Классификация институциональных единиц по секторам. Институциональные единицы и их разновидности

Институциональная единица является важнейшим понятием в СНС.

Существуют два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства. Среди Юридических лиц СНС выделяет:

· корпорации;

· некоммерческие организации (НКО);

· органы государственного управления.

У этих видов институциональных единиц разные экономические задачи, функции и поведение.

Корпорации – это институциональные единицы с коллективной формой собственности держателей акций, созданные специально в целях производства товаров и услуг для рынка. Они могут быть источниками прибыли для владеющих ими единиц. В комплексе с корпорациями в СНС рассматриваются также квазикорпоративные предприятия, которые, не находясь в коллективной собственности акционеров, заняты рыночным производством в целях получения прибыли и управляются по типу корпораций. Квазикорпорациями являются: а) государственные предприятия, занятые производством рыночных товаров и услуг с целью извлечения дохода; б) некорпоративные предприятия – рыночные производители, находящиеся в собственности физических лиц и обладающие признаками юридического лица; в) филиалы или постоянные представительства зарубежных компаний, занятые производством товаров и услуг в пределах национальной экономики.

НКОявляются институциональными единицами, созданными для производства или распределения продуктов и услуг, но не с целью получения дохода или прибыли единицами, которые их контролируют или финансируют. Большая часть НКО (профсоюзы, политические партии, благотворительные общества и т.п.) оказывает нерыночные услуги. Однако НКО могут быть заняты рыночным производством и иметь от своей деятельности прибыль, которая направляется на повышение качества предоставляемых услуг и снижение платы за них. Такие НКО часто создаются в сфере образования, науки и здравоохранения.

В составе НКО, занятых рыночном производством, выделяются организации, учрежденные группами предприятий в целях содействия своей деятельности – торговые палаты, организации предпринимателей и арендаторов, исследовательские лаборатории и т.п. Взносы предприятий-учредителей на их содержание рассматриваются как плата за предоставляемые услуги, и в силу этого такие НКО классифицируются в СНС как рыночные производители.

Органы государственного управления предоставлены центральным правительством, региональными и местными органами управления. Они организуют и финансируют оказание обществу услуг коллективного пользования (в области обороны, правопорядка, общего управления и т.д.) и индивидуальных (в области здравоохранения, образования и т.д.). Они также занимаются распределением и перераспределением доходов и богатства при помощи налогообложения и других трансфертов. При этом правительство не обязательно выступает в роли непосредственного производителя услуг. Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. Для выполнения других своих функций в области здравоохранения, образования и т.д. правительство может создавать НКО или привлекать рыночных производителей, оплачивая их услуги по рыночным ценам.



Домашнее хозяйство в СНС определяется как индивидуум или небольшая группа людей, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство и совместно потребляющих продукты и услуги определенных типов, главным образом – жилищные услуги и продукты питания. Домашние хозяйства не ведут счета в полном наборе, но являются хозяйствующими субъектами и могут от своего имени владеть и распоряжаться собственными ресурсами и принимать обязательства.

Индивидуальные члены домашних хозяйств не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Люди, длительное или неопределенное время живущие в учреждениях типа монастырей, психиатрических клиник, домов для престарелых и т.п., рассматриваются как принадлежащие к одному домашнему хозяйству, поскольку они не пользуются (или пользуются в малой степени) самостоятельностью действий и принятием экономических решений.

Домашние хозяйства являются преимущественно потребительскими единицами, но они могут участвовать в любого рода экономической деятельности. Они не только поставляют рабочую силу для других институциональных единиц, но могут осуществлять производственную деятельность в рамках принадлежащих им некорпоративных предприятий.

Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически образованы и зарегистрированы. Если корпорация содержит отделение, офис или производство за рубежом в течение длительного периода времени, то это отделение, офис или производство рассматривается как квазикорпорация, являющаяся резидентом той страны, в которой она расположена.

Некорпоративные предприятия имеют то же резидентсво, что и домашние хозяйства, к которым принадлежат их владельцы. Однако, если они находятся на территории другой страны, то их следует рассматривать как квазикорпорацию, являющуюся резидентом той страны, в которой они расположены.

Все члены одного домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйства. Определяющим признаком здесь является место проживания, а не место работы. Если физические лица достаточно долго (год и более) живут или работают за границей, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств и приобретают статус резидентов других стран. Это не относится к персоналу посольств и дипломатам, работающим в зарубежных анклавах страны, так как центр их экономических интересов не выходит за пределы экономической территории. Продолжают оставаться резидентами своих стран студенты, обучающиеся за границей (если они не порывают связей со своими домашними хозяйствами), а также лица, находящиеся за границей на лечении.

В системе национальных счетов используется несколько классификаций, позволяющих на научной основе собирать и анализировать сведения об экономической деятельности огромного числа хозяйствующих субъектов.

В первую очередь СНС выделяет три типа экономической деятельности:

· производство;

· потребление;

· накопление капитала.

Между ними существуют взаимосвязи, в основе которых лежат процессы образования, распределения и использования доходов.

Институциональная единица

Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.

Институциональная единица - экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.

То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Основные признаки институциональной единицы:

Институциональная единица владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;

Институциональная единица способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;

Институциональная единица от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;

Институциональная единица имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.

Институциональные единицы - хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).

Существуют два типа институциональных единиц:

- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);

- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.

Юридическое лицо - это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.

При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент - это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

ШПОРЫ ПО МЭС

Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.

МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.

Объекты МЭС :

Макроэк. п-ль произв. продукции

П-ли образования, распределения и использования доходов

П-ль операций с капиталом

П-ль внешне-эк. связей

П-ль активов и пассивов стран

Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.

МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.

МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.

Последовательность познания соц-эк явлений:

общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.

Метод МЭС, ее теоретические основы.

Теоретическая основа МЭС экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.

Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.



Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:

Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)

Стат. сводка и группировка

Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.

К спец. методам МЭС относят:

СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.

Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.

Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.

Задачи МЭС:

Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений

Разраб-ка методов анализа

Изучение процессов общ. воспроизводства

Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.

С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).

Классификационные единицы рыночной экономики.

Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.

К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.

Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.

Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:

1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам

2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.

Стат. единицы:

Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.

Аналитические единицы – обобщ. п-ли.

Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.

В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.

Признаки институциональных единиц:

Владеет активами

Ведет полный набор бух. счетов

Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности

Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.

Выделяют 2 группы ИЕ:

Юридические

Без образования юридического лица.

1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

Виды корпораций:

Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг

Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.

Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.

2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра

Республиканский

Областной уровни

Районный

3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.

В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.

4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей

Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)

Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.

Экономическая территория страны.

Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.

Отличие от географ. территории:

Входит в воздушное пространство

Территориальные территории

Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.

Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.

Определение центра эк. интересов институциональных единиц.

Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если

Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны

Зарегистрированы в ЕГРПО

Наличие на эк. территории объектов собственности.

Центр эк. интересов:

1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.

2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление

3. дом. х-в – территория, на к. они расположены

Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.

Территориальное расположение институциональных единиц.

Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.

1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.

Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.

2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится

некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.

3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.

Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.

4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.

Это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.
Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.
Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.
Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г.) на 39,7%, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г., полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.
Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыноч-ной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП - это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.
По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период - это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г., Польше - 8 лет, а Венгрии - 11 лет.
На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония - 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономии! Молдова, Грузия и Украина.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.
Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январе-сентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4% больше, чем за соответствующий период 2005 г., вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.
еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.
Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия бу-дет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.
Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.
На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. е. ускоренно растет, прежде всего, торговля.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4%. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январь-октябрь обработка приросла на 4,7%, в то время как за соответствующий период прошлого года - на 5,3%).
Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8% за январь-октябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7%); производство кожи, изделий из кожи, обуви - на 13,2% по сравнению со снижением на 2,4% в 2005 г.; производство резиновых и пластмассовых изделий - на 11,1% по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8%.
В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5% за январь - октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1% прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.
Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности - электрооборудования, электронного и оптического оборудования - оказались и вовсе меньше на 1,5% за январь-октябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3% за соответствующий период 2005 г.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Подводя итоги 2006 г., можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. - хорошие показатели.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рас-сматриваются различные варианты сочетания упомянутых пока-зателей.
Один из вариантов исходит из следующих предположений:
процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;
падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных
мировых валют стабилизируются;
цена российской нефти достигнет необходимого уровня.
Так как мировая экономика влияет на развитие российской
экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предпо-ложить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.
Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номини-рованных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. е. он сократится.

В основу данного Классификатора положены общие принципы, критерии и понятия СНС-93, адаптированные к условиям организации экономики России с учетом отечественного законодательства.

Институциональная единица - хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономические отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Институциональные единицы, как правило, ведут полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Экономическая территория страны - находящаяся под управлением правительства географическая территория, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. Экономическая территория страны включает в себя воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами, а также территориальные анклавы в странах остального мира (четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет или арендует их для дипломатических, научных или других целей с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены).

Резидент Российской Федерации - институциональная единица, имеющая центр экономического интереса на экономической территории Российской Федерации. В этом случае, как правило, на территории Российской Федерации находятся жилые помещения, производственные площади или иные объекты, на которых или посредством которых эта единица занимается или намерена заниматься хозяйственной деятельностью и операциями в значительных масштабах в течение года и более. К резидентам страны, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации, относятся ее посольства, военные базы, научные станции, агентства и т.п. единицы за рубежом. Кроме того, студенты, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности, имеющие форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою производственную деятельность в Российской Федерации, также являются ее резидентами. В настоящее время применение этого положения на практике затруднено в связи с противоречием Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями). По этой причине временно допускается отнесение филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою производственную деятельность в Российской Федерации, а также субъектов хозяйственной деятельности, имеющих форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей» к нерезидентам российской экономики, и, соответственно, рассмотрение филиалов и представительств российских юридических лиц за рубежом в качестве резидентов.

Национальная экономика - совокупность институциональных единиц-резидентов, составляющих российскую экономику в целом.

Остальной мир - совокупность институциональных единиц-нерезидентов, которые вступают в сделки с единицами-резидентами или имеют с ними какие-либо иные экономические и финансовые взаимоотношения.

Институциональный сектор экономики - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Основными видами резидентных институциональных единиц, согласно определений, принятых в СНС-93, являются:

корпорации (нефинансовые и финансовые),

квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

государственные учреждения,

домашние хозяйства.

Корпорация - институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Собственность корпорации распределена пропорционально долям вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отношения с другими единицами, принимают финансовые обязательства. Квази-корпорации по принятым определениям должны вести полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) - институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования на основе критериев, которые содержатся в разделе 4 настоящего классификатора.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т.е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т.д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Рыночные и нерыночные производители товаров и услуг – производители, занимающиеся соответственно рыночным или нерыночным производством. Разграничение рыночных и нерыночных производителей товаров и услуг является ключевым для определения общей структуры секторальной экономики и идентификации принадлежности хозяйствующих субъектов к соответствующим секторам экономики. Рыночные производители относятся в соответствии с характером их деятельности к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций (и частично к сектору домашних хозяйств), тогда как нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; частично они могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств (производители продукции для собственного использования).

К рыночным производителям относятся хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров и услуг. Однако применение этого общего принципа на практике требует использования более конкретных критериев разграничения.

Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящего классификатора является соотношение между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство, т.н. «правило 50 процентов».

Суть его состоит в следующем:

А) Если 50 и более процентов затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является рыночным производителем и относится к сектору нефинансовых или финансовых корпораций;

Б) Если менее 50 % затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является нерыночным производителем и относится к сектору некоммерческих организаций обслуживающих домашние хозяйства, либо к сектору государственного управления.

Это правило не распространяется на некоторые высокосубсидируемые предприятия (например, угольной промышленности, жилищного хозяйства, сельского хозяйства), которые относятся к рыночным производителям.

В целях использования данного критерия определение выручки от реализации и затрат на производство имеет свои особенности:

Выручка от реализации определяется в размере выпуска продукции без налогов и субсидий на продукты.

Затраты на производство включают сумму промежуточного потребления, оплаты труда, потребления основного капитала и других налогов на производство, а также субсидии на производство.

Затраты на производство не должны включать издержек, понесенных при осуществлении валового накопления из собственного производства, например, при строительстве хозяйственным способом.

«Правило 50 процентов» применяется на основе данных за ряд лет: только если это правило действует в течение нескольких лет или действует в данном году и ожидается, что оно будет действовать в обозримом будущем, его можно строго применять.

ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМ (S.1)

Экономика в целом включает все институциональные единицы – резиденты Российской Федерации.

СЕКТОР НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.11)

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

В данный сектор включаются следующие виды институциональных единиц: нефинансовые корпорации и квазикорпорации, а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг.

Рыночные некоммерческие организации представляют собой организации, имеющие статус некоммерческой организации. При этом они контролируются и в основном финансируются коммерческими организациями либо предоставляют услуги по рыночным ценам, оказывающим значительное воздействие на уровень спроса.

Сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов:

Государственные нефинансовые корпорации (контролируются и финансируются органами государственного управления и органами местного самоуправления) (S111);

Национальные частные нефинансовые корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления или из-за рубежа) (S.112);

Нефинансовые корпорации под иностранным контролем (S.113).

СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.12)

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квази-корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.

К сектору финансовых корпораций относятся собственно финансовые корпорации (включая финансовые квазикорпорации), а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями.

Сектор финансовых корпораций состоит из четырех подсекторов.

Банк России (S.121).

Другие депозитные корпорации (S.122).

В этот подсектор включаются финансовые корпорации и квазикорпорации (кроме Банка России), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и обязательства которых, в основном, имеют форму депозитов. К данному подсектору относятся коммерческие банки, клиринговые учреждения, ссудосберегательные организации.

Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов (S.123).

К данному подсектору относятся финансовые учреждения, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество, но обязательства которых не имеют форму депозитов. Это ипотечные, земляные, инвестиционные, муниципальные банки, кредитные союзы, факторинговые и лизинговые компании, инвестиционные фонды, а также другие финансовые посредники, привлекающие ресурсы в форме, отличной от депозитов, наличных денег или страховых резервов.

Вспомогательные финансовые организации (S.124).

В этот подсектор включаются все корпорации и квазикорпорации, которые занимаются деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением, но сами эти функции непосредственно не выполняют. К ним относятся валютные и фондовые биржи, компании, предоставляющие услуги брокеров по приобретению ценных бумаг, компании, предоставляющие консалтинговые услуги по финансовым вопросам и вопросам инвестирования, корпорации, специализирующиеся на инструментах хеджирования (свопы, опционы и фьючерсы) и др., прочие учреждения, предоставляющие финансовые услуги.

Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды (S.125)

Негосударственные пенсионные фонды, включаемые в данный подсектор, представляют собой самостоятельные институциональные единицы, действующие независимо от своих учредителей. Такие фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции на рынке за собственный счет.

Страховые корпорации подразделяются на государственные, национальные частные и под иностранным контролем; негосударственные пенсионные фонды – на национальные частные и под иностранным контролем. Критерии распределения те же, что и для нефинансовых корпораций.

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (S.13)

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

Принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

Перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

Сектор государственного управления разбивается на следующие подсектора:

S131. Федеральные органы государственной власти и управления.

S132. Органы государственной власти и управления субъектов Федерации.

S133. Органы местного самоуправления.

S134. Фонды государственного социального обеспечения.

В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:

1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т.п.

2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т.п.).

В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения» включаются государственные фонды, созданные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, основной функцией которых является осуществление государственных программ социального обеспечения. Они контролируются органами государственного управления и финансируются за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Размер выплачиваемых фондами пособий, как правило, не зависит от суммы уплаченных взносов.

Фонды государственного социального обеспечения функционируют на федеральном и региональном уровнях власти. В связи с тем, что их деятельность регламентируется едиными нормативными актами, они объединены в один подсектор.

СЕКТОР ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (S.14)

Сектор представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования. Затраты возмещаются за счет выручки от продажи товаров и услуг, оплаты труда, трансфертов и др.

В сектор домашних хозяйств включаются также некорпорированные предприятия домашних хозяйств. Некорпорированные предприятия домашних хозяйств, как правило, представляют собой относительно небольшие предприятия, занятые производством товаров и услуг для продажи на рынке или собственного использования, например, подсобные хозяйства населения, семейные фермы, рестораны, прачечные и т.д.

Некорпорированные предприятия домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников (домашних хозяйств) и не обладают другими признаками институциональных единиц.

Домашние хозяйства так же, как и юридические лица, являются центром принятия экономических решений, они обладают и распоряжаются собственностью и доходом, вступают в экономические отношения с другими единицами, несут ответственность за свои решения по закону. Однако в отличие от юридических лиц домашние хозяйства и некорпорированные предприятия домашних хозяйств не ведут бухгалтерского учета в полном объеме.

В состав сектора домашних хозяйств включается также институциональное население – совокупность лиц, живущих постоянно в учреждениях и не обладающие независимостью в экономических вопросах. Например, члены религиозных орденов, живущие в монастырях, долгосрочные пациенты в больницах, заключенные, отбывающие длительные сроки, пациенты домов престарелых. Такие лица рассматриваются как образующие вместе отдельную институциональную единицу, т.е. отдельное домашнее хозяйство.

СЕКТОР НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА (S.15)

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

Некоммерческие организации могут иметь и другие источники поступлений – доходы от предпринимательской деятельности, поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Если доходы от предпринимательской деятельности являются значительными для этой организации, применение правила «50 %» (см.стр.12) показывает, что она является рыночным производителем, данная институциональная единица рассматривается как рыночная некоммерческая организация в составе секторов S.11 «Нефинансовые корпорации» или S.12 «Финансовые корпорации» в зависимости от основного вида деятельности. Изложенный критерий не применяется для религиозных культовых организаций, т.к. доходы от оказания ими ритуальных, обрядовых услуг не рассматриваются в качестве предпринимательской деятельности. Такие организации всегда относятся к нерыночным и включаются в сектор S.15.

Если некоммерческая организация, оказывающая услуги домашним хозяйствам, имеет поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов, то для ее отнесения в сектор S.15 необходимо, чтобы поступления из бюджета и внебюджетных фондов были меньше половины всех поступлений от текущих операций. В противном случае данная единица относится к сектору S.13 «Государственное управление». Поступления от текущих операций включают все виды поступлений, кроме доходов от продажи активов.

Некоммерческие организации могут быть основаны на членстве домашних хозяйств (например, профсоюзные организации, политические партии, религиозные организации, общества, клубы и т.п.), а также могут быть благотворительными, предоставляющими товары и услуги другим домашним хозяйствам.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций (квазикорпораций).

ОСТАЛЬНОЙ МИР (S.2)

«Остальной мир» представляет собой совокупность институциональных единиц-нерезидентов, вступающих в экономические отношения с единицами-резидентами. В его состав включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

«Остальной мир» подразделяется на две группировки:

S.21 Содружество независимых государств

S.22 Дальнее зарубежье

Межгосударственные организации, учрежденные странами СНГ, включаются в S.21, а международные организации стран дальнего зарубежья включаются в S.22.