Связь экономической свободы и социальной ответственности. Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Что такое свобода в экономике

Консерваторы(Победоносцев, Катков, Толстой)
Журнал «Московские ведомости»
В идеологических рамках теории
«официальной народности»
Требования: сохранение самодержавия,
помещичьего землевладение,
свертывание реформ,
за патриархальный образ жизни.
идеи панславизма во внешней политике

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) -редактор «Московских ведомостей»

Михаил
Никифорович
Катков (18181887)
-редактор
«Московских
ведомостей»

В 1860-е годы Михаил Катков - известный публицист и
политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в
частности, нацеленных на утверждение так называемого
«классического» образования (с преподаванием древних
языков и главным образом гуманитарных предметов).
С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея
Цесаревича Николая при Московском университете
(«катковский лицей»). По замыслу основателей лицей
должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и
университетов.
Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как
обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди
разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что
дорого каждому образованному и культурному человеку.
Видя в классическом образовании своеобразную прививку от
увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что
в результате падения образовательного уровня аудитории
вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных
мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически,
неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в
своей голове…»

С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна
без «власти», поскольку только власть способна защитить
личную свободу людей. Люди обретают в лице государства
высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и
«только по недоразумению думают, что монархия и
самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же
деле она обеспечивает ее более, чем всякий
конституционализм».
Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не
потворства их порокам и недостаткам, а решительного
противодействия тому, что их губит. Ослабление власти,
отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства
появляются тайные.
В качестве силы, удерживающей государство и народ от
падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть
только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”.
Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек.
Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого
движения в государственной жизни.

ЛИБЕРАЛЫ
Журналы «Русская мысль»,
«Вестник Европы»
Борис Николаевич Чичерин
Константин Дмитриевич Кавелин

либералы

Журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»
Требования: продолжение реформ
Демократические свободы
За конституционную монархию
За свободу предпринимательства
За реформы, против революции
Основной вид деятельности – подача адресов
на имя царя

Радикалы
Журналы «Колокол»
«Современник»
Александр Иванович Герцен
Николай Гаврилович Чернышевский
1812 -1870
1828-1889

Радикалы (революционеры)

Вели активную антиправительственную
деятельность
Создавали тайные организации,
действовали в России и за пределами
России
Издавали и распространяли прокламации
За насильственные методы преобразований
в России

Причины распространения радикальных идей

Реформы 1860 -1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в
жизнь России, все же имели незавершенный и во многом
непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков
прошлого.
Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную
свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от
помещика, и от государства.
Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту
радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся
молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев
из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды
разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян.
Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной
структуре общества, стал питательной почвой для революционного
движения, которое набрало значительную силу в период правления
Александра II.
Так возникло народничество.
Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860-1910х годах.
Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих
корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с
ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной
мудростью», «народной правдой».

Основные идеи народничества

Сторонники идей утопического социализма А.И.
Герцена и Н.Г. Чернышевского
Основа социализма в России – община.
Путь к социализму лежит через революцию
Организатор и вдохновитель революции –
интеллигенция.
Капитализм в России - привнесенное из вне
явление, считали капитализм регрессом в
общественном развитии. Россия минует
капитализм благодаря общине.
Боролись против самодержавия и остатков
крепостничества.

Идеологи народничества

П.Л. Лавров (1823-1900) М.А. Бакунин (1814-1876)
П.Н. Ткачев (1844-1886)

Организации революционеров

В 1861г. возникает первая революционная организация «Земля и
воля». В названии организации были заключены ее главные
идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей
земли и ликвидация самодержавия, замена его
демократической республикой.
Лидеры «Земли и воли»:
братья А.А. Серно-Соловьевич и Н.А. Серно-Соловьевич
Н.Н. Обручев
А.А.Слепцов
Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские
волнения, которые возглавит «Земля и воля». Волнения
перерастут в революцию.
Но надежды не сбылись.
Руководители были арестованы, не успев развернуть активную
деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860-х гг.

Организация Н.А. Ишутина (18631866)
Вели революционную пропаганду среди
студентов, организовали небольшую коммуну,
имевшую свою кассу взаимопомощи,
переплётную и швейную мастерскую,
бесплатную библиотеку и школу. В своей
деятельности Ишутин сочетал пропаганду в
народе идей утопического социализма с
заговорщической и террористической
тактикой.
Группа «Ад» (Д.Каракозов)
4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в
Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет
покушениям революционеров на
Александра II

Реакция правительства

После покушения Каракозова военный министр Д.А.Милютин
пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы
способны предотвратить рост революционного движения. Но
возобладала иная политическая линия.
Были закрыты «Современник» и «Русское слово». Значительно
сузились права земств. Решения земских собраний подлежали
теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел.
Губернаторы получили право отстранять от должности земских
деятелей, признанных «неблагонадежными». Земствам разных
губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать
без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка
городской реформы.
Либерального министра просвещения А.В.Головнина сменил граф
Д.А.Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры
перегружены древними языками, что должно было, по странному
замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной
общественной жизни.
Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в
университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в
армию, но против этого выступил военный министр Д.А.Милютин.

Реакция правительства

Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III
отделения Его Императорского Величества канцелярии П.А.Шувалов.
Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми
покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники
именовали его «Петром IV». Он даже требовал предоставить ему
право увольнять чиновников любых ведомств.
По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор,
являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не
побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений».
Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй
(Ф.И. Тютчев)

«Народная расправа» С.Г. Нечаев
Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается
страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским
способом; дисциплина должна быть полная.
«Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис
революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни
дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от
мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку
разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он
презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю
общественную нравственность».
Стал прототипом Петра
Верховенского – героя романа
Ф.М. Достоевского «Бесы»

Волкова А.А

МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

Урок обществознания в 10 классе.

Учитель Волкова А. А,

КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

Тема: Экономическая культура.

Учебная цель :

Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

Развивающая цель :

Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

Воспитательная цель :

Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 мин.).

II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

З Задачи:

1. Обеспечить контакт с классом.

2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

3. Создать рабочую атмосферу.

II. Проверка домашнего задания.

Задача:

Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

1.Индивидуальная работа у доски.

Задание:

1. Составить схему «Экономическая культура».

2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

2. Фронтальный опрос.

1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Задача:

Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

Об этом и пойдет разговор на уроке.

IV . Усвоение нового материала.

1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

Задачи:

1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

План изучения темы: (Слайд №5)

I . Деловая этика.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

    Деловая этика.

Работа в группах. (3 группы).

Задание 1.

Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

Обсуждение задания.

Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Задание 2.

Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность

«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

Учитель : Честным быть выгодно?

Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

Беседа по вопросам: (Слайд №15)

    Что такое экономическая свобода?

    Что такое ответственность? Социальная ответственность?

    Как связаны между собой:

Экономика и право;

Экономика и экология

Экономика и социальная и политическая стабильность

V . Закрепление изученного.

Задача:

закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Учитель : определите понятия (Слайд №16)

    Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

Уровень и качество экономических знаний,

Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

(экономическая культура).

    Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

(деловая этика)

    самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

(экономическая свобода)

    социальное и морально-правовое отношение личности

Выполнение нравственного долга и правовых норм.

(социальная ответственность)

VI . Контроль и коррекция знаний.

Работа с тестом. Самоконтроль.

Задача:

Проверить уровень усвоения материала.

Тест. (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные слова:

А. Экономическая культура общества - это система … .

Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

    Экономические отношения включают

А. Обмен.

Б. Потребление.

В. Производство.

Г. Распределение

Д. Все выше перечисленное.

    Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

2.Д;

3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

VII . Информация о домашнем задании.

Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

Задача :

проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

VIII . Подведение итогов урока.

Задача:

оценить деятельность учащихся.

Свобода в представлении людей, к ней не привыкших, обычно означает вседозволенность. Отсутствие запретов они понимают как возможность ни в чем себя не ограничивать. Хотя свобода, в том числе и экономическая, это замена внешних ограничений внутренними.

Что такое свобода в экономике

Экономическая свобода - основа любой предпринимательской деятельности. Классическая теория капитализма предполагает, что рынок - система саморегулирующаяся.

Но этот процесс возможен только при отсутствии внешнего управления, то есть в условиях полной свободы. Предприниматель сам выбирает, чем именно он будет заниматься и сколько будет стоить его товар. Потребитель решает, что он хочет покупать и почем. Единственная задача государства - следить за соблюдением законодательства, в том числе и антимонопольного. Теоретически звучит замечательно.

Подобные идеи, определяющие, что же такое экономическая свобода в экономике, существовали еще в XVII в. Труд Адама Смита всего лишь подытожил эти тенденции.

Сущность экономической свободы

Позиция сторонников невмешательства государства в рыночные процессы сводилась к следующему: любой человек стремится к собственной выгоде. И если получение максимальной прибыли требует разумного выбора, значит, выбор будет разумным. Конкурентная борьба, экономическая свобода сама продиктует предпринимателям стратегию, наиболее точно соответствующую ситуации. Если на рынке наблюдается дефицит товаров - значит, найдется кто-то, кто будет изготавливать его в достаточно количестве. Если избыток - самые слабые производители обанкротятся. Если продавцов много, цены будут снижаться. Только так можно привлечь покупателя, заставить его сделать нужный выбор.

Дикий капитализм и дарвинизм в действии

По мнению Адама Смита и его единомышленников, экономическая свобода в экономике то же, что закон всемирного тяготения в физике. То, что приводит в действие любой механизм, то, что задает единые правила игры для всей системы.

И государство должно всего лишь не допускать злоупотреблений, нарушений правил игры. Тогда экономика будет просто процветать - как и любой здоровый, развивающийся естественным путем организм.

Вот только практика показала, что в таком виде экономическая свобода в рыночной экономике существовать не может. Да, она естественна. Да, она логична. Но природа тоже естественна и логична. Можно ли сказать, что природа гуманна?

Чрезмерно размножившаяся популяция мышей вымрет от голода - и это вполне естественно. Ее будут усиленно уничтожать так же размножившиеся благодаря хорошему рациону хищники. Вмешиваться в этот процесс, подкармливать несчастных грызунов и защищать их от естественных врагов нельзя. Это приведет к экологической катастрофе. Можно ли так поступить с людьми?

Лучше быть богатым, чем бедным

Законы дикой природы хороши в лесу, но не цивилизованном мире. В естественных условиях и больные детеныши погибают первыми, что даже полезно для вида - так дефектные гены исключаются из размножения. Никто же не предлагает подобными методами улучшать генофонд человечества. Поэтому экономическая свобода и социальная ответственность должны идти рука об руку.

Вот только среднестатистический человек редко проявляет подобную сознательность. Он мыслит категориями «сегодня-завтра», а не «пять лет, десять лет, сто лет».

К тому же придерживаясь стратегии получения максимальной выгоды, предприниматель может не быть ни порядочным человеком, ни хотя бы просто добрым. Что мешает владельцу фармацевтической фирмы продавать сердечные препараты или обезболивающие по завышенным ценам? Ведь люди вынуждены будут их покупать, у них не будет другого выхода. Без госрегулирования предотвратить подобное развитие событий нельзя.

Да и скорейшее получение предпринимателями высокой прибыли не всегда идет на пользу экономике в целом. Потому что самый простой способ разбогатеть обычно просто противозаконен. Нет ничего доходнее торговли наркотиками. Но это утрированный пример, просто поясняющий общую тенденцию. Предприниматель стремится заниматься той деятельностью, которая обеспечит максимальный доход при минимальных тратах и рисках. А если исключить противозаконные способы обогащения, самым легким способом заработать остается торговля. Полная экономическая свобода в стране с высокими рисками приведет к появлению неисчислимого количества торговцев. Что, собственно, и произошло во многих странах бывшего Советского Союза.

Свободный выбор предпринимателей

Да, экономическая свобода и предпринимательство невозможны друг без друга. Но не всегда логика личного обогащения совпадает со стратегическим планами развития государства. Производство - это всегда риск, особенно в стране с нестабильной экономикой. Фермерство - риск вдвойне. Не так уж много людей захочет заниматься бизнесом, который может оказаться не просто малодоходным, а убыточным. Намного выгоднее и спокойнее торговать китайскими сумочками или сигаретами. И доход приличный, и в случае необходимости можно мгновенно свернуть высоколиквидный бизнес - ущерб будет равняться всего лишь стоимости очередной партии товара.

И что будет со страной, пошедшей по пути исключительно естественного регулирования, через несколько лет? К чему приведет такая экономическая свобода? Как будет выглядеть экономика? Особенно если принять во внимание тот факт, что банки тоже предпочитают долгосрочному кредитованию краткосрочное - так риски намного меньше.

Как выглядит полная свобода

А ведь так уже было - в 90-х годах прошлого века.

Если вынести за скобки чудовищный уровень коррупции и преступности, именно 90-е и представляли собой живое воплощение термина «экономическая свобода». Понятие это всеми воспринималось в самом примитивном ключе. Зачем реконструировать завод, вкладывать в него огромные суммы, если никто не знает, что будет со страной завтра? Намного проще выжимать из него последнее - до тех пор, пока оборудование совсем не придет в негодность. А потом продать его на металлолом, вложив деньги во что-то еще. Больше, быстрее, агрессивнее! Научные разработки? А это выгодно? Если нет, если они не принесут прибыли сегодня или завтра - то зачем они? Лучше вложить средства во что-то реальное, к примеру, в ликероводочный заводик, выпускающий не слишком качественную, зато дешевую в производстве продукцию. Зачем тратить деньги на улучшение характеристик почвы, на ирригацию? Ведь урожай можно собрать только раз в год, да и то может не повезти. Град, заморозки, проливные дожди - это риск. Намного выгоднее взять кредит, купить овощи где-нибудь в Турции или Израиле, а потом быстро продать.

Последствия непродуманной экономической политики

Экономическая свобода выбора позволяла принимать любое решение. Самое простое и выгодное выглядело именно таким образом.

В итоге всего за десятилетие промышленность страны была практически разрушена, сельское хозяйство медленно коллапсировало, а наука была отброшена далеко назад. Много усилий потребовалось, чтобы восстановить экономику до прежнего, докризисного уровня. А уж отставание в высоких технологиях не компенсируешь никакими деньгами.

Стоила ли этого экономическая свобода? Понятие предпринимателей о ней оказалось весьма далеко от предположений ученых-экономистов.

К сожалению, те, кто рассуждал о естественном отборе и борьбе за выживание, не учли простого обстоятельства. Особи одного вида не уничтожают друг друга. Живущие группами животные взаимодействуют, помогают друг другу. Их заставляет делать это инстинкт. Увы, у людей он не работает. Поэтому регулирующую функцию в экономике выполняет государство. Это неизбежно. Без подобного вмешательства экономика действительно превращается в джунгли.

Госрегулирование без запретов

Госрегулирование в экономике не носит запретительный характер - конечно, кроме моментов, связанных с нарушением законодательства.

Достаточно грамотной налоговой и кредитной политики. При наличии эффективной системы перераспределения бюджета экономическая свобода и социальная ответственность вполне могут сосуществовать. Швеция - живой тому пример.

Для того чтобы стимулировать развитие какой-то отрасли экономики, достаточно обеспечить эффективное и недорогое кредитование и гарантировать налоговые льготы предпринимателям, желающим работать в этой сфере. Желающие заработать всегда найдутся.

Есть отрасли традиционно убыточные. Сельское хозяйство, некоторые отрасли тяжелой промышленности, наука. Означает ли это, что они не нужны? Ни в коем случае. Государство должно поддерживать эти области деятельности целевыми дотациями. Они - залог экономической самостоятельности страны.

Государство и предприниматели - условия договора

Экономическая свобода и ответственность - понятия взаимосвязанные. Одно невозможно без другого. Беда стран с развивающейся экономикой не в том, что в них мало свободы. Беда в том, что ни предприниматели, ни государство не привыкли к ответственности. Любая система может существовать только в равновесии.

Если граждане достаточно сознательны и платят налоги - значит, государство должно использовать их строго по назначению. И по первому требованию отчитываться во всех произведенных тратах. Подобная взаимная честность не просто логична, она необходима. Потому что если государство уклоняется от ответственности и неэффективно расходует госсредства, люди быстро понимают, что платить налоги незачем, это бессмысленно. А значит, доходы начнут скрывать, экономика уйдет в тень, а государство вынуждено будет восполнять дыры в бюджете совсем уж драконовскими мерами, да еще и направленными на тех немногих предпринимателей, которые все еще платят налоги.

Эффективную, стабильную экономику можно создать только в условиях взаимной честности и доверия.

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой свободного предпринимательства. Что означает слово «свободного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, что у него есть определенная совокупность прав, гарантирующих автономию, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использования произведенного продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили ее приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип «ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода творчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является ее достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления суверенитета личности. Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает прежде всего утоление голода, а уже потом другие его возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от ее социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Идея социальной ответственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970-1980-е гг. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов. Затем ее необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание «завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности, социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии, генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело вторжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространенное мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во многом зависит от того, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать правовые и контролирующие методы с экономическими механизмами и самоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

Понятие свободы исторически рассматривалось с разных точек зрения. Все помнят, что существует понимание свободы как анархии, или, напротив, как осознанной необходимости. Свобода выбора предполагает наличие альтернатив. Свободное государство связывают с плюрализмом и демократией. Что же такое экономическая свобода?

Это понятие предполагает, что человек вправе решать самостоятельно, какую деятельность ему выбрать, работать ли по найму или заниматься предпринимательством. Кроме того, мы можем свободно выбирать товары, отдавать предпочтение тому или иному производителю.

Благодаря этой двойственности происходит развитие общества, а также поддерживается его стабильность. Можно сказать, что экономическая свобода и социальная ответственность - это неразделимые понятия.

В настоящий момент понимается не только как учет потребностей других людей и их экономических интересов. Это понятие распространяется и на которая является источником сырья, и, как следствие, получения прибыли.

В течение многих последних лет нерациональное использование ресурсов влекло за собой резкое ухудшение качества окружающей среды. Долгое время предприниматели считались людьми, которые не остановятся ни перед чем ради получения прибыли, и понятие «экология» является для них пустым звуком.

Однако в настоящее время возникает серьезная необходимость в изменении в отношении использования К сожалению, в нашей стране уровень понимания последствий бесконтрольной эксплуатации источников сырья пока очень низок.

Итак, экономическая свобода возможна только в том обществе, где существует развитая социальная ответственность, в область которой входят не только соблюдение экономических интересов других людей, но и забота о природе, являющейся источником сырья и основой для развития экономики любой страны.