Стратегии социально экономического развития региона. Стратегии развития регионов и стратегирование. Полная подборка статей. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Система мер государственного управления предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), - согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта РФ.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - система мер государс твенного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленная на обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации при учете государственной политики Российской Федерации.

Стратегии социально-экономического развития регионов направлены на разрешение основных проблем и реализацию приоритетных направлений их развития на перспективу (нс менее 20 лег). Цели разработки стратегии:

  • оценка потенциала социально-экономического развития субъекта РФ;
  • согласование краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта РФ;
  • обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных;
  • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ.

В процессе разработки стратегии оценивается существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития субъекта РФ как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.

Процесс разработки стратегии может включать:

  • 1) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта РФ в средне- и долгосрочной перспективе;
  • 2) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ;
  • 3) разработку двух-трех наиболее вероятных сценариев социально- экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу; при этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;
  • 4) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта РФ;
  • 5) выбор целевого сценария развития субъекта РФ на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;
  • 6) разработку системы приоритетных направлений развития субъекта РФ в рамках выбранного целевого сценария;
  • 7) разработку энергетического баланса субъекта РФ в рамках выбранного сценария, включающей в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.

Стратегии должны включать оценку инфраструктурной обеспеченности территории региона. Отметим, что инфраструктурное развитие региона должно быть опережающим по отношению к его экономическому (отраслевому) развитию, поскольку развитая инфраструктура для большинства отраслей и секторов экономики - один из ключевых факторов успеха и непременное условие размещения бизнеса на территории того или иного региона.

Таким образом, стратегическое планирование для всех регионов РФ должно быть направлено на опережающее развитие инфраструктурных объектов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития региона. На основе стратегических планов по развитию регионов должны формироваться отдельные региональные программы развития инфраструктуры.

До принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» необходимость разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов носила рекомендательный характер, а сами документы представляли своего рода документы общественного согласия между руководством и жителями того или иного региона. В этих условиях большая часть стратегических документов не становилась реальным управленческим механизмом обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Тем не менее, для ряда субъектов РФ именно разработка и последующая реализация стратегии позволили придать динамизм развитию экономики региона, обеспечить тенденцию к повышению уровня и качества жизни населения. Здесь необходимо рассмотреть примеры Калужской области и Ханты-Мансийского АО - Югры.

Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. 1 была разработана с учетом преемственности стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом «О программе повышения качества жизни населения области на 2004-2010 годы» , и перехода к новому этапу развития «человек - центр инвестиций».

Ключевым положением стратегии стали обоснование формирования сетевых экономических сообществ и план реализации кластерной политики на территории Калужской области. Так, главная цель стратегического развития Калужской области заключается в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития, исходя из которой главными приоритетами социально-экономического развития области стали:

  • пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов»;
  • создание инновационной инфраструктуры, влияющей па весь диапазон задач социально-экономического развития области;
  • поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области.

Одной из ключевых задач, обозначенных в стратегии, стала необходимость обеспечения перехода от управления отраслями к управлению территориями. Таким образом, именно пространственное развитие должно стать главным фактором роста качества человеческого капитала, создания качественной среды проживания и осуществления экономической деятельности.

Основные усилия направлены на формирование «новой экономики» Калужской области, основанной на системном разукрупнении земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса.

В то же время определен порядок работы с пространственными и земельными ресурсами, включающий следующие взаимообусловленные этапы.

  • 1. Уточнение схем территориального планирования с учетом аутсорсинга и технологической модернизации, тенденции расселения московской агломерации, формирования новой схемы туристического освоения территории, перспектив развития агропромышленного кластера.
  • 2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий.
  • 3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства.
  • 4. Частно-государственная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса в староосвоснных и перспективных к освоению районах области.
  • 5. Поддержка развития инновационной (социальной, образовательной, информационной, медицинской, рекреационной) инфраструктуры.

Срок реализации стратегии был разделен на три этапа.

  • 1. С 2009 по 2013 г. ключевым приоритетом развития была обозначена технологическая модернизация экономики региона и преодоление инфраструктурных ограничений, подготовка условий для концентрации человеческих ресурсов и наиболее эффективного применения инновационного потенциала области.
  • 2. С 2014 по 2019 г. должна быть осуществлена концентрация человеческих ресурсов на территории региона и проведена системная работа, направленная на повышения качества среды проживания. На данном этапе основная работа будет заключаться в капитализации среды нового расселения и формировании пространственных кластеров с опорой на внедрение инновационных разработок.
  • 3. С 2020 по 2030 г. должна быть создана плотная сеть инновационных центров и ядер расселения с высоким качеством среды.

Главные результаты от реализации стратегии заключаются в том, что Калужская область занимает лидирующие позиции по темпам роста промышленности, объемам инвестиций на душу населения, темпам роста реальных доходов населения и уровню ежегодно внедряемых в производство передовых технологий среди регионов РФ.

Обратимся к примеру Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. , представляющему весьма интересный опыт разработки и мониторинга хода реализации стратегии.

Согласно стратегии, ключевыми направлениями развития региона должны стать широкая диверсификация экономики округа, развитие сферы культуры, образования и здравоохранения, создание комфортных условий проживания для населения. Так, несмотря на ресурсоэксплуатирующую специфику развития Ханты-Мансийского АО - Югры (лидирующие позиции по ряду основных экономических показателей, в том числе: 1-е место среди регионов РФ по добыче нефти и производству электроэнергии; 2-е место - по объему промышленного производства и добыче природного газа, поступлению налогов в бюджетную систему страны, главным образом от добычи полезных ископаемых; 3-е место - по объему инвестиций в основной капитал, в первую очередь в нефтяную и газовую отрасли) в качестве целевого был принят инновационный социально ориентированный сценарий.

Согласно инновационному сценарию должно быть обеспечено превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, что позволит улучшить социально-экономические параметры развития округа. Будущее развитие Ханты-Мансийского АО - Югры должно быть основано на рациональном и безопасном использовании имеющегося природно-ресурсного потенциала, предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения на основе применения инновационных средств экологически ориентированной экономики.

Главной задачей инновационного сценария был определен рост качества производственного, человеческого, финансового и социального капиталов, а приоритетными для развития отраслями экономики и социальной сферы - лесопромышленный и агропромышленный комплексы, сфера транспорта и связи, финансовая деятельность, услуги (образование, здравоохранение, туризм, деловые услуги).

Важным элементом стратегии стали разработанные меры и механизмы, а также план мероприятий («Дорожная карта») по ее реализации. Главный механизм, обеспечивающий успешность реализации стратегии, - формирование системы эффективного стратегического управления документами территориального планирования. Ключевыми составляющими данной системы были определены:

  • Стратегия социально-экономического развития, которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения округа.
  • Документы территориального планирования, обеспечивающие формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти.
  • Государственные программы Ханты-Мансийского АО - Югры.
  • Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, в которых формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, а для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики соответствующих тактических задач.

Другой механизм реализации стратегии - формирование четкой и отлаженной системы стратегического управления на уровне Ханты-Мансийского АО - Югры, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Важная для региона задача состоит в повышении эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Стратегическое управление на уровне муниципальных образований характеризуется, главным образом, организованной системой выделения грантов городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению наилучших значений показателей деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов автономного округа. С этой целью в округе было утверждена и успешно действует система оценки эффективности деятельности органов МСУ 1 . Кроме того, на муниципальном уровне разрабатываются и утверждаются стратегии социального экономического развития муниципальных образований.

Стратегии и долгосрочные планы крупных хозяйствующих субъектов - важная часть системы стратегического планирования округа. Стратегическое планирование для хозяйствующих субъектов способствует более рациональному распределению ресурсов, существенно облегчает и улучшает контроль над принятыми решениями.

Следующие механизмы реализации стратегии - организационные. Их наличие обусловлено необходимостью распределения функций и ответственности за их исполнение между субъектами стратегического планирования, создания условий для привлечения институтов гражданского общества к реализации стратегии. С этой целью был создан Общественный совет по реализации стратегии при губернаторе округа для организации взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, жителей региона .

Организационные механизмы включают и внедрение таких важных элементов, как мониторинг реализации стратегии, главная цель которого - проверка фактического достижения запланированных значений показателей и индикаторов, актуализация целей, мероприятий и показателей стратегии, внедрение единой территориальной информационной системы Ханты-Мансийского АО - Югры, подготовка ежегодных докладов, отражающих достигнутые результаты, их соответствие намеченным целям и показателям, а также фактическое исполнение мероприятий «Дорожной карты».

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыот 24 марта 2009 г. № 36 «О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - ЮгреУказа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов” и распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г.№ 1313-р».

  • Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 г. № 167 «Об общественном совете по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на периоддо 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

    АБДУРАХМАНОВА М.А.

    СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

    В статье рассматриваются проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определена миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры. Показан алгоритм стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Выполнен анализ внешней и внутренней среды влияния на формирование рыночной инфраструктуры в регионе.

    АВ1ЯЛЫНМАЖ)УА М.А.

    STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET

    In article problems of development of a market infrastructure in region in aspect of formation of strategic planning are considered. Necessity of activization of investment process for sphere of a market infrastructure is shown. Mission of strategy of development of a market infrastructure is defined. The algorithm of strategic planning of a market infrastructure is shown. The analysis of the external and internal environment of influence on formation of a market infrastructure in region is made.

    Ключевые слова: стратегия, стратегические цели, регион, рыночная инфраструктура, управление, рынок, инвестиции.

    Keywords: strategy, strategic targets, region, market infrastructure, management, the market, investments

    Развитию рыночной инфраструктуры отведено значительное внимание при разработке стратегических планов социально-экономического развития регионов. Эффект функционирования отраслей регионального хозяйства и объектов рыночной инфраструктуры зависит не от превалирующей на данный момент формы собственности, а от механизма управления многоотраслевой системой хозяйства регионов. Поэтому необходим поиск стратегии, способной оптимизировать процессы в области функционирования рыночной инфраструктуры.

    В основе функционирования региональной рыночной инфраструктуры должна лежать идея саморазвивающейся хозяйственной единицы, способной активно формировать рынок региона. Это позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры и определить

    перспективу его распределения. Методические основы стратегического развития рыночной инфраструктуры должны предусматривать оптимальное сочетание экономической сферы развития объектов рыночной инфраструктуры с социальной. Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры определяет общественно-правовое, социально-экономическое и воспроизводственное предназначение, смысл существования рыночной инфраструктуры в условиях трансформируемой экономики и усиления ее регионализации.

    Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры предполагает повышение эффективности и стабилизацию экономических связей и отношений в региональном комплексе.

    Генеральной стратегией для реализации миссии должна быть стратегия экономического прорыва . Концепция прорыва в развитии рыночной инфраструктуры определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, выявление новых резервов, рационализация институциональной, управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс к развитию региональной рыночной инфраструктуры.

    На основе миссии в целевом блоке фокусируются стратегические цели, отражающие основные каналы реализации управленческих решений, выработанных стратегией. Основным документом целевого блока может быть стратегический план развития рыночной инфраструктуры региона. Достоинством стратегического плана является построение его под лозунгом «стратегического партнерства» , поскольку в процесс стратегического планирования вовлекаются все заинтересованные участники рынка, административная и законодательная ветви власти, население.

    Структуру стратегического плана развития рыночной инфраструктуры, на наш взгляд, можно представить как совокупность следующих элементов:

    ❖ анализ внутренней и внешней среды развития рыночной инфраструктуры региона,

    ❖ разработка концепции развития,

    ❖ определение стратегических целей и подцелей, на базе которых формулируются конкретные задачи с системой количественных и качественных показателей,

    ❖ разработка действий и выработки тактики их осуществления,

    ❖ анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

    Реализация элементов стратегического плана развития рыночной инфраструктуры представляет собой стадии цикла стратегического планирования (рис.1.). Анализ внешних и внутренних факторов развития рыночной инфраструктуры региона раскрывает ее экономический потенциал и источники развития. Внешние факторы позволяют охарактеризовать природно-географическое положение региона его экономическую конъюнктуру, основные мировые тенденции и их влияние на развитие рыночной инфраструктуры.

    Внутренние факторы характеризуют количественный и качественный составы материальных и трудовых ресурсов рыночной инфраструктуры, развитие и значимость каждого инфраструктурного элемента, развитие предпринимательской активности, инвестиционный климат и инвестиционную емкость рынка. Сопоставление внутренних и внешних факторов позволяет уточнить внутренние и внешние ресурсы, которые могут быть привлечены для осуществления стратегии экономического прорыва в развитии рыночной инфраструктуры региона. Кроме того, на этой ступени стратегического цикла анализируются риски, тенденции инфляционных процессов, перспективы экономического роста и экономические ресурсы других регионов, с которыми осуществляются торговые и коммерческие взаимоотношения.

    Рис. 1. Цикл (алгоритм) стратегического планирования рыночной инфраструктуры

    Анализ внешней и внутренней среды необходим для определения стратегической позиции, в горизонтальной плоскости отражающей значение стратегического потенциала, в вертикальной - состояние привлекательности внешнего климата .

    Реальная сила стратегической позиции усиливается стратегической активностью руководства, специалистов и персонала, реализующего стратегию. Только взаимодействие стратегической позиции и стратегической активности порождает синергетический эффект от внедрения стратегии, определяя ее успех.

    На основе прогнозо-аналитического сопоставления, проведенного на основании анализа внутренних и внешних факторов, производится выбор стратегических целей. Выбор стратегических целей исходит из того, что они должны удовлетворять требованиям измеряемости, достижимости, временной адекватности, что означает на практике разработку количественных и качественных показателей для выражения целей. Цели будут значимыми, если они правильно сформулированы, если непосредственные исполнители о них информированы в полном объеме и если осуществляется стимулирование их реализации. Постановка стратегических целей развития рыночной инфраструктуры в настоящее время осложнена, так как сами категории «рыночная инфраструктура» и «рыночный потенциал» являются новыми для нашей экономики. Они мало изучены, для них не разработана система пока-

    зателей. Для выбора целей развития рыночной инфраструктуры необходимо проводить анализ, синтез и прогноз развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования всех видов бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационного рынка. Каждый элемент должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе четко обозначенной региональной системы рыночной инфраструктуры.

    Стратегические цели можно структурировать по трем критериям:

    ❖ по уровню приоритетов (общерегиональные цели, цели определенного инфраструктурного канала);

    ❖ по направленности деятельности (финансовые, маркетинговые, рыночные, социальные);

    ❖ по направленности целей рыночной инфраструктуры (стабилизация, развитие, бурный рост).

    Стратегические цели развития рыночной инфраструктуры следующие:

    ❖ выработка системного подхода к управлению рыночной инфраструктурой,

    ❖ оптимизация и стабилизация продовольственной ситуации в регионе,

    ❖ достижение баланса между объемами ввоза и вывоза,

    ❖ оптимизация поставок и объемов потребления, то есть выравнивание спроса и предложения,

    ❖ сокращение сроков поставки,

    ❖ улучшение качества продукции,

    ❖ осуществление всего комплекса контролирующих функций по качеству продукции и экологии ее производства,

    ❖ снижение трансакционных издержек,

    ❖ формирование статистического и информационного блоков по инфраструктурным элементам,

    ❖ формирование и поддержка инноваций, внедряемых в рыночную инфраструктуру.

    Для успешной реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры необходима непрерывная оценка стратегического плана путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки как раз и выступает механизмом обратной связи для корректировки стратегии.

    После принятия стратегии необходимо проанализировать организационную структуру управления на предмет ее способности обеспечить достижение поставленных целей. Возможно, что стратегия определит структуру. При этом некоторые структурные звенья будут заменяться более оптимальными с точки зрения выбранной стратегии. Этап формирования новой структуры в процессе стратегического планирования является залогом успешной реализации стратегического плана.

    В блоке стратегических целей развития рыночной инфраструктуры разрабатывается Концепция, на базе которой осуществляется выработка стратегии и постановка задач развития региона. Концепция должна учиты-

    вать местную специфику и обладать способностью воспринимать необходимые коррективы по ходу ее разработки. Подчеркивается, что для разработки концепции развития рыночной инфраструктуры значение качества маневренности усиливается системными свойствами инфраструктуры: открытостью и мобильностью.

    Для реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры товарных рынков в регионах разрабатывается наряду с Концепцией развития рыночной инфраструктуры и Комплексная Программа как комплекс мер ее реализующих.

    Важным достоинством, отмечаемым при анализе Комплексной Программы развития инфраструктуры товарных рынков, является системный подход в ее разработке. Формирование «системы организаций и условий их функционирования», обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления», является основной целью Программы.

    Адекватно поставленной цели разработаны задачи и мероприятия, реализацию которых предполагается осуществлять поэтапно:

    1. В качестве первоочередных мероприятий, формирующих нормативно-правовую «почву», регулирующих деятельность как отдельных элементов рынков, так и образующихся связей, предлагаются мероприятия по совершенствованию действующих документов. Внутренние расчеты и платежи осуществляются в соответствии с нормами и правилами бухгалтерской и налоговой отчетности. Появление (для некоторых - реставрация) новых инфраструктурных форм, таких, как биржи, торгово-терминальные центры, торговля через Интернет, требуют разработки и законодательного закрепления иных финансовых документов. К разработке новых документов предъявляется требование их универсальности и учет специфических особенностей отдельных инфраструктурных сегментов. Необходимы нормативные акты, упорядочивающие взаимоотношения участников товарных рынков.

    2. В качестве направления повышения эффективности функционирования рынков и элементов инфраструктуры необходимы рекомендации по оптимизации размещения объектов складского хозяйства на региональном (межрегиональном) уровне и в отдельных секторах рынков.

    3. Унификация информационного обеспечения по формированию и развитию рыночной инфраструктуры в целях создания единой информационной среды.

    4. Внедрение технологии терминально-транспортного обслуживания в Республике Дагестан для включения ее в систему межрегиональных товаро-потоков и для улучшения инвестиционной привлекательности, поскольку транспортная подсистема является материальной базой рыночной инфраструктуры и ее развитие будет способствовать развитию новых элементов рыночной инфраструктуры.

    Для осуществления стратегических целей целевого блока разрабатывается ресурсный блок. Поскольку ресурсы являются основой развития эконо-

    мики любого региона, то в русле заданной стратегии важно проработать всевозможные варианты их использования, включая и альтернативные. Ресурсный блок должен включать финансовые, материальные и людские ресурсы. Финансовое обеспечение возможно за счет:

    ❖ образования паевых фондов с участием как государства, так и капитала частного предпринимательства,

    ❖ выделения определенного ежегодного процента из доходной части бюджета регионального уровня,

    ❖ объявления инвестиционного конкурса (тендера) на развитие или строительство объектов рыночной инфраструктуры, финансирование которого в случае выигрыша может осуществляться из федерального бюджета на возвратной основе.

    По мнению автора, для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру. Это необходимо из-за того, что инвестиции в инфраструктурные отрасли рассматриваются большинством предпринимателей как квазиблаго.

    Необходимо разработать меры, направленные на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств; активизировать привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; разработать программу концессионного обеспечения региона.1

    Также нужна поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.

    Стратегия развития рыночной инфраструктуры региона должна дополняться, на наш взгляд, Концепцией государственной политики в сфере идеологии потребления товаров и услуг. Разработать подобную Концепцию сроком до 2020 г. должно Народное Собрание Республики Дагестан. Государственная политика в области идеологии потребления подразумевает комплекс мероприятий, формирующих условия, при которых удовлетворение потребностей различных групп населения в товарах и услугах обеспечивается с учетом их физиологических особенностей, традиций, экономического положения.

    Исходя из того, что рыночная инфраструктура должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность

    1 Государство за вознаграждение по договору передает иностранному предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срок а на объектах государственной (муниципальной) собственности). Исторически в период 19001910 гг. и во времена НЭПа форма привлечения иностранного капитала в виде

    функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие стратегические задачи:

    1. Сформировать сеть организаций, осуществляющих посреднические функции в области складского хозяйства для эффективного обеспечения оптовой торговли и продвижения товара с минимальными затратами.

    2. Повысить конкурентоспособность товаров продовольственной группы за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам.

    3. Совершенствовать нормативно-правовые основы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.

    4. Создать достоверную и многоканальную связь между рыночными агентами с помощью эффективной модернизированной информационной базы.

    5. Организовать научно-методическое и кадровое обеспечение развития инфраструктуры.

    Стратегический план развития рыночной инфраструктуры является эффективным в том случае, если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения.

    В результате реализации стратегии управления рыночной инфраструктурой произойдет активизация ее элементов. Концентрация и «транзит» деловой активности российских производителей позволят региону реализовать свой потенциал как одного из российских инфраструктурных центров и будут содействовать интеграции российских товаропроизводителей в общероссийскую торгово-производственную сеть.

    Литература_

    1. В новый век. Стратегический план развития Южного федерального округа. - Ростов, - 2003г., - С.13.

    2. Гапоненко А. Практика развития ценовой активности в регионе. - М.: 2004г. - С.387.

    3. Баранычев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. - 2003, - №5, - С.88.

    Стратегический план развития региона - управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание характеристик следующих аспектов деятельности по развитию региона:

    • ? цели развития региона;
    • ? пути достижения поставленных целей;
    • ? потенциальные возможности, реализация которых позволит достичь успехов;
    • ? методы организации движения по избранным направлениям;
    • ? ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;
    • ? способы использования ресурсов.

    Стратегический план социально-экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это не директива сверху, направленная от региональной администрации предпринимателям и жителям региона, - напротив, такой план должен создаваться как сеть взвешенных и согласованных пожеланий по разрешению имеющихся проблем и адресуется со стороны бизнеса и населения к администрации. Таким образом, он представляет собой инструмент стратегического партнерства, механизм определения и осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни региона.

    В процесс стратегического планирования целесообразно вовлечь всех заинтересованных участников - предпринимателей, политиков и население. В рамках конференций, семинаров и рабочих групп с участием экспертов и жителей региона можно отработать предложения по приоритетам и критериям создаваемого плана. Для организации работы над стратегическим планом региона целесообразно создать специальную рабочую группу.

    Отдельной составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему План действий администрации по реализации стратегического плана, контролируемый лично главой администрации региона.

    Не в каждом регионе современной России удается создать стратегический план его развития. Регион должен не только иметь потенциал развития и соответствующие ресурсы, но и создать высокий уровень общественного согласия и готовность поставить общерегиональные приоритеты выше частных или институциональных.

    Существует ряд основных характеристик стратегического плана социально-экономического развития региона.

    • 1. Выделяет сильные и слабые стороны региона и стремится сформировать, усилить, развить конкурентные преимущества региона прежде всего по созданию лучших условий жизни людей, а также бизнеса.
    • 2. Содержит краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им воплощать решения в жизнь, базирующиеся на видении будущего развития.
    • 3. Рождается в результате партнерского взаимодействия всех региональных сил и представляет собой не директиву, а скорее агрегирование разумных рекомендаций в адрес администрации со стороны предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для жителей региона.
    • 4. План - это комбинация долгосрочного видения и сегодняшних мер. Это не только долгосрочные цели, но и план действий. По всем основным направлениям осуществления стратегии развития целесообразно разработать подцели, механизмы их достижения, определив потребные ресурсы, предполагаемый эффект, способы контроля и мониторинга.

    Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития,- как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Уровень социального развития региона в первую очередь определяется его экономическим развитием, поскольку качество жизни населения зависит от уровня и эффективности производства и продажи регионального продукта. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются следующие:

    • ? создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;
    • ? привлечение в регион новых производств;
    • ? развитие имеющихся производств;
    • ? обновление структуры производства;
    • ? развитие методов продвижения и продаж регионального продукта.

    Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов - это не только привлечение туда экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

    Кратко цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить следующими стадиями:

    • 1) определение целей развития;
    • 2) анализ внешней среды развития региона;
    • 3) определение сильных и слабых сторон (потенциала) развития региона;
    • 4) использование имеющихся и создание новых местных преимуществ;
    • 5) разработка концепции и стратегии развития;
    • 6) разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии;
    • 7) анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

    Рассмотрим последовательно все стадии стратегического планирования экономического развития региона.

    Стадия 1. Определение целей развития. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности. Каковы основные цели развития региона?

    Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты будущего времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц, активно задействовать прессу. Для формулирования целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.

    Общие цели регионального развития, как правило, характеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Основой для их формирования служат количественные и качественные данные о сообществе. Общие цели одновременно служат критерием развития, ориентиром для действия и позволяют отделить желаемые меры от нежелательных. Общие цели должны быть достаточно конкретными. Так, недостаточно в качестве цели указать: «стимулировать рост». В рамках такой формулировки неясно, о каком росте идет речь: о росте населения, числа предприятий, числа занятых или о росте объема продаж, доходов всех юридических лиц, или же о росте местной промышленности, торговли или какой-либо еще отрасли. Другими негативными примерами целей, сформулированных в слишком общем виде, могут служить следующие формулировки:

    • ? улучшить климат для бизнеса;
    • ? уменьшить безработицу;
    • ? повысить экономическое благосостояние жителей.

    Благие призывы мало что дают для планирования экономического развития региона. Целесообразно формулировать цели конкретно.

    Вот некоторые примеры таких формулировок:

    • ? удвоить долю занятых в сельском хозяйстве и отраслях аграрно-промышленного коплекса (АПК);
    • ? увеличить удельный вес занятых в торговле, доведя его до показателей занятых в промышленности;
    • ? увеличить на 50% число малых предприятий;
    • ? создать в регионе 50 новых предприятий финансовой инфраструктуры.

    Общие цели, если они сформулированы достаточно определенно, затем трансформируются в более частные, конкретные, с подробными количественными ориентирами и соответствующими критериями, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона. Формулировки таких целей отвечают в деталях на вопросы: что должно произойти, с кем конкретно, где и когда, какие количественные результаты должны быть достигнуты?

    Главная цель развития любого региона - устойчивое улучшение качества жизни для всех категорий жителей. Такая цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и создающего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности. В рамках главной цели можно выделить следующие подцели:

    • ? повышение доходов и уровня занятости как следствие экономического развития;
    • ? улучшение общих условий жизни как результат повышения эффективности отдачи ресурсов и бюджетных расходов.

    Стратегический план может быть ориентирован на достижение следующих трех стратегических целей:

    • 1) создание благоприятного климата для бизнеса;
    • 2) интеграция в мировую экономику;
    • 3) улучшение социальной среды.

    В свою очередь эти стратегические цели могут быть содержательно конкретизированы следующим образом.

    • 1. Создание благоприятного климата для бизнеса.
    • 1.1. Снятие избыточных ограничений для бизнеса.
    • 1.2. Снижение налогового пресса.
    • 1.3. Развитие рынка недвижимости.
    • 1.4. Развитие рынка рабочей силы.
    • 1.5. Ориентация финансовых ресурсов на инвестирование в реальный сектор.
    • 1.6. Формирование зон динамичного регионального развития.
    • 2. Интеграция в мировую экономику.
    • 2.1. Развитие экспортно ориентированных производств.
    • 2.2. Консолидация конкурентоспособных производителей.
    • 2.3. Развитие науки, образования, инновационной деятельности.
    • 2.4. Интеграция в глобальную информационную среду.
    • 3. Улучшение социальной среды.
    • 3.1. Развитие образовательного, культурного и интеллектуального потенциала региона.
    • 3.2. Ускоренное решение жилищной проблемы; реформа ЖКХ.
    • 3.3. Развитие инфраструктуры, включая тепло-, водо-, газо-, электроснабжение и канализацию.
    • 3.4. Повышение качества административного управления регионом.
    • 3.5. Повышение уровня общественной безопасности.
    • 3.6. Улучшение состояния окружающей среды.

    По каждому из пунктов формируется программа действий с указанием примерных сроков, механизмов, форм контроля и источников финансирования.

    Стадия 2. Анализ внешней среды развития региона. Анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводятся сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов с учетом исходного уровня, стартового положения региона и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

    Анализ внешних и внутренних факторов позволяет определить отрасли и виды деятельности, обеспечивающие эффективное развитие, и сформулировать соответствующие меры, которые могут эффективно реализовать имеющийся потенциал. Анализ позволяет выявить сравнительные характеристики среды региона:

    • ? внешние - географическое положение и климат, макроэкономическая ситуация в России, превалирующие тренды в экономике мира и России, демографические тенденции и др.;
    • ? внутренние - ресурсы и их доступность (человеческие ресурсы, включая навыки и образование, технологии, основные фонды, недвижимость, финансы), предпринимательский и инвестиционный климат, инфраструктура и коммунальные услуги.

    Стадия 3. Определение сильных и слабых сторон (потенциала) развития региона. С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные).

    Регионы вступают друг с другом в конкуренцию за инвестиции и новые рабочие места, а в конечном счете - за высокий жизненный стандарт и перспективы социально-экономического развития. Регион тем успешнее развивается, чем более привлекательны созданные в нем рабочие места и условия жизни.

    При анализе потенциала конкурентоспособности региона целесообразно изучить перечисленные ниже аспекты.

    • 1. Регион в мировой экономике:
      • ? экспорт произведенных продуктов;
      • ? развитие науки и образования;
      • ? инновационная активность;
      • ? развитие информационной и телекоммуникационной индустрии.
    • 2. Регион в структуре российской экономики:
      • ? макроэкономическая ситуация;
      • ? правительственный прогноз;
      • ? место региона в российской экономике;
      • ? место в межрегиональных связях;
      • ? возможные источники финансирования развития региона.
    • 3. Внутренние факторы развития:
      • ? человеческие ресурсы: половозрастная структура населения, его национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВВП на душу населения, производительность труда, дифференциация доходов, сбережения, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительность жизни;
      • ? природные ресурсы: использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, природные достопримечательности;
      • ? экономические ресурсы: структура местной экономики; превалирующие отрасли и наиболее быстро развивающиеся производства; климат для бизнеса, степень демонополизации рынков, состояние рынка недвижимости, уровень регионального планирования, деловая инфраструктура, объемы общественных и частных инвестиций, состав и объем муниципальных услуг, инфраструктура, транспорт и связь, степень развития малого предпринимательства, «экспортная» деятельность предприятий региона;
      • ? культурные ресурсы: история и исторические достопримечательности, социальные ценности, нормы, традиции, стиль жизни и др.

    В результате анализа регионального потенциала необходимо выделить основные внутренние преимущества региона, благоприятные внешние факторы, основные внутренние недостатки, неблагоприятные внешние факторы. На этой основе возможно создание профилей региона в настоящем, а затем и в будущем времени, в том числе (что очень важно) в сравнении с другими регионами.

    Стадия 4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. На этой стадии стратегического планирования происходит следующее:

    • ? рассматриваются возможности использования имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры);
    • ? определяются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона;
    • ? выявляются причины успехов и провалов предыдущих мер по управлению региональным экономическим развитием;
    • ? уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой стадии развития - индустриальной, постиндустриальной или до- индустриал ьной - находится регион;
    • ? определяется, где, в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается и может быть создана добавленная стоимость, на этой основе еще раз уточняются цели экономического развития региона.

    В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться эффективно экспортировать услуги в другие регионы. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские и прочие услуги, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги - все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

    Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также новые, пока еще не реализуемые факторы, которые можно и целесообразно задействовать в процессе управления экономическим развитием, чтобы в дальнейшем сформировать новые конкурентные преимущества региона. Акцент ставится на создание таких преимуществ, как развитая рыночная инфраструктура, современные коммуникационные линии и сети, система безопасности (личности и бизнеса), наличие и действенность институтов, поддерживающих бизнес, эффективная региональная промышленная политика, управление региональной собственностью, наличие квалифицированных кадров, благоприятные условия для инвестиций.

    Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом. Социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

    Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи. Современные коммуникационные линии, развитость региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет - в настоящее время эти факторы стали иметь такое же значение, какое в начале XX в. для регионального развития имели железные дороги.

    Значимым региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при низком уровне безопасности.

    Создание и поддержание высокого уровня квалификации региональных кадров - также весомый фактор регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от степени квалификации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекательным для работников.

    На этой стадии стратегического планирования рассматриваются возможности использования сильных сторон региона и нейтрализации слабых.

    Стадия 5. Разработка концепции и стратегии развития. На этом этапе стратегического планирования формулируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления им. Выводы (концепция) делаются с учетом новых тенденций социально- экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Концепция включает выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, а также выявленные конкурентные преимущества данного региона. Здесь обсуждаются альтернативные варианты стратегии, их сравнительная оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах.

    Стадия 6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе сформированных концепции и стратегии социально-экономического развития разрабатывается план конкретных действий. Перечисленные ниже разделы стратегического плана развития региона могут стать относительно самостоятельными.

    • 1. Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности. Первые шаги администрации по экономическому развитию региона предполагают объемную и целенаправленную работу по зонированию.
    • 2. Формирование дополнительных источников финансирования развития региона. Этот раздел включает меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контролю эффективности всех направлений работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий.
    • 3. Меры по поддержке малого предпринимательства. В первую очередь этот раздел может включать развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основах, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, регионального «инкубатора» малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга.
    • 4. Осуществление реформ жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкуренции в городском хозяйстве.
    • 5. Региональный маркетинг и план продвижения региона. В этом разделе определены меры по разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизнеса в регионе, а также по обеспечению информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о регионе. Проведена координация действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой и местными банками, использованы средства массовой информации, формирующие четкое представление о будущем, в том числе желательный тип экономики и пути ее создания, задействованы методы коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентов в регион, прежде всего стратегических инвесторов.

    Стандартный план конкретных действий включает в себя данные о задачах и сроках их решения, об ответственных лицах, ожидаемых результатах, а также о размерах и источниках финансирования, способах промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением плана.

    Стадия 7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает не только наличие рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг его социально-экономического состояния, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, осуществление оценки эффективности и результативности предпринятых мер.

    Даются ответы на вопросы:

    • ? совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде;
    • ? помогает ли стратегия решить критические проблемы региона;
    • ? получает ли стратегия поддержку жителей?

    Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство экономического развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками, содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-«инкубатор», выявить резервы использования нежилых помещений, организовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией должно заниматься разработкой общественного видения перспектив, для чего целесообразно регулярно проводить встречи администрации с предпринимателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, организовывать учебные семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию ретона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

    Планирование экономического развития ретона - это непрерывный процесс. В его рамках осуществляется принятие любых, в том числе тактических решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной базе.

    Новый этап в формировании региональной политики России, начался в середине 2000-х годов, когда теперь уже бывшим Министерством регионального развития РФ были разработаны проекты двух документов: «Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и Федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации».

    В концепции Стратегии предлагалось перейти от политики межбюджетного выравнивания к политике «поляризованного развития» - финансовой поддержке высокоразвитых «опорных регионов». К ним предлагалось относить те субъекты РФ, которые бы удовлетворяли следующим условиям:

    • в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажи- ро- и грузопотока;
    • наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
    • в регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
    • регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал,
    • регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
    • в регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
    • в перспективе 10-12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий.

    Финансирование всех остальных регионов по замыслу Минре- гиона России должно было осуществляться на основе необходимости обеспечения федеральных социальных стандартов для населения, которые определяются государственной социальной политикой.

    Также, по мнению министерства, к первоочередным задачам по реализации Стратегии относились:

    • доработка методики оценки эффективности деятельности региональных властей, в особенности отсталых и депрессивных регионов, а также разработка механизмов, стимулирующих необходимость, выгодность эффективного развития региона;
    • перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами;
    • разработка долгосрочной стратегии развития России на основе определения специализации федеральных округов и субъектов Федерации.

    Минрегион России относил к опорным регионам 10 субъектов РФ с наибольшими показателями ВРП. Оценивая перспективные возможности выбранных десяти регионов для поднятия экономики всей страны, следует отметить, что за 2000-2010 гг. доля ВРП в этой группе увеличилась у шести субъектов РФ: Москвы, Московской области, Санкт- Петербурга, Краснодарского края, Свердловской области и Ямало- Ненецкого автономного округа. Суммарная доля ВРП наиболее развитых 10 субъектов Федерации за 2000-2010гг. возросла всего на 2,2% (табл. 1). Причем четыре из них, в том числе Ханты-Мансийский АО и Красноярский край, свою долю в ВРП России сократили. Конечно, это можно было бы отнести к последствиям кризиса, но поскольку динамика показателя рассматривается за период после 2000 г., то это предположение было бы не слишком корректно.

    Таблица 1

    Вклад опорных регионов в создание ВРП России,%_

    и п

    Субъект РФ

    Доля субъекта РФ в ВРП России

    2000 г.

    2010 г.

    Ханты-Мансийский АО

    Московская область

    Санкт-Петербург

    Республика Татарстан

    Краснодарский край

    Свердловская область

    Красноярский край

    Республика Башкортостан

    Ямало-Ненецкий АО

    Итого

    Источник: Стат. сб. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2002, 2012.

    Как известно, модернизация экономики предполагает наиболее активное развитие обрабатывающих наукоемких отраслей, способных к инновациям. Рассмотрим с этой точки зрения отраслевую структуру ВРП выбранных «локомотивов» роста. Для этого проанализируем, на каких видах экономической деятельности они специализируются, за счет чего формируется их ВРП. С этой целью были рассчитаны коэффициенты локализации, которые представляют собой отношение доли определенного вида деятельности в ВРП субъекта РФ к аналогичной доле в суммарном ВРП России. Коэффициенты локализации от 1 и выше свидетельствуют о том, что регион специализируется на данном виде деятельности (табл. 2).

    Таблица 2

    Отраслевая структура хозяйства субъектов РФ - «локомоти- _ вов» экономического развития, 2009 г., %_

    Сельское

    Промышленность в том числе:

    в том числе:

    добывающая

    обрабатывающая

    торговля

    образование

    Российская Федерация

    Московская обл.

    Санкт-Петербург

    Краснодарский край

    Башкортостан

    Татарстан

    Ханты-Мансийский АО

    Ямало-Ненецкий АО

    Красноярский Край

    Источник: Рассчитано по данным Росстата

    Согласно расчетам, 3/4 ВРП Москвы формируется за счет сферы услуг, при этом доля торговли составляет в ее структуре чуть меньше половины, велика доля финансовых услуг и услуг по предоставлению недвижимости, аренды и т.д. Доля услуг образования, как это ни парадоксально, в Москве ниже, чем в среднем по России. Таким образом, отраслями специализации Москвы - субъекта РФ с самой высокой долей ВРП в России, являются сфера услуг и торговля, т.е. это совсем не те отрасли, модернизация которых может повлиять на модернизацию экономического развития других регионов и России в целом.

    Из анализируемых десяти субъектов РФ на отраслях обрабатывающей промышленности, которые в соответствии с классификацией ОКЭВД относятся к перспективным для модернизации и внедрения инноваций, специализируются только четыре - Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край и Республика Башкортостан. Об их высоком потенциале для осуществления модернизации свидетельствует и специализация на отраслях образования .

    В число «локомотивов» также вошли регионы, специализирующиеся на отраслях добывающей промышленности - это Ханты- Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Татарстан. Для обоих автономных округов характерна моноотраслевая специализация на видах деятельности, относящихся к добывающей промышленности. В этих регионах слабо развита сфера услуг, доля этого вида деятельности в два раза ниже, чем в среднем по России. Структура хозяйства Республики Татарстан более разнообразна: регион специализируется на отраслях промышленности (ее доля составляет более 40%), сельского хозяйства, но доля услуг и торговли - ниже среднероссийской.

    Таким образом, проведенный анализ отраслевой структуры экономики 10 субъектов РФ, которым государственная политика отводит приоритетную роль в модернизации России, продемонстрировал, что у половины из них она слабо приспособлена к осуществлению процессов модернизации и внедрения инноваций. Поэтому, если речь идет об ускоренном росте ВВП и повышении сбора налогов, то эти регионы смогут выполнить поставленную задачу, если же приоритетом становится переход на инновационный путь развития, то должен быть иной подход к выбору для этих целей опорных территорий. Отраслевая структура хозяйства таких регионов должна быть более приспособлена к трансформации. В них должны преобладать отрасли обрабатывающей промышленности, а механизм их трансформации должен учитывать потенциальные возможности региональной специализации и соответствовать тем критериям, которые предполагает инновационный путь развития и модернизация.

    Одним из доводов в пользу приоритетной поддержки наиболее развитых регионов послужило утверждение, что именно по такому пути - формированию опорных регионов и центров, шло развитие экономики во многих странах - США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции и др.

    В частности, во Франции, стремящейся к ликвидация технологического отставания от США и Японии, полюса конкурентоспособности стали создаваться с середины 2000-х гг. Государство, которое весьма заинтересовано в результативности такой политики, осуществляет всестороннюю поддержку новых центров роста: предоставляет финансовые субсидии лучшим проектам НИОКР, привлекает к их финансированию бизнес, помогает выявлять международных партнеров и завязывать с ними контакты. Такая активная политика уже дала свои результаты. В настоящее время во Франции функционирует около 80 полюсов инновационного развития, часть которых имеет статус международного значения. Суммарные накопленные инвестиции составляют 4,5 млрд евро, с 2005г. успешно реализовано более 800 проектов .

    Следует при этом отметить, что стратегия развития предусматривала организацию опорных центров разного масштаба - как крупных, так и небольших поселений. Соответственно и приоритеты развития имеют разный статус - национальный, региональный и местный. Финансирование, в зависимости от него, осуществляется как из бюджета Франции и ее регионов, так и из средств Совета Европы. Говоря о финансовом стимулировании деятельности полюсов конкурентоспособности во Франции, следует отметить, что только на начальном этапе им было выделено порядка 1,5 млрд евро госдотаций. Кроме того, согласно закону о бюджете, им предоставлялись льготы в форме освобождения от налога на прибыль (100% в течение первых трех лет и 50% в последующие два года), а также льготы по выплате отчислений во внебюджетные фонды.

    В России изначально были определены регионы - локомотивы, потенциал развития которых, как предполагается, позволит решить задачи модернизации и инновационного развития России. На их территориях предусматривается создание кластеров , которые и должны стать полюсами конкурентоспособности в своих регионах и в стране в целом. Для этого на федеральном уровне было принято решение о разработке соответствующих программ. При этом в качестве кластеров в них рассматривается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

    • объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
    • механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
    • синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

    В 2012 г. был проведен конкурс, в результате которого из представленных 94 программ было отобрано 25. Основными видами деятельности, которые должны получить федеральную поддержку в результате осуществления кластерной политики в России, являются биотехнологии, фармацевтика, медицинская промышленность, ядерные и лазерные технологии, суперкомпьютеры, производство летательных и космических аппаратов, энергетическое машиностроение, нефтехимия, приборостроение .

    Из выбранных 25 программ только 14 получили финансовую поддержку в виде субсидий. Общий объем средств, ежегодно выделяемых на реализацию всех программ должен составить до 5 млрд руб. в течение 5 лет, начиная с 2013 года. При этом указанные выплаты предлагается осуществлять за счет частичного перераспределения средств, предусматриваемых в настоящее время на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Таким образом, дотации субъектов РФ превращаются в субсидии, на определение целей использования которых, регионы имеют значительно меньшее влияние, чем на использование дотаций.

    Примечательно, что субсидии предлагается выделять бюджетам субъектов РФ, где расположены кластеры, а в качестве целей их выделения определено софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по решению проблем развития транспортнокоммуникационной, инженерной, социальной, инновационной и образовательной инфраструктуры в рамках поддержки реализации программ развития этих кластеров.

    Безусловно, решение проблем развития инфраструктуры - это необходимый элемент модернизации, но следует обратить внимание на то, что из 14 отобранных проектов большая часть является наукоградами и ЗАТО. В период с 1990 г. их финансирование было существенно сокращено, а с 2003 г. перешло на уровень местного самоуправления. Доходы бюджетов наукоградов и ЗАТО стали формироваться также как и других муниципальных образований, что отрицательно повлияло на возможности сохранения и развития этих уникальных образований.

    В результате, на протяжении значительного времени в них не происходило обновления оборудования, материально-техническая база и инфраструктура старела и разрушалась, наиболее успешные специалисты покинули Россию. Сейчас же предполагается в рамках политики модернизации осуществить восстановление деятельности ЗАТО и наукоградов, сделать их источниками инновационного развития России. Но в этом случае требуется направлять субсидии не субъектам РФ на цели инфраструктурного развития, а непосредственно самим ЗАТО и наукоградам на закупку оборудования, модернизацию научной и технической базы, на привлечение квалифицированных кадров, на улучшение условий жизни и повышение зарплат сотрудникам. То есть предоставить им государственную поддержку аналогично вновь создаваемому «Сколково». Тогда и результаты их деятельности будут соответствующие.

    Что касается таких точек роста, как, например, Камский кластер (Республика Татарстан) Самарский кластер, кластеры в Мордовии, Санкт-Петербурге, то уже сейчас они обладают существенным научно- техническим потенциалом и уже продемонстрировали способность к коммерциализации разработок и продвижению на рынок инновационной продукции. Они уже являются локомотивами развития экономики своих регионов, вносят существенный вклад в ВРП. Субсидии на инфраструктурное развитие субъекта РФ здесь скорее являются поощрительной мерой, чем мерой поддержки инновационного развития. Уровень социально-экономического развития территорий, где расположены эти кластеры, их инфраструктурная обустроенность, показатели бюджетной обеспеченности, ВРП на душу населения здесь выше, чем в других регионах России.

    Таким образом, в результате финансовой поддержки выбранных кластеров дополнительное развитие получат Московская, Калужская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская области, г. Санкт-Петербург, республики Татарстан, Мордовия. Между тем, значительная часть средств, выделяемых федеральными институтами развития, таких как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, Российский фонд технологического развития, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Российский фонд технологического развития, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, итак концентрируется в «сильных» регионах, лидерах экономического роста Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Татарстан, на востоке - в Красноярском и Хабаровском краях. Проблемные же регионы поддержку получают в крайне редких случаях.

    В этой ситуации даже осуществление политики поддержки точек роста едва ли окажет существенное влияние на прорыв России в модернизации и инновационном развитии, не говоря уж об обеспечении инновационного развития большинства регионов России.

    Основная масса регионов - более 70, на весь предстоящий период остаются в соответствии с этой концепцией вне государственной стратегии регионального развития. Но в этих регионах живет население России, на которое в полной мере должны распространяться конституционные гарантии по предоставлению бюджетных услуг - право на жилище, труд, бесплатное образование, здравоохранение. Отсутствие на протяжении длительного времени должного внимания к развитию таких регионов снижает в них уровень жизни, ухудшает демографические показатели, повышает уровень безработицы. Все это ведет к формированию на территории России очагов нестабильности и снижает устойчивость функционирования государства в целом.

    Кроме того регионы-локомотивы, если исходить из теории полюсов роста, должны транслировать свои идеи и нововведения на другие территории, способствуя их распространению. Однако, для того чтобы остальные регионы могли впитывать эти идеи и их реализовывать, необходим соответствующий уровень развития их экономического, социального, научного, трудового потенциала, т.е. всего того, что в них зачастую отсутствует или используется неэффективно, и из-за чего главным образом сдерживается их развитие. При такой ситуации реализация политики поляризованного развития приведет лишь к дальнейшему росту дифференциации в социально-экономическом развитии и усилению нестабильности в большинстве регионов России.

    Следовательно, недостаточно содействовать дальнейшему развитию лишь 10-12 регионов на территории страны, необходимо чтобы государственная региональная стратегия предусматривала определенные направления поддержки и для остальных субъектов РФ. Нужна такая региональная политика, которая бы способствовала сближению в уровне жизни населения на территории России, в предоставлении населению бюджетных услуг и тем самым - снижению пространственной дифференциации России.

    Опыт прошедших 20 лет показал, что с помощью только рыночных механизмов невозможно сократить различия в уровне социально- экономического развития субъектов РФ. Метод финансового выравнивания, применявшийся весь этот период, является явно недостаточным. В сложившихся условиях преодоление отсталости требует специальной государственной политики, направленной не на выравнивание бюджетной обеспеченности, как происходит это сейчас, а на активное создание в отсталых регионах институтов развития. Именно таким путем осуществляется региональная политика в странах Европейского Союза.

    • Полюса конкурентоспособности. Управление научно-инновационным комплексом по-французски.http: // nanotec.invur.ru
    • Территориально - это Саров - ведущий центр ядерных, суперкомпьютерных илазерных технологий, Железногорск - центр производства космических спутникови материалов ядерного комплекса. В сфере биотехнологий - Пущино, Зеленоград,Кольцов. В сфере фармацевтики, медицинской промышленности и радиомедицины- Томская и Свердловская области, Санкт-Петербург и Димитровград, энергетического машиностроения - Ярославская область и Санкт-Петербург. Аэрокосмические кластеры формируются в Самарской и Ульяновской областях, Пермском иХабаровском краях, нефтехимические - в Татарстане и Нижегородской области,приборостроения - в Мордовии (по данным сайта Минэкономразвития России).