Подпункту 11 статьи 431 главы 34 кодекса. Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов на социальное страхование, организация может. Изменения по прочим налогам

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В 2016 году в часть первую Налогового кодекса изменения были внесены 14 законами, а в часть вторую — 43 законами. Указанные изменения различны по своему влиянию на физических лиц и организаций. Некоторым из этих изменений посвящено интервью с экспертом.

- К наиболее заметным поправкам, увеличившим Налоговый кодекс в объеме, можно отнести поправки, связанные с регулированием страховых взносов…

Да, с 2017 года введены федеральные страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые подлежат уплате на основе Налогового кодекса. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ.

Новая глава 34 «Страховые взносы в Российской Федерации» НК РФ в целом повторяет порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который существовал на основе Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Контроль за уплатой взносов передан налоговым органам. В отношении плательщиков страховых взносов налоговые органы будут осуществлять тот же объем прав и обязанностей, что и в отношении налогоплательщиков (пункт 2.1 статьи 31, пункт 2.1 статьи 32 НК РФ).

- Какие правила действуют в переходный период?

Отчетность по взносам (в том числе уточненная) за периоды до 2017 года сдается в фонды.
Правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, проверяется органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до 2017 года (статьи 20, 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). Однако, что подразумевается под данным порядком, не очень понятно, учитывая признание утратившими силу соответствующих законодательных актов.

Обжаловать решения, вынесенные по итогам таких камеральных и выездных проверок, нужно в фонды.

Переплату по взносам за периоды до 2017 года должны возвращать органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Взыскание задолженности по страховым взносам за периоды до 2017 года начинается налоговыми органами с процедуры, следующей за той, которая была применена органами ПФР или ФСС.

Взносы, перечисляемые с 2017 года, должны предусматривать новые КБК налоговых органов: первые 3 знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы, должны принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба.

- Что меняется в обязанностях страхователей (плательщиков страховых взносов)?

Согласно пункту 11 статьи 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Согласно новой редакции подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщик страховых взносов обязан сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Срок сообщения - один месяц со дня соответствующего события. Данным правилом нужно пользоваться в отношениях, возникающих с 1 января 2017 года.

На основании указанных сообщений налоговыми органами будут учтены обособленные подразделения (включая филиалы, представительства) российской организации, созданные на территории Российской Федерации, уполномоченные (или лишенные полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (пункт 3.1 статьи 84 НК РФ).

- Как изменится состав отчетности по взносам?

Органы Пенсионного фонда продолжат прием сведений:

  • индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М (сдается не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного);
  • о стаже застрахованных лиц (сдается не позднее 1 марта следующего года).

Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам. Расчет по страховым взносам заменяет следующие формы отчетности, ранее представлявшиеся в государственные внебюджетные фонды:

  • форму 4-ФСС в территориальные органы Фонда социального страхования - в части отчетности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • форму РСВ-1 в территориальные органы Пенсионного фонда - в части отчетности страхователей, производящих выплаты физическим лицам по обязательному пенсионному страхованию (за исключением стажевых показателей);
  • форму РСВ-2 и форму РВ -3 в территориальные органы Пенсионного фонда.

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, превысит 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превысит данный предел, должны представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС.

В течение 2017 года численность физических лиц для целей определения способа представления расчетов проверяется по итогам каждого отчетного периода.
Расчет представляется не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (статья 431 НК РФ).

- Как будут проверяться расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения?

Устанавливаются особенности камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Администрирование расходов на выплату указанного обеспечения сохранено за ФСС. Органы ФСС вправе проводить проверки расходов:

  • по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
  • на основании сведений, полученных от налоговых органов.

Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения станут направляться налоговым органом в территориальный орган ФСС не позднее 5 дней со дня их получения в электронной форме и не позднее 10 дней со дня их получения на бумажном носителе.

Перерасход средств на выплату страхового возмещения сверх начисленных взносов возмещается страхователям органами ФСС.
Если ФСС не принял к зачету сумму расходов плательщика, то налоговый орган направит плательщику требование об уплате страховых взносов в течение 10 дней со дня получения соответствующего решения ФСС.

- На что нужно обратить внимание при выплате доходов физическим лицам?

Следует актуализировать персональные данные физических лиц.
На основании пункта 7 статьи 431 НК РФ в случае, если в представляемом расчете по страховым взносам указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным. Плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется уведомление об отказе в приеме расчета.

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено выявленное несоответствие. Если это будет сделано, то датой представления расчета будет считаться дата его первоначального представления.

Уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

- Введены специальные основания для истребования документов при камеральной проверке расчетов по страховым взносам?

Статья 88 НК РФ дополнена пунктом 8.6, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность:

  • отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (статья 422 НК РФ);
  • применения пониженных тарифов страховых взносов (статья 427 НК РФ).

При этом, если ориентироваться на буквальное толкование статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, то она предоставляла органам контроля за уплатой взносов право истребовать у плательщика страховых взносов документы, необходимые для проведения проверки как выездной, так и камеральной, без каких-либо оговорок.

- Если говорить о камеральной проверке, то изменения затронули порядок истребования пояснений?

С 1 января 2017 года за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ, вводится ответственность. Штраф по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ составит 5000 рублей (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Данные нормы могут касаться требований, направленных налоговым органом после 31 декабря 2016 года в рамках камеральной проверки декларации (расчета) по любому налогу (взносу).

- Как в связи с поправками изменился объем истребуемых документов при камеральной проверке?

Можно сказать, что уточнилось такое основание для истребования документов как применение налоговых льгот.

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Согласно позиции Минфина налоговые льготы и налоговые ставки являются разными элементами налогообложения (статья 17 НК РФ). Установление пониженной налоговой ставки не отождествляется с установлением налоговой льготы (письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-02-07/1-201, от 21.10.2013 № 03-11-11/43791).

Пункт 6 статьи 88 НК РФ предусматривал право налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. При этом основания, предусмотренные для истребования в рамках камеральной налоговой проверки документов у налогоплательщика, в силу пункта 10 статьи 88 НК РФ применяются также к налоговым агентам.

В судебной практике встречалась позиция, согласно которой направление налоговым органом требования о представлении документов, подтверждающих, в частности, применение налоговым агентом пониженных ставок по соглашению об избежании двойного налогообложения, не противоречит нормам статьи 88 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2013 № А56-73263/2012).

Со 2 июня 2016 года пункт 6 статьи 88 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ.

Согласно новой редакции пункта 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Таким образом, случаи истребования документов на основании пункта 6 статьи 88 НК РФ изменились: можно истребовать документы, которые подтверждают применение не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Для целей проведения камеральной проверки декларации (расчета), представляемого организацией, документы об имуществе могут быть истребованы в рамках проверки заявленных налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам лишь некоторые из оснований освобождения от налогообложения НДС, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль (статья 247 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы не вправе в рамках камеральной налоговой проверки истребовать, например, у налогового агента документы, подтверждающие обоснованность применения освобождения от налогообложения или пониженной ставки по налогу на прибыль, предусмотренной международным договором по вопросам налогообложения.

Запрет на истребование документов, подтверждающих применение пониженных ставок, в настоящее время следует не только из смысла статей 17 и 56 НК РФ, но и из новой редакции пункта 6 статьи 88 НК РФ.

- Если продолжить тему поправок, которые можно расценивать как улучшающие положение налогоплательщиков. Что можно назвать в числе таковых по налогу на прибыль?

В принципе, к таким поправкам можно отнести уточнение порядка формирования резерва по сомнительным долгам (Федеральный закон от 30.11.2016 № 405-ФЗ).

Порядок формирования резерва в налоговом учете следует отразить в учетной политике для целей налогообложения (статьи 266 и 313 НК РФ).

Для определения суммы резерва на последнее число отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности, которая группируется по срокам ее образования.

До 2017 года размер резерва ограничивался суммой задолженности, но не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. С 2017 года порядок расчета ограничителя по выручке меняется, причем, в пользу налогоплательщика.

Итак, допустим, что по итогам налогового периода 2017 года резерв не может превышать 10% от выручки этого периода. По итогам соответствующего отчетного периода 2017 года размер резерва рассчитывается от большей из величин: или 10% от выручки за 2016 год или 10% от выручки за этот отчетный период 2017 года.

- Если резерв по сомнительным долгам не использован?

По итогам каждого отчетного (налогового) периода нужно сравнить размер безнадежных долгов, которые списываются за счет резерва, и сумму отчислений в резерв.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносится на следующий отчетный (налоговый) период.

До 2016 года сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва ограничивалась 10% выручки соответствующего отчетного (налогового) периода и корректировалась на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего периода, разница включалась в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем периоде. Могло быть наоборот - сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. При таких обстоятельствах разница включалась во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

- Что меняется с 2017 года?

С 2017 года, во-первых, более четко прослеживается правило об использовании резерва в течение всего налогового периода.

Во-вторых, уточняется порядок переноса резерва на следующий отчетный (налоговый) период.
На последнее число отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности. Исчисляется новая сумма резерва, которая корректируется исходя из ограничения в 10% от размера выручки.

Неиспользованный остаток резерва определяется как разница между суммой резерва на предыдущую отчетную дату и суммой безнадежных долгов, возникших за истекший период.

Из суммы нового размера резерва вычитается остаток резерва. Если разница положительная - она включается во внереализационные расходы текущего периода. Если разница отрицательная, то есть остаток резерва содержит уже излишние суммы, то она включается в состав внереализационных доходов текущего периода.

Для создания резерва на первый отчетный период 2017 года используются правила 2016 года. На второй отчетный период 2017 года расчет резерва производится уже по новым правилам, при этом при расчете остатка резерва используется сумма резерва, исчисленного на 31 декабря 2016 года.

Если налогоплательщиком принято решение не создавать резерв на следующий налоговый период, то весь остаток резерва включается во внереализационные доходы (пункт 7 статьи 250 НК РФ). Правда и в вопросе формирования резерва есть ложка дегтя.

- О чём идет речь?

Если у организации в отношении одного и того же должника имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность, налоговый орган мог потребовать уменьшить сомнительный долг на сумму кредиторской задолженности. Эта позиция основывалась на возможности погашения долга или его части зачетом встречных однородных требований в соответствии со статьей 410 ГК РФ (письмо ФНС России от 16.01.2012 № ЕД-4-3/269@).

При предъявлении налоговых претензий в такой ситуации налогоплательщик использовал в качестве аргумента в свою защиту Постановление Президиума ВАС от 19.03.2013 № 13598/12, согласно которому отнесение сомнительного долга в состав резерва не зависит от наличия у организации встречной кредиторской задолженности.

Налоговый риск имел место в случае, если стороны договора - взаимозависимые лица, поскольку формирование резерва без уменьшения его на сумму кредиторской задолженности могло быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды.

С 2017 года в пункте 1 статьи 266 НК РФ прямо закреплена норма о том, что сомнительным долгом признается только та часть задолженности контрагента перед налогоплательщиком, которая превышает кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим же контрагентом (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

- Что из последних законодательных изменений можно отметить по НДФЛ?

С 2017 года меняется процедура получения у налогового агента социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 403-ФЗ).

Имеется в виду вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга, в том числе вдовы, вдовца; родителей, в том числе усыновителей; детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством). Договор страхования должен быть заключен на срок не менее 5 лет.

До 2017 года вычет предоставлялся налоговым агентом, если взносы по договору удерживались из выплат работнику и перечислялись налоговым агентом в страховую организацию.

С 2017 года данный вычет может быть предоставлен физическому лицу до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления подтверждения права на получение социального налогового вычета, выданного физическому лицу налоговым органом по утвержденной ФНС форме.

При этом при обращении в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления о праве на получение вычета подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов могут служить копии договора, платежных документов об уплате взносов.

Налоговому агенту следует иметь в виду, что данный вычет в отличие от имущественного налогового вычета предоставляется физическому лицу - работнику только начиная с месяца, в котором он обратился к налоговому агенту за его получением.

Если в течение налогового периода социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни предоставлен налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено, то налогоплательщик вправе получить его при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.


1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

7. Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

8. Проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения органом Фонда социального страхования Российской Федерации (вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом).

Порядок представления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.

9. Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

10. Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

16. Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.

Дата публикации: 12.01.2017 06:54 (архив)

Главное изменение в сфере страховых взносов – это передача с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию трех видов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжит администрировать ФСС России.

Правоотношения в части страховых взносов будет регулировать глава 34 Налогового кодекса РФ , которая вступает в силу с 01.01.2017 года. В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом – календарный год.

Состав плательщиков страховых взносов не изменился – это организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст.419 НК РФ).

Администрирование страховых взносов налоговыми органами будет проводиться, по правилам и методике, разработанные для администрируемых налогов - НДС, налога на прибыль, НДФЛ и т.д.

Глобальных изменений по процедуре исчисления и уплаты страховых взносов не будет. Вместе с тем изменятся формы отчетности, которые плательщики взносов с 2017 года должны будут сдавать в налоговые органы (а не территориальные отделения ПФР), а также сроки их представления.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют в налоговые органы единый расчет по страховым взносам (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 431 НК РФ).

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ . Приказ вступает в силу с 01.01.2017 и применяется, начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2017 года уплату взносов следует производить на новые КБК «коды бюджетной классификации» (Приказ Минфина России от 7 декабря 2016 года № 230н).

Особое внимание при заполнении платежных поручений необходимо обратить на заполнение следующих реквизитов:

  • в полях "ИНН" и "КПП" получателя средств - указывается значение "ИНН" и "КПП" соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле "Получатель" - указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле код бюджетной классификации - указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба.
Подробный перечень КБК указан

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан.

Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

Плательщики и облагаемая база с 2017 года

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1, в 2020 году - 2,2, в 2021 году - 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

Тарифы страховых взносов

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР - 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС - 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС - 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.

Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
  • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

Выплаты, освобождаемые от страховых взносов

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

Порядок возмещения начисленных пособий

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ФНС и отделение ФСС.

Сроки уплаты и предоставление отчетности

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

В настоящее время разработан и представлен на обсуждение Проект Приказа ФНС России о форме квартальной отчетности по страховым взносам.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

Особенности для обособленных подразделений

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа:

  • Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)
  • Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

Переходные положения

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@).

В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина - 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы см. расписание

Июль 2016 г.

Эксперты компании «Правовест Аудит»

1. Возврат превышения налога на добавленную стоимость осуществляется налогоплательщику:

2) на основании его требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период.

В целях настоящего пункта основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость являются:

1) акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком);

2) заключение к акту налоговой проверки, оформленное в случае, предусмотренном пунктом 13 .

3. Не производится возврат превышения налога на добавленную стоимость:

1) налогоплательщику, осуществляющему расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах, установленных для:

Субъектов малого бизнеса;

Крестьянских или фермерских хозяйств;

Производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов;

Примечание РЦПИ!

Данная редакция подпункта 2) действует до 01.01.2021 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI (приостановленную редакцию см. архивную версию от 25.12.2017 Налогового кодекса РК).

2) налогоплательщику за налоговые периоды, по которым он применял положения подпункта 28) пункта 5 статьи 372 и .

4. Сумма превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденная к возврату из бюджета, возвращается налогоплательщику в порядке, определенном .

5. Сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщику ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 в пользу данного налогоплательщика, пеня, перечисленная ранее налогоплательщику и приходящаяся на возвращенную сумму превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

6. Суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 .