Институт: понятие, признаки, виды, регулирование. Экономические институты и собственность в рыночной экономике

1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Политэкономия – одна из самых древних наук. Стремление к изучению этой науки объясняется необходимостью познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности, закономерностей экономического развития во все времена.

В настоящее время интерес к политэкономии все более возрастает. Причиной тому являются глобальные перемены, которые происходят в современном мире.

В современных условиях выпускники высших учебных заведений независимо от специальности каждого из них должны иметь представление о происходящих экономических процессах, правильно оценивать направления общественного развития. Это необходимо для того, чтобы иметь определенное миропонимание; грамотно оценивать происходящие реформы, преобразования; иметь свою позицию по некоторым вопросам.

Наиболее полное представление о многообразии личности человека могут дать гуманитарные науки, в том числе экономическая теория, которая выделяет в человеке то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей.

Экономическая теория является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, которая помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

На протяжении всей истории развития экономической науки мощными импульсами для развития экономической теории были экономические кризисы. Так, например, теория Альфреда Маршалла возникла и получила широкое распространение в результате кризиса 1872 г., последовавшим за ним глубоким экономическим спадом и затем депрессией, затянувшейся на 20 лет, кейнсианство появилось после Великой депрессии 1929–1933 гг., монетаризм – после кризиса 1960–1970–х гг. и т. д.

Несостоятельность сформировавшихся взглядов и представлений об экономических процессах, кризис современной экономической мысли являются глобальной тенденцией в современном мире.

Кризис экономической мысли в России можно назвать кризисом марксизма. Долгое время марксизм был в России господствующей идеологией и основой хозяйственной жизни общества.

Сегодня Россия переживает период реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, получившей развитие в большинстве стран Запада, Японии, США. По мнению многих ученых-экономистов, переход к рыночной экономике не должен проводиться в точности по западному образцу. Достижения западных ученых должны быть основой для понимания общих закономерностей экономических процессов, с тем чтобы, учитывая специфику российского хозяйствования, применить эти законы экономики в практике российского хозяйствования. Все это делает необходимым изучение и использование достижения западных ученых в области экономической теории.

2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ

Свою хозяйственную деятельность субъекты экономики осуществляют в определенной социально-экономической среде. Выделяют естественную и социальную среду. Первая определяет непосредственное взаимодействие человека, групп, общества в целом с природой в процессе хозяйственной деятельности. Вторая имеет отношение к общественной организации общества.

Естественная среда включает особенности климата, почв, численность населения, качество питания, жилища и т. д.

Свою хозяйственную деятельность человек осуществляет в условиях естественной ограниченности ресурсов (климатические условия, объем полезных ископаемых, количество осадков и т. д.). Например, большую часть земного шара занимают моря, а это ограничивает человека в таком ресурсе, как земля.

Наиболее благоприятные для хозяйственной деятельности людей территории – это регионы, на долю которых приходится среднее число осадков (от 250 до 1000 мм). К таким территориям относятся Восточный Китай, Центральная и Западная Европа, восточная половина США.

Большое значение в хозяйственной деятельности имеет наследственность. Например, в некоторых древних племенах младенцев со слабым телосложением убивали. Проводя социальную политику, государственные деятели должны помнить, что дети наследуют не только здоровье, но и болезни. Неполноценное питание, антисанитарные условия способствуют росту смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений.

Современная наука о жизнедеятельности людей должна также учитывать связь человека с космосом. Большой вклад в это направление был внесен русским ученым В. И. Вернадским. Основные идеи его учения отразились в его работах о ноосфере. В ноосфере человек может коренным образом реорганизовывать свою жизнь, изменить условия жизнедеятельности. Могущество человека на Земле, по теории Вернадского, обусловлено не его физической силой, а его разумом и трудом, направляемым разумом.

Невозможно отделить человека от природы. Все живые организмы взаимосвязаны друг с другом и с природой. Также Земля и другие планеты неразрывны и находятся в постоянном взаимодействии.

Природное равенство и биологическое единство – это закон природы, в основе которого лежит принцип равенства всех людей. В хозяйственной жизни эта идея воплощается в понятии социальной справедливости.

В последнее время научно-технический прогресс сделал человечество единым целым. Средства связи позволяют человеку быть доступным в любом уголке мира. Все это усиливает значение общечеловеческих ценностей и делает глобальные проблемы общими.

3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Институты – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных норм и правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите.

Институты имеют особенность медленно меняться в соответствии с изменениями в окружающей среде. Многие институты, эффективные в прошлом, становятся нерезультативными и тем не менее остаются таковыми продолжительное время.

Институты делятся на следующие виды:

1) формальные. Это правила, придуманные людьми. Они создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике;

2) неформальные. Общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т. д.). Роль институтов в экономической жизни состоит в уменьшении неопределенности, организации взаимоотношений между экономическими агентами, ограничении набора альтернатив в экономическом поведении человека. Существуют следующие субъекты рыночной экономики:

1) предприниматели;

2) конечные потребители;

3) владельцы ссудного капитала;

4) работники, предлагающие свой труд;

5) собственники ценных бумаг и т. д.

В закрытой экономике выделяют четыре группы экономических агентов.

1. Домашнее хозяйство экономическая единица, действующая в потребительской сфере экономики. Состоит из одного или нескольких лиц, обеспечивает воспроизводство «человеческого капитала», а также самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Предприятие (фирма) – экономическая единица, целью деятельности которой является получение прибыли. Стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Полученный доход предприятие расходует не на личное потребление, а на расширение производства.

3. Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

4. Государство (правительство) представлено совокупностью правительственных организаций, которые осуществляют свою деятельность для достижения общественных целей. Бюджетные учреждения осуществляют функции государственного регулирования экономики.

Роль институтов заключается в создании определенных правил поведения, устойчивости повседневной жизни. Общественные институты очень часто оказывают влияние на различные организации и поведение экономических субъектов. Они удовлетворяют идеологические или духовные потребности.

4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Модель человека – это унифицированное представление о человеке, осуществляющем свою деятельность в определенной системе социально-экономических координат.

Первое направление – модель «Homo economicus». Эту модель рассматривали английская классическая школа, маржиналисты и неоклассики. В центре внимания этой модели денежный интерес, который является главным мотивом деятельности «человека экономического.

В соответствии с этой моделью поведение индивида нацелено на то, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «Homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей.

Второе направление – кейнсианцы, инсти-туционализм и историческая школой.

Стимулы поведения человека включают как стремление к материальным, денежным благам, так и определенные элементы психологического характера – соблюдение различных традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др.

Характерныыми особенностями модели является неполнота информации хозяйствующих субъектов, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных устремлений и т. п.

Несовершенство информации влечет за собой возрастание таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. д.

Третье направление – принципиально новая разновидность модели «Homo economicus» , отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максими-затора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность ит.д.).

Модель характеризуется многообразием и динамизмом потребностей, главная потребность – потребность в самореализации, установление связей с другими людьми и т. п.

Четвертое направление – «советский экономический человек». Корни модели уходят в сталинский тоталитарно-репрессивный режим. Модель «советский экономический человек» отражает основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства.

Эта модель характеризуется доминированием стремления к минимизации трудовых затрат, господством иждивенческих настроений, ожиданием скромного, но твердого, гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте.

5 БЛАГА

Благо – это любой предмет, явление, который удовлетворяет какую-либо человеческую потребность и отвечает целям, интересам, стремлениям людей.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуги – это рациональная деятельность человека, имеющая положительный эффект, в результате которой удовлетворяются те или иные потребности человека.

Согласно наиболее распространенной классификации выделяют следующие виды благ.

1. Материальные блага – это естественные, природные блага (полезные ископаемые, земля, вода, воздух); продукты производства (продовольственные продукты, здания, станки, автомобили и т. д.). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права).

2. Нематериальные блага – это блага, воздействие которых направлено на развитие способностей человека, поддержание здоровья. Эти блага создаются в непроизводственной сфере – здравоохранении, кино, театре, образовании, искусстве, музеях и т. д. Выделяют следующие виды нематериальных благ:

1) внутренние. Это способности, которыми человек наделяется от рождения и развивает в себе по собственному желанию (голос, ораторские способности, способности к науке и т. д.);

2) внешние. Это блага, которые человек получает от внешнего мира (репутация, деловые связи и т. д.).

По критерию времени блага подразделяются на: настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т. д.

Следующая классификация делит блага на экономические и неэкономические.

Экономические блага являются результатом экономической деятельности, их количество ограничено. Этот вид блага связан с поведением хозяйствующего субъекта в условии ограниченности ресурсов.

Неэкономические блага – блага, предоставленные природой без приложения человеком каких-либо усилий (воздух, вода, свет и т. д.). Их количество достаточно для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

Специфической формой экономического блага является товар.

Товар – это специфическое экономическое благо, продукт труда, предназначенный для обмена.

Основными характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость (ценность).

Потребительной ценностью наделяют благо его полезность, свойства, позволяющие удовлетворять какую-либо потребность человека.

Потребительной стоимостью обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самым различным (как то физические, духовные потребности).

Меновая стоимость – это количественное пропорции обмена потребительных ценностей одного рода на другие потребительные ценности. Например, 1 чайник на 5 кг муки.

6 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ

Потребность – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, требующая удовлетворения.

Выделяют следующие потребности:

1) физиологические (в еде, питье, сексуальные и т. д.);

2) в социальных связях (причастности к какой-либо группе);

3) материальные и духовные;

4) рациональные и иррациональные;

5) абсолютные и действительные и др.

При осознании потребностей они приобретают конкретную форму – форму интереса.

Проявление экономических потребностей выражает экономический интерес.

Существуют общественные, коллективные и личные интересы, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, финансовые, трудовые и т. д.

Интересы являются основой экономических отношений.

Экономические отношения – это отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Экономические отношения создают фундамент экономической организации общества, асовместно с производительными силами определяют характерные формы и виды экономических систем.

В любой экономической системе эти отношения представлены производственными ресурсами.

Экономические ресурсы - это совокупность различных составляющих производства, которые могут быть использованы для производства материальных и духовных благ и услуг.

Различают ресурсы трудовые (население в трудоспособном возрасте), природные, материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, вложенные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники).

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов. Причиной тому является истощение невоспроизводимых природных ресурсов.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Абсолютная ограниченность представляет собой недостаточность производственных ресурсов для удовлетворения потребностей всего общества.

Если сократить часть потребностей общества, то абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, так как для удовлетворения ограниченного круга потребностей общества ресурсов достаточно.

Абсолютная ограниченность ресурсов свойственна природным и трудовым ресурсам; относительная характерна для материальных, информационных, финансовых ресурсов.

7 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Экономические ресурсы – это совокупность различных составляющих производства, которые могут быть использованы для производства благ и услуг.

По причине ограниченности экономических ресурсов общество вынуждено делать выбор. В процессе выбора приходится от чего-то отказываться.

То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранных целей.

Например, денежная стоимость экономических ресурсов строительства мостов (расходы на землю, материалы и рабочую силу и т. д.), являются вмененными издержками жилых домов, больниц, школ, которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов.

Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство мостов, а может снизить объем этого строительства с тем, чтобы строить также жилые дома, больницы и школы. Объемы строительства жилых домов, больниц и других зданий не только альтернативны, но и взаимодополняемы.

Общество осуществляет технологический выбор в экономике (например, между строительством мостов и жилых домов путем перераспределения ресурсов).

Национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом.

Основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.

Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый фактор, необходимый для удовлетворения многообразных потребностей человека, ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и выбора наилучшего сочетания факторов производства.

Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.

1. Что? (Какие из возможных благ и услуг должны производиться в данной экономической системе в данный период времени?)

2. Как? (Какую комбинацию сочетания ресурсов и с использованием какой технологии необходимо использовать для производства выбранных благ и услуг?)

3. Для кого? (Кто заинтересован в покупке выбранных товаров и услуг, каково должно быть распределение валового дохода общества от их производства?)

Свойства данной хозяйственной системы не всегда равны сумме свойств ее составляющих. Система динамична и постоянно находится в развитии. Для хозяйственной системы характерны такие свойства, как стабильность и изменчивость; устойчивость и подвижность; противоречивость.

Экономическое противоречие – это одновременное проявление в одном и том же экономическом процессе взаимоисключающих тенденций и свойств, что является сущностью и источником самодвижения экономических процессов.

8 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Процесс общественного производства включает четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека.

В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли.

Распределение – стадия определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в производственном процессе.

В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.

Обмен – стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Потребление можно подразделить на два типа: личное потребление и производственное.

Личное потребление осуществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение всегда остаются индивидуализированным процессом.

Производственное потребление предполагает использование средств производства для создания новых потребительских благ.

Процесс воспроизводства – возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ.

Производство в целом есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособить их для удовлетворения тех или иных потребностей. Процесс труда составляет материальную основу процесса производства.

Основными элементами данного процесса являются рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Труд есть целесообразное расходование человеком своей рабочей силы по преобразованию форм природы для удовлетворения присущих обществу многообразных потребностей.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, используемая в процессе изготовления продукции (материальных благ). Труд по созданию материальных благ называется производительным, т. е. создающим заново материальные блага.

Труд в нематериальном производстве (труд учителей, врачей, чиновников и др.) является непроизводительным.

Предметы труда – это материальная основа будущего готового продукта, то, на что направлен труд.

Средства труда – вещь (комплекс вещей), с помощью которых человек воздействует на предмет труда в процессе производства готового продукта.

Материальные средства труда делят на естественные (земля, песок, камень и т. п.) и технические (производимые человеком).

Институты – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных норм и правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите.

Основные институты экономики: собственность, деньги, банки, торговля, производство.

1. Домашнее хозяйство – экономическая единица, действующая в потребительской сфере экономики. Состоит из одного или нескольких лиц, обеспечивает воспроизводство «человеческого капитала», а также самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Предприятие (фирма) – экономическая единица, целью деятельности которой является получение прибыли. Стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Полученный доход предприятие расходует не на личное потребление, а на расширение производства.

3. Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

4. Государство (правительство) представлено совокупностью правительственных организаций, которые осуществляют свою деятельность для достижения общественных целей. Бюджетные учреждения осуществляют функции государственного регулирования экономики.

Функции :

1. согласование социальных интересов хозяйствующих собственников, а также производителей и потребителей.

2. удовлетворяют социальный интерес

3. укрепление социальных связей внутри экономической системе, а также отношении с внешней средой

4.поддержание порядка и не контролируемой конкуренции, между хозяйствующими собственниками

Сущность социально-экономических институтов проявляется в их функциях.

1. Экономические институты выполняют интегрирующую функцию, способствуя реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на трансакционных издержках.

2. Информационная функция экономических институтов заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.

3.Регулирующая функция: социально-экономические институты направляют деятельность

экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом, и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрщщгельные последствия.

4. Негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.


Как и другие институты, государство представляет собой результат разделения труда, являя пример институционализации функции управления, которая по отношению к национальной экономике в современный период проявляется в виде пяти главных функций.

1. Оно оформляет и поддерживает целостность национальной экономики, устанавливая государственные границы и охраняя их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот.

2. Г поддерживает баланс интересов социальных групп, а также призвано выступать представителем коллективного интереса как нации в целом, так и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу тех или иных причин затруднена или невозможна (безработные, нетрудоспособные и т.д.).

3. Оно вырабатывает "правила игры" в сфере социальных и экономических отношений, включая гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство и законодательство о защите прав потребителей и т.д.

4. Г создает институты, облегчающие кооперацию деятельности, а также осуществляет надзор и контроль за соблюдением "правил игры" и взаимных обязательств, взятых на себя ее участниками.

5. Г призвано способствовать минимизации трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими).

Механизм контроля - набор средств, с помощью которых можно обнаружить нарушение или соблюдение правила, а также применить соответствующие санкции. Другими словами, результат в виде информации для координации действий является следствием не свободного волеизъявления и взаимной договоренности экономических агентов, а как раз наоборот - следствием принудительного исполнения определенных правил и норм.

От желания и воли людей в рыночной экономике зависит очень многое. Однако тезис «пусть люди делают всё, что хотят» ныне категорически неприемлем. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. и др. Тамбов. 2009 С. 190 Свобода означает: во-первых, равные экономические возможности для всех, т.е. право для каждого начинать экономическую деятельность в соответствии со своими возможностями и интересами и беспрепятственно выполнять её в рамках закона: во-вторых, служит условием существования конкуренции и эффективного распределения ресурсов.

Экономическая свобода вовсе не предполагает отсутствие правовых, социальных и иных ограничений на хозяйственную деятельность. Волевые отношения закрепляются в структуре прав и через систему стимулов определяют норму поведения человека в обществе. Тем самым законодательная основа общества является важной предпосылкой становления рыночного хозяйства и одновременно - следствием его развития.

В хозяйственной жизни, как и во всех остальных сферах человеческой деятельности, необходимо соблюдение определённых общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков хозяйствующих субъектов не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие экономики в целом. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. Указ. Соч. С. 203 Эти правила возникают и изменяются в процессе исторического развития, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке - государством.

Все хозяйствующие субъекты в рыночной экономике - государство, предприятия, граждане, занимающиеся бизнесом, и т.д. действуют по определённым правилам, указывающим, что можно и что нельзя делать, как строить взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Такие правила называются экономическими институтами.

Нередко в понятие «институт» включают и экономические организации, и учреждения, например такие, как правительство, парламент, центральный банк, министерства, службы, комиссии и т. д. В некоторой степени это вполне оправдано, поскольку все законы, распоряжения, указы, инструкции, нормативные акты, приказы и т. д. исходят из этих ведомств, затем доводятся до экономических агентов.

Вместе с тем понятие «институт» более широкое. Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. Институтами являются, например, право частной собственности, порядок открытия и регистрации нового предприятия, процедура получения государственной лицензии на разработку какого-либо месторождения и т. д.

Институты бывают формализованные и неформализованные. Формализованные институты - это все писаные правила, имеющие отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, другие экономические законы, Указы, постановления и распоряжения государственной власти. Система формализованных институтов по своему содержанию близка к понятию «рамочные условия экономической деятельности» хозяйствующих субъектов.

К неформализованным институтам (правилам) относятся традиции, социокультурные стереотипы, правила и процедуры, не санкционированные государством, но, тем не менее, практикуемые хозяйствующими субъектами в своей деятельности.

При недостатке правовых норм или неспособности государства обеспечить соблюдение законов неформализованные институты играют очень важную роль в регулировании поведения экономических агентов.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Тарушкин А.Б. Институциональная экономика: учебное пособие. Кемерово. 2011. С. 131 Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Экономические институты зачастую называют «правилами игры», причём заданными извне. Хозяйствующие субъекты никак не могут менять экономические правила и порядки по своему усмотрению. Например, они не имеют права изменить порядок закрытия предприятия в случае его банкротства. Изменением «правил игры» в пользу хозяйствующих субъектов обычно занимаются организации, специально созданные для этой цели.

Таким образом, писанные и неписанные законы, правила и нормы экономической деятельности - институты структурируют экономическую среду, задают внешние рамки хозяйственной жизни, привносят известную определённость и прогнозируемость в экономические процессы за счёт ограничения свободы и произвола экономических агентов.

Существует множество экономических институтов. Однако важнейшим из них является договор - институт сделки, представляющий собой двухстороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности его участников, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Договор регулирует поведение контрагентов по определённым, известным им признакам, в соответствии с логикой тех видов деятельности, которыми они заняты.

Другим видом экономического института является право собственности, регулирующее поведение людей в обществе в отношении тех или иных экономических благ.

Симметричным праву собственности является право человека. Это право регулирует поведение человека в отношении других людей. По своему содержанию оба института настолько близки, что фактически составляют часть одного целого - правил поведения индивида в обществе. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. Указ. Соч. С. 214

В высокоразвитых странах институциональная среда, сформировавшаяся в результате многовековой социально-экономической эволюции, чрезвычайно сложна, что можно рассматривать как её достоинство. В такой среде институты хорошо взаимодействуют, законодательство подробно регулирует весь спектр социально-экономических отношений. Существует огромное многообразие экономических организаций очень узкой специализации. В этих условиях хозяйствующий субъект функционирует в экономической среде легко и свободно, что значительно облегчает ему хозяйственную деятельность.

С течением времени со сменой условий и обстановки у экономических институтов наблюдается тенденция к изменениям. Однако решение об институциональном преобразовании должно быть принято соответствующим властным органом, а он не всегда делает это охотно и эффективно. Всё дело в том, что новые государственные законы, программы по регулированию и стабилизации экономики, основополагающие решения о расходах и налогах, мероприятия, предотвращающие инфляцию или спад производства, принимаются органами представительной и исполнительной власти. Но и избранные, и назначенные официальные чиновники исходят исключительно из собственных интересов. Все лица, управляющие государством, имеют свои цели, стремятся извлечь для себя выгоду из экономического процесса и максимизировать собственное благополучие. Поэтому решения, принятые ими, нередко бывают сомнительными и неэффективными с экономической точки зрения, поскольку в них учтены частные интересы.

Кроме того, изменение институтов связано в большинстве случаев с перераспределением прав отдельных групп или самого властного органа, принимающего решение об институциональном изменении. Иногда неэффективный институт может со временем в процессе изменения поведения экономической системы перестать вообще, функционировать. Например, люди могут просто перестать выполнять устаревший закон.

Очень важно проводить систематическую работу по изменению институциональной среды. При этом особую роль должно играть государство. Оно обязано устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности. Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается, прежде всего, в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

Как уже было сказано ранее, одним из главнейших экономических институтов является право собственности, а именно, как рассматривают сегодня ученые - экономисты сама частная собственность. Рассмотрим ее более подробно.

Собственность как экономическая категория формируется еще на заре становления человеческого общества. Значительное влияние на зарождение и развитие форм собственности оказали труд и его разделение между отдельными людьми, племенами. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1999. С. 48 Обладание средствами труда стало одним из определяющих условий жизни, производства необходимых средств существования. В то же время производительный труд давал возможность получать экономический продукт в большей мере, чем это было необходимо, чтобы обеспечить простейшие жизненные потребности того периода. Возникает накопление собственности, зарождается форма ее в виде богатства. Появление богатых и бедных, стремление расширить свои владения порождают войны за обладание территориями, богатством, имуществом; собственность начинает переходить из рук в руки. Увеличивающемуся населению надо все больше и больше земли, природных ресурсов, вовлекаемых в производство. В результате все доступное человеку тут же обособляется, захватывается, присваивается, делится, т.е. становится собственностью.

Возникновение государств способствовало зарождению государственной собственности. Тем самым сложилось разнообразие форм собственности в виде личной, семейной, родовой, государственной.

Впоследствии, собственность приобретает все более совершенный вид, в ходе истории она видоизменяется, трансформируется, некоторые формы уже исчезли с лица Земли (феодальная собственность). Сегодня же, человечество рассматривает этот институт в разных аспектах: нравственном, юридическом, экономическом. Следует различать экономическую и юридическую категории собственности. Как экономическая категория собственность выражает отношения присвоения и отчуждения между людьми. Экономическая теория // Под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов., 2000 . С. 317 Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике. В данной работе рассмотрим экономическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональную характеристику: владение, управление, контроль. Главным в функциональной характеристике собственности является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.

В современной экономической теории получило развитие целое направление экономического анализа, именуемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности. Курс экономической теории // Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 2000. С. 46

У истоков теории прав собственности стояли американские экономисты Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991 г., почетный профессор Чикагского университета, и А. Алчиан, профессор университета Лос-Анджелеса. Своеобразие экономического анализа, согласно их теории, состоит в следующем:

Во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют термин «права собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок» или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность.

Полный «пучок прав» собственности состоит из следующих 11 элементов, характеризующих содержание собственности «правил игры» при использовании благ:

Из Римского права:

право владения;

право пользования, т.е. личного использования вещи;

право осуществления управления, т.е. решения о том, как и кем вещь может быть использована.

право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.

Из 1-й половины XX в.:

право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации;

право на переход вещи по наследству или завещанию;

8) бессрочность.

Из 2-й половины XX в.:

9) запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других образом;

ответственность в виде взыскания, т.е. возможность изъятия вещи в уплату долга;

остаточный характер, т.е. ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты последней силы по любой иной причине. Журавлева Г.П., Юрьев В.М.Указ. соч. С. 321

В российском праве, исторически сложилась триада правомочий собственника: владение, пользование, распоряжение.

Специфическая форма современного распределения прав собственника - трастовое соглашение. Траст (англ. trust) - договор о праве хозяйственного ведения, т.е. соглашение о передаче права управлять своей собственностью другому субъекту. Причем собственник не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ. Это правовые порядки, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» из одиннадцати прав, или, как заметил Пол Хейне (1931-2000), некоторыми «травинками» из этого «пучка». Права собственности - это право контролировать использование определенных ресурсов и право распределять при этом затраты и выгоды. Именно права собственности или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности, ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности».

Правда, такой подход не является открытием выше названных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Карлом Менгером (1840-1921) в книге «Основания политической экономии». «Собственность, - писал К. Менгер, - своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем, несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ».Чепурин М.Н, Киселева Е.А. Указ. Соч. С. 52

Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключительный характер. Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам (т.е. свободный доступ к ним) означает, что они ничьи. Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

Четкая определенность прав собственности заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ. М., 2005.С. 67-68 Поэтому он заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. В процессе обмена права собственности передаются экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих, к лицам, ценящим их более. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. М., 2001. С. 47

В заключение можно отметить, что переход к рыночной экономике, осуществляемый в ряде стран, вызывает неизбежные институциональные изменения, необходимость создания новых рыночных институтов. Журавлева Г.П., Юрьев В.М. Указ. Соч. С. 307 Поэтому для научного сообщества очень важно рассматривать экономические институты, как важный критерий объяснения истоков и предпосылок высокоэффективного экономического развития.

Экономические институты – это устойчивые формы взаимодействия людей. Это своего рода нормы и правила, которые выполняют функцию ограничения поведения экономических агентов и упорядочивают взаимоотношения между ними.

Это сложное образование, все экономические институты взаимосвязаны, дополняют и от части заменяют друг друга. Особо следует выделить рынок и собственность.

Рынок (как экономический институт) – это форма общения равноправных лиц, физических и юридических – производителей (собственников) и потребителей (пользователей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также посредников между ними. Это добровольная взаимная передача прав собственности субъектами, результатом чего является договор (добровольная сделка). При этом происходит общественная оценка благ, перераспределение доходов. Рынок сегодня – это социальный механизм (связь между потребителем и производителем), а не просто место купли-продажи.

Купля-продажа – это одновременно взаимная передача агентами полных прав собственности на обмениваемые блага. Аренда – это (временная) передача хозяйственных прав на одно благо в обмен на ренту. При аренде любой может быть в убытке.

Спот-сделка: выполнение договора сразу после его заключения.

Срочные контракты: момент заключения контракта и выполнения его разнесены во времени (хеджирование, спекуляция, арбитраж).

Хеджирование – сделки на бирже. Спекуляция – операции при колебании цен, связанные с изменением конъюнктуры рынка. Арбитраж – одновременное проведение операций с одним товаром на срочном рынке и рынке наличности и извлечение прибыли от разницы цен.

Рынок – это совокупность трансакций (с англ. - сделка)

Трансакционные издержки (операционные издержки) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Формы трансакционных издержек: поиск информации; издержки ведения переговоров и заключения контрактов; издержки измерения (ошибки в подсчетах, приобретение измерительной техники); издержки защиты прав собственности; издержки, связанные с противоречивым поведением партнёров. Сокращение данных издержек осуществляется через оптовиков и посредников.

Собственность – это совокупность прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между субъектами по поводу использования экономических благ.

Для бизнеса важное значение имеет отношение собственности на средства производства, которые выражаются в 2-х видах экономических прав: право собственника и право хозяйствования (использования).

1. Право собственника (присвоение средств производства) - юридически закрепляется право субъектов быть собственником средств производства, т.е. владеть (обладать), пользоваться (извлекать пользу) и распоряжаться (определять судьбу)

2. Право пользования (хозяйствования или использования средств производства) – аренда, лизинг и т.д. На время право владения и пользования отдаётся собственником другому.

Отношение экономической реализации собственности – это когда использование средств производства приносит собственнику доход (прибыль, налог, арендная плата, ройалти – плата за использование чужой собственности).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Определение понятия «институт»

2. Институт и организация

3. Функции институтов

4. Эффективность институтов в экономике

Список использованной литературы

Введение

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Независимо от способа экономических отношений будь то на уровне фирмы, государства или международном уровне, проблема выбора институтов всегда стоит перед субъектами социально-экономической деятельности, принимающих решения от себя лично или по поручению организаций. Этот выбор должен основываться не на субъективных представлениях и не путем копирования и импорта институтов из «развитых стран», а путем объективной оценки их экономической эффективности от способа институционализации в соответствии с условиями и особенностями данной конкретной страны, региона, сферы и вида деятельности в соответствии и, наконец, индивида. Для этого должны быть выявлены критерии определения эффективности института безотносительно к его конкретной форме, т.е. «института вообще».

Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако, их создание сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию, действие законов, эффективно регулирующих экономику в развитых странах, при заимствованиях модифицируется существующей институциональной средой.

Институциональная структура экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации.

Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.

1. Определение понятия «институт»

Институты весьма разнообразны, и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие. В литературе можно встретить несколько различных определений институтов:

1. институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;

2. институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;

3. институты определяются как организационные структуры, например, финансовые институты - банки, кредитные учреждения;

4. понятие «институт» может использоваться применительно к личности или к определенному посту (например, институт президентства);

5. теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.

Неоинституциональная экономическая теория использует определение, которое принадлежит Д. Норту, получившему в 1993 году Нобелевскую премию за исследования в области новой экономической истории - клиометрии: «Институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные правила (конституции, законы, права собственности), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение».

В этом определении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Следовательно, институты задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен.

Д. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спортивных играх (например, в футболе). Эти правила игры состоят из формальных писаных правил и неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных и дополняют их - например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку противника. Правила иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию, т.е. действует определенный механизм, принуждающий игроков к соблюдению правил игры

Никто не станет оспаривать факт, что институты влияют на функционирование экономических систем. Но, ни современная экономическая теория, ни история не проявляют видимого интереса к роли институтов в функционировании экономики и экономическом поведении, потому что до сих пор не разработаны аналитические принципы, которые позволили бы включить институциональный анализ в теорию экономики и экономическую историю.

Институты структурируют повседневную жизнь, уменьшая неопределенность. Они организуют взаимоотношения между людьми, так, что когда мы хотим поздороваться, поехать на автомобиле, совершить покупку, занять деньги, организовать свой бизнес или выполнить любые другие действия, с которыми сталкиваемся в обычной жизни, мы знаем (или можем легко узнать), как это сделать. Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека.

Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям. Институты могут быть продуктом сознательного человеческого замысла - как, например, Конституция США, или просто складываться в процессе исторического развития, подобно обычному праву.

Институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Они абсолютно аналогичны правилам игры в командных спортивных играх. Институты состоят из формальных писаных правил и обычно неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных правил и дополняют их. И как следует, правила, и неформальные кодексы иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию. И формальные, и неформальные институциональные ограничения ведут к образованию вполне определенных организаций, структурирующих взаимодействие в обществе. Эти организации возникают на основе стимулов, заложенных в институциональной системе, а потому результативность их деятельности зависит от этой системы. Поэтому важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что установление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.

2. Институт и организация

Институты следует отличать от организаций. В литературе довольно часто встречается смешение понятий «институт» и «организация». По всей вероятности это вызвано тем, что организации, подобно институтам, структурируют отношения между людьми. Но если институты - это правила игры, то организации - это игроки. По Менару: «Организация - это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками».

Для организации характерны:

1. совокупность участников;

2. согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное относительно целей и средств организации (контракты, увольнения, забастовки);

3. формальная координация, определяющая структуру с учетом сложности (иерархии) ее правил и процедур (формализации) и степени централизации принятия решений.

В понятие “организация” входят политические органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фермы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры профессионального обучения). Организация - это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Чтобы смоделировать организацию, необходимо проанализировать ее руководящие органы, умения и навыки членов, а также влияние обучения в процессе деятельности на достижение организацией успеха к определенному времени. Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок.

Институты, наряду со стандартными ограничениями, описываемыми экономической теорией, формируют возможности, которыми располагают члены общества. Организации создаются для того, чтобы использовать эти возможности, и по мере своего развития организации изменяют институты. Результирующее направление институциональных изменений формируется, во-первых, “эффектом блокировки”, возникающим вследствие симбиоза (сращивания) институтов и организаций на основе структуры побудительных мотивов, создаваемой этими институтами, и, во-вторых, обратным влиянием изменений в наборе возможностей на восприятие и реакцию со стороны индивидов.

3. Функции институтов

Люди налагают на себя ограничения, которые позволяют им строить свои отношения с другими людьми во всех обществах, даже в первобытных. Институциональная структура развитого общества включает как формальные, так и неформальные правила, и эти группы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом

Институты создаются людьми, чтобы поддержать порядок и сократить неопределенность обмена. Они обеспечивают предсказуемость поведения людей. Институты позволяют экономить наши мыслительные способности, так как, выучив правила, мы можем приспособиться к внешней среде, не пытаясь ее осмыслить и понять.

Институты появляются для решения проблем, возникающих при повторяющемся взаимодействии людей, минимизируя ресурсы, затрачиваемые на ее решение.

Институты с непосредственно экономическим значением, которые координируют действия людей - это, например, деньги и кредит, промышленные и технологические стандарты, типовые договоры. Шоттер выдвинул гипотезу о том, что деление времени на недели возникло в целях решения проблемы координации обмена на рынке. Деление времени на недели, по его мнению, - это социальная условность. Он рассматривает гипотетическое аграрное общество, в котором время не дифференцировано и делится только на дни, и, в котором еще нет деления времени на недели. В этом обществе продукты труда необходимо обменять на рынке в городе.

Возникшая проблема - чисто координационная: все экономические агенты должны прибыть в город одновременно в один и тот же день. Возникает некоторая регулярность в поведении, которую Шоттер называет социальным институтом. Дни между двумя рыночными днями - это и есть неделя. Косвенное подтверждение своей гипотезы Шоттер видит в названии дней недели в Бразилии - «первый рыночный день», «второй рыночный день».

В качестве другого примера проблемы координации можно привести ситуацию, в которой оказываются люди, желающие совершить обмен при оккупации одной страны другой и не знающие, какая из валют - оккупационной страны или оккупируемой - является законным платежным средством. Возникшая неопределенность и замешательство могут даже на некоторое время нарушить нормальный обмен и привести к возникновению бартера. Ситуацию прояснит постановление оккупационных властей, которое укажет, какое платежное средство является законным. И даже патриоты оккупированной страны будут пользоваться валютой оккупационной державы, и нет необходимости в применении специального механизма принуждения, так как интересы людей здесь совпадают и им просто нужно найти единое решение для совершения обмена.

Итак, мы видим, что в ситуации координации институт необходим вследствие множественности возможных равновесий. Институт, возникающий в этой ситуации, не нуждается в специальном механизме принуждения, людям нужен лишь знак, сигнал о том, какое из равновесий им выбрать, ведь в ситуации координации они заинтересованы в нахождении единого решения.

Изменения институциональной системы могут быть такими медленными и плавными, что их способны увидеть только историки, хотя в современном мире быстрота институциональных изменений очевидна.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность, и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что институты - набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек. Термин трансакционные издержки ввел в научный оборот лауреат Нобелевской премии Р. Коуз. Эти издержки связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

По определению О. Уильямсона, трансакционные издержки - это издержки, не связанные с процессом производства. Различают издержки, возникающие при составлении проекта договора, ведении переговоров и обеспечении гарантий соглашения, и издержки, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникающие, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений

В современных западных обществах уже сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложные системы мониторинга и эффективные механизмы введения законов в жизнь. В результате всего этого обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше, благодаря чему западные общества получили возможность быстро расти и развиваться. институт экономический издержки норт

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми - сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.

Трансформационные издержки - производственные издержки - издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, обладающий определенной ценностью. В эти издержки включались не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если они касались технологии, а не взаимоотношений людей. Таким образом, в данной трактовке понятие трансформационных издержек значительно шире, поскольку в значимые производственные издержки входят и трансакционные издержки, назвать которые производственными можно лишь с некоторой долей условности.

В нашем же случае трансформационные издержки связаны не с производством конкретного продукта, а с изменением институциональной системы. Таким образом, можно дать следующее общее определение трансформационных издержек в рамках неоинституциональной теории: трансформационные издержки - это издержки, связанные с ликвидацией старых институтов, формированием (или импортом) и адаптацией новых институтов в экономической системе.

Экономическая система представляет собой сложную организационную структуру управления, со своими "правилами игры". По утверждению Коуза, в мире с нулевыми трансакционными издержками необходимости в правовой системе не существовало бы. В соответствии с трансформационным подходом, причиной увеличения трансформационных издержек являются изменения в обществе, приводящие к ликвидации старых и установлению новых формальных и неформальных правил в обществе.

Необходимость в социальных институтах возникает в тех ситуациях, когда имеется несколько равновесий (проблема координации), неэффективность равновесия (дилемма заключенных) или несправедливость равновесия (ситуация неравенства) в тех типах взаимодействий людей, которые ведут к их возникновению.

4. Эффективность институтов в экономике

По степени экономической эффективности институты классифицируют на эффективные, малоэффективные, неэффективные; по характеру действия -действующие и недействующие; по степени рациональности процедуры воздействий на экономических субъектов - рациональные и нерациональные.

Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными. Однако подобная классификация не позволяет построить институциональную модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют критерии институциональных целевых ориентиров. Исходя из этого, можно выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные и консенсусные. Под актуальными понимается совокупность действующих формальных и неформальных институтов.

Востребованные институты - совокупность новых институтов, которые, по мнению различных факторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов. Идеальные институты определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но которого на практике нельзя достичь. Таким институциональным идеалом могут быть институты гражданского общества, включающие регуляторы социально-экономических отношений с позиций критериев содействия гуманизации и транспарентности, повышения их экономической эффективности, социальной справедливости и социальной ответственности.

Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов. При этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.

Иными словами, консенсусные институты формируются на основе актуальных институтов путем выявления и устранения из их числа негативных институтов и объединения разности множеств; последнее включает новые востребованные институты (выращенные и/или трансплантированные), из числа которых также исключены негативные востребованные институты. Полученная система консенсусных институтов должна стремиться к идеальным институтам. Основополагающей характеристикой институциональной среды является согласованность составляющих ее и взаимодействующих между собой институтов. Поэтому консенсусные институты и составляющие их нормы должны быть наилучшим образом согласованы между собой.

Вывод

Институт - это базовое понятие новой институциональной экономической теории и неотъемлемая часть общей экономической теории. В целом институты могут быть определенны как совокупность формальных и неформальных правил, включая механизмы, обеспечивающие их соблюдение. Значимость института заключается в том, чтобы направить индивидуальное поведение в нужное направление путем закрепления норм поведения экономических агентов, а также ограничения использования индивидами ресурсов и вариантов их использования. Институты определяют функционирование экономики.

Эффективные институты возникают в обществе, которое стремится к созданию и закреплению эффективных прав собственности. Но разработать модель подобного общества, в котором индивиды стремились бы только к максимизации личного благосостояния и не испытывали бы ограничительного воздействия других мотивов, трудно и, наверное, невозможно. Неслучайно экономические модели общества в теории общественного выбора превращают государство в нечто похожее на Левиафана. Тогда государство становится ничем иным, кроме как механизмом для перераспределения имущества и дохода. Чтобы найти такие государства, не надо долго искать. Неформальные ограничения имеют значение.

Список использованной литературы

1. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д.С. Львова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 318с.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория. Учебное пособие. / Под ред. проф. Чепурина М.Н. -М.: ТЕИС, 2003. - 267 с.

3. Дуглас Норт «Экономика. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» перевод А. Нестеренко 1997 http://lib.rus.ec/b/351951

4. Романовский Д.С. Значение экономических институтов в экономической теории [Текст] / Д.С. Романовский // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.1. - с. 153-155.

5. http://www.moluch.ru/archive/34/3826/ Журнал «Молодой ученый»

6. http://uamconsult.com/book_764.html Институциональная экономика, учебник А.А. Аузан

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность Нобелевской премии по экономике, ее учреждение. Требования к лицам, претендующим на Нобелевскую премию, данные о существующих лауреатах премии по экономике. Шансы российских ученых-экономистов в получении Нобелевской премии по экономике.

    реферат , добавлен 24.10.2009

    Понятие, сущность и виды трансакционных издержек. Масштабы деятельности трансакционного сектора. Анализ трансакционных издержек в российской экономике. Динамика трансакционных издержек. Трансакционные издержки как экономические потери общества.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2004

    Экономическая сущность трансакционных издержек, альтернативные подходы классификации трансакционных издержек. Обоснование и характеристика принципов формирования (класса) трансакционных издержек: издержек информации, взаимодействия, мотивации и адаптации.

    статья , добавлен 12.06.2012

    Сущность трансакционных издержек. Классификация издержек по К. Менару. Функциональные группы трансакционных издержек. Основные формы оппортунистического поведения. Факторы, влияющие на динамику трансакционных издержек. Прямая и косвенная оценка издержек.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Роль трансакционных издержек в деятельности современных экономических систем. Характеристика особенностей российской практики оценки трансакционных издержек. Анализ значения снижения данного вида издержек для увеличения конкурентоспособности компаний.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Определение экономической эффективности и ее сущность в переходной экономике Российской Федерации. Социальная справедливость в экономических отношениях. Рассмотрение основных видов эффективности в экономике: обмена, производства и распределения.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Классификация, сложность измерения и стратегия снижения трансакционных затрат. Параметры экономической системы России: смешанная экономика и социальная устойчивость. Специфические черты трансакционных издержек в деятельности отечественных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Модели экономического и социологического человека. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона. Концепции поведенческих предпосылок в новой институциональной экономике. Идеи рациональности в новой французской институциональной экономической теории.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Концепция трансакции, ее виды. Понятие трансакционных издержек как затрат на преодоление экономического "трения", их классификация и происхождение. Факторы, влияющие на объем трансакционных издержек. Характеристика основных видов трансакционных издержек.

    презентация , добавлен 13.09.2012

    История премии Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля. Обзор выдающихся экономистов, социологов, политологов и математиков, получивших Нобелевскую премию в сфере экономической теории в период с 1969 по 2014 год.