Взаимосвязь коррупции и теневого права. Теневая экономика в россии и ее связь с коррупцией

  • 9. Откат как один из видов коррупции
  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.

    Теневая экономика - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

    Исходными принципами для описания взаимосвязи коррупции и теневой экономики служат следующие предположения: основным источником коррупции являются неучтенные материальные ценности, а также способы их производства (создания), распределения, обмена и потребления; коррупция способна сама по себе воспроизводить теневую экономику в виде неучтенных материальных ценностей, а также способов их производства (создания), распределения, обмена и потребления; во взаимосвязи коррупции и теневой экономики в условиях системной коррупции, предполагающей наличие у субъектов коррупции политических и правовых инструментов управления обществом и экономикой, ведущим элементом является коррупция; в обществе, пораженном системной коррупцией, коррупция является главным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики.

    Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция создает основу расцвета теневой экономики..

    Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

    ООН в теневую экономику включаются следующие виды деятельности: 1. скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур; 2. неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений; 3. нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

    О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорит такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

    Факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

    1. Финансово-экономические: - несовершенство налоговой системы; - несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП; - продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств; - полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов); - отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени; - архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около $300 млрд.).

    2. Правовые: - существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности; - отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; - слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов; - отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере; - незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, правоохранительного террора, посягательств криминала и рейдерства.

    3. Административные: - отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; - запретительное, наказательное администрирование; - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив; - местничество и мздоимство чиновников; - безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике; - высокая неофициальная благотворительная нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.

    4. Общественно-политические: - неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; - недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету; - социальная и политическая незащищенность большинства населения; - деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

    Теневая экономика как финансово-экономическое явление лучше коррупции, потому что теневая экономика поддерживает экономическую активность вообще, когда поиск наживы и коррупция поднимает стоимость производства. Так как часть денег, полученных от теневой экономики, в конечном итоге потребляются легальной экономикой, теневая экономика может даже позитивно влиять на легальный рост и на сбор налогов. Теневая экономика может также создавать конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта, который так необходим в переходный период. В социальном аспекте теневая экономика является работодателем малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь позитивный эффект на распределение дохода.

    Коррупция и теневые сегменты национальных экономик могут существовать отдельно друг от друга и в этом случае угрозы деструктивного влияния их на экономику, политическую систему находятся на допустимом уровне. В случае, если теневая экономика представляет собой постоянно воспроизводимую, устойчивую систему социально-экономических отношений и составляет значительную, официально признаваемую долю - свыше 25% (неофициально -45%) от ВВП, то симбиоз теневая экономика - коррупция порождает совокупность серьезных угроз экономической безопасности.

    В гл. 2 проблема распространения коррупции затрагивалась как одна из наиболее актуальных угроз экономической безопасности России.

    Процветание того или иного негативного явления, включая такое явление, как коррупция, невозможно без его мощной подпитки материальными или иными ресурсами, т.е. без экономической базы. Большинство специалистов видят такую базу в теневой экономике. Более того, понятия «теневая экономика» и «коррупция» вообще нельзя рассматривать раздельно друг от друга, так как в большинстве случаев использование субъектами экономической деятельности теневых операций обусловлено «коррупционным сговором» бизнеса и органов власти. С другой стороны, материальные ресурсы, вовлеченные в теневой оборот, являются основным источником доходов коррумпированных лиц. Можно сказать, что предприниматель и коррумпированный чиновник нужны друг другу: ведь первый, оказавшись в теневой среде, не может обходиться без оплачиваемого покровительства второго.

    В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, чему сопутствует продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В узком смысле под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая- либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

    Анализ современных доктринальных определений понятия «коррупция» показывает, что одни специалисты исходят из того, что коррупция - это социально-правовое явление, охватывающее как аморальные, так и противоправные проступки (в том числе преступления). Другие основываются на том, что коррупция - это всегда общественно опасное явление, состоящее лишь из преступлений (все остальное может рассматриваться в качестве явлений, сопутствующих коррупции или обусловливающих ее). Третьи ограничивают коррупцию подкупом (иные общественно вредные или общественно опасные деяния следует рассматривать, по мнению сторонников данной идеи, лишь как правонарушения, связанные с коррупционными). Четвертые полагают, что коррупция не ограничивается только подкупом и включает должностные хищения.

    Отечественными криминологами коррупция нередко трактуется как система отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам и одновременно как один из основных признаков организованной преступности.

    В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. Согласно этому определению коррупция не ограничивается, как часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

    По оценкам российских правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы) тратят до 50% прибыли на подкуп должностных лиц. По самым скромным подсчетам, суммарные потери от коррупции в нашей стране составляют не менее 20 млрд долл, в год (существуют оценки, по которым потери от коррупции составляют около 70 млрд в год).

    В ходе проведенного исследования фондом ИНДЕМ в 2002 г. выяснилось, что российские граждане вынуждены были заплатить чиновникам 170,4 млрд, руб., а бизнесмены - примерно 350,5 млрд. Получилось, что доходы чиновников всей страны от взяток составили четвертую часть федерального бюджета 2002 г. При этом руководство большинства опрошенных фирм в России призналось, что дает взятки, чтобы снизить выплаты налогов и получить различные лицензии. Приблизительно 40% своего рабочего времени руководители частных предприятий тратят на общение с государственными чиновниками, ответственными за выдачу лицензий и разрешений (для сравнения: для Чили, Сальвадора и Уругвая данные составляют 8-12%).

    Характерные признаки коррупции:

    • принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;
    • партнеры действуют по обоюдному согласию;
    • обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества;
    • все участники сделки стараются скрыть свои действия.

    В условиях высокой распространенности коррупции государство не может избежать отсутствия произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных процедур, связанных с регулированием рынка. В результате предприятия вынуждены решать свои проблемы с помощью взяток, для которых им требуются неучтенные наличные. Это, в свою очередь, создает простор для дальнейшего развития теневой экономики, так как сделки, в которых участвуют коррумпированные чиновники, практически невозможно оспорить в суде, они редко облагаются налогами. Тем самым коррупция способствует уклонению от налогов, неправомерному освобождению от их уплаты или слабому налоговому управлению.

    Бизнесмены, участвующие в коррупции, работают в теневой экономике и не платят налоги в полном объеме. Как следствие, государство теряет способность обеспечивать экономический рост. Очень часто взятки предлагаются государственным чиновникам, чтобы компенсировать низкое качество товаров либо услуг, которые в ходе честной конкуренции, вероятно, не были бы востребованы.

    Среди основных причин высокой распространенности коррупции, ее роста в России в последние годы и проникновения практически во все сферы жизнедеятельности различными экспертами называются следующие:

    • усиление государства. По мнению части экспертов, произошло изменение политического строя: система олигархического управления, построенная на коррупции, сменилась системой бюрократического управления, также построенного на коррупции;
    • несовершенство законодательства. В первую очередь это связано с тем, что в России мало законов прямого действия. Кроме того, законодательство построено так, что трудно сделать что-либо, не нарушая закон;
    • низкая заработная плата государственных служащих и неразвитая система их социальной защиты;
    • отсутствие общественного контроля над властью. К этой причине можно отнести и отсутствие независимых СМИ, которые являются одним из элементов системы гражданского контроля;
    • факторы социально-психологического и нравственного характера, к которым можно отнести психологический стресс населения в ходе реформ, замену традиционных нравственных норм культом денег, богатства и роскоши, приводящим к массовой готовности разбогатеть любой ценой, и другие;
    • несовершенство управленческих механизмов, в том числе и на уровне социальных навыков. По мнению экспертов-поли- тологов и политтехнологов, этому способствует (и соответствует) субъектный тип политической культуры, в соответствии с которым граждане готовы поступиться своими правами и своей свободой в обмен на защиту и блага, предоставляемые им властным субъектом.

    С позиций экономического развития можно выделить следующие основные негативные последствия распространения коррупции:

    • 1) коррупция и недобросовестная лоббистская деятельность чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции. Распространение коррупции негативно влияет на международную торговлю, может привести к контролируемому рынку, препятствуя применению правил конкуренции и осложняя функционирование рыночной экономики;
    • 2) коррупция понижает экономический рост путем сокращения частного инвестирования, привлечения талантливых людей к непродуктивной деятельности, а также через неэффективное управление богатыми естественными ресурсами;
    • 3) коррупция перекашивает состав государственных расходов в пользу секторов, где сбор взяток облегчен;
    • 4) коррупция перераспределяет расходы, идущие на обычные текущие издержки - образование, здравоохранение, в пользу чрезмерных, непроизводительных, материальных государственных инвестиций;
    • 5) коррупция поднимает стоимость товаров и увеличивает долг страны. Это ведет к уменьшению требований к стандартам как для товаров, так и для технологий, поскольку коррупционерам выгодно увеличение капитала, а не увеличение рабочей силы при производстве. Из-за коррупции при привлечении инвестиций общая цена проекта увеличивается в несколько раз за счет взяток;
    • 6) коррупция повышает цены на потребительском рынке, нанося прямой экономический ущерб подавляющей части населения. Например, экономисты из МГУ подсчитали, что совокупные издержки, связанные с барьерами, повышают цену товаров на рынке примерно на 10%.

    Важнейшим негативным фактором, связанным как с коррупцией, так и теневой экономикой, является увеличение риска для инвесторов. Известно, что прочная инвестиционная база обеспечивает устойчивый экономический рост. В настоящее время привлечение инвестиций из всех источников, в том числе прямых иностранных инвестиций, становится важнейшей общенациональной задачей, от решения которой, возможно, зависит будущее российской экономики. Инвестиционный подъем означал бы рост нового физического капитала на современной технологической основе. Ориентация на государственные инвестиции себя не оправдывает, поэтому масштабное инвестирование надо проводить с помощью привлечения частного капитала, как отечественного, так и иностранного.

    Исходя из сказанного можно сформулировать следующие принципы взаимосвязи коррупции и теневой экономики:

    • основным источником коррупции являются неучтенные материальные ценности, а также способы их производства (создания), распределения, обмена и потребления;
    • коррупция способна сама по себе воспроизводить теневую экономику в виде неучтенных материальных ценностей, а также способов их производства (создания), распределения, обмена и потребления;
    • во взаимосвязи коррупции и теневой экономики в условиях системной коррупции, наличия у субъектов коррупции политических и правовых инструментов управления обществом и экономикой, ведущим элементом является коррупция;
    • в обществе, пораженном системной коррупцией, коррупция является главным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики.

    Руководствуясь этими принципами, можно рассматривать деятельность коррумпированных чиновников как одну из составляющих теневой экономики, поскольку их доходы, будучи полностью нелегальными, нигде не учитываются. Теневая экономика является питающей средой для коррупции, которая, в свою очередь, способствует развитию теневой экономики, поскольку предприниматели теневой сферы вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их «труд». Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, а это приводит к сдвигу кривой спроса и равновесной цены на данный вид услуг. Как следствие, повышается привлекательность данного вида бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, например, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Таким образом, создается обратная связь между коррупцией и теневой экономикой. Эта обратная связь затрудняет борьбу как с теневым сектором, так и с коррупцией.

    Применительно к коррупции одним из основных признаков служит наличие механизма, вызывающих:

    • двухсторонние сделки, в ходе которых одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер) - «покупатель» - получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и нормативно-правового закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);
    • вымогательство служащими у физических или юридических лиц взятки, вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;
    • инициативный подкуп физическим или юридическим лицом служащего, нередко сопряженный с сильным психологическим воздействием на последнего, с шантажом и т.д.

    Важная особенность коррупции состоит в том, что ее субъектами являются, с одной стороны, должностные лица, иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица. В этом существенное отличие субъектов теневой экономики от коррупции.

    С экономической точки зрения представляет интерес механизм взаимодействия теневого оборота и коррупции, включающий ряд незаконных сделок по предоставлению услуг как легальному, так и нелегальному бизнесу. В этой части коррупция - составной элемент теневой экономики и теневых рынков, где формируется спрос и предложение на коррупционные услуги и равновесная для данного момента времени и обстоятельств цена коррупционных услуг. С другой стороны, коррупция, как совокупность правовых, социальных и политических механизмов и институтов, формирует инфраструктуру теневых рынков и в этом качестве обеспечивает само- воспроизводство теневой экономики.

    Фундаментальными основами рыночной среды, способствующими коррумпированию российского бизнеса, являются:

    • низкая степень прозрачности российских компаний;
    • высокие издержки легальной защиты прав собственности;
    • асимметрия рыночной среды;
    • асимметрия информации, вытекающая из различий в структуре отношений «предприниматель - предприниматель», «предприниматель - чиновник». Так, отдельные брокерские компании пользуются услугами инженеров, имеющих доступ к внутренней информации комиссий - эмитентов ценных бумаг. Эта информация решающим образом влияет на изменение котировок ценных бумаг эмитентов на фондовых биржах на десятки процентов.

    При анализе взаимодействия коррупции и теневой экономики следует учитывать структуру теневой экономики.

    Взаимодействие с коррупцией различно у разных секторов теневой экономики. Так, наиболее уязвимым для коррупции является неформальный сектор теневой экономики, представленный некорпорированными хозяйственными единицами: домашними хозяйствами, мелким бизнесом, малыми предприятиями, неформальной занятостью. Неформальный сектор находится вне поля правовой защиты и служит благоприятной средой для разрастания коррупции.

    Неформальные отношения распространяются на сферу заработной платы с различными способами ухода от уплаты налогов на доходы физических лиц.

    Криминальный сектор экономики, генерируя преступные доходы, наоборот, сам активно создает спрос на коррупционные услуги - в качестве платы, либо за продолжение нелегального бизнеса, либо за обеспечение отмывания и последующую легализацию криминального капитала. Масштабы коррупционных услуг этого сектора следует оценивать исходя из того, что объем отмываемых капиталов, по данным Росфинмониторинга, в 2008 г. составлял 1 трлн руб.

    Выделяемая в составе теневой фиктивная экономика связана с незаконным перераспределением доходов в результате осуществления совокупности фиктивных экономических операций, представляющих с гражданско-правовой точки зрения недействительные сделки. Фиктивная экономика, будучи встроенной в официальную экономику, являясь ее частью, неотделима от коррупции. Фиктивные, неучтенные операции, псевдооперации составляют особую сферу теневого бизнеса, обслуживающего предприятия и организации официальной экономики. Основу этого бизнеса составляют около 1,5 млн фиктивных операций, ряд околобанковских структур, существующих при кредитных организациях.

    Бизнес-схемы, применяемые чиновниками, в которых последние являются распорядителями финансовых (бюджетных) потоков либо других ресурсов, не только включают в орбиту своего влияния предпринимателей-партнеров, но также через них выходят на предпринимателей, которые не являются прямыми потребителями государственных ресурсов, но при этом являются получателями или поставщиками услуг для предпринимателей первой группы. В этом смысле сектор свободного рынка исчезающе мал, а доля коррупционной среды непропорционально велика.

    Успешное противодействие теневой экономике возможно только при не менее успешном противодействии такому явлению, как коррупция. В противном случае все предпринимаемые попытки по нейтрализации теневой экономики будут обречены на провал и приведут только к возникновению новых схем и способов ведения теневого бизнеса. Поэтому разрабатываемые программы и проводимые мероприятия, направленные на противодействие распространению теневой экономики и минимизацию ее негативного влияния, должны быть комплексными и полностью согласованными с аналогичными программами и мероприятиями в сфере противодействия коррупции.

    Коррупция - это противозаконная деятельность должностного лица на своем посту, направленная на удовлетворение личных интересов, приносящая вред его работодателю (государству, фирме и другим организациям). К ней относят в основном взятки и прочие поборы чиновников.

    Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Предпосылки такой тесной взаимосвязи состоят в следующем: во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления; во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование; в-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес; в-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики; в-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики .

    О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Что касается масштабов, то по исследованиям в России в 2005 году совершено 39 млн. коррупционных сделок, в среднем 7% оборота компаний превращаются в коррупционный доход, а шансы взяточника подвергнуться уголовному наказанию составляют лишь 0,0013 % . Самыми серьезными административными барьерами, провоцирующими коррупцию, респонденты называют: сложную процедуру регистрации бизнеса, необходимость лицензирования, получения разрешений со стороны местных властей (даже при наличии лицензии), регулярные проверки, в ходе которых проверяющие заботятся не о ликвидации выявленных проверками недостатков, а о получении неформальных вознаграждений.

    Самый распространенный способ коррупции - это взяточничество. Как известно, оно значительно снижает уровень доверия к власти. Наиболее взяткоемкими, по мнению экспертов, являются отношения предпринимателей и чиновников при получении помещения в аренду или в собственность, в этой же сфере наиболее высоки административные издержки. По данным фонда «Индем», ежегодный объем российского рынка взяток чиновникам и должностным лицам всех рангов определяется в 316 млрд. долларов. Более того, в России коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения льгот, лицензирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами.

    Известно также, что коррупция тесно связана с организованной преступностью и целенаправленно стимулируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи «перекачивают» государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, так как только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников. Итак, опасность коррупции очевидна: она способствует расширению теневой экономики, сокращению налоговых сборов, снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Нарушаются рыночные отношения. Преимущество получает не тот, кто способен выдержать конкуренцию, а тот, кто получает незаконные льготы.

    Экономисты обычно понимают под теневой экономикой «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

    Теневая экономика непосредственно связана с коррупцией, которая со временем превращается в специфический инструмент возникновения мощных мафиозных образований. В экономической литературе сформулированы этапы возникновения таких преступных структур.

    На первом этапе используется подкуп должностных лиц с целью вовлечения их в незаконную деятельность.

    На втором этапе организованные преступные группы используют подкупленных чиновников для установления полного или частичного контроля над определенными государственными предприятиями или организациями путем создания на их базе различного рода коммерческих структур.

    На третьем этапе криминальные группы, используя коррупционные связи, «перекачивают государственные средства в эти структуры» – получение из бюджета незаконных кредитов и субсидий, присвоение валютной выручки от продажи за рубеж товарно-сырьевых ресурсов.

    В результате банальная взятка дополняется в современных условиях новыми, внешне вполне легальными, методами вознаграждения за теневые услуги. К ним относятся: финансирование политических партий и компаний, гигантские гонорары «за лекции и консультации», выдача беспроцентных долгосрочных кредитов для открытия счетов в банке, передача акций родственникам чиновников, создание разного рода фондов, которым официально передаются огромные средства, гарантирование должностным лицам на случай их отставки высокооплачиваемых постов в коммерческих структурах.

    15. Бюрократия и коррупция .

    Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются;тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики. Озабоченная всплеском коррупции за последние несколько лет Россия, в лице премьер министра Медведева Д.А., считает коррупцию «врагом номер один и прикладывает все усилия, чтобы искоренить этот барьер на пути развития страны». По оценкам организации Transparency International объем ежегодного коррупционного рынка в России достигает почти 300 миллиардов долларов, что составляет около 18 процентов валового внутреннего продукта страны за 2008 год объемом в 1,7 триллионов долларов. Лично премьер министром РФ было инициировано создание межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». На этом фоне вырисовывается актуальность темы исследования, заключенная в усилиях государства всеми средствами искоренить коррупцию в России, которая, прежде всего, должна начаться с повсеместного изучения этого явления и того, что его порождает – бюрократии.

    16. Лоббизм и коррупция.

    Лоббизм – продвижение противоречащих общественным и государственным интересам законов в целях получения выгоды имущественного и неимущественного характера. Лоббизм – это особый вид деятельности, связанный с оказанием давления на органы власти с целью принятия тех или иных решений. Способы оказания давления на государственных чиновников чрезвычайно разнообразны. Наиболее эффективные из них – это подкуп, шантаж, мошенничество, угрозы. Не случайно слово «лоббирование» стало нарицательным для обозначения любых нечестных политических и торгово-экономических сделок во властных структурах. Нелишне напомнить, что политический оттенок слову лоббизм придали в Америке еще в середине XIX века, когда терминами «лобби», «лоббирование» начали обозначать покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса. В других же государствах (включая Англию – страну, которую все же следует признать провозвестницей современного толкования этого слова) такая политика изначально признавалась предосудительной. Именно по этой причине лоббизм прижился в большинстве стран мира в отрицательном значении.

    В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

    Формы (технологии) лоббизма

    · через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);

    · использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний);

    · использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);

    · использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);

    18.Коррупция и инвестиции. Исследование П. Моро;

    Как известно, инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций – это исследование Моро (Mauro (1995)). Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные Business International (BI). Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран.

    Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты». Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, т.е. уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими многочисленными исследованиями, проводимыми, в частности, под эгидой Всемирного Банка (см. www. worldbank.org).

    Вместе с тем, воздействие коррупции на инвестиционные потоки определяется не только величиной коррупции, но и ее формами. В странах, где правительственная элита вовлечена в коррупцию, коррупция может значительно подорвать и рост, и качество развития страны, в частности, увеличить уровень бедности (примером служит ситуация в Заире при президенте Мобуту). Более того, в случаях, когда правительственная власть применяется для такого «искажения» экономической системы, чтобы в ней появились ренты для правящей элиты, коррупция приводит к структурной неэффективности всей экономической системы, что подрывает долгосрочное развитие страны (примерами могут служить развитие Филиппин в период правления президента Маркоса и Индонезии в период правления президента Сухарто).

    Интересной особенностью коррупции является степень ее прогнозируемости», а именно: если коррупция и объем взяток, который нужно платить, заведомо известен, то коррупцию можно воспринимать как своеобразное налогообложение. Если же коррупция «не прогнозируема», т.е. неизвестно, надо ли платить, сколько платить, и будет ли выполнено то, за что дана взятка, то инвесторы будут предпочитать не вкладывать деньги в такой малопрогнозируемой ситуации. Именно этим можно объяснить кажущийся парадокс, состоящий в том, что, несмотря на высокий уровень коррупции, инвестиции в страны Юго-Восточной Азии весьма велики. Как показали детальные исследования влияния коррупции на иностранные инвестиции, учитывавшие не только объем коррупции, но и ее «прогнозируемость», последнее играет значительную роль для стимулирования инвесторов. И это обстоятельство может даже перекрывать роль самого объема коррупции! Однако следует заметить, что контракты, заключенные с помощью взяток, не дают законного права на обращение в суд при нарушении условий контракта. Поэтому инвестор-коррупционер чувствует себя незащищенным даже если коррупция «предсказуема», и, следовательно, предпочитает налоги взяткам.

    19.Масштабы и формы коррупции на федеральном уровне по сферам и видам деятельности.

    Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

    В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

    Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

    В сфере государственной (а не бытовой) коррупции пятерка «лидеров» выглядит так:

    1.Госзаказ и госзакупки.
    2. Система разрешений и сертификации.
    3. Правоохранительная система.
    4. Система распределения земель и земельные отношения.
    5. Строительство.

    Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, чиновник, взятка, медицина, конкуренция.

    Как отмечается в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, под-писанной в том числе и Россией, коррупция – это социальное явление, состоящее из совокупности этических и правовых нарушений, которые выражаются в использовании служащими своего статуса в целях незаконного получения имущественных и других благ и преимуществ.

    Значимость проблемы преодоления коррупции на всех уровнях взаимодействия чиновничьей бюрократии с предпринимателями и отдельными гражданами обусловила особое к ней внимание в послании Президента РФ Федеральному Собранию ещё в 2002 году: «Коррупция – это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих».

    К отрицательным экономическим результатам коррупции можно отнести:

    – рост масштабов теневой экономики при соответствующем уменьшении налоговых поступлений;
    – снижение эффективности конкурентных механизмов рынка;
    – рост цен за счёт коррупционных накладных расходов;
    – неэффективное нецелевое использование бюджетных средств при распределении государственных и муниципальных заказов.

    В рамках данного вопроса я рассмотрю насущные и, на мой взгляд, знакомые многим современным жителям нашей страны, сферы реального проявления коррупции в России.

    а) Сделки с чиновником

    Сегодня зачастую частные интересы и выгоды являются единственным мотивом обращения частного лица к власти. Поставленные в условия жёсткой зависимости от административных решений, предприниматели во многих случаях ищут и находят пути для развития своего дела в незаконных рыночных операциях. Само право на предпринимательскую деятельность можно получить только из рук чиновника. Как показывают исследования, даже люди, далёкие от бизнеса, прекрасно осведомлены о том, что открытие магазина или другого объекта без взятки чиновнику почти невозможно.

    Предприниматель, соглашаясь платить чиновнику уже на стадии открытия, руководствуется стремлением купить “товар” подешевле и с наименьшими трансакционными издержками. Главная забота, связанная с подобным оформлением теневых сделок, является их безопасность. Поэтому зачастую платёж чиновнику принимает форму “подарка”.

    Но на открытии бизнеса дело не заканчивается. Платить чиновнику придётся и всё последующее время. Можно даже сказать, что любая российская фирма есть вынужденное «совместное предприятие» с чиновником, который смотрит на коммерсанта как на вечно обязанного ему партнёра. Последующие взятки могут принимать разнообразные формы. Например, в некоторой степени легализованное и “встроенное” в общую структуру деятельности фирмы проведение банкета, или же ремонт служебно-го автомобиля. Таких вариаций может быть множество. И предприниматель уже не может отказать в таком “сотрудничестве”. При этом затраты на поддержание добрых отношений с чиновником воспринимаются предпринимателем как своего рода издержки, дающие гарантию охранности бизнеса. Чёткие правила поведения на теневом рынке заранее никем не планируются. Будучи негласными, они закрепляются в обычаи.

    Сегодня открываются всё больше и больше возможностей для процветания чиновничьей коррупции, так как рыночные интересы чиновников и предпринимателей всё теснее и теснее, а вероятность применения юридических санкций к участникам теневых сделок весьма невелика.

    В своей повседневной жизни рядовые граждане – наёмные работники предприятий и фирм, служащие бюджетной сферы, пенсионеры и прочие – редко сталкиваются с необходимостью обращения к чиновнику. Однако для России характерна практика уклонения от воинских обязанностей. Сделки на этом теневом рынке тщательно законспирированы. Спрос на рынке освобождения от воинских обязанностей формируется самопроизвольно. Цены, по которым работники военкоматов предоставляют свои услуги, сравнительно низки, так как высока конкуренция, в которой они проигрывают в силу того, что гарантировать идеальное качество услуги сложно. Наиболее вероятным потребителем рынка освобождения от воинских обязанностей являются люди так называемого низшего среднего класса российского общества.

    б) Теневой рынок медицинских услуг

    Система медицинского обслуживания в России относится к разряду общественных благ, свободный доступ к которым формально может иметь каждый гражданин в равной степени. Но на самом деле оказывается, что реальный объём услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями, ограничен и весьма дифференцирован по качеству. Высококвалифицированная медицинская помощь сегодня в большом дефиците. Это способствует возникновению конкуренции потребителей (пациентов), успех в которой зависит от материальных возможностей. Несомненно, эта конкуренция в сфере государственного медицинского обслуживания уходит в тень. В рамках закона бесплатная медицина не предусматривает неформальных отношений между врачом и пациентом. Однако такие отношения без особого труда устанавливаются на теневом рынке, где пациент при наличии средств может купить услуги врача, которому вполне доверяет. Вообще в целом мыль о том, что услуги врача следует покупать, стала несомненной принадлежностью общественного сознанию россиян. На легальном рынке услуг разворачивается конкуренция за пациентов, где главным конкурентным фактором является репутация хорошего специалиста. Нормативная неопределённость, характерная для теневых сделок меду врачом и пациентом, открывает широкие возможности для злоупотреблений, в том числе для криминальных приёмов, таких как шантаж, вымогательство. Распространена практика лжесвидетельств о медицинских показаниях, с помощью которых можно получить ложные свидетельства о праве вождения автомобиля, лжеосвобождение от работы по ложному диагнозу и прочее. Но это не так страшно, как дикая практика применения различных форм шантажа в отношении тяжело больных пациентов и их родственников, а таких реальных случаев в истории немало.

    Теневой рынок медицинских услуг зачастую просто замещает бесплатное здравоохранение: то, что раньше считалось бесплатным, теперь становится платным. И те, кому нечем платить, оказываются вытеснены конкурентами в самый «хвост» очереди, иногда и вовсе без надежды на необходимую медицинскую помощь. Особенно остро коррупция в сфере здравоохранения сказывается на группах населения с доходами, не позволяющими платить за привычно бесплатное медицинское обслуживание, а также гражданах, которым не позволяют давать взятки психологические стереотипы (правда, таких сегодня крайне мало) .

    Я считаю, что сегодня крайне необходима разработка и реализация действительно эффективной на практике государственной политики по противодействию теневизации деятельности и коррупции, как одного из проявлений теневой экономики. Однако не стоит забывать об амортизационной функции некоторых теневых рынков, помогающих людям в кризисные периоды не остаться без работы, обеспечивая в некоторой мере восстановление экономического равновесия.

    Список использованных источников

    1. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. – Омский государственный университет, 2000.
    2. “Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию” [Электронный ресурс]: Справочно -правовая система «Консультант Плюс».

    Научная статья на тему “Коррупция как проявление теневой экономики: система коррупции государственных структур в повседневной жизни российского горожанина” обновлено: Февраль 5, 2018 автором: Научные Статьи.Ру