Функционирование конкурентного рынка. Проблемы конкуренции в современных условиях россии. Несовершенства рынка – это отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию

Особенности конкуренции на рынке труда.

Лекция 2. Функционирование рынка труда.

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависит от характера складывающихся на нем конкуренции.

Конкуренция – борьба между людьми и группами людей за овладение редкими благами (товары, услуги, ресурсы), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

Конкуренция на рынке труда ведется между:

Наемными работниками за рабочее место и должности;

Работодателями за работников (особенно высококвалифицированных);

Работодателями и наемными работниками (профсоюзами за условия найма);

Между государствами за высококвалифицированную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране делится на сегменты не редко почти несвязанные между собой, поэтому существует:

Конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации – внутрифирменная и межфирменная конкуренция;

Внутрифирменная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

Межсегментная конкуренция – предполагает необходимость преодоления межсегментных сегментов (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и работодателей.

На рынке труда, как и на других работниках можно различать конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция – непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд.

Неценовая конкуренция – связана с их нервной продуктивностью, а так же с недавними возможностями передачи работодателями «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм.

При недобросовестной конкуренции эти нормы нарушаются.

Экономическая теория труда особое внимание уделяет исследованию аспектов функционирования рынка, которые связаны со степенью ограничения конкуренции, т.е. с наличием ими монопольной власти одной из сторон.

Теоретические аспекты функционирования рынка труда:

Столь большое количество продавцов и покупателей труда, что ни кто из них не в состоянии повлиять на его цену, рыночную заработную плату.

Равноценность работника (их квалификация и продуктивность) и рабочих мест.

Самостоятельный и независящий от кого-то давления, чего-либо вмешательства выбор участников трудовых сделок.

Отсутствие барьеров, препятствующих перемещению работников на новые рабочие места

Равный доход всех участников рынка труда к инфляции в сочетании с нулевыми издержками по ее получению.

На конкурентном рынке труда фирма сталкивается с абсолютно эластичным предложением труда. Для рынка в целом линия предложения имеет обычный для нее положение наклон.



Процесс установления, поддержания, восстановления равновесия на рынке труда можно с одной стороны анализировать в рамках традиционных микроэкономических моделей, а с другой стороны особенностей рынка труда и его субъектов требуют более детального рассмотрения процесса и эффектов, которые здесь возникают. Следует отметить, что в краткосрочных и долгосрочных периодах спрос на труд и его предложение имеют разные коэффициент эластичности.

В краткосрочном периоде он ниже, в долгосрочном выше. Соответственно, установление рыночного равновесия и его поддержания при изменившихся условиях требуют надстройки рынка с помощью государственных методов регулирования.

В ответ на изменение спроса и предложения рынок труда отреагирует соответствующими изменениями к заработной плате и занятости. Как быстро могут эти изменения происходить, т.е. как быстро рынок труда в соответствии находить новое равновесное состояние, зависит от гибкости рынка труда.

Гибкость рынка труда зависит от мобильности работников, степени гибкости режимов труда и рабочего времени, от возможности производства связанных с изменением издержек. Рынок труда будет не гибким, если заработная плата и режим рабочего времени жесткие, а мобильность рабочей силы низкая.

Подстройка равновесия на рынке труда может осуществляться по-разному в зависимости от ряда обстоятельств, в частности от того, на сколько способно работники и работодатели договариваться между собой, соблюдая баланс интересов. Если работник может сообщить работодателю о недовольстве работой лишь своим увольнением, то подстройка равновесия на рынке труда называется механизмом выхода.

Восстановление равновесия на рынке труда может происходить иначе: с помощью механизма подстройки «голос». Он основан на том, что работодателем и работники обмениваются информацией и это позволяет работодателю во время реагировать на изменение ситуации, избегая тем самым потерь из за увольнения работников. Таким образом, с помощью механизма «голос» регулируется условия труда, с помощью механизма «выход» уровень труда.

Функционирование конкурентного рынка . Понятие конкурентного рынка. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Рыночное равновесие. Максимизация прибыли конкурентной фирмой. Правило максимизации прибыли.

Рынок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции . Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

1) большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

2) повершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;

3) полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

4) высокая степень однородности производимых отраслью товаров (отсутствие товаров-заменителей);

5) каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Рыночная среда, порождаемая отношениями совершенной конкуренции, представляет собой лишь одну из рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной .

Характеристика Тип рынка
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Количество продавцов Много Много Несколько (2-7)
2.Тип товара Стандартизованный (однородный) (одинаковые характеристики и свойства товара) Дифференцированный Стандартизованный или дифференцированный Уникальный, не имеющий заменителей
3.Диктат цен со стороны продавца Отсутствует Возможен в очень узких пределах (если есть какое-либо уникальное предложение, которым можно манипулировать) Возможен при анти конкурентном сговоре, отсутствует, если сговора нет Существует
4.Барьеры входа на рынок Низкие Низкие Высокие Высокие
5.Неценовая конкуренция (качество, сервис и реклама) Не характерна Характерна Характерна Не характерна
6.Примеры --- С.х Шоколадные конфеты, образовательные услуги, пиво, сигареты и т.д. Сотовая связь Электроснабжение, теплоснабжение, услуги портов и аэропортов, услуги почтовой связи


Рыночная экономика это прежде всего взаимодействие спроса и предложения.

Спрос (D) - количество товаров (Q), которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен (Р).

Закон спроса - это зависимость величины спроса от цены: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. На спрос (в отличие от величины спроса) влияют неценовые факторы (число и вкусы потребителей, их доход, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания). Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растёт) и влево (если он падает).

Предложение (S) - то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемых товаров. Изменение величины предложения означает передвижение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения под влиянием изменения цены.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась вправо вниз, если предложение увеличивается и влево вверх, если оно уменьшается. Это происходит под влиянием неценовых факторов (число производителей, их ожидания, изменение цен на ресурсы, изменение в технологиях, цены на другие товары, налоги и субсидии).



Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к образованию равновесной цены , при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесное количество (Q 0), где Qd=Qs.

Если рыночная цена выше равновесной, то образуется избыток товаров. Цена начнет снижаться, а производители будут уменьшать объемы производства.

Если же рыночная цена будет ниже равновесной, то образуется дефицит товаров. Цена начнет повышаться, а производители - наращивать объемы производства.

В этом проявляется уравновешивающая функция цен.

При изменении спроса и предложения (по отдельности или одновременно) будут меняться равновесная цена и количество благ.

Итак, в точке рыночного равновесия цена спроса равна цене предложения. Величина спроса равна величине предложения.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж: прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях: 1. когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); 2. когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль , необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

Цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);

Цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

Цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

Цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки.

2.Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне. Референдум, муниципальные выборы, собрание граждан, конференции граждан, сходы граждан, территориальное общественное самоуправление и др.

Выделяют две группы форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении:

формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений;

формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив.

К первой группе относятся:

местные референдумы;

муниципальные выборы

сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Местные референдумы. Высшая форма народовластия на муниципальном уровне.

Под референдумом понимается всеобщее голосование граждан для решения важных вопросов, затрагивающих их интересы. Принимают участие граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является добровольным, тайное голосование.

Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна предусматривать наличие однозначного ответа типа «за» или «против», «да» или «нет». Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами государственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и могут быть отменены только другим референдумом. Однако если принятое на референдуме решение по вопросам местного значения противоречит действующему законодательству, оно может быть опротестовано органами прокуратуры и отменено в судебном порядке.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений и по инициативе главы местной администрации.

Порядок проведения местного референдума определяется федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежит официальному опубликованию (в малых муниципальных образованиях - обнародованию).

В практике деятельности муниципальных образований проведение референдумов большая редкость. Причина - трудоемкости и дороговизна этого мероприятия, авторитарные традиции самоуправления властных органов и прежде всего высшего должностного лица, равнодушие к участию в управленческой деятельности со стороны населения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При отсутствии решения представительного органа выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом. Для организации и проведения муниципальных выборов и других форм голосования в муниципальном образовании создается избирательная комиссия.

Самая известная и длительно применяемая в России - мажоритарная система выборов в одномандатных избирательных округах. Преимущество ее в том, что избранные по этой системе депутаты наиболее приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, интересы жителей этих округов. В свою очередь, избиратели округа знакомы со своими депутатами, их личностными и политическими качествами. Основной же недостаток- отсутствие у сформированного на ее основе представительного органа местного самоуправления единого проекта развития муниципального образования, так как каждый депутат стремится, в первую очередь, к решению проблем избирателей своего округа.

Пропорциональная избирательная система , основанная на выборе списков избирательных объединений, ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями. Но эта система наиболее приспособлена для решения главной задачи представительного органа - выражения общего интереса избирателей, разработки целостного проекта развития муниципального образования.

В настоящее время применяются смешанные системы , при которых часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной.

Выборы это, пожалуй, единственная явно выраженная форма местного самоуправления. Избирательная активность в ходе местных выборов наиболее высокая, особенно когда речь идет о выборах главы муниципального образования. Существенно ниже избирательная активность в ходе выборов представительных органов.

Голосование населения. В соответствии с № 131-ФЗ голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организация проведения голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом муниципального образования и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (округе) избирателей. Такое положение делает депутата или избранное должностное лицо практически неотзываемым. Условия отзыва не реализуемы.

Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, принявших участие в голосовании. Подобного рода голосования большая редкость.

Сходы граждан. В малых МО (численность не более 100) может не создаваться представительный орган местного самоуправления, а его функции выполняет сход граждан. Сход созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и является правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения схода подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению. Сходы граждан наиболее жизнеспособная форма участия населения в решении местных дел, уходящая своими корнями в далекое прошлое.

Ко второй группе относятся:

участие граждан в опросах по различным проблемам местной жизни;

собрания и конференции (собрания делегатов):

публичные слушания;

правотворческая инициатива граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления;

территориальное общественное самоуправление.

Опросы населения. Опрос проводится на основе репрезентативной выборки, которая должна представлять микромодель взрослого населения муниципального образования.Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Собрания (конференции) граждан . Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. .

Публичные слушания. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Правотворческая инициатива граждан. Жители в лице инициативной группы могут внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Существует несколько видов обращений: предложения. заявления, жалобы.

Предложение - это обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организации, на совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социальнокультурной и других сфер деятельности местного сообщества.

Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу- реализации принадлежащих нм или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу- нарушения их прав или охраняемых законом интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение одного месяца обязаны рассмотреть обращение граждан и дать на него письменный ответ.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения или в населенном пункте, не являющемся муниципальным образованием для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления.

В соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий:

Подъезда многоквартирного жилого дома:

Многоквартирного жилого дома;

Группы жилых домов;

Жилого микрорайона:

Сельского населенного пункта, не являющегося поселением;

Иных территорий проживания граждан.

Органы ТОС могут создаваться посредством выборов на собраниях или конференциях жителей соответствующей территории, их компетенция определяется самими гражданами. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. В уставе ТОС устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, основные направления и формы деятельности:

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решении:

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

В отличие от местного самоуправления. ТОС:

Не имеет властных полномочии (общественное самоуправление), хотя и может наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;

Не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой - нет);

Не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям;

Может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и. соответственно, иметь или не иметь статуса юридического лица.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая организационно-правовая форма позволяет и привлекать средства, и открывать счет в банке. Это дает большие возможности для инициативы населения.

Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное в управление ТОС. добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц. иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество

Органы ТОС на своей территории могут участвовать в решении широкого круга вопросов местной жизни, могут играть разные роли и выполнять разные функции.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим гражданам, организовывать общественные мероприятия и т. п.

Как посредник между жителями и местной властью ТОС представляет и защищает интересы жителей своей территории.

Как хозяйствующий субъект ТОС может участвовать в содержании и ремонте жилищного фонда, благоустройстве и застройке территории, заниматься торговой и строительной деятельностью, участвовать в коммерческих организациях сдавать в аренду земельные участки, нежилые помещения, рекламные плошали, принадлежащие ТОС и др.

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы:

- «что производить?» - проблема выбора;

-«как производить?» - проблема эффективности;

-«для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

(недоделан)

Билет 4(Роль потребностей в развитии экономики.Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.)

Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство:

Во-первых , они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих , ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

Физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода)

Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы :

  • «что производить?» - проблема выбора;
  • «как производить?» - проблема эффективности;
  • «для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости , противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы , утвердившейся в данном обществе: рыночной, административно-командной или смешанной.

Схема действия конкурентного рыночного механизма.

Напомним, рыночная система (конкурентная рыночная экономика) – это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.

При этом в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты руководствуются в своей деятельности такими параметрами рынка, как спрос , предложение , цена , конкуренция. Механизм взаимодействия между спросом, предложением и ценой называется рыночным механизмом . Он осуществляет координацию деятельности между производителями и потребителями товаров и услуг.

Конкуренция же определяет невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки.

Именно цена является основным инструментом, регулирующим спрос и предложение в условиях конкурентного рынка.

Спрос находится в обратной зависимости от цены - при повышении цены на товар спрос на него, как правило, падает, при понижении цены – спрос на товар повышается. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых цен воздействует на производственный спрос фирмы.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость : при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены влечет за собой сокращение объема предложения.

Кроме того, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно. Так, например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а увеличение спроса на отдельные виды товаров вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и

истории экономических учений

Курсовая работа

на тему: «Конкуренция в механизме рынка. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь»

Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов 1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………

1.2. Виды конкуренции………………………………………………………

1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………

1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторыеформыконкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе .

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Конкуренция – это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью данной курсовой работы является:

1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие национальной экономики.

2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

3) рассмотреть антимонопольную политику стран с развитой экономикой

4) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция, и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.

Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

В работе были использованы следующие литературные источники: «Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси» Лобковича; « Экономикс: принципы, проблемы и политика» Макконела, Брю; «Принципы экономической науки» Маршалла; «Международная конкуренция» Портера; «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита; Статистический ежегодник Республики Беларусь.

1. ИНСТИТУТ КОНКУРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом – классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

На основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;

Впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;

Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;

Сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

Однако, чтобы «система естественной свободы» функционировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции. Рынок, отмечает Смит, будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене и будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперничать без привилегий монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, т.к. позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке

Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

Д.Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции, при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли.

Неоклассическая школа еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.