Главное понимание служебного долга заложенное в присяге. Сочинение: Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов. Из истории возникновения и развития этической мысли

В долге выделяют две стороны - объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.

Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным (воинский долг, долг судьи, долг следователя и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.).

Когда говорят, что тот или иной работник судебной системы обладает высоким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано социально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в служебном (профессиональном ) долге органично связаны между собой юридическое (правовое) и нравственное. Служебный долг есть совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.

С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Д.А. Ровинский.

«Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации»

В совести выделяют рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Рациональный компонент совести есть разумное (рассудочное) осознание нравственного значения совершаемых действий, оценка человеком своего поведения. Совестливый человек размышляет о своем поведении, поступках, которые роняют его в глазах других людей даже тогда, когда он уверен, что никто об этих его действиях не знает. «Голос совести» препятствует совестливому человеку совершать неблаговидные поступки; в случае же совершения таковых он обычно испытывает «муки совести», т.е. мучается от осознания того, что совершил неправильный поступок, сожалеет о его последствиях. Совесть в таких случаях как бы «обвиняет»,

«свидетельствует», «приговаривает».

Здесь совесть выступает в роли своеобразного внутреннего судьи человеческих поступков, мыслей и чувств, т.е. проявляется она не только на рассудочном, но и чувственно-эмоциональном уровне, в виде нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека самим собой. Чувство такого удовлетворения называют «спокойной совестью» («чистой совестью»). Чувство неудовлетворения (недовольства) собой принимает форму раскаяния, угрызения совести, вызывает чувство стыда.

А что же означает то, что именуется чувством стыда ?

Очень ярко чувство стыда определил основоположник Судебной реформы 1864 г. Д.А. Ровинский : «Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации».

Стыд развивается на основе уважения мнения других людей. Нередко люди, будучи свидетелями неприличного поступка другого человека, испытывают ощущение стыда (стыдно за лежащего в луже пьяного, омерзительно, стыдно смотреть на хама и т.д.).

Эмоциональный характер совести проявляется не только в стыде, в «муках совести», но и в положительных эмоциях, в том, что именуется спокойной совестью. Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следовательно, совесть - это не только реакция человека на свои неблаговидные поступки, но и предъявление к себе высокой требовательности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравственного поведения человека.

Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой момент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаговидного поступка, заставляет поступать определенным образом. Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие. И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувственно-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, мужество. То, насколько важны названные черты для судьи, доказывать излишне.

Любое дело, рассматриваемое в судебном порядке, затрагивает жизненно важные блага людей, а потому сталкивает судью с различными коллизиями, подводит к необходимости принимать ответственные решения, причем нередко в сложных конфликтных ситуациях. Однако развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои и чужие побуждения и действия являются залогом выполнения судьей своего высокого предназначения.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.


Должность государственной гражданской службы, предоставляет государственному служащему определенный социальный статус, общественное положение, давая возможность проявления профессиональных и личностных качеств, накладывая на него определенные обязанности, вытекающие из специфики государственной службы, одновременно находится в структуре личных интересов служащего, в основе его социальных мотиваций, действий и поступков


Потребность - устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем- то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Получение нового места работы, а также изменение привычных условий деятельности стимулирует сотрудника ОВД, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным сотрудником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.


Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел - на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.


Профессионально-мотивационные качества - вторая подгруппа побудительных сил сотрудника ОВД, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию. Подлинный профессионал основывает свой выбор не на меркантильных расчетах, а на понимании жизненного призвания, исходя из потребности быть на трудном участке борьбы с преступностью, желания защищать граждан, простых и честных людей от преступников.


Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как: - стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга; - непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России; - знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе; - глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;


Сотрудники правоохранительной сферы не могут считаться подготовленными к практической деятельности, не обладая необходимыми профессионально значимыми качествами личности, а также соответствующей мотивацией на службу. Именно им приходится иметь дело с наиболее сложным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.


Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения ОВД и их сравнение с данными х годов показало, что реже отмечаются романтический аспект, семейная традиция, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба и т.д.)


На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. психология человека такова, что его потребности постоянно растут, и если вчера определенный уровень оплаты труда способствовал повышению заинтересованности работника в результате своего труда, то уже сегодня тот же уровень заработной платы может привести, напротив, к халатному отношению к своей работе. Поэтому, помимо материального стимулирования трудовой деятельности персонала, внимание следует уделять и методам морального стимулирования.


Средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения. Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы: создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты, ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то;


Необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая, по существу, объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а кроме того отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив)


В условиях, когда самооценка у представителя исполнительной власти не находит опоры в социуме, когда его оценка постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация двух фундаментальных потребностей потребность в признании и самовыражении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является уход сотрудника из органов, примыкание к каким-либо противозаконным группировкам, совершение противозаконных дел, что, возможно, приводит к удовлетворению потребности в признании и самовыражении. Причем группа, в которую попадает сотрудник правоохранительных органов, может иметь как нормативную, так и контр нормативную шкалу ценностей.


Что касается удовлетворенности основных потребностей, то у людей самодостаточных удовлетворены такие потребности, как потребность в признании и самовыражении. У неуверенных в себе не удовлетворены материальные потребности, потребности в межличностном общении и безопасности, что само по себе говорит о том, что неуверенные в себе сотрудники не умеют налаживать контакт с окружающими.


К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделённому определённым кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом плане. Профессиональная компетентность сотрудника правоохранительных органов есть интегративное свойство личности субъекта специализированной деятельности, выражающееся в совокупности интериоризированных социально- и личностно-значимых компетенций в системе правоохранительной деятельности


Психологические особенности профессиональной компетентности непосредственно воздействуют на уровень профессионализма сотрудника правоохранительных органов. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов необходимо создавать оптимальные условия для функционирования данных личностных свойств.


Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.


Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.


Сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.

Краткое описание

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывает¬ся на трех важнейших факторах:
1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;
2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;
3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируе¬мых коллективом и обществом.

Введение………………………………………….……………………………….3
1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов.….…………………………………………………………………….4
2. .Структура нравственной культуры………………………………..………..6
3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы…………..10
4. Служебный долг и моральная ответственность сотрудников ОВД ….…12
5. Заключение…………………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………………………...18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение………………………………………….…………… ………………….3

  1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов.….…………………………………………………… ……………….4
  2. .Структура нравственной культуры………………………………..………..6
  3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы…………..10
  4. Служебный долг и моральная ответственность сотрудников ОВД ….…12
  5. Заключение…………………………………………………… ……………17

Список используемой литературы…………………………………………... 18

Введение

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников. Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

  1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.

Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам правоохранительных органов приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников правоохранительных органов оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан.

Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура». Нравственность как известно, это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам.

Нравственная культура – умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

  1. Структура нравственной культуры.

В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь, таким образом, всесторонности. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что культура - это духовный потенциал личности в действии.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня:

1) теоретический (рациональный);

2) психологический (чувственный).

Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными и государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению.

Культура нравственных потребностей - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств.

Вторым уровнем нравственного сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности.

Например, интимные чувства - это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию, многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабилизированы.

Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни.

Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести.

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, эти лица должны обладать определенными моральными качествами, быть нравственно воспитанными. Следователей, прокуроров, адвокатов, судей, должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, мужественны и решительны, трудолюбивы.

Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров. И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека - преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.

Start="3"

Профессионально – нравственная деформация и ее факторы

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профессионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия.

Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной деформации сотрудника.

Эта деформация характеризуется следующими показателями:

· формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным);

· злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия);

· терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга;

· формализм и упрощенчество при оформлении документации;

· нарушения процессуального кодекса;

· психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений);

· приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности;

· неразборчивость в средствах;

· формирование атмосферы круговой поруки;

· грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем;

· бытовое разложение, пьянство;

· грубые нарушения законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива;

· разглашение служебной тайны;

· сращивание с преступным миром;

· групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).

Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение, прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики, негативной нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива, необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины):

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.

Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.

Будь! - долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отмечал, например, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, - повторяет эту мысль А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Савостина Е. А. Соотношение морали и этики служебного долга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 596–600..htm.

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий, как мораль и этика служебного долга. Проведён исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии, показывающий, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. Также описывается полярность этики и морали служебного долга, двойственность совмещения описанных ранее понятий и возможное решение данной дилеммы.

Текст статьи

Савостина Евгения Андреевна,студентка факультетапсихологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород[email protected]

Соотношение морали и этики служебного долга

Аннотация:В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий как мораль и этика служебного долга. Проведён исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии, показывающий, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. А также описывается полярность этики и морали служебного долга, двойственность совмещенияописанных ранеепонятийи возможное решение данной дилеммы.Ключевые слова:этика, мораль, служебный долг, альтернативная государственная служба.

Высокая этическая воспитанность каждого воина, исполняющего служебный долг, являетсяне только выражением его личной нравственной зрелости, но и эффективным средством влияния на окружающих в процессе воинской службы. Воспитанность не дается с рождением, а вырабатывается на протяжении долгого времени. Ведь ещё тогда один из знаменитых американских писателей, журналистов и общественных деятелей Марк Твен по этому поводу заметил: «Цветная капуста -это обычная капуста, получившая позднее хорошее воспитание».Неудивительно, что человек без достаточно твердых идейных убеждений способен соблюдать этические нормы лишь до определенного рубежа, у него слабые «моральные тормоза», и он наиболее подвержен влиянию различных случайностей и соблазнов. Легче рассчитать траекторию полета ракеты, чем предвидеть, как поступит такой человек в той или иной ситуации.Рассмотрев исторически сложившиеся понятия «воинская честь» и не писаного кодекса чести российского воина, исполняющего служебный долг, можно сделать вывод, что каждый начальник, какую бы должность он ни занимал (до Верховного Главнокомандующего включительно), должен всегда помнить, что он не просто «командует», а имеет честь командовать. Он это обязан помнить как в мирное время, уважая в подчиненном его воинское достоинство, так и особенно на войне когда с честью вверенной ему роты, корпуса либо армии неразрывно связана и их личная честь, их доброе имя в глазах грядущих поколений. Соблюсти требования воинской этики начальнику труднее, чем подчиненному: с него больше спрашивается, ибо ему и больше дается. Два качества лучше всего выражают сущность воинской этики: благожелательность к подчиненным –таким же офицерам, как начальник –и сознание величия “чести командовать”.Так что же такое этика и мораль служебногодолга? Как эти два понятия соотносятся друг с другом? Совесть и долг –эти категории, выражающие императивность морали. Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к обществу определенные обязанности; их осознание, внутреннее восприятие и прочувствование составляют основу нравственного долга. Поэтому категория долга выражает необходимость выполнения своих нравственных обязанностей, подчинения воле более значимой, чем собственная.Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности. Очевидно, чувство долга предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах долга. Сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека иявляется главным понятием морального сознания. Соответственно долг –это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием, более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.Этика служебной деятельности это, по сути, этика воинской службы. Она рассматривает всю совокупность норм и правил нравственного поведения военного человекав мирной и боевой обстановке, которые необходимы для выполнения им своего воинского долга. Вместе с тем, когдамы говорим об этике отечественного воина, этике поведения, мы имеем в виду и конкретные формы поступков человека, диктуемых моралью, требованиями военной присяги и воинских уставов. Жизнь часто ставит перед человеком, солдатом различные проблемы, дилеммы, вопросы, на которые он должен непременно ответить. Ариадниной нитью, которая укажет воину самый верный маршрут нравственного поведения, является глубокое понимание им существа нравственного критерия. В моменты выбора, принятия морального решения у человека, воспитанного в духе морали, всегда возникнет вопрос: созвучен ли намечаемый шаг, действие, намерение с интересами коллектива, общества, нашими идеалами? Воинская этика, как закон нравственного поведения на службе, обязывает каждого воина сверять все свои шаги с этим критерием и сообразовывать свои поступки именно в соответствии с ним.Присмотритесь, принципы нашей морали (в том числе и изложенные в воинских уставах и присяге) не просто излагают общие нормы, правила поведения, а заостряют наше внимание на главном: отношении личности к обществу и его защите, отношениях внутри коллектива и в семье; отношениях между народами и нациями и др. Известно, что в уставах выражены лишь общие, принципиальные положения. В них невозможно детализировать каждый шаг и поступок воина, которые в каждом конкретном случае определяются требованиями норм нашей морали и воинской этики. Дополняя друг друга, правовая и моральная стороны военной присяги и уставов действуют весьма эффективно и позволяют каждому воину достойно выполнять свой долг в ходе службы. Выполнение человеком требований воинской дисциплины, норм воинской этики только под влиянием внешнего принуждения еще не говорит о его глубокой воспитанности. Такой человек выполняет определенные предписания часто изза боязни морального осуждения или дисциплинарного наказания. В сложной и критической ситуации такая личность не всегда обеспечит надежность и бесперебойность работы. Советский солдат, верный нормам воинской этики, выполняет свой долг, прежде всего,по глубокому внутреннему убеждению. Высокая сознательность позволяет ему подавить любое отрицательное чувство, избавиться от дурных поступков, контролировать, свое поведение, управлять собой в самых сложных ситуациях, гасить и подавлять временные проявления душевной слабости, находясь наедине с собой, побуждает к решительным действиям. Таков нравственный императив воинской службы солдата.Анализируя войны конца1819 века,веденными за государственные интересы профессиональными армиями, ставшие золотым веком человечества, можно без всяческого затруднения понять, что современная этика служебного долга –лишь бледная тень той, что была выработана поколениями воинов за множество лет кабинетной политикии профессиональных армий. Войны велись без ненависти ко врагу –да и “врагов” не было –были только противники, упорные и свирепые в бою, учтивые и обходительные после боя, не терявшие чувства чести в самом жарком деле. После битвы на Требии Суворов приказал вернуть шпаги взятой в плен семнадцатой полубригаде из уважения к двухсотлетней славе и доблести Королевского Овернского полка, из коего она была составлена. За пятьдесят лет до того, при Фоншенуа, шотландцы сблизились на пятьдесят шагов с Французской Гвардией, продолжавшей безмолвно стоять. Лорд Гоу крикнул французскому полковнику: “Прикажите же стрелять”. “После вас, господа англичане!” –ответил французский командир граф д’Отрош, учтиво отсалютовав шпагой. Залп всем фронтом шотландской бригады положил сотни французов. Это: “Apres vous, messieurs les Anglais!” стало нарицательным. Этот эпизод в истории двух народов сыграл огромную роль. Именно о нем сто семьдесят лет спустя напомнил Фошу маршал Френч, когда та самая шотландская бригада пожертвовала собой, прикрывая отход французов в критическую минуту под Ипром. А вот революция 1789 года с ее вооруженными “массами” нанесла жестокий ущерб этике служебного долга. Уже столкновения вооруженного французского народа с вооружившимися народами русских и испанцев воскресили картины варварских нашествий и религиозных войн.Профессиональные (и полупрофессиональные) армии сообщали войнам оттенок гуманности, впоследствии совершенно утраченной. Крымская и Итальянская войны были последними из больших войн, веденных джентльменами. Уже война 1870 года и поведение в ней германского вооруженного народа показали всю несовместимость правил морали и воинской этики служебного долга с интеллектом вооруженных народных масс. О безобразных бойнях 1914 года –позоре Динана и Лувена, зверствах в Сербии, развале Русской, Германской и АвстроВенгерской армий и отвратительных явлениях, этот развал сопровождавших, –нечего и говорить. Заменив профессиональные, “воспитанные” армии свирепыми народными ополчениями, человечество заменило бичи скорпионами, усугубило бедствия войны. Вместе с тем, война неизбежна, как неизбежна болезнь, –от нее не избавишься никакими бумажными договорами.Сейчас всё наиболее актуальным становится вопрос соотнесения морали и этики служебного долга. Это объясняется, с одной стороны, ростом религиозного сознания военнослужащих, а с другой утратой многих нравственных и моральных ориентиров в обществе. Уже в ближайшее время законодателю придется решать вопрос о свободе совести в Вооруженных Силах на двух уровнях стадии комплектования, когда некоторые призывники отказываются от военной службы по религиозным и иным убеждениям, и собственно внутри армии.

Проблема противоречия гражданских обязанностей и глубоких внутренних убеждений военнослужащих стала насущнойна сегодняшний день, и многим следователям и военным прокурорам приходилось сталкиваться во время расследования с делами военнослужащих об отказе принимать присягу и брать в руки оружие. Исследуя международные правовые документы и исторический опыт (ещев 1919 г. в Советской России был принят Декрет об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям), мы понимаем неоднозначность и двойственность данной проблемы.Основная цель закона об альтернативной государственной службе: разрешение противоречий, нахождение компромисса между гражданским долгом и совестью человека, убеждения которого не позволяют ему брать в руки оружие, принимать присягу, служить в армии. Данный закон должен давать личности возможность реализовать свой духовный потенциал не в Вооруженных Силах, а в сфере гражданских отношений. Гражданскую альтернативную службу нужно рассматривать как государственную повинность, одну из ее разновидностей, а не как лазейкудля желающих найти более облегчённый пусть. Сегодня закон об АГС должен стать механизмом реализации соответствующего конституционного положения о праве граждан выбирать способ служения обществу.Десять лет назад в СССР право на альтернативную службу вообще отсутствовало. Тогда действовал закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в ст. 3 которого говорилось, что каждый гражданин Советского Союза обязан, независимо от национальной и религиозной принадлежности, пройти службу в ВС. Такая служба расценивалась как священный долг по защите Отечества. Нужно отметить, что сейчас Россия осталась в цивилизованном мире практически единственным государством, которое не имеет закона об АГС, за исключением стран, где есть профессиональная армия (США, Канада, Великобритания). На профессиональную основу переходят французская и бельгийская армии. Многие считают, что принятие закона об АГС не только не снизит, но и повысит боеготовность Вооруженных сил России. Но поскольку закона еще нет, то сегодня молодые люди могут уклоняться от воинской обязанности по соответствующим мотивам и не нести за это никакой ответственности. Только лишь за 1980 г. в СССР уклонилось от службы лишь около 700 человек. Тогда такая цифра была чрезвычайным происшествием. А сейчас только на Россию за полгода приходится 30 тысяч уклонившихся! В то жевремя ст. 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от альтернативной службы. Но она не работает. Бездействует и статья за уклонение от военной службы, так как нет закона об АГС. Замкнутый круг. Кроме того, даже если отказника от военной службы (который не может в силу убеждений брать в руки оружие) всетаки призвали в армию и он служит, то может ли командир рассчитывать на этого солдата в экстремальной ситуации, когда необходимо выполнить ответственное задание или стрелять, или нажать на кнопку?.. Есть ли гарантия, что такой символический солдат выполнит боевой приказ и выступит против противника? Что это будет за армия? Да и почему будет? Наша современная российская армия уже стоит лицом к лицу перед этой проблемой.

Серьезным препятствием на пути реализации свободы совести в Вооруженных Силах России является отсутствие правового механизма реализации прав верующих военнослужащих. Сложный комплекс вопросов, связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих, регулируется всего одной статьей закона о статусе военнослужащих. Эта статья содержит в себе настолько общие и неясные положения, что они никоим образом не могут служить руководством при решении командирами воинских частей практических задач пореализации прав верующих военнослужащих. Для воинской организации, специфической чертой которой является строгая регламентация всех сторон ее жизни и деятельности, целесообразно было бы четко определить на уровне подзаконных актов, например на уровне устава внутренней службы, как обязанности командиров по реализации прав верующих военнослужащих, так и сам порядок их реализации. Напомним, что все это в уставах русской армии имелось. Ничего похожего в современных уставах Вооруженных Сил России нет.Серьезнымпрепятствием на пути реализации принципа свободы совести в условиях Вооруженных Сил является необразованность большинства офицеров в сфере религии. Большинство из них не только не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, но не знает и требований, которые предъявляет к его верующим подчиненным их религиозная вера в отношении воинской службы. Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, возникновения конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим военнослужащим того или иного приказа, причиной уклонения верующих военнослужащих от исполнения ими обязанностей воинской службы.Для того чтобы офицеры могли обладать необходимыми знаниями в области религии, во всех высших военных учебных заведениях следовало бы ввести чтение курса Религиоведение.Реализация принципа свободы совести в Вооруженных Силах тормозится и тем обстоятельством, что в нынешней структуре Вооруженных Сил отсутствуют какиелибо подразделения, специально занимающиеся проблемами обеспечения прав верующих военнослужащих. Следует заметить, что поначалу, когда стало налаживаться взаимодействие между армией и религиозными организациями, такие структуры были созданы.К сожалению, наши военные руководители зачастую не знают о том, сколько верующих в том или ином подразделении, к каким религиозным конфессиям они принадлежат, каков уровень их религиозности и насколько удовлетворяются их религиозные потребности в условиях воинской службы в данном воинском подразделении. Решение названных вопросов будет способствовать соблюдению прав военнослужащих и укреплению боеготовности Вооруженных Сил.Каждый человек выбирает свой уровень общения и восприятия в обществе: либо человек полезен для государства, либо для себя.И наверняка все мы когдалибо сталкивались с наиважнейшим явление в своей жизни: выбором и расстановкой своих жизненных и социальных приоритетов.Ведь ещё знаменитейший английский поэт и драматург в своё время заметил: «Моя честь -это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь -и моей жизни придет конец»

Ссылки на источники1.Каменев А. И Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. М.: Русский путь, 2000.145 с.2.О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1991.324 c.3.Свидзинский Э.Ф. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., Военный университет, 2000.67 с.4.Российский военный сборник Выпуск 13. Душа армии: Русская военная эмиграция о моральнопсихологических основах российской вооружённой силы. –М.: Военный университет, Независимый военнонаучный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. –560 с.5.Сельченок К.В.; Под общ.ред. А.Е.Тараса/«Проблемы военной психологии» Хрестоматия/Мн,: Харвест, 2003.512 с.6.Закон о всеобщей воинской обязанности, 1939 г., ст.3–URL:http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=227&Itemid=30

[Дата обращения 18.02.2014].7.О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1991, с.1058.Научнопрактический комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации. Н. Новгород: Номос, 1996, c. 3279.Наставление к самодисциплине и самовоспитанию. Собрание писем старого офицера к своему сыну // История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. М.: «Российский Архив», 1996, c.55610.История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. М., «Российский Архив», 1996, c.12811.Каменев А.И. Офицер профессия идейная // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., Военный университет, 2000, с.16912.Галкин М. Новый путь современного офицера // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М.: Военный университет, 2000, c.42813.Цитаты Уильяма Шекспира–URL:http://www.stratford.ru/quotes.php?id=98

[Дата обращения 16.02.2014].

SavostinaEvgeniyaAndreevna1st year student of the department of developmental and social psychology , Department of Psychology NIU "BELGU" Belgorod state research university, [email protected] of morality and ethics dutyAbstract:The article examines the relationship of concepts such as morality and ethics of duty. Historical analysis of legal regulation of the concepts of military honor in Russian and Soviet armies, showing that, along with a clear regulation of issues related totheir military service, great attention was paid to military morality , norms and rules of behavior at work and in everyday life. Also describes the polarity of ethics and morality of duty, duality combining previously described concepts and possible solution to this dilemma.Keywords:ethics, morals, call of duty , alternative civil service .