Ип доходы минус расходы на упрощенке. Учет расходов по предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях

"Консультант", N 10, 2004

Бюджетному учреждению поставщиком предъявлен счет на оплату услуг теплоснабжения здания, переданного учреждению в оперативное управление и числящегося на его балансе, которое используется учреждением для ведения как основной, так и предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы по оплате указанных услуг, как и многих других связанных с организацией и управлением деятельностью учреждения в целом, нельзя сразу отнести к какому-то одному виду деятельности, их надо распределять. Как это сделать?

По мере развития рыночных отношений в России и расширения состава их участников бюджетные учреждения все активнее вовлекаются в предпринимательскую деятельность, которая ставит перед ними новые задачи. При этом изменяется и методология бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В наибольшей степени это коснулось, в частности, учета расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к расходам бюджетных учреждений относят денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В бухгалтерском учете этому определению соответствует понятие кассового расхода. Для обеспечения допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности используется понятие фактических расходов.

При этом определение фактических расходов в нормативных документах отсутствует, указывается только, что факт признания расхода не зависит от момента оплаты.

В п.163 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция N 107н), приводится примерный перечень фактических расходов, включающий расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленной заработной плате, стипендиям и др.

Классификация расходов Руководствуемся бюджетной классификацией

Большое значение для правильной организации учета расходов имеет их классификация.

Все расходы делятся на текущие и капитальные. Такое деление устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ (ЭКРБ), в соответствии с которой ведется учет фактических расходов по их видам в бюджетных учреждениях.

При этом необходимо руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утв. Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н (с изменениями и дополнениями; далее - Указания N 127н) в соответствии со ст.11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

К текущим относятся расходы бюджетных учреждений, обеспечивающие их текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

К ним, в частности, относятся оплата труда (код 110100), начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (код 110200), приобретение предметов снабжения и расходных материалов (код 110300).

Под капитальными понимают расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность.

В их состав включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта (код 240300) и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований, например, приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования (код 240100), капитальное строительство (код 240200).

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений амортизация не начисляется, поэтому все произведенные расходы, как капитальные, так и текущие, учитываются в полном объеме в составе расходов учреждения в момент их осуществления.

Прямые и накладные расходы

Инструкция N 107н предусматривает деление расходов бюджетных учреждений за счет средств внебюджетных источников в зависимости от порядка их включения в стоимость товаров (работ, услуг) на прямые и накладные (косвенные).

Под прямыми понимают расходы, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), которые можно прямо и непосредственно включать в их стоимость. К ним относятся расходы: материалов; по оплате труда производственных рабочих, научных сотрудников и т.п.; по начислениям на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по оплате электроэнергии; расходы прошлых лет, относимые на стоимость продукции отчетного года; другие прямые расходы.

Накладные (косвенные) расходы образуются в связи с организацией и управлением производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) и относятся к деятельности организации в целом. К накладным относятся следующие расходы: на содержание аппарата управления и обслуживающего персонала, в т.ч. расходы по оплате труда, начислениям на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по аренде помещений; по оплате отопления, освещения, водоснабжения, текущего ремонта и прочие косвенные расходы.

Распределение накладных расходов на практике вызывает серьезные затруднения, поэтому в статье будет подробно рассмотрена именно эта проблема.

Учет фактических расходов

Для бухгалтерского учета расходов по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) предназначен субсчет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности".

Все расходы по изготовлению продукции (выполнению работ и оказанию услуг) относятся в дебет субсчета 220.

При выпуске готовой продукции и передаче ее на склад (кладовую) производится запись по дебету субсчета 080 "Готовая продукция" и кредиту субсчета 220.

Передача заказчикам выполненных для них работ, услуг в бухгалтерском учете отражается записью по дебету субсчета 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукции, работы и услуги" и кредиту субсчета 220 по фактической стоимости работ, услуг.

Остаток по субсчету 220 соответствует сумме расходов незавершенного производства только по продукции, находящейся в процессе производства, и незавершенным работам.

Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг (темам - для научных учреждений) по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ (ЭКРБ).

В случае нескольких источников финансирования или производства нескольких видов продукции (товаров, работ, услуг), когда в момент возникновения расходов они не могут быть отнесены на определенный вид деятельности, определенный вид изделия или продукции, накладные расходы и расходы будущих периодов предварительно учитываются на субсчете 210 "Расходы к распределению".

Включите расходы в смету

Одной из основных особенностей учета в бюджетных учреждениях расходов, влияющих на величину финансового результата, является непосредственная связь между признанием расходов в бухгалтерском учете и отражением их в смете доходов и расходов.

Средства, которые получает бюджетное учреждение, включая внебюджетные средства, расходуются в соответствии со сметой доходов и расходов (ст.161 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает самостоятельность бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Тем не менее согласно разъяснениям Минфина России в Письме от 12.11.2001 N 3-01-01/12-333 "О порядке реализации Приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н бюджетными учреждениями" такая самостоятельность заключается в следующем.

На основании ст.ст.42, 159, 161, 221 БК РФ вышестоящий распорядитель средств бюджета соответствующего уровня утверждает подведомственным бюджетным учреждениям составленные ими в обязательном порядке сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетным средствам) и представляемые в органы казначейства.

Процедура составления, утверждения и внесения изменений в сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам бюджетных учреждений нормативным правовым актом Минфина России не установлена. Поэтому для бюджетных учреждений указанный порядок устанавливается вышестоящим распорядителем средств бюджета соответствующего уровня.

В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов ЭКРБ. При расходовании бюджетным учреждением внебюджетных средств в размере, превышающем сметные назначения по соответствующему коду ЭКРБ, необходимо привести в соответствие смету и представить ее в орган казначейства по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств. В противном случае расходы, не вошедшие в смету, не будут приняты к исполнению органами казначейства.

Таким образом, одним из критериев признания расходов в бюджетных учреждениях является их включение в смету.

С другой стороны, в смете не осуществляется привязка расходов за счет внебюджетных средств к конкретным источникам образования этих средств, т.е. критерий связи произведенных расходов с получением дохода отсутствует.

Распределение расходов...

Распределение накладных расходов - одна из наиболее сложных задач в процессе учета расходов бюджетных учреждений. Отметим, что Инструкцией N 107н не предусмотрена возможность отнесения полной суммы накладных расходов за месяц на финансовые результаты без предварительного распределения по видам деятельности.

Вначале производится распределение накладных расходов по источникам финансирования между бюджетной, предпринимательской и иной приносящей доход (внебюджетной) деятельностью. Затем расходы по предпринимательской деятельности распределяются по видам продукции (работ, услуг).

...по источникам финансирования

При учете на субсчете 210 "Расходы к распределению" накладных расходов, подлежащих распределению между источниками финансирования, существует проблема определения отличительного признака не только для самого субсчета, но и для корреспондирующих с ним счетов.

Бюджетные учреждения вынуждены в течение месяца для отражения расходов к распределению временно использовать дополнительный отличительный признак, не предусмотренный Инструкцией N 107н, например, отличительный признак "4", либо временно вести синтетический учет вообще без отличительного признака.

В конце отчетного месяца расходы, собранные на субсчете 210, распределяются по видам деятельности в соответствии с принятым в учреждении расчетным методом. Лишь в момент такого распределения представляется возможным присвоить отличительные признаки "1", "2", "3" суммам, ранее отнесенным в течение месяца в дебет субсчета 210 и в кредит корреспондирующих счетов. При этом необходимо произвести такое распределение не только в части сумм, подлежащих дальнейшему списанию в конце месяца с кредита субсчета 210, но и в части сумм, остающихся на субсчете 210 в качестве остатка на конец отчетного периода. Поскольку бюджетные организации составляют два баланса - по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, то распределение остатка по субсчету 210 по источникам финансирования необходимо, но затрудняет в дальнейшем учет расходов к распределению и расходов будущих периодов.

Поэтому на практике часто накладные расходы в момент их возникновения в полном объеме учитываются как расходы по бюджету по дебету субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия". В конце месяца часть расходов, приходящихся на предпринимательскую деятельность, отражают по дебету субсчета 220 "Расходы по предпринимательской деятельности". Одновременно уменьшаются расходы, отнесенные ранее в дебет субсчета 200. Данную операцию принято называть восстановлением фактических расходов.

Рассмотрим ее применение на примере.

Пример 1 . Согласно приказу руководителя учреждения расходы распределяются пропорционально объемам средств, полученных по каждому из источников финансирования.

За текущий месяц получено финансирование на текущую бюджетную деятельность в объеме 1 480 000 руб., доходы от оказания платных услуг составили 520 000 руб. (без НДС).

Удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме финансирования составляет 26% (520 000: (1 480 000 + 520 000)).

Оплата расхода электроэнергии за месяц - 129 800 руб. (в т.ч. НДС - 19 800 руб.).

При поступлении расчетных документов от поставщика в учете была сделана проводка:

Д 200-1 - К 178-1 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" - 129 800 руб. - отражена по коду ЭКРБ 110730 "Оплата электрической энергии" задолженность перед энергоснабжающей организацией.

В конце месяца производится распределение расходов по элементам между бюджетной и предпринимательской деятельностью.

Величина расходов по оплате электроэнергии, подлежащих отнесению на предпринимательскую деятельность, составляет 33 748 руб. (129 800 руб. х 26%):

Д 220-2 - К 178-2 - 33 748 руб. - отражена по коду ЭКРБ 110730 задолженность перед энергоснабжающей организацией за счет средств предпринимательской деятельности.

Одновременно производится запись методом "красное сторно" по коду ЭКРБ 110730:

Д 200-1 - К 178-1 - 33 748 руб. - красное сторно восстановлены фактические расходы по бюджету на сумму расходов, подлежащих отражению по предпринимательской деятельности.

...по видам предпринимательской деятельности

Накладные расходы, подлежащие распределению между видами предпринимательской деятельности, собираются в течение месяца по дебету субсчета 210. Аналитический учет расходов по субсчету 210 ведется в разрезе кодов ЭКРБ.

В конце месяца накопленные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг) пропорционально выбранному показателю. В соответствии с п.168 Инструкции N 107н накладные расходы могут распределяться пропорционально занимаемым площадям по видам деятельности, численности контингента и т.п.

Выбор показателя, на основании которого распределяются накладные расходы, имеет существенное значение. Базу для распределения необходимо выбирать с учетом следующих критериев.

  1. Экономическая обоснованность.

Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

  1. Простота.

База, используемая в расчетах, должна легко определяться и не усложнять расчеты.

  1. Учет требований налогового законодательства.

Особую значимость это требование приобретает в случае осуществления учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, как подлежащих налогообложению НДС, так и освобожденных от этого налога.

В накладных расходах суммы НДС, предъявленные учреждениям-налогоплательщикам, осуществляющим такие операции, учитываются в зависимости от того, для осуществления каких операций, облагаемых налогом или освобожденных от налогообложения, они произведены.

Суммы НДС учитываются в накладных расходах, если расходы произведены в рамках ведения деятельности, освобожденной от налогообложения.

Если накладные расходы произведены для ведения деятельности, облагаемой НДС, то суммы НДС принимаются к вычету в установленном порядке.

Накладные расходы, предназначенные для осуществления одновременно как облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для указанных целей.

Согласно ст.170 НК РФ указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Если в отдельных налоговых периодах доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, то налогоплательщик имеет право не применять указанные выше положения к таким налоговым периодам, а принять предъявленные суммы НДС к вычету в установленном порядке.

Таким образом, в момент осуществления расходов (до их распределения) неизвестно, какая часть НДС будет увеличивать расходы, а какая в дальнейшем может быть принята к вычету. Поэтому в целях оптимизации учетной работы учреждениям, осуществляющим операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, целесообразно использовать в качестве базы для распределения накладных расходов долю стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) по каждому виду осуществляемой деятельности.

Однако распределение накладных расходов пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) не может применяться в том случае, если в силу особенностей деятельности такое распределение приводит к искажению величины расходов по видам деятельности (т.е. нарушается требование экономической обоснованности).

При использовании доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в качестве базы для распределения накладных расходов следует учитывать следующие особенности.

  1. Доходы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений традиционно признаются в момент их оплаты. До этого момента стоимость реализованной продукции вместе с суммами НДС учитывается на субсчете 401 "Доходы будущих периодов", если учреждением установлена учетная политика "по оплате" для момента определения налоговой базы по НДС.

Поэтому при определении доли определенного вида продукции в общей величине доходов учитывается не величина денежных поступлений по данному виду деятельности, а величина доходов будущих периодов, уменьшенная на сумму НДС (оборот по кредиту субсчета 401), поскольку НК РФ установлено, что пропорция распределения расходов выбирается исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

  1. Пропорция, в соответствии с которой накладные расходы распределяются по видам деятельности, определяется за налоговый период.

В общем случае налоговый период, установленный для НДС, составляет один календарный месяц. При объеме ежемесячных в течение квартала сумм выручки от реализации без учета НДС, не превышающих 1 млн руб., налоговый период составляет один квартал.

Право самостоятельного выбора налогового периода налогоплательщику не предоставлено. Именно в случае, когда налоговый период по НДС составляет квартал, у налогоплательщика возникают дополнительные трудности.

Накладные расходы, как правило, распределяются один раз в месяц.

Однако база для распределения расходов будет известна только в конце квартала, по окончании налогового периода. В этом случае можно рекомендовать в бухгалтерском учете распределять накладные расходы один раз в месяц на основании данных о стоимости отгруженных за месяц товаров, а в конце квартала в случае необходимости производить корректировку сумм НДС.

  1. Расходы по приобретению основных средств, предназначенных для использования при осуществлении различных видов деятельности, которые в момент их возникновения невозможно отнести на конкретный вид деятельности (накладные расходы), в течение месяца учитываются по дебету субсчета 210.

После распределения сумм НДС, увеличивающих первоначальную стоимость основного средства, его стоимость отражается по счету 01.

Рассмотрим порядок распределения накладных расходов на конкретном примере.

Пример 2 . Учреждение осуществляет три вида платных услуг.

А - платные медицинские услуги (деятельность не облагается НДС);

В - НИОКР, финансируемые за счет бюджета (не облагается НДС);

С - консультационные услуги (деятельность облагается НДС).

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц.

Объем реализации без учета НДС соответственно по видам деятельности составил:

А - 99 750 руб.;

В - 50 750 руб.;

С - 24 500 руб.

Величина накладных расходов:

  • заработная плата административному персоналу (код по ЭКРБ 110110) - 5000 руб.;
  • начисления на заработную плату (код по ЭКРБ 110200) - 1790 руб.;
  • расходы по текущему ремонту административного помещения (код по ЭКРБ 111030) - 35 400 руб., в т.ч. НДС - 5400 руб.;
  • расходы на приобретение компьютера - 11 800 руб., в т.ч. НДС - 1800 руб.

В учете операции, произведенные учреждением в течение месяца, отражены следующей корреспонденцией субсчетов:

Д 210-2 - К 180-2 - 5000 руб. - отражены расходы по начислению заработной платы административному персоналу (код по ЭКРБ 110110);

Д 210-2 - К 19 (соответствующие субсчета) - 1790 руб. - отражены расходы по начислениям в фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (код по ЭКРБ 110200);

Д 210-2 - К 178-2 - 30 000 руб. - отражены расходы (без НДС) по текущему ремонту административного помещения (код по ЭКРБ 111030);

Д 210-2 - К 178-2 - 5400 руб. - отражен уплаченный НДС по расходам на текущий ремонт помещения (код по ЭКРБ 111030);

Д 210-2 - К 178-2 - 10 000 руб. - отражены расходы по приобретению компьютера (без НДС) (код по ЭКРБ 240120);

Д 210-2 - К 178-2 - 1800 руб. - отражен уплаченный НДС по расходам на приобретение компьютера (код по ЭКРБ 240120).

В конце месяца производится распределение накладных расходов по видам деятельности по каждому коду экономической классификации. Базой для распределения служит удельный вес полученных доходов (см. табл.).

Вид деятельности А В С Итого
Объем услуг (без НДС), руб. 99 750 50 750 24 500 175 000
Доля в доходах, % 57 29 14 100
Величина расходов, руб. 2 850 1 450 700 5 000
Величина расходов по
коду 110200 "Начисления на
фонд оплаты труда (единый
социальный налог), включая
тарифы на обязательное
социальное страхование от
несчастных случаев на
производстве и
профессиональных
заболеваний", руб.
1 020,3 519,1 250,6 1 790
Величина расходов по
коду 111030 "Оплата текущего
ремонта зданий и сооружений"
без НДС, руб.
17 100 8 700 4 200 30 000
НДС, руб. 3 078 1 566 756 5 400
Подлежит отнесению на
расходы, руб.
20 178 10 266 4 200 34 644
НДС к вычету, руб. 756 756
Величина расходов по
коду 240120 "Приобретение и
модернизация
непроизводственного
оборудования и предметов
длительного пользования для
государственных и
муниципальных учреждений
без НДС, руб.
5 700 2 900 1 400 10 000
НДС, руб. 1 026 522 252 1 800
Подлежит отнесению на
расходы, руб.
6 726 3 422 1 400 11 548
НДС к вычету, руб. 252 252

Распределенные расходы отражаются по видам деятельности и кодам ЭКРБ по дебету субсчета 220 и кредиту субсчета 210.

По коду ЭКРБ 110110 по каждому виду деятельности отражены расходы по заработной плате:

А: Д 220-2 - К 210-2 - 2850 руб.;

В: Д 220-2- К 210-2 - 1450 руб.;

С: Д 220-2- К 210-2 - 700 руб.

По коду ЭКРБ 110200 по каждому виду деятельности отражены расходы по начислениям на фонд оплаты труда:

А: Д 220-2 - К 210-2 - 1020,3 руб.;

В: Д 220-2- К 210-2 - 519,1 руб.;

С: Д 220-2- К 210-2 - 250,6 руб.

По коду ЭКРБ 111030 по каждому виду деятельности отражены расходы по текущему ремонту помещения:

А: Д 220-2 - К 210-2 - 20 178 руб.;

В: Д 220-2 - К 210-2 - 10 266 руб.;

С: Д 220-2 - К 210-2 - 4200 руб.

Учтен НДС по ремонтным работам, подлежащий вычету.

С: Д 171-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам" - К 210-2 - 756 руб.

По коду ЭКРБ 240120 по каждому виду деятельности отражены расходы по приобретению компьютера:

А: Д 223-2 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" - К 210-2 - 6726 руб.;

В: Д 223-2 - К 210-2 - 3422 руб.;

С: Д 223-2 - К 210-2 - 1400 руб.

Учтен НДС по приобретенному основному средству, подлежащий вычету:

С: Д 171-2 - К 210-2 - 252 руб.

Таким образом, после распределения расходов остаток по субсчету 210 по каждому виду деятельности и коду ЭКРБ равен нулю, а на субсчетах 220, 223 отражены расходы в разрезе экономических кодов и видов деятельности.

Ю.А.Абрамова

Зам. главного бухгалтера

Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23, 25 НК РФ.
Индивидуальный учитывает все доходы, полученные им от осуществления ской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты. Никакие другие доходы, полученные индивидуальным предпринимателем (заработная плата, доход от реализации имущества), в расчет не принимается При этом:

– в доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно;
– стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию;
– суммы, полученные в результате продажи имущества, используемого в процессе осуществления ской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен;

– доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.
Доходы в денежной форме могут быть выражены как в рублях РФ, так и в иностранной валюте. В этом случае доходы должны пересчитываться в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического получения дохода.
К доходам, полученным в натуральной форме, относятся:
– оплата за предпринимателя (частично или полностью) товара, выполненных работ, оказанных услуг;
– переданные индивидуальному предпринимателю на безвозмездной основе товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Налоговой базой по доходам, полученным в натуральной форме, является стоимость полученных предпринимателем товаров (работ, услуг), иного имущества, определяемая исходя из рыночных цен. При определении рыночной цены должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах.
Для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в состав доходов также включается доходы в виде материальной выгоды. Согласно ст. 212 Налогового кодекса РФ доходами в виде материальной выгоды являются:
1. материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в ней, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользованием заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, а также превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
2. материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику. Налоговая база определяется как превышение цены идентичных товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных товаров (работ, услуг) налогоплательщику;
3. материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. Налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. Порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.
Статьей 217 НК РФ установлены доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц. К ним относят:
1. государственные пособия;
2. государственные ;
3. компенсационные выплаты;
4. вознаграждения донорам;
5. ;
6. безвозмездная помощь;
7. международные, иностранные, российские премии;
8. единовременная материальная помощь;
9. вознаграждения за содействие федеральным органам исполнительной власти в выявлении предупреждении, пересечении и раскрытии террористических актов;
10. компенсационные выплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения РФ;
11. стоимость лечения и медицинского обслуживания (в случае безналичной оплаты медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков);
12. стипендии;
13. средства в иностранной валюте, полученные за работу за границей;
14. доходы, полученные от личных подсобных хозяйств, находящихся в РФ;
15. доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
16. доходы от реализации дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для потребления в пищу лесных ресурсов;
17. доходы членов родовых, семейных общин;
18. доходы охотников;
19. доходы в порядке наследования;
20. доходы, полученными некоторыми лицами в порядке дарения;
21. доходы акционеров;
22. доходы в денежной и (или) натуральной формах;
23. стоимость обучения детей – сирот до 24 лет;
24. средства, затраченные на поддержку инвалидов;
25. вознаграждения за клады;
26. доходы от видов деятельности, на которые распространяются специальные налоговые режимы;
27. доход от облигаций, ценных бумаг и т.п.;
28. выплаты детям от благотворительных фондов;
29. доходы по вкладам в банк;
30. стоимость подарков, призов, материальной помощи до 4 000 рублей;
31. выплаты военнослужащим;
32. выплаты лицам, связанным с проведением избирательных кампаний;
33. выплаты членам профсоюзам;
34. выигрыши по облигациям государственных займов РФ;
35. помощь ветеранам войн и их вдовам;
36. средства материнского капитала;
37. возмещение затрат на уплату процентов по займам;
38. субсидии на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
39. доход от инвестирования, использованный для приобретения (строительства) жилых помещений участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
40. взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений"
41. возмещение затрат по уплате процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения.

Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов. Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей:
– стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
– расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товара, не реализованных в отчетном периоде, а также неиспользованных полностью в отчетном периоде, учитываются при получении доходов от реализации продукции в последующих налоговых периодах;
– в случае, когда деятельность носит сезонный характер, т.е. затраты зависят от времени года и природно-климатических условий, затраты, произведенные в налоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующем налоговом периоде, следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того периода, в котором будут получены доходы;
– амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления ской деятельности и приобретенные за плату.
Все виды расходов должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота.
Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от ской деятельности, подразделяются на:
– материальные расходы;
– расходы на оплату труда;
– амортизационные отчисления;
- прочие расходы.

Материальные расходы – это затраты на приобретение сырья, материалов, запасных частей, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии и т.д. К материальным расходам наряду с сырьем, материалами, топлива и другим расходам относят и расходы на приобретение работ и услуг, выполняемых сторонними орг анизациями или индивидуальными предпринимателями, связанных с осуществлением Следующая запись

Минфин России в своих письмах неоднократно подчеркивал, что затраты на приобретение имущества, которое используется в предпринимательской деятельности, осуществленные до регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не могут быть учтены в составе расходов при применении УСН. В письме от 10.04.2013 № 03-11-11/142 специалисты финансового ведомства конкретизировали свою позицию.

Документы есть, да не те

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства рассмот­рели ситуацию, когда бизнесмен, применяющий УСН, приобрел земельный участок и материалы еще до своей регистрации в качестве ИП и в дальнейшем использовал их для ведения предпринимательской деятельности.

Финансисты напомнили, что на «упрощенке» в составе расходов можно учесть только затраты, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом они должны отвечать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Одним из таких критериев является требование о документальном подтверждении понесенных расходов. Подобными документами могут быть в том числе квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные, кассовые чеки и другие документы. Кроме того, для подтверждения расходов по оплате товаров (работ, услуг) возможно оформление расписки в получении физическим лицом денежных средств (п. 2 ст. 408 ГК РФ).

Для учета понесенных затрат в составе расходов подтверждающие документы должны быть оформлены от имени индивидуального предпринимателя. Но в рассматриваемой ситуации расходы на приобретение земельного участка и строительных материалов были произведены от имени физического лица, а не индивидуального предпринимателя. Соответственно, на дату их оплаты такие расходы не были связаны с ведением предпринимательской деятельности. Ведь таковой является самостоя­тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, финансисты указали, что порядок учета расходов, произведенных до государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, нормами главы 26.2 НК РФ не регулируется. В ней лишь установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе индивидуального предпринимателя на УСН с иных режимов налогообложения и при его уходе с этого спецрежима (ст. 346.25 НК РФ).

Исходя из этого, Минфин России пришел к выводу, что бизнесмен не может учесть затраты, понесенные им до регистрации в качестве предпринимателя, при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, даже несмотря на тот факт, что земельный участок и строительные материалы изначально приобретались для использования в рамках предпринимательской деятельности.

Заметим, что аналогичной позиции специалисты финансового ведомства придерживались и раньше (см., например, письма Минфина России от 03.04.2012 № 03-11-11/114 , от 28.02.2013 № 03-11-11/88). В этих разъяснениях содержится запрет на учет товаров и основных средств, приобретенных до регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Финансисты аргументировали свою точку зрения схожими аргументами, только не уточняли, что в первичных документах лицо, купившее ТМЦ, должно значиться как индивидуальный предприниматель.

Есть ли смысл спорить?

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации у бизнесмена нет шансов учесть в составе расходов товары, материалы и основные средства, приобретенные до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, даже если ТМЦ используются впоследствии в предпринимательской деятельности.

Дело в том, что в упрощенной системе налогообложения расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом «оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав» (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как видите, в этой норме Кодекса речь идет об оплате активов налогоплательщиком. А до регистрации физического лица в качестве индивидуально предпринимателя и подаче им заявления на применение упрощенной системы налогообложения гражданин не являлся налогоплательщиком для целей УСН.

Надо отметить, что нам удалось найти в судебной практике одно решение арбитров по рассматриваемой проблеме. И оно, как ни странно, было вынесено в пользу предпринимателя. Судьи пришли к выводу, что предприниматель вправе учесть в составе расходов при применении УСН затраты на приобретение основного средства, осуществленные им до регистрации в качестве предпринимателя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2008 № А56-20123/2007). Аргументация арбитров свелась к следующему. В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. При определении объекта налогообложения полученные доходы уменьшаются на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Данные расходы учитываются в порядке, предусмот­ренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). С учетом того, что предприниматель понес расходы на приобретение основного средства (нежилое помещение) до регистрации в качестве предпринимателя и с начала своей предпринимательской деятельности применяет УСН, он вправе учесть эти расходы в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, то есть как расходы на основные средства, приобретенные до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Но мы не советуем брать на вооружение приведенную выше аргументацию суда. Ведь в нашей ситуации речь идет не о переходе субъекта предпринимательской деятельности с одного режима налогообложения на другой, а об образовании этого субъекта предпринимательской деятельности. Соответственно, и приобретенное до регистрации в качестве ИП имущество не являлось для физического лица основным средством.

1. Основные принципы определения расходов предпринимателя

В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право умень­шить налогооблагаемый доход на суммы фактически произведенных ими и документально под­твержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (это так называемые профессиональные вычеты, о которых уже упоминалось в разделе «Льготы по подоходному нало­гу - налоговые вычеты»).

Какие нормативные акты определяют состав расходов индивидуального предпринима­теля?

Указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при ис­числении налога на доходы организаций, в соответствии с соответствующими статьями главы «Налог на доходы организаций» НК РФ (п. 2 ст. 221 НК РФ).

Учитывая, что данная глава второй части Налогового кодекса еще не действует, применяется статья 28 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), гласящая, что «ссылки в действую­щих главах части второй Кодекса на положения недействующих глав части второй Кодекса при­равниваются к ссылкам на действующие федеральные законы о конкретных налогах и сборах».

Таким образом, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1992 г. (в ред. от 31 мая 2000 г.). Об этом же говорится и в Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 «налог на доходы физических лиц» части вто­рой Налогового кодекса. Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415.

Каковы основные принципы при решении вопроса о возможности учета расходов пред­принимателя для уменьшения налогооблагаемого дохода?

Индивидуальный предприниматель при решении вопроса об отнесении тех или иных затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемый доход, должен учитывать следующее.

1. В состав расходов включаются только те затраты, которые непосредственно связаны с по­лучением конкретной суммы дохода.

2. В целях налогообложения могут быть приняты на все связанные с производством расходы, а только те, которые приходятся на долю той продукции, тех товаров (работ, услуг), от реализации которых в отчетном периоде получен доход в денежной или натуральной форме.

3. В составе расходов могут учитываться только текущие затраты, не носящие долговремен­ного (капитального, инвестиционного) характера.

4. Затраты, произведенные предпринимателем в иностранной валюте, принимаются в сум­мах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату фактического перечисления или передачи средств.

5. В целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые могут быть подтверждены документально (в том случае, если предприниматель не воспользовался альтерна­тивным порядком профессиональных вычетов).

Зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

В Книге учета отражается имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета. Учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем в одной Книге учета раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности.

Доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом , т. е. после фактического получения дохода и совершения расхода.

В Книге учета отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, без уменьшения их на налоговые вычеты.

В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг , а также стоимость имущества , полученного безвозмездно.

Стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию.

Суммы, полученные в результате реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.

Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.

Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей:

  • стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (работ, услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах;
  • в случае, когда деятельность носит сезонный характер, то затраты следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав расходов того налогового периода, в котором будут получены доходы;
  • амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период.

Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на.