Рейтинг информатизации регионов. Мониторинг региональной информатизации. Наирит: инновационная активность регионов

«Свой мир мы строим сами»

Номинация «Моя программа социального действия»

Проект «Твори добро другим во благо»
Актуальность проекта

В процессе воспитания дети не только учатся жить в обществе, приспосабливаться к нему, усваивая требования и нормы, но и одновременно учатся влиять на жизнь общества, через участие в социально-значимых мероприятиях города.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости создания условий для объединения усилий педагогов, детей и их родителей (добровольцев и волонтёров) для совместного решения социально-значимых и общественно-полезных задач во благо и для процветания района Талнах и его жителей.

В районе Талнах города Норильска на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» действует «Совет самоуправления активов старшеклассников школ района Талнах «РеМИКС» (ребята молодёжного инициативного креативного совета). Ребята для создания данного проекта провели социальный опрос активистов школ района с целью выявления мотивов, побуждающих детей заниматься активной деятельностью. В числе социально-значимых инициатив школьников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений определяются следующие:

Быть социально-полезным – 89%;;

Способствовать изменениям в жизни школьников – 50%;

Самореализация – 36%;

Поиск единомышленников -36%;

Из чувства долга за помощь в прошлом – 19%;

Интересно провести досуг – 15%;

Решить собственные проблемы – 10%.

Полученные результаты опроса показали Совету «РеМИКС» необходимость в создании проекта, способствующего формированию навыков гражданского участия, развитию и популяризации общественно-полезной деятельности детей и молодёжи для решения актуальных социальных проблем.

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база:

- Конституция РФ;

Закон РФ «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Проблемы гражданского воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ:

- Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» № 122 от 16.02.2001 года.
Цель и задачи проекта

Цель - содействие укреплению гражданского общества и реализации социальных инициатив через развитие и популяризацию социально-значимой, общественно-полезной и волонтёрской деятельности детей и молодёжи.

Основные задачи:

1. Развитие социально-активной позиции личности детей и подростков.

2. Формирование позитивного отношения к добровольчеству и благотворительности.

3. Внедрение инновационных форм и методов работы детских и педагогических коллективов дополнительного образования по формированию активной гражданской позиции и воспитанию детей и подростков.

4. Содействие созданию позитивного образа молодого поколения, как включённого в общественно-значимую деятельность.
Срок реализации проекта

Реализация проекта: октябрь 2010 года – май 2011 года.


Участники проекта

Членами проекта являются «Совет самоуправления активов старшеклассников школ района Талнах «РеМИКС», учащиеся средних общеобразовательных школ, творческие объединения МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», жители города.


Этапы реализации проекта

1 этап – «Пусть свет добра в душе не гаснет никогда» (октябрь 2010 года).

Этот этап проходит в День пожилых людей. Советом самоуправления активов старшеклассников школ района Талнах «РеМИКС» оказывается адресная помощь престарелым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, блокадникам, узникам фашистских лагерей: помощь по дому, приобретение продуктов, часы общения. Проводится благотворительный праздничный концерт с участием активистов Совета «РеМИКС» и творческих объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» района Талнах (Приложение 1).

2 этап – «В кругу друзей» (декабрь 2010 года).

Театрализованное игровое представление для детей-инвалидов, включающее концертные номера творческих коллективов «Центра внешкольной работы». Участие волонтёров Совета «РеМИКС» на протяжении всего мероприятия (встреча детей и родителей, работа в ростовых куклах, помощь детям в игровой программе, сопровождение домой) (Приложение 2).

3 этап – «Хорошее настроение не покинет Вас!» (март 2011 года).

Организация выставки работ детского творчества на базе Центра. Проведение Советом «РеМИКС» акции «Мы всегда рядом!» - сбор вещей, игрушек, канцелярских принадлежностей для детей из малоимущих семей и детских домов. Проведение праздничной концертной программы для мам обучающихся творческих объединений Центра.

4 этап – «Не стареют душей ветераны» (май 2011 года).

Адресная помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, блокадникам, узникам фашистских лагерей: помощь по дому, приобретение продуктов, часы общения. Участие Совета «РеМИКС» в митинге, посвященном Дню Победы.
Ожидаемые результаты


  1. Развитие детского и молодёжного движения в районе Талнах города Норильска через реализацию проекта «Совета самоуправления активов старшеклассников школ района Талнах «РеМИКС».

  2. Установление творческого сотрудничества активов школ района.

  3. Создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения воспитательных потребностей детей и подростков.

  4. Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе через конкретную социально-значимую и общественно-полезную деятельность.

  5. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, деятельности по разработке и реализации проекта на территории муниципального образования город Норильск.

  6. Увеличение занятости подростков досуговой деятельностью через внедрение инновационных форм и методов работы детских и педагогических коллективов дополнительного образования по формированию активной гражданской позиции детей и подростков.

  7. Формирование у подростков навыков организации информационной деятельности.

  8. Оказание внимания и поддержки ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам, блокадникам, узникам фашистских лагерей, проживающих в районе Талнах.
Приложение 1

Информация

о реализации 1 этапа проекта

«Пусть свет добра в душе не гаснет никогда»

(октябрь 2010 года)

Долгосрочный проект «Твори добро другим во благо» стартовал 01 октября 2010 года 1 этапом «Пусть свет добра в душе не гаснет никогда».

В нём приняли участие активисты общеобразовательных школ, входящих в «Совет самоуправления активов старшеклассников школ района Талнах «РеМИКС».

На общем собрании, которое состоялось 28 сентября 2010 года, Советом «РеМИКС» были созданы две рабочие группы ребят для оказания адресной помощи пожилым людям: 1 октября в День пожилых людей они посетили пенсионеров, поздравили их с праздником и предложили свою помощь.


Вторая группа (Волков Григорий - «СОШ № 39»,Костина Елена - «СОШ № 39»), приготовив словесное поздравление и подарочный набор, отправилась в гости к Данилюк Анне Васильевне (17.06.1926г.р.), которая очень приветливо отнеслась к ребятам. Своих гостей она пригласила отведать чая и за чаепитием рассказала ребятам много интересного о себе, о времени, в котором она жила, о районе Талнах (как он строился на ее глазах). Анне Васильевне понадобилась помощь по дому и ребята с удовольствием выполнили её поручения: сделали уборку в комнате, расставили посуду. Все дальнейшие пожелания пожилой женщины ребята внимательно выслушали и приняли к сведению.

Таким образом, 1 этап «Пусть свет добра в душе не гаснет никогда!» долгосрочной акции «Твори добро другим во благо» прошел успешно.

Приложение 2.

Информация

о реализации 2 этапа проекта

«В кругу друзей» (декабрь 2010 года)

1 декабря 2010 года прошел 2 этап проекта «Твори добро другим во благо» - «В кругу друзей». Форма проведения – театрализованная развлекательно-игровая программа.

В проведении праздничной развлекательно-игровой программы для детей инвалидов «В кругу детей» приняли участие ребята Совета самоуправления активов старшеклассников «РеМИКС»: Хохлова Анастасия (школа № 38), Масюкова Анастасия (школа № 38), Каппушева Альбина (школа № 27), Хохлова Татьяна (школа № 38).

Их роль в мероприятии заключалась в следующем:

Встреча гостей в фойе в ростовых куклах;

Помощь родителям в гардеробе;

Игры с ребятами до начала мероприятия;

- помощь ведущим во время мероприятия (раздача призов, вынос атрибутов для конкурсов);

Участие в дискотеке.

Со всеми намеченными заданиями ребята Совета самоуправления активов старшеклассников «РеМИКС» справились хорошо, тем самым показали позитивный образ молодого поколения, включенного в общественно значимую деятельность.

Таким образом, 2 этап долгосрочной акции «Твори добро другим во благо», приуроченный ко Дню инвалида прошел продуктивно и успешно.

13.07.2016, Ср, 09:47, Мск , Текст: Наталья Рудычева

CNews Analytics представляет третий ежегодный рейтинг ИКТ-расходов регионов России. В 2016 г. субъекты Федерации планируют израсходовать на ИКТ около 74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (₽72,7 млрд). Среди крупнейших распорядителей ИКТ-бюджетов Москва (₽28,3 млрд), Санкт-Петербург (₽7,8 млрд), Московская область (₽4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по ₽1,7 млрд).

CNews представил третий ежегодный рейтинг «CNews: ИКТ в регионах». Рейтинг составлен на основании данных, содержащихся в актуальных версиях бюджетов регионов. В 2016 г. региональные бюджеты в большинстве случаев утверждались на один год, поэтому в рейтинге отсутствуют данные о планируемых ИКТ-расходах на следующий, 2017 г.

По данным CNews, в 2016 г. с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий российские регионы израсходуют на проекты в сфере ИКТ около ₽74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (₽72,7 млрд). Ранее данные об ИТ-затратах российских регионов представила Минкомсвязь. По информации ведомства, в 2016 г. региональные расходы на информатизацию составят ₽38,7 млрд – на 7% больше, чем в 2015 г. (₽36,2 млрд).

При формировании рейтинга «CNews: ИКТ в регионах» учитывались данные о финансировании региональных органов власти, отвечающих за вопросы информатизации (профильных министерств или департаментов), затраты всех остальных региональных ведомств на реализацию мероприятий в сфере ИКТ, таких как информатизация здравоохранения, подключение публичных библиотек к сети интернет, создание электронного бюджета и пр., а также расходы по статье «Связь и информатика».

Например, затраты на ИКТ Тюменской области, по методике CNews, складываются из расходов по статье «Связь и информатика» Аппарата губернатора (₽415,6 млн), Главного управления строительства (₽62,1 млн), Департамента финансов (₽105,5 млн) и других региональных ведомств, а также Департамента информатизации (₽698,5 млн). Для сравнения, в рейтинге Минкомсвязи по Тюменской области приводится цифра 629 млн.

По мнению CNews, такой подход позволяет наиболее полно оценить уровень ИКТ-расходов, поскольку в этой сфере, как, наверное, ни в одной другой, на стоимость проекта влияют не только расходы на приобретение оборудования или программного обеспечения, но и в значительной мере оплата труда высококвалифицированных специалистов, без которых его реализация была бы невозможна.

Также при формировании итогового рейтинга CNews учитывались субсидии, которые были в 2016 г. получены 25 регионами от Минкомсвязи. Общая сумма субсидий составила ₽364,7 млн. Эти деньги должны быть направлены на создание (доработку) регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся, создание (доработку) единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разработку механизма госуслуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм единого портала госуслуг (ЕПГУ).

Что не посчитали в Минкомсвязи

Рейтинг Минкомсвязи составлен на основании данных, полученных в ходе анкетирования регионов. «Минкомсвязь России запрашивала информацию об объемах средств, направленных на мероприятия по информатизации, которые включают создание, развитие и модернизацию, а также эксплуатацию информационных систем в деятельности региональных органов власти, – прокомментировал CNews методологию сбора данных Роман Урнышев , заместитель директора департамента координации информатизации Минкомсвязи. – В ряде субъектов ИТ-бюджеты централизованы (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске), а в других – децентрализованы, поэтому часть затрат на информатизацию может проходить через бюджет, например, департаментов образования, здравоохранения и т.п. Регионы самостоятельно принимали решение по отнесению затрат на связь. Наконец, не все субъекты учитывают в общем ИТ-бюджете расходы подведомственных учреждений».

«В рейтинге Минкомсвязи учитываются данные из закона о бюджете только по отраслевому ведомству, без учета расходов на субсидии, которые выдаются подведомственному учреждению для обеспечения своей деятельности», – рассказал CNews директор департамента информатизации Правительства Тюменской области Александр Албычев .

Топ 10 регионов по размеру ИКТ-бюджетов


Регион
1 Москва 28 287.9 25 722 10%
2 Санкт-Петербург 7 799.7 9 032.3 -13,6%
3 Московская область 4 613.9 4 646.1 -0,7%
4 ХМАО-Югра 1 689.8 1 397 21%
5 Новосибирская область 1 686.1 1 380.9 22,1%
6 Тульская область 1 434.7 1 134.6 26,4%
7 Республика Татарстан 1 362.5 1 227.8 11%
8 Тюменская область 1 362.2 1 423.8 -4,3%
9 Самарская область 1 361.1 1 416.3 -3,9%
10 Нижегородская область 1 213.5 902.8 34,4%

Источник: CNews Analytics, 2016


«Министерство использовало общие данные по затратам бюджета на эксплуатацию и развитие информационных систем, а при формировании рейтинга CNews учтены также затраты на услуги связи, телекоммуникационные услуги в сфере мобилизационной подготовки, затраты на обеспечение мероприятий по защите информации, содержание исполнительных органов государственной власти и казенных учреждений, подведомственных Комитету по информатизации и связи», – уточняет для CNews Ольга Решетова , врио заместителя председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

60% региональных ИКТ-бюджетов – в руках 5 регионов

Лидерами рейтинга «CNews: ИКТ в регионах» являются Москва (₽28,3 млрд), Санкт-Петербург (₽7,8 млрд), Московская область (₽4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по ₽1,7 млрд). На долю этих 5 субъектов РФ приходится 59,5% всех региональных ИКТ-расходов.

Суммарные ИКТ-расходы регионов России


Источник: CNewsAnalytics, 2016

Самые маленькие ИКТ-бюджеты у Брянской (₽16,3 млн), Костромской (₽18,2 млн) областей и Чукотского автономного округа (₽23,8 млн).

Среди регионов, наиболее существенно увеличивших расходы на ИКТ, – Калужская область и Республика Крым (почти в 3 раза), Севастополь (почти в 2 раза).

Топ-10 регионов по росту ИКТ-расходов в 2016, %


Регион Суммарные расходы на ИКТ в 2016 г., p млн Суммарные расходы на ИКТ в 2015 г., p млн Динамика расходов 2016/2015, %
1 Калужская область 675.9 194.9 246,8%
2 Республика Крым 629.1 209 201%
3 Севастополь 451.3 210.1 114,8%
4 Камчатский край 338.4 189.7 78,4%
5 Челябинская область 594.3 358.7 65,7%
6 Ленинградская область 1 094.8 676.3 61,9%
7 Краснодарский край 1 185.5 738.7 60,5%
8 Курская область 159.6 100.1 59,4%
9 Саратовская область 561 358.3 56,6%
10 Иркутская область 102.2 65.5 56%

Минкомсвязью России в 2016 году в рамках мониторинга уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации впервые представлен рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества, в рамках которого субъекты Российской Федерации были разделены на пять групп в соответствии с достигнутым уровнем информатизации.

В пять ведущих регионов по уровню развития информационного общества вошли города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, крупнейшие экспорто-ориентированные (нефтегазодобывающие) регионы Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, а также динамично развивающаяся Калининградская область.

Рейтинг субъектов РФ формировался на основании методики оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, разработанной в соответствии с положениями Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №2769-р от 29 декабря 2014 года.

Методикой установлен порядок расчета индекса развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, на основании которого оценивается уровень региональной информатизации по инфраструктурным и отраслевым показателям. К инфраструктурным показателям относятся человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура и управление информатизацией. Также методика предполагает учет показателей использования ИКТ в 15 сферах деятельности. Среди них — электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, предпринимательство и торговля, сельское хозяйство, транспорт, социальное управление, ЖКХ и ряд других. В 2017 году при составлении рейтинга будут использованы 19 подындексов.

Методика была утверждена протоколом 172пр заседания Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 20 апреля 2016 года.

В целях повышения полноты, достоверности и актуальности данных, используемых при оценке субъектов Российской Федерации, а также их систематизации и анализа Минкомсвязь России разработала информационную систему (АИС) «Электронный регион».

Система «Электронный регион» состоит из нескольких функциональных блоков, позволяющих формировать паспорта информатизации субъектов Российской Федерации, содержащие ключевые показатели развития информатизации. Паспорта информатизации формируются на основании данных, собранных в ходе мониторинга, а также интеграции с различными информационными системами, в том числе федеральным реестром государственных услуг, единой межведомственной информационно-статистической системой, ситуационным центром электронного правительства.

Также АИС «Электронный регион» позволяет автоматизировать процесс сбора и обработки данных мониторинга; отображать рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества в графическом виде; формировать аналитические отчеты по показателям уровня развития информационного общества.

На состоявшемся 13 октября совете по региональной информатизации Минкомсвязь представила рейтинг регионов по развитию информационного общества в РФ на 2017 год.

В число регионов, которые, по оценке Минкомсвязи, «продвинулись» за счет реализации первой стратегии, вошли Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Курская и Томская области. В качестве примеров реализованных проектов приведены развитие ИКТ-инфраструктуры, перевод госуслуг в электронную форму, внедрение информационных систем дистанционного образования, внедрение ИКТ в учебный процесс (электронный дневник), запись на прием к врачу, электронная карта, телемедицина, внедрение электронных средств оплаты проезда, онлайн-мониторинг движения.

За счет выбора второй стратегии в рейтинге поднялись Удмуртская Республика и Тульская, Челябинская, Ульяновская Ростовская области. Среди реализованных проектов - создание региональных информационных систем в сфере энергетики, интеграция региональных ИС с федеральными ИС (социальное обеспечение, труд и занятость, сельское хозяйство), автоматизация деятельности библиотек, музеев и театров, создание региональных ИС в сфере государственных и муниципальных финансов.

1 г. Москва
2 Тюменская область
3 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
4 Республика Татарстан
5 Тульская область
6 Новосибирская область
7 Республика Башкортостан
8 Ямало-Ненецкий автономный округ
9 Томская область
10 Челябинская область
11 г. Санкт-Петербург
12 Ярославская область
13 Республика Мордовия
14 Липецкая область
15 Ростовская область
16 Калининградская область
17 Ульяновская область
18 Мурманская область
19 Воронежская область
20 Амурская область
21 Белгородская область
22 Республика Алтай
23 Владимирская область
24 Республика Саха (Якутия)
25 Самарская область
26 Курская область
27 Удмуртская Республика
28 Чувашская Республика
29 Вологодская область
30 Калужская область
31 Оренбургская область
32 Иркутская область
33 Республика Коми
34 Новгородская область
35 Пермский край
36 Астраханская область
37 Алтайский край
38 Тамбовская область
39 Волгоградская область
40 Омская область
41 Архангельская область
42 Кемеровская область
43 Кабардино-Балкарская Республика
44 Ивановская область
45 Сахалинская область
46 Костромская область
47 Хабаровский край
48 Камчатский край
49 Республика Марий Эл
50 Кировская область
51 Саратовская область
52 Ставропольский край
53 Рязанская область
54 Красноярский край
55 Республика Карелия
56 Краснодарский край
57 Нижегородская область
58 Республика Хакасия
59 Смоленская область
60 Орловская область
61 Курганская область
62 Тверская область
63 Свердловская область
64 Псковская область
65 Приморский край
66 Пензенская область
67 Забайкальский край
68 Республика Бурятия
69 Ненецкий автономный округ
70 Магаданская область
71 Республика Адыгея
72 Республика Северная Осетия-Алания
73 Брянская область
74 Республика Калмыкия
75 Республика Дагестан
76 Республика Ингушетия
77 Карачаево-Черкесская Республика
78 Республика Тыва
79 Чукотский автономный округ
80 г. Севастополь
81 Еврейская автономная область
82 Чеченская Республика
83 Республика Крым

Тогда использовалось 58 показателей по семи подындексам, нынешняя методика включает оценку по 120 показателям и 17 подындексам. При расчете места учитывается уровень развития специальных информсистем: ГИС «Контингент», ИС Управления транспортом, ЕГАИС, ГИС ГМП, Система-112 и ГИС «Энергоэффективность».

Среди приоритетных подындексов-2017: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта.

В целом перечень подындексов соответствует разделам Концепции развития региональной информатизации, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2769-р.

Как рассказали участники совета, первые три позиции в рейтинге 2017 году занимают Москва, Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ.

В первую десятку вошли также Республика Татарстан, Тульская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область и Челябинская область. На последних позициях – Еврейская АО, Чеченская Республика, Республика Крым.

Особо были отмечены регионы, которые смогли значительно улучшить позиции в рейтинге за счет реализации одной из двух стратегий: реализация проектов по информатизации наиболее социально значимых сфер и равномерное развитие проектов по всем направлениям.

В число регионов, которые, по оценке Минкомсвязи, «продвинулись» за счет реализации первой стратегии, вошли Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Курская и Томская области. В качестве примеров реализованных проектов приведены развитие ИКТ-инфраструктуры, перевод госуслуг в электронную форму, внедрение информационных систем дистанционного образования, внедрение ИКТ в учебный процесс (электронный дневник), запись на прием к врачу, электронная карта, телемедицина, внедрение электронных средств оплаты проезда, онлайн-мониторинг движения.

За счет выбора второй стратегии в рейтинге поднялись Удмуртская Республика и Тульская, Челябинская, Ульяновская Ростовская области. Среди реализованных проектов - создание региональных информационных систем в сфере энергетики, интеграция региональных ИС с федеральными ИС (социальное обеспечение, труд и занятость, сельское хозяйство), автоматизация деятельности библиотек, музеев и театров, создание региональных ИС в сфере государственных и муниципальных финансов.

Место в 2017 г. Регион Место в 2016 г.
1 г. Москва 1
2 Тюменская область 6
3 3
4 Республика Татарстан 11
5 Тульская область 34
6 Новосибирская область 7
7 Республика Башкортостан 31
8 4
9 Томская область 18
10 Челябинская область 24
11 г. Санкт-Петербург 2
12 Ярославская область 17
13 Республика Мордовия 60
14 Липецкая область 58
15 Ростовская область 25
16 Калининградская область 5
17 Ульяновская область 50
18 Мурманская область 16
19 Воронежская область 46
20 Амурская область 75
21 Белгородская область 32
22 Республика Алтай 70
23 Владимирская область 20
24 Республика Саха (Якутия) 53
25 Самарская область 28
26 Курская область 74
27 Удмуртская Республика 37
28 Чувашская Республика 13
29 Вологодская область 40
30 Калужская область 14
31 Оренбургская область 59
32 Иркутская область 43
33 Республика Коми 29
34 Новгородская область 42
35 Пермский край 23
36 Астраханская область 47
37 Алтайский край 68
38 Тамбовская область 49
39 Волгоградская область 57
40 Омская область 39
41 Архангельская область 44
42 Кемеровская область 27
43 79
44 Ивановская область 61
45 Сахалинская область 12
46 Костромская область 65
47 Хабаровский край 9
48 Камчатский край 36
49 Республика Марий Эл 26
50 Кировская область 66
51 Саратовская область 52
52 Ставропольский край 33
53 Рязанская область 38
54 Красноярский край 35
55 Республика Карелия 10
56 Краснодарский край 56
57 Нижегородская область 19
58 Республика Хакасия 48
59 Смоленская область 51
60 Орловская область 67
61 Курганская область 63
62 Тверская область 41
63 Свердловская область 8
64 Псковская область 45
65 Приморский край 22
66 Пензенская область 21
67 Забайкальский край 72
68 Республика Бурятия 64
69 Ненецкий автономный округ 80
70 Магаданская область 15
71 Республика Адыгея 62
72 77
73 Брянская область 73
74 Республика Калмыкия 69
75 Республика Дагестан 82
76 Республика Ингушетия 81
77 76
78 Республика Тыва 78
79 Чукотский автономный округ 55
80 г. Севастополь 84
81 Еврейская автономная область 71
82 Чеченская Республика 83
83 Республика Крым 85
Ленинградская область 54
Московская область 30
Регион Изменение
Амурская область +55
Республика Алтай +48
Курская область +48
Республика Мордовия +47
Липецкая область +44
Кабардино-Балкарская Республика +36
Ульяновская область +33
Алтайский край +31
Тульская область +29
Республика Саха (Якутия) +29
Оренбургская область +28
Воронежская область +27
Республика Башкортостан +24
Костромская область +19
Волгоградская область +18
Ивановская область +17
Кировская область +16
Челябинская область +14
Белгородская область +11
Вологодская область +11
Иркутская область +11
Астраханская область +11
Тамбовская область +11
Ненецкий автономный округ +11
Ростовская область +10
Удмуртская Республика +10
Томская область +9
Новгородская область +8
Республика Татарстан +7
Орловская область +7
Республика Дагестан +7
Ярославская область +5
Забайкальский край +5
Республика Северная Осетия-Алания +5
Республика Ингушетия +5
Тюменская область +4
г. Севастополь +4
Самарская область +3
Архангельская область +3
Курганская область +2
Республика Крым +2
Новосибирская область +1
Саратовская область +1
Чеченская Республика +1
г. Москва 0
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 0
Краснодарский край 0
Брянская область 0
Республика Тыва 0
Омская область -1
Карачаево-Черкесская Республика -1
Мурманская область -2
Владимирская область -3
Ямало-Ненецкий автономный округ -4
Республика Коми -4
Республика Бурятия -4
Республика Калмыкия -5
Смоленская область -8
г. Санкт-Петербург -9
Республика Адыгея -9
Республика Хакасия -10
Еврейская автономная область -10
Калининградская область -11
Пермский край -12
Камчатский край -12
Чувашская Республика -15
Кемеровская область -15
Рязанская область -15
Калужская область -16
Ставропольский край -19
Красноярский край -19
Псковская область -19
Тверская область -21
Республика Марий Эл -23
Чукотский автономный округ -24
Сахалинская область -33
Хабаровский край -38
Нижегородская область -38
Приморский край -43
Республика Карелия -45
Пензенская область -45
Свердловская область -55
Магаданская область -55