Учетная политика торговой организации на примере. Учетная политика образец. О резерве по сомнительным долгам

К сожалению, с наступлением 2017 года найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. В статье вы найдете семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших учетных политиках и безопасные альтернативы для них.

  1. Об основных средствах
    Уберите из бухгалтерской политики ссылку на классификацию.
  2. Об упрощенном учете
    Переформулируйте фразу, что компания упростила учет, потому что она малая.
  3. Об ошибках
    Разграничьте существенные и несущественные ошибки.
  4. О займах и кредитах
    Вычеркните оговорку, что проценты нормируются. Чем заменить?
  5. О программах
    Добавьте правило, по которому списываете расходы на программу.
  6. О прямых расходах и резервах
    Включите в политику детальный перечень прямых расходов и обновите условия о резервах.

Бухгалтерская учетная политика

  • Основные средства;
  • Упрощенный учет;
  • Ошибки.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Как установить срок использования основного средства. Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советуем не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других - один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств - агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и т. д. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

Об упрощенном учете

Раньше в ПБУ были нормы об упрощенном порядке ведения учета для малой компании. Поэтому в шаблонных политиках остались формулировки типа «Компания как субъект малого предпринимательства ведет упрощенный бухучет». Но из ПБУ эти нормы уже убрали. Например, в ПБУ 18/02 говорилось, что его могут не применять «субъекты малого предпринимательства». Теперь эту фразу заменили на «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета».

Устаревшее условие политики об упрощенном учете надо обновить или убрать. Ведь разница есть не только в формулировках, но и по сути. Не все малые предприятия имеют право упрощать бухучет. Лимит доходов для малых предприятий равен 800 млн рублей. Но если выручка за прошлый год больше 400 млн рублей или активы превышают 60 млн рублей, компания подпадает под обязательный аудит. А те компании, кого проверяют в обязательном порядке аудиторы, не вправе упрощать бухучет. Даже если являются малыми.

Полноценный учет должны вести также кредитные кооперативы, микрофинансовые и другие организации, которые перечислены в части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если вы убедились, что вашей компании нет в запретных перечнях, актуализируйте формулировки про упрощенный бухучет. Если же компания не вправе вести упрощенный бухучет, уберите условия о нем из учетной политики на 2017 год.

Об ошибках

Частое замечание аудиторов - в учетной политике по бухучету не сказано, какие ошибки считаются существенными. А от уровня существенности ошибок зависит, как их исправлять. Если ошибка существенная и ее выявили после того, как утвердили отчетность, нужен ретроспективный пересчет. То есть показатели прошлой отчетности нужно пересчитать так, как будто недочетов не было. Какие ошибки считать существенными, компания определяет самостоятельно.

Те компании, которые вправе упростить бухучет, могут не делать ретроспективный пересчет. То есть такие компании могут исправлять существенные ошибки в таком же порядке, как несущественные. Тогда в учетной политике не требуется устанавливать критерии существенных ошибок.

Налоговая учетная политика

  • Займы и кредиты;
  • Прямые расходы;
  • Резерв.

О займах и кредитах

С 2015 года компании вправе списывать проценты по займам и кредитам в налоговом учете без ограничений. Не все компании отразили это в учетной политике. Все еще встречаются формулировки о том, что организация включает проценты в расходы в пределах норматива.

Старое условие о нормативах исключите из учетной политики. Вводить вместо него новое правило, что компания списывает проценты без ограничений, необязательно. Ведь об этом сказано в Налоговом кодексе. Но у налоговиков на местах часто другое мнение. Они требуют, чтобы изменения закона компания закрепляла в учетной политике. Например, в учетной политике нашей читательницы инспекторы проверили, отразила ли компания условие об учете процентов без лимита. Если вы хотите подстраховаться и исключить лишние вопросы при проверке, замените старое условие об учете процентов на новое.

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по учету программ. Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора.

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант - списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики. Налоговиков могут поддержать и судьи.

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний.

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками.

О резерве по сомнительным долгам

Проверьте, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период. Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше. Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Для начала работы выберите соответствующий пункт в верхнем меню или из следующего списка:

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2019 год

Учетная политика для целей налогового учета

Если компания собирается использовать новый «инвестиционный» вычет по налогу на прибыль, то это тоже лучше прописать в приказе об изменении УП. Напомним, с помощью этого вычета с 2019 года можно уменьшать расходы на приобретение и модернизацию ОС.

Учетная политика для ведения бухгалтерского учета

  1. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) признаны «федеральными стандартами бухгалтерского учета». Поэтому в бухгалтерской учетной политике необходимо обновить ссылки на ПБУ.
  2. В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация (из федерального стандарта, из международного стандарта, из рекомендаций по бухучету или собственный способ).
  3. Если организация учетную политику формирует по стандартам МСФО, то в приказе на 2019 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Многие ПБУ к 2019 году обещают обновить в соответствии с МСФО. Поэтому уже в 2019 году лучше начинать подготовку к переходу на новые стандарты и утверждению способов ведения бухгалтерского учета аналогичных МСФО.
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"

Инструкции по составлению учетной политики в программах БухСофт

Вы создали, распечатали и положили в папку документ «Учетная политика» компании. Не забудьте настроить программу в соответствии с правилами, прописанными в ней.

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2017 год

В 2016 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и нормативные акты по бухгалтерскому учету, которые повлияют на работу организаций в 2017 году и, при необходимости, могут быть отражены в учетной политике.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Для целей налогового учета в 2017 г. изменился порядок списания убытков и формирования резервов:

  1. С 1 января 2017 года организации вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму убытков не более чем на 50%, при этом срок списания 10-ю годами больше не ограничен.
  2. В 2017 году организации получают право выбора порядка формирования резерва по сомнительным долгам. Можно выбрать один из вариантов:
  • 10% от суммы выручки предыдущего налогового периода.
  • 10% от суммы выручки текущего налогового периода.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Изменить учетную политику для целей бухгалтерского учета в 2017 году могут, в первую очередь, малые и микропредприятия, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Соответствующие поправки в бухгалтерское законодательство были внесены Приказом Министерства Финансов РФ от 16 мая 2016 г. N 64н. Не все изменения одинаково полезны для оптимизации учета, некоторые просто увеличат расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Поправки коснулись:

  1. Оценки товарно-материальных затрат и сопутствующих расходов (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных затрат»):
    • Микропредприятия, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут закрепить в учетной политике порядок списания стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
      Обратите внимание, что аналогичные изменения в Налоговый кодекс РФ внесены не были, товары для целей налогового учета продолжают списываться на расходы по факту реализации, поэтому применение на практике данного способа учета, приведет к расхождениям между налоговым и бухгалтерским учетом.

    • Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения учета, имеют право относить затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, в полной сумме в состав расходов в том периоде, в котором они были понесены;

    • Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета, могут признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);

    • Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Организации, которые вправе применять упрощенные методы ведения учета, могут такие резервы не создавать.

  2. Учета основных средств (ПБУ 6/01):
    • В 2017 году можно выбрать период начисления амортизации для основных средств (месяц, квартал, год);
      Период «раз в год» выбирать невыгодно в случае, если организация является плательщиком налога на имущество, в течение года будет происходить завышение налоговой базы.

    • Если производственный или хозяйственный инвентарь был принят к учету как основное средство, организации, применяющие упрощенные способы ведения учета, имеют право списать его единовременно в момент ввода таких объектов в эксплуатацию;

    • Организации вправе затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств, включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены, а не относить на первоначальную стоимость объекта. При выборе этого способа учета в первоначальную стоимость включается только цена продавца и затраты на монтаж.

  3. Учета нематериальных активов (ПБУ 14/ 2007)

    Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

    Обратите внимание! В налоговом учете никаких изменений в части списания НМА нет, и они будут по-прежнему списываться через начисление амортизации.

    Произошедшие изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику Бухсофт на 2017, обновлены ссылки на нормативные законы и приказы. Форма Учетной политики позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Информационным сообщением от 02.08.2017 N ИС-учет-9 Минфин России рассказал, что с 6 августа 2017 года его же приказ от 28.04.2017 N 69н изменил правила формирования учетной политики:

  • когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества;
  • когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, можно отступить от общего порядка формирования учетной политики организации;
  • учетную политику организации можно формировать по МСФО и по российским правилам;
  • содержание требования рациональности;
  • введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета и отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты (в том числе, факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету).

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2016 год

В 2015 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые повлияют на работу организаций в 2016 году и должны быть отражены в учетной политике:

  • Для налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ). С учетом этого же критерия определяется стоимость основного средства для отнесения его к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 257 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ). Эти требования применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года. Для имущества, введенного в эксплуатацию ранее этой даты, сохраняются прежние критерии по стоимости (более 40 тыс. руб).
  • Для целей налога на прибыль с 10 до 15 миллионов рублей увеличен лимит среднеквартальной суммы доходов от реализации, определяемой за предыдущие четыре квартала. При превышении данного лимита организация обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, которые необходимо перечислять не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ в ред. от 08.06.2015 №150-ФЗ).
  • Если в 2016 году выручка превысит 79,74 миллионов рублей, то налогоплательщик не сможет применять УСН (Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772).

Данные изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику Бухсофт на 2016, обновлены ссылки на нормативные законы и приказы. Форма Учетной политики позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Новое в приказе об учетной политике предприятия на 2015 год

Начало 2015 года, как и каждого отчетного года, связано для бухгалтера с обязанностью сформировать приказ об учетной политике предприятия. В 2014 году были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые повлияют на работу организаций в 2015 году и должны быть отражены в учетной политике:

  • Начиная с 1 января 2015 года из Налогового кодекса исчезнет понятие суммовой разницы (рассчитывались, в тех случаях, когда счет выставлен в валюте, а оплата произведена в рублях), теперь это будет частный случай расчета курсовой разницы. Определение, сроки и порядок расчета курсовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете с 2015 года совпадают (п.11 ст. 250, п.8 ст. 271, п.10 ст. 272 НК РФ);
  • С 1 января 2015 года в налоговом учете перестает действовать метод ЛИФО (метод оценки товаров исходя из стоимости последних по времени приобретений). Теперь и в бухгалтерском, и в налоговом учете будут действовать три метода - по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, по методу ФИФО (п.8 ст. 254 НК РФ);
  • Появится возможность выбирать порядок списания неамортизируемого имущества - единовременно или в течение нескольких периодов (линейным способом или пропорционально объему выпущенной продукции). Это особенно актуально при учете спецодежды и специнструмента, которые сейчас в бухгалтерском и в налоговом учете списываются по разным правилам. Изменения внесены в п.1 ст. 254 НК РФ;
  • Произошло сближение налогового и бухгалтерского учета в части убытка от переуступки права требования. Раньше первая половина убытка учитывалась во внереализационных расходах на дату уступки права требования, вторая половина - через 45 календарных дней с даты уступки (п.2 ст. 279 НК РФ). С 1 января 2015 года весь убыток можно будет учесть в момент уступки права требования (новая редакция п.2 ст. 249 НК РФ);
  • С 1 января в расходах можно будет учитывать стоимость безвозмездно полученного имущества (стоимость определяется как сумма дохода организации исходя из рыночных цен на безвозмездно полученное имущество, оценка должна быть документально подтверждена). Изменения внесены в п.2 ст. 254 НК РФ

Произошли изменения в законе о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014)). При организации налогового учета в части начисления и уплаты взносов в фонды в 2015 году их нужно скорректировать с учетом изменения тарифов (окончен срок действия некоторых льготных тарифов) и предельных сумм налоговой базы для исчисления страховых взносов.

Эти и многие другие изменения налогового и бухгалтерского законодательства включены в учетную политику "Бухсофт" на 2015, форма которой позволяет сформировать актуальный и полный документ, раскрывающий особенности учетной политики вашей организации!

Учетная политика для целей налогообложения – это документ, который должны составлять все организации, независимо от сферы их деятельности. В нем формулируется план работы на следующий год с учетом всех налоговых законов с внесенными в них изменениями (пункт 1 статьи № 8 Федерального закона № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года). Но есть некоторые особенности, которые отличают работу ОСНО организаций строительной отрасли, торговой сферы, медицинской направленности и так далее. В чем заключаются эти отличия рассмотрим подробнее в данной статье.

Учетная политика на ОСНО на 2017

Согласно российскому налоговому законодательству работа на ОСНО на следующий год должна быть составлена и утверждена до начала нового отчетного периода. То есть, акт на 2017 необходимо оформить до 31 декабря 2016. Самое первое, что должен сделать руководитель компании (организации, фирмы) – это издать распоряжение (приказ) соответствующего образца, утверждающее направленность работы на следующий год.

Скачать бесплатно образец Приказа на 2017 в формате doc доступно

Если фирма была только создана, то данный документ нужно сформулировать в течении девяноста суток, при этом отчет начинается с того дня, когда информация о вновь возникшей организации была зафиксирована в ЕГРЮЛ. Подробнее об этом можно прочесть в статье №313 Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 формируется в соответствии с определенным образцом. Скачать образец данного документа в бесплатном режиме можно, если пройти

Если организация не планирует что-либо кардинально менять в своей деятельности, то и формировать ежегодно новую политику нет никакой необходимости. Все, что нужно будет делать руководителю ООО – это каждый год издавать приказ о продлении уже существующих положений.

Образец для оптовой торговли и на строительство

Учетная политика на ОСНО, как уже было сказано выше, имеет некоторые различая для фирм, задействованных в разных отраслях. К примеру образец на оптовую торговлю выглядит

Скачать же акт для целей налогообложения в сфере строительство можно

Учетная политика для ООО на ОСНО на 2017 для малого предприятия

Документ для ООО для малого предприятия представляет собой акт, в котором четко и подробно обозначены все методы ведения бухгалтерского учета малой формой собственности на будущий год. На основании этой бумаги утверждаются:

  • план счетов бухгалтерии;
  • формы первичных актов;
  • регистры бухучета;
  • акты для внутренних отчетностей;
  • правила осуществления инвентаризации;
  • правила работы с документами и так далее.

Для компаний, относящихся к малым формам собственности, могут выбрать упрощенный вид бухгалтерского отчета, о чем подробнее можно узнать из пункта 3 статьи 20 Закона № 402-ФЗ.

Учетная политика ИП на ОСНО 2017

Итак, программа должна быть составлена с учетом таких требований:

  • форма акта может быть произвольной, поскольку закон не дает четких указаний на этот счет;
  • в содержании документа стоит указать все основные положения и моменты учетного процесса индивидуального предприятия;
  • в акт следует также включить все организационно-технические аспекты (аренда помещения, инвентаря и так далее);
  • по своей структуре УП может быть сформирована индивидуально – разделы, части, главы;
  • объем документа не регламентирован и зависит от того, сколько сведений в нем содержится;
  • все методы, которые используются в ведении бухгалтерского учета подробно описывать нет необходимости в том случае, когда предприниматель не ведет бухучет (подпункт 1 пункта 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ);
  • методы и способы налогового учета указать следует обязательно.

Образец учетной политики ИП на ОСНО

Скачать бесплатно правильно заполненный образец учетной политики ИП для целей налогообложения ОСНО на будущий год доступно

Проверьте, актуальна ли ваша учетная политика на 2017 год: с 1 января многое изменилось. Скачать образец для ОСНО бесплатно можно в этом материале — в ней нет устаревших формулировок.

Семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших вы найдете в статье. Напротив каждой — безопасная альтернатива.

Одно из заданий конкурса «ТОП-1000 лучших бухгалтеров России» требовало рассказать о том, как компании составляют свои учетные политики или про формулировки, которыми бухгалтеры гордятся. Мы получили 296 текстов политик и изучили каждую. К сожалению, нашлось немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. Подробности - ниже.

Бухгалтерская учетная политика на 2017 год для ОСНО: что исправить

Обратите особое внимание на то, что в учетной политике по бухучету говорится об основных средствах, упрощенном учете и исправлении ошибок.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Но с 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Совет
Как установить срок использования основного средства

Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советую не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и др. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

АЛЬМИН РАБИНОВИЧ, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
(Основание: п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1)

Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
На основании указанных критериев срок полезного использования устанавливается приказом генерального директора организации.
(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

Об упрощенном учете

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Основание: п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ)

Проценты по займам, кредитам и другим долговым обязательствам учитываются в расходах исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок. Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, учитываются по правилам, установленным в абз. 3 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ.

(Основание: п. 1 ст. 269 НК РФ)

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по . Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11743).

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговиков могут поддержать и судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2016 г. № Ф06-11039/2016).

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2015 г. № Ф05-3419/2015).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств

и (или) иной формы их оплаты.

(Основание — п. 1 ст. 272 НК РФ)

Расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ учитываются в целях налогообложения равномерно в течение срока, установленного в лицензионном договоре.

Если в лицензионном договоре срок использования программы для ЭВМ не установлен, указанные расходы распределяются равномерно в течение планируемого срока использования программы в деятельности организации, установленного в приказе генерального директора организации

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 24 июля 2013 г. по делу № А40-110865/12-20-572, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А57-21129/2012).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде,

и суммы расходов на доставку товаров до склада

организации, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все иные расходы относятся к косвенным.

(Основание: ст. 320 НК РФ)

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

— расходы на доставку покупных товаров до склада организации, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров;

— расходы на доставку товаров покупателям, если товары доставляются им напрямую со склада поставщика организации.

Остальные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются косвенными. В частности, к косвенным расходам относятся:

— расходы по доставке товаров покупателям со склада организации;

— расходы на перевозку товаров между складами организации;

— расходы на сортировку и комплектацию товаров. (Основание: ст. 320 НК РФ)

О резерве по сомнительным долгам

Уточните, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период . Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Организация формирует резерв по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета (приложение № 5).

(Основание: п. 4, 5 ст. 266 НК РФ)

Учетная политика на 2017 год для целей налогового учета (образец)

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 58
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Если основное средство не указано в классификации, срок полезного использования определять по технической документации или рекомендациям производителей.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, пункты 1 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. К основной норме амортизации основных средств могут применяться повышающие коэффициенты:

  • в размере 2 - к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • в размере 2 - к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в размере 3 - к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункты 1, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

19. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.

29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика на 2017 год: скачать образец для ОСНО бесплатно

Чтобы любой из 50 образцов учетной политики на 2017 год скачать бесплатно для ОСНО и других налоговых режимов, подписчикам электронной версии журнала «Главбух» и всем, кто оформит демо-доступ, достаточно пройти по ссылке (ниже).

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.