Готовимся к олимпиаде. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления


IV. Какие пространственные значения русского предлога ЧЕРЕЗ вам известны? Приведите по одному примеру на каждый случай. (4 балла)

Ответ:

Движение сквозь какое-либо пространство (прошел через кусты). Преодоление какого-либо препятствия (перепрыгнул через кусты)

V. Вспомните характеристику Зарецкого, секунданта Ленского, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

В дуэлях классик и педант

Любил методу он из чувства,

И человека растянуть

Он позволял - не как-нибудь,

Но в строгих правилах искусства,

По всем преданьям старины...

Кого и какие преданья имел в виду поэт в своих реминисценциях, то есть содержащихся в тексте неявных, косвенных отсылок к другому известному тексту (произведению), напоминаний о другом произведении, факте духовной культуры?

(2 балла)

Ответ:

Реминисценция основана на фразеологизме прокрустово ложе.

VI . Разберите по членам выделенное предложение . 1. Современный физик – многосторонний ученый. Физика интересует математика . 2. Сегодня физика нужна всем. Физика интересует математика . Нужна она даже гуманитарию…

С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка вам пришлось столкнуться, разбирая данное предложение? (3 балла)

Ответ:

Семантически обусловленный синтаксис. Многозначность высказывания связана с явлением морфологической омонимии (совпадение форм) и относительно свободным порядком слов в предложении. Разбор предложения в данном случае зависит от контекста. 1. Физика – подлежащее, математика – дополнение. 2. Математика – подлежащее, физика – дополнение.

VII. Каково происхождение и функционирование фонемы [o] в словах сон и слон ?

(2 балла)

Ответ:

Cлон – слона – слону – гласная полного образования.

Сон – сна – сну – бывший редуцированный еръ ныне «беглая».

VIII . 1979 год. Кинофестиваль в Неаполе, демонстрируется фильм В. Шукшина «Печки-лавочки». Организатор и директор международных неаполитанских Дней кино Луиджи Ронди, обращаясь к советской делегации, говорит: «Шукшинская ретроспектива вызвала огромный интерес. Италия открывает для себя удивительно русского художника. Герой фильма несколько раз употребляет выражение «печки-лавочки», например: «Вышел на бережок, посидел, отдохнул – вот вам и печки-лавочки», «Снова начались печки-лавочки», «Будешь где-нибудь вместо отдыха печки-лавочки делать».

Как точно перевести это русское выражение – печки-лавочки?»

Попробуйте объяснить итальянцам, что такое «печки-лавочки» (7 баллов)

Ответ:

В словарях – «близкое, короткое знакомство с кем-либо». Это – прямое значение, однако значение этого фразеологического символа гораздо глубже. Печка и лавочка – это фразеологические символы домашнего очага у русских: они – основы крестьянской избы. Русская печь – средоточие всей избы, а потому и символ дома, домашнего уюта, покоя. Печь – символ уважения к старшим, символ гостеприимства (например: кто сидел на печи, тот не гость, а свой). Печь - символ благосостояния. Лавки в доме расценивались также как мерило благосостояния семьи. Печки-лавочки – это образное фразеологическое выражение, отражающее повседневную жизнь человека, когда домашние разделяют и пищу, и ночлег, и радости, и беды. Но лавка – это и смертный одр в крестьянской избе. Жизнь, тепло, свет – от печки, лавка – завершение жизни. Оборот печки-лавочки означает жизнь, жизнь от рождения до смерти, все великое и малое, что сопровождает человека в жизни.

IX . Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции (7 баллов)

Ответ:

С Аней – [с-ан̓̓ий], с Сережей – [с̓-с̓ир̓ожый], с Дашей – [з-дашый], с Димой – [з̓-д̓имай], с Жорой – [ж-жорай], с Шарлоттой – [ш-шарлотай], с Чарли – [ш̓-ч̓арл̓и].*

* Прежде всего, учитывается правильность транскрипционной записи предлога. При этом допустимы варианты при передаче его звучания: как изолированного звука или как звука в составе фонетического слова. Например: [с-ан ̓̓ ий] и [с ан ̓̓ ий].

X. Являются ли данные в парах фразеологизмы синонимичными?

Аргументируйте свой ответ (3 балла)

Со дня на день – изо дня в день

С минуту на минуту – минута в минуту

Ответ:

Со дня на день – в ближайшее время, очень скоро. Изо дня в день – ежедневно, постоянно.

С минуту на минуту – в самое ближайшее время. Минута в минуту – точно в установленное время

XI. Значение каких слов определено неверно? (1 балл)

Коллегиальный – осуществляемый группой лиц

Пресловутый – популярный, заслуживающий положительной оценки

Резюмировать – кратко обобщить

Комфорт – бытовые удобства; то, что создает удобства

Филиал – часть какого-то предприятия, учреждения

Триллион – целое число

Стажер – лицо, проходящее испытательный срок

Сувенир – подарок ко дню рождения

Ответ:

Пресловутый, сувенир

XII. Расставить ударение в словах (11 баллов)

Торты, положить, при нял, включена, баловать, красивее, мизерный, обеспечение, феномен, договор, сироты, плесневеть, приняла, обзвонит, откашлянуть, попотчевать, черпать, хвоя, любящий

Ответ:

То рты, положи ть, при нял, включена , балова ть, краси вее, ми зе рный, обеспе чение, фено ме н, до гово р, сиро ты, пле сневеть, приняла , обзвони т, отка шлянуть, попо тчевать, че рпать, хво я, лю бящий

XIII. Укажите предложения без грамматических ошибок (3 балла)

А. После чтения хорошей книги мы становимся не только богаче душой, но и умнее и благороднее.

Б. В рассказе Горького «Старуха Изергиль» представлена исключительная личность.

В. В своих произведениях драматург поставил ряд вопросов, волнующие его.

Г. Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.

Д. В деревне Ольховке было три десятка домов.

Е. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

Ж. Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили подарки.

Ответ: А, Д, Ж

XIV. Расставьте знаки препинания в следующем предложении (8 баллов)

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)

Ответ:

Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его.

XV . Исследовательское задание (12 баллов)

Проанализировав приведенную ниже подборку слов, выскажите гипотезу о принципе объединения данных слов в группу. Расширьте приведенный ряд слов. Объясните, зачем выделяются подобные группы слов.

…Беловодье, берегиня, береза, бирюза, ведьма, Велес, ветры, вода, волхвы, Гамаюн, гарцуки, Добрыня Никитич…

Ответ:

Приведенные слова связаны с русским фольклором. В данной выборке встретились слова, называющие реалии жизни славян берегиня, береза, бирюза, ветры, вода ; фольклорные имена собственные Беловодье, Гамаюн, Добрыня Никитич, Велес ; названия фольклорных героев берегиня, ведьма, гарцуки.

Эти слова можно встретить в словарях и др. работах, посвященных русскому фольклору, в книгах с русскими народными песнями, былинами, пословицами, загадками и пр.

Выделение таких слов в отдельную группу позволяет очертить круг имен, реалий и даже действий, значимых для наших предков. Такие группы слов полезны при изучении фольклора, для знакомства с историей нашей родины, расширяют кругозор, питают фантазию.

Эту особую группу слов можно найти, например, в словаре

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.

Оттуда значения слов (в ответ не предполагаются):

Беловодье – сказочная страна, воплощение мечтаний народных о стране всеобщего богатства и счастья, где текут молочные реки и лежат кисельные берега.

Берегиня – по архаическим представлениям наших предков, великая богиня, породившая все сущее.

Береза – ритуальное дерево. Например, накануне дня Иваны Купалы березовые ветки втыкают над дверьми хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевают березовые веники для надежной защиты от ведьм.

Бирюза – оберегающий камень, кто носит этот камень, того никогда не убьют, прибавляет радости.

Ведьма (ворожея) - это старинное наименование злых колдуний происходит от древнего слова «ведать», т.е. «знать».

Велес (Волос) – славянский скотий бог, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости.

Ветры - олицетворялись как самобытные существа, божества.

Вода – стихия, признаваемая матушкой, царицей, имеющая божественное происхождение, играет огромную роль в фольклоре.

Волхвы – гадатели, пророки, предсказатели, ведающие прошлое, настоящее и будущее.

Гамаюн – вещая птица, посланница славянских богов, их глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Гарцуки – по древнему белорусскому поверью, это духи, обитающие в городах, подвластные Перуну. Они обращаются в хищных птиц и быстрыми взмахами крыльев порождают бури и ураганы.

Добрыня Никитич – богатырь-змееборец в русских былинах.

Дополнить группу можно словами:

домовой, кукушка, леший, масленица, небо, Перун, радуга, стожар и пр.

Презентация:

2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Моделирование используется в случаях, когда объект слишком велик или слишком мал, процесс протекает очень быстро или очень медленно, исследование объекта может быть опасным для окружающих и так далее.

3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:
а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

Примеры:
а - Объект: Автомобиль, модели: парковочное место, рисунок, дорожный знак, машинка на радиоуправлении.
б - Модель: Схема, объекты: схема метро, схема здания, радиосхемы

4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.

Натурные модели: игрушка, манекен, фотография и т.д.
Информационные модели: таблица, график, формула и т.д.

5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

а - макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс.
б - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
в - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
г - фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе.
д - расписание движения поездов.

6. Приведите пример информационной модели

а - парень, рост 173 см, карие глаза, брюнет.
б - высокий парень, русый, атлетического телосложения, ловкий, быстрый.
в - добрый, пушистый, постоянно мяукает.
г - 3 этаж, просторная 3-ёх комнатная квартира.
д - твердая обложка
е - CD-R диск с ёмкостью 700 Мб, записана рок музыка.
ж - Российский город, многонациональный, находится в Нижегородской области.

7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

Построение инф.модели начинается с анализа условия задачи. После анализа определяется объект и цель моделирования. После выделяются существенные признаки модели и в конце формализация.
Формализация - это замена реального объекта его формальным описанием, то есть его информационной моделью.

8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

Схема - схема метро, дорожная карта и т. д.
Таблица - классный журнал, прайс-лист продукции и т. д.
Иерархическая модель - классификация видов животных, расположение книг в библиотеке и т. д.

Задания для школьного этапа олимпиады

По русскому языку

(9 класс)

О.Б.Кочетова,

Учитель русского языка и литературы

  1. Раскройте скобки. Объясните лексическое значение выделенных слов

О(к,кк)упация, криста(л,лл)ический, гри(м,мм)а(с,сс)а, гу(м,мм)анизм, ма(с,сс)он, ко(л,лл)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(л,лл)яция , ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(с,сс)овки, а(н,нн)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, ра(с,сс)а, це(л,лл)офан, компроми(с,сс)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

  1. Какие функции выполняет в русском языке тире ? Приведите по одному примеру на каждый случай употребления этого знака.
  1. Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

В кон ц е кон ц ов оте ц не стал на нас серди тьс я.

Бодливой корове Бо г ро г не даёт.

А.М.Горький долго ж и л в И талии.

  1. С какой падежной формой имени существительного употребляются данные глагольные формы?

Преисполнен (решимостью, решимости); исполнен (почтением, почтения); жертвовать (деньги, деньгами).

5. Укажите значение данных устойчивых сочетаний и приведите к ним как можно больше синонимичных фразеологизмов.

Не оставить камня на камне, отдать Богу душу, во все лопатки.

  1. Выпишите слова, образованные приставочным способом. Какие из данных слов являются непроизводными в современном языке?

Сопереживать, созвездие, соревнование, совладелец, сотрудник, согнать, сорежиссёр, созвучный, соавтор, сорвать, соцветие, соратник, сокурсник

  1. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

Частное от деления 348 726 на 19 равно 18 354,05.

При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.

  1. Какое значение имеют выделенные в данных предложениях слова и к какой части речи их следует отнести?

Я никакой музыкант в некотором смысле и играю дома потихоньку, когда бываю совсем один. (К.Станиславский)

Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий. (А.Грибоедов)

Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает. (И.Тургенев)

  1. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);

Б. …- морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

В….- великий русский языковед-славист, историк языка, основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925,1927);

Д…- выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.Ожеговым словарь- справочник «русское литературное произношение»

  1. В каждой из приведённых групп три языка из четырёх являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

А. грузинский, осетинский, иранский, таджикский

Б. эстонский, латышский, финский венгерский

В. Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский

Г.французский, немецкий, молдавский, португальский.

Д. украинский, литовский, польский, болгарский.

11. Напишите сочинение-рассуждение (объёмом не более 1 стр) на тему: За что я люблю (не люблю) осень.

Ответы к заданиям

школьного этапа олимпиады

По русскому языку (9 класс)

  1. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация , раса, целлофан, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

Апелляция- обращение за поддержкой, обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию.

Аннотация – краткая характеристика содержания произведения или рукописи.

Имитация- подражание кому-либо, воспроизведение. Подделка.

(по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и по 1 баллу за объяснение лексического значения выделенного слова)

  1. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

После однородных членов предложения перед обобщающим словом;

В бессоюзном сложном предложении;

В сложносочинённом предложении для обозначения резкого перехода к другой мысли или резкого противопоставления;

В неполных предложениях;

Для отделения (выделения) обособленных приложений;

Для выделения вводных и вставных конструкций;

В начале реплик, даваемых с абзаца;

Между репликами в диалоге, даваемом без абзаца;

В качестве дополнительного знака в СПП после группы придаточных, в периоде 9кто виноват из них, кто прав,- судить не нам);

Между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных (груз весом в 5-10 тонн)

(по 1 баллу за каждый случай и по 1 баллу за пример)

  1. В словах – в конце концов, сердиться [ц], в слове отец- [дз]

В слове Бог – [х], в слове рог – [к] или [х]

В словах жить и в Италии – [ы]

(по 1 баллу за каждый ответ)

4. Преисполнен решимости; исполнен почтения; жертвовать деньги и деньгами.

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Не оставить камня на камне – уничтожить (разнести в щепки, стереть в мелкий порошок, превратить в прах, стереть с лица земли, разорвать на мелкие кусочки)

Отдать Богу душу- умереть (уйти в мир иной, испустить дух, дать дуба, отдать концы и т.д)

Во все лопатки- быстро (во весь дух, что есть духу, сломя голову и т.д)

(по 1 баллу за определение значения и по 0,5 за каждый пример)

  1. Сопереживать, совладелец, согнать, сорежиссёр, соавтор, сорвать.

Непроизводные – соратник, созвучный

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7. Частное от деления трёхсот сорока восьми тысяч семисот двадцати шести на девятнадцать равно восемнадцати тысячам трёмстам пятидесяти четырем целым, пяти сотым.

При сложении четырехсот девяноста девяти тысяч ста двадцати одного с двумя тысячами семьюстами шестьюдесятью восьмью (восемью) получится пятьсот одна тысяча восемьсот восемьдесят девять.

(по 0,5 балла за каждое числительное)

  1. никакой- плохой, качественное прилагательное; ваш-угодный, близкий вам, прилагательное; человек- кто-то, неопределенной местоимение

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. А- М.Ломоносов, Б-В.Даль, В- А.Шахматов, Г-Д.Ушаков, Д- Р.Аванесов

(по 1 баллу за каждого ученого)

10. А. грузинский

Б. латышский

В. армянский

Г. немецкий

Д.литовский

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11. 10 баллов за сочинение- рассуждение


Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Меры пресечения; личное поручительство; залог; домашний арест; подписка о невыезде и надлежащем поведении.

3

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к достигаемому социальному статусу.

1) муж; 2) сестра; 3) врач; 4) студент; 5) продавец; 6) якут.

4

Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Восприятие является формой рационального познания.

2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3. Одним из критериев истины выступает практика.

4. Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5. Одной из форм чувственного познания является представление.

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.

2. Происходит становление сословной социальной структуры.

3. Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4. Преобладает натуральный обмен (бартер).

5. Произошла механизация производства.

6. Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

7

Выберите верные суждения о сбережениях потребителя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Росту сбережений потребителей способствует увеличение его доходов.

2. Увеличить сбережения помогает отсутствие дефицита товаров.

4. Росту сбережений способствует увеличение подоходного налога.

5. К росту сбережений приводит рост потребительских расходов.

8

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Фирма Y оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на приобретение моющих средств

2. арендная плата за офис фирмы

3. издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5. издержки на выплату сдельной заработной платы работников

6. оплата электроэнергии

10

На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2. снижение цен на популярные модели телефонов

3. утверждение плоской шкалы налогообложения

4. рост покупательной способности населения

5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?

1. При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2. На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).

3. В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4. Члены политической партии на собраниях используют символику данного объединения.

5. Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

12

В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

13

Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.

2. При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу.

3. Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.

4. К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.

5. Один из принципов демократии - политический плюрализм.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия

15

В стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы происходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

17

В семье Фадеевых муж работает, а жена ведёт домашнее хозяйство. Какие из перечисленных объектов относятся к личной собственности каждого из супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Полученный женой в подарок от родителей автомобиль.

2. Зарплата, ежемесячно получаемая мужем.

3. Однокомнатная квартира, полученная женой в наследство от первого мужа.

4. Дачный участок, купленный мужем за полгода до вступления в брак.

5. Гараж, купленный супругами в период брака.

6. Прибыль гостиничного комплекса, принадлежащего супругам.

18

Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

1. несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию

2. имеет ребёнка и воспитывает его без матери

3. имеет предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень

4. является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан

5. является представителем одного из малых народов и ведет традиционный образ жизни

19

Выберите верные суждения о правах детей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Согласно закону, к основным правам ребенка относится, прежде всего, право жить и воспитываться в семье.

2. Ребенком закон признает лицо, не достигшее совершеннолетия.

3. С четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы.

4. Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет разрешено совершать сделки с письмен​ного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

5. С 16 лет ребенок, согласно закону, может самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место _______ (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______ (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и _______ (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______ (Г) философии. В качестве _______ (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______ (Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. предметы

2. субъект

3. социальная группа

4. жизненные позиции

5. человек

6. рассудок

7. способности

8. представления

9. основной вопрос

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

Показать ответ

В ответе должны быть указаны следующие обстоятельства:

Лицо не предвидело возможностей наступления общественно опасных последствий своих действий;

Лицо не могло предотвратить эти последствия в силу своих психофизиологических качеств.

Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть:

1) определены общие условия уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом;

2) указан возраст наступления уголовной ответственности: 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

Показать ответ

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) названы две формы вины:

Неосторожность;

2) приведены примеры, конкретизирующие каждую из этих форм, например:

Изготовление и сбыт поддельных документов;

Нарушение условий хранения картин в музее, приведшее к порче ценных полотен.

Могут быть приведены другие примеры.

Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие доводы:

1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой "платой" за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

Могут быть приведены другие доводы.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: чувственное познание - это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление». (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о формах чувственного познания)

3) одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: «Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об одной из форм чувственного познания)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака семьи партнёрского (демократического) типа.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие признаки , допустим:

1) отсутствие чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей (например, в семье К. муж и жена работают и сообща выполняют домашние обязанности);

2) совместное обсуждение семейного бюджета (например, члены семьи Л. раз в месяц совместно обсуждают предстоящие покупки и распределяют семейный бюджет);

3) учёт мнения детей при решении семейных вопросов (например, в семье Н. решение о том, как провести зимние каникулы, принимается с учётом мнения детей).

Могут быть приведены другие уместные примеры, проиллюстрированы другие признаки

В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

1. Наука и образование как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

1) функции образования в современном обществе

2) развитие науки как фактор общественного прогресса

3) государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

1) подготовка научных кадров в высшей школе

2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого

4. Воздействие науки на образование

1) изучение основ науки в рамках школьных предметов

2) превращение университетов в научные центры

5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

Возможные другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1 Философия «Единственная глобальная культура - культура того, как нужно делиться своими культурными ценностями» (М. Кастельс)

29.2 Экономика «Если вы видите цену, то она автоматически оказывает на вас влияние» (У. Баффетт).

29.3 Социология, социальная психология «Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее» (Ф. Достоевский).

29.4 Политология «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» (У. Черчилль)

29.5 Правоведение «Права влекут за собой обязанности» (Юридическое изречение)

Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого по¬падает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим)... В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

(И.В, Ершова)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны две гарантии:

Возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства;

Возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

2) приведены примеры реализации каждой из них на практике, например:

ООО "Дом" обратилось в арбитражный суд с претензией к МУП "Водоканал" по поводу нарушения договорных обязательств;

Индивидуальные предприниматели Николай Р и Алексей И. решили создать полное товарищество, для чего подписали Учредительный договор, куда занесли сведения составе и размере складочного капитала, после чего прошли государственную регистрацию;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности