Налоговый маневр в нефтяной отрасли. К чему приведет завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли Налоговый маневр в нефтяной отрасли суть

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков . — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

Пакет документов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли внесен в 22 июня. Накануне, в ходе заседания правительства, были окончательно согласованы параметры предстоящей реформы.

Речь идет о двух законопроектах: один из них предусматривает постепенное снижение с нынешних 30% (от стоимости нефти) до нуля вывозной таможенной пошлины. Второй законопроект предусматривает равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения экспортной пошлины.

Таким образом, экспортная пошлина в течение шести лет будет полностью замещена ростом НДПИ. Предполагается, что закон будет принят в этом году и маневр начнется с 1 января 2019 года.

Предстоящий налоговый маневр в последние два года был камнем преткновения между и отраслью. предлагало отложить его до завершения модернизации российских НПЗ и запуска единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа в рамках Евразийского экономического союза (). Действующий налоговый режим, в частности экспортная пошлина, по факту субсидирует нефтепереработку. Минфин настаивал на завершении маневра и сохранении поддержки только для тех производств нефтепродуктов, которые обеспечивают высокую степень переработки.

Принятый вариант реформы предусматривает сохранение действующих льгот по НДПИ. Речь идет о пониженной налоговой ставке на добычу на новых морских месторождениях, газового конденсата для производства СПГ, льготе для месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Также пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями: выработанных, малых участков недр, месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

Кроме того, предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Для переработчиков нефти предлагается установить вычеты по акцизам с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, а также с учетом уровня цены на нефть на мировых рынках, средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает ее значение в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года, на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, уточняют в правительстве.

Вспышки стоимости топлива

То есть речь идет о небольшом, но все же увеличении налоговой нагрузки на отрасль. Судя по цифрам, в среднем компании недополучат $1-1,5 с барреля добытой нефти. С другой стороны, это не так много, особенно учитывая те благоприятные условия, в которых существует отрасль сегодня — довольно дорогая нефть и дешевый рубль, добавляет эксперт.

В любом случае не стоит ждать, что в России будет решена проблема роста цен на бензин, точечные послабления для производителей высококачественного бензина не решат проблемы снижения маржи большинства НПЗ и роста внутренней цены на нефть,

отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta .

Соответственно, уже в 2019 году мы можем наблюдать новые вспышки стоимости топлива на автозаправках, добавляет он.

Дополнительные поблажки будут применяться для тех нефтяников, кто производит высококачественный бензин и дизтопливо Евро-5, в этом случае из бюджета они будут получать часть акциза, который выплачивают НПЗ, обращает внимание Жарский.

Хотя в целом реформа в отрасли приведет к дополнительной стимуляции нефтяников продавать на внутреннем рынке больше нефти и нефтепродуктов, чем за рубеж, доходы бюджета в результате такого маневра могут сильно колебаться, так как в законопроекте очень много отведено применению дополнительных льгот по НДПИ, а также возвращению акцизов, полагает эксперт.

Заодно и акцизы

Неожиданной «добавкой» к пакету законопроектов о завершении нефтегазового налогового маневра оказалась индексация акцизов на 2021 год. Обычно правительство делает расчеты акцизов вместе с подготовкой федерального бюджета на предстоящую трехлетку и представляет их отдельной поправкой в Налоговый кодекс осенью. Индексация проводится после того как правительства определится с макроэкономическим прогнозом и основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой.

Обычной процедуры на этот раз не было. Объяснение, приведенное в сопроводительных документах такое: подакцизные товары в 2021 году индексируются «на уровень инфляции, которая, по прогнозам , составит 4%».

«При этом ставки акцизов на период 2019 - 2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством» - уточняется в законопроекте. Тем самым Минэкономразвития фактически предписано не прогнозировать инфляцию выше 4% на 2021 год в ходе подготовки бюджета, вне зависимости от макроэкономической ситуации.

В противном случае уже осенью ставки на 2021 год подлежат пересмотру. В частности акцизы на этиловый спирт увеличатся на 4 рубля с 111 руб за литр в 2020 году до 115 руб за литр в 2021 году. Акциз на алкоголь крепче 9% вырастет на 22 рубля до 566 руб за литр. Вино подорожает на 1 рубль с 19 руб в 2020 году до 20 руб в 2021 году. Акциз на сигареты увеличится на 79 руб с 1 966 руб. за тысячу сигарет в 2020 году до 2 045 руб. в 2021 году.

Заодно законопроектом расширен перечень подакцизных товаров. Новый акциз с 1 января 2019 года вводится на кальянные смеси в размере 457 руб за 1 кг. В 2020 году он будет повышен до 467 руб., а в 2021 — до 495 руб.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева, ЦБ в этом году «вряд ли удастся удержать инфляцию в районе 4%». Еще предстоит оценить, какой эффект будет от роста НДС до 20%. Скорее всего, он повлияет на разгон цен в диапазоне от 1,6 до 2%. При этом повышение акцизов и включение в законопроект новых подакциозных товаров приведут к росту инфляции от 0,2 до 0,5%. То, что инфляция удержалась в рамках 2,4% в мае текущего года, во многом заслуга благоприятной конъюнктуры, считает Корнеев.

«Прогнозировать инфляционный эффект на 2021 год бессмысленно, поскольку и ставки акцизов, и оценки инфляции еще по крайней мере два раза поменяются во время принятия бюджета в 2019 и 2020 годах», - сказал «Газете.Ru» главный экономист ФГ БКС .

«Просто на данном этапе стоит принять к сведению, что правительство планирует повысить акцизы, но не исключено, что к началу 2021 году эти планы будет скорректированы», - подчеркнул эксперт.

24.10.2016

24.10.2016 12:21; OilCapital.ru: http://oilcapital.ru/industry/293995.html

24 октября. OilCapital.ru. С точки зрения наполнения федерального бюджета, налоговый маневр определенно не задался. Дело в том, что его основные параметры согласовывались весной-летом 2014 г., когда нефть Urals стабильно стоила больше $100 за баррель. Осенью 2014 г. цена пошла вниз, но тогда мало кто сумел оценить глубину предстоящего обвала.

2015 год оказался первым и единственным, когда параметры маневра соответствовали принятому в ноябре 2014 г. Федеральному закону №366-ФЗ. На 2016 год было отменено запланированное снижение вывозных пошлин на нефть (и, автоматически, на нефтепродукты), а также был повышен сверх проектного уровня налог на добычу полезных ископаемых на газ и конденсат для «Газпрома». Этого правительству показалось мало, и с апреля 2016 года были повышены акцизы на основные нефтепродукты.

В 2017 году отрасль ждет увеличение НДПИ (и на жидкие углеводороды и на газ), плюс еще одно увеличение акцизов на нефтепродукты. Это - как минимум. Нельзя исключать, что и по экспортным пошлинам до конца текущего года будут приняты негативные для добывающих компаний решения.

Изначально у налогового маневра в «нефтянке» было три основных идеи. Правительство стремилось, во-первых, сосредоточить функции изъятия природной ренты по углеводородному сырью в НДПИ за счет сокращения, а в конечном итоге – полного прекращения выполнения той же самой функции экспортными пошлинами. Во-вторых – прекратить фактическое субсидирование пошлинами низкоквалифицированной, «мазутной» переработки нефти в России . Негативным последствием реализации данных намерений, очевидно, становится рост цены углеводородного сырья, а значит, и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Отсюда третья идея маневра – для компенсации роста НДПИ и изменения методики расчета вывозных пошлин необходимо снижение акцизов на нефтепродукты.

В условиях налогового маневра отрасль живет уже почти два года, поэтому можно подводить какие-то итоги. Что мы имеем? Добыча нефти (с конденсатом) в России растет, и в 2016 году будет установлен очередной рекорд – как в абсолютном, так и в среднесуточном выражении. Прогнозы по добыче на ближайшие годы вполне оптимистичны – за счет запуска новых крупных месторождений. Добыча природного газа незначительно сокращается (исключительно за счет «Газпрома» – у альтернативных производителей добыча растет). Но здесь влияние маневра практически незаметно: определяющим фактором для объема добычи газа в России является спрос. В downstream в целом по стране налицо существенное улучшение продуктовой корзины, при этом ряд крупных НПЗ в результате модернизации поднял глубину переработки до эталонного уровня «почти 100%». Роста цен на топливном рынке России в 2015-2016 гг. избежать не удалось, но этот рост не носил драматического характера.

Тоже самое можно сказать и о падении прибылей крупнейших компаний. Да, прибыли теперь ниже, чем до налогового маневра, но тогда и цены на мировом рынке были совсем другие. Гораздо важнее, что финансовая устойчивость российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний не подвергается сомнению. Отрасль адаптировалась к новым уровням цен и новым налогам, и чувствует себя вполне уверенно.

Другое дело – федеральный бюджет. Сокращение нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году относительно 2014 г. составило без малого 1,6 трлн руб. Это внесло решающий вклад в дефицит бюджета прошлого года (который превысил 1,9 трлн руб.) и стало причиной корректировки фискальной системы для «нефтянки» на 2016 год.

Корректировка принесла в бюджет дополнительные деньги, однако цены на нефть продолжили свое падение, и в итоге тенденцию снижения нефтегазовых доходов бюджета переломить не удалось. По итогам первого полугодия по сравнению с прошлым годом бюджет недополучил почти 900 млрд руб. И, если в первом полугодии 2015 года падение нефтегазовых доходов шло исключительно по вывозным пошлинам, а поступления по НДПИ даже выросли, то в нынешнем году падение наблюдается по обеим статьям.

Макроэкономические показатели и доходы федерального бюджета* (1 полугодие)

Показатель

2014

2015

2016

Цена на нефть Urals, долл. за баррель (среднегодовая)

Цена на газ (среднеконтрактная), долл. за тыс. куб. м

Курс доллара США к рублю (средний за период)

Доходы федерального бюджета, млрд руб.

В том числе нефтегазовые доходы, млрд руб.

В том числе НДПИ, млрд руб.

В том числе на природный газ, млрд. руб.

В том числе на газовый конденсат, млрд руб.

Вывозные таможенные пошлины, млрд руб.

В том числе на нефть, млрд руб.

В том числен на природный газ, млрд руб.

В том числен на нефтепродукты, млрд руб.

анные Министерства финансов РФ

С такой динамикой новые корректировки нефтегазовых налогов представлялись неизбежными.

Параметры этих корректировок зафиксированы в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», который Минфин опубликовал в начале октября.

В целях сокращения дефицита федерального бюджета Минфином предлагается «увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль…посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти в части дополнения формулы ее расчета новым слагаемым, определенным на 2017 год в размере 306 рублей, на 2018 год – 357 рублей, на 2019 год – 428 рублей».

При заложенных в проект нового федерального бюджета макропараметрах (средняя цена Urals – $40 за баррель, средний курс доллара – 71,1 руб.), в 2017 году НДПИ для нефти, добыча которой не льготируется, вырастет в пределах 5% относительно уровня, установленного действовавшим на середину октября 2016 года законодательством. Для месторождений нефти с высокой выработанностью запасов, месторождений в новых добычных регионах, и прочих, которым предоставляются льготы по НДПИ, рост будет более заметным – до 12,5%. Иными словами, поддержка нефтедобычи налоговыми льготами в 2017 году сократится.

Объем дополнительных доходов бюджета от увеличения НДПИ на нефть в 2017 году оценивается в 150 млрд руб.

Повышение нефтяного НДПИ, как констатируется в проекте «Основных направлений..», «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах», в первую очередь – в Западной Сибири; «значительный объем запасов нефти в местах с развитой транспортной инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот». Уместно добавить, на наш взгляд, что в новых регионах рост изъятий по НДПИ также окажет негативное влияние на динамику добычи нефти.

Кроме того, «Основные направления..» предполагают с 2017 года очередное повышение НДПИ на природный газ для «Газпрома» и аффилированных с ним компаний. Оно будет оформлено посредством изменения формулы расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки газового НДПИ. Конкретные параметры роста НДПИ на газ в документе не приводятся.

Напомним, что в еще сентябре Минфин предлагал повысить НДПИ для всех газодобывающих компаний, и это несло в себе серьезную угрозу устойчивости отечественного газового рынка. Пока независимым производителям (крупнейшие сейчас –НОВАТЭК и «Роснефть») удается защитить свои интересы. Что же касается «Газпрома», то здесь повышение НДПИ выглядит адекватной мерой, поскольку рентабельность «Газпрома» превышает аналогичный показатель нефтяных компаний в несколько раз.

Четкий тренд на рост фискальной нагрузки на добычу позволяет предположить, что давно уже готовящийся эксперимент с введением налога на добавленный доход (НДД) в следующем году запущен не будет – слишком негативная конъюнктура. При этом Минфин в «Основных направлениях..» подтверждает свое намерение ввести НДД не вместо действующих налогов, а в параллель с ними (при снижении НДПИ и вывозных пошлин).

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетный доход от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных затрат, связанных с разработкой месторождений. Из этого дохода Минфин хочет забирать в бюджет 50%, поэтому связывать с НДД надежды на снижение налогового бремени на отрасль, очевидно, не стоит.

Акцизы на нефтепродукты не включаются в нефтегазовые доходы федерального бюджета. Хотя по отдельным видам нефтепродуктов в федеральный бюджет давно уходит 100% собранных акцизов, а с 1 июня 2016 года туда же зачисляется 12% акцизов на бензин (включая прямогонный), дизельное топливо и моторные масла. Данное решение принято после повышения акцизов с 1 апреля.

В 2017 году акцизы станут еще выше, и эта новация полностью противоречит параметрам и идеологии «налогового маневра», определенным осенью 2014 г.

Возьмем, к примеру, автобензин класса 5. До маневра ставка акциза для него на 2015 год была установлена в размере 7750 руб. за тонну, на 2016-й – 9500 рублей за тонну. Федеральный закон № 366-ФЗ от 24 ноября 2014 г. снижал ставку на 2015 год до 5530 руб. за тонну, на 2016-й – до 7530 руб. за тонну, на период с 2017 года определял на уровне 5830 руб. за тонну. В феврале 2016 года были приняты поправки, согласно которым акциз на бензин класса 5 с 1 апреля и до конца 2016 года составляет 10130 руб. за тонну, в 2017 году – 7430 руб. за тонну. Да, ставки были увеличены, но хотя бы обозначалась цель их снижения в 2017 году.

По Федеральному закону №34-ФЗ от 29.02.2016.

По проекту «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

В «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» такой цели уже нет. Ставку акциза на автомобильный бензин класса 5 Минфин предлагает установить на 2017 год в размере 10130 руб. за тонну, на 2018 год – 10637 руб. за тонну, на 2019 год – 11062 руб. за тонну.

Точно такие же планы Минфин имеет в отношении других массовых нефтепродуктов.

Беседовавшие с «Нефть и Капитал» специалисты сошлись во мнении, что в нефтяных компаниях смирились с ростом фискальной нагрузки в 2017 году, и что последние предложения Минфина по налогам в итоге будут приняты – с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Однако если одновременно будут повышены НДПИ и акцизы и снижена экспортная пошлина (как пока планируется) – все эти три изменения будут стимулировать рост цен на топливо на внутреннем рынке. По опыту прошлых лет, при подобных вводных рост цен начинался задолго до формального принятия решений по налогам. Сейчас же ничего подобного не происходит – по официальным данным (например, ЦДУ ТЭК) средние цены на АЗС не растут, а по некоторым нефтепродуктам – даже падают.

Данный феномен позволяет предположить, что действует некая неформальная установка власти, запрещающая компаниям поднимать цены в рознице. Если такой режим «ручного управления» сохранится и в 2017 году, то финансировать возросшие аппетиты бюджета нефтяникам придется исключительно за счет своих прибылей.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач, однако ее основной среднесрочный вектор - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013 - 2014 годах, получила название налогового маневра. При этом важно отметить, что законодательные изменения, принятые в 2014 году, - это уже четвертый нефтяной налоговый маневр в истории налогообложения нефтяного сектора.

Первые изменения были осуществлены в период 1995 - 1996 годов, когда экономическая ситуация в стране сильно отличалась от текущей. В то время было принято решение отказаться от экспортных пошлин, но при этом выпадающие доходы бюджета были частично компенсированы ростом акцизов на нефть.

В середине 1999 года было решено вернуться к взиманию экспортных таможенных пошлин, причем такие пошлины были также введены и в отношении нефтепродуктов. В период с 1999 года по 2011 год экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты двигались разнонаправленно - иногда они выравнивались, иногда принимались решения об их дифференциации. При этом для некоторых нефтепродуктов ставки экспортных пошлин оказывались либо выше, либо ниже ставок пошлин на нефть.

Основной целью политики экспортных пошлин на нефтепродукты была максимальная загрузка перерабатывающих мощностей и создание стимулов для экспорта не нефти, а продуктов ее переработки. При этом предполагалось, что нефтепереработка создает добавленную стоимость, однако на практике это происходит только при значительной доле выпуска светлых нефтепродуктов и близости к рынкам сбыта. В России же большинство нефтеперерабатывающих мощностей удалены от рынков, поэтому при значительном объеме экспорта нефтепродуктов стоимость в основном не создается.

Однако созданная в течение 2000-х годов система экспортных пошлин привела к тому, что российская нефтепереработка вне зависимости от ее глубины получала значительную субсидию за счет федерального бюджета, которая образовывалась за счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Таким образом, создавались стимулы к наращиванию первичной переработки нефти как наименее затратному способу получения такой субсидии. В результате, глубина переработки за период действия такой системы пошлин практически не менялась, а экспорт нефтепродуктов существенно увеличился.

С ростом цен на нефть регулирующая роль пошлин, характер их влияния на добычу, переработку и потребителей стали весьма заметными. Именно с конца 2000-х годов начались активные реформы системы пошлин и НДПИ на нефть. В 2011 году было принято решение о переходе на систему ставок экспортной пошлины "60-66-90", которая предусматривала введение ставки пошлины на темные нефтепродукты, равную ставке пошлины на нефть с 2015 года. В 2013 году был предпринят очередной шаг в направлении реформы - снижение ставок пошлины на нефть на период 2014 - 2016 годов и одновременное увеличение ставок НДПИ на нефть.

Тем временем, уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 года завершить не удастся. В этих условиях рост пошлины на темные нефтепродукты привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это, в свою очередь, грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них. Однако трехлетние законы о федеральном бюджете в течение нескольких лет предусматривают дополнительные доходы от роста ставок пошлины (более 340 млрд. рублей в условиях цен на нефть и курса рубля к доллару, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития 2014 года). Поэтому простой отказ от повышения пошлины на темные нефтепродукты означал бы либо рост бюджетного дефицита на соответствующую величину, либо необходимость поиска источников замещения выпадающих доходов. В этой связи любые оценки бюджетного эффекта от "налогового маневра" необходимо проводить в сравнении с условиями 2015 года, то есть введением 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты.

"Налоговый маневр" 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Принятые в 2014 году решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли ("налоговый маневр") не только увеличивают период повышения пошлины на темные нефтепродукты (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводят к уменьшению размера выпадающих доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, "цена маневра" для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась Минфином России в размере около 140 млрд. рублей в 2015 году. Предполагалось, что остаток (а это около 200 млрд. рублей) будет распределен между потребителями нефти и нефтепродуктов в России и странах Евразийского экономического союза за счет роста цен на них, а нефтяная отрасль даже получит дополнительные доходы в виде роста доходности от добычи нефти и отсрочку, необходимую для завершения модернизации НПЗ.

Предварительный анализ последствий реализации "налогового маневра", сделанный по итогам I квартала 2015 года, показывает, что хотя такие последствия несколько отличаются от тех ожиданий, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов иностранных валют к рублю, проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь. Более того, принятые решения в условиях падения цен и роста курса иностранных валют к рублю позволили сдержать рост цен на моторное топливо в начале года.

Так, в течение прошедших месяцев 2015 года денежный поток и EBITDA интегрированных нефтяных компаний, исчисленные в рублях, превышали соответствующие величины, которые прогнозировались при разработке и принятии решений "налогового маневра" (то есть при цене нефти 100 долларов за баррель и курсе 38 рублей за доллар), примерно на 10%. При этом доходы федерального бюджета от налогов на нефтяной сектор (также исчисляемые в рублях) уменьшились за первый квартал 2015 года в среднем на 28% по сравнению с плановыми, рассчитанными при цене нефти 100 долларов за баррель.

Таким образом, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра решений, принятых в рамках "налогового маневра". В дальнейшем необходимо проводить периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживать динамику бюджетных доходов от этого сектора, с тем чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы.