Страховой надзор в рф. Государственный надзор за страховой деятельностью


Страховая деятельность, как и любая лицензируемая деятельность, предусматривает определенные публично-правовые отношения с государственными органами. Суть данных отношений заключается в государственном надзоре за страховой деятельностью. Порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью определен гл. IV Закона о страховом деле.
Необходимость в государственном надзоре обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.
Целями государственного надзора за страховой деятельностью согласно ст. 30 Закона о страховом деле являются:
- соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства;
- предупреждение и пресечение нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, в том числе Закона о страховом деле;
- обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
- эффективное развитие страхового дела.
Страховой надзор должен осуществляться на принципах законности, гласности и организационного единства (п. 2 ст. 30 Закона о страховом деле).
Органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, законодатель называет только Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН). Тем не менее надзорными функциями наделена также Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль за недопущением и пресечением доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Порядок осуществления данного контроля определен Приказом ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.
Кроме того, антимонопольному регулированию подлежат виды финансовых услуг, перечень которых утвержден Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Согласно п. 2.2 названного Приказа МАП РФ к перечню страховых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, относятся услуги по следующим видам страхования:
- обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;
- добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;
- добровольному имущественному страхованию;
- добровольному страхованию ответственности;
- перестрахованию;
- взаимному страхованию.
Антимонопольному контролю подлежит также деятельность страховых организаций, направленная на объединение в союзы, ассоциации, группы и прочие формы. Прежде чем создать какое-либо объединение с участием страховых организаций, необходимо получить согласие ФАС РФ. Данное требование установлено Приказом ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков" *(82).
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела (пп. 1 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).
Одна из основных обязанностей субъекта страхового дела - представление в орган страхового надзора необходимых документов, указанных в Условиях лицензирования. В представляемых соискателем лицензии документах должны содержаться сведения, позволяющие оценить его финансовое положение, предоставляющее ему возможность заниматься в последующем лицензируемой страховой деятельностью.
На основе анализа представленных документов орган страхового надзора должен оценить готовность соискателя к осуществлению страховой деятельности, соответствие руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела предъявляемым квалификационным и иным требованиям согласно ст. 32.1 Закона о страховом деле.
Существенным мероприятием, осуществляемым органом страхового надзора в процессе рассмотрения представленных соискателем документов, является анализ представленных соискателем правил страхования по видам страхования на предмет их соответствия страховому и общегражданскому законодательству, а также оценка обоснованности расчетов страховых тарифов по тем или иным видам страхования.
Все указанные мероприятия, осуществляемые органом страхового надзора, проводятся с целью недопущения каких-либо нарушений со стороны субъекта страхового дела.
Очень важен контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой им отчетности, а также контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности (см.: пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).
Такой контроль осуществляется в трех формах.
1. Проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела. Что касается наличия законодательного или нормативного регулирования порядка проведения органом страхового надзора проверок на местах, непосредственно в страховых организациях, подобного рода нормативного акта нет. Очевидно, законодатель имеет в виду проверки, проводимые органом страхового надзора выборочно, по факту выявления нарушения, требующие комплексной и объемной проверки на месте. Подобного рода проверки могут осуществляться на основании ненормативного акта органа страхового надзора в форме решения о проведении выездной проверки субъекта страхового дела на месте.
2. Проверка достоверности, полноты и правомерности предоставляемой страховыми организациями в орган страхового надзора отчетности. Общий порядок ведения учета и отчетности страховыми организациями, а также опубликования годовых бухгалтерских отчетов определен ст. 28, 29 Закона о страховом деле. Так, в частности, п. 3 ст. 28 Закона о страховом деле прямо предписывает страховым организациям предоставлять в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, установленном органом страхового регулирования. Данные формы утверждены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора" *(83). В соответствии с названным Приказом установлено 15 форм отчетности, в частности, следующие:
- форма N 1 - бухгалтерский баланс страховой организации;
- форма N 2 - отчет о прибылях и убытках страховой организации;
- форма N 3 - отчет об изменении капитала страховой организации;
- форма N 4 - отчет о движении денежных средств страховой организации;
- форма N 5 - приложения к бухгалтерскому балансу страховой организации;
- форма N 6 - отчет о платежеспособности страховой организации.
Объем представляемой по вышеуказанным формам отчетности определен Инструкцией, являющейся Приложением N 5 к Приказу Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н.
Кроме представления указанных форм отчетности страховые организации обязаны в соответствии со ст. 29 Закона о страховом деле ежегодно публиковать свои бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации, но только после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.
3. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Процедура обеспечения финансовой устойчивости страховщиков представляет собой постоянный непрерывный процесс создания и поддержания на определенном уровне необходимого денежного фонда, имеющего несколько источников формирования. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:
- экономически обоснованные страховые тарифы;
- страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования;
- собственные средства;
- перестрахование.
Контрольные функции органа страхового надзора за соблюдением страховщиками своей финансовой устойчивости заключаются в удостоверении факта того, что финансовые показатели субъекта страхового дела соответствуют необходимым нормативным требованиям, установленным органом страхового надзора по тем или иным показателям. Осуществляется данный контроль путем проведения соответствующего экономического анализа финансового положения субъекта страхового дела на основе финансовой отчетности, предоставляемой в орган страхового надзора.
Одним из наиболее существенных условий, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщиков, является соблюдение последними соотношения активов и обязательств в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. N 90н *(84).
Что касается других условий обеспечения финансовой устойчивости страховщика, они прямо предусмотрены ст. 25 Закона о страховом деле. В частности, страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, критерии которых определяются в соответствии с Приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" *(85). Структура страховых резервов и методы их расчета установлены Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н. Данная структура такова:
- резерв незаработанной премии (РНП);
- резерв убытков, в том числе:
а) резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ);
б) резерв произошедших, но не заявленных убытков (ПУРН);
- стабилизационный резерв (СР);
- резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (РВУ);
- резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (стабилизационный резерв);
- иные страховые резервы.
Собственные средства страховщиков включают:
- уставный капитал;
- резервный капитал;
- добавочный капитал;
- нераспределенную прибыль (п. 2 ст. 25 Закона о страховом деле).
Размер уставного капитала страховщика должен быть полностью оплачен в размере не ниже минимального размера, который определяется умножением 30 млн. руб. на соответствующий объекту страхования коэффициент (п. 3 ст. 25 Закона о страховом деле).
В процессе осуществления контроля в необходимых случаях для уточнения финансовых показателей орган страхового надзора может направить к субъекту страхового дела своего представителя для выяснения причин выявленных недостатков и разработки мер по их устранению. Согласно Закону о страховом деле, "выдачу в течение 30 дней, в предусмотренных настоящим Законом случаях, разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями" (пп. 3 п. 4 ст. 30).
Указанные методы осуществления контроля со стороны органа страхового надзора корреспондируют с обязанностями, возложенными законодателем на страховые организации. Это следующие обязанности:
- представлять установленную отчетность о своей деятельности, а также информацию о своем финансовом положении;
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну) (п. 5 ст. 30 Закона о страховом деле).

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, в целях эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (Федеральная служба страхового надзора) и его территориальными органами.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Отсюда основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

Субъекты страхового дела, в свою очередь, обязаны:

представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с действующим законодательством.Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об организации страхового дела в РФ, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в настоящей статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям законодательства;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство, в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных законодательством. А именно, временная лицензия может выдаваться на срок: указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года; от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в иных случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование;

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) cтрахование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Предписание дается в случае:

1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

3) несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в правила страхования по видам страхования.

Предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме. Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом об организации страхового дела в РФ.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии. При необходимости копия решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для отмены ограничения и приостановления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:

1) при осуществлении страхового надзора:

в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

2) по инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела – юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с учредительными документами, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя;

2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);

3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии;

4) оригинал лицензии.

В случае неполучения органом страхового надзора вышеназванных документов до истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Значимость экономических и социальных последствий деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора.

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний осуществляется в целях соблюдения требований законодательства

Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям:

  • - законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
  • - установление в интересах общества и отдельных категорий его

граждан обязательного страхования;

  • - проведение специальной налоговой политики;
  • - государственный надзор за страховой деятельностью;
  • - защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

К основным функциям Федеральной службы страхового надзора относятся:

  • 1. Осуществляет контроль и надзор за:
    • - соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
    • - выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
    • - предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
    • - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
    • -обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
    • - составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
    • - выдачей страховщиками банковских гарантий;
    • - соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;
  • 2. Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;
  • 3. Проводит аттестацию страховых актуариев;
  • 4. Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
  • 5. Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;
  • 6. Выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  • 7. Обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 8. Обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;
  • 9. Осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
  • 10. Дает согласие на замену страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • 11. Публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);
  • 12. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
  • 13. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • 14. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • 15. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
  • 16. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 17. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  • 18. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • 19. Представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;
  • 20. Участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;
  • 21. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • 22. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора вправе:

  • 1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • 2. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 4. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
  • 5. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • 6. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
  • 7. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора в Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации в статье 39 устанавливает положение, согласно которому, в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Эта норма является основополагающей для всей системы страхового дела.

Сложность нормативно-правового регулирования страхования состоит в том, что страхование регулируется нормами гражданского, финансового и административного права. Чтобы не путаться в многочисленных нормативно-правовых актах, касающихся регулирования страхования, в общем, и страхового надзора, в частности, ученые проводят их классификацию.

Нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, делятся на две части - нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений (общие) и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность (специальные).

К общим, прежде всего, относятся - Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и Закон «Об организации страхового дела». В них содержатся универсальные правила регулирования страховых отношений, т.е. правила, общие для всех видов страхования. Именно в силу своей универсальности они тесно связаны с другими общими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств, поскольку, страховые отношения с юридической точки зрения представляют собой комплекс обязательств.

К специальным относятся многие нормативные акты по конкретным видам страхования. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

Следует сказать о том, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования общих. Кроме того, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений, большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков, либо только страхователей, выгодо приобретателей и застрахованных.

Т.А. Федорова также правовую базу страховой деятельности подразделяет на общее и специальное страховое законодательство. Она также добавляет третью группу актов - Ведомственные нормативные документы.

В юридической литературе нормативно-правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Среди законов, регулирующих деятельность органов страхового надзора, необходимо выделить, прежде всего, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который устанавливает основы организации страхового дела в РФ, закрепляет основные правовые понятия. Глава 4 указанного закона целиком посвящена Государственному надзору за деятельностью субъектов страхового дела, в ней установлены основы государственного страхового надзора и урегулированы некоторые вопросы деятельности органа государственного страхового надзора.

Отдельные нормы содержатся также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.), Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и Законе РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Подзаконные нормативно-правовые акты в сфере страхования и страхового надзора подразделяются на:

  • 1. Указы Президента Российской Федерации. Например, Указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».
  • 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Наиболее важными из них являются Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора», которое устанавливает общие положения, полномочия, организацию деятельности Федеральной службы страхового надзора; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» (с изменениями и дополнениями на 7 февраля 2007 г.), которое устанавливает некоторые организационные аспекты деятельности ФССН, а именно, функции, численность аппарата, место расположения и некоторые другие. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации, в пункте 5 которой говорится о совершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. Этот акт закрепил демократические настроения в сфере страхового надзора и был положен в основу дальнейшего развития законодательства о страховом надзоре.
  • 3. Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации. Например, Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора во федеральному округу» содержит Положение о территориальных органах, которое устанавливает общие положения, полномочия и порядок организации их деятельности, а также Перечень указанных органов.
  • 4. Иные нормативные правовые акты. К ним относят Постановления Конституционного суда РФ, Приказы Федеральной антимонопольной службы и Государственного таможенного комитета и некоторые другие.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе страхового надзора, она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Тем не менее, к нормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, можно отнести: Приказ Федеральной службы страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора», Письмо Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» и др.

Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Методические документы не содержат правовых норм и, соответственно, они не подлежат обязательному опубликованию и регистрации. В настоящее время положение органа страхового надзора в Российской Федерации является устойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзора выполняли шесть различных органов: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор РФ, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная службы по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора и, наконец, Федеральная служба страхового надзора. Все эти изменения ведут к поиску наилучших путей осуществления страхового надзора, опираясь на исторический и зарубежный опыт.

Основными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, являются:

во-первых, важная роль страхования, как института финансовой системы государства;

во-вторых, защита интересов страхователей.

Для выполнения задач и функций, поставленных перед органом страхового надзора, его осуществление должно производиться в соответствии с определенными в законе принципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдение может привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховой надзор, так и к институту страхования в целом.

Органом, осуществляющим государственный страховой надзор в Российской Федерации с 2004 года, является Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора выполняет три основные группы функций:

  • - контроль допуска на страховой рынок;
  • - надзор за текущей деятельностью субъектов страхового дела;
  • - контроль финансовой устойчивости страховщиков.

Для их реализации ФССН наделена широким кругом полномочий.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций Я мыслю - значит, я свободен Главный вопрос институциональной теории:
решите - это компания зарабатывает с вашей помощью
или, наоборот, это вы зарабатываете с помощью компании? Клиент всегда достается тому, кому он меньше всего нужен Самые нужные и самые важные вещи в жизни всегда достаются бесплатно It does not make sense to hire smart people and then tell them what to do. We hire smart people to tell us what to do.​ Steve Jobs Пока успех не наступил, можно извлечь пользу даже из его ожидания. В. П. Мудр не тот, кто знает многое. Мудр тот, кто знает нужное. Эсхил Ешьте еду как лекарство. В противном случае вам придется есть лекарство как еду. С. Джоббс Если вы просто хотите идти быстро, идите в одиночку. Но если вы хотите уйти далеко, идите вместе. С. Джоббс Школа бизнеса должна быть похожа на зубоврачебный кабинет: там должны лечить зубы, а не гнаться за научными рейтингами. Годин В. В. Из повторения рождается запоминание, запоминание позволяет сравнивать, сравнение развивает мышление, мышление рождает открытие нового. ОБ Из поражений рождается упорство - которое есть главный фактор успеха. ОБ Почему учиться нужно так долго?
- потому что мышление перестраивается очень медленно Есть три уровня равновесия - твоя семья, компания в которой ты работаешь,
и страна, в которой ты живешь. Начни с семьи Счастлив тот, кто счастлив дома Будь пунктуальным, потому что "поздно" почти никогда не бывает.
Чаще бывает - "уже не надо" Откладываешь на завтра? - Откладываешь навсегда Почему учиться нужно так долго? -
Потому что перестройка мышления быстро не происходит Источник доходов - это ваши знания, а не надежды на сложные финансовые инструменты. Сергей Швецов Страховать можно все что угодно, но не все, что попало.
А. Кандыбович Задача безопасника – не прятать крупу от крыс.
Задача безопасника – ловить крыс. Владимир Клеев Каждый человек - это мысль Бога.
Поэтому следуй своей судьбе, а не сопротивляйся ей Счастье - это заниматься математикой и при этом не думать,
как заработать себе на хлеб. Эндрю Ло Вылезая из кожи, помни! обратно влезть в нее будет невозможно. Каа Изменить нельзя две вещи: дату рождения и дату смерти.
Все остальное - в твоих руках. ОК Если вы окончили университет, и не можете руками расписать график погашения кредита или международного займа, то, возможно, вы просто подарили свои деньги университетам-мошенникам Если вы окончили университет, и не знаете ни одного языка программирования, то, возможно, вы просто подарили свои деньги университетам-мошенникам Если вы окончили университет, и не знаете, в чем разница между "классической теорией финансов" и "фундаментальными идеями" финансового бизнеса, то, возможно, вы просто подарили свои деньги университетам-мошенникам Кем бы вы ни были и где бы вы не работали, вам все равно придется искать новую работу. Готовьтесь к этому заранее. ОБ Построение теории - это создание онтологии возможного. А. Ш. Однажды ученик спросил у учителя:
- Долго ли ждать перемен к лучшему?
- Если ждать, то долго... - ответил учитель. За безопасность нужно платить. Не хотите платить - будете расплачиваться.
Владимир Клеев Сильный руководитель - это тот, кто знает тему и готов на себе ее тащить.
Владимир Клеев Страховое мошенничество есть там, где есть бесконтрольный доступ к деньгам. Отсутствие контроля за движением денег всегда чревато самыми тяжелыми последствиями. В. К. Те, кто не расширит свои компетенции сегодня -
рискует через 2-3 года остаться вообще без профессии Играет не тот, кто страхует, наоборот! - играет тот, кто не страхует.
Идельсон Едина химия - едино и частное право. В. Р. Идельсон Не гоняйся за счастьем - оно находится в тебе самом. Пифагор If we face a jobless future, maybe we just can"t imagine it? ОБ Do things that were previously unimaginable. You can. ОБ В науке и в творчестве невозможно работать ради денег или признания:
соловей поет не за деньги, а потому - что он соловей. ОБ Выслушивая своих учеников, будьте выше своего самолюбия.
Нет ничего более опасного и вредного для новой идеи,
чем ваша критика или осуждение. ОБ Математика – это единственный метод рассуждений и аргументации, основывающихся не на воспринимаемой очевидности,
а на абсолютно абстрактных умозрительных положениях, которым ничего не соответствует в действительности. ОБ Общаясь с персоналом, никогда
не проси, не приказывай, не угрожай. ОБ В переговорах избегай четыре провальные роли:
всезнайка, недооцененный, жертва обстоятельств и проситель. ОБ Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Учение Дона Хуана Если вам предлагают курс и обещают не заниматься "бесполезной теорией",
то подумайте - бывает ли настоящая теория бесполезной.
Теория - это всегда системный взгляд на картину мира,
а все остальное - просто детали. ОБ Высшая справедливость жизни заключается в том, что каждый в конце концов занимается тем, чем он и должен заниматься. Л. В. Нет никакой нужды, чтобы ждать, чтобы стать теми, кто мы есть на самом деле. Мы уже есть то, что мы есть. М.Л. Чтобы добраться до вершины холма, надо не скорость умножать на время, а упорство на предназначение. Улитка на склоне Глупец имеет огромное преимущество перед образованным человеком: он всегда доволен собой. Н. Демократия - это когда твое мнение не значит ровным счетом ничего. А.М. Никогда не надейся, что изменится кто-то другой.
Изменения нужно всегда начинать с себя Любая проблема решаема, если есть решимость ее решить. А. Кураев Ничто так не дисциплинирует мышление финансового специалиста, как курс бухгалтерского учета и налогообложения. ОБ Смерть неизбежна, но пока она не наступила, все можно изменить.
Леонид Каюм Люди всегда обвиняют других в том, в чем виноваты сами. ОБ Нельзя не принимать управленческих решений.
Если медлишь - значит теряешь. ОБ Высшее образование дает нам возможность заработать на хлеб,
а самообразование - на все остальное. Люди не любят учиться, потому что интуитивно понимают,
что они просто не в состоянии осилить этот труд. ОБ Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает. О. Хайям Не обязательно побеждать в споре:
обе стороны имеют право на заблуждение. ОБ Люди, живущие мечтой, с улыбкой относятся к мелким неприятностям. ОБ Invest your time before you invest your money.
Test your strategy before you risk your money Все, что важно, не бывает срочно. Все, что срочно - только суета. Сян-Цзы Очень часто жизнь заставляет нас играть не только без козырей, но и вообще без карт. ОБ Только смерть есть онтологическая однозначность.
С этого пункта начинается гносеологическая теория вероятностей. ОБ Тот, в чьей жизни не происходит изменений - погибает от отсутствия изменений. Бодрийяр Понимать - мало. Нужно научиться уметь. ОБ Если человек перестал учиться - то он поставил на себе крест. О.Б. Не индульгируй. Д.Х. Не рискуй. Если рискуешь - то просто не хочешь оценить последствия. ОБ Every sale has five basic obstacles:
no need, no money, no hurry, no desire, no trust Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна.
Альберт Эйнштейн У человека есть два бесценных ресурса - здоровье и образование.
Оба подвержены неумолимому старению, которому можно и нужно сопротивляться. ОБ Стремись быть лучшим. Станешь конкурентоспособным. ОБ Научить ничему нельзя. Но можно помочь научиться. ОБ Неудача не преступление; преступно ставить перед собой цели ниже своих возможностей. Д. Лоуэлл Вероятно, ваш начальник имеет право вас учить, но вряд ли он имеет право вас поучать. Ден Кеннеди Если бы можно было бы научиться чему-либо без преподавателя,
то такой профессии бы не существовало. ОБ Выбирая наиболее безопасный путь – вы выбираете путь упущенных возможностей Никогда не позволяйте своим подчиненным навязывать вам свои правила игры. Дэн Кеннеди Ценообразование в кризис: мало - это все равно больше, чем ничего. МП Собравшись выйти из дома, спроси себя - зачем?
Вернувшись домой, спроси себя - с чем? "Век живи, век учись" устарело. Сейчас актуально - учись постоянно. ОБ Если мы так мало знаем о жизни, что мы можем знать о смерти?
Конфуций First they ignore you, then they laugh at you, then they fight you, then you win. Mohandas Ghandhi Никогда не замечаешь того, что сделано: видишь только то, что еще осталось сделать. М. Склодовская-Кюри Потери - начало умножения. Множественность - начало потерь.
Лао-цзы Необходимость является последним
и самым мощным побудительным фактором. Тит Ливий Сама уверенность в силах таит в себе силу. К. Боуви Кто свободен от предрассудков, должен быть готов к тому, что его не поймут. Лион Фейхтвангер Желающий учить того, кто высокого мнения о своих познаниях -
попусту тратит время. Демокрит Преподаватели – не более чем кузнецы, кующие плуги. После них многое еще должно быть сделано, чтобы получился хлеб Исходная причина риска - незнание. Демокрит Судьба слепа, но не злонамеренна То, что я понял - прекрасно. Из этого я заключаю, что и остальное, что мне только предстоит понять - тоже прекрасно. Сократ Большинство людей счастливы настолько, насколько они позволили себе быть счастливыми. А. Линкольн Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия – если замкнуться в своей специальности, и неосновательности – если выйти из нее. Гете И. В. Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности. Антисфен Я обращаю мало внимания на критиков. В мире есть два вида людей: те, кто может, и те, кто критикует. Р. Рейган The whole problem with the world is that fools and fanatics are always so certain of themselves, but wiser people so full of doubts. B. Russel В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов, но только не себя самих. Платон Твердость убеждений - чаще инерция мысли, чем последовательность мышления. В. Ключевский Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. Аристотель If you can"t explain it to a six year old, you don"t understand it yourself.
Albert Einstein В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся. Цицерон Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Маргарет Фуллер Ошибаются те, кто во времена благополучия думают,
что навсегда избавились от невзгод. Цицерон.
Ошибаются те, кто во времена невзгод думают, что это навсегда.
Перефразируя Цицерона Человек идет к знанию так же, как он идет на войну - полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Карлос Кастанеда Больший позор - потерять приобретенное, чем совсем не быть приобретшим. Крисп Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину. Леонардо да Винчи Когда стрела не попадает в цель, стреляющий винит в этом себя, а не стрелу. Конфуций Будь осторожен. Даже находясь в безопасности. Тит Ливий Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели. Готхольд Лессинг Люди всегда обвиняют других в том, в чем виноваты сами. ОБ Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен преодолевать страх, еще не выучил свой первый урок в жизни. Ральф Эмерсон Если чего-либо нельзя избежать, то и это можно предусмотреть. Сенека Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. Франсуа де Ларошфуко Не бывает великих дел без великих препятствий. Элеонора Рузвельт Поздно быть бережливым, когда все потеряно. Сенека Помните всегда: никто не может заставить вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия. Элеонора Рузвельт Сделайся необходимым для мира – и человечество будет давать тебе хлеб. Ральф Эмерсон Переучить человека труд более тяжелый, чем научить заново. Квинтилиан Пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни - это не бизнес, а жизнь. Б.Форбс Don"t forget until too late that the business of life is not business but living. B.Forbes Тот, кто в споре прибегает к авторитетам, использует не свой ум,
а только свою память. Леонардо да Винчи Anyone who conducts an argument by appealing to authority is not using his intelligence; he is just using his memory. Leonardo da Vinci Постоянные усилия, а не сила или ум, – вот ключ к раскрытию вашего потенциала. Уинстон Черчилль Continuous effort – not strength or intelligence – is the key to unlocking your potential. Winston Churchill Кто не умеет улыбаться, тот не должен заниматься торговлей.
Китайская пословица Есть три ошибки в общении людей:
первая – это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая – не говорить когда это нужно; третья – говорить,
не наблюдая за вашим слушателем. Конфуций Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению. Бернард Шоу Let death be daily before your eyes, and you will never entertain any abject thought, nor too eagerly covet anything. Твои мысли это и есть твоя жизнь. Марк Аврелий Three grand essentials to happiness in this life are
something to do, something to love, and something to hope for. Многие люди полагают, что они думают, в то время как они просто пересматривают свои предрассудки. Уильям Джеймс Never follow the crowd. Каким бы ни был проект, начинайте его воплощать сегодня. Джим Рон A true teacher defends his students against his own personal influences Не надо говорить: "Мы делаем все, что можем". Надо просто сделать то, что сейчас необходимо. У.Ч. Суждение не перестает быть истиной от того, что оно многими не признано. Бенедикт Спиноза Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть. Леонардо да Винчи Если вы измеряете успех мерой похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной. Лао-Цзы Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. Бенджамин Франклин Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи. Стив Джоббс Встретив человека редкостного интеллекта, спросите у него, какие книги он читает. Ральф Эмерсон If we find a man of rare intellect, we should ask him what books he reads.
Ralph Emerson Хочешь изобрести новое - подвергай постоянной ревизии старое. Развитие - в опровержении действующей парадигмы В настоящее время любое гуманитарное образование должно иметь ясную практическую направленность Если хочешь в чем-либо разобраться - напиши статью,
освоить науку - напиши книгу В страховой профессии остаются только те, кто проходит самый жесткий отбор через необходимость постоянно учиться В страховую компанию нельзя принимать на работу специалиста без диплома о страховом образовании. ОБ Смысл любого обучения - вместе с учеником сделать то,
чего тот ранее не умел делать. Образование - мериторное благо. Никто не хочет за него платить, но всем нравится, когда оно есть. ОБ Если персонал не заставлять учиться, то он постепенно тупеет и разбухает от самомнения. А наука тем временем идет вперед. ОБ

Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия – если замкнуться в своей специальности, и неосновательности – если выйти из нее. Гете И. В.