Бюджетными инвестициями называются. Бюджетные инвестиции: новации законодательства и практика. Основные направления деятельности

Если вы являетесь новичком на финансовом рынке, то вам следует знать, что такое бюджетные инвестиции. Под термином «бюджетные инвестиции» принято подразумевать объем денежных средств, которые выделяются из госбюджета и применяются для увеличения стоимости активов, находящихся в госсобственности.

Этот типа инвестиций может осуществляться как за счет федерального бюджета, так за счет местного или регионального. Источник денег, необходимых для капиталовложения, как правило, определяется государственными органами. Действующий бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие бюджетные инвестиции.

Существует целый ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций, среди которых:

  1. Наличие всей необходимой проектной документации.
  2. Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны.
  3. Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство и исполнитель.
  4. Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.

Юридические лица могут рассчитывать на получение бюджетных инвестиций лишь в том случае, если существует бизнес-проект, обоснованный как с технической, так и с экономической точки зрения. Этот проект должен быть составлен в полном соответствии с действующими нормами и утвержден госорганами.

Бюджетные инвестиции. Основные виды

Принято различать два основных типа бюджетных инвестиций:

  1. Инвестиции в различные типы материальных активов, таких как недвижимое имущество, земельные участки, оборудование и т.д.
  2. Инвестиции в разнообразные финансовые активы, такие как , облигации и т.д.

Значение бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны. Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.

Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.

Среди огромного количество целей, которые преследуют бюджетные инвестиции, особого внимания заслуживают следующие:

  1. Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
  2. Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
  3. Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.

В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:

  1. Развитие и восстановление дорожной сети.
  2. Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
  3. Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения.

Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.

Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства.

Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.

В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.

Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.

Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.

Финансирование работы предприятия может осуществляться посредством инвестиций или же капитальных вложений. В чем специфика обоих инструментов?

В чем заключается специфика инвестиций?

Под инвестициями принято понимать относительно долгосрочные вложения денежных средств в развитие предприятия. Посредством этого, как правило, финансируются фундаментальные составляющие бизнеса - основные фонды, персонал, научные разработки, осуществляются модернизация производства, продвижение бренда и выпускаемых им товаров.

Инвестиции классифицируются на несколько основных категорий: венчурные, прямые, портфельные, а также аннуитетные.

Венчурные инвестиции представляют собой вложения в проекты, имеющие потенциально очень высокую рентабельность, и в то же время ничем не гарантированную. Есть риск того, что вложения окажутся полностью убыточными. Венчурные инвестиции, как правило, направляются на финансирование инновационных бизнесов, тех, что формируют новые сегменты в экономике.

Прямые инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером прав на участие в управлении компанией. Практикуются главным образом во взаимоотношении инвесторов и владельцев крупных бизнесов, международных холдингов.

Портфельные инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером доли в бизнесе. Типичны для большинства корпораций. Разновидностью портфельных инвестиций можно считать покупку акций фирмы на биржевых торгах.

Аннуитетные инвестиции предполагают покупку ценных бумаг фирмы, приносящих гарантированный доход в определенные промежутки времени. Например, это могут быть вложения в облигации предприятия.

Существуют инвестиции особого рода - спонсорские. Они не предполагают обязательного извлечения партнером прибыли, однако создают некие условия для появления косвенных факторов приобретения инвестором преференций в будущем. Например, в виде повышения узнаваемости бренда. Данные инвестиции нельзя считать безвозмездными, поскольку спонсор в целом рассчитывает на обретение соответствующих преференций. Но его партнер, получив финансовую поддержку, как правило, не имеет перед инвестором юридических обязательств.

В чем заключается специфика капитальных вложений?

Под капитальными вложениями принято понимать финансирование фирмой за счет собственных денежных средств, а также за счет инвестиционных контрактов различных мероприятий, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности компании.

Инвестиции и капитальные вложения

Финансовые средства, которые предприятие расходует в рамках данной схемы, могут быть направлены:

  • на качественную модернизацию оборудования, на расширение ассортимента товаров, выпускаемых фирмой, и улучшение характеристик производимой продукции;
  • на научные и инженерные разработки, их лицензирование и патентование;
  • на улучшение условий труда сотрудников предприятия, защиту экологии, решение социальных задач - например, связанных с обеспечением роста зарплаты работников, опережающего инфляцию.

Экономисты также классифицируют капитальные вложения на производственные и непроизводственные. К первым относятся те, что непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Ко вторым - те, что не имеют прямого отношения к ней. Так, капитальные вложения, направленные на решение социальных задач, как правило, относятся к непроизводственным.

Как мы отметили выше, денежные средства для осуществления капитальных вложений в бизнес могут привлекаться извне - за счет инвестиционных контрактов. В этом случае они будут классифицированы по тем же основаниям, в соответствии с которыми делятся на те или иные категории инвестиции. То есть будут иметь венчурный характер, являться прямыми, портфельными или аннуитетными вложениями.

Сравнение

Главное отличие инвестиций от капитальных вложений в том, что первые не всегда носят целевой характер и не во всех случаях направляются на оптимизацию производства, вторые - как правило, соответствуют данным критериям.

Инвестиции - это способ пополнения оборотных средств фирмы. Капитальные вложения - механизм их расходования. Причем наличие первых не всегда означает их использование в качестве вторых. Инвестиции могут быть потрачены, к примеру, на организацию масштабного празднования значимого для жизни компании события, на оказание спонсорской поддержки спортивным командам.

Инвестиции - это привлечение капитала извне, за счет партнерских контрактов. Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств фирмы. Однако в случае, если капитал привлекается, условием для осуществления соответствующих вложений будет успешное получение инвестиций. Кроме того, в договоре фирмы с инвестором может быть прописано, что денежные средства должны направляться на конкретные цели - и в этом случае капитальное вложение фактически будет являться инвестицией в чистом виде.

Владельцы и менеджеры многих фирм предпочитают принципиально не разграничивать понятия инвестиций и капитальных вложений, рассматривая и то и другое в контексте совокупности направлений деятельности, связанных с повышением конкурентоспособности бизнеса. Но если значительный процент финансовых операций в рамках решения данной задачи не сможет соответствовать признакам инвестирования в основные фонды фирмы, то капитальными вложениями их называть будет не вполне корректно.

Например, финансирование рекламы и продвижения бренда на рынке - это, безусловно, деятельность по повышению конкурентоспособности бизнеса. Но она не имеет отношения к производству, персоналу, разработкам и потому по большинству критериев не может рассматриваться как пример капитальных вложений.

Изучив, в чем разница между инвестициями и капитальными вложениями, отразим выводы в таблице.

Таблица

субсидия — (от лат. subsidium — помощь, поддержка) это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могу поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику, подробнее описано в соответствующей немецкой статье). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах.

Разница между инвестициями и капитальными вложениями

Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

субсидия это безналичная форма расчета с гражданами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая при превышении платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Федерации уровня от совокупного дохода семьи
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 11.11.1998 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"

специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.2003)

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

"…субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;…"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики.

В чём разница между инвестициями и капитальными вложениями?

Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Бюджетные инвестиции - это деньги, которые выделяются государством муниципальным учреждениям посредством увеличения капитала. Законодательство регулирует эти отношения. Основная цель – стимулирование экономики и получение дохода.

Они предоставляются на безвозвратной основе. При этом оформляется право собственности государства на долю уставного капитала того учреждения, куда идут инвестиции.

Основные направления деятельности

Бюджетное финансирование инвестиций – это один из способов выдачи займа юридическим лицам. Они могут быть:

  • экономическими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • направленными на безопасность и оборону государства.

В Бюджетном кодексе РФ определено несколько направлений деятельности в рамках выделения средств из казны. Так, формы бюджетных инвестиций бывают следующими:

  1. собственно инвестиции от государства;
  2. выделение средств в рамках вложений государственным (муниципальным) унитарным, бюджетным организациям в основной капитал;
  3. помощь юридическим и физическим лицам;
  4. займы из бюджета остальным юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки платежей и т.п.).

Формы инвестиций из бюджета

Осуществляя вложения, государство получает взамен долю уставного капитала учреждения, куда осуществляются инвестиции.

Подобная форма сотрудничества предприятий и организаций выгодна для всех:

  1. Предприятие имеет возможность получить финансы на развитие деятельности. Участие государства в уставном капитале юрлица привлекает инвесторов, которые надеются на контроль за расходами от его лица.
  2. Федерация также получает прямую выгоду от участия в капитале коммерческой компании. В этом случае оно ведет контроль над ее работой, получает прибыль, которая соответствует вложениям, поддерживает производство.

Предоставление бюджетных инвестиций

Любые инвестиции должны быть эффективными, в том числе и государственные. Если организация, которая их получила, ведет неэффективную деятельность, не выплачивает дивидендов, не имеет высокой социальной значимости, государство выходит из участия в ней, продав свою долю акций.

Законодательство содержит условия, по которым выделяются бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям и коммерческим организациям:

  • наличие бизнес-плана проекта;
  • наличие грамотно составленных сметно-проектных документов;
  • план по передаче земли и сооружений;
  • грамотно составленный проект контракта между учреждением, которое получает инвестиции, и органом исполнительной власти, которое представляет государство.

Если контрактов нет, бюджетное финансирование инвестиций не допускается.

Кто имеет право на инвестиции от государства

Реализация бюджетных инвестиций осуществляется путем выделения организациям и предприятиям денег на развитие из казны государства. Это развитие в подавляющем большинстве случаев проводится с помощью реализации инвестиционных проектов.

Средства из бюджета на основе безвозвратности имеют право получить лишь те организации, которые находятся в собственности государства, а также коммерческие компании, реализующие федеральные программы.

Выдача средств проводится с учетом уровня принятия решения:

  • федеральный уровень: помощь лишь федеральным программам и объектам, которые находятся в федеральной собственности;
  • региональный уровень: программы и объекты регионов и муниципалитетов.

Адресная поддержка из бюджета проводится под видом:

  • гарантий (инвестиций из бюджета);
  • кредитов оттуда же.

Инвестиции в госсобственность

Бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям направляются следующими путями:

  • Финансирование целевых программ. Это долгосрочные проекты, срок которых устанавливается Правительством РФ либо представителем исполнительной власти.
  • Финансирование объектов капитального строительства, которые находятся в собственности государства. Эти объекты не состоят в целевых программах. Под капитальными вложениями при этом понимается инвестирование в основные средства организации, включая издержки на строительство, капитальный ремонт, модернизацию, перевооружение производства.

Инвестиции в частную собственность

Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.

Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).

Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.

Условия выдачи такого кредита:

  1. возвратность;
  2. выдается на срок от 1 до 5 лет;
  3. процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).

Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.

Оформляется предприятиям:

  1. при заполненном заявлении;
  2. при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.

Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.

Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.

Необходимость бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции – это поддержка как юридических лиц (бизнеса), так и муниципальных учреждений.

Чаще всего эти инвестиции представлены в виде:

  • вложений в ценные бумаги компаний госсобственности;
  • кредитов юридическим лицам;
  • вложений в основные средства учреждений;
  • покупки недвижимости, которая становится государственной собственностью.

Основной смысл подобных инвестиций заключается в стимулировании экономического роста различных отраслей экономики, особенно социально значимых.

Рост экономики влечет за собой создание новых рабочих мест, результатом чего будет снижение уровня безработицы.

Другими словами, инвестиции в компании различных уровней способствуют укреплению экономической стабильности.

Остается лишь сформировать четкую стратегию по контролю за использованием бюджетных средств.

Бюджетные инвестиции — это один из наиболее эффективных рычагов рыночного регулирования. В бюджете страны величина финансовых вложений и их направленности в правовых актах фиксируются на установленный промежуток времени.


Государственные инвестиции — это средства, направленные на формирование либо увеличение имущества национальных инвестиционных объектов во всевозможных направлениях их жизнедеятельности.

Финансовые вложения из госбюджета разделяются на:

  • экономические капиталовложения;
  • бюджетные инвестиции в социальную сферу;
  • природоохранные вложения;
  • капиталовложения в военную отрасль.

Закон, регламентирующий бюджетное финансирование инвестиций, именуется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В статье данного кодекса о капвложениях в недвижимость, содержащуюся в собственности государства или муниципальных структур, существуют подпункты:

  • капиталовложения из госказны;
  • дотации компаниям, находящимся на балансе страны и в частной собственности;
  • вливания из госбюджета иным юрлицам.

Инвестиционный фонд, как статья госбюджета, предназначенная для претворения в жизнь проектов национального субсидирования по приведенным ранее отраслям в форме партнерства страны с частным бизнесом, был учрежден в 2005 году.

Разновидности госинвестиций

В настоящее время встречаются следующие варианты инвестиционных поступлений ресурсов из госказны:

  • вливания в физические активы, такие как земля, оснащение, строения жилого и нежилого фонда и т.д.
  • денежные государственные инвестиции, в частности, в акции предприятий.

Отраслевой признак отличает и классификацию государственных вливаний в основные средства возводящихся объектов:

  • аграрного направления;
  • производственного направления;
  • возведение жилья;
  • соцсферы (образовательные, здравоохранительные, торговые, культурные учреждения и др.);
  • геолого-разведывательные;
  • транспортные и предприятия связи.

Государственные инвестиции для соблюдения условий фискальных управленческих структур. Указанный тип вложений бывает очень востребованным, когда предприятие ставят перед необходимостью привести свою деятельность в соответствие с условиями органов власти, предъявляемыми по части природоохранных стандартов, безвредности выпускаемых продуктов производства и остальных производственных процессов, которые невозможно гарантировать путем лишь улучшения процессов управления.

Условия для получения вливаний из госказны

Получение ресурсов из госбюджета возможно только при условии присутствия следующих бумаг:

  • документации по проекту;
  • технологического и экономического обоснования конкретного плана по расходам фискальных денег;
  • соглашения между заказчиком, выступающим в лице государства, и организацией-исполнителем;
  • документа, регламентирующего процесс передачи недвижимости.

Обстоятельства предоставления такого типа капвложений частным и госпредприятиям обозначены в 79 ст. БК.

Выдача госинвестиций компаниям частного сектора экономики может быть совершена только в ситуации подробного обоснования бизнес-плана как с технической, так и с финансовой стороны.

Объекты фискальных капиталовложений и их эффективность

Ключевыми получателями денежных ресурсов за счет госказны считаются:

  • госпредприятия;
  • муниципальные структуры;
  • частный бизнес;
  • организации, существующие за счет бюджета.

В них государство закладывает бюджетные инвестиции, прибегая для этого к госзаказу.

Объект вливания денег из госказны принадлежит стране, следовательно бюджетные инвестиции повышают капитал данных организаций, зачастую путем повышения уставного капитала этих учреждений. Данные вливания капитала реализуются в соответствии со статьей «Бюджетные инвестиции». В любом случае, право собственности на все объекты инвестирования из госбюджета остается за государством в объеме совершенных вливаний. Таким образом правительство заботится об увеличении национальных активов в госбюджете.

Средства из бюджета как государственное инвестирование может получить и компания, не находящаяся в фискальной собственности, т.е. частный бизнес.

Подобное госинвестирование по статье «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» получило право на существование в связи с возникновением желания у государства участвовать в процессах частного предпринимательства на условиях партнерства. В ситуациях, когда заключается такое партнерство, государственные капиталовложения оказываются долей уставного фонда вновь созданной организации. В этом случае госорганы получают права на управление организованной компанией и возможность извлечения полученной прибыли. Правление этой компанией государство может поручить какой-нибудь госструктуре на уровне муниципалитета или региона.

Подбор объектов госинвестирования для Инвестиционного фонда РФ ведется 3-мя структурами: инвестиционной, потом госкомиссией и ратифицируется Правительством Российской Федерации . К обсуждению допускаются проекты ценностью не менее 5 миллиардов руб. Взнос частного капитала в таких проектах составляет не меньше 25% от величины всех вложенных денег.

Проекты отбираются в соответствии со следующими критериями:

  • степень важности для интересов страны;
  • целесообразность с экономической точки зрения;
  • эффективность для интересов госбюджета;
  • финансовая рентабельность.

Для всякого проекта избираются количественные аспекты, соответствующие состоянию этой отрасли и значения объекта для экономики державы.

Источники вливаний фискальных средств

Присутствуют ключевые источники капиталов для предоставления госинвестиций. Разумеется, ключевым инвестором представляется федеральное казначейство. Собственно там накапливаются все требуемые для последующего инвестирования финансы. Остальные источники ресурсов:

  • областные и муниципальные бюджеты;
  • национальные банковские учреждения;
  • национальные кредитные компании;
  • национальные фонды.

Иногда поддержать финансами те или другие проекты госинвестиций хотят и частные игроки, имеющие свой интерес в выгодном вложении финансов. Тогда инвесторы подписывают между собой соответствующие контракты. В этой ситуации учет производится несколько иным способом. Если к финансированию проекта имеют причастность различные инстанции, то предприятие отчитывается перед каждым из них индивидуально. В законодательстве точно установлено, что конкретно именуется госинвестициями и как следует их учитывать.

Независимые игроки вкладывают в проект свои ресурсы, руководствуясь собственной инициативой, и их денежные ресурсы расходуются на реализацию целей и задач проекта капвложений. Когда таковой проект в перспективе оказывается способным сформировать прибыль, то частный вкладчик также признается в качестве инвестора, и ему начисляются дивиденды.

Государственные и муниципальные предприятия как потребители бюджетных инвестиций

Фискальные источники вкладывают госфинансы в:

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства гос- и муниципальным структурам;

  • приобретение новой собственности для таких организаций;
  • основные фонды национальных органов и муниципалитетов;
  • восстановление и реконструкцию зданий и помещений.

Есть еще и постановление по техническому регламенту. В нем назначен ряд категорий объектов имущества, подлежащих вливанию денег из госказны:


Бюджетные инвестиции как источник средств для негосударственных компаний

Российская Федерация заинтересована в формировании внутреннего предпринимательства и извлечении доходов от вложенных финансов. На уровне правительства эти планы возникают весьма нечасто и как правило затрагивают промышленных гигантов, которые ранее получили свою долю национального капитала.

Данный способ распределения денег из госказны затрагивает в большей степени партнерство между национальными предприятиями и компаниями частного сектора. Средства зачисляются в основные фонды этих предприятий, в соответствии с БК Российской Федерации. Таким образом непосредственного получения прибыли не производится.

На уровне регионов между госказной и предприятием районные муниципальные предприятия являются своего рода посредниками, что способствует справедливому распределению денег. Фискальные капиталовложения направляются на точно установленные цели.

Непосредственную деятельность в финансовой жизнедеятельности державы и процессах инвестирования денег из госбюджета правительство реализовывает путем основания соответственных юрлиц. Между наикрупнейших госкорпораций и компаний можно отметить больших игроков в различных секторах народного хозяйства, которые в значительной степени обуславливают направленность процесса индустрии в целом.

Посредством госкорпораций и больших компании правительством воплощается в жизнь свобода в распределении вложений, так как направленности для дальнейшего размещения ресурсов организации избирают по собственному усмотрению, а затем сами контролируют сделанные вложения. Таким способом формируется здоровая обстановка в госинвестировании, коль скоро госорганы прямо не принимают участия в деятельности по распределению фискальных денег, а средства для финансовых вложений все так же отчисляются.

Как бюджетные инвестиции отражаются в бухучете

Процедура предоставления государственных капиталовложений модифицируется в зависимости от региона. Наиболее часто госсредства выдаются на основании подписанных меж муниципальным и негосударственным предприятиями надлежащих контрактов. Для того, чтобы учет расходования и применения денег из госбюджета осуществлялся аккуратно, были сформированы инструкции о том, как производить бухгалтерский учет.

Средства под видом субсидий зачисляются на баланс организации и их следует надлежащим способом отразить на ее счетах. Бюджетные инвестиции обеспечиваются следующими способами:

  • переуступаются права госзаказчика;
  • подписываются соответствующие соглашения;
  • перечисляются финансы сообразно введенной законодательством процедуре предоставления дотаций из госбюджета.

Для универсализации учета процессов, сопровождающих начисление средств из бюджета, Министерства Финансов Российской Федерации составило в 2010 году письмо № 02-06-07/5397, содержащее таблицу соотношения счетов, на основании которой бухгалтера должны составлять отчеты .

В случае, когда целью госинвестирования становится небюджетная компания, следует особенно тщательно проверять соответствие своего учета рекомендациям Министерства Финансов. Иначе не избежать всевозможных недоразумений. За денежные ресурсы, прибывающие на баланс организаций из госкорпораций по специальным программам также необходимо отчитаться. Учет проводится сообразно условиям предприятия, которое является вкладчиком в данном случае.

Источниками денег из госбюджета являются различные структуры. На областном уровне как вкладчик может послужить районное казначейство, дотации также выделяются посредством Центров Занятости Населения, особых фондов и остальных похожие учреждений.

Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию

Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.

Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.

Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.

Именно потому Российский Фонд Прямых Инвестиций, учрежденный в 2011 г. для осуществления траншей госбюджетных денег в объекты отечественной экономики при непременном требовании наличия как минимум 1-го зарубежного вкладчика, не возымел успеха.

Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна. Если Российская Федерация и дальше будет придерживаться такой политики, то это неизбежно приведет нас к финансовому коллапсу.

Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.

Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.

В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.

"Бюджетный учет", 2011, N 8

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается ст. 79 Бюджетного кодекса.

Определение бюджетной инвестиции представлено в ст. 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.

В п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Кроме этого в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее - Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 г. бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.

Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в ст. 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определения понятий "здания" и "сооружения" представлены в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ). Согласно данному документу:

  • к подразделу "Здания (кроме жилых)" относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;
  • к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;
  • к подразделу "Жилища" относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с п. 21 Инструкции от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности "6" (бюджетные инвестиции).

Согласно п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен Приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее - Приказ N 7н). Согласно п. 2.1.2 данного Приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  1. лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  2. лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (п. 2.1.3 Приказа N 7н).

Пример 1 . Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12 000 000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5 000 000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 4 000 000 руб.

Дебет 6 205 81 560

"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит 6 401 10 180

"Прочие доходы"

  • начислен доход в сумме бюджетной инвестиции (12 000 000 руб.);

Дебет 6 201 11 510

"Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит 6 205 81 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"

  • поступление бюджетной инвестиции в сумме 5 000 000 руб.;

Дебет 6 106 11 310

"Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения"

Кредит 6 302 31 730

"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

  • отражены затраты по одному из этапов строительных работ в сумме 4 000 000 руб.

Согласно п. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса, перечисляются бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки таких средств, перечисленные бюджетными учреждениями в бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Возврат бюджетными учреждениями неиспользованных остатков бюджетных инвестиций отражается по дебету счета 6 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 6 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" соответственно. Аналогично данная операция отражается и у автономного учреждения (п. 73 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее - Инструкция N 183н)).

Согласно п. 27 Инструкции N 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

При этом следует отметить, что затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.

Согласно п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления, государственного (муниципального) унитарного предприятия, автономного и бюджетного учреждения. Если исходить из данной нормы, можно сделать вывод о том, что источником финансирования модернизации и реконструкции недвижимого имущества должны быть бюджетные инвестиции.

В связи с этим необходимо проанализировать нормативные документы, которые бы дали четкие определения терминам "реконструкция" и "модернизация" зданий и сооружений. В нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений, отсутствуют определения понятий "реконструкция" и "модернизация" зданий и сооружений.

Реконструкция и модернизация

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В случае если строится здание или сооружение, то согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794, в котором указано, что при определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться:

  • Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279;
  • Ведомственными строительными нормами (ВСН) N 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - Приказ N 312);
  • Письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

Кроме этого, в Письме сообщается, что по вопросам отнесения тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Росстрой.

Из вышеупомянутых документов в Приказе N 312 дано определение реконструкции здания. Согласно данному документу реконструкция здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

В п. 5.3 Приказа N 312 определено, что при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

На наш взгляд, следует обратиться также к Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153. В данном документе представлено определение двух терминов:

  • реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания;
  • модернизация здания - частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой постройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов и производственных зданий.

Кроме этого, следует отметить, что согласно п. 5.1 Приказа N 312 при капитальном ремонте может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательство в области бухгалтерского и налогового учета не регламентирует вопросы об отнесении тех или иных работ к ремонту, реконструкции или модернизации. В документах, регламентирующих строительную деятельность, определяется лишь основной принцип разделения данных работ. Поэтому окончательное заключение о квалификации данных работ, на наш взгляд, следует получить непосредственно у специалистов в области ремонтно-строительных работ.

Следует также обратить внимание на то, что согласно ОКОФ в состав зданий входят:

  • коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
  • внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
  • внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
  • внутренние телефонные и сигнализационные сети;
  • вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
  • подъемники и лифты;
  • встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности;
  • водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода;
  • проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты) или проходных втулок (включая сами втулки).

В этой связи необходимо учитывать тот факт, что во многих случаях стоимость данных коммуникаций учитывается в стоимости здания (они в силу ряда причин не выделены как отдельные инвентарные объекты). Соответственно, модернизация, дооборудование данных систем приводят к увеличению стоимости здания. И в этом случае, исходя из норм Бюджетного кодекса, можно сделать вывод, что источником финансирования данных операций будет бюджетная инвестиция.

Бюджетным и автономным учреждениям следует уделить существенное внимание рассматриваемому вопросу, так как от правильной квалификации осуществляемых работ зависит источник их финансирования (бюджетные инвестиции или субсидии на иные цели) и, кроме того, допущенная ошибка при отражении рассматриваемых хозяйственных операций имеет ряд существенных последствий:

  • во-первых, реконструкция и модернизация здания и сооружения увеличивают его первоначальную стоимость. Следовательно, в соответствии со ст. 375 Налогового кодекса увеличивается налогооблагаемая база по налогу на имущество;
  • во-вторых, неправильное отражение операций, связанных с реконструкцией и модернизацией, приводит к искажению данных бюджетного учета и отчетности. Согласно ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

В настоящее время многие государственные (муниципальные) учреждения арендуют помещения. В ряде случаев они осуществляют капитальные вложения в арендованные помещения, а четких норм, которые бы определяли источник финансирования данных вложений, нет.

Согласно п. 42 Инструкции N 157н законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга), принимаются к учету в составе основных средств учреждения-арендатора (лизингополучателя) в сумме произведенных им вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (лизинга, сублизинга) <1>.

<1> См. статью "Приобретение имущества в лизинг" в журнале "Бюджетный учет", 2011, N 6, с. 19.

В нормативных документах, регламентирующих бюджетный учет, четко не определено понятие неотделимых улучшений. Например , в Письме Минфина России от 18 марта 2008 г. N 03-03-09/1/195 говорится, что неотделимыми считаются лишь те улучшения арендованного имущества, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если же производится текущее поддержание имущества в рабочем состоянии, то такие улучшения неотделимыми считать нельзя.

На наш взгляд, опираясь на данные нормы и нормы Бюджетного кодекса, регламентирующие бюджетные инвестиции, можно сделать вывод о том, что источником финансирования данных вложений должны быть бюджетные инвестиции.

Инвестиции при строительстве

При строительстве зданий и сооружений, осуществляемом за счет бюджетных инвестиций, возникает необходимость в их подключении к ряду систем (водоснабжения, электроэнергии и т.д.). Рассмотрим ситуации, когда, возможно, возникнет необходимость в затратах, осуществляемых за счет бюджетных инвестиций, при такого рода подключениях.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

В п. 2 ст. 12 Закона N 210-ФЗ определено, что размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (далее - Правила N 360) размер платы за подключение определяется следующим образом:

  1. если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но при отсутствии на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
  2. при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанных с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
  3. если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Из пп. 2 п. 14 Правил N 360 следует, что существуют ситуации, при которых создание инфраструктуры ложится на бюджетные и автономные учреждения. В этой связи следует, опять же, определиться с источником финансирования данных затрат. Однако в данной ситуации существует еще одна проблема, связанная с содержанием п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83, в котором определено, что в случае, если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.

При осуществлении такого рода передачи следует учитывать следующее:

  • в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. п. 13 и 14 ст. 9.2 или абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ;
  • в п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ (далее - Закон N 174-ФЗ) определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ.

При рассмотрении вопроса, связанного с обеспечением электроэнергией, следует обратиться к п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861. Согласно данному пункту включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.

Кроме этого необходимо обратиться к Приказу ФСТ России от 30 ноября 2010 г. N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Методические указания), а именно к разд. V "Определение состава расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" данного документа.

Состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, определенными Приложением 5 к Методическим указаниям, и включает:

  • строительство воздушных и (или) кабельных линий;
  • строительство пунктов секционирования;
  • строительство комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с классом напряжения до 35 кВ;
  • строительство центров питания, подстанций классом напряжения 35 кВ и выше;
  • организацию автоматизированного учета электроэнергии;
  • организацию телемеханики (телеуправление, телеизмерение);
  • организацию устройств релейной защиты и ПА, организацию связи, компенсацию емкостных токов.

Соответственно, затраты на создание инфраструктуры сверх определенного перечня должны осуществляться за счет бюджетных инвестиций.

При подключении к системе теплоснабжения следует обратиться к Закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Согласно п. 10 ст. 14 данного Закона плата за подключение к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Соответственно, при подключении к системе теплоснабжения в наименьшей степени возникнет необходимость в осуществлении дополнительных затрат.

С.Г.Хабаев

консультант

ООО "ЦентрАудит М"