Что собой представляет социально-экономический профиль? Социальные и социально-экономические системы


- это экономика, ориентированная на развитие личности и достижение социального прогресса. Подобной экономической деятельностью занимаются организации - в основном кооперативы, объединения и ассоциации, - главная цель которых состоит не в получении прибыли, а в предоставлении обществу товаров и услуг.

С давних времен человечество осознавало преимущества совместного труда, позволявшего объединить усилия для достижения определенных целей, которые в равной степени приносили пользу целой группе людей.

На протяжении истории человеческой цивилизации коллективная организация труда принимала разные формы, но она по-прежнему составляет основу экономической системы в большинстве стран мира. Более того, в настоящее время так называемая социальная экономика, которая объединяет различные формы организации общества во всех экономических структурах, во многих государствах считается третьим звеном, расположенным между частным и общественным секторами экономики.


Социальная экономика охватывает широкий крут общественных, добровольных и некоммерческих видов деятельности. Она построена на основе таких учреждений и институтов, как кооперативы, объединения, ассоциации, а также другие организации подобного типа.
Социальная экономика состоит из ряда общественных проектов экономического плана, целью которых является предоставление услуг группе людей.

ИСТОКИ
Экономисты-теоретики, такие как британец Джон Стюарт Милль и француз Леон Вальрас, считают, что первые формы социальной экономики возникли в XIX веке. Речь идет о тех организациях, которые были созданы в ответ на социальные проблемы, возникшие из-за предпринимательской деятельности зарождающегося капиталистического общества.

ЭКОНОМИСТЫ-ТЕОРЕТИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ВОЗНИКЛИ В ДЕВЯТНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ.


В наиболее развитых странах Европы экономическая деятельность претерпела кардинальные изменения уже во второй половине XVIII века в результате промышленной революции.
Зародившись в Британии, промышленная революция распространилась по всей Европе и оказала огромное воздействие на развитие экономики и общества. Механизация значительной части производства способствовала росту производительности труда и введению новых методов работы. Эти факторы, в свою очередь, видоизменили трудовые отношения. Преобразование семейных мастерских в фабрики привело к обезличиванию трудовых отношений и, как следствие, появлению нового социального класса - городского пролетариата, который возник в результате массового переселения крестьян в города для работы на возникающих фабриках.

Таким образом, бывшие земледельцы превратились в промышленных рабочих, у которых в большинстве случаев были совершенно невыносимые условия труда. Не имея какой-либо правовой защиты, рабочие трудились по 12-14 часов в день и при этом получали низкую заработную плату и жили в нищенских условиях. В отличие от пролетариата промышленная буржуазия (владельцы заводов) накапливала огромное состояние и увеличивала свое политическое и социальное влияние, тем самым способствуя укреплению капиталистической системы.

В этой ситуации зародилась социальная доктрина - философское течение, представители которого пытались решить проблемы бедности и незащищенности рабочих. Предлагались самые разные формулы: от утопического социализма до анархизма, включая также идеи научного социализма Карла Маркса и социальные энциклики католической церкви. Борьба за права трудящихся, в результате которой зародилось профсоюзное движение, дала свои плоды: еще в XX веке рабочие постепенно интегрировались в общество.

Основной принцип социальной экономики состоит в том, что интересы людей и общества должны стоять выше интересов капитала. Главные цели социальной экономики определились во время промышленной революции.

РОБЕРТ ОУЭН
Британец Роберт Оуэн (1771 -1858) считается основателем современного кооперативного движения, так как именно он создал его теоретическую основу. Став совладельцем фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), Оуэн попытался улучшить распределение доходов между работниками и перевести в общественную собственность средства производства. Этот свой опыт он описал в работе Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813), изложив в ней идею создания экономической системы (в противовес капитализму), которая основывалась бы на производственных кооперативах. Под влиянием философских идей Оуэна, которые являются идеями утопического социализма, возникли многие британские потребительские кооперативы.

ПИОНЕРЫ
Принципы современной социальной экономики, однако, связаны с самоорганизацией самих рабочих, которая проходила без вмешательства владельцев фабрик. Первое организованное общественное объединение сформировала группа наемных работников текстильной промышленности из города Рочдейл (Великобритания) в 1844 году, то есть в разгар промышленной революции. Эта группа ткачей создала потребительский кооператив, основными принципами которого были: «Один человек - один голос; справедливое распределение прибыли». Рочдейльские пионеры заложили основы современной кооперации. Вскоре после основания кооператив в Рочдейле разнообразил свою деятельность: приобрел прядильные мастерские и даже открыл сберегательную и страховую кассы. По прошествии нескольких лет он стал одним из важных экономических сообществ в Англии. Роч-дейльский кооператив превратился в образец для подражания, после него объединения подобного типа были созданы и в других странах Европы. Стоит отметить, что в Англии в 1832 году насчитывалось уже около 500 кооперативов, в которых состояли 20000 трудящихся.

Рабочие из Рочдейла создали первое по-настоящему организованное кооперативное объединение в 1844 году.


Вдохновленный той же идеей, что легла в основу рочдейльского проекта, Фридрих Вильгельм Райффайзен в 1847 году открыл в Германии кооперативную пекарню. Его предприятие заложило основы системы кредитной кооперации, которая приобрела огромную популярность в Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

ПО ПРИМЕРУ РОЧДЕЙЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОДОБНОГО ТИПА БЫЛИ СОЗДАНЫ И В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Фундаментальный принцип социальной экономики состоит в превосходстве человека и общественных целей над капиталом. Эта важная предпосылка лежит в основе демократического, долевого, прозрачного и автономного ведения хозяйства, характерного для таких предприятий. На так называемых предприятиях третьего звена, в отличие от частных, принятие решений отвечает демократическим принципам. При этом результаты производственной деятельности распределяются в зависимости от вложенного каждым работником труда, а не капитала, что означает следующее: распределение прибыли основывается на критериях коллективной работы, а рабочие места характеризуются как стабильные и хорошо оплачиваемые. Таким образом, на социальных предприятиях поощряется внутренняя солидарность и привлечение к труду людей, которые подвержены риску социальной изоляции. Кроме того, подобные предприятия стараются развивать местную экономику, выступают за равенство возможностей, согласование личных, семейных и трудовых интересов.

ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
В настоящее время выделяют два типа социальных предприятий, в зависимости от того, направлена ли их деятельность на извлечение прибыли или нет. К первому типу относятся кооперативы, объединения и общества с ограниченной ответственностью, продающие на рынке свою продукцию по высоким ценам и благодаря этому получающие большую часть прибыли. Деятельность предприятий второго типа, к которым относятся ассоциации и фонды, направлена на предоставление услуг третьим лицам, обычно членам семей. А если продукция и реализуется на рынке, то по умеренным ценам. Доходы таких предприятий формируются за счет добровольных пожертвований и членских взносов. Обе группы состоят из частных предприятий, которые имеют право принимать самостоятельные решения. Они осуществляют свою деятельность в рамках обязательства о социальной ответственности, под которым понимается новая форма управления предприятием.

Многие проекты социальной экономики продвигают социально ответственные виды деятельности, например экологически чистое сельское хозяйство.


ПРАВОВАЯ БАЗА
Учитывая факт возрастания значимости социальной экономики, многие государства создали правовую и юридическую базу, в соответствии с которой различные организации предпринимают ряд мер по сохранению и продвижению этого вида экономической деятельности. Также установление законодательных рамок позволило определить понятие социальной экономики с юридической точки зрения. Так, в Испании под социальной экономикой понимается «совокупность хозяйственной и предпринимательской деятельности, которую в частном секторе осуществляют организации, действующие в интересах своих членов, общих экономических или социальных интересах либо же и первых, и вторых».

ВИДЫ ОБЪЕКТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Кооперативы: форма организации предприятий, деятельность которых разворачивается согласно принципам кооперации, принятым и регулируемым на международном уровне.

Профсоюзы: объединения, общественный капитал которых принадлежит преимущественно рабочим.

Объединения: некоммерческие организации, которые занимаются страхованием на добровольной основе.

Специальные центры занятости: совмещают экономическую целесообразность с социальным обязательством по отношению к лицам с ограниченными возможностями на рынке труда.

Общества взаимопомощи: обеспечивают доступ к труду для уязвимых групп населения путем развития производственной деятельности.

Ассоциации: предоставляют услуги самым уязвимым группам населения, например инвалидам.

Фонды: некоммерческие организации, которые в соответствии с желанием своих создателей дают деньги на благотворительность и реализацию общественных проектов.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Социально-экономическая система - представляет собой феномен жизни общества , который определяет «систему координат» , в котором оно осуществляет свою жизнедеятельность .

Определение социально-экономической системы

Понятие «система»

Впервые системный подход (само понятие система) применил Людвиг фон Берталанфи в биологии в начале 20 годов XX века. Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы , можно определить её как единство многообразных элементов , объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга.

Современные представления о системе практически ничем не отличаются от вышеприведенного: «Системой является совокупность объектов и процессов , называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход») Видно, что эти определения, в принципе, не очень различаются, и ключевыми словами здесь являются «элементы», и «целое » («тотальность» Канта). Понятие «система» Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить её как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качество образует тотальность - «множество, рассматриваемое как единство». Также подчеркивается непременное существование связей между элементами системы (они - эти связи - обеспечивают возможность объединения частей-элементов в единое целое).

Феномен социально-экономической системы

Итак, социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества . В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему»и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к её альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе - все более и более сложные. определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из неё впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она, по его словам, играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами.

Основные свойства социально-экономической системы

3. Интегративность , которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у её элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

Библиография

  • А. В. Бузгалин , А. И. Колганов «Теория социально-экономических трансформаций.(Прошлое, настоящее, будущее экономик „реального социализма“ в глобальном постиндустриальном мире)» - М.:ТЕИС, 2003.
  • А. И. Колганов, А. В. Бузгалин «Экономическая компаративистика» - М.: ИНФРА-М, 2005.
  • Э. В. Ильенков «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении».
  • И. Кант «Критика чистого разума»

Напишите отзыв о статье "Социально-экономическая система"

Отрывок, характеризующий Социально-экономическая система

– А знаешь ли, ты, моя душа, напрасно погорячился! Мне Митенька рассказал все.
«Я знал, подумал Николай, что никогда ничего не пойму здесь, в этом дурацком мире».
– Ты рассердился, что он не вписал эти 700 рублей. Ведь они у него написаны транспортом, а другую страницу ты не посмотрел.
– Папенька, он мерзавец и вор, я знаю. И что сделал, то сделал. А ежели вы не хотите, я ничего не буду говорить ему.
– Нет, моя душа (граф был смущен тоже. Он чувствовал, что он был дурным распорядителем имения своей жены и виноват был перед своими детьми но не знал, как поправить это) – Нет, я прошу тебя заняться делами, я стар, я…
– Нет, папенька, вы простите меня, ежели я сделал вам неприятное; я меньше вашего умею.
«Чорт с ними, с этими мужиками и деньгами, и транспортами по странице, думал он. Еще от угла на шесть кушей я понимал когда то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела. Только однажды графиня позвала к себе сына, сообщила ему о том, что у нее есть вексель Анны Михайловны на две тысячи и спросила у Николая, как он думает поступить с ним.
– А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны. Так вот как! – и он разорвал вексель, и этим поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах была заведена у старого графа.

Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко красными островами посреди ярко зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время. Собаки горячего, молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября итти в отъезд, начиная с дубравы, где был нетронутый волчий выводок.
В таком положении были дела 14 го сентября.
Весь этот день охота была дома; было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттеплело. 15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движенье, которое было в воздухе, было тихое движенье сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито мокро чернела, и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо: пахло вянущим лесом и собаками. Чернопегая, широкозадая сука Милка с большими черными на выкате глазами, увидав хозяина, встала, потянулась назад и легла по русачьи, потом неожиданно вскочила и лизнула его прямо в нос и усы. Другая борзая собака, увидав хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и подняв правило (хвост), стала тереться о ноги Николая.
– О гой! – послышался в это время тот неподражаемый охотничий подклик, который соединяет в себе и самый глубокий бас, и самый тонкий тенор; и из за угла вышел доезжачий и ловчий Данило, по украински в скобку обстриженный, седой, морщинистый охотник с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников. Он снял свою черкесскую шапку перед барином, и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот всё презирающий и превыше всего стоящий Данило всё таки был его человек и охотник.
– Данила! – сказал Николай, робко чувствуя, что при виде этой охотничьей погоды, этих собак и охотника, его уже обхватило то непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствии своей любовницы.
– Что прикажете, ваше сиятельство? – спросил протодиаконский, охриплый от порсканья бас, и два черные блестящие глаза взглянули исподлобья на замолчавшего барина. «Что, или не выдержишь?» как будто сказали эти два глаза.
– Хорош денек, а? И гоньба, и скачка, а? – сказал Николай, чеша за ушами Милку.
Данило не отвечал и помигал глазами.
– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.

«Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход»).

Понятие «система» можно определить как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством.

Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическая система имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций.

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенной. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Принципы системности предполагают рассмотрение территории (современной организации), в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей: ·

1. Целостность , когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед регионом (организацией) в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

2. Иерархичность . Это означает, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка.Каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мировой системы.

3. Интегративность , которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.


4.Сложность , которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

5. Большая инерционность , что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие региона (организации) в будущем;

6. Высокая степень надежности функционирования , которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

7. Параллельное рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы . Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности региона (организации), системы управления и реализации ее стратегии.

Среди множества факторов, влияющих на деятельность региона, можно выделить три группы факторов :

1. Факторы, характеризующие экономическую среду как рынок сбыта и поставки.

2. Факторы, характеризующие используемую рабочую силу.

3. Факторы, характеризующие состояние финансов организаций и финансового рынка в целом.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии Адамом Смитом в его главном научном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованном в 1776 году.

Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Но главным условием, когда это действительно выполняется, является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу конкуренции и свободу торговли.

Социальная экономика - это отрасль научного знания, деятельность и сфера экономики, основной целью которой является достижение личностного развития, а также способствование прогрессу человечества. Зачастую, подобной экономической деятельностью занимаются отдельные организации, не ставящие приоритетной задачей получение прибыли. Для этих ассоциаций, фирм, кооперативов во главу угла поставлено предоставление для нужд общества товаров и услуг.

Зарождение социальной экономики в истории человечества

Понятие совместного труда зародилось на заре человеческой цивилизации, с тех самых пор, когда люди осознали, что совместными усилиями достичь результатов в какой-либо деятельности существенно проще, чем в одиночку. Коллективный труд и сегодня, спустя века и тысячелетия, стоит в основе всей мировой экономики. А вот роль социальной рыночной экономики, объединяющей разнообразные социальные организации в экономической сфере, во многих странах определяется, как буфер между общественным и приватным секторами.

При этом, говорить о социальной экономике, как отдельном секторе, стоит примерно с середины XIX века - то есть, времени, когда в рамках капиталистического общества начало зарождаться . Именно такого мнения придерживаются ученые-экономисты Джон Стюарт Милль и Леон Вальрас. Предшественники современных социально-экономических организаций возникли в качестве логичного ответа на возникшие проблемы социальной сферы.

Промышленная революция: предчувствие социальной экономики

Ряд европейских государств еще веком ранее ощутил на себе воздействие так называемой промышленной революции: благодаря возникновению машинного производства и мануфактур, производительность труда существенно возросла, что оказало существенное влияние на таких стран, к примеру, как Англия (колыбель промышленной революции), в том числе и экономики социальной сферы. За счет перерождения семейных трудовых артелей, мастерских или цехов в более масштабные фабрики и заводы, трудовые отношения между людьми также изменились, стали более безликими, носящими нейтральный характер, ведь теперь они не были основаны на родстве. Вследствие этого возник отдельный социальный класс - пролетариат, то есть, жители городов, задействованные в промышленности. При этом, основу его сложили бывшие крестьяне, которых привлекали к работе на новоиспеченных мануфактурах, и которые для этого перебрались в городскую черту.

Социальное расслоение в результате подобной миграции достигло своей наиболее выраженной формы: контраст нищенствующих пролетариев, вынужденных трудиться по 12-14 часов в рабских условиях за мизерную оплату, и наживающих свой владельцев фабрик и заводов был очевиден. На его фоне зародилось отдельное философское течение, пристально рассматривающее такие проблемы социального развития экономики, как бедность и незащищенность. Пути их решения философы искали в трансформации всего общества, предлагая использовать самые разные доктрины, от классического марксизма до социальной утопии, от научного социализма до доктрин католической церкви. Результатом подобных изысканий стала, впрочем, далеко не умозрительная борьба за права рабочего класса, постепенно сформировавшая такой значимое на сегодняшний день явление, как профсоюзное течение, поспособствовавшее дальнейшему социально-экономическому развитию экономики. Профсоюз, как орган контроля соблюдения прав пролетариата позволил интегрировать рабочий класс в общество достаточно оперативно - уже в ХХ веке эта проблема была практически решена. Тогда же, под воздействием развития этих философских доктрин выкристаллизировался основной тезис будущей социальной экономики: интересы человека и его права всегда должны стоять выше интересов капитала.

Этап становления социальной экономики: кооперативы и самоорганизация пролетариев

Невозможно не упомянуть в связи с социальной экономикой имени британского промышленника и философа Роберта Оуэна, ставшего родоначальником такого явления, как кооператив. Когда в его попала фабрика, он задумался о том, как оптимизировать распределение доходов среди работников. Этот революционный подход вкупе с попытками перевести и его ресурсы в общественную собственность лег в основу теории кооперативов. Свой опыт по руководству фабрикой и внедрению кооперативных основ Оуэн описал в научной работе под названием «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера», вышедшей в 1813 году. Под воздействием мыслей, изложенных в этом труде, сформировалось немало кооперативов, что стало основной вехой в формировании социально ориентированной экономики.

Другими основателями современной социальной экономики стали сами пролетарии. Их попытки самоорганизации легли в основу доктрины. Так, объединение ткачей из Рочдейла стало пионером, среди социальных организаций такого рода. Они еще в 1844 году создали собственное кооперативное производство, в основе управления которым лежал принцип справедливого распределения прибыли. Успех первого предприятия ткачи закрепили открытием целого ряда подобных кооперативов: они приобрели мастерские с прядильным оборудованием, создали собственные финансовые органы - сберегательную кассу и страховое общество. Их опыт стал показательным для многих других британских и европейских предпринимателей, последовавших их примеру. Так, в Британии к 1832 году уже насчитывалось около 500 кооперативов, а с успехом Рочдейла их количество стало расти в прогрессии.

В Германии в это же время под влиянием ткачей из Рочдейла некто Фридрих Вильгельм Райффайзен основал кооперативную пекарню, а впоследствии - стал еще и родоначальником кредитной кооперации, заложив еще один камень в основание социальной экономики.

Основные понятия современной социальной экономики

Чтобы понять социальную структуру экономики и ее отдельной формы хозяйствования, которой является социальная экономика, стоит ближе познакомиться с ее понятийной базой:

Кооператив - это базовое понятие отрасли. Это социальная организация, осуществляющая деятельность согласно принципов кооперации, которые регулируются и контролируются на уровне международного права.

  • Объединение - форма некоммерческой организации, занимающейся страховой деятельностью на волонтерской основе.
  • Общества взаимопомощи - организации, помогающие вовлекать в трудовой процесс социально незащищенные формы населения за счет развития производства.
  • Профсоюзы - органы объединения рабочих, капитал которых преимущественно принадлежит рабочему классу.
  • Ассоциации - специализированные организации, оказывающие помощь наиболее социально незащищенным группам населения.
  • Фонды - благотворительные некоммерческие организации, занимающиеся сбором денежных средств и распределением их на нужды общественных организаций, реализацию социальных проектов и благотворительных акций.

Принципы социальной экономики

Доминанта человеческих нужд и потребностей над капиталом и его накоплением стала ключевой позицией для социальной экономики. Для предприятий, трудящихся на этой ниве этот постулат послужил основой для демократической, автономной, справедливой и прозрачной экономической деятельности. А это значит, что в отличие от частных организаций и предприятий, вся деятельность таких кооперативов и социальных организаций подчиняется принципам демократии. А за основу распределения полученной прибыли берется не процент от вложенного капитала, а количество затраченного на ее получение труда. То есть, чем больше труда прилагает рабочий, тем выше его оплата, при этом социальная экономика гарантирует стабильность выплаты, сохранения рабочего места, низкую трудовую миграцию и соответствие коллективным нормам. Солидарность труда является еще одним базовым принципом для социальной экономики: только в условиях коллективной работы и взаимопомощи можно достичь максимальной эффективности.

Еще один принцип социальной экономики - максимальное вовлечение социально уязвимых слоев населения к труду, чтобы интегрировать их в социум и избежать вынужденной социальной изоляции. Заодно такой подход дает возможность развивать экономику на локальном уровне города, местности или региона, предоставлять его населению равные права и возможности, коррелировать трудовую деятельность с личными и семейными интересами, чтобы достигать оптимального баланса рабочей и внерабочей активности для человека.

Предприятия социальной экономики

Все предприятия, задействованные в сегменте социальной экономики можно разделить на два условных типа по такому основанию, как :

1) Те, которые конечной целью ставят получение прибыли - кооперативы, общественные объединения, общества с ограниченной ответственностью. Они занимаются производством продуктов и услуг и их реализацией на рынке, при этом, используя труд рабочих из социально незащищенных слоев, демократически распределяя полученную прибыль и обеспечивая социальные гарантии своим работникам. Такой подход к ведению предпринимательской деятельности позволяет одновременно и обеспечивать соблюдение социальных гарантий в обществе, и в то же время вести целесообразный, приносящий прибыль .

2) Второй тип предприятий не связан с получением прибыли, как основной целью. Это - фонды, ассоциации и различные организации благотворительного характера, чьей основной деятельностью является предоставление определенных услуг по низким ценам или на добровольной основе. Преимущественно их основными адресатами становятся семьи участников подобных ассоциаций и фондов. Хотя существует практика и помощи сторонним людям. Они также могут производить свой продукт, но продавать его по более низким социальным ценам и не в основной порядке, а в качестве дополнительной формы деятельности. Основу дохода таких организаций составляют взносы и пожертвования благотворителей, участников фонда или организации, а также регулярное проведение адресных или обще благотворительных мероприятий для сбора средств и ресурсов.

Оба типа предприятий являются частными структурами и регулируют свою деятельность в соответствии с принципами обязательства о социальной ответственности, закрепленного в мировой правовой базе, разработанной многими государствами для четкого правового и юридического определения подобной деятельности. Такая практика общепринята в современном обществе, в том числе, на ней базируется социальная .

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Курсовая работа

«Экономическое развитие регионов»

Москва

1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6

2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике.

В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.

В настоящее время региональная экономическая политика, гармонизация взаимоотношений Центра и субъектов РФ находятся в центре внимания российской общественности. Одновременно с усилением вертикали и единства государственной власти в связи с созданием семи федеральных округов осуществляется перераспределение многих прав и полномочий в пользу территориальных образований. Существенно возрастает роль регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. Происходит качественное изменение статуса и функций региональных и муниципальных органов управления. Для перехода к рыночным отношениям необходимы, с их стороны, целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.

Процесс становления обновленных федеративных отношений во многом происходит стихийно и не всегда соответствует конституционным основам. Такая ситуация в значительной степени связана с отставанием федерального законодательства в сфере федеративных отношений и региональной политики. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, принятые Правительством РФ 23 марта 1996 г., не стали импульсом для осуществления активной местной экономической и финансовой политики в значительной степени потому, что за ними не последовали законодательные акты, нормативно-методические и конкретные концептуальные программы комплексного развития производительных сил конкретных регионов.

Применяемые формы государственной поддержки территорий не согласованы между собой и направлены преимущественно на ослабление проявлений кризисного состояния территорий, а не на устранение их причин. Федеральные программы и постановления Правительства РФ в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и конкретных территорий фрагментарны и не всегда учитывают общероссийские социально-экономические приоритеты и объективную обусловленность комплексности хозяйства регионов.

Для России крупнейшего по территории государства мира, сформированной из сложного конгломерата регионов, имеющих различные природные условия, социальную историю и типы хозяйствования, региональный анализ имеет особо важное значение. Эффективная модель реформирования страны на путях устойчивого развития может быть выработана только с учетом ситуации, складывающейся в регионах. Недооценка регионального фактора чревата тяжелыми последствиями. В утвержденной Указом Президента России «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» одним из основных направлений по защите конституционного строя сформулирована задача по «выработке и реализации региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов».

Мировой опыт свидетельствует, что только региональное управление экономикой способно непосредственно и эффективно решать вопросы, наиболее важные для населения данной территории. Они обязаны сами принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на местах и нести полную ответственность за их последствия. Регионам (областям) следует разрабатывать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны. В этих условиях для них одной из актуальнейших становится проблема комплексного и сбалансированного развития производительных сил на подведомственных им территориях. Именно сейчас на уровне области формируются новые взаимоотношения между Центром и субъектами РФ, федеральными и местными органами власти. Все это и определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом исследования является регион, как составная часть федерального округа РФ. Ее производственно-хозяйственный комплекс имеет свои специфические особенности, обусловленные географическими, природными, социальными и историческими факторами.

Предметом исследования являются совокупность экономических, социальных, организационных, информационных отношений, возникающих в процессе развития производственно-хозяйственного комплекса области, а также методика оценки и прогнозирования его природно-ресурсного, экономического потенциала и механизмы реализации принципов комплексного развития в практику регионального стратегического управления.

1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1. 1. Критерии региональной стратификации

В обществе далеко не всегда принятие важных решений определяется выборной властью, будь то президент, парламент, правительство, суды, правящие или оппозиционные партии и т. п.

Все большую роль в современном российском государстве играют региональные структуры. Нынешняя российская политика – это результат сложного компромисса, достигнутого федеральной властью с региональными элитами. Экономический вес каждой из этих групп не оставался неизменным на протяжении последних лет. По мере обретения субъектами Российской Федерации новых полномочий экономической и политической сферах позиции регионов окрепли, а сами они превратились в серьезную политическую силу. Все чаще в регионах формируется свое собственное понимание экономической эффективности и целесообразности, реализуются собственные программы развития.

Вопросы, связанные с формированием и функционированием групп региональных интересов, в российской научной литературе практически не исследованы.

Интересы регионов определяются их экономическим потенциалом и перспективами развития, позициями их наиболее влиятельных элит. Специфика региона чаще всего обусловливается противопоставлением либеральной и консервативной моделей региональной политики. Вместе с тем политика, проводимая региональными властями, должна быть более тесно увязана с анализом ресурсов, которые находятся в их распоряжении. По мнению исследователей, в настоящее время в России можно выделить пять групп регионов с достаточно выраженными собственными интересами.

Первую группу образуют регионы с развитой добывающей промышленностью, имеющие большой экспортный потенциал.

Наличие природных ресурсов, бюджетная самостоятельность, активные внешнеторговые связи влияют на выбор модели общественного развития, к которой тяготеют регионы этой группы. Они заинтересованы в либерализации экономики, снижении и отмене экспортных налогов и квот, сохранении Россией международного престижа и дружественных отношений с потенциальными партнерами.

Местные элиты хотели бы самостоятельно без контроля со стороны государства заниматься внешнеторговой деятельностью. В силу этого важным элементом их стратегии является стремление приобретения независимости от центра. Под независимостью они понимают получение львиной доли экспортной выручки и возможность бесконтрольно расходовать имеющиеся средства. Вместе с тем стремление добывающих регионов к самостоятельности наталкивается на определенные ограничители. Нефтегазовые территории обладают огромным потенциалом, но работать он может только в условиях единого экономического пространства. Это в равной степени относится к русским провинциям и национальным республикам. В силу этого угроза выделения этих республик из состава Российской Федерации, как представляется, лишена серьезных оснований и использовалась национальными элитами главным образом как средство политического давления на Центр.

Вторую группу образуют торгово-промышленные регионы России. Сегодня здесь аккумулируется значительная часть капитала, сформировались банковские и финансово-промышленные структуры.

Рост экономического потенциала и суверенизацию этих территорий следует рассматривать в контексте глобальных изменений. В мире появились новые региональные центры, обладающие большими ресурсами и перспективами развития, в Европе происходит расширение ЕЭС. Сотрудничество с новыми международными центрами открывает перед приграничными регионами и их элитами новые возможности. С учетом этих изменений в ряде регионов формируются свои концепции развития.

По своим ориентирам торгово-промышленные регионы близки регионам первой группы. Они имеют четко выраженную прореформаторскую направленность.

Их заинтересованность в углублении экономических реформ обусловлена стремлением реализовать накопленный экономический потенциал. Со временем эти регионы могут превратиться в «очаги экономического роста».

Местные элиты, пользуясь стратегическими позициями своих территорий, стремятся понизить уровень государственного управления со стороны Федерального центра и ведут себя достаточно уверенно и независимо по отношению к нему.

В третью группу входят промышленно развитые регионы. В их экономической структуре преобладает наукоемкий ВПК или традиционная тяжелая промышленность.

Существуют две модели развития, используемые в данных регионах. Одни регионы отстаивают вариант российской модернизации при активном участии государства. Предлагаемая ими модель экономического развития предусматривает перераспределение части доходов от экспорта в пользу отечественной тяжелой промышленности. Для ее реализации требуется сильное, возможно, авторитарное государство, способное осуществлять политику перераспределения.

Иной стратегии придерживаются регионы, в которых высокая концентрация наукоемкого ВПК не позволила местным властям рассчитывать на поддержку государства для всех предприятий области. В этих регионах местная элита избрала радикальные рыночные средства, сделала ставку на привлечение инвестиций и активное сотрудничество с Западом.

Четвертую группу образуют аграрные и аграрно-промышленные регионы. Эти территории существуют за счет собственных ресурсов, полностью обеспечивают себя продовольствием и частично потребительскими товарами. Региональные элиты наиболее последовательно отстаивают интересы отечественных производителей и высказываются за ограничение импорта. Самодостаточность определяет стратегические интересы агропромышленных и аграрных регионов: они тяготеют к замкнутости. В политическом плане регионы этой группы отличает некоторая оппозиционность власти.

В пятую группу входят депрессивные регионы. Они обладают низким экономическим потенциалом, их перспективы развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом национальными республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Впрочем, регионы этой группы, несмотря на постоянную финансовую подпитку из Центра, на словах декларируют собственную финансовую независимость. Здесь местные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Понятие социально — экономического развития региона. Основные показатели социально — экономического развития

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально — экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально — экономическое развитие.

Социально — экономическое развитие (ЭСР) — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

§ 1. Социально-экономическое развитие страны

Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Перейти на страницу: 1 23

Другие статьи …

Статистика лесного производства
В расчетно-графических работах необходимо получить данные по сменной производительности харвестера, произвести группировку экспериментальных данных и построить распределение случайной величины, проверить гипотезы о нормальном законе ра …

Рынок недвижимости России проблемы функционирования и перспективы развития
Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни — оно выступает в качестве естественно-пространственного базиса, на котором происходит вся хозяйственная деятельность, является составной частью активов любого предпри …

Показатели социально-экономического развития регионов

Экономические науки/13. Региональная экономика

К.э.н., доцент Гончаров А.Ю.

ОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», г. Воронеж

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Социально-экономическое развитие регионов является центральной функцией органов власти, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Методика комплексной оценки социально-экономического развития была разработана Министерством экономического развитияРоссийской Федерации и апробирована путем оценки экономического рейтинга регионов РФ в 1998-2002 гг. Ее основной целью является определение возможности решения долгосрочных и текущих задач экономического и социального развития на основе экономического роста и мер, которые предпринимаются Правительством страны по реализации социально-экономической политики .

К базовым индикаторам комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов Минэкономразвия отнесло следующие:

1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении;

4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях;

6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению);

7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения;

9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

10. Основные фондыотраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения;

11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля);

12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

— обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);

— выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);

— обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);

— обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения);

Кроме базовых индикаторов для оценки развития регионов применяется целая система индикаторов, которые делятся на различные группы по своей направленности. Так выделяются экономические, социальные, экологические, демографические, ресурсные индикаторы .

Экономические индикаторы включают такие показатели, как экономический потенциал региона и его использование, объем и эффективностьпроизводства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность и другие. К социальным индикаторам относят динамику номинальных и реальных доходов; структуру доходов и расходов; уровень безработицы и занятости в регионе; уровень развития инфраструктуры и т.д. В составе экологических индикаторов выделяются антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние запасов сточных вод и др .

Следующий вид, демографические индикаторы состоят из следующих показателей: данные о количестве городского и сельского населения, о трудоспособном населении, возрастной структуре, уровне образования, плотности населения и прочее.

По нашему мнению, данная методика комплексной оценки начинает терять свою актуальность в связи с новыми тенденциями в экономическом пространстве.

3.1. Социально-экономическое развитие

Одной из таких тенденций является создание национальной инновационной системы. В связи с этим в состав комплексной оценки социально-экономического развития регионов РФ необходимо включить еще одну группу, а именно инновационные индикаторы .

К группе инновационных индикаторов мы относим следующие:

— доля выпускников высших и средних учебных учреждений;

— доля экономически активного населения в инновационной сфере;

— инновационная активность организаций;

удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

— удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности .

Таким образом, по нашему мнению, данные индикаторы позволят сделать наиболее объективную оценку социально-экономического развития регионов Российской Федерации с учетом инновационных индикаторов.

Литература:

1. Воронцова И.Н. Консультирование по вопросу определения стратегии развития региона / И.Н. Воронцова // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Проблемы управленческого консультирования – 2004». – Воронеж, 2004. – С. 34-39;

2. Методология проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона // Л.В. Овешникова, Л.А. Михейкина / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; Режим доступа:www.science-education.ru/121-18170(дата обращения: 02.04.2015);

3. Михейкина, Л.А. Инновационное развитие как фактор успешного социально — экономического развития территорий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 4. – 20-25;

4. Сибирская Е.В. Системность регионального развития [Текст] / Е.В. Сибирская, Н.Н. Авакумова, О.А. Старцева // Регионология. – 2009. – № 3. – С. 4-11;

5. Строева, О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем [Текст] О.А. Строева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Сиротенко Алина Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Целью государственной политики в сфере развития основных отраслей регионов является увеличение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а еще станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.

Преобладающими направлениями развития главных отраслей регионов РФ являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской продукции.

В пределах реализации отмеченных направлений будут проводиться такие меры, как:

  • Рост эффективности таможенного администрирования и оперативности реализации мер таможенно-тарифного регулирования, включая изменения ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в РФ;
  • Формирование условий для роста объемов долгосрочного кредитования российских организаций с помощью субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским фирмам в пределах проектов, направленных на внутренний рынок и относящихся к приоритетам развития российской экономики;
  • Усовершенствование настоящей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения организаций, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате доли затрат на лизинговые платежи;
  • Подкрепление применение проектов, связанных с включением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением организаций.

Основной задачей государственной политики в транспортной отрасли РФ является развитие необходимых условий для увеличения конкурентоспособности экономики и качества жизни народа, а также:

  • Совершенствование современной и эффективной транспортной отрасли страны, благодаря которой происходит увеличение товародвижения и уменьшение транспортных издержек в экономике, развитие единого транспортного ореола России;
  • Рост доступности и качества услуг транспортного комплекса для народа;
  • Увеличение конкурентоспособности транспортной отрасли Российской Федерации и пополнение транзитного ресурса государства;
  • Рост комплексной безопасности и устойчивости транспортной отрасли;
  • Сокращение вредного влияния транспорта на окружающую среду.

Главным показателем достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе являются:

  • Уменьшение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 30 процентов и к 2020 году — на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.

Совершенствование энергетической отрасли направлено на разрешение таких вопросов, как:

  • Быстрое формирование электроэнергетической отрасли, преодоление сформировавшегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и развитие нового комплекса институтов либерализованного рынка энергии;
  • Увеличение масштабов и рост эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, позволяющие ускорить экспорт и удовлетворить внутренние потребности экономики;
  • Широкое энергосбережение с помощью структурных факторов, модернизации производства, внедрения новейших технологий и использования комплекса мер по энергосбережению.

Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 450 млн.тонн условного топлива.

В целях удаления энергетических барьеров социально-экономического развития страны и применения всех ресурсов энергосбережения нужно сократить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 50 процентов по отношению к уровню 2007 года.

Основной задачей государственной политики в отрасли электроэнергетики являются:

  • Разрешение сложившихся разногласий в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики;
  • Рост эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.

Совершенствование экономики в долгосрочной перспективе можно описать увеличением потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 4,8-5 процентов в год с сокращением до 2,6-2,7 процента в 2016-2020 годы с помощью структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.

В нефтегазовой отрасли являются рост сырьевой базы, транспортной отрасли, перерабатывающих мощностей и увеличение части продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса. В результате сказанного добыча нефти к 2020 году должна увеличиться до 600-645 млн.тонн, экспорт нефти — до 355-365 млн.тонн и переработка нефти — до 335-380 млн.тонн. Добыча газа должна вырасти к 2020 году до 915-1000 млрд.куб.м, а экспорт газа увеличиться до 380-430 млрд.куб.м. Полезное применение попутного газа к 2016 году может быть около 85 процентов объема его извлечения.

Совокупный запас древесины в стране включает 92 млрд.куб.м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам основного применения включает 676 млн.куб.м и применяется только на 33 процента. Малое развитие отрасли лесного комплекса приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины РФ уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 7 процентов от мирового объема лесозаготовки. Россия богата обширными запасами пресных природных вод, значение которых по мере увеличения дефицита пресной воды в мире довольно заметно выросло. По объему речного стока, включающему в средний по водности год 5,3 тыс.куб.км, Россия занимает 3 место в мире. Водная отрасль распределены по территории довольно неравномерно — выше 95 процентов объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

Главными задачами государственной политики сельскохозяйственной отрасли в долгосрочной перспективе являются:

  • Удовлетворение потребностей народа сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства;
  • Быстрое развитие сельских территорий, увеличение уровня жизни сельского народа;
  • Рост конкурентоспособности российской сельскохозяйственной отрасли;
  • Импортозамещение на рынке животноводческой продукции и формирование развитого экспортного потенциала, помогающего в будущем занять устойчивые позиции на мировом рынке сельскохозяйственной продукции;
  • Увеличение продуктивности применяемых в аграрном производстве земельных и других природных ресурсов.

Список литературы:

  1. Басовский Л.Е. Мировая экономика: курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с.
  2. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — М.: КноРус, 2014. – 640 с.
  3. Кочергина Т.Е . Мировая экономика / Т.Е. Кочергина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 272 с.
  4. Любецкий В.В . Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: Инфра-М, 2013. – 350 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. – М.: Юнити, 2014. – 671 с.
  6. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика / И.С. Цыпин, В.Р.

    Экономическое развитие

    Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.

  7. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Р.К. Щенин. – М.: Юрайт, 2014. — 446 с.
  8. Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. – 568 с.

Социально-экономическое развитие регионов России

VII. Региональное развитие

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

30. Социально – экономические условия развития регионов России.

20. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) и призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития.

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Задачи Стратегии – развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Планы развития основных народно-хозяйственных комплексов и систем: промышленное развитие, технологический прогресс, демография, развитие транспорта, инновационная политика, внешняя торговля, инвестиционная политика и т.д.

21. Демография: Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.