Экономическое развитие 19 20 века. Экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в. Новые явления в российской и общемировой экономике на рубеже XIX-XX веков. Возникновение промышленных и финансовых монополий. Проблема империализма: его экономичес

В 80-90-ые годы 19 века (как раз после демократических реформ, убийства Александра II и запуска контрреформ), экономика империи пережила период подъёма. Начался формироваться капитализм. Города и села начал затрагивать процесс модернизации , проводились комплексные реформы. Бурное экономическое развитие России в начале 20 века вытекало, в частности, из этих двух десятилетий.

Вконтакте

Модернизация начала 20 века

В экономике нашей державы начального периода прошлого столетия отмечались:

  • развитие предпринимательской деятельности;
  • увеличение капиталов (внутренних, внешних), включённых в экономику;
  • повышение количества наёмной силы на предприятиях разного типа.

Буквально за два десятилетия империя превратилась из аграрного в аграрно-индустриальное государство (всё равно более 80% населения было задействовано в сельскохозяйственной отрасли).

Это и есть основная особенность российской модернизации – ускоренное её протекание. Российский капитализм развивался высочайшими темпами.

Тот путь, который Англия прошла за несколько веков, Россия «пробежала» за несколько десятилетий. По основным показателям страна постепенно догоняла таких лидеров экономики, как Англия, Германия, Франция и , плотно заняв место во 2-ом эшелоне модернизации.

Внимание! Политологи, социологи и экономисты выделяют такие эшелоны экономической модернизации: первый (завершение этапа формирования капиталистической системы) – Британская империя, Соединенные штаты Америки, Германия, Французская республика; второй (государства развивающегося капитализма) – Российская империя, Австро-Венгрия, Япония; третий (слабый рост капитализма) – государства Латинской Америки.

Цикличность экономики

Наше государство, интегрируясь в мировую экономику, перенимало характерную для неё цикличность (особенность российской модернизации начала века). Периоды спада и подъёма экономики первых лет века можно представить следующим образом (таблица):

Экономика начала реагировать на все политические процессы, проходящие в мире: войны, революции, смены правительств и правителей.

Монополистический капитализм

В русской экономической системе первых десятилетий 20 века (вслед за другими странами) начался складываться монополистический капитализм.

Он представлял собой особое явление, в результате которого сформировался целый мировой конгломерат ведущих объединений промышленности и банковской сферы.

Эти тенденции происходили по всему миру, однако с разной временной периодичностью. В зависимости от ментальности народностей, исторически сложившихся культурных ценностей и так далее.

Признаки и особенности

Признаками монополистического капитализма являются:

  • формирование крупных промышленных групп – монополий;
  • доминирование денежного экспорта над товарным (возможности привлечения дешёвой рабочей силы, дешёвого сырья в странах третьего мира и колониях);
  • экономический передел (территориальный раздел) мира между крупнейшими монополиями (русские компании принимали активное участие в этом переделе, который скорее напоминал политическую, колониальную экспансию);
  • ожесточение колониальных войн;
  • формирование империализма.

Бизнесмены стали активно влиять на внешнюю политику, отстаивая собственные коммерческие интересы.

В российской экономике имелись и особые характеристики данного вида капиталистических отношений:

  1. Он формировался на фоне сохранения самодержавной власти и помещичьего землевладения, сословного неравенства и отсутствия социального права.
  2. Российская империя представляла собой огромную многонациональную державу, где разные регионы и разные народы существовали в разных социально-экономических условиях.
  3. Капиталистический монополизм формировался в особом порядке исключительно потому, что Российская империя произвела переход к капиталистической системе позже ряда других европейских государств.

Этапы формирования

Становление монополистического капитализма в русском государстве разделяется на 3 основных стадии:

  • 1880-90 гг. – появление первых картелей , согласовывавших рынки сбыта и цены;
  • 1900-08 гг. – появление синдикатов, банковских монополий, начало сращивание промышленного и банковского капиталов;
  • 1909-13 гг. – формирование синдикатов, финансового капитала.

Формы монополий

В экономике Российской империи существовало две основные формы монополий:

  • сбытовые – картели и синдикаты;
  • производственные – тресты и концерны.

Принципиальные отличия разных форм монополий друг от друга и периоды их формирования в Российской империи представлены в таблице:

Развитие промышленности

Российская промышленность начала 20 века переживала период трансформации: появлялись новые отрасли производства, начинали использоваться достижения техники и науки.

Российская промышленность в этот период времени формировалась и развивалась при активном участии иностранного и государственного капитала.

Развитие сельского хозяйства

Несмотря на усиленные темпы развития промышленности, Россия оставалась аграрной страной. Но при том, что она была лидером по экспорту продукции сельского хозяйства, положение в этом секторе экономики было достаточно тяжёлым:

  • зерновая специализация приводила к аграрному перенаселению и истощению земель Юга и Юга-Востока России;
  • в основном хозяйства были маломощными (это касалось и крестьянских и помещичьих хозяйств);
  • неиспользование технологий приводило к частым неурожаям и голоду;
  • в деревне сохранились полукрепостнические патриархальные пережитки, модернизация в этом секторе шла очень медленно.

Кроме того, Россия находится в зоне «рискованного земледелия». Из-за климатических условий (наводнения, засуха, заморозки) часто случались неурожаи.

Важно! В этот период конкуренцию на мировом сельскохозяйственном рынке Российской империи стали составлять США, страны Латинской Америки и Австралия.

Реформы П. А. Столыпина

Реформы П. А. Столыпина, проведенные им в 1906-1910 гг., были направлены на ускорение модернизационных процессов в сельском хозяйстве. По этим реформам:

  • крестьяне получили право выхода из общины;
  • крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке на развитие хозяйства;
  • государство оказывало помощь крестьянам, желавшим переселиться за .

Все эти меры привели к ускоренному формированию сельской и увеличению рентабельности сельского хозяйства, его товарности и

связи с , но они не сняли социального напряжения, существовавшего в российской деревне.

Дело в том, что Столыпин так и не решился на важнейший шаг – ликвидацию помещичьего землевладения, что привело бы к земельному

перераспределению и решило бы вопрос малоземельности крестьянских хозяйств. Таким образом он бы избавился от сильного классового неравенства и подстегнул экономику.

Транспорт

В России начала 20 века транспортная система не претерпела значительных изменений. Ведущую роль в перевозке грузов и логистике играли железные дороги, а также водное сообщение (в России было много частных пароходных компаний-перевозчиков). Шоссейных дорог было очень мало. Между городами были проложены оборудованные тракты.

Финансовая система

В российской финансовой системе начала 20 века доминировали государственные и частные капиталы:

Российская финансовая система начала 20 века находилась не в лучшем состоянии. Во-первых, серьёзное влияние на неё оказал международный кризис 1900-1903 гг. Во-вторых, и революция 1905-1907 гг. фактически опустошили русскую казну . В-третьих, постоянное обращение к иностранному капиталу привело к росту государственного долга.

Реформы С. Ю. Витте

Реформы министра внутренних дел С. Ю. Витте стали попыткой стабилизовать финансовую систему. Он провел целый комплекс мероприятий, направленный на оздоровление экономики:

  • регулирование системы тарифов;
  • реорганизация системы налогообложения;
  • государственное регулирование внешней и внутренней торговли (протекционизм);
  • активизация деятельности Госбанка и денежная реформа 1897 года, направленная на укрепление национальной валюты;
  • борьба с бюджетным дефицитом.

В целом реформы носили позитивный характер, но С. Ю. Витте не дали их завершить, блокируя его аграрную программу.

Особенности экономического развития

Таким образом, российской экономике начала 20 века были присущи (она характеризовалась):

  • сочетание развитой промышленно-финансовой системы с отсталой аграрной;
  • слабость буржуазии, которая только начала формироваться в условиях социального неравенства;
  • высокая концентрация иностранного капитала при низком экспорте отечественного.

Кратко об экономике России начала 20 века

Развитие экономики России в 20 веке

Вывод

С одной стороны российская экономика стремительно эволюционировала и развивалась, с другой – самодержавие, помещичье землевладения, пережитки крепостничества и социальное неравенство тормозили модернизационные процессы. Но, в любом случае, за этот период уровень экономического развития России увеличился и её отставание от ведущих капиталистических держав значительно сократилось.

Введение

1.Особенности социального развития России в конце XIX – начале ХХ века

1.1 Территория

1.2 Население

2.Особенности экономического развития России в конце XIX – начале ХХ века

2.1 Промышленность

2.2 Сельское хозяйство

3. Особенности политического развития России в конце XIX – начале ХХ вв.

3.1 Государственный строй

3.2 Российская дипломатия

3.3 Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

3.4 Революция 1905 – 1907 гг.

3.5 Государственная дума

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В своей работе я постараюсь осветить особенности развития России на рубеже XIX – XX вв., а также разобраться в причинах, которые толкнули империю на путь революций. Ведь именно в этот временной отрезок закладывался фундамент будущих потрясений. Не будь Кровавого Воскресенья, Цусимы, Мукдена, будь приведены в действия все реформы Столыпина, возможно история потекла бы по совсем иному руслу. Кроме того, развитие России на рубеже веков имело ряд интересных особенностей во всех сферах жизни: бурно развивались промышленность и сельское хозяйство, урбанизация набирала обороты, появились Государственная дума и политические партии. В это же время в стране формируются новые классы: буржуазия и пролетариат, которые так же ещё скажут своё веское слово в истории. В конце 19 века в России появляются первые крупные монополии, происходит стабилизация рубля (отныне его принимают во всех банках мира). Всё это позволило России вплотную приблизиться к западным странам в сфере экономики. Появление Думы означало, что самодержавие готово идти на компромиссы и в будущем возможно появление конституции. Правда, надежды не оправдались, Дума стала фактически лишь законосовещательным органом. Тем не менее, сам факт того, что власть, пусть и на бумаге, отказалась от части полномочий - заслуживает внимания. Также в работе будут рассмотрены революция 1905 года и Русско-японская война, так как влияние этих событий на дальнейшее развитие России очевидно.


1.Особенности социального развития России в конце XIX - начале XX века


1.1 Территория


К концу XIX – началу XX вв. Россия, на протяжении столетий неудержимо расширявшая свои пределы, достигла грандиозных размеров. Общая площадь территории Российской империи составила более 19 млн. кв. км, т. е. около 1/6 части суши земного шара. Границы её простирались от польских земель по реке Висла на западе до Тихоокеанского побережья на востоке, от берегов Северного Ледовитого океана на севере до гор Памира на юге. Такая огромная территория отличалась чрезвычайным разнообразием почвенных и климатических условий. И прежде всего это влияло на сельское хозяйство, которым в то время занималась основная масса жителей Российской империи (более 80%). На территории страны возделывались самые различные культуры: Европейская часть России была покрыта бескрайними полями пшеницы, ржи, овса; Закавказье, Бессарабия и Крым славились своими садами и виноградниками; Средняя Азия поставляла хлопок и шёлк.

Однако значительная часть российской территории не поддавалась сельскохозяйственному освоению – это касалось прежде всего Сибири. Резко континентальный климат, с жарким, нередко засушливым летом и суровыми зимами, вечная мерзлота, охватывающая значительную часть почв, густые, таёжные леса.

На обширных пространствах Российской империи залегало множество полезных ископаемых. В конце XIX – начале XX вв. их добыча держалась на "трёх китах": золоте, железной руде и каменном угле. В 1891 г. общая производительность горных промыслов в России оценивалась в 131 млн. рублей, причём из них: золота добывалось на 45млн. рублей, чугуна на 42 млн. рублей, каменного угля на 20 млн. рублей. Постоянный рост добычи железной руды и каменного угля был связан с бурным промышленным подъёмом 90-х гг. XIX в. Раньше на протяжении почти двух столетий львиную долю полезных ископаемых поставлял Урал. Однако в конце века определяющее значение начинает приобретать Донецкий район на юге Российской империи – здесь в конце XIX в. выплавлялось около 50% чугуна и добывалось более 90% каменного угля. Промышленным подъёмом предопределялся и резкий рост добычи нефти на Бакинских промыслах (на 31 млн. рублей в 1895 г. против 8 млн. рублей в 1891 г.). К началу XX в. Россия по добыче нефти вышла на первое место в мире.


1.2 Население


По данным переписи 1897 г., население Российской империи составило 128 924 289 человек. Оно расселялось крайне неравномерно. Это зависело от природных особенностей того или иного региона и его исторической судьбы. Наибольшая плотность населения была в самой западной части империи, в царстве Польском. Здесь проживало около 85 человек на кв. км. (всего около 9,5 млн.). Регионом с самой малой плотностью населения всегда была Сибирь – О,5 человека на кв. км (всего более 5,7 млн.). Примерно одинаковой была плотность населения в Европейской части России и на Кавказе – около 22 человек на кв. км (94 млн. и 9,2 млн.). В Финляндии проживало около 9 человек на кв. км (всего 2,5 млн.) и в Средней Азии – 2,5 человека на кв. км (всего 7,7 млн.).

В Российской империи была самая высокая рождаемость в Европе – на каждую тысячу жителей рождалось в среднем около 46 человек в год (в развитых европейских государствах – от 21 до 44). В то же время в России была и самая высокая смертность – порядка 35 человек в год на 1000 жителей (в Европе – от 17 до 24). Происходило это прежде всего потому, что подавляющее большинство населения жило в деревнях, где практически отсутствовала медицинская помощь. В целом динамика роста населения в Российской империи была исключительно высока. За два столетия общая численность населения возросла без малого в десять раз (с 14 млн. в царствование Петра I), причём решающую роль сыграл именно прирост коренных жителей, а не присоединение новых территорий. В этом отношении Россия была на одном из первых мест в мире, уступая только США.

О серьёзных переменах, происходящих в конце XIX в. свидетельствует бурный рост городского населения. По данным переписи 1897 г., в городах проживало более 17 млн. человек или, более 13 % всего населения империи (по сравнению с 60 – ми гг. XIX в. городское население выросло в два раза). При этом население обеих столиц - Петербурга и Москвы – превысило 1 млн. человек. Многие города (Москва, Харьков, Николаев, Екатеринбург и др.) приобретали всё более промышленный облик. Однако, невзирая на эти заметные перемены, Россия оставалась аграрной страной.

Несмотря на многонациональный характер Российской империи, на протяжении столетий вбиравшей в себя всё новые и новые народы, в ней и к началу XX в. сохранилось значительное преобладание русского населения – 72,5 % (для сравнения: финны составляли 6,8 % всего населения империи, примерно столько же поляки, литовцы – 4%, евреи – 3,5 %, татары – 2 %). В ещё большей степени это касалось вероисповедания: православных в России было около 84%, католиков – 5,4%, мусульман – около 3,5 %, иудаистов – 3%. Народы, проживавшие вблизи границ империи и представлявшие собой компактные, сплочённые общности со своими традициями, обычаями, культурой, языком (поляки, финны, литовцы и др.), всё в большей степени проявляли стремление создать самостоятельные государства. К концу XIX – началу XX вв. проблема "окраин России" обострилась.


2.Особенности экономического развития России в конце XIX – начале XX века


2.1 Промышленность


В последнее десятилетие XIX в. экономическое развитие России характеризовалось мощным промышленным подъёмом. Именно в это время наряду со старыми промышленными регионам (Уралом, Центральным, Северо-западным) оформляются новые – Южный (угольно – металлургический) и Бакинский (нефтяной). В этих районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Благодаря им в стране создаётся новая мощная топливная база. На её основе формировалась и тяжёлая промышленность: увеличивается в три раза по сравнению с предыдущим десятилетием производство чёрных металлов, что позволило России почти полностью отказаться от импорта металла. В три раза возрастает объём машиностроения. Промышленный подъём в России благотворно сказался на жизни всех слоёв общества. Английский учёный П. Гетрелл образно заметил: "Ясно, что в среднем в 1914 г. подданные царя питались и одевались значительно лучше, чем их непосредственные предшественники".

Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия отставала в сфере промышленного производства от ведущих буржуазных держав. При самых высоких темпах развития в мире в России сохранялась низкая производительность труда. Кроме того, Россия была бедна капиталами. Её внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. Перед правительством России со всей остротой встала проблема привлечения иностранных капиталов. В 1895 г. С.Ю. Витте доказывал министрам и императору, что "без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторые местности нашей обширной родины".

Империя, с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешёвой рабочей силой, чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. В конце XIX – начале XX вв. в горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях иностранные денежные вложения превышали российские.

Российские рабочие в то время оставались самыми низкооплачиваемыми в Европе и легче своих коллег во Франции или Германии поддавались на революционную агитацию.

Российская буржуазия оказалась в большой зависимости от государственной власти. В конце XIX – начале XX вв. создаются особые государственные органы – "Совещания по судостроительству", "Съезд по делам прямых сообщений" и другие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте с представителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органы распределялись государственные заказы, предоставлялись льготы, денежные займы и т.д. Всё большее значение в регулировании производства приобретает в это время и Государственный банк, оказавший мощную финансовую поддержку тем монополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересовано правительство.

В результате у крупной буржуазии складывается двойственное отношение к монархическому строю. С одной стороны, буржуазия, всё больше ощущая свою экономическую мощь, начинала стремиться к политической власти и таким образом оказывалась в оппозиции к императору. С другой стороны, постоянная финансовая поддержка буржуазии правительством и государственные заказы делали эту оппозицию достаточно слабой. И всё – таки русская буржуазия уже не была "служанкой" аристократии. Ещё Ф. М. Достоевский в 70 – е гг. XIX века заметил, что "прежние рамки прежнего купца вдруг страшно раздвигаются в наше время. С ними вдруг роднится европейский спекулянт, на Руси ещё прежде неведомый, и биржевой игрок…Современному купцу уже не надо заполучать к себе на обед "особу" и давать её балы; он уже роднится и братается с особой на бирже, в акционерном собрании… он уже теперь сам лицо, сам особа".

В новых промышленных районах стало появляться всё больше грандиозных промышленных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. Этот процесс называется концентрацией производства. Он происходил в России в сжатые сроки и более быстрыми темпами, чем в какой – либо другой стране, и открывал путь для образования монополий, т.е. таких крупных предприятий, у владельцев которых появляется возможность установить контроль над рынком и диктовать свои условия в отдельных отраслях производства, обеспечивая себе тем самым максимальные прибыли. Для этого им нужно было лишь договориться между собой о том, сколько произвести продукции и какую цену на неё назначить.

Монополии появляются в России в 80 – 90 – х гг. XIX в. Одной из первых монополий, например, стало объединение сахарозаводчиков. И всё же подобные процессы были наиболее характерны для отраслей тяжёлой промышленности. "Союз вагоностроительных заводов" вобрал в себя почти все крупные предприятия страны по производству подвижного состава для железных дорог. В нефтяной промышленности возникает "Союз бакинских керосинозаводчиков" и "Союз семи фирм", почти монополизировавших производство и продажу нефти. Однако, как считает современный исследователь экономики России начала XX в. В.Я. Лаверычев, "монополистические союзы, банковские монополии, система государственно – монополистического капитализма в предреволюционной России не достигали такой степени зрелости, которая была характерна для ведущих капиталистических стран".

Параллельно концентрации промышленного производства в России, как и во всём мире, происходила концентрация банковского капитала. В ходе ожесточённой борьбы за господство в этой сфере, стоившей независимости существования многим мелким провинциальным банкам, к началу XX в. выделяется так называемая "большая пятёрка" - группа петербургских банков, на долю которых приходилась почти половина всех денежных ресурсов.

90-е годы XIX в. – время интенсивного железнодорожного строительства. Наряду с прокладкой новых железнодорожных путей в промышленных районах в этот период всё большее значение приобретает расширение сети железных дорог на окраинах империи: в Белоруссии и Прибалтике, на русском Севере, в Закавказье и Средней Азии. В 90 – х гг. XIX в. начинается строительство самой грандиозной в мире Транссибирской магистрали протяжённостью в 7 тыс. вёрст.

В XX век Россия вступила, имея вторую по протяжённости железнодорожную сеть (после США), причём почти половина её была построена в 90 – х гг. предыдущего столетия. Инициатором железнодорожного строительства в стране являлось само правительство, осознавшее необходимость железных дорог для России. "В царствование императора Александра III, - писал министр финансов и путей сообщений того времени С.Ю. Витте, - установилась твёрдая идея о государственном значении железных дорог…сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки зрения практической, так и теоретической".

Железнодорожное строительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различными регионами, чрезвычайно способствовало промышленному развитию страны в целом.


2.2 Сельское хозяйство


Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещиками значительную часть их земель – как правило, лучшую – и тем самым обрекла массу крестьян на малоземелье. Скудные крестьянские наделы были к тому же обложены разнообразными платежами в пользу государства. Крестьянская община, которая поддерживалась правительством, сковывала предприимчивость своих членов. Лишь малая часть крестьян смогла перестроить своё хозяйство на новый лад.

Даже в урожайные годы многие крестьяне не доедали, поскольку им не удавалось собрать с небольших наделов достаточно зерна для пропитания своих семей. Наблюдения современников, материалы земской статистики и даже официальные, как правило, приукрашенные данные о русской деревне конца XIX – начала XX вв. рисуют картину хронической нищеты.

Крестьяне вынуждены были постоянно брать у помещиков хлеб в долг, а землю в пользование. Расплачиваться же приходилось своим трудом – отработками. Таким образом, если раньше крестьяне работали на помещика потому, что были крепостными, то теперь им приходилось это делать из-за нужды, голода и нехватки собственной земли. Без коренного изменения права собственности на землю в деревне Россия не могла развиваться дальше.

Это было очевидным и для правящих кругов. Крупнейший государственный деятель России того времени С.Ю. Витте так писал о положении крестьян в общине: "Как может человек проявить и развивать не только свой труд, но и инициативу в своём труде, когда он знает, что обрабатываемая им земля через некоторое время может быть заменена другой, что плоды его трудов будут делиться не на основании общих законов и завещательных прав, а по обычаю, когда он может быть ответственен за налоги, не внесённые другими". Однако далеко не все современники смотрели на земельный вопрос с такой точки зрения. "Какая чепуха! – писал Иван Бунин. – Был народ в 160 миллионов численностью, владевший шестой частью земного шара, и какой частью? – поистине сказочно богатой и со сказочной быстротой процветающей! – и вот этому народу сто лет долбили, что единственное его спасение – это отнять у тысячи помещиков те десятины, которые и так не по дням, а по часам таяли в их руках!"

Тяжёлое положение в сельском хозяйстве рано или поздно должно было оказать своё роковое воздействие на промышленное производство, связанное многими нитями. Например, чрезвычайно низкий жизненный уровень крестьянства – порождал огромные трудности со сбытом продукции, крестьянам просто не на что было покупать промышленные товары. В то же время промышленность нуждалась в создании широкого слоя наёмных рабочих, а крестьянская община не давала окончательно разориться даже самым бедным землевладельцам. В условиях постоянно углублявшегося противоречия между интересами промышленного производства и сельского хозяйства экономика России была чрезвычайно уязвима, подвержена различным кризисам и потрясениям.

Аграрный вопрос был одной из наиболее болезненных проблем в России на рубеже веков. Политика правительства до первой русской революции в целом была направлена на сохранение общины. В соответствии с Положением 1861 г. после отмены крепостного права земля передавалась не в частную собственность крестьян, а в собственность общины, где периодически происходили переделы земли. Без её согласия крестьянин не мог продать или заложить свой надел. Члены общины были связаны между собой круговой порукой. Община была удобна в фискальных целях, её легче было подчинить чиновникам, чем отдельные хозяйства. Кроме того, до определённого момента эта форма была удобна и для полиции.

Позиции сторонников общины в правительственном лагере в 90 – х гг. XIX в. были достаточно сильны. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев считал, что все пороки приходят вместе с отходом от "естественных", исторически сложившихся форм социальной жизни, т.е. с разрушением общины.

Община рассматривалась как гарантия социальной стабильности, обеспечивающая крестьянам, хотя бы в минимальной степени, главный и необходимый для них ресурс – землю. По словам Л.В. Ходского, община "представляет сильный оплот против развития безземелья и пролетариата".

Однако вместе с тем в конце XIX – начале XX в. в среде правящей элиты росло влияние противников общины. Н.Х. Бунге – учёный-экономист, убеждённый сторонник частной собственности, министр финансов в 1881 – 1896 гг. выступал за переход от общины к "подворно-участковому землевладению". Его предложения – превращение крестьян в частных землевладельцев, организация Крестьянского банка и переселение крестьян на свободные земли – должны были способствовать переводу сельского хозяйства на путь интенсивной капиталистической модернизации, однако в целом не были приняты.

С.Ю. Витте также не являлся сторонником общины. Он вполне соглашался с утверждением, что община, уравнительное землепользование "убивает основной стимул всякой материальной культуры".

После революции, в которой община стала организатором крестьянских выступлений, правые, рассматривавшие её прежде как основу самодержавия, были вынуждены признать, что община "служит…необходимым элементом для обострения классовой борьбы". Наиболее известным противником общины в правящих кругах являлся П.А. Столыпин, с именем которого связаны реформы, направленные на её разрушение.

Единства по вопросу об общине на рубеже веков не было и среди революционеров и либералов. Либеральные народники являлись горячими сторонниками общины, так как видели в ней зародыш социализма. "Легальные марксисты", а впоследствии – кадеты рассматривали общину только как препятствие для социально-экономического развития России.

Легальный марксист П.Б. Струве считал, что "бедность масс русского населения есть в гораздо большей степени историческое наследие натурального хозяйства, чем продукт капиталистического развития". Кроме того, разорение крестьянских хозяйств приведёт к уменьшению земледельческого населения и росту числа рабочих, занятых в промышленности. Этот процесс, по мнению "легальных марксистов", следует приветствовать, так как "внешние условия, в которые современный капитализм ставит трудящиеся массы, развивают в них чувство активности, политический смысл, способность к коллективным действиям".

Народники приводили свои аргументы в защиту общины. Например, А.С. Посников – профессор московского сельскохозяйственного института – в своей работе "Общинное землевладение" поставил целью доказать, что община не является препятствием для прогресса сельского хозяйства. По его мнению, переделы земли в общине являются благом, поскольку "обеспечивают право всякого, рождённого в общине, на равное с другими количество земли". Посников решительно выступает за сохранение общины, так как только она "может служить основой правильного развития истинного народного хозяйства", тогда как при частной собственности "возможно лишь процветание хозяйства определённой группы лиц и большая или меньшая зависимость одних членов общества от других".


3. Особенности политического развития России в конце XIX – начале XX вв.


3.1 Государственный строй


Российская империя к концу XIX –началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жёсткой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: "Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью".

Неограниченная власть монарха опиралась на целую систему государственных учреждений, которая на протяжении XVIII – XIX вв. постепенно создавалась, отлаживалась и упорядочивалась по европейским образцам. Так, в своей законодательной деятельности император опирался на Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. В нём должны были обсуждаться новые законопроекты, которые лишь после этого представлялись на утверждение императора. Соображения членов Государственного совета ни в коем случае не связывали императора, они могли только облегчить ему принятие правильного решения. Во главе Совета стоял председатель, считавшийся высшим должностным лицом Российской империи. И он, и члены Совета назначались лично императором из числа наиболее заслуженных сановников (чаще всего из бывших министров).

Определяющую роль в управлении страной играли министерства – центральные органы исполнительной власти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы, министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и несли перед ним всю полноту ответственности за порученную работу. К концу XIX – началу XX вв. в России существовало девять министерств, достаточно чётко поделивших между собой основные сферы государственной деятельности: Министерство внутренних дел, Военное министерство, Морское министерство, Министерство иностранных дел, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов, Министерство народного просвещения, Министерство путей сообщений и Министерство юстиции. Для согласования деятельности между отдельными министерствами, а также для решения общих вопросов правительственной политики существовал Комитет министров. Он был совещательным учреждением, докладывавшим своё мнение государю. Последнее слово и здесь оставалось за императором.

Важную роль в системе государственных учреждений Российской империи играл Сенат, состоявший из десяти департаментов. Первый департамент осуществлял административный надзор за деятельностью местных и центральных органов управления, рассматривал жалобы на действия должностных лиц, проводил ревизии. Остальные же девять департаментов были высшими апелляционными инстанциями по гражданским и уголовным делам (каждый для своей группы губерний), в них подданные подавали жалобы на местные судебные инстанции. Таким образом, Сенат в целом являлся контрольным органом для административных и судебных учреждений.

В своей деятельности центральные органы управления опирались на местные губернские и уездные, составляя с ними единую систему. Главным представителем власти на местах был губернатор, ему подчинялись чиновники губернского правления. Кроме того, губернатору подчинялись полицейские силы, которые в губернских городах возглавлялись полицмейстерами, а в уездных – городничими. Эта система управления отличалась цельностью. Даже выдвигаемые уездным дворянством капитаны-исправники были не более чем выборными чиновниками. Все же прочие должностные лица системы управления назначались сверху, увольнялись сверху и соответственно, отчитывались перед вышестоящими инстанциями. В начале XX в. эмигрант Сергей Ольденбург писал, что "царская власть имела в своём распоряжении послушный и стройно организованный государственный аппарат, прилаженный ко многим потребностям Российской империи. Этот аппарат создавался веками, от московских приказов, и во многом достиг своего совершенства". В то же время недостатки этой системы были ясны даже самым убеждённым монархистам. Крайне правый эмигрантский публицист Иван Солоневич отмечал: "Начальственно-бюрократическая система в страшной степени тормозила всякое проявление национальной инициативы. И если Россия показывала невиданный экономический рост, то это происходило не благодаря бюрократии, а несмотря на бюрократию".

Во второй половине XIX в. в России были заложены основы принципиально иной системы управления. В 1864 г. в ходе земской реформы появились органы местного самоуправления на двух территориальных уровнях – в уездах и губерниях. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские – формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Функции земств были многообразны. В их ведении находились местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение.

В конце XIX – начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. От души приветствуя реформу, либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конституционной. Однако эти надежды оказались иллюзией. Знавший положение России на рубеже веков едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: "Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьёзной степени умаляется неумеренностью климата во многих её частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами…Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый, богобоязненный".


3.2 Российская дипломатия конца XIX – начала XX вв.


В 1894 г. Россия вступила в новое царствование. Молодой император, по всеобщему признанию не способный править огромной державой, остался после смерти своего отца один на один с грузом проблем. Были среди них и те, что могли решиться внутри страны по одному желанию царя. Александр III вольно или невольно на долгие годы предопределил действия на международной арене своего сына и наследника.

Европейская политика конца XIX в. отличалась редкой противоречивостью. Мир был уже поделён на сферы влияния между могущественными державами, такими как Франция и Англия. Бурно развивающиеся страны, в первую очередь Германия и Япония, также стремились получить "кусок пирога" - зависимые и контролируемые территории, чтобы вывозить свои товары и найти дешёвую рабочую силу. На пороге XX в. Россия как бы принадлежала к обоим этим лагерям. По площади колониальных владений она занимала второе место в мире после Англии. Cибирь, Средняя Азия и Казахстан практически не были освоены в промышленном отношении, здесь имелось достаточно места для создания новых рынков, находились богатые залежи полезных ископаемых: угля, нефти, золота и различных руд. Однако малая населённость этих земель являлась серьёзным препятствием для их освоения, вывозимые Россией товары просто некому было покупать.

Между тем промышленное производство в самой России быстро росло, ему требовались новые рынки сбыта. Поэтому Российская империя, подобно Германии и Японии, была заинтересована в переделе колониальных владений старых мировых держав…Русская внешнеполитическая линия в конце XIX – начале XX вв. постоянно колебалась между двумя возможными союзниками – Германией и Францией, а в их лице между миром старых колониальных держав и молодыми, ещё только набирающими силу государствами.

В начале 90 – х гг. XIX в. Россия завязала тесные политические отношения с Францией, а в 1893 г. заключила с ней союзный договор. В то время ещё никто не знал, что русско-французский союз сыграет в судьбе российского самодержавия решающую роль. В 1906 г. в Англии победу на выборах одержала либеральная партия, находившаяся под сильным влиянием Франции. Новое правительство Великобритании ощущало всю силу германского проникновения в свои традиционные сферы интересов на Востоке, поэтому оно склонно было искать новых союзников. Старое противостояние с Россией Лондон не считал таким опасным, как столкновение с Германией. Поэтому уже летом 1906 г. начались русско-английские переговоры, завершившиеся 18 августа 1907 г. подписанием соглашения. Оно сыграло важную роль в мировой политике. Теперь ведущие страны разделились на два противоборствующих лагеря: Тройственный союз, который объединял Германию, Австро-Венгрию и Италию, и Антанту, которую составляли Россия, Англия и Франция. Заключив соглашение с Англией, Россия окончательно сделала свой выбор на международной арене. Когда кайзер Германии Вильгельм II выслушал доклад канцлера Бернгарда фон Бюлова о последствиях англо-русского договора, он заметил: "Совершенно верно. И станет нам в Европе ещё неуютней, чем до сих пор".

Через несколько лет, связанная союзническими обязательствами, Россия вынуждена была вступить в войну, которая привела к падению российской монархии и страшным революционным потрясениям.


3.3 Русско-японская война 1904 – 1905 годов


На рубеже XIX – XX вв. модернизация в экономической, политической и социальной областях проходила в условиях сохранения пережитков крепостного строя – помещичьего землевладения. Развитие же промышленного производства сопровождалось активизацией рабочего движения и волнениями. По мнению министра внутренних дел Плеве разрядить обстановку могла бы "маленькая победоносная война". Такой войной поначалу представлялся конфликт с Японией. Военные действия начались в 1904 г. нападением японцев на русскую эскадру у крепости Порт-Артур. Героическая оборона этой крепости продолжалась 157 дней, но силы были явно не равны и в итоге японцы отпраздновали успех. Сухопутные сражения также были неудачными для России, финальным же аккордом стал разгром русской эскадры под Цусимой. После этого Россия стала искать мира с Японией. Японцы тоже "не горели желанием" продолжать войну и в итоге 23 августа 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, разрешила ей бесконтрольный рыболовный промысел в российских водах, заплатила за содержание русских пленных, отдала японцам Порт-Артур и Дальний и признала Корею и Южную Манчьжурию сферой влияния Японии. Поражение в этой войне сильно повлияло на политическую обстановку в стране и стало катализатором активизации революционной деятельности.


3.4 Революция 1905 – 1907 годов


Началом революции послужили события Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Результатом явилось нанесение колоссального ущерба репутации царя. За событиями в Петербурге последовали волнения в других регионах страны. Самым знаменитым было восстание на броненосце "Потёмкин". Правительство отреагировало на выступление народных масс объявлением о подготовке к созыву Государственной думы. Однако революция продолжала нарастать. В октябре 1905 г. вспыхнула Всероссийская политическая забастовка. Попытки подавить её силой не увенчались успехом, тогда царь был вынужден опубликовать манифест 17 октября, который явился началом реформы государственного строя страны. Однако левые радикалы продолжали курс на революционное выступление против самодержавия. Апогеем стало декабрьское восстание в Москве. Руководили восстанием революционные партии: эсеры и эсдеки. Но к концу 1905 г. стало ясно, что революция идёт на убыль. Главную роль в относительной стабилизации положения в стране в 1906 г. сыграли надежды населения на "российский парламент" - Государственную думу. Созыв Думы, введение, хоть и с определёнными ограничениями, политических свобод заметно изменили обстановку в стране. Этот шаг императорской власти положил конец первой русской революции. Желая избежать нового революционного взрыва, правительство вынуждено было искать путь к решению наболевших вопросов - прежде всего аграрного.

Одолеть революцию правительству удалось благодаря той двойственной политике, которую оно начало проводить с октября 1905 г. С одной стороны, оно не отказывалось от карательных мер по отношению к своим политическим противникам, более того, С.Ю. Витте, возглавивший правительство после 17 октября 1905 г., сумел придать этим мерам невиданные прежде размах и действенность. Но с другой стороны, правительство Витте умело сбивало революционную волну осторожными реформами. В декабре 1905 г. был принят закон, призванный регулировать рабочее движение: противозаконными признавались забастовки государственных служащих, служащих общественных учреждений, а также рабочих предприятий, "жизненно важных для экономики страны". За нарушение этих запретов рабочих активистов ждали продолжительные сроки тюремного заключения. В феврале 1906 г. был принят закон, который ограничивал свободу слова и печати; в соответствии с ним любое лицо, ведущее "антиправительственную пропаганду", должно быть подвергнуто полицейским преследованиям. В марте 1906 г. было разрешено создание профсоюзных организаций. Однако профсоюзы при этом попадали под полный контроль местной администрации; им запрещалось принимать какое бы то ни было участие в организации стачек, объединяться по территориальному принципу, т.е. создавать сколько-нибудь значительные организации. Более серьёзно правительство Витте попыталось подойти к решению аграрного вопроса. Один из ближайших сотрудников главы правительства – Н. Н. Кутлер разработал проект частичной конфискации помещичьих земель в пользу крестьян с выплатой помещикам "справедливого вознаграждения". Однако по мере того как страх помещиков перед крестьянскими волнениями утихал, они всё резче выступали против каких бы то ни было принципиальных перемен в аграрной сфере. Их точку зрения вполне разделял сам Николай II, написавший на полях кулеровского проекта: "Частная собственность должна оставаться неприкосновенной" - и тем самым похоронивший его.


3.5 Государственная дума


18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. В нём Булыгину поручалось разработать проект закона о новом государственном учреждении, которое и составили бы "избранные от населения люди". 23 мая этот проект был представлен Совету Министров. 19 – 26 июля вопрос о Государственной думе (так было названо новое учреждение в проекте Булыгина) обсуждали на специальном совещании под председательством императора высшие чиновники России. Наконец 6 августа Николай II утвердил "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в государственную думу" - документы, устанавливавшие порядок работы общероссийского выборного органа власти. Функции Государственной думы были законосовещательными, т.е. её депутаты могли участвовать только в обсуждении проектов законов, их мнение не играло решающей роли при его утверждении. Ожидания либеральной общественности, надеявшейся на создание в России парламента, не оправдались. Дума, названная в народе "булыгинской", оказалась лишь куцым подобием парламента. Однако детище Булыгина так и не появилось на свет. Когда осенью 1905 г. положение в стране стало угрожающим, Николай II в манифесте 17 октября вынужден был обещать созыв уже не законосовещательной, а законодательной Думы. Таким образом, принцип неограниченности самодержавия был нарушен. Россия становилась страной парламентской.

11 декабря 1905 г. был утверждён избирательный закон. В соответствии с ним устанавливалась очень сложная система выборов в Государственную думу. Все избиратели (в их число не включались женщины, военные и городская беднота) делились на курии – особые группы, принадлежность к которым определялась в зависимости от имущественного и сословного положения. В общей сложности насчитывалось четыре курии: рабочая, крестьянская, городская и землевладельческая. Каждая курия получала право избирать в Думу определённое число депутатов; больше всего депутатов могла выдвинуть курия землевладельцев. 20 февраля 1906 г. было принято "Учреждение Государственной думы" - документ, который устанавливал порядок её работы. Согласно ему, Дума созывалась на пять лет, причём император обладал правом распустить её досрочно и назначить новые выборы. Дума могла принимать законы, государственный бюджет, утверждать штаты государственных учреждений.

I Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. В этот день депутатов принял в Зимнем дворце сам император. Никогда прежде за полтора столетия своего существования главный дворец России не знал такого приёма. Один из его участников вспоминал позднее: "Там и сям можно было видеть группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых в сюртуки, и только изредка среди них можно было заметить мундир. Но над этими буржуазными костюмами доминировало простое платье – крестьянские кафтаны и рабочие блузы… Здесь старый генерал, там бюрократ, поседевший на службе, с трудом сдерживали гнев, наблюдая вторжение в священные залы Зимнего дворца этих новых людей". С речью к собравшимся обратился Николай II. Ликованию либералов не было предела: из уст самого государя прозвучало слово "конституция". Незадолго до открытия заседаний Думы чиновник А.Ф. Трепов был специально командирован в Европу для того, чтобы разузнать порядок работы парламентов. За образец был принят парламент Франции. Депутаты рассаживались в зале в соответствии со своей политической принадлежностью: чем консервативнее был депутат, тем ближе к правой от председателя стороне он выбирал себе место. Отсюда и пошла традиция именовать консерваторов "правыми". Это дало повод одному из наиболее консервативных депутатов В.М. Пуришкевичу как–то заявить, что правее него только стена. На левом краю размещались депутаты-радикалы: социал-демократы и эсеры. Для поддержания порядка в зале присутствовал думский пристав, который по требованию председателя выводил с трибуны или из зала чересчур разошедшихся депутатов. Однако когда началась практическая работа, надежды либеральных депутатов на соблюдение конституционных прав очень быстро растаяли. Правительство сразу же показало, что не намерено относиться к думе как к равноправному партнёру. Оно вносило на её обсуждение законы, абсолютно никакой роли не игравшие в жизни страны. В ответ на это Дума потребовала у правительства предоставить для обсуждения депутатам острейший аграрный вопрос. В то же время председателем Думы депутаты избрали известнейшего либерала профессора Московского университета С.А. Муромцева. Сбылись худшие опасения императора – состав Думы оказался не готов к сотрудничеству с монархией. Это и предопределило судьбу I Думы: 8 июля 1906 г. был опубликован указ о её роспуске.

В начале 1907 г. проводились выборы во II Думу. Всё более заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена Думы из 518 составили её правую часть. И хотя кадеты потеряли большое число мест, зато левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики – увеличили свои ряды. Скорый роспуск II Государственной думы стал очевидным ещё до начала её работы. Националист В.В. Шульгин вспоминал, что желанием скорейшего роспуска II Думы горели большинство правых депутатов. Именно во II Думе произнёс свои знаменитые речи новый премьер-министр П.А. Столыпин. 10 мая 1907 г. выступая с проектом аграрной реформы, он сказал о левых депутатах: "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!". Вскоре представился и повод для разгона Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменялась в пользу представителей наиболее состоятельных слоёв общества: помещиков, промышленников, торговцев. III Государственная дума состояла главным образом из сторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов было 146 правых и 154 октябриста. Вместе эти фракции образовали большинство, необходимое для принятия решений. Председателями III Думы стали октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н. А. Хомяков, лидер октябристов и большой поклонник П.А. Столыпина – А. И. Гучков, а также бывший кавалергард, екатеринославский помещик М.В. Родзянко. Теперь правительство опиралось в Думе на октябристов. В случае, если представленный законопроект вызывал возражение кадетов, октябристы голосовали вместе с правыми; реформаторские же проекты принимались большинством кадетов и октябристов. Подобная правительственная политика лавирования между правыми и левыми фракциями Думы стала называться "третьеиюньской монархией". Состав Думы, в целом устраивавший правительство, обеспечил ей долгую жизнь. III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. В 1912 г. начал свою работу последний четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой войны либеральной оппозиции с правительством. Летом 1915 г. октябристы, кадеты и часть националистов образовали "Прогрессивный блок", получивший в Думе большинство голосов. Главным его требованием было формирование "правительства доверия", т.е. такого правительства, которому Дума оказала бы свою поддержку. Эти требования одобрили и некоторые члены Государственного совета, и многие дворянские организации, и даже члены дома Романовых. Однако призывы либералов так и не были услышаны императором. Царь наотрез отказался от создания такого правительства. Февраль 1917 г. положил конец истории Государственной думы Российской империи. И хотя некоторые депутаты всё ещё продолжали собираться вплоть до сентября 1917 г., когда официально истёк срок их полномочий, Дума исчезла с российского политического небосклона вместе с породившей её монархией.

Заключение


"Настанет день, когда печать молчания будет сорвана с уст этого народа, и изумлённому миру покажется, что наступило второе вавилонское столпотворение. Свирепость, проявляемая обеими сторонами, говорит нам о том, какова будет развязка… Наши внуки, быть может, ещё не увидят взрыва. Однако уже сегодня можно предсказать его неизбежность". Эти слова сказанные Маркизом де Кюстином о России в 1839 году стали пророческими. А рубеж XIX и XX веков как раз предопределил грядущий крах империи. Несмотря на локальные успехи в некоторых областях жизни, решить четыре основных проблемы – конституционную, аграрную, взаимоотношения труда и капитала, правовое неравенство - не удалось, что в итоге и привело к известным событиям. Кроме того, сейчас очень важно чтобы люди осознали те просчёты, которые допустили наши предки столетие назад, ибо история имеет свойство повторяться.

"Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…"

И.А. Бунин. Окаянные дни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Энциклопедия История России, т.5, ч.1- М.: "Аванта+", 1995

2. Россия под скипетром Романовых 1613 – 1913. Московский филиал СП "Инсбрук", 1990

3. Пособие по истории Отечества. М.: "Простор" 2005.

4. Трехсотлетие дома Романовых. М: "Современник" 1991.

5. История России с древнейших времён до 1917 г. Под ред. Халтурина В. Ю. Иваново: 2003.

6. Личман Б.В. История России. Том 2. Екатеринбург: "Св-96" 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 1. Характерные черты российской экономики.
  • - Аграрно-индустриальный характер экономики: в структуре национального дохода доля сельского хозяйства составляла 51 %, доля промышленности - 28 %, доля транспорта и торговли-21 %.
  • - Экстенсивный путь развития: экономический рост обеспечивался за счет хозяйственного освоения новых земель, строительства новых промышленных предприятий и железных дорог.
  • - Высокие темпы экономического роста: за полвека после отмены крепостного права объем промышленного производства вырос в 7 раз, что было самым высоким показателем в мире.
  • - Многоукладность экономики: одновременно существовали натурально-патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный, частнокапиталистический и государственно-капиталистический хозяйственные уклады.
  • - Наличие многочисленных элементов феодализма, тормозивших развитие экономики: помещичье землевладение, отработочная система, общинное землевладение.
  • - Большая роль государства в экономической жизни: государству принадлежали 70 % всех железных дорог, 25 % крупных промышленных предприятий, огромные земельные и лесные угодья, политика протекционизма, предоставление государственных кредитов и размещение государственных заказов на частных предприятиях.
  • - Высокий уровень монополизации промышленности: к 1914 г. насчитывалось 150 монополий, крупнейшими из которых были синдикаты «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Мазут».
  • - Сращивание финансового и промышленного капитала и образование финансово-промышленных групп (финансовой олигархии): Русско-Азиатский банк контролировал Путиловский и Невский заводы, Международный коммерческий банк контролировал Сормовский и Коломенский заводы и т. д.
  • - Большая доля иностранного капитала: 40 % инвестиций в экономику были иностранными, 75 % банковских фондов контролировал иностранный капитал, всего в России действовали 230 иностранных компаний.
  • - Высокая степень концентрации производства и рабочей силы: более половины всех рабочих занято на предприятиях с числом работающих свыше 500 чел., крупнейшие заводы: Путиловский, Невский, Русско-Балтийский, Коломенский, Сормовский.
  • - Неравномерное развитие отдельных отраслей: в целом передовая промышленность при наличии отсталого сельского хозяйства; в промышленности наиболее развиты текстильная, металлургическая, горнорудная, при слаборазвитых машиностроении, химической промышленности.
  • - Неравномерное размещение производительных сил по территории страны: наличие семи промышленных районов - Центрально-Промышленный (Московский), Северо-Западный (Петербургский), Прибалтийский, Западный (Польский), Южный (Донбасс), Бакинский, Уральский.
  • - Преобладание вывоза капитала над ввозом: Россия вывозила капитал в небольшом количестве в Персию и Китай, в российскую экономику вкладывали крупные финансовые средства Франция, Бельгия, Германия, Великобритания, США.
  • - Слабая техническая оснащенность производства и низкая производительность труда по сравнению со странами Запада: в промышленности производительность труда в 9 раз меньше, чем в США.
  • - Широкое распространение мелкой промышленности (ремесел и промыслов): на 30 тыс. крупных промышленных предприятий приходилось 150 тыс. мелких предприятий, многие крестьяне занимались промыслами.
  • 2. Циклы развития российской экономики.
  • - В целом российская экономика носила рыночный капиталистический характер и поэтому развивалась циклично:
  • - 1890-е гг., промышленный подъем и начало индустриализации;
  • - 1900-1903 гг., экономический кризис;
  • - 1904-1908 гг., стагнация, депрессия в экономике;
  • - 1909-1914 гг., экономический подъем, продолжение индустриализации.
  • 3. Последствия экономического кризиса.
  • - Временное замедление темпов развития экономики (депрессия).
  • - Разорение мелких и средних предприятий (3 тыс.).
  • - Рост безработицы.
  • - Рост социальной напряженности.
  • - Монополизация в промышленности.
  • - Акционирование крупных предприятий.
  • 4. Причины промышленного подъема 1909-1914 гг.
  • - Вступление рыночной экономики после периода стагнации в стадию подъема.
  • - Увеличение правительственных заказов промышленным предприятиям в связи с перевооружением армии и флота.
  • - Увеличение доходов от экспорта зерна вследствие урожайных лет и высоких цен на мировом рынке.
  • - Рост покупательной способности населения вследствие отмены выкупных платежей у крестьян и повышения зарплаты у рабочих.
  • - Приток капиталов иностранных инвесторов.
  • 5. Факторы, затруднявшие техническое переоснащение российской промышленности.
  • - Дешевизна рабочей силы.
  • - Дешевизна природных ресурсов.
  • - Недостаток капиталов у предпринимателей.
  • - Нехватка квалифицированных рабочих кадров.
  • 6. Причины широкого распространения мелкой промышленности.
  • - Недостаточный уровень развития фабрично-заводской промышленности и устойчивый спрос на ремесленную продукцию.
  • - Избыток трудоспособного населения в сельской местности.
  • - Сезонный характер труда в сельском хозяйстве.
  • - Невозможность в большинстве регионов сельскохозяйственным трудом обеспечить потребности семьи.
  • 7. Экономическая политика государства.
  • - Экономическая политика государства носила противоречивый характер.
  • - С одной стороны, правительство содействовало развитию промышленности, «насаждая капитализм сверху»:
    • 1) Вложение средств в развитие тяжелой промышленности.
    • 2) Строительство железных дорог.
    • 3) Политика протекционизма.
    • 4) Размещение государственных заказов на частных предприятиях по ценам выше рыночных.
    • 5) Выделение Государственным банком кредитов предпринимателям.
    • 6) Привлечение иностранного капитала.
  • - С другой стороны, правительство поддерживало сохранившиеся элементы феодализма и сдерживало развитие экономики:
    • 1) Поддержка дворянского землевладения.
    • 2) Сохранение крестьянской общины и надельного землепользования (до 1906 г.).
    • 3) Ограничение свободы предпринимательства.
    • 4) Сохранение огромного государственного сектора делало экономику малоэффективной.
    • 8. Цели экономической политики С. Ю. Витте.
  • - Индустриализация страны.
  • - Создание рыночной экономики.
  • - Интеграция российской экономики в мировую.
  • 9. Мероприятия экономической политики С. Ю. Витте.
  • - Министр финансов в 1892-1903 годах Сергей Юрьевич Витте осуществил ряд важных мероприятий, ускоривших экономическое развитие России:
    • 1) Велось ускоренное строительство железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали.
    • 2) Была введена винная монополия (1895 г.) и были повышены косвенные налоги.
    • 3) Была налажена выдача денежных кредитов предпринимателям.
    • 4) Была проведена денежная реформа (1897 г.), установившая золотое содержание рубля.
    • 5) Проводилась политика протекционизма для защиты отечественного товаропроизводителя.
    • 6) Были созданы условия для зарубежных инвестиций в российскую экономику.
    • 10. Результаты экономического развития страны к 1914 году.

Позитивные:

  • - Самые высокие в мире темпы роста промышленности.
  • - 5-е место в мире по объему промышленного производства.
  • - 1-е место в мире по объему сельскохозяйственного производства.
  • - Крупнейший экспортер зерна.
  • - Наличие передовых элементов капиталистической экономики (монополии, финансово-промышленные группы).

Негативные:

  • - Незавершенность индустриализации и преобладание сельского хозяйства в структуре экономики.
  • - Отставание от передовых стран по производительности труда и производству промышленной продукции на душу населения.
  • - Отсутствие ряда важных отраслей в промышленности (станкостроение, автомобилестроение, химическая промышленность).
  • - Отсталое сельское хозяйство, нерешенность аграрного вопроса.
  • - Сохранение докапиталистических элементов экономики (община, помещичье землевладение, натуральное хозяйство).
  • - Высокая роль иностранного капитала.

В конце 1890-х – в начале 1900-х гг. большая часть стран мира уже развивалась по капиталистическому пути. В каждом государстве капитал играл свою роль и по-своему влиял на экономическое развитие. В Российской империи, которая быстро перешла на стадию индустриального развития, капитализм носил особую форму – военно-феодальную.

Попытки реформирования в конце XIX в.

Во второй половине XIX в. император Александр Второй провёл несколько важных изменений во внутренней жизни страны. В результате чего была создана основа для дальнейших преобразований, которые не смогли остановить даже контрреформы императора, убитого 1 марта 1881 г. Следующий правитель Александр Третий много времени уделял экономической стабильности страны. При нём правительство занималось производством, промышленностью, прокладкой железных дорог, добычей полезных ископаемых. К основным достижениям 1880-х – 1890-х гг. можно отнести:

  • Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
  • Введения рубля, подкреплённого золотовалютным запасом.
  • Усиление роли предпринимателей.
  • Стимулирование конкуренции между российскими и иностранными компаниями.
  • Повышение спроса на промышленные товары.
  • Увеличение численности работников на предприятиях и шахтах, благодаря чему появился новый социальный класс.
  • Рост спроса на разные группы промышленных товаров и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

Государство в лице императора и правительства постоянно увеличивало инвестиции в металлургию, добычу угля, нефти, газа, выпуск чугуна и стали. Финансовая стабильность способствовала бурному развитию банковской сферы и проведению протекционистской политики по отношению к предприятиям, крестьянам.

Тенденции экономического развития

В 1890-е гг. государство вступало на волне подъёма, который начался в середине 1880-х гг. после проведения комплекса реформ. Правительство России в это время активно поддерживало следующие отрасли экономики:

  • Банковскую сферу.
  • Промышленность и производство.
  • Транспортную инфраструктуру.
  • Развитие коммуникаций между производством, сельским хозяйством, торговлей, рынком.

Большое влияние на успешное преодоление отставания в экономике от стран Западной Европы сыграло и привлечение иностранных инвестиций. Основными источниками финансирования были Бельгия, Франция, Германия и Великобритания. Создавались совместные предприятия, в том числе шахты, монополии, акционерные общества b компании .

При этом наблюдались отрицательные проявления, вызванные несколькими факторами:

    Низкая производительность труда на фоне высоких темпов развития экономики.

    Сильная зависимость от внешних поставок зерна и иностранных инвестиций, что вызвало несколько промышленных и производственных кризисов. Один из них наблюдался в течение 1898 – 1904 гг., а второй – с 1907 г. по 1910 г.

    Диспропорциональное размещение производственных сил в Российской империи.

    Существование многоукладной структуры экономики. На рубеже XIX – начале XX вв. в России были частные капиталистические, монополистические и государственно-монополистические предприятия. При этом активно развивалась мелкотоварная промышленность.

  • В сельскую местность капитализм в первые годы ХХ в. так и не проник. В сёлах существовала община с полукрепостническим и натуральным характером ведения хозяйства.

Итак, в ХХ в. Россия вступала как капиталистическая страна, в которой были неоднозначные тенденции экономического развития.

Возникновение капиталистических предприятий

Капиталистические отношения в экономике способствовали возникновению новых форм предприятий, которые в конце XIX – начале ХХ вв. определяли направления развития рынка, торговли, секторов промышленности и сельского хозяйства.

Речь идёт о монополиях и их разновидностях – картелях, синдикатах, трестах.

Под монополией принято понимать крупные предприятия, которые создавались государством в разных отраслях промышленности и банковской сфере для контроля производства и сбыта конкретного вида продукции.

Картель – самая первая форма монополий, в которых предприятия-участники заключали договор о регулировании объёмов производства, условия реализации товара, найма рабочей силы. При этом все компании, входившие в картель, сохраняли финансовую и производственную независимость.

Синдикат – предприятия договариваются между собой о распределении заказов, закупке сырья и реализации товаров через единственную компанию по сбыту. Все участники синдиката отказываются от финансовой независимости, но сохраняют производственную.

Трест – у предприятий забирают любую самостоятельность, что вызывает их превращение в отделы большого производственного процесса. Тресты монополизируют определённую промышленную отрасль, выпуская однородную продукцию.

Появление монополий

Впервые монополистические объединения, которыми стали картели, появились в России в конце ХIX в. Такие предприятия проникли в сахарную и нефтяную промышленность. Они быстро развивались и подчиняли более мелкие компании. В ХХ в. страна вступила в разгар промышленного кризиса, который вызвал разорение предприятий, особенно мелких. «Выжили» крупные монополии, представленные синдикатами и проникшие в металлургию, добывающую сферу, машиностроение.

Самый первый синдикат появился в 1902 г. и назывался «Продамет ». Уже через восемь лет «Продамет » контролировал больше 80% продажи чёрной металлургии и продукции, сделанной из неё . Практически сразу после «Продамета » появился синдикат по продаже труб и трубопрокатного производства «Трубопродажа ».

Второй этап развития синдикатов начался в 1907 г., когда возникли такие предприятия, как:

  • «Продуголь ».
  • «Нродаруд ».
  • «Продвагон ».
  • «Кровля».
  • «Медь».
  • «Мазут».
  • Товарищество братьев Нобель » и др.

Характерной особенностью второго этапа монополий в России было то, что синдикаты и другие подобные предприятия проникли в сахарную, хлопчатобумажную, полотняную, лёгкую , резиновую, транспортную отрасли.

Появились и крупные банковские синдикаты, имеющие множество филиалов и отделений по всей стране. Они работали не только в России, но и за границей, поддерживали связи с иностранными банками. Финансовая деятельность таких структур была выгодна промышленным, нефтяным, транспортным предприятиям.

Постепенно банки стали акционерами больших компаний, скупая и реорганизовывая заводы, устанавливая контроль над дорогами. Произошло сращивание промышленного и банковского капитала, что способствовало формированию финансового капитала. Ему перед 1914 г. принадлежали транспортная, производственная и банковская сферы, торговля, промышленность.

Государство всё время вмешивалось в экономику, создавая условия для развития государственно-монополистического капитала. Так императорский дом и правительство получили доступ к машиностроению, транспорту, металлургии, судостроению. Регулирование осуществлялось сначала через госзаказы, а потом через создание государственно-монополистических организаций.

Монополии были представлены в крупных сферах, сотрудничали с частным капиталом и не опускались в сельское хозяйство. Лишь небольшая часть аграрного сектора была вовлечена в эти процессы, поэтому там продолжал господствовать натуральный характер производства.

Сельское хозяйство

Россия на рубеже XIX – XX вв. оставалась аграрной страной, где больше 80% населения было занято в сельском хозяйстве. Капитализм в сёла проникал очень медленно. Процесс ускорился только после проведения аграрной реформы в 1906 г., автором которой был Пётр Столыпин.

Характерными чертами развития сельского хозяйства в это время было:

  • Аграрное перенаселение и истощение земель из-за зерновой специализации аграрного сектора.
  • Ценовая политика на зерно на внешнем рынке определялась не российским правительством, а сильной конкуренцией с другими «зерновыми» государствами – Австралией, США и Аргентиной.
  • Сельские хозяйства были нерентабельными и неприбыльными, прирост продукции был только у помещиков и богатых крестьян.
  • Постоянные неурожаи и голод, которые постоянно из-за устаревших методов ведения хозяйства.
  • Модернизация только частично коснулась сельского хозяйства.
  • Сохранение помещичьего и общинного землевладения, что тормозило проникновение капиталистических элементов в аграрный сектор.

Ситуация стала меняться только после 1906— 1910 гг., когда в России была проведена аграрная реформа. Большая часть крестьян вышли из общин, смогли создать собственные хозяйства, получить поддержку от государства. Помещики продолжали выступать за интенсивный способ ведения сельского хозяйства, любые инновации они тормозили, отдавая предпочтения накоплению капитала.

Тем не менее , перед Первой мировой войной аграрный сектор получил новый толчок к развитию. Это позволило России увеличить экспорт зерна, продовольствия, начать более масштабную модернизацию сельского хозяйства.

Итог

Экономика России в конце XIX – в первые годы XX вв. демонстрировала противоречивые тенденции развития. Активно развивалась промышленность и производство, банковская система, транспорт, прокладывались железные дорогие, которые в то время были основными коммуникациями в стране. Добывающий сектор, нефть, уголь, металлургия пользовались государственной и частнокапиталистической поддержкой.

Монополии позволили преодолеть в производстве кризис, сформировать новый социальный класс рабочих. Но в этот процесс не попал аграрный сектор, хотя Россия была аграрной страной.

  • 4. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в.
  • 5. Образование централизованного государства у восточных славян на принципах Московского княжества.
  • 6. Российское государство в годы царствования Ивана Грозного и его реформы. Опричнина и ее последствия.
  • 7. «Смутное время» на Руси и борьба русского народа за независимость и нацио­нальную самостоятельность (1598-1613г.).
  • 8. Оформление политики абсолютизма в России при первых Романовых в XVII в
  • 9. Петровские реформы первой четверти XVIII в.: причины, содержание, методы проведения и итоги.
  • 10. Внешняя политика Петра I.
  • 11. «Эпоха дворцовых переворотов». Царствование Елизаветы Петровны.
  • 12. Экономические и социальные реформы Екатерины II и их место в истории России.
  • 13. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
  • 14. Попытки либеральных реформ в России при Александре I.
  • 15. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.
  • Восточный вопрос.
  • Западное направление в русской внешней политике
  • Отечественная война 1812 г.
  • 16. Дворянский этап освободительного движения в России. Декабристы, их место в истории.
  • 17. Царствование Николая I: его внутренняя и внешняя политика.
  • 18. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века в России при Александре II.
  • 19. Общественно-политические движения во второй четверти XIX века. Охранительное направление
  • Либеральное направление
  • Революционно-социалистические течения
  • 20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX - нача­ле XX века.
  • 21. Политический кризис самодержавия в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. В России.
  • 22. Аграрная реформа п.А.Столыпина в России и ее итоги.
  • 23. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.): цели и итоги.
  • 24. Обострение политической ситуации в России. Февральская 1917 г. Буржуазная революция и ее особенности.
  • 25. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства (март-октябрь 1917 года). Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • 26. Октябрьское вооруженное восстание 1917 и его оценка в исторической лите­ратуре. Решения II съезда Советов России.
  • 27. Меры советского правительства по организации вооруженной защиты власти и государства в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922 гг).
  • 28. Внутренняя и внешняя политика Советской власти в первой половине 20-х годов по восстановлению экономики и единства геополитического государства в рамках дореволюционной России.
  • 29. Ускоренные темпы индустриализация в ссср: цели, методы и результаты.
  • 30. Коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств в ссср: причины, методы, допущенные ошибки.
  • 31. Культурная революция в годы строительства социализма (20-30-е годы). Консти­туция ссср 1936 года.
  • 32. Великая Отечественная война советского народа против фашистской агрессии (1941-1945 гг.).
  • 33. Восстановление и развитие народного хозяйства ссср после окончания второй мировой войны (1945-1953 гг.). Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • 34. Ссср в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.).
  • 35. Нарастание застойных явлений в жизни советского общества в 70-е - первой половине 80-х гг.
  • 36. Перестройка в ссср (1985-1991 гг.): цели, основные направления и итоги.
  • 37. Радикальные реформы в новой России и их итоги (1992-2005 гг.).
  • 20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX - нача­ле XX века.

    В конце XIX в. Россия переживает бурный подъем промышленного производства. За 1890 -е гг. добыча угля вырастает в 3 раза, нефти - в 2,5, в 3 раза увеличивается выпуск продукции черной металлургии и машиностроения. Почти в два раза вырастает сеть железных дорог. К концу XIX в. окончательно оформляется система российского капитализма.

    Одной из ее характерных черт было появление в России крупных, современно оборудованных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что русская промышленность в пореформенный период сделала гигантский скачок в своем развитии: крупные предприятия вырастали здесь зачастую на голом месте, в то время как европейское промышленное производство укрупнялось постепенно, в условиях острой конкурентной борьбы.

    Концентрация банковского капитала шла в России параллельно концентрации промышленного производства. В начале XX в. пять крупнейших банков контролировали основную массу финансовых средств. Эти средства они охотно вкладывают в промышленность, подчиняя ее в значительной степени своему контролю.

    Темпы развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве не шли ни в какое сравнение с бурным ростом промышленного производства. Пережитки крепостного права сильно тормозили его развитие. Крестьян все больше душили малоземелье и обремененность непомерными платежами. В 1891 -92 гг. истощенное крестьянство европейской части России пережило страшный голод. Но и в "сытые" годы значительная часть крестьян недоедала: продолжительные голодовки стали обычным явлением в русской деревне. Развитие капиталистических отношений в подобных условиях для большинства земледельцев приобретало особенно мучительный изнуряющий характер.

    Россия в начале XX в. была охвачена бурными модернизационными процессами. Особенно быстро развивались промышленность и транспорт в период работы министра финансов С.Ю. Витте (1892 1902 ):

    1) построена сеть новых железных дорог, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство;

    2) большое значение имело введение государственной винной монополии (с 1895 г.), которое принесло в казну колоссальные доходы от продажи спиртных напитков, важной статьей дохода стал экспорт хлеба;

    3) для того чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте провел денежную реформу 1897 г.

    Аграрный сектор. Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне: 1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян; 2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861 г.

    Россия начинает уверенно входить в мировую экономику, о чем свидетельствовало: 1) ее участие в мировом кризисе перепроизводства в 1899 1903 гг.; 2) вступление России в новую, монополистическую стадию капитализма: развивались механизмы буржуазной конкуренции, создавались монополистические объединения предприятий для эффективного отпора конкурентам, картели и синдикаты (объединение только коммерческой деятельности), тресты и концерны (объединялась коммерческая и производственная деятельность).

    Государство по-прежнему строго контролировало процесс развития экономики в стране, поэтому в России складывается система государственно-монополистического капитализма.

    Политическое развитие. В начале XX в. Россия оставалась единственной европейской державой, в которой не было конституции, сохранялась абсолютная монархия, не было гарантированных основных демократических свобод. Император Николай II Александрович (1894 1917 ) отказывался идти на уступки.

    В начале века происходит оживление деятельности либералов. Сторонники конституционной монархии в 1904 г. объединились в «Союз освобождения» (П.Н. Милюков); а либералы земств организовали в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» (Д.Н. Шипов).

    В 1901 г. возникает партия социалистов-революционеров, «эсеров» (В.М. Чернов), которая продолжила дело народников-заговорщиков. В 1898 г. в Минске прошел I Съезд РСДРП – партии русских марксистов. В 1903 г. на II Съезде (в Брюсселе и Лондоне) РСДРП марксисты разделилась на 2 фракции: большевики (В.И. Ленин), меньшевики (Ю.О. Мартов). Большевики выступали против сотрудничества с либералами и за жесткую дисциплину, обязывавшую всех членов партии выполнять решения партийных собраний.

    Развитие промышленности привело к формированию нового социального класса – рабочего. В начале XX в. забастовки и демонстрации рабочих стали очень частыми и многочисленными.