое время не были задействованы в производстве. Подобные ФПГ концентрируются в отраслях машиностроения и транспорта; 3)

ФПГ, в которых инновационный потенциал в виде исследовательских организаций, НИИ, КБ, если и присутствует, то используется крайне мало, либо отсутствует. Это в основном не получившие еще полного развития ФПГ в сфере строительства, пищевой промышленности и в некоторых других отраслях. Наконец, в соответствии с шестой классификацией российские ФПГ можно охарактеризовать с позиции их официальной регистрации. На основе этого критерия выделяются: 1)

официально зарегистрированные ФПГ (например, «Нижегородские автомобили*, «Интеррос*, «Точность* и др.), которые в большинстве своем не являются локомотивом отечественной промышленности из-за нерациональности внутренней организации и спекулятивных интересов участвующих банков, мало заинтересованных в развитии реального сектора; 2)

незарегистрированные ФПГ («Газпром*, «ЛУКОЙЛ*, РАО «ЕЭС*), функционирующие в ТЭК и занятые налаживанием производственных и технологических внутренних связей и совершенствованием организации производства. Позиции незарегистрированных ФПГ гораздо мощнее, чем у зарегистрированных групп48.

По данным Государственного реестра ФПГ, к 1 января 1997 г. статус ФПГ получили 46 групп. В их состав входит около 700 предприятий и 90 кредитно-финансовых учреждений, в том числе 50 банков. Общая численность занятых составила 3 млн человек, совокупный годовой (за 1996 г.) оборот продукции - около 90 трлн руб. В свою очередь к сентябрю 1999 г. количество официально зарегистрированных ФПГ (прошедших госрегистрацию и внесенных в Государственный реестр ФПГ РФ) достигло 87. Примерно 6°о зарегистрированных ФПГ являются транснациональными, 25°о - межгосударственными, 60% - региональными. В составе этих ФПГ функционировало около 2 тыс. юридических лиц различных форм собственности, орга- низационно-правовых форм, из них более 60% приходилось на промышленно-производственные предприятия, около 9°о - на кредитно-финансовые организации49.

Известный российский исследователь финансового капитала, фи- нансово-промышленных групп и финансовой олигархии В. Сафрон- чук опубликовал в 1990-х годах ряд публикаций, посвященных этим проблемам. Они представляют несомненный интерес в техническом и методологическом плане. Так, по его мнению, типичная российская финансово-промышленная группа имеет следующие признаки: 1)

во главе группы обычно стоят банк и держательская компания (холдинг); 2) в группу входят несколько промышленных компаний либо одной, либо нескольких отраслей, а также торговые и сервисные предприятия; 3) предприятия, входящие в группу, организованы в форме акционерных компаний закрытого или открытого типа (в последнем случае их акции могут котироваться на российских и иностранных фондовых биржах); 4) финансовая группа, как правило, связана

ЛИЧНОЙ унией с правительством, т. е. имеет своих представителей в правительстве или имеет в составе своего руководства бывших высоких правительственных чиновников; 5) финансовые группы борются между собой за контроль над наиболее лакомыми кусочками бывшего общественного пирога и в то же время связаны переплетающейся сетью взаимных финансовых участий; 6) группа контролирует то или иное СМИ (газету, журнал, телевизионный канал).

В 1996-1997 гг. В. Сафрончук провел исследование основных олигархических.финансовых групп РФ, сложившихся к тому времени и контролировавших, по разным оценкам, от 50 до 60% экономики России и значительную часть российских СМИ: ЛогоВАЗ (Б. Березовский), ОНЭКСИМбанк (В. Потанин), «МЕНАТЕП* (М. Ходорковский), группа «Мост-банк* (В. Гусинский), группа «Альфа* (П. Авен и М. Фридман), группа банка «Столичный* (А. Смоленский), «ЛУКОЙЛ* (В. Алекперов), «Газпром* (Р. Вяхирев), алюминиевая группа братьев Черных «Транс-уорлд*. За 1996-1997 гг. контроль олигархических групп над российской экономикой значительно расширился и усилился. Изменилось также соотношение сил между ними. Произошедшие за 1996-1997 гг. изменения можно свести к следующим моментам. 1.

Финансовые олигархические группы к тому периоду времени практически полностью завершили захват и раздел нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В конце 1995 г. путем залоговых аукционов они захватили контроль над крупнейшими нефтяными холдингами - «ЛУКОЙЛ*, «ЮКОС*, «СИДАНКО*, «Сибнефть*, занимавшими соответственно 1-е, 2-е, 3-е и 4-е места по добыче нефти и контролировавшими больше половины добычи и переработки нефти. В 1996-1997 гг. они усилили свой контроль над этими холдингами. 2.

В 1996-1997 гг. началась распродажа олигархии и иностранному капиталу крупных предприятий общероссийского характера, имеющих стратегическое значение. Придя в правительство весной 1997 г., A.

Чубайс и Б. Немцов под предлогом борьбы с «естественными монополиями* пытались раздробить и распродать РАО «Газпром* и РАО «ЕЭС*, но натолкнулись на сопротивление тандема В. Черномырдин - Р. Вяхирев и вынуждены были временно отступить. Однако им удалось начать распродажу общероссийской компании связи - холдинга «Связьинвест*. В конце июля 1997 г. 25°о акций холдинга были проданы консорциуму, возглавляемому ОНЭКСИМбанком B.

Потанина. Но 3/4 капитала консорциума было предоставлено иностранными банками (например, Дойче банком) и американским финансистом Джорджем Соросом. После этого возросла опасность перехода под иностранный контроль стратегически важного объекта. 3.

Усилилось сращивание российской финансовой олигархии с транснациональными корпорациями Запада, что придало российской олигархии более зависимый и второстепенный характер. Это особенно заметно в той же нефтегазовой промышленности. Ярким примером являются соглашения, заключенные в ноябре 1997 г.: а) при посредничестве А. Чубайса - потанинским «СИДАНКО* и английской «Бритиш петролеум*; б) «Газпромом* и «ЛУКОЙЛом* с анг- ло-голландским нефтегазовым концерном «Шелл». 4.

В 1996-1997 гг. усилилось сращивание финансовой олигархии с государственным аппаратом РФ путем участившихся «перелетов* ее представителей в правительство РФ и обратно в отечественный бизнес. В. Потанин, Б. Березовский, С. Шафранник и др., «отбыв свой срок* в правительственных структурах, вернулись в российский бизнес, и им на смену пришли другие олигархи или их представители. 5.

К указанному времени расширился и укрепился контроль финансовой олигархии над средствами массовой информации, как электронными, так и печатными. К 1997 г. 49% акций ОРТ находилось в собственности «ЛогоВАЗа*, «Газпрома* и консорциума -«СБС-Агро», Альфа-банка, банка «МЕНАТЕП* и «Объединенного банка»; НТВ на 70% принадлежало группе В. Гусинского «Мост-Медиа*, остальные 30% -в собственности РАО «Газпром»; «шестой канал» находился под контролем «ЛУКОЙЛа», «ЛогоВАЗа» (т. е. Б. Березовского, у которого было 37% акций канала; остальные - в собственности правительства Москвы и некоторых частных лиц). Государственными номинально считались лишь ВГТРК (его также называли каналом А. Чубайса), канал «Культура» и «ТВ-Центр» (последний - номинально находился в руках правительства Москвы). Газета «Известия» к 1996-1997 гт. перешла в собственность «ЛУКОЙЛа», а «Комсомольская правда» попала под контроль ОНЭКСИМбанка. 6.

Усилились криминальный характер российского капитализма, подкуп, другие формы коррупции государственных чиновников самого высокого ранга. Скандал с фантастическими гонорарами А. Чубайса и К0 - лишь один из многих примеров этого процесса. На прошедших в октябре 1997 г. специальных слушаниях в американском конгрессе было отмечено, что правящий режим в России является криминальным. Вашингтонский Центр стратегических и международных исследований в опубликованном в октябре 1997 г. докладе назвал правительство России «криминальным синдикатом». В докладе утверждалось, что около 2/з российской экономики охвачено рэкетом, предприятия и банки платят рэкетирам от 10 до 30% своей прибыли50.

Правда, за 1998-2002 гг. существенно изменилось соотношение сил между ведущими российскими ФПГ.

На это соотношение сил оказали влияние 4 взаимосвязанные причины:

во-первых, последствия российского финансового кризиса 1998 г., который усилил конкурентные позиции одних ФПГ и уменьшил потенциал других;

во-вторых, финансовые трудности, вынужденная или принудительная реструктуризация и банкротства некоторых ведущих пред приятий и банков, входящих в состав ФПГ. В качестве примеров банкротств и принудительных реструктуризаций можно привести «СБС-Агро», Инкомбанк, ОНЭКСИМбанк;

в-третьих, смена команд менеджеров и владельцев некоторых ФПГ (например, вместо В. Черномырдина и Р. Вяхирева пришла новая команда топ-менеджеров АО «Газпром» во главе с А. Миллером и А. Медведевым);

в-четвертых, приход к руководству страной нового президента РФ, в результате чего государственное регулирование крупного капитала стало более эффективным и ориентированным на отражение интересов российского государства.

Также российское государство во взаимоотношениях с отечественными ФПГ стало более гибко использовать как экономические, так и адмийистративные инструменты. В конечном счете с 2000 г. многие отечественные ФПГ стали равноудаленными от президентской власти, а некоторые ФПГ активно проводят добровольную или недружественную активизационно-деинвестиционную политику. Например, ФПГ вокруг АО «Мост-банк» вынуждено было продать активы НТВ. Примерно такая же ситуация сложилась в отношении финансовой империи Б. Березовского (например, значительный пакет акций телевизионного «шестого канала») и других финансовых олигархий.

Интерес к изучению работ российских оппозиционных исследователей объясняется тем, что они одни из немногих определяют причины низкой социально-экономической эффективности функционирования отечественных ФПГ для российской экономики и общества в целом. Главный вывод, который делают оппозиционные исследователи: это, как правило, несоответствие экономических интересов отечественных ФПГ социально-экономическим целям и задачам российского общества, а иногда и противоречие этих интересов. Бесспорно, со всеми их выводами нельзя согласиться (например, объективные процессы транснационализации отечественных ФПГ; критические замечания оппозиционных исследователей в отношении «системы участий» и долговременных финансовых связей).

Достаточно критически по поводу деятельности российских ФПГ высказываются специалисты TACIS (например, по их оценкам, без АО «Сбербанк РФ» крупнейшие российские коммерческие банки в сумме имеют активов на сумму около 5 млрд долл., в то время как средний европейский банк имеет около 20 млрд долл., а крупные банки - в сотни раз больше)51 и независимые исследователи (например, по их мнению, юридическая и экономическая самостоятельность российских ФПГ очень ограничена; нет согласованности отечественного законодательства о ФПГ с другими законодательными актами; участники ФПГ не имеют права вносить в качестве вклада в уставный капитал центральной компании недвижимое имущество и сдавать его в аренду и залог центральной компании)52. Что касается исследований TACIS, то они направлены на анализ, российских ФПГ с позиции выработки инструментов для противостояния их внешнеэкономической экспансии.

Некоторые фипансово-промышленные группы России (общие данные)

Определенную актуальность представляет общая характеристика 5 ФПГ России (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2 Финансово-

промышленная

группа Коли-

«тиЙ Коли

чсл. Финансово-

кредитные

учреждения Направления деятельности по отраслям «Уральские заводы» (Ижевск) 19 46 000 2 банка, страховая компания, инвестиционный фонд Телекоммуникации, медицинское оборудование, стройматериалы, оборудование для сельского хозяйства, оборудование для топливно-энергетического комплекса «Русхим» (Москва) 20 86 000 Банк, страховая компания Химическая продукция, аграрный сектор, пищевая и легкая промышленность, машиноспюение «Приморье»

(Владивосток) 20 19 700 2 банка, страховая компания Строительство, стройматериалы, добыча руды, мелиорация. Переработка древесины. аграрный сектсга «Нижегородские автомобили» (Нижний Новгород) 30 241 200 4 банка, 3

страховые

компании Производство грузовых и легковых автомобилей, ди зельных и бензиновых двигателей, прицепов, транспортеров, резинотехнических изделий, изделий из стекла «Интеррос»

(Москва) 23 306000 2 банка, Пенсионный фонд Производство химических удобрений, алюминий, медь, никель, продовольственные товары, экспортные операции Составлена по данным: Государственный реестр финансово-промышленных групп (по состоянию иа 1 сентября 1999 г.); Воитенко А. Состояние и перспективы официальных ФПГ в России // Российский экономический журнал. 2000. ЛЬ 1. С. 22.

Как видно из табл. 4.2, в 1999 г. в 5 российских ФПГ входило 112 предприятий, 11 банков и 8 других финансовых институтов. На них было занято почти 700 тыс. человек.

Региональные ФПГ за один 1997 г. на 25% повысили производительность труда, на 55% - объем продаж, почти вдвое - экспорт. Пермская ФПГ «Единство» должна была реализовать в 1998-2001 гт. инвестиционную программу стоимостью 165 млн долл. ФПГ «Магнитогорская сталь» (16 предприятий, 260 тыс. работников, годовой объем продаж около 600 млн долл. при стоимости основных активов свыше 800 млн долл.) сумела ввести в строй комплекс по выпуску 7 млн т стального листа в год. ФПГ «Нижегородские автомобили» в 1997 г. добилась наивысшего в отрасли прироста продаж, а «Интер- химпром», .объединив весь цикл от поставок сырья до реализации готовой проЛукцуи, увеличил производство удобрений до 9,6 млн т (80% идет на экспорт)53.

Негативные последствия резкого ослабления кооперационных связей между предприятиями бывших союзных республик определяют повышенное внимание к созданию в СНГ транснациональных финансово-промышленных групп ТФПГ как к способу восстановления и обновления таких связей. К этому подводит и зарубежный опыт экономического сотрудничества. Среди внесенных в госреестр российских ФПГ транснациональный характер имеют «Интеррос», «Славянская бумага», «Точность», «Нижегородские автомобили», «ТаНаКо», «Сибагромаш», «Оптроника» и «Авангард». В зависимости от типа организационного строения ТФПГ в большинстве случаев вертикально-интегрированные. Это объясняется тем, что, как правило, они построены на основе экономических цепочек, существующих еще с советских времен.

В целом в странах СНГ действует свыше 90 ФПГ, в которые входят более 2 тыс. промышленных предприятий и НТО, более 100 банков, банковских холдингов и других финансово-кредитных институтов. Их суммарный объем продаж, по оценкам экспертов, превышает 25 млрд долл. В 15 крупнейших ФПГ России уже в 1997 г. объем реализации вырос в 1,4, экспорт - в 1,3, а инвестиции - в 2,5 раза54.

Несмотря иа прилагаемые усилия по развитию в СНГ интеграции, результаты еще скромные. Основные проблемы становления и функционирования ТФПГ можно разделить на следующие три группы: законодательного, организационно-структурного и общеэкономического характера. Проблемами законодательного характера являются расхождения стран Содружества в нормативных требованиях к группам, неадекватность их юридической базы, т. е. неразработанность нормативно-правовой базы стран СНГ. Отсутствует также со гласованное решение о применении единых принципов исчисления и взимания НДС, несовершенны организационные механизмы двустороннего сотрудничества (нерешенность вопросов налогообложения, распределения прибыли между участниками ФПГ, неурегулированность прав собственности и т. д.). Кроме того, на формировании ТФПГ сказываются и проблемы общеэкономического характера, связанные с конкурентоспособностью промышленных товаров предприятий государств СНГ и инвестиционным дефицитом в данных странах и непосредственно влияющие на финансовое положение участников групп. К проблемам этого характера относятся также неплатежи между участниками межгосударственной кооперации, различные концепции и темпы реформирования экономики стран СНГ, сокращение платежеспособного спроса в странах Содружества. Проблемы организационно-структурного характера в первую очередь вызваны слабой организацией управленческих структур, нехваткой квалифицированных кадров и т.д., что проявляется в отсутствии механизмов, навыков и опыта планирования деятельности ФПГ. Вялотекущий процесс создания общеэкономического пространства СНГ - не только причина, но и следствие проблемы транснационализации ФПГ стран Содружества. Таким образом, транснациональные ФПГ являются на данный момент переходной формой организации межгрупповой деятельности, соответствующей переходному этапу становления рыночной экономики.

В заключение можно выделить основные принципы формирования ФГ (ФПГ) как организационно-правовой основы экономической интеграции в странах современного мира, в том числе в России. Данные принципы были сформулированы Е. С. Строевым, Д. С. Бляхма- ном и М. И. Кротовым в их монографии «Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия* (1998 г.)55. 1.

Особое внимание следует обратить на поддержку ФПГ не только в сырьевых, но и в наукоемких отраслях - авиационной, автомобильной, судостроительной, электронной, электротехнической, в машиностроении. Именно благодаря ТНК и ФГ сравнительно небольшая Южная Корея (Республика Корея) производит автомобилей больше, чем СНГ, в 2,5 раза (2,6 и 1,1 млн), телевизоров - в 15 раз (30 и 2 млн). 2.

Антимонопольная политика не должна препятствовать созданию вертикально-интегрированных ФПГ с полным циклом -от добычи или выращивания сырья до реализации конечной продукции (нефтепродуктов, одежды, обуви и т. д.), поскольку лишь в этом случае обеспечивается самофинансирование воспроизводственного комплекса и реальная экономия на трансакционных издержках, налогах и пошлинах. 3.

Международные ФПГ наиболее эффективны, если создаются на базе добровольной кооперации фирм, образования консорциумов, соглашений о стабилизации цен на взаимные поставки, тарифов, экспортных картелей, координирующих сбыт товаров в третьих странах. Государство и тем более межгосударственные органы призваны не декретировать, а содействовать этому процессу путем передачи акций в доверительное управление, предоставления бюджетных кредитов (не более 20-25% общей суммы инвестиций) и гарантий, научи о-технической и коммерческой информации, технологий двойного назначения. 4.

Партнеры в странах СНГ должны быть уверены в равной выгодности ФПГ для всех ее участников. Поэтому целесообразно (после соглашения о соблюдении коммерческой тайны) представлять данные об издержках и экономических результатах реализации взаи- мопоставляемыэ? товаров, согласовывать цены, порядок распределения дополнительной прибыли, формирования общих фондов ФПГ и финансирования совместных проектов. 5.

На первом этапе по желанию участников управление ФПГ может осуществляться на основе перекрестного владения акциями, и лишь затем по общему согласию создается управляющая компания или холдинговый центр в одной из стран.

В целом Россия в настоящее время обеспечивает наиболее заметный вклад в становление межгосударственных ФПГ (МФПГ) и ТФПГ. По состоянию на конец 2000 г. в России получило официальную регистрацию 12 межгосударственных и транснациональных ФПГ с участием предприятий других государств - участников СНГ. Объединяя более 300 хозяйствующих субъектов различных форм собственности, эти ФПГ действуют в таких сферах, как автомобилестроение, агропромышленный и оборонно-промышленный комплексы, электронное машиностроение, химическая промышленность, металлургия56.

В свою очередь, особое значение имеет создание ТНК по совместной разработке, производству и экспорту наукоемкой сложной техники - самолетов, авиационных двигателей, судов, турбин, химических волокон и оборудования для их выпуска, ракетно-космической техники. Речь идет о воссоздании научно-производственных комплексов и объединений (НПК и НПО), торгово-промышленных, агропромышленных, проектно-строительных объединений, которые на основе кооперации стран СНГ способны выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию57. Необходимо отметить, что в 1990-х годах было подписано несколько соглашений России с государствами СНГ о научно-производственной кооперации: с Украиной, Узбекистаном и Белоруссией. Причем наиболее перспективно создание ТНК и ФПГ, действующих как самостоятельные юридические лица.

Наиболее важными чертами (особенностями) создания эффективных ФПГ в условиях СНГ являются: 1)

тщательная отработка кооперационных связей в рамках созданных по инициативе снизу СП и долгосрочных контрактов. Причем межправительственные соглашения должны завершать создание ФПГ, а не начинать его; 2)

наличие единого технологического комплекса; 3)

минимизация кредитных рисков, продуманная организация разработки (с учетом национального и зарубежного опыта) и научно выверенная экспертиза инвестиционных проектов, привлечение надежных внешних инвесторов, диверсификация портфеля ценных бумаг с учетом рыночной конъюнктуры, постоянный контроль за целевым использованием ссуд; 4)

многообразие структур ФПГ. Целесообразно включение в ФПГ торговых домов и экспортных структур при тесном взаимодействии с местными органами власти.

Контрольные вопросы и задания 1.

Назовите основные формы международных фирм. 2.

Дайте историческую характеристику поколений ТНК. 3.

Каковы особенности формирования ТНК в России? 4.

Приведите три наиболее популярные теории транснационализации мировой экономики. 5.

Приведите фактологические данные о масштабах деятельности ТНК в мире и в отдельных странах. 6.

Раскройте понятие «трансфертная цена». 7.

В чем состоит принципиальное отличие понятий «ТНК», «финвнсоввя группа» и «финансово-промышленная группе»? 8.

Назовите основные этвпы эволюции финансовых групп за рубежом. 9.

Дайте классификацию финансовых групп и финансово-промышленных групп. 10.

Сделайте сравнительный анализ финансовых групп в США, ФРГ, Японии с российскими финансово-промышленными группами. 11.

Охарактеризуйте современные процессы транснационализации финансовых групп в России и за рубежом. 12.

Какую роль в международных экономических отношениях играют финансово-промышленные группы?

И (система участия) на основе договора. Финансово-промышленные группы создаются в целях технологической или для реализации и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В индустриально развитых странах финансово-промышленные группы стали организовываться на рубеже XIX и XX вв. в результате процессов сращивания производственного (промышленного, транспортного, торгового) и банковского капитала. Для большинства стран становление и развитие финансово-промышленных групп осуществлялось эволюционным путем и привело к превращению финансово-промышленных групп в ведущее звено мировой экономической системы. В бывшем СССР при высоком уровне концентрации промышленности банковская система страны, отличавшаяся централизованным построением, не создавала условий для интеграции промышленного и банковского капитала, характерной для развитой рыночной экономики. С началом рыночных реформ на постсоветском пространстве возник вопрос о необходимости организации форсированного процесса формирования финансово-промышленных групп.

Исторические прецеденты в разрешении подобных проблем были: после 2-й мировой войны финансово-промышленные группы в сжатые сроки создавались в Японии и Южной Корее, причем для их становления в этих странах имели большое значение государственная поддержка и участие.

Основные принципы создания финансово-промышленных групп:

  • индивидуальный характер проекта формирования каждой финансово-промышленной группы на основе единой нормативно-правовой базы;
  • многообразие путей формирования (включая добровольность вхождения участников в состав финансово-промышленной группы, разнообразие форм консолидации пакетов акций и возможность формирования финансово-промышленных групп из числа казенных предприятий);
  • использование различных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования;
  • первоочередное создание финансово-промышленной группы на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
  • целесообразное образование ряда (как правило, не менее трех) финансово-промышленных групп на одном отраслевом (или региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции;
  • государственное содействие и поддержка создания и функционирования финансово-промышленных групп, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики (формы государственной поддержки финансово-промышленных групп с учетом, как общей экономической ситуации, так и специфики деятельности конкретной финансово-промышленной группы определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между финансово-промышленной группой и государственным органом исполнительной власти);
  • использование при формировании финансово-промышленных групп как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству (применение внерыночных способов допускается с целью сохранения государственного контроля за соответствующими производствами);
  • возможность создания межгосударственных финансово-промышленных групп с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
  • создание на основе финансово-промышленных групп новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих и снижение нагрузки на ;
  • социально-экономическая обоснованность проектов создания финансово-промышленных групп, подтверждаемая экспертизой.

Состав участников и организационно-правовые формы финансово-промышленных групп могут быть разнообразными с учетом этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, их роли в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников финансово-промышленных групп вокруг: промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.

Финансово-промышленные группы могут различаться:

  • по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, );
  • по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
  • по масштабам деятельности (международные, государственные, региональные);
  • по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).

Формирование финансово-промышленных групп в добровольном порядке может производиться в форме учреждения участниками финансово-промышленных групп открытого типа, на которое по договору между участниками возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять и один из участников финансово-промышленных групп, получающий контроль над остальными участниками.

При объединении юридических лиц в финансово-промышленные группы ее участники делегируют на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению интересов участников интересам объединения.

Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.

Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности — резиденты и нерезиденты, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания. Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы. В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.

Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Дочерние предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех

Видимая автономия и структура

Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.

Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.


  • Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
  • Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний

Финансово-промышленные группы в России

В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные объединения континентальной Европы и Юго-восточной Азии.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2008

    Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой деятельности финансово-промышленных групп и характеристика особенностей финансов агропромышленных групп.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Виды финансово-промышленных групп. Ограничения на участие в составе финансово-промышленной группы. Полномочия органов управления финансово-промышленной группы. Понятия "холдинг" и "холдинговая компания". Профильные и непрофильные активы крупных холдингов.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Теоретические основы функционирования финансового капитала. Финансово-промышленные группы: понятие, виды, преимущества. Зарубежный опыт функционирования финансового капитала. Положительное влияние ФПГ на экономику, специфика функционирования в Украине.

    реферат , добавлен 19.09.2011

    Финансово-промышленная группа как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности. Современные тенденции создания ФПГ за рубежом. Опыт функционирования отечественных ФПГ, принцип их классификации и экономико-правовое регулирование.

    реферат , добавлен 21.04.2009

    Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия. Финансовая устойчивость компании. Мероприятия для повышения уровня финансово–хозяйственной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2011

    Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2003

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн - объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Задачи :

    активизация преобразований в экономике;

    улучшение инвестиционной ситуации;

    развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

Государство законодательно определяет общие нормы и правила хозяйствования, обеспечивает правовую основу выполнения хозяйственного законодательства, поддерживает эффективную конкуренцию, устанавливая меры против монополизации рынка, оказывает поддержку национальным производителям.

Основной целью создания финансово-промышленных групп является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.

Недостатками действующих ФПГ как формы интеграции предприятий служит характерное для России доминирование инсайдерского контроля на предприятиях, слабая структура собственности и корпоративного управления, незначительная роль централизованного принятия решений, и как следствие – относительная слабость процессов интеграции.

Возможны три пути объединения предприятий:

1. На добровольной основе- с юридическим оформлением или без оформления учредительных документов;

2. Путем консолидации одним участником группы (это может быть как предприятие, так и банк) приобретаемых им пакетов акций других участников.

3. Административным путем – создание объединений по решению Правительства РФ, региональных властей, либо на основе межправительственных соглашений.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений.

Эти ФПГ обладают двумя особенностями:

Создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах,

Перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%.

Также следует выделить официальные и неформальные ФПГ. Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными.

Крупнейшими ФПГ в России являются : Альфа-Групп, Базовый элемент, Скоростной флот, Интеррос, Росстрой, Нафта-Москва, Ренова, Северсталь-групп, Система (группа), Газпром.

За рубежом - крупнейшая компания по выпуску катализаторов «Грейс» (США), « Коноко-Филлипс», Аравийская компания « Арамко» (компания по добыче нефти), нефтехимический комплекс « САБИК».

Финансово-промышленные группы Японии

Финансово-промышленные группы Японии не имеют юридически оформленной организации и единого официального органа контроля (что выводит их из сферы действия антимонопольного законодательства). Координация деятельности группы осуществляется на основе совещаний президентов входящих в них корпораций и банков. На этих совещаниях принимаются решения о политике группы в области цен, инвестиций и развития производства, взаимоотношений с другими группами и корпорациями, государственными органами и политическими партиями. Важная интегрирующая роль в финансово-промышленных группах принадлежит универсальным торговым компаниям. К их прежним функциям - поставщиков сырья и организаторов сбыта продукции компаний группы, в т. ч. и за рубежом, - в последнее время прибавился и ряд новых, прежде всего предоставление всевозможной информации и услуг маркетинга. В Японии существует 6 основных финансово-промышленных групп. Три основные финансово-промышленные группы - "Мицубиси", "Мицуи" и "Сумитомо". В центре каждой из них стоит мощный коммерческий банк. Группа "Мицубиси" имеет в своем составе корпорации практически всех отраслей, но особо прочные позиции занимает в производстве оборудования и строительстве атомно-энергетических объектов, в аэрокосмической промышленности, производстве военной техники, оборудования для добывающей промышленности, электромашиностроении. Для них также характерны более низкая степень взаимного держания акций и меньшая доля внутригруппового оборота в общем объеме операций входящих в эти группы компаний. В отраслевом составе последних относительно высока доля фирм, действующих в высокотехнологичных наукоемких производствах.

Финансово-промышленные объединения континентальной Европы

Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: "Дойче Банк" (Deutsche Bank AG), "Дрезднер Банк" (Dresdner Bank AG) и "Коммерц Банк" (Сommerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны.

Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько (от 3-5 до 10) банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства.

Коммерческие банки, являющиеся бесспорным центром группы, представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг.

Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий. Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen - сталелитейную.

В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. В среднем, головные холдинги группы владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.

Кроме трех крупнейших ФПГ Германии, во главе которых находятся ведущие банки страны, существуют и такие ФПГ, где банковский капитал имеет несколько равных по силе и значению представителей, а цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн).

Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, "Эльф-Акитен" (ELF Aquitane), "Компани франсэз де петроль" (нефтехимическая промышленность); "Компани женераль электрисите" (электроника и электротехника) и т.д.).

Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании ("Кора", "Интермарше", "Ошан") стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков ("Банк аккорд", "Банк шабриер"), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.

Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.

В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.

Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений.

Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.

Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это "Рено" (Национальное управление заводов "Рено").

Финансово-промышленные группы в российской экономике

К 2006 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.

Отрицательная сторона деятельности крупных финансово-промышленных групп в переходной экономике заключается в том, что они могут блокировать деятельность входящих в них предприятий по определенных направлениям. Вследствие этого данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.

С деятельностью ФПГ связан также блокирующий эффект иного рода. История развития универсальных банков в Германии, Японии и Корее показывает, что после установления связей между финансовыми и промышленными компаниями экономика может оказаться в жестких границах подобной системы, в результате чего становится невозможным развитие финансовых рынков по англо-саксонской модели. Все кредитные ресурсы в экономике распределяются между этими группами, в то время как не входящие в них малые фирмы сталкиваются с жесткими финансовыми ограничениями.

Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными (двумя важными исключениями являются группа “Роспром”, возглавляемая банком “Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно формировались на основании хозяйственных связей, существовавших в социалистической экономике. Их учредителями, как правило, выступали бывшие советские промышленные министерства или крупные промышленные компании. В обоих случаях компании, входящие в ФПГ, могут интегрироваться по вертикальному или горизонтальному принципу.

Неформальные ФПГ формировались вокруг крупных банков и постепенно все в большей степени диверсифицировали свою деятельность. Изначально они концентрировали свои усилия в определенных отраслях (к примеру, Инкомбанк уделял основное внимание пищевой промышленности, Альфа-Банк - строительству и пищевой промышленности). Однако на втором этапе приватизации (в ходе проведения так называемых залоговых аукционов) банки заключали выгодные сделки вне зависимости от того, контролировали ли они ранее предприятия в соответствующих отраслях (в частности, все крупные финансово-промышленные группы приобрели нефтяные компании).

Официально зарегистрированные и неформальные ФПГ различаются по степени интеграции. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.

Однако можно отметить четко выраженную эволюцию отношений между компаниями, которые являются членами официально зарегистрированных групп, в сторону перекрестного участия в собственности. Данный факт подтверждает идею о том, что официально зарегистрированные ФПГ представляют собой промежуточную стадию формирования структуры собственности в российской экономике.

Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний - членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний - членов ФПГ.

На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:

Банковские группы (где центральная роль в осуществлении интеграции принадлежит крупнейшим российским банкам);

Промышленные группы, или структуры холдингового типа;

Группы, координируемые региональными администрациями.