Проблема формирования фондов страховых компаний. Существует три формы организации страхового фонда

Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд.
Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств, для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
С помощью страхового фонда во многом разрешается объективно существующее противоречие между человеком и природой, между природой и обществом. Одновременно обеспечивается непрерывность процесса общественного воспроизводства. Разрешение указанного противоречия, однако, не устраняет зависимости человека от стихийных сил природы.
Так, большую зависимость от природно-климатических условий испытывает сельское хозяйство (засуха, наводнения, выпревание и вымокание растений и т.д.). Эксплуатация гигантских супертанкеров может обернуться экологической катастрофой в водах мирового океана. При этом все большее влияние на возникновение ущерба приобретает человеческий фактор - ошибки, допущенные в ходе эксплуатации сложных технических систем.
По современным научно-теоретическим представлениям страховой фонд- это средства, изъятые из национального дохода и совокупного общественного продукта. В целом абсолютный размер страхового фонда согласно этим представлениям указывает на размер потерь, которые несет общество в результате ущерба, покрываемого страхованием.
Объективные условия производства выступают определяющей основой содержания страхового фонда. Эти условия не зависят от воли и сознания людей. Но их независимое существование нужно понимать в том смысле, что объективная логика развития общественного производства не может произвольно изменяться людьми и им, наоборот, приходится согласовывать с ней свою практическую деятельность.
Функциональный аспект страхового фонда, во-первых, выявляет его природу н. во-вторых, строго ограничивает сферу его применения рамками материально-производственной деятельности.
В страховом фонде реализуются определенные экономические и общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства.
Страховой фонд способствует экономическому прогрессу общества. Аккумулированные в страховом фонде значительные материальные и финансовые ресурсы наряду с целевым страховым использованием на возмещение ущерба служат источником инвестиций в экономику.
Ключевые принципы функционирования страхового фонда включают комплексность, многообразие организационных форм, учет специфики отраслей экономики и субъектов собственности, государственное регулирование этих процессов.
Многообразие организационных форм страхового фонда служит основой для раскрытия многогранности экономического потенциала общества. Механизм рынка ускоряет и повышает эффективность всех форм общественного накопления, а, следовательно, и страхового фонда. Для хозяйственной деятельности и предпринимательства страховой фонд создает те необходимые условия, без которых немыслима эффективная рыночная экономика.
Общественная практика выработала ряд организационных форм страхового фонда. Применительно к условиям функционирования экономики в России можно выделить следующие:

  • централизованный страховой (резервный) фонд;
  • фонд самострахования;
  • страховой фонд страховщика (андеррайтера).
Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших крупные разрушения и большие человеческие жертвы. Этот фонд формируется как в натуральной, так и денежной форме. В натуральной форме он представляет собой постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, продовольствия по определенной номенклатуре, которые размещены на специальных базах. Это стратегические запасы, которые находятся в ведении Госкомитета РФ по государственным резервам. Централизованный; страховой фонд в денежной форме - это централизованные государственные финансовые резервы, являющиеся достоянием государства. Прерогатива распоряжаться ими принадлежит правительству. Ресурсы общегосударственного централизованного страхового (резервного) фонда привлекались, например, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении и др.
Проблемы безопасности производства и зашиты окружающей среды, от вредных воздействий техносферы ставят перед человеком новые задачи. Рост масштабов и концентрация производства ведут к накоплению источников потенциальной опасности. Через страховой фонд, встроенный в структуры народнохозяйственного комплекса, достигаются определенные гарантии мобильности и гибкости хозяйственного механизма, возможности устранить или ограничить факторы техногенного риска.
Фонд самострахования, - как правило, это децентрализованный, организационно обособленный фонд преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, возможна и денежная форма фонда самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства.
В аграрном секторе экономики с помощью механизма самострахования образуются семенной, фуражный, и другие натуральные фонды, призванные смягчить или устранить отрицательное воздействие природно-климатического фактора на результаты деятельности сельских хозяйств.
При переходе к рыночной экономике значительно расширяются границы самострахования. Его новая модель трансформируется в фонд риска, который создается государственными предприятиями и фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятно складывающейся экономической конъюнктуре. Он создается на случай задержки заказчиками причитающихся платежей за поставленную продукцию, недостатка оборотных средств т.д. В условиях рынка предприятия функционируют в неустойчивой и постоянно изменяющейся экономической среде: меняются цены на производимую продукцию, приобретаемые материальные ресурсы, условия получения банковских ссуд, соотношение спроса и предложения, другие факторы хозяйственной деятельности. В то же время через фонд самострахования предприятия и другие хозяйствующие субъекты стремятся обеспечить себе устойчивое развитие, возможность работать без финансовых и производственных срывов.
Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников - предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Участники этого фонда (пайщики я пользователи) выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит только в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы каждым участником (страхователем) уплачиваются обособленно.
В современных условиях страховой фонд страховщика имеет только денежную форму. Расходование средств фонда производится на конкретные цели - на возмещение ущерба и выплат страховых сумм в соответствии с установленными страховщиками правилами и условиями страхования. Объем денежных ресурсов фонда, необходимых для выплаты страхового возмещения и страховых сумм, определяется на основе статистики, эмпирических прогнозов и теории вероятностей. Чем больше число участников фонда, тем более достоверными будут показатели, определяющие объем его финансовых ресурсов.
В рамках страхового фонда страховщика достигается весьма высокая эффективность использования имеющихся средств. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников страхового фонда, происходит значительное перераспределение средств, что в конечном итоге приводит к большей маневренности и оборачиваемости.
Социальная природа страхового фонда отражает его реальное материальное наполнение. В страховом фонде страховщика реализуются коллективные и личные интересы его участников, отражаются взаимосвязи между социальными позициями участников экономической деятельности и их хозяйственным поведением, мотивациями и стереотипами.
Общественный характер страхового фонда страховщика требует соответствующего общественного характера его управления. Иными словами, необходимо организовать страховые отношения между участниками страхового фонда на непосредственно общественной основе через страховые учреждения (страховые общества или страховые компании). Каждое страховое учреждение, в оперативное управление которому передан страховой фонд, с одной стороны, призвано решать задачи имеющихся в обществе страховых интересов, а с другой - должно располагать необходимыми материальными, финансовыми и людскими ресурсами для выполнения этих задач.
Практическая сторона функционирования страхового фонда страховщика находит выражение в страховых правоотношениях, которые складываются между их участниками: страховщиками и страхователями, а также страховыми посредниками. Страховые правоотношения основываются на материальных условиях бытия. Совокупность общеобязательных правил поведения (норм) страхователя и страховщика, установленных или санкционированных государством, составляет страховое право
При организации страхового фонда страховщик учитывает взаимосвязь и взаимозависимость между случайностью и необходимостью. Важным вспомогательным средством для исследования этой зависимости выступает статистика.
С помощью статистической закономерности, которая представляет собой результат обобщения одного или нескольких общих признаков хаотической массы отдельных явлений, страховщик получает возможность установить необходимость случайности, что было бы невозможно при изолированном рассмотрении отдельных случаев. Исследованная страховщиком статистическая закономерность справедлива для совокупности единичных явлений, хотя может не проявляться в отдельно взятом событии. Обобщением достаточно большого числа отдельных случаев создается возможность финансового измерения совокупности случайно наступивших событий, которые причинили материальный ущерб. Тем самым создаются предпосылки для определения необходимого и достаточного размера страхового фонда.
Организация страхового фонда страховщика опирается на действие закона больших чисел и систему актуарных расчетов. Закон больших чисел представляет собой общий принцип, в силу которого количественные закономерности, присущие массовым общественным явлениям, отчетливо проявляются лишь в достаточно большом числе наблюдений. Актуарные расчеты - это совокупность экономико-математических методов расчета необходимого и достаточного.
  • Российская модель государственного регулирования страховой деятельности
  • 34. Орган страхового надзора России, его функции, права и обязанности.
  • 35. Страховщики: организационно-правовые формы и требования по учреждению
  • Требование к размеру уставного капитала
  • Требование к лицензированию страхового дела
  • Квалификационные требования к участникам страхового дела
  • Требования к наименованию субъекта страхового дела
  • 36. Форма договора страхования, его существенные условия по гк рф
  • 39. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
  • 40. Прекращение договора страхования
  • 41. Срок действия договора страхования
  • 42. Характеристика основных нарушений и санкций, налагаемых на страховщиков органами государственного страхового надзора
  • 43. Франшиза в договор страхования (условная и безусловная)
  • 44. Понятия страховая сумма и лимит ответственности в страховании
  • 45. Страховой ущерб, страховая выплата. Порядок и принципы расчета страховых выплат.
  • 54.Резерв предупредительных мероприятий.
  • 56. Расходы страховой организации.
  • 60. Собственные средства страховщика - основа его финансовой устойчивости. Законодательные требования по обеспечению финансовой устойчивости.
  • 61.Финансовая устойчивость страховой компании и факторы, влияющие на нее.
  • 62.Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика.
  • 63.Инвестиционная деятельность страховых компаний. Виды инвестиций.
  • 64.Основные направления размещения страховых резервов.
  • 65.Порядок расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщика.
  • 66.План оздоровления финансового положения страховой организации.
  • 67.Страховая компания как институциональный инвестор. Макро- и микроэкономическое значение страховых инвестиций.
  • 68.Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков.
  • 69.Порядок определения финансовых результатов страховщиков.
  • 70.Основные виды налогов, уплачиваемых страховыми организациями.
  • 71.Порядок расчета налога на доходы физических лиц по договорам страхования жизни.
  • 72.Страховое обеспечение в личном страховании (его разновидности).
  • 73.Особенности расчета тарифной ставки по страхованию жизни.
  • 74.Объекты и субъекты страховых отношений в личном страховании.
  • 75.Основные принципы личного страхования.
  • 79 Исторические аспекты развития личного страхования.
  • 80 Страхование жизни, его значение и перспективы развития в рф
  • 81Страхование жизни. Основные виды, субъекты, объекты, особенности уплаты взносов и осуществления страховых выплат.
  • 82Страхование на дожитие и на случай смерти.
  • 83Пенсионное страхование.
  • 85Страхование от несчастных случаев и болезней. Основные виды и формы проведения страхования. Страхование от несчастных случаев
  • Страховая компания не производит страховых выплат в случаях:
  • 86Страхование от несчастных случаев (основные виды).
  • 87Обязательное медицинское страхование и порядок его проведения.
  • 88 Добровольное медицинское страхование.
  • 89Страхование пассажиров, его формы, порядок проведения.
  • 90Виды обязательного страхования от несчастных случаев и их условия.
  • 91Страхование путешественников.
  • 93 Экономическая сущность и назначение имущественного страхования. Объекты и субъекты страховых отношений в имущественном страховании. Понятие страхового интереса.
  • 94Страхование морских судов.
  • 95.Общая и частная авария.
  • 99.Страхование финансовых рисков: перечень рисков, особенности проведения.
  • 102. Страхователь обязан:
  • 104. Страхование грузов: страховое покрытие и виды ответственности страховщика.
  • 105.Исторические аспекты развития имущественного страхования
  • 106.Страхование авиатранспорта: основные условия проведения.
  • 107. Страхование имущества от огня и других рисков.
  • 108. Страхование технических рисков, его виды, особенности проведения.
  • 109. Страхование ответственности. Особенности, субъекты, объекты и основные виды
  • 110. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и перспективы его развития в рф
  • 111. Страхование ответственности судовладельцев. P&I клубы.
  • 112. Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта.
  • 113. Система «Зеленая карта», ее значение.
  • 114. Страхование профессиональной ответственности: сущность и условия проведения.
  • 115. Особенности договора перестрахования. Стороны по договору.
  • 116. Перестрахование - как форма обеспечения финансовой устойчивости страховых операций.
  • 2. Сущность факультативного и облигаторного перестрахования
  • 3. Сущность пропорционального и непропорционального перестрахования
  • 117. Основные формы перестрахования. Основные формы перестрахования: факультативное и обязательное
  • 118. Методы перестрахования.
  • 119. Исторические аспекты развития перестрахования.
  • 120. Сущность перестрахования.
  • 121. Договоры пропорционального перестрахования, их виды и особенности.
  • 122. Договоры непропорционального перестрахования, их виды и особенности.
  • 123. Факторы, влияющие на размер собственного удержания страховщика. Влияние перестрахования на финансовые аспекты деятельности страховщика
  • 124. Мировой страховой рынок.
  • 125. Понятие страхового рынка, основные характеристики и проблемы страхового рынка России.
  • Функции страхового рынка
  • 126. - Страховые посредники и их роль в условиях развития страхового рынка рф.
  • 127- Страховые агенты.
  • 133 Основные региональные рынки. Проблемы вхождения России в мировой страховой рынок.
  • 134 Страховой пул.
  • 135 - Резерв незаработанной премии.
  • Существует три формы организации страхового фонда:

      государственный централизованный страховой (резервный) фонд;

      фонд самострахования;

      страховой фонд, формируемый страховой организацией.

    Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.

    Фонд самострахования имеет организационно обособленный характер, формируется за счет натуральных и денежных запасов хозяйствующих субъектов. Назначение фонда самострахования - обеспечение бесперебойной деятельности субъекта и его финансовой устойчивости в неблагоприятных экономических условиях.

    Страховой фонд страховой организации формируется только в денежной форме. Его создание определяется большим количеством участников (страхователей), уплачивающих страховые взносы. Средства, накопленные в страховом фонде, имеют строго целевое назначение - выплата возмещений и страховых сумм участникам фонда в соответствии с правилами и условиями страхования. Внутри страхового фонда происходит перераспределение убытка одного из участников между всеми оставшимися. При определении необходимого размера фонда страховая организация применяет методы актуарных расчетов , основанные на действии закона больших чисел и теории вероятности.

    Основываясь на предположении, что механизм передачи риска реализуется через формирование страхового фонда, можно сделать вывод, что размер уплачиваемого в этот фонд взноса должен быть справедливым для всех его участников.

    Каждый участник фонда, желающий передать свой риск на страхование, приносит в страховую компанию риски различной степени. Например:

      деревянный дом может представлять собой опасность большую, чем дом, имеющий кирпичную конструкцию;

      18-летний водитель представляет собой больший риск, чем 35-летний; два 35-летних водителя, один имеющий семейный автомобиль, а другой - спортивный, также внесут в фонд различные риски;

      человек, имеющий излишний вес, имеет более высокую вероятность ранней смерти, чем человек со средним весом;

      работник физического труда в большей степени подвержен риску травмы, чем работник офиса.

    Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

      Взносы в страховой фонд должны быть достаточными для выплат потенциально возможного возмещения в случае возникновения убытка, а также соответствовать размеру опасности и стоимости имущества и прочим факторам риска.

      Страховые взносы должны покрывать административные расходы по управлению этим фондом, быть достаточными для формирования резервов, из которых покрываются чрезвычайные убытки в неблагоприятные годы, а также гарантировать страховой компании определенную норму доходности.

    При установлении размера страхового взноса необходимо учитывать два вышеназванных принципа, а также надо удостовериться в том, что взнос в страховой фонд каждого конкретного полисодержателя должен быть сравним с взносами других с учетом тяжести и частоты их рисков. Кроме того, уровень взносов должен создавать возможность для конкуренции на рынке.

      Методы формирования страховых фондов.

    Страховой фонд используется для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных чрезвычайных событий и оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни: временной или постоянной утраты трудоспособности, достижения совершеннолетия, вступление в брак и др . Кроме того, средства страхового фонда используются для целей предотвращения или уменьшения ущерба. Существуют две категории принимаемых мер: предупредительные (превентивные), имеющие цель предупредить возможность возникновения бедствия (строительство дамб, огнестойкое и антисейсмическое строительство и т.д.) и подавляющие (репрессивные) - для ограничения разрушительной силы уже наступившего бедствия (тушение пожаров, проведение спасательных работ). Часть средств страхового фонда в виде временно свободных страховых ресурсов может инвестироваться в различные отрасли производства или ценные бумаги с целью получения прибыли страховыми компаниями.

    В условиях рыночной экономики страховой фонд определяется экономической необходимостью, а страхование является обязательным элементом рыночной инфраструктуры, экономическим рычагом стабилизации экономики.

    Страховой фонд неразрывно связан с общественным воспроизводством, является его обязательным элементом и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями.

    В практике существуют три основных формы создания страховых фондов:

    1)фонд самострахования (или его модификации - фонды риска);

    2)централизированные общегосударственные резервы;

    3) фонды страховщика.

    Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда каждым предприятием или хозяйством в отдельности. Особое значение имеют страховые фонды для сельскохозяйственного производства, поскольку оно тесно связано с климатическими и природными условиями и в большей степени, чем промышленность подвергается воздействию стихийных сил (создается фонд в натуральной и денежной форме).

    образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда состоит в обеспечении возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий. Формируется в денежной и натуральной форме. Прерогатива распоряжаться ими принадлежит правительству.

    Третья форма создания страхового фонда - страхование - существенно отличается от рассмотренных выше форм. При этом методе фонд создается за счет страховых взносов участников страхования (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.) и расходуется на строго определенные цели: на возмещение убытков от стихийных бедствий и выплату страховых сумм только участникам страхового фонда. Формирование фонда осуществляется в денежной форме в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплата страхового возмещения и страховых сумм пострадавшим страхователям осуществляется на основе определенных правил, оговоренных в договоре страхования.

      Централизованная форма организации страхового фонда.

    Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах. В натуральной форме он представляет постоянно возоб­новляемые запасы продукции, товаров, сырья, топлива, продо­вольствия и др. В денежной форме - в виде финансовых резервов (золото, драгоценности и др.).

    Назначение этого фонда состоит в обеспечении возмещения ущерба и устранения последствий стихийных бедствий и круп­ных аварий (землетрясение в Армении, на Южном Сахалине, ава­рия на Чернобыльской АЭС и др.).

      Взаимное страхование. Общества взаимного страхования, особенности создания и организации их деятельности.

    Взаимное страхование является некоммерческой формой организациистрахового фонда , обеспечивающее страховую защиту имущественных интересов членов своего общества на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств. Члены общества являются одновременно страхователями и страховщиками, что является экономической предпосылкой обеспечения их реальной страховой защитой по минимальным ценам.

    Важнейшим принципом организации взаимного страхования является однородность рисков , принимаемых обществом на страхование. Данный принцип означает взаимное страхование одинаковых рисков у всех членов ОВС. Принцип однородности рисков конкретизирует принцип общности страховых интересов и совпадает с ним, когда формой общности страховых интересов являются однородные риски. Следует отметить, что принципы общности страховых интересов и однородности рисков ограничивают сферу организации взаимного страхования.

    Организация взаимного страхования создает благоприятные предпосылки для воплощения еще одного общего принципа организации страховых отношений - принципа наивысшей добросовестности , требующего проявления максимальной добросовестности участников страхования при ведении дел друг с другом. Общность страховых интересов участников взаимного страхования является организационно-экономической основой реализации принципа наивысшей добросовестности. Кроме того, практическое осуществление принципа наивысшей добросовестности во взаимном страховании способствует его распространению и на коммерческое страхование, и повышению общей страховой культуры в обществе.

    Особенности организации взаимного страхования обеспечивают демократичность управления обществом. Управление обществом взаимного страхования осуществляют сами страхователи. Каждый член ОВС имеет один голос. Равенство голосов определяется одинаковыми размерами вступительного взноса для всех участников. Такая материальная основа демократического управления отсутствует у коммерческих страховых организаций, в которых цена голоса зависит от веса учредителя в уставном капитале.

    Общество взаимного страхования - это юридическое лицо, наделенное правоспособностью и осуществляющее страхование своих членов на основе взаимности. Оно приобретает правоспособность с момента выдачи лицензии на ведение страховой деятельности органами страхового надзора.

    Общества взаимного страхования (ОВС) представляют собой та кую организационно-правовую форму предприятий, которая встречается только в страховании. Исторически она возникла еще в Средневековье из цеховых объединений ремесленников. Хозяйственное значение обществ взаимного страхования велико. Многие крупные немецкие страховые компании имеют именно эту организационно правовую форму.

    Деятельность обществ взаимного страхования регулируется Законом о страховом надзоре. Так же как и акционерные общества, ОВС представляют собой коммерческие организации и как таковые подлежат регистрации в торговом реестре. Фирменное наименование общества взаимного страхования должно содержать указание на то, что речь идет именно об этой организационно правовой форме страхового предприятия, т.е. должно содержать слова «страхование на взаимной основе» (auf Gegenseitigkeit) или соответствующее сокращение (а.G).

    • Мамалига Маргарита Михайловна , студент
    • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
    • СТРАХОВАНИЕ
    • СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ
    • СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

    В современной экономической сиcтеме устойчивость страхового рынка является неотъемлемой частью стабильного функционирования экономических институтов. В данной статье рассмотрена такая важная проблема устойчивости страховых компаний как формирование страхового фонда.

    • Анализ деятельности предприятия в условиях риска и неопределенности
    • Особенности организации финансово-экономической службы в российских компаниях
    • Формы и методы государственного финансового контроля в сфере страхования

    Проблемы формирования страховых фондов в России тесно связаны с функционированием российского страхового рынка, так как основа проблем заключена не в методологии страхового фонда, а в его практическом применении. Страховой фонд представляет собой сущность страхования, процесс его осуществления, соответственно в анализе проблем необходимо иметь в виду взаимосвязь между этими понятиями.

    Несмотря на долгую историю, страховой рынок в России занимает небольшую долю. Согласно проведенному исследованию за 2014: “развивающиеся страны с относительно невысоким экономическим потенциалом расходуют на социальное обеспечение не более 16-18% ВНП; расходы в высокоразвитых странах составляют 30% ВНП”. По России данный показатель составляет лишь 13%. Страховой рынок в России занимает меньший объем, чем положено даже для развивающихся стран, что само по себе говорит о низком развитии рынка. Существует несколько предпосылок сложившейся ситуации .

    Отсутствие средств. В современной ситуации, характеризующейся высоким неравенством доходов, многие граждане не в состоянии обеспечивать свои риски страховыми гарантиями, как и осуществлять любые другие инвестиции или фонды самострахования. С другой стороны граждане с высоким уровнем дохода будут стремиться инвестировать средства в более устойчивые иностранные финансовые институты, что соответствует утечке капитала из страны, или в предметы роскоши.

    Отсутствие доверия. Доверие к страховым компаниям крайне важно в данной деятельности, так как фактически компания, лишаясь лицензии, ничем кроме имени и возможных прибылей не рискует. С другой стороны, страхователь платит деньги изначально и рискует лишиться своих средств. Рынок страхования в России невелик, а значит неустойчив. Страховыми компаниями действительно выбираются организационно-правовые формы, не связанные с личной ответственностью владельца, и в случаях реализации крупных рисков страховым компаниям бывает чаще объявить о своем банкротстве, чем сохранять дело. Фактически самыми востребованными страховыми компаниями являются либо государственные учреждения, принадлежащие государственным банкам или те немногие, которые на рынке уже много лет и дорожат своим брендом. Граждане не доверяют страховым компаниями, а страховые компании не всегда могли бы оправдать доверие.

    Отсутствие понимания сути страховой деятельности. Непонимание сути страхования - серьезная проблема для экономики России. Как показывают исследования, страховые компании развитых стран являются вторым по объему инвестиций инвестором после банков. Страхование каждого гражданина предоставляет не только гарантию возмещения риска ему, но и другим предприятиям страны за счет приобретенных у них ценных бумаг. Отношение к страхованию как к излишней трате убыток для всех субъектов общества.

    В целом ситуацию на рынке инвестиций страховых компаний можно описать соотношением рентабельности инвестиций . Рейтинговое агентство Raex в 2006 провело анализ управления активами страховых компаний, в результате чего выяснилось, что рентабельность инвестиций далеко не всегда превосходила уровень инфляции. В среднем рентабельность за 2000-2005 среди лидеров рынка составляла 10%, что недостаточно для обеспечения достаточного уровня устойчивости или обеспечения функции развития экономики в целом. Хотя подобной статистики за 2013-2014 не создано, следует отметить, что в условиях кризисов 2008 и 2014, слабости финансового рынка и падений курсов акций, решения данной проблемы и успешного развития рынка страхования так же не произошло.

    Следует отметить, что проблемы формирования страховых фондов и неэффективного управления ими взаимосвязаны. В методологии существуют расхождения по вопросу формирования фондов из взносов или из доходов предприятия, однако согласно законодательству, страховые фонды должны формироваться из общих чистых доходов компании, то есть напрямую связаны с инвестиционной деятельностью. Чем выше доходы компании, тем больший страховой фонд она в состоянии себе позволить и тем больше ее дальнейшие возможности. Н агентство предоставило так же данные о структуре инвестиций страховых компаний: порядка 50% средств фонда тратится на инвестиции. И них большинство, 31% занимают средства в коммерческих банков. Хотя банки и являются более надежными институтами, чем многие другие организации, в которые можно было бы инвестировать средства, однако они так же являются посредниками на финансовом рынке. Таким образом, страховые компании передают деньги в банк, который в дальнейшем выдаст эти же деньги другим организациям, но уже дороже. Доля перестрахования занимает 20%, акции и векселя, то есть используемые ценные бумаги, всего 8 и 11%. Присутствует дебиторская задолженность в размере 5%. В целом описанная проблема относится не только к формированию страховых фондов компаний или к рынку страхования, но и финансовому рынку в целом, его устойчивости и развитию.

    Кроме глобальных макроэкономических проблем и рисков, которые так или иначе оказывают влияние на рынок страхования, выделяют и другие проблемы, непосредственно с формированием страховых фондов. Д. Ю. Алпатова выделила несколько проблем обязательного страхования . Опираясь на зарубежный опыт, автор пришла к выводу, что эффективная система формирования фонда должна включать 40-60% денежного участия работодателя, 10-30% - страхователя и 20-40% на государство или внебюджетные фонды - для особенно уязвимых слоев населения. Современная же система, по ее мнению, приводит к тому, что граждане не могут “потянуть” столь высокие взносы, в результате чего страхового фонда достаточно лишь для небольших выплат. Пенсии или пособия по безработице составляют лишь 30-35% от заработной платы. Кроме сформулированной выше, автор выделяет еще ряд трудностей системы обязательного страхования, которые так же могут влиять на нерациональное формирование страховых фондов:

    • Отсутствие единой законодательной базы для всех систем обязательного страхования
    • Неэффективный механизм пересчета страховых выплат
    • Определение страховых тарифов не связано с актуарными расчетами, анализом статистических данных

    Все эти черты вносят неясность и неустойчивость в систему формирования централизованного страхового фонда, что отражается в его неэффективности и несоответствию социальным потребностям

    А. Ф. Бакиров в своем исследовании проблем формирования страховых фондов поднимает важность финансирования страхования не за счет чистой прибыли компании, а отнесения этих затрат на финансовый результат и учет как расходов при налогообложении. Такой подход мог бы стимулировать юридических лиц прибегать к страхованию своей деятельности и предоставление в составе социального пакета услуг страхования работникам, что может с одной стороны, снизить риски на производстве, с другой, увеличить страховой фонд и устойчивость страховых компаний. Подобные меры уже были частично реализованы: в ст.263 гл. 25 ч Налогового кодекса РФ разрешено отнесение на расходы некоторых видов добровольного страхования, в том числе страхование груза, урожая товарно-материальных запасов и иного имущества. Так же налогооблагаемая база налога на прибыль за счет расходов на страхование снижается при добровольном страховании персонала на срок более года, страхования жизни на срок более 5 лет или пенсионного страхования. По мнению экспертов страховой компании ERGO, подобные меры способны принести свои плоды даже во время трудных макроэкономических условий.

    Так же называется проблема конфликта страховщика и страхователя . Страховщик, получая денежные средства и создавая страховой фонд, стремится вести себя как предприниматель, инвестируя капитал и стремясь к минимизации расходов, в том числе, на компенсационные выплаты. При этом страхователь надеется на профессионализм страховщика и на выполнение условии договора. Этот конфликт интересов может разрешаться в оспаривании наступления страхового случая, пренебрежение предупредительной функцией страхового фонда или ее резервной частью, вплоть до банкротства компании при необходимости выплат, при том, что прибыль за безрисковый период уже получена и потрачена. Однако так же авторами отмечается, что именно страховой фонд как запас, состоящий из взносов различных участников, защищает интересы страхователей.

    Таким образом, очевидна важность создания страхового фонда как способ инвестиций и увеличения средств с одной стороны, и способ перераспределения доходов общества для снижения рисков и выплат нуждающимся, с другой. В настоящее время проблемы России, связанные с формированием страхового фонда, лежат преимущественно не в вопросах теории, а в практической сложности развития страхового рынка.

    Список литературы

    1. 31 июля 1998 года N 146-ФЗНалоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
    2. Алпатова Д. Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы / Д. Ю. Алпатова // Молодой ученый. - 2014. - №8.2. - С. 4-5.
    3. Бахиров А.Ф. Исследование современных проблем формирования страхового фонда в рыночных условиях хозяйствования ВЕСТНИК ОГУ 2`2005
    4. Юлдашев Р.Т. Турбина К.Е. Теория и практика страхования. Учебное пособие – М: Анкил, 2013- с. 704
    5. Инвестиционная политика страховых компаний [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru/researches/marketing/insurance5/

    Страховые (резервные) фонды это специально формируемые в материальной или денежной форме запасы, которые предназначены для возмещения потерь, возникающих в результате воздействия неблагоприятных событий случайного характера. Страховые фонды могут создаваться разными способами. Обычно выделяют три основных методы их формирования.

    Первый метод – обычно называют централизованным. Его суть состоит в том, что часть ресурсов, имеющихся у государства, резервируется на тот случай, если произойдут какие-либо чрезвычайные события, требующие использования государственных резервов. Централизованные страховые фонды могут быть созданы как в натуральной, так и в денежной форме. В натуральной форме создаются, например, резервы продовольствия, зерна, топлива и так далее. В денежной форме централизованные страховые фонды формируются в составе государственного бюджета страны, где определенная часть доходов, получаемая государством, не распределяется для использования на заранее определенную цель (образование, здравоохранения, оборону и так далее), а принимает форму резерва, который может быть использована при возникновении каких-либо критических ситуаций.

    Однако средства централизованных резервных фондов, как правило, не предназначены для возмещения потерь, понесенных отдельными гражданами или организациями в результате событий, имеющих частный характер. Например, вряд ли можно серьезно рассчитывать на возмещение за счет данного источника ущерба от ограбления квартиры или от пожара в магазине. Это связано с тем, что источником создания централизованных резервных фондов являются в основном налоги, а потому, если поставить задачу, чтобы государство возмещало такие потери, налоговые платежи придется существенно увеличить, на что вряд ли согласятся их плательщики. Поэтому данный метод формирования страховых фондов, хотя он является достаточно эффективным при крупных катастрофах, не может рассматриваться как единственный и даже основной источник возмещения убытков во всех случаях.

    Второй метод формирования страховых фондов называется децентрализованным,
    или самострахованием. Суть его состоит в том. Что каждое отдельно взятое хозяйство часть своих доходов использует не на текущее потребление, а сберегает, с тем, чтобы использовать накопленные средства, когда в этом возникает острая нужда из-за наступления каких-либо непредвиденных обстоятельств. В деятельности юридических лиц данный метод находит практическое выражение в создании резервных фондов, формируемых за счет части прибыли предприятия или организации. Частные лица также широко используют данный метод. Это выражается в том, что они имеют семейные сбережения в виде денег на банковском счете, в наличных средствах или в других формах и используют их в случаях болезни, выхода на пенсию, утраты или повреждения имущества и так далее.

    Удобство данного методы состоит, прежде всего, в том, что средства всегда находятся в распоряжении лица, понесшего ущерб, и могут быть им использованы в любой момент, как только в этом возникает потребность. Но в то же время данный метод имеет и некоторые недостатки, не позволяющие использовать его во всех случаях причинения ущерба. Один из основных недостатков состоит в том, что далеко не всегда бывает реально сформировать страховой фонд данным методом в размере, гарантирующем возмещение всех возможных убытков. Например, предприятие, если бы оно поставило перед собой задачу иметь гарантию восстановления утраченного или поврежденного имущества за счет средств собственного резервного фонда, должно было бы создать его в размере, равном стоимости основных об оборотных фондов. А гражданин, желающий обеспечить себя, таким образом, на случай нетрудоспособности, должен иметь сбережения на сумму, обеспечивающую его существование в течение всей оставшейся после потери трудоспособности жизни.

    Кроме того, негативное случайное событие может наступить в любой момент и время его наступления неизвестно, а потому к моменту, когда данное событие произойдет, необходимая сумма может быть еще не накоплена. Наконец, если отчислять в такой фонд слишком большую часть доходов, то это отрицательно скажется на текущем потреблении семьи (ex: придется экономить на питании или других потребностях членов семьи) или на развитии бизнеса коммерческой организации (вместо того чтобы использовать прибыль на расширение дела, она будет заморожена в резервном фонде). Поэтому за счет резервных фондов, создаваемых метолом самострахования, чаще всего возмещают сравнительно небольшие убытки. Кроме того, данные резервы могут использоваться в первоначальный момент после наступления какого-либо непредвиденного события, пока не появилась возможность получить средства из других источников.

    Таким образом, оба рассмотренных методы формирования страховых фондов, хотя с их помощью в определенных случаях и могут достаточно эффективно возмещаться убытки, нанесенные случайными неблагоприятными событиями, не являются универсальными, то есть позволяющими возмещать такой ущерб во всех случаях. Это вызывает необходимость использования страховых фондов, создаваемых каким-либо иным способом. Таким способом (третьим методом формирования страховых фондов) и является страхование , которое предлагает, что страховой фонд создается за счет взносов многочисленных его участников, а собранные средства сосредоточиваются у лица, осуществляющего страховые операции, которое выделяет их в заранее оговоренных случаях лицам, участвующим в страховании.

    Сегодня существуют несколько организационно-правовых фондов страхования:

    • Акционерное страховое общество. Форма организации страхового фонда на основе централизации денежных средств при помощи продажи акций, выпуска облигаций и возможного банковского кредита.
    • Общество взаимного страхования. Форма организации страхового фонда посредством паевых взносов его участников, которые одновременно выступают в качестве и страхователей, и страховщиков.
    • Государственная страховая компания. Активы здесь принадлежат государству. Такую компанию можно рассматривать как форму участия государства в функционировании страхового рынка.
    • Частная страховая компания. Принадлежит одному собственнику или является семейным предприятием.
    • Концерн. Объединение предприятий (в них входят и страховые общества), осуществляющее совместную деятельность на основе централизации ряда функций — инвестиционной, финансовой, природоохранительной, внешнеэкономической.
    • Хозяйственная ассоциация. Договорное объединение страховщиков для совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций.
    • Консорциум. Временное договорное объединение производственных предприятий и страховщиков для решения конкретных задач, реализации крупных целевых программ и проектов.

    Фонд самострахования;

    Централизованный страховой (резервный) фонд;

    Централизованный страховой (резервный) фонд формируется за счет государственных ресурсов. Назначение этого фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших крупные разрушения и человеческие жертвы. Этот фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме. В натуральной форме – это стратегические запасы, которые находятся в ведении Госкомитета РФ по государственным резервам. Все, что имеет отношение к стратегическим запасам, составляет государственную тайну. Централизованный стратегический фонд в денежной форме – это централизованные государственные финансовые резервы. Распоряжается этими резервами правительство РФ. Ресурсы общегосударственного централизованного страхового резервного фонда привлекались для ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, землетрясений в Армении и др.

    Фонд самострахования – это, как правило, децентрализованный, обособленный фонд преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Вместе с тем возможна и денежная форма самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства. Фонды самострахования создаются на предприятиях и домашних хозяйствах на добровольной основе, за исключением акционерных обществ.

    Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников – предприятий, учреждений, организаций, граждан. В современных условиях денежный фонд страховщика имеет только денежную форму. Расходование средств фонда производится на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с установленными правилами страхования и условиями страхования. Объем денежных ресурсов фонда определяется на основе статистики, эмпирических прогнозов, теории вероятностей. Организация страхового фонда страховщика опирается на действие закона больших чисел и систему актуарных расчетов.

    Функции страхования:

    Рисковая функция – выражается в возмещении риска. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция является главной, так как страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавшим.

    Предупредительная функция – реализуется в финансировании за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм.


    Сберегательная функция – заключается в том, что при помощи страхования сберегаются денежные суммы на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

    Контрольная функция – выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

    Имущественному страхованию присуща только рисковая функция, которая раскрывает вероятностный характер нанесения ущерба имуществу в результате стихийных бедствий и других непредвиденных событий.

    Личное страхование сочетает рисковую и сберегательную функцию.

    Рисковая функция личного страхования раскрывает вероятностный характер нанесения ущерба и угрозы нанесения ущерба жизни и здоровью личности. Сберегательная функция личного страхования позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную денежную сумму.

    Единство экономической сущности личного и имущественного страхования подчеркивает то, что здесь присутствуют замкнутые перераспределительные отношения между участниками страхового фонда.

    Совокупность понятий и терминов, применяемых в страховании, составляет профессиональную страховую терминологию. В страховых терминах выражены конкретные страховые правоотношения, связанные с формированием и использованием страхового фонда.

    Страховщики (андеррайтеры) – это юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории РФ.