Рыночное хозяйство

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

2) предприятие – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения;

3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

3) рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;

– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;

– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют три основные функции налогов: 1)фискальная;

2) контрольная;

3) распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению наполняемости казны

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

1) необлагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) целевые налоговые льготы;

6) прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Исторические этапы развития денег:

1-й этап – появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

2 -й этап – закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным);

3– й этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

4– й этап – постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Сущность денег проявляется через:

1) всеобщую, непосредственную обмениваемость;

2) самостоятельную меновую стоимость;

3) внешнюю вещную меру труда.

Функции денег

Деньги обладают определенными функциями, такими как: 1) мера стоимости; 2) средство платежа; 3) средство обращения; 4) средство накопления (сбережения); 5) мировые деньги.

Виды денег

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: 1) действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: – золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

– золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

– золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься;

– золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.

Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до Первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. И постепенно золото исчезло из обращения; 2) заместители действительных денег – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

– металлические знаки стоимости;

– бумажные знаки стоимости.


Похожая информация.


ЛЕКЦИЯ 2 СОВРЕМЕННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Есть эпистемологические правила науки.

Тест на соответствие. Как подтверждаются теоретические рассуждения эмпирическими наблюдениями.

Тест на всеобьемлемость НАСКОЛЬКО ТЕОРИЯ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ ИЗВЕстные факты

Тест на лаконичность какие можно включать а какие факты можно исключать безболезненно для теории

Никто специально не занимался созданием рынка, не придумывал его механизмы. У рынка нет конкретного автора. У рынка нет единого центра управления и планирования, нет центров принуждения. Однако рынок работает весьма эффективно. В рыночной экономике решения планового центра заменяются решениями миллионов фирм и домашних хозяйств. Только сами кампании решают, кого им принимать на работу и что производить. Домашние хозяйства решают, на какие фирмы они будут работать и как они будут использовать свои доходы. Рынок – это творение человечества, имеющий объективные основы, экономический механизм, который пришел на смену натуральному хозяйству, пройдя за тысячелетия множество этапов своего развития. Рыночные отношения начали формироваться в глубокой древности. Условиями возникновения рынка стали, во-первых , разделение труда, как частное, так и общественное; во-вторых, обособленность хозяйствующих субъектов; в-третьих , самостоятельность и свобода предпринимательства. Современный рынок представляет собой сложную систему взаимоотношений между покупателями и продавцами экономических благ.

Понятие рынок используется в нескольких основных значениях: как физическое место для обмена товарами и услугами; как механизм согласования спроса и предложения на основе ценовых сигналов под воздействием конкуренции.

Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:

· множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать;

· множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;

· эквивалентный обмен по стоимости;

· стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения;

· стихийное регулирование воспроизводственных пропорций;

· свободная конкуренция, свободный “перелив капитала”.

Совокупность взаимосвязанных экономических элементов, институтов, функционирование и взаимодействие которых определяет характер производства, обмена, распределения и потребления называется экономической системой. Вопросы экономики: что, как, для кого по-разному решаются в разных экономических системах. Для классификации разнообразных систем используется два основных критерия :

Господствующая, преобладающая в обществе форма собственности на средства производства;

Способы стимулирования, координации, управления экономической деятельностью.

Истории известны три вида экономических систем: традиционная, командная и рыночная экономика.

Традиционная экономическая система основывается преимущественно на сельскохозяйственном производстве. В традиционной экономике все экономические отношения строятся на основе традиций, обычаев, религиозных установок. Такая система отличается высокой степенью устойчивости, стабильности. Отношения распределения и потребления в ней ориентированы в основном на нужды потребления. Обмен носит вспомогательный, нерегулярный характер, господствует натуральное производство. Направление деятельности отдельного экономического субъекта, ее организация, масштабы производства предопределяются той социальной группой, к которой принадлежит данный человек. Принадлежность человека к определенному сословию, социальной группе накладывает отпечаток на стандарты поведения и образ жизни.

Командная экономическая система основывается преимущественно на общественной (государственной) собственности на средства производства. Все решения о производстве, обмене и распределении материальных благ принимаются централизованно, в которых практически все отношения и действия осуществляются согласно некоему плану. План является государственным законом, поддерживается государственной властью и обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Полная занятость всех экономических ресурсов сочетается с дефицитностью производимых благ, поскольку централизованная координация не в состоянии обеспечить все многообразие постоянно возникающих потребностей членов общества. Такая система функционирует там и тогда, когда государство берет на себя практически все функции по организации и управлению экономикой.

Государственные органы занимаются разработкой планов, распределением ресурсов, товаров, они же решают проблемы организации и координации и контроля.

Рыночная система основывается на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. В рыночной системеопределяющими компонентами выступают продавцы и покупатели, принимающие самостоятельные экономические решения, спрос и предложение, цена и конкуренция. Действия субъектов рынка направлены на получение определенной выгоды, пользы, прибыли для решения своих экономических вопросов. Все субъекты рынка действуют самостоятельно, имея личный интерес, личную выгоду. « Человек всегда попадает в ситуации, когда его собратьям необходима помощь, но напрасно ждать, что он окажет ее только из щедрости. Он поможет нуждающимся скорее, если получит возможность использовать их самовлюбленность в собственных интересах, и покажет им, что в их же интересах сделать то, что он требует…Мы ждем наш обед не потому, что надеемся на щедрость мясника, пивовара или булочника, а потому, что они действуют в собственных интересах…Ни один индивид, стремясь к приумножению личного капитала, не действует в общественных интересах, не знает, насколько он соблюдает общественные интересы…он только преследует свои собственные цели. И в этом и во многих других случаях им движет невидимая рука, которая в итоге приводит к тому, что не входило в его намерения…Преследуя собственные интересы, человек часто более эффективно преследует интересы общества, чем когда он на самом деле собирается действовать во благо всех людей» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.- 1962.- с.332).

Чистая рыночная экономика исключает государственное вмешательство и регулирование и предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение правил игры. Следует иметь в виду, что свободный рынок – это абстракция. В действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н.Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В.Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной жизни существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.



В большинстве развитых стран существует смешанная экономическая система. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества,

синтезирующий элементы рыночной и командной экономики, иногда и элементы традиционной экономики. Сегодня практически во всех развитых странах наблюдается переплетение в различной модификации рыночных отношений с государственным регулированием. Тем самым, в современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного сектора экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают модели современного рыночного хозяйства. Рынок может регулироваться с помощью собственного рыночного механизма и государством – прямо и косвенно. Пока в мире нет не одного государства которое идеально сочетало бы рыночное и государственное регулирование. Любая экономика страдает от несовершенства.

Выделяются структура и инфраструктура рынка. Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаками любой структуры являются:

Тесная связь между ее элементами;

Определенная устойчивость этих связей;

Целостность, совокупность данных элементов.

Единичной структуры рынка не существует, она также многообразна. Структура рынка подразделяется по субъектам, объектам, по масштабам охвата, на рынки первичные и вторичные, легальные и нелегальные и т.д.

Во-первых, ПО объектам выделяются следующие виды рынка: Рынок товаров и услуг (потребительский рынок; Рынок жилья; рынок земли, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, рынок денег и валюты, рынок инвестиций и т.д

Во-вторых, рынок можно подразделять по субъектам: на две большие группы – продавцов и покупателей. В зависимости от того, кто из них обладает решающей рыночной властью и может определять условия купли-продажи, выделяют рынок покупателей и продавцов; Также выделяется рынок государственных учреждений и рынок посредников.

В-третьих , рынок подразделяется по географическим границам. Можно говорит о местном, региональном, национальном, мировом рынках.

В –четвертых , рынок отличается по отраслевому признаку - автомобильный рынок, рынок связи и т.д.

В- пятых , критерием классификации рынков выступает степень ограничения конкуренции на рынке. По данному признаку рынки можно подразделять на рынки совершенной и несовершенной конкуренции, рынки монопольные, олигополии и т.д.

Существует также целый пласт проблем связанных с теневым рынком, который функционирует повсеместно, неотступно следуя или развиваясь параллельно во всех сферах общественной жизни.

Рынок подвержен постоянному изменению. Рынок 21 века непохож на не только на рынки 18-19 веков, но и недавно ушедшего 20 века.

Сегодня экономика обладает тремя важными отличительными чертами:

А) разветвленной торговлей на основе специализации и сложного разделения труда

Б) современная экономика широко использует деньги. Деньги и смазочный материал и источник жизненной силы экономики

В) современные промышленные технологии основаны на использовании больших запасов капитала – высокоточного оборудования, значительных оборотных средств, которые позволяют намного повышать производительность труда, как эффективного фактора производства.

Субъекты рыночного хозяйства:

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

1. Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

2. Самостоятельно принимает решения.

3. Является собственником какого-либо фактора производства.

4. Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие, фирма - экономическая единица, которая:

1. Использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи.

2. Стремится к максимизации прибыли.

3. Самостоятельно принимает решения.

Государство - представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Государственный сектор – осуществляет куплю-продажу товаров и услуг, инвестиции, оказывает влияние на агрегированные показатели (совокупный спрос, совокупное предложение, объем национального производства) через бюджетно – налоговую, кредитно – денежную, внешнеэкономическую и торговую политику. Государство играет исключительную роль в развитии экономических процессов. В 90 годы ХХ века государство сознательно выталкивалось из сферы регулирования экономических процессов, что привело к громадному падению экономики, уровня жизни, практически к развалу страны. С начала ХХ1 века ситуация постепенно начала меняться в сторону усиления регулирующей роли государства, что позволило уменьшить воздействие деструктивных тенденций, стабилизировать экономику, встать на путь экономического развития.

Какие основные задачи призвано решать государство? Их три :

А) Государство способствует повышению эффективности, поддерживая конкурентную среду, сдерживая проявление несовершенной конкуренции, например, сдерживая прибыль монополистов, снижению воздействия отрицательных внешних эффектов (глобальное потепление) загрязнение окружающей среды, создавая общественные блага

Б) Государство обеспечивает социальную справедливость, используя государственные программы, налоги для перераспределения доходов среди определенных лиц. Рынки не распределяют доход по справедливости. В рыночной экономике возникают неприемлемо большие различия в уровне доходов. Кошка богатого человека может пить то молоко, которое нужно бедному ребенку для того чтобы сохранить жизнь. Или увеличивается количество семей, живущих бедности. Является это нарушением работы рыночного механизма? Нет. Рыночный механизм добросовестно выполняет свою работу. Если в России идет расслоение населения, то что может предпринять государство, понимая и руководствуясь законами рынка. – ввести прогрессивное налогообложение. То есть учительница окладом 10000 рублей и другой имеющий 1000000 рублей дохода в месяц не должны платить одинаковые налоги. Прогрессивное налогообложение предполагает, что высокий доход облагается более высокой ставкой, чем низкий. Увеличить налог на имущество или на большое наследство. Так в развитых странах, только не в России. (Тютчев – России умом не понять……) Государство решая задачу обеспечения справедливости может осуществлять трансферные платежи – денежные выплаты отдельным категориям людей – инвалидам, старикам, пособия по безработице и т.д. выдавая им талоны на питание, бесплатное медицинское обслуживание., предоставляя недорогое жилье. Конечно, возникает в экономической теории вопрос почему обеспеченные должны делиться с бедными, и если делиться то какую часть они обязаны передавать бедным семьям. Это политический вопрос ответ на который может быть получен только на избирательных участках. Экономическая теория рыночного общества не может ответить на вопрос о том, до какой степени приемлема и справедлива бедность.

В) Государство видит своей задачей обеспечение макроэкономической стабильности и экономического роста. Задача макроэкономической стабильности неразрешима в принципе. Свидетельство современный мировой кризис. Макроэкономическая стабильность и экономический рост регулируются политикой налогообложения и кредитно денежной политикой.

В далеком 1942 году великий экономист гарвардской школы Йозеф Шумпетер утверждал, что в С Ш А мы наблюдаем капитализм в кислородной палатке, причем этот капитализм дрейфует в сторону социализма. Обратной стороной успехов капитализма является отчуждение личности от общества и ее неверие в собственные силы. Однако капитализм сумел перестроиться и более 50 лет показал неуклонный рост экономики. В конце 20 века вновь появились утверждения, что государство мешает развитию экономики, слишком назойливо навязывает свою волю, короче говоря, государство – это скорее проблема, чем решение. В нашей стране переход к рынку происходил под лозунгом, чем меньше государства в экономике, тем лучше. Получили обвал экономики. Грянувший в 2008 году мировой кризис отрезвил руководителей государств. Наш президент Д.А. Медведев прямо сказал не крупнейшие корпорации, транснациональные компании пришли на помощь экономике – а государство. Это лишний раз подтверждает хорошо известную тенденцию: присваивать себе авторство всех успехов и объявлять автором всех неудач кого-нибудь другого – особенно государство. В экономике как и в жизни, у успеха много родителей, а неудача всегда сирота.

Нужен баланс Рынка и Государства П.Самуэльсон= Одной рукой аплодировать невозможно.

Между тем стратегия государства должна быть принята и понята активной частью общества. Только в этом случае она может быть реализована. Именно от качества власти, принимаемых государственных решений зависит, сможем ли мы преодолеть острое социальное неравенство, вопиющую бедность наших сограждан. Низкий уровень жизни миллионов людей объективно становится тормозом на пути к инновационной экономике и препятствием для вхождения России в круг ведущих мировых держав.

Товарное (рыночное) хозяйство

Товарное (рыночное) хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Товарное производство определяют как тип организации общественного производства, при котором экономические отношении между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.

Основными признаками товарного производства являются:

  • 1) общественное разделение труда;
  • 2) экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

общественное хозяйство товарное производство

  • 3) производство продукта на продажу, а не для собственного потребления;
  • 4) обмен товарами;
  • 5) эквивалентность обмена.

Товарное производство имеет общие черты которые были свойственны различным историческим эпохам. В то же время в каждой общественно-экономической формации он приобретает особые, специфически исторические особенности и зависит от господствующего способа производства, формы собственности и всей системы производственных отношений данного общества.

Само по себе товарное производство не порождает ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма (хотя оно сыграло большую роль в разложении феодального строя) а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Становится оно таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила - товаром. Основным условием возникновения и существования товарного производства является общественное разделение труда. Общественное разделение труда - это обособление разных видов трудовой деятельности, которые способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена. С развитием общества появляются новые отрасли производства, благодаря чему углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и, в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако для возникновения товарного производства общественного разделения труда недостаточно. Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине. Кто-то изготовлял орудия труда, кто-то - предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен (продажу). Собственником всех продуктов была община. Но совсем другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх необходимого для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расширилась.

Таким образом, причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), свободу выбора или хозяйственной деятельности, собственности на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными, обособленными собственниками средств производства и продуктов могут быть общины, частные лица, кооперативы, государство. Понимание экономического обособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, составной частью которых является укрепление экономической самостоятельности предприятий (объединений).

Экономическое обособление производителей есть такое их состояние, которое позволяет им относительно свободно распоряжаться производимой продукцией, отчуждать ее, владеть ею и использовать ее по своему усмотрению, т.е. быть ее собственником. Стало быть, экономическое обособление неотделимо от собственности на средства производства и производимую продукцию, так как формы собственности многообразны, различна по своей социально-экономической природе и экономическая обособленность. Нет экономической обособленности вообще, как нет и собственности вообще, а есть исторически определенная форма собственности, которая и определяет специфически историческую природу экономического обособления.

Разложение натурального производства, возникновение и укрепление товарного ознаменовало собой экономический прогресс, благодаря товарно-рыночному механизму, производительные силы продвинулись в своем развитии гораздо дальше, чем за всю предшествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории общества известны два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде.

Простое и капиталистическое товарное производство имеют общие черты и различия. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка. Разница между ними состоят в следующем: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом товарном производстве они находятся в собственности предпринимателя.

Первое основано на личном труде, второе - на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором - предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором - она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором - оно носит всеобщий характер; при первом цель - удовлетворение потребностей производителя, при втором - получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором - продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое - на развитой машинной технике.

Общее и различия простого и развитого капиталистического товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой - как собственник, это важно для определения закономерностей развития мелкого товарного производства, которое преобладает в развивающихся странах, эта двойственность проявляется в период революционных преобразований общества.

Типичной моделью товарного производства можно считать и предпринимательство - инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность граждан и их объединений. К предпринимательству могут относиться любые виды производственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих его форм является частное предпринимательство. Предпринимательство может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан и государством.

В экономической литературе выделяют и такие разновидности, модели товарного, или рыночного, хозяйства: товарное хозяйство свободной конкуренции, товарное хозяйство организованного рынка, планово-директивная и планово-нормативная модели. В первой модели отсутствует какая-либо монополия, имеет место свободная конкуренция; для второй - характерно наличие различных форм экономического монополизма и государственного регулирования; третьей - регулируемое хозяйство на основе директивного плана; четвертой - на основе плановых нормативов.

В исторической ретроспективе выделяют следующие модели товарного хозяйства: товарные хозяйства, экономическая направленность которых целиком определялась волей государства; товарные хозяйства, полностью основанные на частной собственности, независимой от государства; товарные хозяйства, основанные на взаимодействии частной или коллективной собственности с государственной.

В современных условиях любая развитая рыночная экономика является смешанной экономикой в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования и государственного сектора в национальном хозяйстве.
Государственное регулирование экономики – это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы для достижения стабильного экономического развития и решения социальных проблем.
Можно выделить два основных направления вмешательства государства в рыночное хозяйство:

  1. обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы;
  2. решение экономических и социальных проблем, перед которыми рыночный механизм оказывается либо несостоятельным, либо недостаточно эффективным.
На государство возлагается задача правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство устанавливает нормы и правила хозяйствования, регламентирует отношения собственности, правила создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в1990г. «Закон о собственности в Республике Беларусь» и дополнения к нему создают правовую базу в новых условиях хозяйствования.
Рынок не в состоянии справиться с регулированием так называемых внешних эффектов в экономике. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как затрагивают интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде, порождает отрицательный внешний эффект. Услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и другие порождают положительные внешние эффекты. Для устранения отрицательных внешних эффектов государство вводит сдерживающий налог или заставит производителя с помощью мер прямого административного воздействия установить очистительное оборудование.
В каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана общественного порядка, государственное управление, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования, медицинское обслуживание и др. Это товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Они называются общественными товарами. Их особенностью является то, что в них нуждаются все члены общества, их нельзя исключить из потребления, достаются они всем членам общества поровну. Поскольку производство общественных товаров не привлекает частный бизнес, но они необходимы для общества, их предоставляет населению государство.
Рыночная экономика не может самостоятельно противостоять монополизму, инфляции, спадам деловой активности. Ей объективно присущ циклический характер развития. Одной из основных фаз экономического цикла являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.
В отличие от рыночного механизма, государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты общественного производства. Именно государство осуществляет масштабные структурные изменения национального хозяйства по отраслям и регионам страны.
Наконец, рынок дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную нестабильность. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Вместе с тем государственное регулирование имеет существенные недостатки: слабо и с опозданием учитывает изменения потребительского спроса; медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре; государственный сектор, финансируемый за счет бюджетных средств, мало заботится о повышении эффективности производства. Учет этих недостатков позволяет определить оптимальные границы вмешательства государства в рыночный механизм.
Метод государственного регулирования можно разделить на административные (прямого регулирования) и экономические (косвенного регулирования).
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Они оказываются эффективными при прямом государственном контроле над монопольными рынками, при регулировании внешних эффектов в экономике, при определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (например, гарантированный уровень минимальной заработной платы, пенсии, пособия по безработице и т.д.) Административные методы применимы для защиты национальных интересов в системе мирохозяйственных связей – при установлении таможенных пошлин, лицензировании экспорта и т.д.
Экономические методы государственного регулирования включают бюджетно-налоговую (фискальную) политику; кредитно-денежную (монетарную) политику; социальную политику и др. Поскольку рыночная экономика представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, то воздействие на нее должно оказываться преимущественно косвенными, экономическими методами и инструментами.
Бюджетно-налоговая политика – это политика в области налогов и государственных расходов. Ее главными инструментами являются государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, т.е. выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Налоги в экономике играют двоякую роль: с одной стороны, они формируют доходы государства, с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей.
Кредитно-денежная политика, влияя на объем денежной массы, может оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Она использует такие инструменты, как регулирование ставки рефинансирования (в настоящее время в РБ - 17%), изменение нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кредитно-денежная политика реализуется Центральным банком страны (Национальным банком РБ) и направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения. Кредитно-денежная политика, как и бюджетно-налоговая, могут служить целям стабилизации экономики. Действенность их использования определяется конкретной исторической ситуацией, а также приоритетными целями развития.

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.
Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.
Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
б) самостоятельно принимает решения;
в) является собственником какого-либо фактора производства;
г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;
2) предприятие – экономическая единица, которая:
а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
б) стремится к максимизации прибыли;
в) самостоятельно принимает решения;
3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.
Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:
1) рынок товаров и услуг;
2) рыноктруда;
3) рынок капитала.
Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Рынок предполагает наличие следующих признаков:
– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;
– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;
– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;
– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.
В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.
Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска: