Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Межотраслевые комплексы
1. Хозяйственное значение
2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов
Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.
3. Основные проблемы
Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.
В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.
Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.
Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.
4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов
Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.
Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
нарушение технологических связей;
простои многих предприятий;
низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.
практическая работа , добавлен 10.05.2008
Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.
контрольная работа , добавлен 25.04.2015
Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.
реферат , добавлен 18.04.2010
Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.
курсовая работа , добавлен 03.07.2011
Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.
курсовая работа , добавлен 15.11.2013
Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.
шпаргалка , добавлен 22.04.2010
Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.
презентация , добавлен 24.03.2012
Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.
курсовая работа , добавлен 31.12.2013
Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.
реферат , добавлен 13.11.2010
Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.
Межотраслевые комплексы: их роль в развитии экономики страны
Экономика нашей страны – многосложный динамичный общественный организм, планомерно охватывающий процесс совместного труда и присвоения создаваемых благ ради роста благосостояния и всестороннего развития каждого человека. Динамичное и сбалансированное развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса сопровождается совершенствованием территориальной организации производства, усложнением его отраслевой структуры, возникновением новых задач в области управления экономикой страны и входящих в нее субъектов.
В функциональном смысле экономику можно представить как сложную систему, в виде взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы - это силы и средства, участвующие в общественном производстве (люди и средства).
Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ.
Они представляют сложную систему, включающую производственно-технические и социально экономические отношения.
Первое - это отношения по поводу совместного труда участников процесса производства (основа их - разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, цехов и определяют необходимость налаживания между ними производственных связей).
Второе - это отношения между людьми, обусловленные характером и формой общественного присвоения средств производства, и отношениями к собственности.
По составу производительные силы - это система, включающая совокупность способностей трудящихся с их богатым производственным опытом коллективной работы и совокупность потребительной стоимости средств (прежде всего машин), интегрированных в отраслевые и иные подсистемы в рамках страны. Производственные отношения, как в процессе производства, так и при распределении, обмене и потреблении являются социальной двигательной и организующей силой развития всей экономики.
Развитие производительных сил является главным фактором общественного разделения труда и формирования отраслей и крупных отраслевых групп. Экономика страны имеет много структур. Это обусловлено многообразием процесса производства, присвоением производственных благ, общим его прогрессом. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними. Внедрение в широких масштабах достижений науки и техники в производство ведет к изменениям структуры: возникают и ускоренно развиваются новые виды производства, которые обособляются в отдельные подотрасли и отрасли. Вместе с тем происходит устаревание ранее производимой продукции и некоторые традиционные отрасли и подотрасли теряют свое значение.
Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в экономике страны составляющих его комплексов, определением путей более эффективного функционирования, а следовательно, и оптимизации структур. Организационная структура экономики характеризует соподчиненность и взаимосвязь между различными звеньями общественного производства как по вертикали, так и по горизонтали. В настоящее время эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.
Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны (производственного комплекса и непроизводственной сферы) можно представить в следующем виде:
отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.);
функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, аграрно-промышленный, строительный и др.);
региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории);
территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации;
промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории);
социально-производственные комплексы (сельский район, город).
Комплексность, т.е. единение растущего многообразия, - следствие качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Анализ показывает нарастание черт комплексности у всех составляющих экономики. Так, общественные производительные силы, субъективные и объективные их стороны выступают ныне в основном как единые народнохозяйственные организмы.
Вместе с тем комплексность экономики как народнохозяйственного целого сложилась на современной ступени развития лишь в главном, и это начальная ступень нового качества. Так, велики ведомственные перегородки в экономической системе, неоправданны многие пропорции. Сегодня нельзя говорить о полном соответствии между звеньями экономики. К примеру, между возможностями науки и степенью их использования, потенциалом рабочей силы, основных фондов и эффективностью их функционирования. В целом многие формы общественно-экономических отношений до настоящего времени отстают от уровня развития производительных сил. Значительно несоответствие между спросом и предложением, наличием денег у населения и товарной массы в магазинах. Существенно отстала от потребностей развития социальная сфера. Эти и другие недостатки подчеркивают потребность существенно качественного развития единого народнохозяйственного комплекса.
В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы:
топливно-энергетический;
металлургический;
машиностроительный;
химико-лесной;
продовольственный комплекс (агропромышленный и рыбохозяйственный);
социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей экономики страны в топливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощного топливно-энергетического комплекса Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах.
Значимость ТЭК для экономики страны и жизни российского общества определяется тем, что его доля в суммарном промышленном производстве достигает более одной четверти. В 90-х годах 20-го века налоговые поступления от структур ТЭК составляли 50-60% суммарного сбора налогов, а доля экспорта продукции ТЭК - около 50% от экспортного потенциала страны. Топливно-энергетическая сфера является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности общества, его социально-экономического благополучия, интеграции интересов различных регионов.
В начале XXI-века важными направлениями развития топливно-энергетического комплекса на среднесрочную перспективу определялись:
увеличение доли газа в суммарном производстве и потреблении энергоресурсов, углубление переработки нефти при увеличении производства высококачественных светлых нефтепродуктов, преодоление спада и умеренный рост добычи нефти;
стабилизация и постепенное наращивание добычи угля (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования, развития углеобогащения и комплексной переработки углей;
дальнейшее экономически и экологически целесообразное использование атомной и гидроэнергии;
обновление физически изношенного и морально устаревшего энергетического оборудования с приоритетным внедрением газовых турбин и парогазовых установок; опережающий рост электрификации и газификации коммунально-бытовой сферы и села при общей стабилизации потребления первичных энергоресурсов и сокращении использования топлива и энергии в энергоемких отраслях промышленности;
активное использование «газовой паузы» для технологической реконструкции всех отраслей топливно-энергетического комплекса, интенсификации освоения местных энергоресурсов (гидроэнергии, торфа, отходов лесного производства, малых месторождений угля, газа, нефти и др.), а также ускорение освоения нетрадиционных, в первую очередь возобновляемых и вторичных ресурсов (ветровой, солнечной и геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза, тепла отходящих газов и т. д.), особенно в районах с децентрализованными потребителями.
Металлургический комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Металлургический комплекс включает в себя девять подотраслевых подсистем: железнорудную или рудную в целом, включая добычу и подготовку марганцового и хромированного сырья; нерудную, в том числе основную металлургическую; трубную; метизную; ферросплавную; огнеупорную; коксохимическую; вторичных металлов.
Основная металлургическая подотрасль включает последовательные переделы: доменный, сталеплавильный, прокатный, производство изделий из готового проката. Ведущий, наиболее сложный металлургический передел - прокатный - обычно включает три производства: обжимно-заготовочное, производство труб и поковок из слитков и производство готового проката (сортопрокатное, листопрокатное и специальное).
Производство трубной, метизной, ферросплавной, огнеупорной подотраслей также включает несколько переделов.
Металлургический комплекс имеет ряд особенностей, к числу которых относятся: высокая капиталоемкость комплекса, длительный срок функционирования объектов черной металлургии, тесные технологические связи внутри комплекса.
Развитие металлургической промышленности России предопределяет не только экономическую, но и реальную политическую независимость страны, ее индустриальный и оборонный потенциал.
Вполне обоснованно на первое место в развитии экономики может быть поставлен машиностроительный комплекс .Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более одной трети общего объема промышленной продукции: в Японии - 50%, в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Франции - 38, в Великобритании - 36%. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства, органически связанных в единый процесс воспроизводства орудий труда, и является наиболее многопрофильным сектором индустрии. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телеком-муникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно разделяют на группы:
инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения;
электротехника, приборостроение, станкостроение - наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
автомобильная промышленность , продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, организаций и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);
другие подотрасли машиностроения.
В 2000 г. структура выпуска продукции перечисленных групп выглядела следующим образом (в процентах): инвестиционное машиностроение - 16,4%, наукоемкое машиностроение - 13,6%, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности - 6,1%, автомобилестроение -30,4%, другие подотрасли машиностроение - 33,5%.
Основными задачами машиностроительного комплекса являются:
полное обеспечение экономики страны прогрессивным оборудованием;
резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире;
быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих;
подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Актуальны также: углубленные специализация и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.
Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса в начале XXI-го века должно было быть:
развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;
формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;
увеличение темпов обновления и ввода новых основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;
создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.
Не менее важно предполагалось наладить постоянно действующий механизм обновления продукции, повышения ее потребительских свойств, вовлечение в производство разработок НИОКР. Именно с этой целью было создано в рассматриваемый период Министерство промышленности, науки и технологий, призванное на основе научных достижений и новых технологий сформировать промышленную политику и реализовывать ее в рамках предоставленных полномочий.
Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей, органически связанных с выполнением общей цели, которая заключается в полном удовлетворении потребностей экономики страны в соответствующей продукции. Химико-лесной комплекс отличается наличием многообразных внутри- и межотраслевых связей, большим влиянием научно-технического прогресса на изменения в отраслевой структуре комплекса.
В промышленности минеральных удобрений очень актуальны сейчас рост выпуска эффективных видов удобрений и переработка отходов производства фосфорных и сложных удобрений, выпуск экологически безопасных средств защиты растений. В нефтехимии перспективным направлением развития является расширение ассортимента выпускаемых видов синтетических тканей и волокон, автошин при обязательном выводе из эксплуатации экологически вредных, энергоемких производств. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству, но более дешевых лекарственных средств при увеличении доли жизненно необходимых медикаментов в общем объеме их выпуска.
Довольно перспективными производствами являются выпуск полиэтилена, смолы ПВХ, полипропилена, каустической и кальцинированной соды, карбамида, метанола, синтетического каучука.
В лесозаготовительной промышленности наиболее перспективно развитие заготовок древесины по соответствующей лесоводственным требованиям хлыстовой технологии в основных лесосырьевых районах с максимальным вовлечением в эксплуатацию всех ресурсов, а также рост производств на основе химической и химико-механической переработки древесины в местах основных лесов.
В деревообрабатывающей промышленности рост эффективности связан с переходом на производство пилопродукции повышенной заводской готовности и качества с защитной обработкой, экологически чистой и долговечной. В целлюлозно-бумажной промышленност и перспективны рост потребления низкосортной древесины и древесных отходов, использование ресурсосбере-гающих и экологически чистых технологий.
Реализация этих направлений позволила в конце XX-го века максимально снизить падение производства в химико-лесном комплексе, а в 2000 г. добиться его стабилизации.
Строительный комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей строительства, промышленности строительных материалов, машино-строения, ремонтной базы, объединенных общей целью обеспечения ввода в действие основных фондов в отраслях экономики страны. Анализ соответствия развития составных элементов комплекса характеризует происходящие существенные изменения в масштабах строительства, технологической структуре капитальных вложений, производстве оборудования. Продукцией строительного комплекса принято считать полностью завершенные и сданные в эксплуатацию производственные мощности и объекты по их сметной стоимости, обеспечивающие в установленные нормативами сроки производство и выпуск готовой продукции или оказание услуг в соответствии с утвержденными проектными технико-экономическими показателями.
Строительный комплекс сформировался как сложная межотраслевая система подрядных и субподрядных строительно-монтажных организаций. Создание строительного комплекса способствовало стабильности и увеличению объемов производственного, жилищного и социально-бытового строительства, совершенствованию структуры капитальных вложений, их концентрации, наращиванию мощностей строительных организаций.
Вместе с тем курс на интенсификацию общественного производства, переход к рыночной экономике выдвинул новые задачи, к решению которых строители оказались неподготовленными. Об этом можно судить уже по тому, что в начале XXI-го века отстало в своем развитии строительное и дорожное машиностроение. На этой основе замедлились темпы обновления основных фондов строительных организаций, значительно возрос износ строительных машин и механизмов. Поставляемые на смену выбывшим машины и механизмы не обеспечивали комплексной механизации ручных работ в строительном производстве, вследствие чего уровень трудоемких ручных операций не уменьшался и составлял от 40 до 50%.
В современных условиях в процессе перехода к рыночным отношениям роль строительного комплекса должна возрастать. Перед строительным комплексом в начале XXI-го века стояли следующие основные задачи:
повысить эффективность капитальных вложений за счет совершенствования их технической и воспроизводственной структуры, концентрируя материальные, финансовые и трудовые ресурсы прежде всего на техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий и на сооружении объектов, определявших научно-технический прогресс и решение социальных задач;
обновить материально-техническую базу строительства, последовательно проводя дальнейшую индустриализацию строительного производства, ускоренное создание и внедрение прогрессивной технологии, систем машин и механизмов, обеспечивающих комплексную механизацию строительных и монтажных работ;
снизить материалоемкость строительства, улучшить структуру применяемых строительных конструкций и материалов;
сократить фронт строительства, значительно уменьшив количество одновременно строящихся объектов, обеспечить концентрацию капитальных вложений на важнейших пусковых объектах;
добиться сокращения сроков строительства не менее чем вдвое, обеспечивая ввод объектов в действие в нормативные сроки, а затем и в сроки, достигнутые в развитых зарубежных странах;
добиться опережающего ввода в действие основных фондов по сравнению с ростом капитальных вложений, доведя объем незавершенного строительства до нормативного уровня;
существенно (до высшего мирового уровня) поднять качество продукции во всех звеньях комплекса;
повысить качество проектно-сметной документации, предусматривая в проектах широкое применение прогрессивных научно-технических достижений, ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Чрезвычайно важны для любой экономической системы, тем более для рыночной, отрасли социального комплекса, производящие товары народного потребления в той или иной сфере легкой промышленности. Эти отрасли и до перехода к рыночной экономике занимали значительный удельный вес (1990 г. - 8%). После него же они должны были охватывать еще бо́льший сектор экономики.
Однако, как отмечалось выше, общий спад производства, резкое снижение платежеспособного спроса населения сделали кризис в этой сфере наиболее долгим. За 1990-2000 гг. производство шерстяных и хлопчатобумажных тканей сократилось на 70%, трикотажных изделий - на 84%, обуви - на 89%. Легкая промышленность производила в 2000 г. 26% продукции от уровня 1990 г.
Такое положение не соответствовало ни масштабам страны и интересам ее экономической безопасности, ни вековым традициям населения и наличию собственной сырьевой базы. В связи с этим в начале XXI-го века предстояло обеспечить скорейшее перерастание наметившихся положительных тенденций в развитии легкой промышленности в реальный и масштабный рост выпуска отечественными предприятиями востребованной рынком продукции отрасли.
Для этого была необходима реализация целой совокупности мер на федеральном, региональном уровнях и на уровне предприятий, предусматри-вающих:
реструктуризацию производства в соответствии с требованиями рынка; создание нормальных экономических условий для предприятий, освоивших рыночный механизм функционирования производства;
реальную защиту отечественного товаропроизводителя от чрезмерного импорта товаров;
совершенствование инфраструктуры рынка товаров легкой промышленности;
повышение действенности системы сертификации продукции и др.
Агропромышленный комплекс (АПК). Промышленность является основой переустройства сельскохозяйственного производства. Обеспечивая сельское хозяйство средствами новой техники, промышленность способствует экономическому и культурному подъему деревни, превращению сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.
Процесс интеграции сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства, и в первую очередь с промышленностью, обусловил возникновение народнохозяйственного агропромышленного комплекса. АПК представляет собой совокупность отраслей и производств, занятых производством, переработкой и реализацией продукции сельского хозяйства, включая обеспечение их средствами производства. В 1994 г. на долю отраслей, входящих в АПК (включая обеспечивающие его средствами производства), приходилось около трети валового продукта, производственных основных фондов и численности работников сферы материального производства.
Отрасли, формирующие АПК, по функционально-отраслевому принципу группируются в три крупные сферы, а также производственную и социальную инфраструктуры.
Первая сфера включает отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, отраслей пищевой промышленности, системы заготовок и хранения продукции, а также транспортные средства.
Вторая сфера включает сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственное производство - центральное звено всего АПК, главными ресурсами которого являются ресурсы природы - (земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал земледелия).
Третья сфера включает отрасли, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной и другой продукции и доведение ее до потребителя. К ним относятся пищевая, мукомольно-крупяная, мясная и молочная, комбикормовая, легкая промышленность (первичная обработка хлопка, льна, шерсти, шелка, кожевенно-мехового сырья), торговля продовольственными товарами и общественное питание.
Производственную инфраструктуру АПК представляет система материально-технического обеспечения и производственно-технического обслуживания сельского хозяйства и других отраслей комплекса.
Социальная инфраструктура - это жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и культурное обслуживание, система детских и оздоровительных учреждений, система подготовки кадров.
Выделение и развитие инфраструктуры в составе АПК - необходимое условие, определяющее нормальное и наиболее эффективное функционирование материально-технической базы комплекса.
Степень развития АПК страны определяется мерой выполнения им своей главной социальной функции - полным и бесперебойным обеспечением населения страны продовольствием и другими предметами потребления из сельскохозяйственного сырья высокого качества и в нужном ассортименте, а также созданием надежных резервов продукции и обеспечением положительного баланса продукции комплекса во внешнеторговых операциях. АПК обязан обеспечить эффективное использование земли, вод, лесов и других природных ресурсов; проявлять постоянную заботу о повышении плодородия земли, охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий, осуществлять организацию производства на базе безотходных технологий.
АПК страны является составной частью продовольственного комплекса. Он включает группу взаимосвязанных отраслей экономики страны, обеспечивающих население продовольствием.
Тенденция развития АПК такова, что доля продовольствия возрастает, а доля непищевого сельскохозяйственного сырья сокращается. Это связано, в частности, с развитием новой сырьевой базы текстильной и кожевенно-обувной промышленности - стремительно растущим производством синтетических волокон, кожзаменителей и т. п.
По данным ФАО, в конце XX века в промышленно развитых странах доля АПК в общих объемах производства продукции (услуг, работ) продовольственного комплекса составляла 90-95%. В России в 2006 г. - 89,9%.
Продовольственному комплексу присущи сезонность производства, длительность и сложность производственного процесса, наличие сложной сферы обслуживания. Возникает необходимость в особой системе хранения (складах, хранилищах, холодильниках и др.) и транспортирования. Имеются определенные трудности в оценке качества и стандартизации продукции.
Образование продовольственного комплекса - это результат развития производительных сил, приведший к разрушению традиционной замкнутости сельского хозяйства.
В России многие производственные комплексы относятся к межотраслевому типу, то есть они сходны между собой либо по используемому сырью, либо по готовой продукции. Рассмотрим межотраслевые комплексы России подробнее.
Машиностроительный комплекс
Он объединяет производства, которые производят различные машины и является крупнейшим из всех, а также ведущим. Почти все машины, которые необходимы для нужд народного хозяйства страны, производятся на внутреннем рынке России. В центрах машиностроения сосредоточены заводы, производящие не только промышленное оборудование, но и бытовые приборы. Машиностроение подразделяется на отрасли в зависимости от назначения своей продукции – может быть сельскохозяйственным, энергетическим, станкостроительным и т.п.
Рис. 1. Машиностроительный завод.
Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс входит в тройку важнейших межотраслевых комплексов России. Он включает все предприятия, связанные с производством электроэнергии, а также с топливной промышленностью. От этой экономической составляющей зависят рост производительности и работа всех сфер народного хозяйства в целом.
Металлургический комплекс
Металлургический комплекс объединяет все отрасли, занимающиеся производством металлов. Сюда входят заводы черной и цветной металлургии, а также предприятия по переработке соответствующего вторичного сырья. Несмотря на то, что пластмассы создают металлу конкуренцию и она все усиливается, пока что нет предпосылок к тому, чтобы он перестал быть основным конструкционным материалом и утратил свою роль в экономике. Исходя из этого, можно судить о важности металлургического комплекса.
Основная часть металлов, которые применяются в производстве – черные. Их доля составляет 90%.
В России три основных металлургических базы – Уральская, Сибирская и Центральная .
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность занимает важное место в структуре народного хозяйства России, так как ее продукты используются в работе всех его комплексов. Важность лесной отрасли также сложно преуменьшить, поскольку дерево не утрачивает своей важности – из него изготавливают вещи как для бытового использования, так и для промышленной сферы.
Леса занимают 45% от общей площади Российской Федерации, а на каждого ее жителя приходится по 5 га насаждений.
Рис. 2. Лесозаготовка.
Агропромышленный комплекс
Этот комплекс объединяет предприятия, которые производят, перерабатывают и доводят до потребителя сельскохозяйственную продукцию. Сюда входят не только продукты питания, но и изделия легкой промышленности. И во втором случае стоит отметить отставание производства в России от потребностей населения – в страну ввозится много обувной, текстильной и другой продукции. Что касается производства продуктов питания, то оно позволяет обеспечивать потребности граждан и освоение территорий с неблагоприятными природными условиями.
Рис. 3. Выращивание урожая.
Что мы узнали?
В 9 классе изучаются особенности функционирования промышленности государства. И мы узнали, что в структуру российской экономики встроено пять межотраслевых комплексов – агропромышленный, металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и химико-лесной. Каждый из них объединяет предприятия по принципу производимой продукции или потребляемому сырью. Если составить таблицу и расположить комплексы по важности, то на первом месте будет машиностроительный, на втором – топливно-энергетический, на третьем – металлургический. Химико-лесной комплекс занимает четвертое место, а агропромышленный – пятое. При этом все они взаимосвязаны и не могут функционировать по отдельности.
В процессе становления постиндустриального общества наряду с отраслевой классификацией хозяйства выделяют и исследуют межотраслевые комплексы, которые образуют своеобразный направление вертикальной, отраслевой (более точно - над отраслевой) систематики производительных сил региона.
На уровне отраслей экономики можно наблюдать объективно существующий процесс создания межотраслевых комплексов, которые выступают в форме связанных в определенном отношении отраслей (подотраслей, видов деятельности) отдельной территории.
Основными факторами образования комплексов и их территориальной организации есть определенные виды ресурсов. Стимулятором развития многих межотраслевых комплексов являются локальные природные ресурсы. Классификация межотраслевых региональных комплексов, развивающихся на естественно-ресурсной базе приведена на рис.7.2.
Итак, межотраслевой комплекс (МК) - это система экономически взаимосвязанных отраслей производственной или непроизводственной сфер, который сформирован в результате кооперации и интеграции предприятий, организаций, учреждений и отраслей. Примеры МК: поливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, транспортный, строительный.
На современном этапе развития хозяйственного комплекса Украины особое значение приобретают его новые структурные образования - производственно-технологические комплексы. Эти комплексы возникают на базе не столько местных ресурсов, сколько на основе достижений научно-технического прогресса, перспективных технологий, рациональных производственно-технологических и организационных связей. Наиболее наглядными являются примеры кластеров, технополисов, технопарков и тому подобное.
Рис. 7.2. в
Процесс формирования межотраслевых комплексов - это объективная закономерность развития производительных сил. Прогрессивное углубление общественного и территориального разделения труда сопровождается соответствующим усилением интеграционных тенденций. Объективно формируются сравнительно обособленные группы отраслей и производств с наиболее тесным экономическими и производственными связями, которые в наибольшей степени взаимосвязаны и взаимозависимы своем развитии.
Межотраслевые комплексы формируются как в производстве, так и в сфере обслуживания, а также в инфраструктурных отраслях. В хозяйственной практике традиционно выделяют следующие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, металлургический, химический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный. В последнее время этот перечень заметно растет: рекреационный, морехозяйственный, внешнеэкономический комплекс природопользования, информационный, управленческий и др.
Следует отметить, что большая часть таких межотраслевых комплексов не имеет соответствующих управленческих структур или органов и выполняет функции методического инструмента (или средства) для анализа структуры хозяйства.
Определяют основные подходы к выделению межотраслевых комплексов:
1. Целевой подход. Межотраслевой комплекс рассматривается как группа отраслей хозяйственного комплекса или отдельных производств, которые объединены общей целью развития.
2. Технологический подход. Предполагает группировку отраслей, которые связаны между собой последовательностью переработки и использования общего материала и одинаковым назначением продукции.
3. Воспроизводственный подход. Является определяющим в выделении межотраслевых комплексов на региональном уровне. Он сочетает целевую направленность и технологическую последовательность переработки сырьевых материалов. Характерным для него является воспроизводственная целостность межотраслевых комплексов на всех стадиях и объединения предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер хозяйства.
Межотраслевые комплексы могут иметь определенные "перекрытия". Так сельскохозяйственное машиностроение является одновременно составной частью агропромышленного комплекса и машиностроительного. Курортное хозяйство в приморских регионах одновременно рассматривают в составе морехозяйственного и рекреационного комплексов. Такое перекрытие может иметь для анализа хозяйства регионов соответствующую содержательную ориентацию: чем больше перекрывают друг друга межотраслевые комплексы региона, тем более взаимосвязанным и комплексным является его хозяйство, и наоборот. Например, Одесская область среди других высокоразвитые агропромышленный и машиностроительный отраслевые комплексы, которые почти не перекрываются. Иначе говоря, машиностроения региона лишь в незначительной степени обслуживает агропромышленный комплекс, и это признак недостаточной сформированности и взаимосвязанности всего хозяйственного комплекса Одесской области.
Можно выделить следующие типы отношений с такими свойствами отраслей:
1) наличие тесных производственных, коммерческих и других связей;
2) решения актуальных экономических проблем;
3) объединение звеньев в единую производственно-технологическую систему;
4) выпуск взаимосвязанной продукции;
5) выполнение определенной функции в экономической системе;
6) общее управление.
По характеру связей между отраслями выделяют 4 типа межотраслевых комплексов. В межотраслевых комплексов первый тип относятся отрасли, предприятия которых связаны последовательной и параллельной переработкой типа сырья, включая и ее добычи (выращивания). К ним относятся агропромышленные и рыбопромышленные, лесопромышленные комплексы. В межотраслевых комплексов второй тип относятся однородные отрасли, связи между предприятиями которых возникают на основе производства взаємозамінюваної продукции (услуг). Например, топливно-энергетический комплекс, транспортный и тому подобное. Межотраслевой комплекс третьего - это комплексы, состоящие из совокупности нескольких отраслей, деятельность предприятий которых направлена на решение определенной хозяйственной или региональной проблемы. Например, продовольственный, рекреационный комплексы. К четвертого относятся программные межотраслевые комплексы - комплексы отраслей, связи между предприятиями которых осуществляют, чтобы достичь определенной цели, заданной им экономикой, социальной, экологической или научно-технической проблемы. К ним относят межотраслевые комплексы первых трех видов, например, продовольственный, топливно-энергетический комплекс, формирование которых регулируется в соответствии с определенной программы.
Ядро межотраслевого хозяйственного комплекса представлено отраслями, предприятия которых осуществляют его главные экономические и социальные функции. Составляющими ядра могут быть отраслевые комплексы. До межотраслевого комплекса входят отрасли производства и сферы услуг.
в Зависимости от пространственных масштабов межотраслевые хозяйственные комплексы делятся на межгосударственные, макроэкономические и территориальные. Межгосударственные межотраслевые комплексы развиваются на основе интеграции нескольких (как минимум двух) хозяйственных межотраслевых комплексов разных стран. Например, в системе стран СНГ формируются военно-промышленный, космический комплексы.
Макроэкономические межотраслевые комплексы складываются и функционируют как межотраслевые образования в структуре всего хозяйства страны, решая, как привило, общегосударственную экономическую, социальную, экологическую, политическую или научно-технической проблемы.
Территориальные межотраслевые комплексы представляют собой подсистемы интегральных территориально-хозяйственных и во многих случаях соответствующих им хозяйственных комплексов. Так, АПК Киевской области является одновременно элементом отраслевой структуры этой области и подсистемой АПК Украины.
Территориальные межотраслевые комплексы разделяют на региональные и локальные. Среди региональных выделяют республиканские, районные, межобластные и областные комплексы, среди локальных - комплексы экономических узлов и центров, административных районов.
Определение межотраслевых комплексов
Межотраслевой народно-хозяйственный комплекс -- это совокупность отраслей, которые прямо или косвенно участвуют в производстве конечной продукции. Характер участия отраслей в производстве конечной продукции определяет особенности взаимосвязей между ними, их интеграцию и, следовательно, особенности прогнозирования межотраслевых интеграционных процессов. Различают несколько видов межотраслевых народно-хозяйственных комплексов.
Виды межотраслевых комплексов
- 1) Особенность первого вида комплексов в том, что в его составе находится основная, ведущая отрасль, которая производит конечную продукцию комплекса, а другие отрасли производят средства производства для этой ведущей или оказывают ей различного рода производственные услуги. Такая интеграционная основа характерна для агропромышленных, инвестиционных комплексов. В каждом из них в зависимости от выполняемых функций выделяются три группы отраслей: первая, основная, -- сельское хозяйство и капитальное строительство; вторая и третья -- обслуживающие отрасли первой (в агропромышленном комплексе -- это отрасли, производящие сельскохозяйственную технику, удобрения, и отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, хранение сельскохозяйственной продукции, в инвестиционном комплексе -- отрасли, производящие строительные материалы, строительную технику, и отрасли, производящие оборудование, подлежащее монтажу, установке на строящихся объектах).
- 2) Второй вид межотраслевых комплексов можно назвать технологическим, так как в его интеграционной основе лежит технологическая зависимость одной отрасли от другой.
В технологических комплексах функционирование каждой отрасли -- отдельная стадия общего технологического процесса изготовления конечной продукции всего комплекса, а конечная продукция одной отрасли является полуфабрикатом для изготовления конечной продукции другой отрасли. Иными словами, все отрасли можно расположить в определенном порядке, соответствующем последовательности стадий общего технологического процесса. Такой характер интеграционной основы отчетливо проявляется в горно-металлургическом, топливно-энергетическом, химико-лесном комплексах.
- 3) Интеграционная основа третьего вида комплекса -- транспортного -- иная, преимущественно косвенная. Она проявляется в том, что все транспортные отрасли, образующие этот комплекс (железнодорожный, автомобильный, водный, морской и речной, трубопроводный, авиационный, гужевой), производят однородный вид услуг -- осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, но используют для этого различные транспортные средства. Однородность выполняемых транспортными отраслями функций определяет целесообразность объединения их в одном комплексе, поскольку многие вопросы управления, рационального транспортного обслуживания можно решить лишь в масштабе совокупности всех транспортных отраслей, а не каждой в отдельности. Такими вопросами могут быть: необходимость рационального распределения грузовых, пассажирских перевозок между различными видами транспорта, достижения максимального соответствия производственных мощностей (пропускных и провозных способностей) различных видов транспорта в условиях смешанных перевозок.
- 4) Следующий вид межотраслевых комплексов представлен машиностроением. Он отличается от предыдущих тем, что, во-первых, это самый крупный и сложный по составу комплекс. Если предыдущие комплексы состоят из нескольких отраслей, то в составе машиностроительного насчитывается несколько десятков отраслей.
Во-вторых, существенная особенность комплекса состоит в том, что косвенный характер взаимосвязей между его отраслями проявляется в большей степени, чем в транспортном комплексе. Каждая машиностроительная отрасль производит независимо от другой различные, как правило, не взаимозаменяемые виды продукции. Косвенная связь между ними проявляется следующим образом:
- а) использованием одинакового исходного сырья -- металла;
- б) в сходстве технологий изготовления продукции в различных машиностроительных отраслях. Степень сходства может быть очень высокой, например, в производстве комбайнов, тракторов и автомобилей, и относительно невысокой, например, в отраслях приборостроения и тяжелого машиностроения;
- в) в сходстве орудий труда, например, во многих отраслях машиностроения используются станки токарные, фрезерные, карусельные, шлифовальные, станки с числовым программным управлением;
- г) в сходстве схем организаций производства машиностроительной продукции различных видов (крупносерийное, серийное, мелкосерийное);
- д) все машиностроительные отрасли производят разнообразные виды орудий труда.
Целесообразность объединения машиностроительных отраслей в единый комплекс определяется тем, что многие вопросы их развития могут быть решены оптимально лишь на уровне всей совокупности отраслей или отдельных их групп, например, вопросы использования результатов НТП (экономия металла и другого сырья, организация производства и применение высоких технологий).
Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ -- процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий государственного управления (регулирования). Развитие комплексов проявляется в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в последние годы.
Среди общих проблем в первую очередь необходимо выделить: стабилизацию производства и обеспечение его роста; активизацию процессов обновления основных производственных фондов; улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности отраслей -- производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, рентабельности, себестоимости и усиление инвестиционной активности.
Другие проблемы отражают специфику каждого комплекса: экономическую, организационную, структурную и технологическую. Так, для отраслей машиностроительного комплекса очень актуальны проблемы повышения коэффициента сменности оборудования, обновления активных производственных фондов, станочного парка, улучшения качественных характеристик продукции до уровня, позволяющего конкурировать на мировых рынках. Для агропромышленного комплекса актуальны проблемы повышения эффективности сельхозпроизводства -- повышения урожайности, продуктивности, производительности труда, снижения себестоимости сельхозпродукции, увеличения объемов ее производств, совершенствования экономических отношений сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, производящими сельхозтехнику, удобрения, горюче-смазочные материалы и другую продукцию для сельского хозяйства, устранения межотраслевых диспропорций.
межотраслевой комплекс экономика интеграция