Топливно энергетическая промышленность зарубежной европы. Химическая промышленность зарубежной европы

Занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

  • выгодное (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
  • хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
  • высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
  • развитие интеграционных процессов между странами региона.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - . Ведущая отрасль промышленности - , на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:

  • производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
  • производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
  • автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, ).
    Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.

Сырьевую базу отрасли составляют (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции особенно велика доля ФРГ, Великобритании, . В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:

  • ФРГ – красители и пластмассы;
  • Франция – синтетический каучук;
  • Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
  • Швеция и Норвегия – лесохимия;
  • Швейцария, Венгрия – фармацевтика;

В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, . В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - . получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Польша и др. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная () и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и ) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, и Словакии.

В большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Ведущей отраслью экономики стран региона является промышленность, преимущественно обрабатывающая (машиностроение, металлургический комплекс, химическая, легкая и пищевая т.п.).

Топливно-экономический комплекс. На сегодня только Польша и Украина используют для энергетических нужд значительное количество угля. Все остальные страны ориентируются на импортируемые из России нефть и газ. Нефтеперерабатывающие заводы в большинстве стран расположенные у нефтепроводов: Полоцк (Польша), Новополоцк, Мозырь (Беларусь), Кременчуг, Лисичанск, Дрогобыч (Украина), Братислава (Словакия), Мажейкяй (Литва).

Производство электроэнергии составляет 1384,8 млрд. кВт * ч, ее производят преимущественно на ТЭС, работающих на каменном и буром угле, мазуте. Каскады ГЭС построено на Днепре, Волге - Каме, г. Ваг (Словакия). В России действует старейшая в мире АЭС - Обнинская, построена в 1954 г., мощностью 5 МВт. АЭС функционируют в Литве (1 реактор мощностью 2,4 млн. кВт производит 70% электроэнергии в стране, что является вторым показателем после Франции), Словакии (6 реакторов дают 56% электроэнергии), Венгрии (на 4 реакторы приходится 37% электроэнергии), Украина (15 реакторов мощностью 13,7 млн. кВт вырабатывают около 50% электроэнергии), Чехии (6 реакторов, 30% электроэнергии), России (31 атомный реактор, 15% электроэнергии). В России с 1968 г. действует Кислогубская приливная электростанция (вблизи Мурманска) мощностью 400 кВт.

Черная металлургия. Используется как местные, так и привозного сырья (железная руда из Украины). Крупнейшими металлургическими районами и центрами региона являются Центральный район (Курская магнитная аномалия) и Череп овец (Россия), Донбасс, Приднепровье (Украина), Катовице (Верхняя Силезия в Польше), Острава, Кладно, Мост (Чехия), Кошице (Словакия), Мишкольц, Дунауйварош (Венгрия). Мощное трубопрокатное производство сформировалось в Украине (Луганск, Днепропетровск, Никополь, Новомосковск, Харцызск).

Цветная металлургия. Прослеживается ее ориентированность на производство алюминия (Секешфехервар, Айка в Венгрии; Хибины, Карелия, Урал в России), меди (Нижняя Силезия в Польше, Урал в России), свинца и цинка (Польша, Чехия, Словакия, Украина, Россия), никеля (Россия, Украина). За производством и потреблением алюминиевых изделий на душу населения Венгрия занимает одно из первых мест в мире.

Машиностроение. Тяжелое машиностроение развито в России, Украине, Польше. Ведущей отраслью специализации становится энергетическое машиностроение. Его традиционным направлением является производство мощных паровых котлов (Волгодонск - Россия, всемирно известный комбинат "Аттомаш") и оборудования для атомных электростанций (Харьков - Украина).

Автомобилестроение сосредоточено во всех странах, наиболее развитое в России, выпускает ежегодно более 1,3 млн. автомобилей и занимает 13-е место в мире (ЗИЛ - Москва, ГАЗ - Нижний Новгород, КамАЗ - Набережные Челны, ВАЗ - Тольятти, ПАЗ - Павлов, ЛиАЗ - Ликино-Дульво), Украина - 215,7 тыс. автомобилей (Авто-ЗАЗ - Запорожье, КрАЗ - Кременчуг, ЛуАЗ - Луцк, ЛАЗ - Львов), Беларуси - 23,1 тыс. автомобилей (МАЗ - Минск, БелАЗа - Жодино), Чехии - 604,9 тыс. автомобилей ("Шкода" - Пльзень, "Татра" - Копршивнице), Польши - 625,4 тыс. автомобилей (САН (автобусы) - Варшава), Венгрии - 152 тыс. автомобилей ("Икара" - Будапешт). Троллейбусные заводы в Энгельсе (Россия) и Днепропетровске (Украина) являются ведущими предприятиями этого профиля. Десятки предприятий изготавливают детали, узлы и оборудование для автомобилей.

Железнодорожное машиностроение представлено в России (Калининград, Коломна, Рязань, Тверь, Мытищи), в Украине (Харьков, Луганск, Днепропетровск, Днепродзержинск, Мариуполь, Кременчуг), в Чехии ("Шкода" - Пльзень, трамваи - "ЧКД" - Прага) , в Латвии (в Риге производят электропоезда), в Польше (Верхняя Силезия).

Судостроительные заводы и верфи построено в России (Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск - морское судостроение, Нижний Новгород - речное), Украина (Николаев, Херсон - морской, Киев - речное), Польше (Гданьск, Гдыня, Щецин), Словакии (Комарно - речное). В Польше, России, Украине выпускают крупнотоннажные суда (танкеры, рефрижераторы, траулеры, сухогрузы), а также малотоннажные баржи, лихтеровозы и катера. Во всех портах осуществляется ремонт судов. В России в Нижнем Новгороде впервые в мире освоен выпуск судов на подводных крыльях. Атомные ледоколы изготавливают в Санкт-Петербурге и Выборге (Россия).

Авиационная промышленность развита в России, Украине и Польше. Электронная и электротехническая промышленность значительного развития приобрела в Польше (производство телевизоров, радио, средств связи), Венгрии (аппаратные телефоны, электрооборудование), Латвии (VEF - радио-и телефонная аппаратура - Рига). Большое значение этой отрасли также в России, Украине, Беларуси, Чехии.

Некоторые отрасли в Беларуси, России и Украины обеспечивают машинами сельскохозяйственное производство.

Химическая промышленность. Доминирующими в ней есть нефте-, газо-и углехимии. Минеральные удобрения (азотные, фосфатные, калийные) выпускают в России, Украине, Беларуси, Венгрии, Эстония. Производство кино-и фотоматериалов развито в Польше, Украине ("Свема"), России ("Тасма"). Отходы сельскохозяйственного производства в России и Беларуси перерабатывают на многочисленных гидролизных заводах на спирт, кормовые дрожжи, глюкозу, фурфурол. Мощное развита химическая промышленность в Польше, Чехии, Словакии, Украины, России.

Фармацевтика является традиционной отраслью для Словакии, Польши (POLFA), Венгрия ("Хиноин", "Гедеон Рихтер") и другие.

Строительная индустрия. Она перерабатывает местное сырье и представлена производством цемента, шифера, железобетонных конструкций, стеновых блоков, быстро растет производство стекла, панелей, легких заполнителей (перлит, керамзит).

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Это древнейшая отрасль хозяйства в России (северные территории - Архангельск, Котлас), Польши (производство мебели), Словакии (мебельная и лесопильная промышленность), Чехии (фанерное и производство древесно-стружечных плит), Беларуси (спичечная промышленность - Борисов, Гомель, Пинск), Украина (Полесье, Карпаты). В странах Балтии производят фанеру, мебель, музыкальные инструменты, сборные дома, спортивный инвентарь. Заготовка дров составляет 41,2 млн м3.

Легкая промышленность. Она имеет давнюю историю. В регионе сформировались текстильные районы: в России - Москва и Иваново, в Польше - Лодзь. Развитые шерстяная промышленность (Чехия, Польша, Россия), хлопчатобумажная (Россия, Эстония, Польша), льняная (Польша, Литва, Беларусь, Украина).

Кожевенно-обувная промышленность является специфической отраслью для Чехии (г. Злин - предприятие "Томаш Батя"), Польши (Варшава, Люблин), Венгрия (Будапешт), России (Москва, Санкт-Петербург), Беларуси (Витебск).

Пищевая промышленность. Отрасль является важной во всех странах региона. На севере преобладает переработка продукции животноводства, на юге - растениеводства. Ведущими отраслями являются:

В Польше - рыбная, сахарная, производство свежемороженых овощей, фруктов, полуфабрикатов, мясоперерабатывающая;

В Чехии - пивоварение (Пльзеньское пиво), сахарная, кондитерская;

В Словакии - сахарная, винодельческая;

В Венгрии - масляная, плодоовощеконсервная, мясоперерабатывающая, винодельческая (токайские вина в местности Токай), производство свежемороженой птицы;

В Латвии и Эстонии - молочная, мясоперерабатывающая, рыбная;

В Литве - молочная, мясоперерабатывающая;

В Украине - мукомольно-крупяная, масложировая, сахарная, плодоовощеконсервная, мясоперерабатывающая, винодельческая;

В Беларуси - молочная, мясоперерабатывающая.

Всемирно известные карандашная фабрика ("Кох-и-Нор" в Ческе-Будеевице производит 1 млн. карандашей ежесуточно), изделия из янтаря (Юрмала в Латвии и Калининград в России), игрушечная промышленность (г. Жодино в Беларуси, где производят мягкие игрушки). В Богемии (Чехия) еще в средние века зародилось стеклодувные искусство. Богемский хрусталь славится во всем мире почти 500 лет ему нет равных. В некоторых странах региона развиты художественные промыслы: роспись деревянных изделий (Хохлома в России, Петриковка в Украине), изготовлению игрушек из глины (г. Дымково в России), изделий из хрусталя (г. Гусь-Хрустальный, Дятьково в России).

Одной из важных проблем развития промышленности в регионе являются устаревшая материально-техническая база в некоторых отраслях, работающих преимущественно на оборудовании послевоенных, а иногда и довоенных годов выпуска (особенно на большинстве металлургических заводов старых промышленных районов). Поэтому модернизация оборудования - одна из первоочередных задач промышленных предприятий.

Видеоурок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего» ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Главная > Документ

40) Промышленность Западной Европы: отрасли специализации и
тенденции их развития
Toпливнo-энергетический комплекс ЗЕ до недавнего времени опирался на собственные ресурсы(уголь). Сейчас и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом региона - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%. Важное место занимают АЭС. Металлургическая промышленность ЗЕ в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. После WWII центры металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего размера (мини-заводы). Получили развитие также и отрасли цветной металлургии: выплавка алюминия - во Франции, Италии, Греции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ, Австрии; выплавка меди - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии. Машиностроение и металлообработка - ведущие отрасли промышленности ЗЕ, на их долю приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Получили развитие все основные отрасли машиностроения, но особенно велико значение транспортного машиностроения (автомобилестроение, судостроение) и станкостроения. По общему уровню развития машиностроения выделяются прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия Химическая промышленность в ЗЕ занимает 2 место после машиностроения. Крупные центры нефтехимии расположены около Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Легкая промышленность ЗЕ- Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а, кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля - в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды - во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов - в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей - в ФРГ, во Франции и др. Но многие месторождения близки к истощению. Германия выделяется добычей каменного и бурого угля. Своей нефти и природного газа мало. Франция. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн тонн) и угольные бассейны Центрального массива. Добыча газа не превышает 3 млрд куб. м. - одно из наиболее крупных месторождений газа Франции - Лак в Пиренеях, большей частью исчерпано. Великобритания Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени - природный газ. Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. В начале века британский уголь преобладал на мировом рынке, сейчас же в Великобритании добывается ежегодно более 80 млн. тонн угля. Основные районы угледобычи - Кардифф, Южный Уэльс и Центральная Англия (Шеффилд). Нефть добывают на шельфе Северного моря у восточного побережья Англии и Шотландии. Ежегодная добыча составляет более 94 млн. тонн. Основные заводы по переработке нефти расположены в Саутгемптоне, Чешире, Йоркшире. Доход от экспорта нефти достигает 150 млн. фунтов стерлингов. Добыча газа составляет 55 млрд. куб. м. в год и растет ежегодно. Электроэнергетика базируется на тепловых и гидростанциях. Многочисленные ГЭС расположены в гористых районах Шотландии и Уэльса, а ТЭЦ - в угледобывающих районах. Доля АЭС невелика, хотя в последние годы отмечается увеличение их строительства. ИК- Каменноугольные бассейны: Йоркширский, Нортумберлендско-Даремский, Южно-Уэльский. Природный газ: Леман-Банк, Брент , Моркем, Локтон, Уэст-Сол, Хьюэтт, Индефати-габл, Фригг, Вайкинг. Нефть: Брент , Фортис, Статфьорд, Корморант, Найниан, Пайпер, Фулмар. Железная руда: Артлборо, Нортгемптонширское, Фродингемское, Нортумберлендско-Даремское

  1. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах западной европы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации

    Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года, в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 в Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119435, Москва, Погодинская ул.

  2. Промышленная политика России: проблемы реализации

    Документ

    Подводя итоги проведенного анализа развития трех рассматриваемых комплексов отраслей а также общехозяйственной и информационно-образовательной инфраструктуры, можно сформулировать основу предлагаемого нами подхода к разработке промышленной

  3. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

    Реферат
  4. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат

    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.

  5. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2000-2007 гг. 5

    Документ

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации.

Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км ) живет более 500 млн человек , или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

Выгодное экономико - географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);

Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км., велик приток иммигрантов из других регионов мира);

Благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);

Высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);

Развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 27 государств - членов ЕС и ЕАСТ Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).

Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств.

В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой . Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е). Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны (входят в "большую семерку" стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 16 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).

Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности.

Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Северо-Чешский и Остравско-Кавринский в Чехии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия), свинцово -цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ), и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды , калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность . Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты переработки нефти, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая . Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная - также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность , ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в своем регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства.

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои портебности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства . Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака , орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации .

Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной , Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт . Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София -Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет 250 - 300 млн тонн в год.